Научная статья на тему 'Миф как основа литературы фэнтези'

Миф как основа литературы фэнтези Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9436
978
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЭНТЕЗИ / МИФ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Винтерле Ирина Дмитриевна

Рассматривается проблема взаимодействия фэнтезийной литературы и мифа, особенности развития и происхождения жанра фэнтези, особенности мифа как основы фэнтезийной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH AS A BASE FOR FANTASY LITERATURE

The problem of interaction of fantasy literature and myth is considered, with the focus on the features of development and the origins of the fantasy genre, and the peculiarities of a myth as the basis for fantasy literature.

Текст научной работы на тему «Миф как основа литературы фэнтези»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (2), с. 37-39

УДК 8П.Ш.1+УДК 811.162.3

МИФ КАК ОСНОВА ЛИТЕРАТУРЫ ФЭНТЕЗИ © 2012 г. И.Д. Винтерле

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского ут1ег1е_тпа@таП. ги

Поступила в редакцию 09.12.2011

Рассматривается проблема взаимодействия фэнтезийной литературы и мифа, особенности развития и происхождения жанра фэнтези, особенности мифа как основы фэнтезийной литературы.

Ключевые слова: фэнтези, миф.

Жанр фэнтези, сложившийся в середине XX века, сегодня является одним из самых популярных и интересных явлений культуры. Для понимания и изучения феномена фэнтези необходимо, прежде всего, выяснить, какие элементы литературы и культуры послужили основой для возникновения нового направления. Все исследователи жанра сходятся во мнении, что одной из этикоэстетических и структурополагающих основ литературного направления фэнтези является миф. Как правило, при рассмотрении мифа как первоисточника фэнтезийной литературы, наибольшее внимание уделяется сюжетным заимствованиям фэнтези из мифологии.

Согласно одному из определений, миф — сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвующих прямо или косвенно в создании мира, его элементов как природных, так и культурных. Авторы первых произведений фэнтези - Р. Говард, Ф. Лавкрафт, Дж. Тол-кин - во многом опирались на сюжеты и образы мифов и легенд, интерпретируя их каждый по-своему. Польский писатель и исследователь фэнтезийного жанра А. Сапковский в статье «Вареник, или Нет золота в Серых Горах» высказывает мнение, что во «Властелине Колец», который был и остаётся одним из главных произведений фэнтези, Толкин использует архетип Артуровских легенд, а все остальные писатели этого направления используют в своём творчестве архетип Толкина. Соответственно, большинство фэнтезийной литературы сюжетно — повторения и вариации на тему легенд о короле Артуре. Мнение спорное - всю фэнтези-литературу свести к одному сюжету невозможно, и утверждение о том, что Толкин опирался прежде всего на историю короля Артура при написании «Властелина Колец» также не кажется убе-

дительным - использование Толкином мифологии, конечно, гораздо шире. Но не вызывает сомнениий, что есть общая схема, происхождение которой можно возводить к легендам об Артуре, и эта схема стабильно востребована в литературе фэнтези. Образ другого популярного фэнтезийного героя - Конана-варвара (и многочисленные подражания ему) можно связывать с мифическими героями (Гераклом, Сигурдом и.т.д.). В романах о Гарри Поттере также можно обнаружить элементы различных мифов, мифологических моделей, мотивов. К примеру, Джоан Роулинг обращается к мифологии при создании «бестиария», включая в него таких существ, как химера, василиск, кентавр.

Но есть другие характеристики мифа, помимо сюжетных, которые очень важны для фэнте-зийной литературы. При рассмотрении мифа как способа мышления именно в фэнтези читатель может столкнуться с «мифическим взглядом на миф» [4, с. 3]. Способность мифа быть с точки зрения мифического сознания «наиболее яркой и самой подлинной действительностью» [4, с. 3] является не менее важным основанием для литературы фэнтези, чем мифологические сюжеты и образы.

Одним из основных понятий, определяющих литературу фэнтези, является понятие «мира», созданного автором в том или ином произведении. Любое фэнтезийное произведение так или иначе описывает мир, отличный от привычной реальности, невозможный с точки зрения материалистических законов; а одна из задач автора при создании такого мира — сделать его максимально правдоподобным, из выдумки превратить в «яркую и подлинную действительность». В статье «О волшебных сказках» Дж. Р. Р. Тол-кин, в некоторой степени становясь первым теоретиком фэнтези, называет этот процесс созданием «Вторичного Мира». «Всякий, кто уна-

следовал фантастический инструмент языка человеческого, может сказать: «зелёное солнце». И тогда многие способны вообразить его или нарисовать в уме. Но этого недостаточно -хотя это уже нечто более впечатляющее, нежели многие «краткие описания» или «слепки с самой жизни», удостоившиеся хвалебных рецензий. Но для того чтобы создать Вторичный Мир, в пределах которого зелёное солнце покажется правдоподобным и породит Вторичную Веру, по всей видимости, потребуются и труд, и работа мысли, и всенепременно — особое умение, что-то вроде эльфийского мастерства. Немногие берутся за дело столь непосильное. Однако когда попытка предпринята и цель отчасти достигнута, тогда перед нами - редчайшее из произведений Искусства: речь идёт об искусстве повествовательном, сочинительстве в его исходной и наиболее могущественной форме» [6, с. 191].

Сегодня оценка фэнтезийного произведения, в том числе и по проработанности представленного в нём Вторичного Мира, становится неотъемлемой частью литературного анализа или рецензирования. Главный отечественный журнал о фантастике и фэнтези «Мир фантастики» при составлении рецензий приводит несколько параметров произведения, которые оцениваются по десятибалльной шкале: сюжет, мир, персонажи, стиль, качество издания и перевод. Понятие «мир» здесь выделено особо, оно не складывается из сочетания сюжета и персонажей, или сюжета и стиля. Таким образом, сегодня «мир фэнтезийного произведения» или «Вторичный Мир» - важнейшая категория литературы фэнтези, которая во многом определяет художественные достоинства, качество и популярность фэнтезийных произведений.

Практически любой Вторичный Мир строится на основе мифа, поскольку именно миф помогает сконструировать внутренне убедительную, логичную и достоверную вселенную. Каждый автор выбирает свой способ построения фэнтезийного мира: переосмысляя традиционные мифы или используя их отдельные элементы, придумывая собственную мифологию, перенося мифических героев в современный мир.

Наиболее интересно взаимосвязь мифа и Вторичного Мира прослеживается на примере творчества Дж. Р. Р. Толкина. Мир Средиземья, созданный им, во-первых, не ограничивается каким-либо одним произведением, охватывая всё творчество писателя, начиная от первых черновых набросков. Во-вторых, Вторичный Мир Толкина - тонкая и сложная переработка

мифов, сказок, народного эпоса и легенд в новую, самостоятельную, своеобразную авторскую мифологию, построенную по законам традиционных мифологий, но одновременно отличную от любой из них.

В романах Джоан Роулинг о Гарри Поттере герои на занятиях по уходу за магическими существами изучают существ из классических мифологий - химер, василисков, мантикору и т.д. Элементы мифологии здесь подаются как обыденная реальность, в форме учебника по зоологии. У героев не может быть никаких сомнений в правдивости учебника, для них волшебный мир - подлинная действительность, и она вполне убедительна для читателей.

Популярные фэнтезийные романы Стефани Майер, объединённые в цикл «Сумеречная сага», также включают в себя мифологические элементы. Несмотря на то, что основное действие происходит в современном автору и читателю времени и мире; а истории о вампирах, оборотнях и их вечном противостоянии известны настолько широко, что не требуют специальных объяснений и обоснований, Майер всё равно обращается к мифу. В третьей книге саги, «Затмении», старейшины индейского рода кви-летов рассказывают Белле и молодым индейцам историю о появлении оборотней в Ла-Пуш. Этот эпизод включён в третью часть саги, таким образом, Белла уже встретилась и с вампирами, и с оборотнями, таким образом, у неё нет причин считать квилетскую легенду вымыслом. Миф, объясняющий появление рода оборотней и приход вампиров, придаёт всей саге глубину, этот миф - одно из важнейших оснований Вторичного Мира, представленного в книге.

В некоторых случаях автор предпочитает ничего не менять в уже существующей мифологической системе, просто переписывая мифы для современного читателя. К примеру, фэнте-зийный цикл «Калевала» Эмиля Петайи - финский эпос, поданный в стиле произведений Толкина.

Ещё один способ освоения мифа в фэнтези -появление в привычном, обыденном мире мифологических существ и героев. Яркие примеры произведений, построенных на этом принципе -«Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Сумеречная сага» Стефани Майер, «Американские боги» Нила Геймана. Зачастую сюжетная схема «мифологические персонажи в современном высокотехнологичном мире» используется авторами для достижения юмористического эффекта.

Зачастую, наряду с собственно мифом, при «построении» фэнтезийных миров авторы активно используют элементы древнего эпоса,

сказок и легенд. При этом внутри фэнтезийного произведения любая сказка становится в некоторой степени мифом, поскольку сказка по определению - выдумка, тогда как миф предполагает, что в него верят. Так, фэнтезийный мир, созданный Анджеем Сапковским в романах о ведьмаке, во многом основан именно на переработке хорошо узнаваемых сказочных мотивов. Например, сказка о Белоснежке превратилась в историю о жестокой девушке-разбой-нице, грабившей и убивавшей вместе с шайкой семерых гномов. С одной стороны, сказочный сюжет узнаваем: присутствуют мачеха, семь гномов, хрустальный гроб, расколдовавший девушку принц; с другой стороны, эта история кажется достоверной, реальной, в отличие от привычной сказки.

Сказка, как и миф, даёт фэнтези сюжетную и образную систему, но с точки зрения смысловой, сказка - заведомо выдумка, неправда, и на её основе невозможно выстроить выдуманный мир. Таким образом, фэнтези, будучи достаточно молодым, современным направлением, оказывается тесно связанным с гораздо более древними пластами культуры, в частности, мифологией, и именно мифология является основой для фэнтезийной литературы.

Список литературы

1. Карелин А. Фэнтези, которого мы не знаем. Истоки жанра // Мир фантастики. 2003. № 2 [Электронный ресурс]. - http://www.mirf.ru/Articles/art285. Мш (дата обращения - 20.03.2011).

2. Карелин А. Отцы-основатели современной сказки. // Мир фантастики. 2003. № 3. [Электронный ресурс]. - http://www.mirf.ru/Articles/art255.htm (дата обращения - 20.03.2011).

3. Карпентер Х.Дж. Р.Р. Толкин. Письма. М.: Эксмо, 2004. 432 с.

4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. 145 с.

5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. М.: Восточная литература РАН, 2000. 408 с.

6. Невский Б. Мифологическая фантастика. // Мир фантастики. 2007. № 41. [Электронный ресурс]. - http://www.mirf.ru/Articles/art1708.htm (дата обращения - 20.03.2011).

7. Сапковский А. Вареник, или Нет золота в Серых Г орах // Дорога без возврата: повести, рассказы, эссе. М., 1999. С. 419-420.

8. Толкин Дж.Р.Р. О волшебных историях. // Толкин Дж. Сильмариллион.: Сборник / Пер. с англ. М.: Издательство АСТ; СПб.: Теїта Fantastica, 2000. 352 с.

MYTH AS A BASE FOR FANTASY LITERATURE I.D. Vinterle

The problem of interaction of fantasy literature and myth is considered, with the focus on the features of development and the origins of the fantasy genre, and the peculiarities of a myth as the basis for fantasy literature.

Keywords: fantasy, myth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.