Научная статья на тему 'Потенциал художественной литературы в формировании читательской грамотности будущего педагога'

Потенциал художественной литературы в формировании читательской грамотности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FANTASY / READING LITERACY / SOCIALIZATION OF INDIVIDUAL / CREATIVE THINKING / J.K. ROWLING / J.R.R. TOLKIEN / ФЭНТЕЗИ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЖ.К. РОУЛИНГ / ДЖ.Р.Р. ТОЛКИЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шастина Е.М., Бородина Т.Ф., Шатунова О.В., Борисов А.М., Божкова Г.Н.

В статье ставится вопрос о необходимости выработки системного подхода к формированию и развитию читательской грамотности в рамках непрерывного образовательного процесса от дошкольного возраста до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Авторы статьи акцентируют внимание на проблеме чтения в студенческой среде педагогического вуза. Проведенное исследование обращает внимание на особый интерес данной возрастной группы к жанру фэнтези. В статье поднимается ряд дискуссионных моментов, связанных с данным литературным феноменом, со спецификой его рецепции в России. Цель статьи заключена в выявлении потенциала литературы фэнтези в формировании читательской грамотности будущих педагогов. Проведено локальное исследование уровня читательской культуры студентов педагогического вуза, подтвердившее гипотезу относительно того, что фэнтези является одним из факторов, влияющих на процессы социализации личности, формирования читательской грамотности, развития креативного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FICTION POTENTIAL IN READING LITERACY FORMATION OF A FUTURE TEACHER

The article states a question of the need to develop a systematic approach to the formation and development of reading literacy in the framework of a continuous educational process from pre-school age to the period of gaining social and civic maturity. The authors of the article emphasize the problem of reading in the student’s environment of a pedagogical university. The study draws attention to the particular interest of this age group to the fantasy genre. The article raises a number of discussion points related to this literary phenomenon, with the specifics of its reception in Russia. The objective of the article is to reveal the potential of fantasy literature in shaping reading literacy of future teachers. A local study of the reading culture of pedagogical university students has been carried out, which confirms the hypothesis that fantasy is one of the factors affecting the processes of socialization of the individual, the formation of reading literacy, and the development of creative thinking.

Текст научной работы на тему «Потенциал художественной литературы в формировании читательской грамотности будущего педагога»

3. Кудряшов О.Л. Учение Вл. И. Немировича-Данченко о «лице автора» в процессе воспитания режиссера. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва: ГИТИС, 1980.

4. Брук П. Пустое пространство. Москва: Прогресс, 1976.

5. Блок В. Реальности и загадки подтекста. Театр. 1980; 6: 53 - 67.

6. Рехельс М. Режиссер-автор спектакля. Ленинград: Искусство, 1969.

7. Попов А.Д. Творческое наследие: в 3-х кн. Москва: ВТО, 1979; Кн. 1: 124 - 305

8. Чехов М. Об искусстве актера: в 2-х тт. Москва: Искусство, 1986; Т. 2: 523 - 587.

9. Юрский С. Кто держит паузу? Ленинград: Искусство, 1977.

10. Гончаров А.А. Лекции для студентов режиссерского факультета ГИТИС. Москва: ГИТИС, 1982.

11. Взаимодействие в синтезе искусств. Ленинград: Наука, 1978.

12. Бритаева Н. Внутренний монолог в процессе воспитания актеров и режиссеров. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва: ГИТИС, 1978. References

1. Rudnickij K.L. Rezhisserskaya partitura K.S. Stanislavskogo i «Chajka» na scene MHT v 1898 godu. Rezhisserskie 'ekzemplyary K.S. Stanislavskogo 1898- 1930: v 6-ti tomah. Moskva: Iskusstvo, 1980; T. 2: 6 - 50.

2. Yutkevich S. Goroskop sverstnika. Iskusstvo kino. 1982; № 4: 16 - 29.

3. Kudryashov O.L. Uchenie Vl. I. Nemirovicha-Danchenko o «lice avtora» v processe vospitaniya rezhissera. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva: GITIS, 1980.

4. Bruk P. Pustoe prostranstvo. Moskva: Progress, 1976.

5. Blok V. Real'nosti i zagadki podteksta. Teatr. 1980; 6: 53 - 67.

6. Rehel's M. Rezhisser-avtor spekíaklya. Leningrad: Iskusstvo, 1969.

7. Popov A.D. Tvorcheskoe nasledie: v 3-h kn. Moskva: VTO, 1979; Kn. 1: 124 - 305

8. Chehov M. Ob iskusstve aktera: v 2-h tt. Moskva: Iskusstvo, 1986; T. 2: 523 - 587.

9. Yurskij S. Kto derzhit pauzu? Leningrad: Iskusstvo, 1977.

10. Goncharov A.A. Lekcii dlya studentov rezhisserskogo faku'teta GITIS. Moskva: GITIS, 1982.

11. Vzaimodejstvie v sinteze iskusstv. Leningrad: Nauka, 1978.

12. Britaeva N. Vnutrennij monolog v processe vospitaniya akterov i rezhisserov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva: GITIS, 1978.

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 378

Shastina E.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Kazan Federal University, Elabuga Institute (Elabuga, Russia), E-mail: shastina@rambler.ru Borodina T.F., senior teacher, Kazan Federal University, Elabuga Institute (Elabuga, Russia), E-mail: tatjanabaschina@yandex.ru Shatunova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan Federal University, Elabuga Institute (Elabuga, Russia), E-mail: olgashat67@mail.ru Borisov A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan Federal University, Elabuga Institute (Elabuga, Russia), E-mail: anatboris@rambler.ru Bozhkova G.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kazan Federal University, Elabuga Institute (Elabuga, Russia), E-mail: bozhkova.galina@mail.ru

FICTION POTENTIAL IN READING LITERACY FORMATION OF A FUTURE TEACHER. The article states a question of the need to develop a systematic approach to the formation and development of reading literacy in the framework of a continuous educational process - from pre-school age to the period of gaining social and civic maturity. The authors of the article emphasize the problem of reading in the student's environment of a pedagogical university. The study draws attention to the particular interest of this age group to the fantasy genre. The article raises a number of discussion points related to this literary phenomenon, with the specifics of its reception in Russia. The objective of the article is to reveal the potential of fantasy literature in shaping reading literacy of future teachers. A local study of the reading culture of pedagogical university students has been carried out, which confirms the hypothesis that fantasy is one of the factors affecting the processes of socialization of the individual, the formation of reading literacy, and the development of creative thinking.

Key words: fantasy, reading literacy, socialization of individual, creative thinking, J.K. Rowling, J.R.R. Tolkien.

Е.М. Шастина, д-р филол. наук, проф., Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: shastina@rambler.ru

Т.Ф. Бородина, ст. преп., Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: tatjanabaschina@yandex.ru

О.В. Шатунова, канд. пед. наук, доц., Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: olgashat67@mail.ru

А.М. Борисов, канд. пед. наук, доц., Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: anatboris@rambler.ru

Г.Н. Божкова, канд. филол. наук, доц., Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: bozhkova.galina@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОМ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье ставится вопрос о необходимости выработки системного подхода к формированию и развитию читательской грамотности в рамках непрерывного образовательного процесса - от дошкольного возраста до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Авторы статьи акцентируют внимание на проблеме чтения в студенческой среде педагогического вуза. Проведенное исследование обращает внимание на особый интерес данной возрастной группы к жанру фэнтези. В статье поднимается ряд дискуссионных моментов, связанных с данным литературным феноменом, со спецификой его рецепции в России. Цель статьи заключена в выявлении потенциала литературы фэнтези в формировании читательской грамотности будущих педагогов. Проведено локальное исследование уровня читательской культуры студентов педагогического вуза, подтвердившее гипотезу относительно того, что фэнтези является одним из факторов, влияющих на процессы социализации личности, формирования читательской грамотности, развития креативного мышления. Ключевые слова: фэнтези, читательская грамотность, социализация личности, креативное мышление, Дж.К. Роулинг, Дж.Р.Р. Толкиен.

Проблема снижения читательского интереса молодёжной аудитории в последнее время вызывает озабоченность не только в научных кругах, но и на всех уровнях государственной власти. Все больше говорится в настоящий момент о значимости семейного чтения как форме ранней социализации подрастающего поколения [1; 2; 3]. Успехи российских младших школьников в международном исследовании позволили сделать вывод, что «преимущественное влияние на качество чтения российских четвероклассников имеют семейные ресурсы: за-

нятия родителей с ребёнком, домашняя библиотека, образование родителей» [4, с. 130]. Отмечается в этой связи роль преемственности поколений в традициях семейного чтения [5], в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации также подчеркивается, что «лучшие результаты по уровню читательской компетентности показывают дети из семей, где родители сами любят читать и читают вместе с детьми вслух еще до начала их обучения в образовательной организации» [6, с. 5]. В исследованиях последних лет все

чаще заходит речь о том, что именно читают дети вместе с родителями [1; 7; 8; 9], какие факторы способствуют формированию читательской грамотности [10], почему именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования [11]. Все большее внимание уделяется проблеме трансформации чтения в современных условиях [12], вызванной процессами цифровизации и глобализации.

Социально значимой аудиторией в этой связи являются студенты - как будущие специалисты, призванные решать предстоящие важнейшие задачи общества, так и будущие родители. Исследователи отмечают, что на сегодняшний день «чтение студенческой молодёжи находится в состоянии неоднозначной трансформации (позитивной и негативной), управляемой институтом высшего образования, социокультурным пространством, субъектностью молодёжи, информационной революцией в условиях системных трансформаций» современного общества [12, с. 5]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо уделять большое внимание вопросам формирования читательской грамотности будущих педагогов, так как умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны в целом.

В процессе исследования проблемы читательской активности студенческой молодёжи в 2017 году нами был проведен зондирующий эксперимент, который предполагал анкетный опрос по авторской методике. Основными задачами анкетирования являлись: выявление значимости досугового чтения для студентов разных направлений обучения, предпочитаемых ими жанров художественной литературы, определение отношения студентов к жанру фэнтези, а также влияния данного литературного жанра на развитие личности. В эксперименте приняли участие 226 студентов в возрасте от 18 до 25 лет (1-5 курсы бакалавриата), обучающиеся в 7 вузах Российской Федерации по различным направлениям подготовки.

Все студенты, принявшие участие в анкетировании, читают в свободное время художественную литературу, но только 40% из них делают это регулярно. Половина опрошенных студентов читают произведения в жанре фэнтези. Однако, этот жанр художественной литературы в качестве любимого был отмечен только 9% респондентов: наиболее популярными жанрами среди студенческой молодёжи являются детективы, любовные, приключенческие и исторические романы (1-М ранги в списке из 10 жанров, предпочитаемых респондентами для досугового чтения). Следует отметить, что такой близкий к фэнтези жанр «фантастика» выбирают 10% студентов, принявших участие в опросе.

Большинство опрошенных студентов согласны с утверждением, что произведения в жанре фэнтези оказывают положительное влияние на развитие личности читателя (по мнению 46% респондентов). Они отмечают, что такая литература способствует развитию воображения (47% опрошенных студентов), формированию креативного мышления (31%), расширяют общий кругозор (16%). 40% респондентов испытывают затруднения при определении характера влияния чтения литературы в жанре фэнтези на читателя, а 11% полагают, что чтение такой литературы негативно сказывается на развитии личности.

В процессе анкетирования студентам было предложено определить 3 книги, написанных в жанре фэнтези, которые, по мнению самих респондентов, оказали положительное влияние на развитие у них определенных способностей. Всего студентами было названо 36 литературных трудов разных авторов, которые были проранжированы по популярности. Среди указанных в качестве значимых для респондентов произведений лидирующее место занимает серия романов о Гарри Поттере, на втором месте - работы Дж. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец». Далее по популярности следуют циклы фэнтезийных повестей «Хроники Нарнии» и фэнтези-романов «Песнь Льда и Огня» во главе с книгой «Игра Престолов». В качестве рекомендуемых самими студентами для досугового чтения на первом и втором месте по количеству упо-

минаний оказались те же произведения. На третьем месте наряду с «Хрониками Нарнии» оказалась сказки Л. Кэролла про Алису в Стране Чудес (см. Табл. 1). Всего респондентами было предложено 33 произведения мировых и отечественных авторов.

Последние два-три десятилетия характеризуются неутихающим бумом вокруг жанра фэнтези в различных научных сферах - литературоведении [13-16], философии, социологии и культурологии [17; 18]. Появляются первые исследования, выявляющие педагогический потенциал фэнтези [9; 19].

В логике настоящего исследования акцент смещен на специфику рецепции «главных книг», написанных в жанре фэнтези и получивших распространение во всем мире, - романов Дж.К. Роулинг и Дж.Р.Р Толкиена в России. Особый интерес представляет, как уже отмечалось ранее, студенчество, при этом значимость семейного чтения сохраняется в числе приоритетных, поскольку проблема преемственности традиций чтения, вступающая в настоящий момент в конфликт с трансформационными явлениями в сфере чтения, должна быть минимизирована, что, в частности, должно учитываться при подготовке педагогических кадров.

Получившая распространение в 80-90 гг. ХХ века - период, характеризующийся политической и экономической нестабильностью российского общества, литература фэнтези в настоящее время стала альтернативой социальной реальности для молодёжи. Воспроизводя многочисленные фантастические идеи, культурные символы и архетипы, фэнтези не просто выступает индикатором, отражая особенности и общую картину современной культуры, но целенаправленно влияет на развитие общества, транслирует особый мировоззренческий контент [20, с. 3]. Фантазийный мир романов Дж.К. Роулинг и Дж.Р.Р. Толкиена предоставляет читателю возможность самостоятельно конструировать реальность, отказываясь, если нужно от прошлого, моделировать настоящее и будущее, что позволяет, с одной стороны, говорить о негативном влиянии фэнтези, выражающемся в эскапизме - стремлении личности уйти от действительности в мир иллюзий, с другой стороны, рассматривать вымышленный мир как источник творческой фантазии и креативного мышления. Априори, что оба фактора влияния фэнтези должны учитываться родителями и педагогами на разных возрастных ступенях развития ребёнка. В этой связи видится целесообразным сделать этот процесс управляемым. На наш взгляд, эта миссия наряду с институтом семьи могла бы быть возложена на «литературную педагогику», представляющую собой целостный педагогический процесс направленного развития и формирования культурной личности средствами литературы, который может осуществляться в условиях формального, неформального и информального образования, что достаточно успешно апробируется в Германии [21]. Объектом литературной педагогики является чтение как социально-педагогический и культурологический феномен, а предметом может выступать процесс развития личности, как ребёнка, так и взрослого. Расширяя концепцию литературной педагогики, представляется возможным решить проблему подготовки «литературных педагогов» - специалистов, демонстрирующих готовность и способность работать в сфере общего, дополнительного и профессионального образования, призванных на качественно ином уровне осуществлять координацию вовлечения потенциального читателя в процесс чтения, решая при этом педагогические задачи средствами литературы [22]. Этими задачами могут быть такие как: сохранение традиций семейного чтения, формирование основ читательской культуры, формирование и развитие функциональной грамотности, развитие критического мышления, развитие креативности и др. Долгое время функции по решению данных задач формально были возложены на библиотеки, однако стремительное развитие цифровых технологий во многом лишило их такой возможности.

Актуальность подхода может быть проиллюстрирована на примере рецепции фэнтези. До сих пор у литературоведов нет однозначной точки зрения не только относительно термина, обозначающего данную литературу, но и жанровой принадлежности произведений, балансирующих между литературной (ав-

Таблица 1

Значимые для студенческой молодёжи книги в жанре фэнтези

Ранг популярности Книги, оказавшие влияние на развитие личности респондентов Книги, рекомендуемые респондентами к прочтению

I Серия романов о Гарри Поттере

(Дж. К. Роулинг, Великобритания, 1997-2016 гг.)

II Роман-эпопея «Властелин колец»

(Дж. РР. Толкиен, Великобритания, 1954 г.)

Повесть «Хоббит, или Туда и обратно»

(Дж. Р.Р. Толкиен, Великобритания, 1937 г.)

III Цикл фэнтезийных повестей «Хроники Нарнии»

(К.С. Льюис, Великобритания, 1950-1956 гг.)

Цикл фэнтези-романов «Песнь Льда и Огня» (в т.ч. «Игра Престолов) Сказка «Приключения Алисы в Стране Чудес» (и продолжение - «Алиса в Зазеркалье»)

Дж. Р.Р. Мартин, США, 1996-2011 гг. Л. Кэрролл, СК Великобритании и Ирландии, 1865 г. и 1871 г.

торской) сказкой и фантастической литературой. Романы английских авторов, выступающие в настоящем исследовании в качестве репрезентативных текстов фэнтези, демонстрируют сказочно-мифологические традиции [13]. Функционирование в текстах фэнтези фольклорных и мифологических архетипов способствуют тому, что происходит героизация персонажей, которые играют в молодёжной культуре роль «универсального героя», борющегося со злом во всех его проявлениях. Сам по себе этот факт представляется архиважным для молодого поколения, зачастую дезориентированного в современном мире в поисках идеала, что подтверждает необходимость осмысления фэнтези через призму современных мировоззренческих концепций, формирующих жизненную позицию молодого человека, влияющих на процесс его социализации и способствующих его интеллектуальному развитию.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, современная студенческая молодёжь в свободное время читает литературу, не только связанную с направлением их

Библиографический список

профессиональной подготовки, но и художественную литературу различных жанров. Однако, уровень читательской активности студентов можно определить как средний, так как большинство респондентов обращается к досуговому чтению нерегулярно (иногда, редко). Во-вторых, большинство студентов имеют представление об особенностях жанра фэнтези, знакомы с наиболее популярными в мире произведениями в этом жанре, читают их. В-третьих, студенты признают важную роль чтения фэнтези в развитии личности и могут назвать конкретные произведения, которые оказывают положительное влияние на это процесс.

В ходе исследования были обозначены отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, требующие дальнейшего изучения. Так, к примеру, необходимо ответить на вопросы: Каким именно образом чтение фэнтези может влиять на развитие личности? Какие именно личностные качества развиваются в процессе чтения произведений этого жанра? Существует ли зависимость влияния чтения фэнтези от возраста читателя и характера выполняемой им деятельности (профессиональной направленности)?

1. Александров В. Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома. Гарри Поттер на мировой сцене. Новый мир. 2001; 7. Available at: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/2001/7/aleks.html

2. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект. Библиосфера. 2011; № 18: 11 - 14.

3. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения. Библиотековедение. 2010; 5: 59 - 62.

4. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других. Под науч. ред. И.Д. Фрумина. Москва: Изд. дом гос. ун-та - Высшей школы экономики; 2010.

5. Boshkova G., Shastina E., Shatunova O. The Role of Grandparents in the Child's Personality Formation (on the Material of Children's Literature). Journal of Social Studies Education Research. 2018; 9 (2): 283 - 294.

6. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р.

7. Кравцова М. Что читают наши дети. Кто такой Гарри Поттер? Москва: Фаворъ, 2002.

8. Аммосов Ю. Поттер must die. Детская книга была эпосом, а эпос обернулся трагедией. Вопросы литературы. 2005; 4. Available at: http://magazines.russ.rU/Voplit/2005/4/ amm9.html

9. Виноградова О.В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

10. Чудинова В.П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран. Университетская книга. 2017; 3: 44 - 49.

11. Цукерман Г.А., Ковалева ГС., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016. Вопросы образования. 2018; 1: 58 - 78.

12. Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодёжи: конец 80-х гг. ХХ- начало XXI вв. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2012.

13. Ефимова Н.И. Архетип «универсальный герой» в английской сказочно-мифологической традиции и романах Дж. Роулинг. Вестник Марийского государственного университета. 2015; № 1 (16): 69 - 73.

14. Тимошенко Е.К. К проблеме немифологического содержания романов Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология; 2017; Т. 27; вып. 5: 767 - 770.

15. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины ХХ века. Диссертация .доктора филологических наук. Казань, 2010.

16. Шустова Э.В. Рецепция творчества Дж.Р.Р. Толкиена в России на рубеже ХХ - ХХ1 веков. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук, Казань, 2017.

17. Бревнова Ю.С. Становление и развитие молодёжного культа на основе литературного произведения: на примере серии книг Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере: Диссертация . кандидата культурологии. Москва, 2005.

18. Bell L. Baptizing Harry Potter. A Christian reading of J.K. Rowling. Hidden Spring, 2010.

19. Grimm S., Wanning B. Kulturökologie und Literaturdidaktik: Beiträge zur ökologischen Herausforderung in Literatur und Unterricht. V&R unipress GmbH, 2015.

20. Демина А.В. Фэнтези в современной культуре: философский анализ. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Астрахань, 2015.

21. Jentgens S. Lehrbuch Literaturpädagogik. Eine Einführung in Theorie und Praxis der Literaturvermittlung. Beltz Verlag, Weinheim Basel, 2016.

22. Шастина Е.М., Шатунова О.В., Божкова ГН. Проблема сохранения традиций семейного чтения глазами студентов. Педагогический журнал. 2018; Т. 8; 2А: 104 - 113.

References

1. Aleksandrov V. Kto pridumal futbol, ili Garri Potter v shkole i doma. Garri Potter na mirovoj scene. Novyj mir. 2001; 7. Available at: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/7/ aleks.html

2. Melent'eva Yu.P. Semejnoe chtenie: teoreticheskij aspekt. Bibliosfera. 2011; № 18: 11 - 14.

3. Stepicheva T.V. K voprosu o tradicii semejnogo chteniya. Bibliotekovedenie. 2010; 5: 59 - 62.

4. Neozhidannaya pobeda:rossijskie shkol'nikichitayutluchshe drugih. Pod nauch. red. I.D. Frumina. Moskva: Izd. dom gos. un-ta - Vysshej shkoly 'ekonomiki; 2010.

5. Boshkova G., Shastina E., Shatunova O. The Role of Grandparents in the Child's Personality Formation (on the Material of Children's Literature). Journal of Social Studies Education Research. 2018; 9 (2): 283 - 294.

6. Koncepciya programmy podderzhki detskogo iyunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 iyunya 2017 goda № 1155-r.

7. Kravcova M. Chto chitayut nashi deti. Kto takoj Garri Potter? Moskva: Favor', 2002.

8. Ammosov Yu. Potter must die. Detskaya kniga byla 'eposom, a 'epos obernulsya tragediej. Voprosy literatury. 2005; 4. Available at: http://magazines.russ.ru/voplit/2005/4/ amm9.html

9. Vinogradova O.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti chteniya podrostkami literatury fentezi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

10. Chudinova V.P. Chitatel'skaya gramotnost' i podderzhka chteniya: opyt raznyh stran. Universitetskaya kniga. 2017; 3: 44 - 49.

11. Cukerman G.A., Kovaleva G.S., Baranova V.Yu. Chitatel'skie umeniya rossijskih chetveroklassnikov: uroki PIRLS-2016. Voprosy obrazovaniya. 2018; 1: 58 - 78.

12. Volkova E.A. Transformaciya chteniya studencheskoj molodezhi: konec 80-h gg. HH - nachalo XXI vv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2012.

13. Efimova N.I. Arhetip «universal'nyj geroj» v anglijskoj skazochno-mifologicheskoj tradicii i romanah Dzh. Rouling. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 1 (16): 69 - 73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Timoshenko E.K. K probleme nemifologicheskogo soderzhaniya romanov Dzh. K. Rouling «Garri Potter». Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya; 2017; T. 27; vyp. 5: 767 - 770.

15. Habibullina L.F. Nacional'nyjmif v anglijskoj literature vtorojpoloviny HH veka. Dissertaciya ...doktora filologicheskih nauk. Kazan', 2010.

16. Shustova 'E.V. Recepciya tvorchestva Dzh.R.R. Tolkiena v Rossii na rubezhe HH - HHI vekov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk, Kazan', 2017.

17. Brevnova Yu.S. Stanovlenie i razvitie molodezhnogo kul'ta na osnove literaturnogo proizvedeniya: na primere serii knig Dzh.K. Roling o Garri Pottere: Dissertaciya ... kandidata kul'turologii. Moskva, 2005.

18. Bell L. Baptizing Harry Potter. A Christian reading of J.K. Rowling. Hidden Spring, 2010.

19. Grimm S., Wanning B. Kulturökologie und Literaturdidaktik: Beiträge zur ökologischen Herausforderung in Literatur und Unterricht. V&R unipress GmbH, 2015.

20. Demina A.V. Fentezi v sovremennoj kulture: filosofskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Astrahan', 2015.

21. Jentgens S. Lehrbuch Literaturpädagogik. Eine Einführung in Theorie und Praxis der Literaturvermittlung. Beltz Verlag, Weinheim Basel, 2016.

22. Shastina E.M., Shatunova O.V., Bozhkova G.N. Problema sohraneniya tradicij semejnogo chteniya glazami studentov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; T. 8; 2A: 104 - 113.

Статья поступила в редакцию 31.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.