Научная статья на тему 'Современные читательские предпочтения подростков и юношества'

Современные читательские предпочтения подростков и юношества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10639
781
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФЭНТЕЗИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / LITERATURE FOR CHILDREN / READING / MASS LITERATURE / FANTASY / SURVEY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белов Вадим Алексеевич, Громова Вера Владимировна

Представлены результаты анкетирования подростков и студентов, направленного на изучение читательских предпочтений. В работе также анализируются причины популярности тех или иных жанров литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern readers'' preferences of teenagers

The results of the survey of teenagers and students, aimed at studying the reading preferences, are presented. The article analyzes as well the reasons for the popularity of different literary genres.

Текст научной работы на тему «Современные читательские предпочтения подростков и юношества»

Библиотековедение ==

УДК 028.5:[82-93.087.5]:316.65:303.425.6 ББК 78.07+60.562.1+83.8/84-445

СОВРЕМЕННЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА1

© В. А. Белов, В. В. Громова, 2014

Череповецкий государственный университет 162600, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Луначарского, 5

Представлены результаты анкетирования подростков и студентов, направленного на изучение читательских предпочтений. В работе также анализируются причины популярности тех или иных жанров литературы.

Ключевые слова: чтение, детская литература, массовая литература, фэнтези, анкетирование.

The results of the survey of teenagers and students, aimed at studying the reading preferences, are presented. The article analyzes as well the reasons for the popularity of different literary genres.

Key words: literature for children, reading, mass literature, fantasy, survey.

Читает ли сегодня молодежь? Что и сколько читает? - вопросы, которые волнуют родителей, педагогов и, конечно, библиотекарей. Даже без научных исследований понятно, что современные подростки читают меньше, чем их сверстники в советскую эпоху, к тому же книги, которые сейчас оказываются в руках детей, не всегда высокого качества. Однако прежде чем подвергнуть негативной оценке круг читательских интересов, следует тщательно разобраться, что вообще сегодня читают подростки, а, главное, почему. Именно это явилось импульсом для проведения исследований читательских предпочтений подростков и студентов. Отметим, что важным для нас показалось не только определить читательские тенденции, но и понять, почему продолжает возрастать популярность жанра фэнтези, ставшего за последнее время главным жанром массовой литературы.

Основным методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось среди учащихся (школьников и студентов) г. Череповца. Всего опрошено 204 респондента, из них 119 девочек и 85 мальчиков. Респондентами выступили 112 учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (МБОУ) «Общеобразовательная школа № 14» г. Череповца (возраст -12-15 лет); 30 учащихся Муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (МБВСОУ) «Центр образования»

(возраст - 16-19 лет); 62 студента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) «Череповецкий государственный университет» (ЧГУ) (возраст - 18-25 лет). (Анкетирование проводилось при участии магистранта кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ, учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы № 14 г. Череповца Ю. Н. Карпейкиной).

Испытуемым предлагалась анкета из 17 вопросов открытого и закрытого типа. Вопросы касались, во-первых, того, что дети читают, во-вторых, какие жанры и каких авторов они предпочитают, в-третьих, какие произведения и персонажи показались им наиболее интересными, в-четвертых, в каком формате (бумажном, электронном, аудио) им удобнее воспринимать текст, в-пятых, интересуют ли их другие источники знакомства с произведениями (например, экранизации).

Подобные исследования читательских предпочтений проводились ранее неоднократно. Так, С. Капица, опираясь на данные опроса 2009 г. Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором приняло участие 1600 человек разных возрастов, пишет, что 35% жителей России не читают книг вообще. Среди читающей публики наибольшей популярностью пользуются детективы и «боевики» (46%), фантастика и фэн-тези (26%), классические историко-приключенческие

1 Работа проведена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.».

романы (26%), русская и зарубежная классика (25%), зарубежные детективы (25%), женский детектив (25%) и др. [6].

Если сравнить результаты этого опроса ВЦИОМ с аналогичными исследованиями прошлых лет, то можно отметить, во-первых, снижение доли читающих людей (в 1996 г. не читали 30%, в 2000 г. -34%, в 2009 г. - 35%); во-вторых, увеличение доли фэнтези и фантастики (с 12 до 26%) [4, с. 197].

Исследовательница Ю. В. Мелентьева приводит результаты всероссийского эксперимента за 2006-2007 гг., в котором были опрошены школьники от 13 лет и старше из 23 регионов. Анкеты состояли из 55 вопросов, всего удалось собрать 17 тыс. анкет. Анализ ответов респондентов показал, что читают 40,8% школьников. При этом помимо школьной программы к книге обращаются постоянно (практически ежедневно) только 17,2% опрошенных, совсем не читают вне школьной программы лишь 6%.

Предпочитаемым чтением реципиентов является современная отечественная литература - 40,7%, русскую классику читают 22,4%; современную зарубежную литературу - 10,1%. Популярными жанрами являются приключения (в среднем - 36,1%), мистика (36,1%), фантастика (33,6%), детектив (28,8%), юмористические произведения (22,7%) [10, с. 46].

О том, какие жанры популярны среди детей школьного возраста, можно судить по результатам социологического исследования, проведенного в 2001 г. издательством «Детская литература» по заказу Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Исследование показало, что сказки и фэнтези читают 13,5% школьников; фантастику вообще - еще 6,1%; детективы - 8,8%; романы о любви - 4,2%; приключения и «ужастики» - 10,8% и т. д. [19, с. 8]. Кроме того, эти данные выявляют и гендерные различия, которые издатели стремятся учитывать, выпуская книги (как художественные, так и нехудожественные) для подростков отдельно в сериях

2

«для мальчиков» и «для девочек» .

Тендерному аспекту посвящено также исследование О. А. Уткиной. В ее проекте принимали участие мальчики и девочки. Исследование показало, что мальчики 10-14 лет выбирают исторические, детективные и приключенческие книги, читают произведения о войне, специальную, профессионально направленную литературу, а также их привлекают книги о машинах, компьютерах, Интернете. Зато их совсем не интересуют книги ро-

2 Серии «Для мальчиков» («АСТ»), «Только для мальчишек» («РОСМЭН»); серии «Библиотека для девочек» («Книжный клуб "Терра"»), «Любимые книги девочек», «Любимые книги девушек» и «Любимые книги девчонок» («АСТ», «Астрель», «Олимп») и др.

мантического содержания. В целом мужская половина опрошенных читает меньше женской [17, с. 79-83].

Возраст девочек, принявших участие в исследовании О. А. Уткиной, - 9-14 лет. Автор опроса по полученным данным делает вывод: женская половина «предпочитает следующие жанры: сказки, поэзию, романы, рассказы, детские детективы, "страшилки", фэнтези» [16, с. 328-331]. С восьмого класса девочки начинают заметно интересоваться «женскими» книгами, т. е. книгами с романтическими историями и книгами по домоводству [16, с. 328-331].

Результаты анкетирования учащихся и студентов г. Череповца

Результаты нашего опроса показывают, что среди детей и молодежи признают себя нечитающими всего 10 из 204 опрошенных (4,9%). Отметим, что несмотря на возрастные различия предпочтения юношества совпадают с мнением подростков.

Самым популярным жанром стал фэнтези -169 голосов (82,8%); далее следуют детективы, приключения - 78 голосов (38,2%), произведения о жизни современных подростков/молодежи - 45 (22%), классическая литература - 38 (18,6%), книги о любви - 37 (18,1%), книги об исторических событиях - 25 голосов (12,2%). Процентное соотношение жанровых предпочтений мужской и женской читательской аудитории представлено в таблице.

У мужской аудитории наибольшей популярностью пользуется фэнтези - 78 голосов из 85 (91,8%), произведения об исторических событиях

Таблица

Тендерный аспект жанровых предпочтений реципиентов,%

Жанр Мужская аудитория Женская аудитория Всего

Фэнтези 91,8 76,5 82,8

Детективы, приключения 29,4 44,5 38,2

Произведения о жизни современных подростков/молодежи 18,8 24,4 22,0

Классическая литература 10,6 24,4 18,6

Книги о любви 4,7 27,7 18,1

Тексты об исторических событиях 29,4 17,1 12,2

Примечание. Не читают 4,9% опрошенных, в том числе 3,5% мужской аудитории и 5,9% - женской.

и детективы, приключения - по 25 голосов (29,4%), чуть с меньшим энтузиазмом юноши выбирают художественные тексты о жизни современных подростков/молодежи - 16 голосов (18,8%). Наименее популярны классическая литература - 9 голосов (10,6%) и книги о любви - всего 4 голоса (4,7%).

Наибольший успех у женской аудитории также имеют произведения в жанре фэнтези - 91 голос (76,5%), детективы и приключения - 53 голоса (44,5%), далее следуют книги о любви - 33 (27,7%), классическая литература, книги о жизни современных подростков/молодежи - 29 (24,4%).

Анализируя приведенные данные, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, только 5% школьников совсем не читают. Значит, дети, подростки по-прежнему остаются самой читаемой возрастной группой (ср., например, с данными ВЦИОМ, согласно которым нечитающего населения вообще - 35%). Во-вторых, самыми популярными жанрами стали фэнтези, детективы и приключения. В-третьих, классическая литература пользуется спросом лишь у 18% опрошенных (несмотря на то, что именно классику так усердно рекомендуют в школе).

На вопрос о том, в каком виде лучше знакомиться с текстом, чаще всего отвечали: «Посмотреть фильм» (77 голосов из 204 - 37,7%). Посмотреть фильм и прочитать книгу предпочитают 34% реципиентов (69 ответов). Вариант прочитать книгу выбрали всего 20% опрошенных (41 человек). Несмотря на бурный рост всевозможных гаджетов читать на электронных носителях пока любят только 8% ребят. Наименьшей популярностью пользуются аудиоверсии книг - слушают тексты только 4%.

Основным фактором, влияющим на выбор того или иного произведения, является реклама - 90 голосов (44,1%) и советы друзей - 48 голосов (23,5%).

Немаловажный фактор, также влияющий на выбор книги - экранизация. Этому в анкете было уделено отдельное внимание. На вопрос о том, как они поступят, если произведение экранизировано, 34% опрошенных (69 голосов из 204) ответили, что в первую очередь посмотрят фильм; 18% (37 голосов) согласились посмотреть фильм и прочитать книгу; 8% школьников и студентов (17 человек) после просмотра фильма могут решиться познакомиться с продолжением по книге, и только 7% (14 проголосовавших)откажутся от просмотра фильма, зато прочитают книгу. Так происходит замена одного объекта (книги) другим (экранизацией). При этом фильм является другим источником по отношению к первому (изначальному авторскому тексту). Таким образом, экранизация произведений не стимулирует подростков читать книжный оригинал, более того фильм «заменяет» книгу.

Массовая литература VS классика

Наше исследование подтверждает наметившуюся еще в 90-х гг. XX в. тенденцию снижения интереса к классической литературе и большую увлеченность так называемой массовой литературой.

Отношение ученых и педагогов к возрастающей популярности «низких» жанров в России неоднозначно. Так, ряд исследователей считает, что чтение массовой литературы отрывает ребят от компьютеров и готовит к прочтению классических образцов [1, 5, 8, 13, 20 и др.]. Н. А. Купина объясняет причины заинтересованности подобной литературой так: «Банальность массовой литературы, которую ставят ей в вину критики, имеет свои обоснования. Массовая литература несет комплекс социокультурных ценностей, соответствующих уровню потребностей и вкусу массового потребителя. Она относится к тому типу культурного "производства", которое рассчитано на комфортное потребление. Ощущение комфорта возникает у читателя в результате уверенности в удовлетворении ожиданий» [8, с. 55].

Другие исследователи, напротив, отмечают явную деградацию читателя и медленное исключение чтения из социального процесса [3, с. 24-33; 9; 14; 18, с. 74-78]. С. Лем, критикуя современную читательскую ситуацию, обнаруживает следующую тенденцию: «Однако что-то такое произошло в наше время с писателями, а может, и с издателями, что они осмеливаются вести нас через изощренную скуку, претендующую на оригинальность, а новых певцов поразительного богатства мира не встречается. Не знаю, касается ли это также литературы, адресованной детям и молодежи, но боюсь, что за магией маленького Поттера возникла неимоверно скупо заселенная окраина, в напрасном поиске переживаний выглядящая подобно некоему пепелищу. Мы все еще ждем творцов, которые просто смогут занимательно и волнующе рассказать. Или они уже покинули этот мир?» [9, с. 521].

Другой исследователь, А. В. Воронцов, кроме выявления проблемы чтения предлагает способы ее решения: «Для выхода из создавшегося критического положения, чреватого деградацией, требуются неординарные усилия со стороны всех ин-ституциализированных структур как гражданского общества, так и государства. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской (и писательской) культуры в нашей стране. Совершенно очевидно, что привитие навыков чтения как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению как жизненной потребности в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты» [3, с. 31].

Основные признаки фэнтези, определяющие популярность жанра

В связи с резким ростом интереса к фэнтези со стороны читателей и исследователей попробуем проанализировать причины востребованности жанра. Сами ребята на вопрос: почему им нравится фэн-тези? - чаще всего отвечают, что их привлекает интересный сюжет (28% ответов), необычность произведений (24%), отличный от реального мир (23%).

Таким образом, фэнтези для читателей становится способом уйти от реальности и отвлечься от насущных проблем.

Популярность фэнтези и фантастики у подростков в первую очередь объясняется возрастным восприятием. Одна из важных функций, присущих массовой литературе, - функция эскапизма. С. Лем, с одной стороны, резко критикующий такого рода литературу, при этом очень точно пишет об этой одной из самых важных ее характеристик: «Меня поразил странный успех книг госпожи Роулинг, воспевающих волшебные умения, полученные мальчиком по имени Гарри Поттер. Это явление довольно симптоматично для нашего времени, особенно потому, что не только толпы детей старались как можно быстрее познакомиться с силой волшебства этого мальчика, но и - как я читал -эти сказки пришлись по вкусу и взрослым читателям. Таким образом, это выглядит так, будто успех сочинения зависит от расстояния, которое отделяет его сюжет от реального мира, в котором мы живем и который как будто все меньше нам нравится. Короче говоря, мы называем это бегством от реальности, или эскапизмом» [9, с. 331].

Книга рассматривается как продукт, дающий возможность отвлечься от насущных проблем. Это желание «убежать» в новую, иную реальность -типичное для представителей современного общества потребления - и находит отражение в чтении фэнтези-литературы. Далее постараемся ответить на вопрос: за счет чего это происходит?

Рассмотрим пять жанрообразующих признаков фэнтези, непосредственно влияющих на рост его популярности.

1. Создание «вторичного» мира, непохожего на обычный. Это жанрообразующая черта заимствуется фэнтези из сказки: «Народные (волшебные и бытовые) и литературные сказки имеют широкий читательский адрес, потребность в произведениях данного жанра в значительной мере присуща и старшим возрастным группам детских читателей, что обуславливает неизменную популярность такого направления детской фантастической литературы, как фэнтези» [7, с. 133].

Новая реальность позволяет читателю забыть на какое-то время о привычных вещах и проблемах, окунуться в мир, наполненный уникальными

предметами и реалиями: «Волшебный мир для школьников связан с уверенностью в своих силах, могуществом и многочисленными возможностями, неожиданностью. Волшебный мир в представлении подростков можно обобщенно назвать идеальным миром, миром, где все красиво и хорошо, совершенно и правильно. Реальный мир и реальный человек, напротив, связаны со скукой, обыденностью, бессилием, серостью. Реальный мир - рутина, в нем нет места чуду» [15, с. 90-91].

Как правило, фэнтезийный мир в каждом произведении детализирован до мельчайших подробностей, что создает эффект подлинности и реальности. Например, такие фантастические детали, как движущиеся фотографии, «исчезательные» леденцы (Дж. К. Роулинг) не только создают волшебный эффект, но позволяют увидеть в обычных вещах удивительное. При этом взаимосвязь между реальным и параллельным мирами у каждого произведения своя.

Так, герои романа-эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» живут внутри вымышленной действительности: этот мир преподносится как жизнь на земле в стародавние времена. Персонажи Дж. К. Роулинг, напротив, могут войти в магический мир, если они обладают колдовской силой или через специальные, невидимые для обычных людей, порталы. А для того чтобы попасть в мир «сумеречных книг» Ст. Майер, нужно родиться или стать вампиром или оборотнем: при этом иные существа могут весьма успешно выдавать себя за обычных людей. Как видим, для книг Дж. К. Ро-улинг, Ст. Майер и других авторов произведений фэнтези характерна связь придуманного мира с реальным. Возможно, такой прием усиливает иллюзию правдоподобия вымысла и побуждает читателей смотреть на привычные вещи новым взглядом.

2. В центре повествования находится персонаж, который вызывает симпатию у читателя. Как правило, читатель (особенно это характерно для детско-юношеского возраста) ставит себя на место героя, проживая события текста вместе с ним.

Популярность героев объясняется тем, что школьники и студенты находятся приблизительно в одной возрастной категории с главными персонажами произведений. Гарри Поттеру в первой книге - 13, а в последней - 17 лет; хоббиты - всегда озорные и маленькие ростом, а эльфы вообще никогда не стареют; Бэлле Свон и Эдварду Каллену - по 17 лет; Тане Гроттер в первой книге 10 лет).

Возрастная типичность предполагает, что читатель сравнивает себя с героями-сверстниками и ориентируется на них. В этом есть серьезный воспитательный смысл: в произведениях фэнтези значительное место уделяется вопросам нравственности, морали и пр. Так, важная тема произведений фэн-тези - отношение детей к родителям (например,

сквозной образ матери и отца в книгах о Гарри Потере; лейтмотив отеческого дома и преемственности поколений у Дж. Р. Р. Толкина).

Таким образом, любимые герои в целом становятся некими ключевыми проводниками читателя, несущими в себе не только функции эскапизма, но и нравственный императив. Об этом свидетельствуют единичные комментарии школьников в анкетах о своих любимых персонажах: «Гарри Пот-тер - простой и обычный мальчик - стал всеми любимым волшебником, он ничего не боится» (девочка, 7 класс); «Гарри Поттер - нравятся его действия» (мальчик, 7 класс); «Рон Уизли - он отличный герой и друг Гарри Поттера. Хотя он труслив, он готов пойти на все, чтобы помочь своим друзьям» (мальчик, 7 класс); «Гарри Поттер - он интересен тем, что он смелый, умный»; «Близнецы Уизли - веселые и яркие оптимисты, способные на социальные безумства» (девочка, 8 класс); «Джейкоб - он сильный» (девочка, 7 класс); «Нравится герой со способностями, который не понтуется, но помогает другим и исчезает» (девочка, 8 класс); «Они чем-то похожи на нас» (девочка, 7 класс); «Их герои смело бросаются в опасность» (мальчик, 8 класс).

В фэнтези принципиальна установка на обычность персонажа, это дает возможность читателю поставить себя на место героя. Так, Гарри Поттер в начале произведения воспринимает себя обычным мальчиком, лишенным каких-то чудесных дарований. Он растет в провинциальном английском городе в семье тети и дяди. Его родители умерли, Гарри учится в местной школе, живет в чулане под лестницей, донашивает старые вещи двоюродного брата. Мальчику только в 11 лет откроется правда о том, что его мать и отец были волшебниками, а он унаследовал их магическую силу. При этом, даже повзрослев и став очень сильным волшебником, Гарри остается подростком, которому свойственны все «возрастные» проблемы: первая любовь, взаимоотношения в школьном коллективе, самопознание и пр. Для фэнтези важно, чтобы герои, обладающие сверхспособностями, все равно оставались подростками с их типичными проблемами.

3. Главный герой наделен магическим даром. Персонаж, с которым ассоциирует себя читатель, обладает волшебной силой, может покарать врагов, привлечь друзей и пр. Это очень важно, поскольку в реальной жизни подросткам не всегда удается достичь признания, понимания: как правило, подростки живут по законам взрослого мира. Именно эта особенность импонирует молодому человеку: читая текст подросток получает «разрядку», выход энергии. В этом отношении жанр фэнтези схож с популярными комиксами, которые рассказывают о супергероях.

Сила героев проявляется с помощью особых предметов-символов. Часто фэнтези определяется как жанр «меча и колдовства» [2, с. 25]. Иначе говоря, меч или заменяющие его предметы в этих текстах становятся олицетворением той силы (может быть, даже власти), о которой мечтают и сами читатели. Например, известный меч Арагорна в книгах Дж. Р. Р. Толкиена, или мечи из валирий-ской стали в цикле Дж. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени». Дж. К. Роулинг с успехом заменяет оружие волшебной палочкой, хотя в тексте все же есть меч - меч Гриффиндора. В произведениях Дм. Емца меч «превращается» в магическое кольцо с камнем.

Кстати, пользуясь психоаналитической терминологией, меч и его «заменители» относятся к классическим фаллическим символам. Более того, для фэнтези в целом характерно обилие сексуальных символов, что вполне объяснимо: ведь подростки испытывают мощнейшие сексуальные переживания.

4. Установка на занимательный сюжет. Герою приходится преодолевать трудности и вести поиск. Сюжет фэнтези можно сравнить с квестом (quest), жанром компьютерной игры, предполагающим поиск решения какой-то проблемы.

Наиболее ярко эта черта находит отражение в цикле Дж. К. Роулинг. Например, в четвертой книге («Гарри Поттер и Кубок огня») герой участвует в соревнованиях среди школ за Кубок огня. Ему для победы нужно пройти три испытания: отыскать драконье яйцо; вытащить из воды заложника; найти главный приз в лабиринте.

Таким образом, в основе квестового сюжета фэнтези лежит поиск чего-то или кого-то, преодоление трудностей, решение загадок. Эта особенность опирается на традиции мифологического и сказочного сюжетопостроения3: «Желание героя достигнуть объекта реализуется на уровне функций в категории поисков (quest). В середине сказки оказывается ряд испытаний, каждое из которых в свою очередь начинается с заключения договора по поводу предстоящего испытания и включает также борьбу с противником и следствие успеха героя. <...> синтагматическими единствами являются различные виды испытаний и приобретаемых героем в результате испытаний сказочных ценностей. Ритм потерь и приобретений объединяет волшебную сказку с мифом и с другими видами повествовательного фольклора» [11, с. 459].

5. Наличие противостояния добра и зла. Фэн-тези основывается на четком разграничении и конфликте светлых и темных сил. Читатель фэнтези всегда может сказать, что главный герой или герои -

3

«Именно разностороннее авторское обращение к сказочно-мифологической традиции определило принадлежность "Гарри Поттера" к жанру фэнтези» [2, с. 25].

абсолютное воплощение добра - противостоят оппоненту, яркому представителю зла.

Так, к силам добра в фэнтези относятся: вам-пирский клан Калленов (Ст. Майер), Гарри Поттер (Дж. К. Роулинг), Братство кольца (Дж. Р. Тол-киена), Китнисс Эвердин (С. Коллинз) и др. Добрыми всегда являются главные персонажи, чья точка зрения определяет повествование.

На темной стороне те, кто противостоит главному герою и с кем ему приходится противоборствовать: например, Волан-де-Морт (Дж. К. Роулинг), Саурон (Дж. Р. Толкиена), Вольтури (Ст. Майер), богачи Капитолия (С. Коллинз).

Граница добра и зла четкая и ясная, благодаря чему читатель может быть уверен, что герой, с которым он себя ассоциирует, хороший и делает правильные (добрые) вещи. Такое деление вполне соответствует детскому и подростковому восприятию мира, которое не терпит полутонов и оттенков. В этом, наверно, и есть отличие «низких» жанров от «высоких»: массовая литература стремится упростить этические отношения, а классическая, напротив, показать жизнь со всей ее противоречивостью.

Заключение

Результаты нашего исследования, в котором приняли участие учащиеся г. Череповца, подтвердили тенденции, выявленные всероссийскими социологическими исследованиями: снижение интереса к чтению классической литературы и увеличение доли массовой литературы, особенно фэнтези, фантастики, детективов.

В настоящей работе мы попытались не только установить закономерности читательских предпочтений, но и проанализировать причины популярности фэнтези - жанра, который в последнее время стал лидером в массовой литературе.

Причина популярности фэнтези, как мы пытались показать выше, связана, прежде всего, с особенностями читательского восприятия подростков и юношества, а именно с желанием уйти от будничной реальности и погрузиться в новый, необычный мир.

С нашей точки зрения, основная функция фэн-тези не развлекательная, а терапевтическая, потому что фэнтези позволяет отвлечься от повседневных проблем, снять тем самым стресс, также фэнтези изображает героев (волшебных сверстников) в тех же жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются и читатели. Герои этих произведений стремятся осмыслить серьезные нравственные проблемы.

Кроме терапевтической и развлекательной существует еще одна функция фэнтези - воспитательная, так как в произведениях этого жанра достаточно много внимания уделяется противостоя-

нию добра и зла, проблемам личных взаимоотношений (родительских, дружеских, любовных). Хотя естественно, что художественная реализация этих проблем не всегда глубока: фэнтези уступает классической литературе, имеющей огромное просветительское и воспитательное значение. Тем не менее этические и психологические темы, поднятые в фэнтези, оказываются близки и понятны подросткам.

Возвращаясь к дискуссии о том, хорошо или плохо, что молодежь читает фэнтези, но не любит классику, можно уверено сказать, что фэнтези прекрасно справляется с очень важной задачей - мотивацией к чтению. Но сегодня всплеск экранизаций фэнтези создает новую опасность: подросток, часто не понимая различий между книгой и кино, выбирает последнее. При этом экранизации произведений совсем не стимулируют к прочтению книг, послуживших источником киноверсий.

Литература

1. Бабушкин А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 86 с.

2. Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2005. -257 с.

3. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема // Вестн. Герценов. ун-та. - 2009. - № 11. - С. 24-33.

4. Гудков Л. Литература non fiction: вымыслы и реальность // Знамя. - 2003. - № 1. - С. 197.

5. Зиман Л. Я. Зарубежная литература для детей и юношества. - М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2007. - 288 с.

6. Капица С. «Россия превращают в страну дураков» // Аргументы и факты : Aif.ru. - 2009. - URL: http://www.aif.ru/society/article/29249 (дата обращения: 20.08.2013).

7. Карайченцева С. А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству : учеб. для вузов. - М. : МГУП, 2004. - 424 с.

8. Купина Н. А., Литовская М. А., Николина Н. А. Массовая литература сегодня : учеб. пособие. - М. : Флинта, 2009. - 424 с.

9. Лем С. Мой взгляд на литературу. - М. : АСТ, 2009. -991 с.

10. Мелентьева Ю. П. Культура чтения как фундамент информационной культуры личности. По материалам исследования // Чтение в библиотеках России : информ. изд. - СПб., 2007. - Вып. 7 : Исследовательские проекты библиотек по чтению. - С. 45-50.

11. Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки // Исторические корни волшебной сказки / В. Пропп. - М., 1946. - С. 437-467.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Минералова И. Г. Феномен Гарри Поттера: художественно-педагогическое в книге // Мировая словесность для детей. - 2002. - № 7. - С. 53.

13. Минералова И. Г. Роулинг Джоан // Зарубежные детские писатели в России : библиогр. слов. - М., 2005. -С. 352-357.

14. Мистицизм: теория и история / под ред. Е. Г. Бала-гушкина, А. Р. Фокина. - М. : ИФ РАН, 2008. -208 с.

15. Сазонова Е. В. Психосемантический анализ причин популярности волшебного мира Гарри Поттера // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2012. - Т. 65, № 1. -С. 90-93.

16. Уткина О. А. Гендерный аспект в детской литературе: что читают девочки // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. - 2012. - № 2. -С. 328-331.

17. Уткина О. А. Гендерный аспект в детской литературе: что читают мальчики // Вестн. Удмурт. ун-та. -2012. - № 3/4. - С. 79-83.

18. Цветкова Б. Л. Что читают и чего не читают дети: анализ ситуации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Соц. науки». - 2009. -№ 1. - С. 74-78.

19. Что читают школьники // Кн. обозрение. - 2001. -№ 21. - С. 8.

20. Чупринин С. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. - М. : Время, 2007. - 768 с.

Материал поступил в редакцию 27.08.2013 г.

Сведения об авторах: Белов Вадим Алексеевич - кандидат филологических наук, директор библиотеки, старший преподаватель кафедры менеджмента, тел.: (8202) 55-91-66, e-mail: [email protected],

Громова Вера Владимировна - заместитель директора библиотеки, аспирант кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций, тел.: (8202) 255-91-66, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.