- мировой кризис (фактически поддерживает каждый материал, оно и понятно, активные попытки модернизироваться предпринимаются во многом как следствие кризиса);
- демократия;
- модернизация России - опыт прошлого;
- модернизация России - опыт Запада и Востока;
- национальная инновационная система;
- кадровое обеспечение модернизации;
- Сколково;
- Сочи;
- вариант успешного технопарка (СиньЧжу, Тая-вань);
- вариант успешного инновационного центра (и это не Сколково, а Пермь).
Моногород отражен в материалах о кризисных 2008 - 2009 гг., хотя сообразно моменту, как этап прошлый, всеобщий экономический кризис выхватил экономически бездеятельные элементы и высветил особенно ярко. При этом подчеркиваются инновации малых форм, которые состоялись даже в кризисный период (особенно важен здесь поселок Мас-лянино, который не единожды становится героем моно-, но не негатива).
В целом, модернизация связана в материалах «Эксперта» с управленческими инновациями, культурными особенностями, политическими инновационными проектами, с поиском новых механизмов создания «высокотехнологичных» управленческих структур в академической среде (здесь достаточно вспомнить хотя бы развернувшуюся на страницах журнала полемику по вопросу функционирования РАН). (См., к примеру, [2], [3], [6], [7], [8]).
Таким образом, общая модель отражения кризиса в деловых журналах приобретает более узкий контекст в связи с обозначением конкретного периода отражения кризиса - 2008 - 2010 гг., специфики са-
мого кризиса - социально-экономический, в российском варианте с явной оппозицией «моногород» -«инноград», и самим фокусом отражения - деловые журналы, конкретно журнал «Эксперт».
Литература
1. Анненкова, И.В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель (Лингвофилософский аспект): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И.В. Анненкова. - М., 2012.
2. Баранов, А. Модернизация в головах: увидеть и
включить резервы / А. Баранов. - URL: http://expert.ru/
expert/2010/18/modernizaciya_v_golovah
3. Ивантер, А. Дерево целей и дефицит средств /
A. Ивантер // Эксперт. - № 7 (б93). - URL: http://expert.ru/ expert/2010/07/derevo_celey_i_deficit_sredstv/
4. Карасик, В. И. О типах дискурса. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград, 2000.
5. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. - М., 1999.
6. Костина, Г. Ищите нас - мы в лаборатории /
Г. Костина // Эксперт. - 2010. - № 18 (703). - URL:
http://expert.ru/expert/2010/18/my_v_laboratorii/
7. Лапидус, В. Управленческие войны и инновации /
B. Ланидус // Эксперт. - 2010. - № 18 (703). - URL: http:// expert.ru/expert/2010/18/upravlencheskie_voiny_i_innovacii/
8. Механик, А. Другой академии у нас нет / А. Механик // Эксперт. - 2010. - № 5 (б91). - URL: http://expert.ru/ expert/2010/05/drugoi_akademii_net/
9. Можейко, М. А. Автоматический анализ дискурса / М.А. Можейко // Постмодернизм: Энциклопедия. - М., 2001. - С. 47.
10. Ревзина, О.Г. Дискурс и дискурсивные формации /
О.Г. Ревзина // Критика и семиотика. Вып. 8. - Новосибирск, 2005. - С. бб - 78.
11. Филипс, Л. Дискурс-анализ: теория и метод / Л. Филипс, М. Йоргансен. - Харьков, 2008.
УДК 82-225
В.В. Громова
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент И. А. Остренко
ФЕНОМЕН ПОПУЛЯРНОСТИ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются наиболее популярные в настоящее время в детской читательской аудитории произведения, написанные в жанре фэнтези. В качестве объекта исследования представлены книги Дж.Р.Р. Толкиена, Дж.К. Роулинг, Ст. Майер. Объясняются причины востребованности подобных текстов у детей-подростков. В качестве доказательства приводятся результаты анкетирования череповецких школьников.
Массовая литература для детей, фэнтези, фан-фикшн, анкетирование.
The article considers the most popular works written in the fantasy genre among the children's audience. J.R.R. Tolkien, J.K. Rowling and St. Mayer’s works are considered to be the object of the research. The reasons for the demand of the texts among teenagers are explained. The results of the survey of Cherepovets schoolchildren are presented in the paper.
Mass children's literature, fantasy, fan fiction, survey.
В последние десятилетия в массовой литературе жанр фэнтези. Его успех у молодого поколения сего-
для детей все большую популярность приобретает дня вполне оправдан. Феномен популярности по-
добных произведений во многом обусловлен его жанровой спецификой. Так, исследователь П.В. Королькова в статье о разграничении жанров фэнтези и литературной сказки выделяет их основные жанрообразующие признаки. Отличительные особенности жанра фэнтези выявляются при таком сравнительном подходе наиболее отчетливо: «Фэнтези - синоним «героической» фантастики, или «фантастики меча и магии» («меча и волшебства»). Иными словами, фантастический вымысел представлен и в фэнтези, и в научной фантастике, однако он различается по способу обоснования посылки: к сказочному повествованию и фэнтези традиционно относятся те произведения, в которых сверхъестественное начало является частью «естественного» мироустройства и считается «обычным» для описываемой модели реальности» [3, с. 61]. Литературный критик и автор современного литературного словаря (где широко представлены новые жанровые модификации) «Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям» С. Чупри-нин считает, что «родовым признаком фэнтези-литературы является то, что она порождает новые миры, жизнь в которых определяется не законами природы и общества, но волшебством и магией» [8, с. 617].
Наиболее «читаемыми» в последнее время у детской аудитории стали три знаковых произведения: «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкиена, цикл книг о «Гарри Поттере» Дж.К. Роулинг, «Сумерки»
Ст. Майер. Свидетельством их популярности стало появление фанклубов, создание пародий на эти книги, первые позиции в рейтинге популярных книг среди читателей и дискуссии на страницах периодических изданий, научные исследования междисциплинарного характера, объектом и предметом анализа которых стали произведения жанра фэнтези. При этом следует заметить, что, несмотря на популярные экранизации классических произведений в жанре фэнтези («Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и др.), классические тексты остаются менее востребованными у детской аудитории, нежели фэнтези, созданные в последние десятилетия. Эта тенденция нашла отражение и в результатах анкетирования череповецких школьников, речь о которых пойдет ниже.
Феномен успеха этих изданий можно расценивать по-разному. Во-первых, это хорошая рекламная кампания и РЯ-продвижение. Во-вторых, серийность книг того или иного автора является объяснением, что интерес к книгам цикла активно поддерживается на протяжении выпуска всей серии. Кроме того, особое внимание к книгам в жанре фэнтези сегодня проявляют кинорежиссеры. Если учитывать только упомянутых трех авторов (Дж. Р.Р. Толкиена, Дж.К. Роулинг, Ст. Майер) и проследить последовательность экранизаций их произведений, то можно выявить следующую закономерность. Один фильм по очередному фэнтези сменяется другим за сравнительно небольшой промежуток времени (максимум на полгода), и таким образом поддерживается интерес к книгам.
Однако внимание ребенка к книге невозможно
удержать, если она не отвечает его потребностям и запросам. Атмосфера волшебства и магии - характерный признак произведений XX и XXI вв. в целом. Это то, что может отвлечь от реального мира, позволяет вообразить новых существ и героев, узнать об их приключениях. И главное, что эти миры как будто бы существуют либо рядом, либо параллельно с настоящим, либо они спрятаны среди обычных реальных вещей.
Как показало анкетирование среди подростков 12
- 15 лет в МБУП «Общеобразовательная школа № 14» г. Череповца именно «захватывающий» сюжет (28 ответов из 112), иной мир (42 ответа из 112) и необычные животные (28 ответов из 112) привлекают юных читателей в произведениях жанра фэнтези1. Эти же признаки подростки выделяют при ответе на вопрос: «В чем, по-вашему, причины популярности подобных книг?»: «интересный» сюжет - 29 ответов из 112, другой мир, волшебство - 67 ответов из 112.
Заслуживает особого внимания ответ школьной аудитории на вопрос о причинах популярности и привлекательности произведений жанра фэнтези: «Хочется отвлечься от реальности, хочется разнообразия в жизни, чтобы отдохнуть от обыденности и работы» (37 ответов из 112). Одна из важнейших функций массовой литературы - функция эскапизма -отличительный признак жанра, она соотносится с жанрообразущими характеристиками текстов: «вторичный мир» (по Дж.Р.Р. Толкиену [7, с. 37]) - обязательное условие жанра фэнтези. С другой стороны, потребность перейти из настоящего в вымышленный мир объясняется возрастными особенностями читателей. В детях и подростках стремление ко всему яркому, необычному и чудесному проявляется с большей интенсивностью, чем у взрослых. И это становится еще одной причиной феномена популярности произведений жанра фэнтези в детской литературе.
Однако волшебство и магия - это лишь притягательная обертка, созданная автором для современного детского взора. Она помогает вовлечь читателя в особую атмосферу чудесного и уйти от настоящей действительности. Но помимо волшебного начала для детской читательской аудитории немаловажную роль играет главный герой книги. Он - пример жизненной ориентации для ребенка и подростка, так называемый «герой нашего времени», некое руководство, каким надо быть. Маленький читатель примеривает на себя его образ, сравнивает себя с ним. И если действия и поступки главного героя правильны с точки зрения читателя, то он становится ему интересен, ему можно подражать.
Кроме того, герой будет наиболее понятен, а произведение - успешнее, если этот персонаж приближен к читателю по возрасту. Поэтому не удивитель-
1 Анкетирование было проведено магистрантом кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций, учителем русского языка и литературы Ю.Н. Карпей-киной в 7 и 8 классах в ноябре 2011 г. Всего было опрошено 112 респондентов.
но, что предпочтение юных читателей сегодня отдается Гарри Поттеру. Ряд исследователей относят цикл книг Дж. К. Роулинг именно к жанру фэнтези. Так, исследователем детской литературы И. Г. Мине-раловой выделяются в этом произведении основные жанрообразующие черты: «В книгах о Гарри Потере изначальна травестирована идея фэнтези как жанра, где доминантными составляющими оказываются меч и магия: наука магии, школа магических искусств -колорит произведения; меч (настоящий клинок появится во второй книге), хотя с успехом заменяет это «оружие» волшебная палочка» [4, с. 53].
Сегодня спектр вопросов, определяющих полемику вокруг этого произведения, представлен в литературной критике достаточно широко. Однако, как отмечает фольклорист Н.И. Васильева, «читающая общественность стала обращаться уже не столько к вопросу воздействия книг других авторов на творчество Дж. Роулинг, сколько к влиянию собственно «Гарри Поттера» на современную детскую литературу. Так подчеркивается мысль о том, что с «Гарри Поттера» начался новый этап в развитии детской литературы» [1, с. 13]. Герой, которого создала английская писательница Дж. К. Роулинг, популярен во всем мире в течение уже 14 лет. В первой книге цикла ему 11 лет, в последней (седьмой) - 17. Уже по этим цифрам понятно, что каждый новый текст автора - это год обучения Гарри в школе волшебства и чародейства Хогвартс. С одной стороны, он ничем не примечательный мальчик, похожий на многих других: и в волшебном, и реальном мире. Обычный ученик школы, как и его друзья, и одноклассники, делающий уроки и посещающий занятия. Магические занятия, конечно, но все же занятия. Но с другой стороны, он - «мальчик, который выжил» [5, с. 7]. Это словно второе имя, которое с первых и до последних строк произведения всегда с ним. И этим он выделяется в мире магии. Но помимо этого, там, в иной реальности он самый молодой ловец в команде по квиддичу (волшебному виду спорта); тот, кому суждено сражаться с Волан-де-Мортом (олицетворением зла волшебного мира, антагонистом Гарри); он всегда оказывается в опасных и авантюрных историях; он сирота с вечно торчащими в разные стороны волосами и шрамом на лбу. В этом его необычность. Однако в Гарри Поттере дети видят еще и другое: способность пожертвовать собой ради друзей и родных, близких людей, его любовь к родителям, умение сделать выбор между добром и злом. «Он ничего не боится»; «интересен тем, что он смелый, умный»; «нравятся его действия» - это аргументы подростков 7 и 8 классов, объясняющие, почему им нравятся Гарри Поттер. Именно главному герою Дж.К. Роулинг (25 голосов из 112) и ее произведению (31 голос из 112) отдают предпочтения большинство опрашиваемых. Однако в некоторых случаях школьникам больше нравятся друзья Гарри Поттера (!): 3 голоса - Рону Уизли, 1 - Гермионе, 1 - близнецам Уизли. Наряду с другими произведениями реципиентами был упомянут цикл Д. Емца о Тане Гроттер, представляющий собой вариант пародии на Гарри
Поттера. Таким образом, даже в настоящее время, когда написаны и экранизированы уже все книги Дж.К. Роулинг о мальчике-волшебнике, они до сих пор остаются востребованными среди молодой читательской аудитории. Хотя феномен популярности этих книг сформировался не сегодня, их успешность подтверждается и статистикой прошлых лет. Так, например, исследователь Лев Гудков приводил данные одного из самых последних в 2003 г. опросов ВЦИОМ о том, что читали люди в день опроса (названные книги и предпочтения сгруппированы были в большие жанрово-тематические классы): «40 % населения вообще ничего не читают <...> По-прежнему популярна (особенно среди старшеклассников и технарей) классическая научная фантастика
- 12 %, фэнтези и готический роман ужасов - по 8 -12 % (каждый из названных видов беллетристики) и т.п.» [2, с. 197].
Помимо уже названных причин роста популярности семитомного издания английской писательницы, также можно отнести доступный язык книг, юмор, понятные заимствования из мифов и легенд народов мира. Однако если цикл книг Дж.К. Роулинг завоевал любовь молодых читателей уже давно, то герои книг саги американской писательницы Ст. Майер «Сумерки» стали широко известными совсем недавно. Выход первой книги датируется 2005 г. Сегодня популярность героев этих произведений стремительно растет среди молодежи.
Если вновь обратиться к результатам анкетирования среди череповецких школьников, то после Гарри Поттера второе место по популярности занимают книги (27 голосов из 112) и персонажи из произведений Ст. Майер: вампир Эдвард Кален - 14 голосов из 112. В чем же секрет феноменального успеха? Дело в том, что образ вампира у Ст. Майер имеет положительную коннотацию. Он остается монстром, но при этом у него есть выбор: убивать людей или пить кровь умирающих животных. Главные герои саги выбирают второй вариант. Они могут любить, чувствовать, защищать человеческий мир от тех вампиров, которые выбрали путь уничтожения людей. Повествование идет от лица обычной девушки Бэллы Свон, похожей на других. Таким образом, в тексте формируется и гендерноорентированный аспект. Возможно, за счет этого проявляется интерес к персонажам в большинстве своем у девичьей аудитории (только школьницы в качестве любимых героев назвали Эдварда - 14 голосов из 112 и Джейкоба - 6 голосов из 112). Ее (Бэллы) встреча с вампирским кланом Кале-нов, чувство любви к Эдварду, которое стало взаимным, дружба с оборотнем Джейкобом составляют сюжетную основу повествования.
Девочек-подростков из всех сюжетных линий в романе привлекает именно любовь вампира к обычной девушке. Кроме того, через призму взгляда Бэллы вампиры и оборотни, как чудесные существа, видятся не монстрами, а благородными героями, служащими добру. В отличие от традиции предшествующих книг об оборотнях и вампирах в этом цикле эти нечеловеческие создания - положительные ге-
рои. Ставшие вампирами и оборотнями не по своей воле, а в силу обстоятельств, они, словно хранители человеческого мира, избавляют его от настоящих убийц и жестокости. При этом роль обычных людей в повествовании приобретает второстепенный характер. Как и в Гарри Потере - это магглы - люди, не видящие и не желающие видеть магии.
Придуманные мифические герои и персонажи из мира волшебства (с точки зрения читателя) несут в себе доброе начало. Именно они способны бороться со злом. На вопрос анкеты «Почему нравятся герои фэнтези?» подростки отвечают: «Они чем-то похожи на нас»; «Их герои смело бросаются в опасность»; «Сами выдуманные волшебные герои»; «Нравятся герои со способностями, которые не понтуются, но помогают другим и исчезают». Молодые поклонники подобных книг сегодня не просто читают произведения в жанре фэнтези, не только подражают своим любимым героям и хотят быть на них похожими. Дети и подростки, примеривая на себя их образ, сами сочиняют тексты по мотивам опубликованных книг. Примером может служить письмо семиклассника, ученика школы № 14 г. Череповца, написанное от лица вампира:
«Привет, жертва! Пишу тебе из Трансильвании.
В этом году я решил отправиться в отпуск. Я поселился в пятизвездочном склепе, живу в одноместной могиле. На территории склепа можно попить свежей крови. Погода у нас чудесная. Тьма, холод и дождь. Каждый вечер я с друзьями собираюсь в «Клубе анонимных кровопийц». Вот так я отдыхаю. Но ты не волнуйся, скоро я выйду из отпуска, и я с тобой встречусь. Жду ответа!
Р.8. Какие у тебя группа крови и резус-фактор?
Вампир Сережа.»
В качестве комментария к этому тексту следует заметить, что перед нами домашнее задание по русскому языку, выполненное подростком. Необходимо было написать текст письма, используя максимальное количество обращений, при этом адресатом должен быть сам ученик. И школьнику действительно удалось это сделать: в тексте есть и адресат (жертва) и адресант (вампир), подпись и даже присущий именно эпистолярному жанру комментарий с пометкой «Р.Б.». Кроме того, в этом письме школьника представлены определенные стилистические компоненты, содержащие вампирскую атрибутику. Содержание свидетельствует о том, что автор хорошо знаком с подобными текстами. Трансильвания (где расположен замок Дракулы), склеп, могила, жертва, группа крови и резус-фактор - все это говорит о владении автором разносторонней информацией о вампирах. Кроме того, в текст привнесена и значительная доля иронии, основанная на соединении реалий обычного и вымышленного мира. И эти трансформации предметного мира легко угадываются читателем. В «пятизвездочном склепе» - отель высокого класса, «одноместной могиле» - отдельный номер гостиницы. «Клуб анонимных алкоголиков» трансформируется в «Клуб анонимных кровопийц». Таким образом, автор подчеркивает роскошь жизни вампира-адресанта,
юмористически эту особенность обыгрывая.
Можно прийти к выводу, что подобные тексты -свидетельство высокой степени увлеченности автора жанром фэнтези (вампирской и волшебной тематикой вообще). И это делает возможным писать свои тексты в том же стиле, что и известные Дж.Р.Р. Тол-киен, Дж.К. Роулинг, Ст. Майер и многие другие. Имеются в виду не пародии на их книги, а тексты нового жанра фанфикшн, созданные фанатами собственные небольшие сочинения по мотивам того или иного известного сюжета. Молодыми авторами заимствуется, как правило, идея писателя о том или ином волшебном мире или лейтмотив известного произведения. Тексты в жанре фанфикшн, как правило, публикуются на отдельных сайтах, посвященных произведениям известных авторов.
В жанровых признаках фэнтези заложена потенциальная возможность к продолжениям, «додумыванию» тех или иных образов, сюжетов. Кроме того, в произведениях присутствует эффект квеста или поиска. Это модное на сегодняшний день явление породило множество компьютерных игр по мотивам произведений о Г арри Поттере и других персонажах. Эта возможность импонирует юному читателю и вызывает неподдельный интерес к подобным произведениям. Подтверждением является высказывание семиклассницы одного из анкетируемых классов: «Сейчас очень много интересного пишут в книгах. Это увлекает. Одну книгу в 400 страниц можно прочитать за 4 часа, можно меньше».
Таким образом, жанр фэнтези, представленный книгами Дж. К. Роулинг, Дж. Р. Р. Толкиена и Ст. Майер, сегодня оказывается в центре внимания детской читательской аудитории. Это подтверждается и результатами анкетирования череповецких школьников, и итогами рейтингов популярности в книжной индустрии.
Литература
1. Васильева, Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: дис. ... канд. филол. наук. / Н.И. Васильева. - Н. Новгород, 2005.
2. Гудков, Л. Литература non fiction: вымыслы и реальность / Л. Гудков // Знамя. - 2003. - № 1. - С. 197.
3. Королькова, П.В. К вопросу разграничения фэнтези и литературной сказки. / П.В. Королькова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 2011. - № 1. - С. 61.
4. Минералова, И.Г. Феномен Гарри Поттера: Художественно-педагогическое в книге / И.Г. Минералова // Мировая словесность для детей. - 2002. - № 7. - С. 53.
5. Ролинг, Дж. К. Гарри Поттер и философский камень / Дж. К. Ролинг. - М., 2007.
6. Толкиен, Дж.Р.Р. Властелин кольца / Дж.Р.Р. Тол-киен. - М., 1991.
7. Толкиен, Дж.Р.Р. О волшебных сказках / Дж.Р.Р. Толкиен // Толкиен Дж.Р.Р. Приключения Тома Бамбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести. - М., 1992.
8. Чупринин, С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям / С. Чупринин. - М., 2007.