Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.147-322
Читающий университет как креативное пространство
С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация. Введение. В статье рассматриваются особенности культуры чтения молодёжи в федеральном вузе. По мнению авторов, образовательная среда федерального университета должна быть нацелена на создание педагогических условий, реализация которых позволит воспитать будущего специалиста в различных сферах деятельности как личность, способную к самообразованию и саморазвитию посредством чтения. Отмечается, что формирование читателя происходит через аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов с использованием актуальных для высшей школы технологий, ориентированных на стимулирование читательской активности обучающихся. Материалы и методы. Использованы методы наблюдения, анкетирования, проектирования читательской среды. Представлены промежуточные результаты долгосрочного социально-культурного проекта «Читающий университет». Обоснованы различные подходы, поддерживающие интерес к чтению, стимулирующие самостоятельный и творческий выбор читателя. Результаты исследования. Проведённый статистический анализ мотивов чтения первокурсников вскрывает социальную природу читательских потребностей и интересов обучающихся, определяя место и значение чтения в их жизни. Характеристика читательского портрета пятикурсников указывает, что чтение им необходимо для самообразования, личностного и профессионального развития. Студенты в начале обучения в вузе нуждаются в педагогическом регулировании их читательской деятельности. Старшекурсники имеют сформированную готовность к самостоятельному досуговому чтению; их читательский опыт может быть применим в работе с потенциальными абитуриентами и первокурсниками. Обсуждения и заключения. В системе руководства чтением молодёжи, в повышении культуры чтения студентов значительная роль отводится образовательной среде федерального университета, в частности технологиям, цель которых - воспитание читателя «через всю жизнь».
Ключевые
слова: социально-культурный проект, воспитание читателя,
вуз, мотивация, творчество.
Для цитирования: Залуцкая С. Ю., НиконоваН. И. Читающий университет как креативное пространство // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 91-102.
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-91-102.
Дата поступления статьи в редакцию:
24 октября 2018 г. Введение
В первой четверти XXI века обрели особую актуальность исследования «...реального учебного процесса в университете [с целью] определить социально-педагогические альтернативы его модернизации» [7, с. 9903] с учётом мировых образовательных трендов. В частности, современное педагогическое сообщество не перестаёт заниматься активным поиском плодотворного решения проблемы, которая стоит в мировой повестке дня на протяжении как минимум двух десятилетий, - проблемы воспитания человека читающего. Читающего с интересом и пользой, активно и творчески. Читающего в течение всей жизни.
Обзор литературы
Как отечественные, так и зарубежные исследователи разрабатывают различные аспекты выдвинутой проблемы: повышение мотивации молодёжи к чтению; стратегии воспитания школьников, студентов и взрослых как читателей; влияние чтения на образовательный успех; новые формы и приёмы формирования читательского интереса обучающихся; «расширение стратегических запасов начитанности»; трудности в чтении и другие. Контент-анализ научных трудов по теме выявил несколько значимых для решения вопроса направлений деятельности по поддержке новых поколений читателей в сфере чтения:
- развитие мотивации к чтению и поощрение чтения для удовольствия [4];
- повышение квалификации педагогов всех образовательных организаций;
- формирование читательской среды семьи, дошкольной организации, школы, вуза, социума;
- формирование привлекательного имиджа «человека читающего».
Мировое научное сообщество осознаёт, что качество читательской компетентности личности влияет на эффективность её социализации и профессиональной деятельности, на уровень адаптации человека в современных ус-
ловиях жизни, и предлагает различного рода меры по решению этого вопроса [5; 6; 8 и др.]. Так, в странах, озабоченных фактом увеличения нечитающего населения, для управления работой по продвижению чтения среди молодёжи, аккумулирования и трансляции успешных практик и технологий созданы нормативная база (национальные стратегии, концепции и программы чтения), а также ассоциации, профессиональные педагогические и родительские сообщества, экспертные группы, онлайн-платформы.
Материалы и методы
Свой вклад в процесс формирования эффективной читательской среды, активно влияющей на интересы и потребности нового поколения читателей / нечитателей, вносят российские высшие учебные заведения как одно из ключевых звеньев системы «чтение в школе - чтение в вузе - чтение через всю жизнь». В их числе Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Ам-мосова (далее - СВФУ) - крупнейший межрегиональный образовательный и культурный центр Северо-Востока России. Ведёт обучение по 119 направлениям подготовки среднего профессионального и высшего образования. Сегодня в нём обучаются свыше 17 тысяч студентов из 52 субъектов России и 3 8 стран мира. Важная стратегическая задача университета - «выстроить систему воспитания культурного человека» [2]. Одним из инструментов решения этой задачи СВФУ стал комплексный социально-культурный проект «Читающий университет», необходимость которого обусловлена снижением интереса студентов к самостоятельному досуговому чтению, изменению мотивации современных молодых людей в организации своего времяпрепровождения.
Так, в целях исследования мотивации студентов федерального вуза к чтению 20-25 апреля 2018 г. было проведено анкетирование, в котором участвовали 40 студентов первого курса (из 47 (общего числа) первокурсников) филологического факультета СВФУ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». Выборка респондентов обусловлена программой обучения: студенты первого курса не изучили полный курс литературных дисциплин, поэтому в большей степени ориентированы на досуговое чтение. Возраст респондентов: от 17 до 19 лет. Гендерный состав: 34 % юношей, 66 % девушек. Обучались в сельской школе - 87 % студентов; 11 % — в городской; 2 % — школе посёлка городского типа. Цель опроса первокурсников - выявить объективные и субъективные факторы, определяющие читательские предпочтения обучающихся, получить данные о мотивах, направленности, систематичности их чтения. Анкета включала в себя девять вопросов и заданий.
Так, по ответам респондентов на вопрос анкеты о любимых занятиях в свободное время выявлено, что первокурсники предпочитают общение с друзьями (67,5 %), что абсолютно естественно для данной возрастной группы; просмотр видео (30 %) и чтение книг (25 %).
В списке любимых литературных произведений первокурсников достаточно много книг, изучаемых в школе, экранизированной зарубежной литературы и книг, прочитанных в детстве. Только один студент назвал произведение якутского писателя. Смешение классических произведений с текстами массовой литературы указывает на неустойчивость читательского вкуса студентов первого курса.
Ответы на вопрос о коммуникативной компетенции студентов убеждают
в том, что среди первокурсников не принято обсуждать прочитанные книги (45 %); готовы поделиться впечатлениями с родителями 7,5 %, а с преподавателями - 2,5 % респондентов. Охотно обмениваются впечатлениями с друзьями 45 % опрошенных. Очевидно, что преподаватели вуза не входят в круг тех, с кем обучающиеся готовы общаться по поводу досугового чтения.
Постоянную потребность в чтении испытывают 2,5 % от общего числа опрошенных. Большинство респондентов читают художественную литературу, когда есть свободное время (55 %); практически не читают 40 %. Такие показатели для будущих филологов являются неудовлетворительными. Вывод подтверждают данные по вопросу анкеты о количестве прочитанных за последнее время книг: 40 % указали, что не прочитали ни одной книги за последний месяц; по одной книге прочитали 37,5 %, две - 17,5 %, три - 2,5 % опрошенных.
Ответы первокурсников на задание убедить сверстников в необходимости досугового чтения можно дифференцировать по трём группам. Первая группа: большинство респондентов представили прагматические аргументы: саморазвитие, расширение кругозора - 62,5 % человек; пополнение словарного запаса -42,5 % респондентов; повышение качества общения - 15 % обследуемых. Отметим, что 11,7 % студентов читают книги для новых знакомств, расширения круга друзей, чтобы «было о чём поговорить». Во вторую группу следует отнести следующие ответы: развитие воображения - отмечают 25 % респондентов, для получения ответов на волнующие вопросы - 20 %, повышение культуры -2,5 %, узнать путь к успеху - 2,5 %. Третья группа ответов - об эмоциональных мотивах чтения художественной литературы: отдых, получение удовольствия (17,5 % студентов), возможность уйти в ирреальность (15 %), способ найти свой мир (5 % респондентов).
Полученные данные следует расценить как противоречивые. С одной стороны, респонденты предпочитают читать русские или зарубежные классические произведения, которые вызывают эмоциональный отклик, заставляют задуматься над важными нравственными проблемами, поднятыми в текстах. Для студентов важно читать, чтобы расширять кругозор, повышать образовательный и культурный уровень, качество коммуникации, а также развиваться и быть успешными. С другой стороны, первокурсники утверждают, что почти не читают, не обмениваются впечатлениями о прочитанном, в их досуге чтение уступает общению с друзьями, просмотру кино- и видеопродукции.
Исследование продемонстрировало, что читательская среда вуза должна не только поддерживать имеющийся интерес к чтению студентов первого курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», но также разрабатывать адекватные культурным, образовательным, духовно-нравственным запросам молодёжи подходы и технологии, формирующие её мотивацию к чтению как досуговой деятельности, деятельности увлекательной, творческой. Одной из таких технологий может выступать технология проектов. Формат проекта позволяет ставить конкретные практические цели, чётко определять инструментарий эффективного решения задач, оперативно анализировать промежуточные и итоговые результаты, своевременно корректировать деятельность участников проекта, полностью реализовать их потенциал, в том числе и творческий.
Результаты исследования
С целью контрольного мониторинга исследования мотивации студентов -будущих учителей русского языка и литературы к чтению 1-2 сентября 2018 г. авторами был проведён опрос среди пятикурсников филологического факультета, являвшихся на протяжении четырёх лет участниками проекта «Читающий университет». Количество респондентов: 34. Возраст респондентов: от 21 до 25 лет. Гендерный состав: 12 % юношей, 88 % девушек. Цель опроса - охарактеризовать читательскую самостоятельность будущих учителей русского языка и литературы и выяснить эффективность проекта «Читающий университет». Всего было задано три вопроса:
1. С какой целью вы читаете?
2. Какую роль играет чтение в вашей жизни?
3. Что мешает современной молодёжи читать художественную литературу?
В результате исследования обнаружено, что большая часть респондентов
(82 %) любит читать. В большинстве своём (61 %) студенты читают для расширения своего кругозора, саморазвития, обогащения духовного мира, удовольствия («Мы читаем художественную литературу, чтобы развиваться в духовном плане»; «Читаю для досуга»; «Ради интереса»; «Чтобы узнать, открыть для себя что-то новое, интересное и другое. Представить себе иную жизнь. Окунуться в совсем другой мир. Почувствовать особенности того или иного времени. Сравнить свою и чужие жизни, истории». «Книги по-прежнему остаются источником информации, даже в эпоху Интернета, которому уступают в удобстве, но не в надежности»).
На вопрос о целях чтения 29 % респондентов ответили: «Для души. Для себя»; «Хочу найти себя, постичь и понять окружающий мир». Подобные ответы указывают на наличие устойчивого интереса испытуемых к чтению как досуговой деятельности, на сформированность навыков диалогового мышления, умение рефлексировать. Благодаря книгам у студентов выпускного курса развивается воображение, чувственность, умение сопереживать. Литература, с их точки зрения, помогает личности стать лучше, совершеннее.
Также склонность к самостоятельному чтению обусловлена профессиональными интересами и потребностями: «Любовь к литературе стала решающим фактором в выборе специальности»; «Люблю читать с детства, поэтому решила связать свою жизнь с литературой»; «Чтение обеспечивает гармонию с самим собой, даёт знания для успешного усвоения умений, навыков, необходимых для моей будущей профессии» - 58 % респондентов. С одной стороны, литература выступает для обучающихся средством познания действительности, необходимой частью профессионального роста, обеспечивает когнитивные потребности. Оценивая книгу только как источник знаний, они могут не получать эстетического наслаждения от прочитанного. С другой стороны, возможно сделать вывод о сформированности у студентов выпускного курса профессионально значимых компетенций, в число которых входит и читательская компетенция.
Совсем не читают или перестали читать 8 % опрошенных («Честно признаюсь, что в последнее время я почти не читаю»; «Нет, не читаю»; «С годами я читаю всё меньше и меньше»).
Для подавляющего числа обучающихся (88 %) книга играет в жизни важ-
ную, определяющую роль. 32 % респондентов рассматривают книгу как часть культуры личности современного человека («Чтение - это возможность прикоснуться к мировой культуре»; «Чтение как глоток свежего воздуха. Витамин для души и физические упражнения для ума»; «Книги во многом сформировали меня как личность, моё мировоззрение»; «Чтение - одно из моих любимых занятий, оно дарит наслаждение благодаря сюжету, героям, юмору, общению с Автором»). 5 % испытуемых в своих ответах уточнили, когда они читают книги: «Люблю читать летом, потому что у меня много времени»; «Больше читаю на каникулах».
Что касается приоритетных негативных факторов, влияющих на формирование читательской самостоятельности современной молодёжи, то здесь мнения респондентов разделились: 44 % опрошенных обвинили в конкуренции с книгой социальные сети, а 38 % - лень: «На мой взгляд, современная молодёжь стала слишком ленивой. Не любит трудиться. Хочет получить всё без какого-либо труда». «Человек, который смотрит на экран, находится в пассивном состоянии, он не активен. Когда мы читаем текст, мы должны предпринять некоторое усилие над собой». 8 % студентов указали на дороговизну печатных книг («Не хватает денег»); 5 % - на отсутствие «моды» на чтение.
Ответы участников опроса указывают на сформированность у них навыков аналитического мышления, объективного самоанализа. Пятикурсники в полной мере осознают, что мешает им читать, однако противостоять негативным факторам, влияющим на читательскую деятельность, или обратить эти факторы (например, те же социальные сети) себе на пользу могут далеко не все. В своих ответах респонденты (72,9 %) также свидетельствуют, что на их отношение к чтению как досуговой деятельности положительное влияние оказало участие в различного рода мероприятиях, проводимых в университете в рамках проекта «Читающий университет», выполнение учебных заданий по продвижению чтения среди разных целевых аудиторий.
Обсуждение и заключения
Долгосрочный, действующий социально-культурный проект «Читающий университет» был разработан филологическим факультетом СВФУ в 2012 году. Его цели - «продвижение чтения среди мультикультурного сообщества студентов университета» [3, с. 198]; формирование привлекательного имиджа читателя и книги; повышение культурного уровня обучающихся. Движущей силой проекта является креативная составляющая как наиболее привлекательная для студентов, стремящихся к саморазвитию и самореализации. «Читающий университет» стал площадкой для студенческих экспериментов, апробации оригинальных идей, усвоения молодёжных трендов, инструментом расширения креативного пространства вуза.
Активными участниками проекта являются студенты-бакалавры и магистранты различных подразделений федерального университета. Его наиболее значимая целевая аудитория - первокурсники, которые с первых дней обучения должны быть включены в уже сформированную систему мероприятий по продвижению чтения и книги. Так, обязательными для студентов первого курса направления 44.03.05 «Педагогическое образование» являются ежегодный ораторский конкурс (включает в себя задания по декламации поэтических и прозаических произведений); олимпиада (проверяет знание русской класси-
ческой литературы); актовые лекции ведущих преподавателей, магистрантов и аспирантов вуза о литературном процессе, писателях и поэтах; регулярные мероприятия в литературно-музыкальной гостиной филологического факультета «Хрустальный шар» (литературные тематические пати, балы, турниры, конкурсы...); встречи с писателями, поэтами и журналистами; научные конференции, семинары и круглые столы по проблемам чтения, а также открытые мероприятия - ореп. лекции преподавателей-филологов СВФУ, которые проходят в городском парке культуры и отдыха. В 2018 г. студенты имели возможность посетить лекции «Эстетика женской прозы» и «Литературные мифы не должны влиять на впечатление от писателя», открывающие новые аспекты в прочтении классических произведений.
Социально-культурный проект «Читающий университет» включает в себя и пространственно-предметный компонент, предусматривающий наличие тематических выставок и «уголков», ориентированных на студентов-читателей; функционирование кружков, клубов, секций, в основе деятельности которых -идея чтения; наличие в библиотеках достаточного информационно-познавательного, просветительского материала; насыщение образовательной среды вуза символическими артефактами. Особое внимание в СВФУ уделяется дизайну помещений, включающему в себя передвижные выставки рекламных плакатов и специализированные стенды о чтении «Успешные люди читают» с рекомендациями книг от значимых в студенческой аудитории лиц, «В начале было Слово.» с разработанной самими студентами рекламой популярных среди целевой аудитории художественных произведений.
Анализируя в 2018 г. промежуточные результаты проекта, его организаторы пришли к заключению, что наиболее плодотворной для включения студентов в творческую деятельность по поддержанию чтения является систематическая самостоятельная работа бакалавров в рамках учебной практики и специализированных дисциплин, таких как «Практикум по русской литературе», «Литература народов России», «Литература в школьном курсе». В учебном плане магистров также учитываются особенности формирования читательской среды вуза: в вариативную часть включены «Компетентностный подход в литературном образовании», «Русская сетература в профессиональной деятельности», «Взаимосвязанное изучение русской, зарубежной, якутской литератур», «Читательская компетенция в контексте литературного образования».
Во время учебной и производственной практики студенты направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) реализуют проекты по изучению читательских интересов школьников и проекты по продвижению чтения (например, «Чтение произведений о Великой Отечественной войне» с использованием стратегии «Алфавит», «Почему мы читаем зарубежную литературу?», «Короленко и Якутия» с внедрением исследовательского метода, «Модные детские книги», «Якутия глазами русских поэтов и писателей», «Русско-якутские литературные связи»). Совместная проектная деятельность студентов и школьников обогащает их творческий опыт и расширяет читательский кругозор, повышает мотивацию к досуговому чтению. Социально-культурные проекты создаются бакалаврами не только для школ, но и учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов, издательских домов), что увеличивает количество участников «Читающего университета», охватывая го-
родское и республиканское сообщество (например, «Сценарий литературного вечера по творчеству долганской поэтессы Огдо Аксёновой», «Макет альманаха поэтических произведений якутских писателей», «Электронный литературный сайт Якутии» и др.).
Чтение также является предметом научного исследования бакалавров, магистрантов, аспирантов, что позволяет системно анализировать промежуточные результаты проекта «Читающий университет», внедрять принцип преемственности в решении данной проблемы на разных уровнях вузовского и послевузовского образования. Тематика выпускных и научных квалификационных работ студентов отражает разнообразие актуальных аспектов изучаемой проблемы: «Читательская деятельность учащихся на уроках внеклассного чтения», «Изучение читательских интересов учащихся старших классов и студентов как необходимый этап создания и поддержки читательской среды», «Стимулирование читательской активности школьников: рекомендация книги», «Продвижение чтения среди молодёжи средствами связей с общественностью: креативные подходы», «Формирование читательской культуры студентов средствами связей с общественностью», «Совершенствование читательской компетенции на занятиях предпрофильного элективного курса в гуманитарных классах» и др. Научно-исследовательская работа студентов - будущих учителей русского языка и литературы также предполагает их обязательное участие в городских, республиканских и всероссийских научно-практических мероприятиях, где они наравне с учёными, аспирантами, ведущими учителями-исследователями выступают с докладами и сообщениями, представляют проекты по проблемам читательской компетентности, вопросам изучения русской, якутской и зарубежной литературы.
В процессе сравнительно-сопоставительного анализа данных двух проведённых в 2018 году исследований читательской деятельности студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» выявлено, что первокурсники указывали в качестве цели чтения расширение кругозора. Однако на пятом курсе, наряду с этим мотивом, у обучающихся появляется желание рассматривать литературу как способ постижения себя и окружающего мира, формируется отношение к книге не только как источнику информации, но и как возможности увлекательно провести свой досуг, как средству психологической разрядки. Большинство респондентов выпускного курса рассматривают литературу в разных аспектах, стараясь получить эстетическое наслаждение, а также извлечь практическую пользу из книг. Выпускники считают чтение основой развития своего профессионального потенциала, повышения эрудиции, грамотности, говорят, что только любящий читать учитель способен привить любовь и интерес к чтению своим ученикам.
При анализе результативности «Читающего университета» также следует отметить положительные изменения в круге чтения первокурсников других подразделений СВФУ гуманитарных и технических направлений в связи с введением в учебные планы подготовки будущих психологов, информати-ков, строителей дисциплины «История русской литературы и художественной культуры». Она была включена в 2015 г. в вариативную часть учебных планов (15.03.01 «Машиностроение», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 09.03.01
«Информатика и вычислительная техника», 39.03.03 «Организация работы с молодёжью», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 37.05.01 «Клиническая психология») с целью мотивировать современную молодёжь к чтению, формировать представление об особенностях русской литературы в контексте истории развития других видов искусства, «превращая учебный диалог о произведении в диалог о культуре, о жизни» [6, с. 199]. Так, «73 % опрошенных студентов технического профиля сообщили, что данный курс является полезным, необходимым для саморазвития; 23 % затруднились в определении своего отношения к данной дисциплине; 4 % респондентов заявили о ненужности этого учебного предмета» [1, с. 128].
Ещё одним достаточно значимым положительным результатом социально-культурного проекта по формированию читательской среды федерального вуза стал созданный силами самих студентов различных подразделений СВФУ читательский клуб «Алирисс», вовлекающий в диалог о книге и чтении целевую аудиторию на электронной площадке университета и организующий различного формата мероприятия с креативной составляющей. Самоорганизация обучающихся в формате клуба с целью проведения досуга на основе читательских интересов позволяет сделать предположение о постепенном переходе проекта «Читающий университет» на уровень саморазвития. К этому выводу нас приводит и тот факт, что за годы реализации данный проект СВФУ стал органичной частью республиканского социально-культурного проекта «Читающая Якутия», который благодаря активному участию профильных государственных структур, региональной библиотечной системе, учреждениям культуры, в том числе музеям, с 2015 года - Года литературы - продолжает выполнять свою миссию по продвижению чтения среди населения Республики Саха (Якутия).
Ресурсы Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммо-сова по развитию читательской среды богатые. Действующие социально-культурные проекты, созданные самими обучающимися, указывают на их интерес к досуговому чтению и даже потребность в нём, желание разнообразить свои читательские практики, расширить читательский кругозор, на стремление студентов воспринимать читательскую среду университета как креативную, позволяющую реализовать свои творческие потенции. Опыт федерального вуза демонстрирует, что чтение объединяет, делает жизнь более интересной, художественное произведение становится предметом коллективного обсуждения, приобщает к «кругу» избранных, помогает найти друзей, соратников, людей, близких по духу.
Заявленный вклад авторов
Залуцкая С. Ю.:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- описание и анализ результатов долгосрочного социально-культурного проекта «Читающий университет»;
- организация и проведение пилотного исследования мотивации студентов федерального вуза к чтению.
Никонова Н. И.:
- анализ результатов долгосрочного социально-культурного проекта «Читающий университет»;
- организация и проведение пилотного исследования мотивации студентов федерального вуза к чтению;
- сбор и обработка статистических данных.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Емельянов И. С. Чтение как проблема образования и формирования личности студента // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 4. С. 126-128.
2. Михайлова Е. И. О перспективных направлениях и задачах деятельности Северо-Восточного федерального университета на 2017-2018 учебный год. [Электронный ресурс] // доклад ректора СВФУ ; 31 августа 2017 года. URL: https://www.svfu.ru/ kolonkarektora/detail.php?ID=86304 (дата обращения: 25.07.2018).
3. Мишлимович М. Я. Изучение русской литературы - важное условие формирования культуроведческой и читательской компетенции иностранных студентов // Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: диалог культур : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Бердникова [и др.]. Чебоксары. 2018. С. 198-199.
4. Чудинова В. П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. № 3. С. 44-49.
5. Jacobson L. A., Koriakin T., Lipkin P., (...), Gruen J. R., Mahone E. M. Executive Functions Contribute Uniquely to Reading Competence in Minority Youth. Journal of Learning Disabilities. 2017. № 50 (4). Р. 422-433.
6. Jimеnez E. D. P., Alar^n R., de Vicente-Yague M. I. Reading Intervention: Correlation Between Emotional Intelligence and Reading Competence in High School Students. Revista de Psicodidactica. 2019. № 24 (1). Р. 24-30.
7. Sosnovskaya I.V., Drozdov V.V., Klimenko T.V., Roshchina O.E., Sadretdinov D.F. Socio-pedagogical alternatives of modernization of the university educational process: The real and virtual space. International Journal of Environmental and Science Education Volume. 2016. № 11, Issue 17. P. 9903-9911.
8. Vollinger V. A., Sporer N., Lubbe D., Brunstein J. C. A path analytic test of the reading strategies mediation model: Relating cognitive competences and motivational influences to individual differences in fifth-grade students' reading comprehension. Journal of Educational Research. 2018. № 111(6). Р. 733-745.
Reading University as a Creative Space
Svetlana. Y. Zalutskaya, Nadezhda I. Nikonova
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk
Abstract. Introduction. The article discusses the peculiarities of the youth reading culture at the federal university. According to the authors' point of view, the educational environment of the federal university should focus on creating pedagogical conditions, implementing of which will allow educating future specialists in various fields of activity as an individual concentrating on self-education and self-development by means of reading. Reader's formation is developed during the students' curricular and extracurricular activities with the help of technologies for stimulating students' reading activity.
Materials and methods. Methods of observation, questioning, design of the reading environment were used. Results of long-term socio-cultural project "Reading University " are presented.
Research results. The statistical analysis of the first-year students' reading motives reveals the social nature of the readers' needs and interests, determining the place and value of reading in their lives. The characteristics of the fifth-year studentsreaders' portrait indicate that they need reading for self-education, personal and professional development. Students at the beginning of their studies at university need pedagogical regulation of their reading activity. Undergraduates have a formed readiness for independent leisure reading; their reading experience can be used for work with school leavers and first-year students.
Discussion and conclusion. A significant role in the system of guiding young people's reading, improving the culture of students' reading is provided by the educational environment of federal university. The aim of special technologies is to educate the reader «lifelong».
Keywords: socio-cultural project, reader education, university, motivation, creativity.
А__
Д1ЧУДП0 ПРО/
Залуцкая
Светлана Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы
SPIN-код: 2393-0363
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42
тел.: +7(4112)496828 e-mail: [email protected]
Никонова
Надежда Ильинична
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы
SPIN-код: 6675-2950
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42
тел.: +7(4112)496828 e-mail: [email protected]
Zalutskaya Svetlana Yurievna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Methods of Teaching the Russian Language and Literature
SPIN-code: 2393-0363
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov
42 Kulakovskiy St, Yakutsk, 677000
tel.: +7(4112)496828 e-mail: [email protected]
Nikonova
Nadezhda Ilinichna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Methods of Teaching the Russian Language and Literature
SPIN-code: 6675-2950
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov
42 Kulakovskiy St, Yakutsk, 677000
tel.: +7(4112)496828 e-mail: [email protected]