Научная статья на тему 'Магическая реальность фэнтезийного мира: к вопросу о жанрообразующих признаках романа фэнтези'

Магическая реальность фэнтезийного мира: к вопросу о жанрообразующих признаках романа фэнтези Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2521
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / ФЭНТЕЗИ / ФАНТАСТИКА / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ТИПОЛОГИЯ ФЭНТЕЗИ / РЕЛЕВАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ / МИФ / МАГИЯ / LITERARY GENRE / FANTASY / FANTASTIC / GENRE CHARACTERISTICS / FANTASY TYPOLOGY / MYTH / MAGIC / FANTASY GENRE FEATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Травкин С. В.

В статье рассматриваются недостаточно изученные на сегодняшний день проблемы определения жанра фэнтези и классификации фэнтезийных романов. В рамках поиска наиболее удачного определения данного жанра фантастической литературы закономерно встает вопрос о наличии особых жанрообразующих признаков фэнтези. Анализ романов семи авторов XX-XXI вв. доказывает возможность выделения релевантных и второстепенных признаков жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAGIC REALITY OF FANTASY WORLDS:GENRE FEATURES OF FANTASY

The article looks into the different problems of the fantasy genre with a special focus on the great number of definitions and the variety of fantasy subgenres, and aims to suggest an original definition with regard to certain features fantasy novels reveal. An analysis of fantasy novels written by 20th and 21st century authors helps to detect the specific fantasy genre features, which are special unearthly reality and the rule of magic.

Текст научной работы на тему «Магическая реальность фэнтезийного мира: к вопросу о жанрообразующих признаках романа фэнтези»

УДК 81'42 С. В. Травкин

соискатель каф. общего и сравнительного языкознания МГЛУ; e-maiL: [email protected]

МАГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ФЭНТЕЗИЙНОГО МИРА: К ВОПРОСУ О ЖАНРООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКАХ РОМАНА ФЭНТЕЗИ

В статье рассматриваются недостаточно изученные на сегодняшний день проблемы определения жанра фэнтези и классификации фэнтезийных романов. В рамках поиска наиболее удачного определения данного жанра фантастической литературы закономерно встает вопрос о наличии особых жанрообразующих признаков фэнтези. Анализ романов семи авторов XX-XXI вв. доказывает возможность выделения релевантных и второстепенных признаков жанра.

Ключевые слова: литературный жанр; фэнтези; фантастика; жанрообразующие признаки; типология фэнтези; релевантные признаки жанра фэнтези; миф; магия.

S. V. Travkin

Research Student, Department of GeneraL

and Comparative Linguistics, MSLU; e-maiL: [email protected]

THE MAGIC REALITY OF FANTASY WORLDS: GENRE FEATURES OF FANTASY

The articLe Looks into the different probLems of the fantasy genre with a speciaL focus on the great number of definitions and the variety of fantasy subgenres, and aims to suggest an originaL definition with regard to certain features fantasy noveLs reveaL. An anaLysis of fantasy noveLs written by 20th and 21st century authors heLps to detect the specific fantasy genre features, which are speciaL unearthLy reaLity and the ruLe of magic.

Key words: Literary genre; fantasy; fantastic; genre characteristics; fantasy typoLogy; myth; magic; fantasy genre features.

Из всех известных в литературе жанров для современной лингвистики фэнтези представляет наибольший интерес. Короткая история жанра обусловливает его недостаточную исследованность и открывает широкие возможности для изучения специфики создаваемой реальности.

Столь популярная в наши дни разновидность жанра фантастики сформировалась в прошлом столетии и прочно заняла свое место в литературе. Являясь современной разновидностью фантастики, фэнтези часто имеет в своем основании эпосы и мифы народов мира.

Согласно словарю литературоведческих терминов И. А. Книги-на, миф - «это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о важных природных, физиологических, социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и человечества, подвигах богов, царей и героев, об их победных сражениях и горьких поражениях. Главной особенностью мифа является тесная слитность в нем различных элементов - художественного и логически обусловленного, повествовательного и ритуального...» [Книгин 2006, с. 120].

Несмотря на то что и миф, и фэнтези по своей сути являются формами художественного повествования (события и явления описываются в литературно-художественном стиле), разница между ними очевидна. Основное отличие состоит в том, что творения, получившие впоследствии наименование «миф», описывали устройство реального мира так, как его видел древний человек. Мифы, несмотря на обилие художественных эффектов, выполняли утилитарную функцию, позволяя человеку ориентироваться в окружающей его действительности [Косиченко 2016].

Реальность фэнтези, напротив, изначально рассматривается читателем как выдуманный фантастический мир, и само произведение теряет утилитарный потенциал, уступая место эстетическому переживанию.

Однако, прежде чем составить основу произведения фэнтези, исторически сложившиеся мифы, преломляясь сквозь призму творческого мышления автора, претерпевают существенные изменения либо полностью уступают место «псевдомифам», созданным самим автором.

Например, Дж. Р. Толкин заимствует из германо-скандинавского фольклора лишь название персонажей и, полностью изменяя природу этих волшебных существ, создает свои «псевдопредания». В «Письме 144» к Наоми Митчисон автор пишет: «...я так полагаю, что квенди этих преданий, по сути, имеют мало общего с европейскими эльфами и фэйри; и, если бы от меня потребовали рационалистического объяснения, я бы сказал, что на самом деле они олицетворяют собою людей, наделенных многократно увеличенным эстетическим и творческим потенциалом, большей красотой, более долгой жизнью и благородством».

На сегодняшний день существует нескольких классификаций фантастики [Мзареулов 1994; Назаренко 1999] и множество определений. Сошлемся на определение, предложенное Н. Г. Комлевым: Фэнтези от англ. fantasy - «фантазия» - это литературный жанр, возникший в первой половине XX столетия в англоязычной прозе; занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой, ведет свою родословную от народных эпосов европейских стран (напр., «Калевала» или «Беовульф»). Фэнтези богат поэтическими причудливыми образами, представляет сверхъестественные и нереалистические события и характеры. Основоположниками считаются американец Р. Говард и англичанин Р. Толкин» [Комлев 2000].

Наиболее близким к фэнтези фантастическим жанром является научная фантастика (далее - НФ), в числе ярчайших представителей которой А. Р. Беляев, К. Булычев, Ж. Верн, Р. Брэдбери и другие.

Основной характеристикой жанра научной фантастики является наличие попыток объяснить происходящие в романе сверхъестественные события как рациональные и научно обоснованные. Такой позиции, в частности, придерживалась одна из исследователей художественного текста фантастической направленности Т. А. Чернышева, пишущая следующее: «...авторы их старались объяснить свое фантастическое изобретение или открытие, обосновать его, опираясь на данные науки или, на худой конец, ссылаясь на относительность и неполноту наших знаний о природе» [Чернышева 1985, с. 230]. Важнейшая характеристика фэнтези - это полное отсутствие таких попыток. Как и в мифах, волшебство просто существует как закон мира.

Американский писатель Роджер Желязны в одном из своих интервью особо отмечает, что природа фэнтезийных персонажей не нуждается в объяснении:

I suppose if I wanted to create an alien being in fantasy, the creature could be a golem created by, say, four sorcerers. I wouldn't have to go into a long explanation as to the nature of the creature [Krulik 1982].

Как правило действие романов фэнтези разворачивается в определенной фантастической реальности, которая, с точки зрения организации быта, обычно напоминает мир средневекового человека.

Е. Н. Ковтун пишет о фэнтези и его основных маркерах-ассоциациях так: «Этот тип фантастики в литературном процессе и в сознании читателей сейчас занимает то же место, что научная фантастика при

социализме. И если при слове "фантастика" в 1950-1960-е гг. в голове читателя возникал стандартный набор маркеров: роботы - звездолеты - машины времени - вселенское братство - коммунизм, то ныне с такой же регулярностью приходит на ум: магия - драконы - мечи и копья - путешествие необыкновенных героев за волшебным предметом» [Ковтун 2008, с. 338].

Существует несколько способов систематизации фэнтези. Например, Е. Н. Ковтун предлагает выделять в рамках данного жанра фантастики четыре типа произведений: мистическо-философское, метафорическое, «черное» и героическое фэнтези [Ковтун 2008, с. 101].

Р. Шидфар также выделяет четыре типа жанра фэнтези. Согласно этому исследователю, фэнтези может быть: героическое, фольклорно-сказочное, героико-эпическое и мифообразующее [Шидфар 1997].

Наиболее полная типология фэнтезийных романов, позволяющая учесть самые разные факторы и признаки жанра, разработана Е. Афанасьевой. В зависимости от выбранной перспективы исследования данным автором предлагаются классификации по сюжетно-тематическому, национальному, временному, аксиологическому, мировоззренческому и возрастному признакам [Афанасьева 2009, с. 88].

Отметим, что классификация по сюжетно-тематическому признаку, внутри которой выделяются эпические, романтические, мистические, «черные» и мифологические фэнтезийные романы, представляется наиболее условной, поскольку нередко в рамках одного романа могут сочетаться характеристики сразу нескольких видов фэнтези, например роман Клиффорда Саймака «Братство талисмана» имеет черты христианского, эпического, черного и даже юмористического фэнтези.

В связи с тем, что данный жанр художественной литературы активно развивается, главным образом за счет смешения разных жанровых признаков, даже самая полная классификация будет открытой.

Задачей данной статьи является определение специфических жанрообразующих признаков произведений фэнтези, для этого целесообразно обратиться к высказываниям наиболее известных фантастов о созданных ими мирах и населяющих эти миры расах.

Фантастическая действительность Дж. Толкина в романах «Повелитель колец» и «Хоббит» - это созданный Илуватаром волшебный мир Средиземья в котором живут эльфы, гномы и хоббиты.

Сам автор в своем последнем интервью для журнала говорит, что, создавая эльфов как бессмертных существ, он не имел в виду «вечное» или истинное бессмертие, но лишь их долгий, часто соотносимый с существованием нашего мира, срок жизни. Гномы, по словам Толкина, во многих отношениях напоминают евреев, что подтверждается семитским звучанием некоторых слов их языка.

Образ жизни хоббитов напоминает быт обыкновенных обитателей английской глубинки, а их малый размер должен был символизировать крайне ограниченное воображение, чего нельзя сказать об их внутренней силе и мужестве [Tolkien 1971].

Мир не менее известного писателя и христианского апологета Клайва Льюиса находится по ту сторону мира реального и называется Нарнией. Попасть в Нарнию можно различными способами: через платяной шкаф («Лев, колдунья и платяной шкаф»), через каменную дверь («Серебряное кресло»), через картину («Покоритель зари, или Плавание на край света»). Причем, по словам создателя Нарнии Льва Аслана, нельзя попасть в эту страну дважды одним и тем же путем. В Нарнии обитают мифические создания, некоторые животные могут говорить, а магия является свойством мира.

Профессор Алистер МакГрат говорил о Нарнии, как о реальности благородного льва Аслана и ведьмы, узурпировавшей власть, которой противостоят главные герои дети из Англии, которых все нарнийцы называют потомками Адама и Евы. По авторскому замыслу вся волшебная страна ждет возвращения своего Создателя Аслана, который должен победить зло и восстановить королевство [Petersen 2014].

Реальность романов Говарда Роберта - это выдуманная «Хайбо-рийская эра» Древнего Мира, наполненного магией. Одним из ключевых персонажей творчества Говарда Роберта является кимерийский варвар по имени Конан. В эссе-гиде по созданной им реальности, вероятно, в ответ на обвинения в фальсификации истории, автор поясняет, что не стоит принимать никакое описание как попытку выдвинуть теорию, противоречащую общепризнанной исторической. По словам Говарда Роберта, его мир - это всего лишь выдуманный для серии фантастических романов фон, а «история» Эры Конана детально воссоздана для придания персонажу большего реализма [Howard 2013].

Современная итальянская писательница и астрофизик Личия Трой-зи в интервью «Центрполиграф» 2008 г. характеризует созданный

ею мир, как: «...участок суши величиной с Европейский континент, часть параллельного мира, на котором живут и передвигаются мужчины, женщины, духи, полуэльфы и мои женщины-амазонки» [Лаборатория фантастики 2008].

На итальянском сайте писательницы мы также находим некоторые сведения об истории и населении «Всплывшего Мира». В частности сообщается, что когда-то мир принадлежал чистым, жившим в гармонии с природой существам - эльфам. Однако люди и гномы положили конец их мирной жизни и заставили искать убежище в неизвестных землях. Некоторые из эльфов вступили в брак с представителями иных народов, что привело к появлению новых существ - полуэльфов [Тго1$1].

Помимо классических обитателей мира фэнтези, эльфов и гномов, введенных Дж. Р. Толкиным, Личия Троиси добавляет своих персонажей - амазонок и полуэльфов.

Культовый американский писатель Роджер Желязны разработал не менее оригинальную концепцию мироздания. В центре всего находится «Амбер», или главный мир. Сам автор рассуждает, что если есть бесконечное множество параллельных миров, в которых может существовать всё, что угодно, и если разумным расам позволено путешествовать из одного мира в другой, следовательно, один из данных миров должен быть основным, являясь краеугольным камнем. Размышляя об устройстве этого мира, получившего произвольное имя «Амбер», автор помещает его в самом «центре» среди «концентрических колец» других миров [КгиНк 1982].

Особая категория людей в лице законных и непризнанных детей короля Амбера имеет способность перемещаться между мирами с помощью воображения и магической силы артефактов.

Отечественная писательница Мария Семенова, подобно своим предшественникам, создала карту авторского мира, в основу которого была положена славянская и псевдославянская мифология. Мир Марии Семеновой состоит из нескольких крупных континентов и населен различными народностями (венны, вельхи, сегваны, сольвенны). Примечательно, что в данной реальности отсутствуют гномы, эльфы и другие классические фэнтезийные создания.

М. В. Семенова говорит: «Это, конечно, некая другая планета, хотя и подозрительно похожая на нашу Землю. Я ее снабдила некоторыми

другими животными, да и с климатическими условиями обошлась так, как мне этого хотелось.».

Вымышленная фэнтезийная реальность польского писателя Ан-джея Сапковского, условно именуемая по названию произведения «мир ведьмака», подобно миру Марии Семеновой базируется на славянской мифологии, однако в нем присутствует огромное количество вымышленных существ, имеющих как славянские (упыри, водяные, Баба-Яга), так и германо-скандинавские корни (гномы, эльфы).

В интервью пан Сапковский упоминает о детальной проработке географии своего мира и даже о карте, созданной его чешским переводчиком, которую он впоследствии дополнил и расширил [Миры А. Сапковского 2010]. Отличительной чертой «Ведьмака» Сапковско-го является чрезмерное пьянство, насилие и откровенные сцены.

Практически во всех представленных цитатах авторы говорят о наличии в созданных ими мирах фэнтези выдуманных, не существующих в нашем мире существ, что является очень распространенной особенностью данного жанра фантастики. Вместе с тем данный признак не может быть отнесен к релевантным. Так, в серии произведений «Волкодав» М. Семеновой или в романах Говарда Роберта о Конане присутствие вымышленных сущностей по сравнению с «Властелином колец» Дж. Р. Толкина весьма незначительно. В статье наличие вымышленных существ рассматривается как нерелевантный признак фэнтезийного романа.

В качестве релевантных признаков в статье выделяются следующие: наличие вымышленного мира и присутствие магии. В отличие от произведений других литературных жанров, авторы не предпринимают попыток детально отразить нашу действительность, но намеренно создают реальность, отличную от той, которую населяют люди. Кратко суммируем изложенное выше.

Дж. Р. Толкин: «Средиземье - вымышленный, созданный Илу-ватаром мир с законами магии». Клайв Льюис: «Нарния - волшебная вымышленная реальность с законами магии». Говард Роберт: «Вымышленная "Хайборийская эра" мир с отсутствующими в реальности континентами и народностями, в котором присутствует магия». Ли-чия Троиси: «"Всплывший мир" - вымышленная магическая реальность фэнтези». Роджер Желязны: «Основной мир "Амбер" и бесконечное множество параллельных ему миров, путешествие по которым

возможно с помощью магии». Анджей Сапковский: «Не имеющий наименования мир, населенный людьми и сказочными существами, которому условно можно дать имя по названию произведения - "мир ведьмака"». Мария Семенова: «Не имеющий названия мир со своими континентами и народностями. Некоторые герои обладают особыми способностями и могут пользоваться магией».

Другим релевантным признаком является наличие магии, которая присутствует в каждом из рассмотренных выше произведений как неотъемлемая часть реальности фэнтези.

Магия - признак, на котором мы остановимся более подробно. Наиболее лаконичное и исчерпывающее определение термина «магия» предлагает Дж. Р. Толкин - писатель, считающийся по праву одним из создателей жанра фэнтези: «Магия - не искусство, но она техника; она нацелена на могущество в первичном мире, на власть над вещами и волей людей» [Толкин 1991, с. 283]. Иначе говоря, магия - это закон мира фэнтези такой же, как и законы природы.

Помимо того, что магия является важнейшим жанрообразующим компонентом фэнтезийных романов, она также представляет собой авторский инструмент управления эмоциями героев. Воздействие магии в мире фэнтези оказывает на поведение персонажа более сильное влияние, чем изначальный уровень его психического развития. Так, статуя, получившая приказ от мага, сможет приобрести способность выражать эмоции, а живой человек, напротив, утратить. Например, оружие под названием «фракир» представляет собой обыкновенную веревку, которая в результате действия заклинания превратилась в своеобразное живое существо, способное испытывать эмоции. Не менее интересен и пример «сильфилы» из романа Терри Гудкайнда, женщины, превращенной в антропоморфное серебристое транспортное средство с угнетенными эмоциями.

Выявленные в результате анализа релевантные и нерелевантные признаки жанра фэнтези, позволяют предложить следующее определение: Фэнтези - это жанр фантастической литературы, релевантными признаками которого являются: наличие выдуманного иногда псевдоисторического мира и наличие магии в той или иной форме.

Необходимость и достаточность названных релевантных признаков подтверждается обращением к произведениям классического и современного фэнтези.

Принципиальным является наличие именно двух релевантных признаков. Отсутствие одного релевантного признака (вымышленный мир без магии или магия в реальной действительности) является фактором, не позволяющим отнести произведение к жанру фэнтези. Например, «Плутония», или «Земля Санникова», В. А. Обручева во всех справочниках обозначаются как типичная НФ (научная фантастика).

Произведения, в которых отражен реальный мир с присутствующей в нем магией, также не является фэнтези. Наиболее удачным, на наш взгляд, примером будет роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», который, несмотря на наличие магии и вымышленных существ, не может быть отнесен к жанру фэнтези по причине того, что, по авторскому замыслу, действие произведения разворачивается в Москве 1930-х гг.

Обращение к высказываниям самих авторов относительно упомянутых произведений показывает, что важными характеристиками фэнтезийных миров являются наличие особой волшебной реальности и господство законов магии, выделяемые в статье в качестве релевантных признаков данного жанра; второстепенными (нерелевантными) признаются: наличие мифологического основания и вымышленных, не существующих в нашей реальности, существ. Отмечается роль одного из релевантных признаков фэнтези, а именно - магии как средства управления эмоциями персонажей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьева Е. Жанр фэнтези: проблема классификации // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема) : сб. материалов Междунар. науч. конф. 29-31 марта 2007 г. Самара, 2009. 251 с. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов : Лицей, 2006. 272 с.

Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. 2008. 408 с. Косиченко Е. Ф. Ономастические средства актуализации мифологических мотивов в художественной литературе // NaukowcywposzukiwaniuMagicz negoPierwiastka. № 9. Olsztyn: WydzialhumanistyznyUniwersytetuWarmins ko-MazurskiegowOlsztynie, 2016. P. 130-138. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 1308 с. Мзареулов К. Фантастика. Общий курс. 1994. URL : royallib.com/book/

mzareulov_konstantin/fantastika_obshchiy_kurs.html]. Лаборатория фантастики. Мир Личии Троиси. Центрполиграф, 2008. URL : fantlab.ru/article471

Миры А. Сапковского. «Не будь такой курвой, как Геральт». URL : www.

sapkowski.su/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&artid=1195 Назаренко М. Опыт классификации фантастических жанров. 1999. URL :

nevmenandr.net/nazarenko/sf.php Толкин Дж. Р. Р. О волшебных сказках (эссе) // Утопия и утопическое мышление: антология, лит.: пер. с разн. яз / сост., общ. ред. и предисл. Чали-ковой В. А. М. : Прогресс, 1991. 405 с. Чернышева Т. А. Природа фантастики: монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 1985. 336 с.

Шидфар Р. (1997) Бесконечная история // Очерк развития зарубежной фэнтези // Книжное дело. № 9. С. 86-90. HowardR. E. The Hyborian Age. A brief explanation of barbarians by the creator of Conan the Barbarian. URL : www.gutenberg.org/files/42182/42182-h/42182-h.htm

Krulik T. A Few Words from Roger Zelazny. URL : www.tor.com/2016/05/19/a-

few-words-from-roger-zelazny/ Krulik T. A Few Words from Roger Zelazny. Part Seven: Roger's Vision of Amber. URL : www.tor.com/2016/08/03/a-few-words-from-roger-zelazny-part-seven-rogers-vision-of-amber/ Petersen J. If I Had Lunch with C. S. Lewis: An Interview with Alister McGrath URL : www.biblegateway.com/blog/2014/06/if-i-had-lunch-with-c-s-lewis-an-interview-with-alister-mcgrath/ Tolkien J. R. R. An Interview. URL : www.newsfrombree.co.uk/jrrt_int.htm Troisi L. URL : www.liciatroisi.it/libri/la-saga-del-mondo-emerso/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.