Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 130.2
DOI 10.17223/22220836/17/1
Ю.В. Романова
ФЭНТЕЗИ: МЕЖДУ МАССОВОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРОЙ
Рассматривается современный литературный жанр фэнтези, исследуются причины его популярности, определяется место жанра в современной культуре. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что благодаря своей природе жанр фэнтези относится одним своим крылом к массовой литературе, а другим - к элитарной.
Ключевые слова: фэнтези, современная культура, жанровые особенности, массовая культура, элитарная культура.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить фэнтези как феномен современной культуры. В связи с этим была поставлена задача узнать, в какой мере жанр фэнтези относится к массовой, а в какой - к элитарной культуре. В данном исследовании используется, исторический, аналитический и компаративный методы. Жанр фэнтези достаточно интересно изучается в современной науке, но преимущественно специалистами-литературоведами. К сожалению, не было обнаружено культурологических исследований. Кроме того, к изучению жанра обращаются в основном зарубежные ученые. Научной литературы, посвященной исследованию фэнтези, на русском языке немного, в основном приходилось рассматривать работы, которые затрагивали и в той или иной степени раскрывали отдельные вопросы теории и истории этого жанра. Главным образом, это исследования, посвященные фантастике или общим особенностям развития современной литературы. Ряд вопросов, посвященных исследованию массовой и элитарной культуры, рассмотрен в работах испанского философа X. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства», «Восстание масс». Исследование осуществлялось на основе анализа богатого материала современной фэнтезийной литературы. Из множества произведений выделены наиболее яркие, характерные образцы жанра (его разных модификаций), созданные признанными и широко читаемыми авторами. Это фэнтези таких писателей, как Дж.Р.Р. Толкин, У. ЛеГуин, Г.Л. Олди, Н. Гейман, Т. Пратчетт, Р. Желязны, А. Пехов и А. Сапковский.
На сегодняшний день фэнтези один из самых популярных жанров, он представлен в широком диапазоне - от массовой культуры до элитарной. Истоки этой популярности надо искать в особенностях социокультурной ситуации современности.
Начиная с конца XVIII - начала XIX в. Европа периодически переживает кризисы рационализма. Первая волна прокатилась в эпоху романтизма, когда реальность европейской жизни и культуры выявила несоответствие идеалам Французской революции, которые согласно философии Просвещения утверждались в качестве разумных потребностей природы человека. Вторая волна
кризиса приходит на рубеже Х1Х-ХХ вв. - происходят новые научные открытия, которые меняют картину мира, набирает скорость научно-технический прогресс, появляются сомнения в возможностях разума дать совершенную систему исчерпывающих представлений о реальной действительности. Подобные волны кризисов рационализма, характерные для XX в., настигают и нашу современность. Мир перестает быть устойчивым, понятным, однозначным, рационально объяснимым и обозримым. Человек, живущий в эпоху НТР и владеющий вполне разработанной научной картиной мира, все-таки чувствует близость какой-то таинственной, непостижимой бездны. Этот таинственный мир может оказаться совсем рядом, неожиданно заявить о себе. Он пугает и манит нашего современника, которому так и хочется заглянуть в эти тайны. Отмеченные процессы в культуре XX в. оказали огромное влияние на философию, искусство, литературу, отразились в разнообразных модернистских, а потом в постмодернистских течениях, в появлении новых художественных форм. Интерес к иррациональному, мистике, фантазии приводит к актуализации мифа, сказки, а также способствует развитию новых жанров, в том числе жанра фэнтези.
Фэнтези можно рассматривать не только как литературный жанр, но и как интересный феномен современной культуры. Сформировавшись в англоязычной литературе - в творчестве Дж.Р.Р. Толкина, К. Льюиса и Л. Кэрролла - в первой половине XX в., фэнтези быстро развивается и распространяется во многих странах мира. Этот достаточно молодой жанр имеет долгую предысторию. Истоки фэнтези можно выделить в мифе, волшебной сказке, героическом эпосе, рыцарском и готическом романах, в произведениях приключенческого жанра и в романтических произведениях с фантастическими мотивами (например, в сказках Э.Т.А. Гофмана или балладах В.А. Жуковского). Синтезируя разные признаки этих жанров, фэнтези не просто суммирует их, но переплавляет в новое жанровое образование, которое отвечает задачам современной эпохи и несет в себе новые качества - усложненность содержания и формы, интеллектуальную игру с читателем, более разнообразные, оригинальные способы погружения в таинственный, иррациональный мир, философско-символические обобщения. При этом жанр обладает особой занимательностью, во многом благодаря которой он так популярен («Волшебник Земноморья» Урсулы ЛеГуин, «Хроники Амбера» Роджера Желязны, «Хроники Арции» Веры Камши, произведения Терри Пратчетта, Генри Лай-он Олди «Герой должен быть один», Нил Гейман «Американские боги» и многие другие).
Важной проблемой является определение места жанра фэнтези в современной культуре. Традиционно фэнтези относится исследователями к массовой литературе [1]. Но можно ли в действительности отнести его только к ней? Или же этот жанр обладает и чертами культуры элитарной?
Во многих произведениях есть признаки, позволяющие отнести его к массовой литературе и, соответственно, культуре. Жанр фэнтези занимателен, общедоступен, многие произведения фэнтези рассчитаны на пассивное, легкое восприятие массовым читателем, нередко фэнтези носит коммерческий характер. Вместе с тем есть образцы фэнтези, в которых присутствуют черты, чуждые и даже противоположные массовой культуре, - усложнение
языка и смысла, тяга к тонкой интеллектуальной работе, творческая непредсказуемость. Такие фэнтези предлагают сложные культурные коды, богатые ассоциации, двойные смыслы, тонкую символику. Эти произведения, ориентированные на искушенного читателя, несут в себе признаки элитарной культуры. Такое соединение массового и элитарного, на наш взгляд, объясняется влиянием тенденций современной культуры. Рассмотрим эту проблему подробнее.
Фэнтези как феномен массовой культуры
Действительно, есть немало оснований включить фэнтези в русло массовой культуры. Пожалуй, в первую очередь можно назвать популярность жанра среди читателей, за которой стоят своеобразная позиция автора, раскованная манера повествования, новые формы образности и т. д. Современная культура «раскрепостила» автора, открыв новые манеры письма и способы воздействия на читателя, возможности более живого и занимательного диалога с ним. Эти возможности ярко раскрылись в жанре фэнтези, что делает особенно увлекательным процесс его чтении, рождает эффект сопричастности читателя описываемым событиям.
Восприятие философских иррационалистических концепций и большинства явлений модернистской литературы доступно, как правило, наиболее искушенному, образованному читателю. Актуализация сказки, мифа, притчи, а также появление и расцвет фэнтези позволили и широкой читающей публике погрузиться в мир таинственного, поиграть с ним, приобщиться к его сотворению. Это сделало фэнтези одним из самых распространенных на сегодня жанров, пользующимся массовой популярностью.
Массовая культура, или поп-культура, - культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя спорт, развлечения, быт, музыку, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. д. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (мейнстрим). Массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций, это культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, она технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и, главным образом, коммерческий критерий оценки качества произведений не отменяют того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора «потребляемого продукта».
К настоящему моменту основные особенности массовой культуры выде -лены наукой и достаточно хорошо исследованы. Некоторые из них присущи и фэнтези.
Особенности массовой культуры, которые можно отнести и к произведениям фэнтези
1. Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В таких произведениях события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют. Все эти признаки характерны для многих произведений фэнтези, захватывающих увлекательным сюжетом, интригой, приключениями. Особая занимательность фэнтези связана с возможностью заглянуть в таинственный (и малоизвестный массовому читателю) мир прошлого, особенно мистического Средневековья, образ которого используется наиболее часто. Примером может послужить произведение Анд-жея Сапковского «Ведьмак» - здесь есть и мир условного Средневековья, и множество приключений, происходящих с главным героем Геральтом, и увлекательный язык повествования. Кстати, это творение Сапковского, вобравшее в себя характерные особенности фэнтези, позволяет ярко проиллюстрировать и другие черты массовой культуры в данном жанре.
2. Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия после трудового дня. Для этого человек искал легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации. Фэнтези, смело погружаясь в далекие эпохи, например в Средневековье, слегка модернизирует их, осовременивает, переносит в них современное формы мышления и поведения, свободно обращается с историческими реалиями (которые не воссоздаются с научной точностью, но скорее создают особую атмосферу времени). Это делает далекие эпохи ближе, доступнее современному массовому читателю. И опять же в пример можно привести «Ведьмака», где большая часть приключений героя является, по сути, переписанными сказками братьев Гримм, Шарля Перро и др.
3. Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не всегда требует от нас этого. Те образцы фэнтези, которые рассчитаны на массового читателя, не требуют от него больших знаний и напряженной работы ума. Автор предлагает читателю совершить увлекательное и при этом легкое путешествие в необычный, дразнящий своей экзотикой мир.
4. Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рас-
считанных на потребление действительно массой людей. Популярность фэнтези порождает массовые издания, плотно заполненные этой продукцией стеллажи в книжных магазинах - яркое тому подтверждение. Продолжая пример «Ведьмака», отметим, что первая книга, вышедшая в 1986 г., так понравилась читателю и быстро разошлась, что автор почувствовал необходимость написать продолжение. На сегодняшний день цикл завершен и включает в себя восемь книг.
5. Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на фундаментальные человеческие эмоции - почти во всех произведениях фэнтези говорится о дружбе, товариществе, очень часто прослеживается любовная линия, достаточно часто поднимается проблема восприятия и понимания другого (например, взаимоотношения эльфов с гномами - это взаимоотношения разных культур), распространены темы насилия, не малой популярностью пользуется жанр ужаса (некоторые произведения Стивена Кинга можно отнести и к фэнтези, например «Судьбу Иерусалима»). Все указанные моменты встречаются в «Ведьмаке», автор которого отвечает широкому спросу читающей публики.
Итак, одним своим крылом фэнтезийная литература входит в массовую культуру, представляя довольно разнообразно ее особенности и отвечая всем требованиям массового спроса. При этом она представляет как положительные, так и негативные черты массовой культуры. Положительная сторона -это то, что фэнтези приобщает к истории, иногда дает информацию, расширяет кругозор, прививает вкус к творчеству, развивает воображение, занимает читателя увлекательными событиями, развлекает и даже иногда затрагивает (легко, не очень обременяя) некоторые серьезные вопросы, над которыми человек все-таки может задуматься. Негативная - массовое фэнтези подчас упрощает и даже фальсифицирует историю, приучает к пассивному восприятию, поверхностности, без глубокой духовной работы, нередко прибегает к стилистическим штампам, а благодаря коммерческому характеру многие произведения оказываются крайне некачественными.
Фэнтези как порождение элитарной культуры
В то же время фэнтези как жанр не может быть полностью отнесен к массовой культуре. Другое (и лучшее) крыло фэнтезийной литературы тяготеет к элитарной культуре, с ее усложнением языка и смысла, тонкой интеллектуальной работе и творческой непредсказуемости. Такое фэнтези предлагает сложные культурные коды, богатые ассоциации, двойные смыслы, тонкую символику. Эти произведения, ориентированные на искушенного читателя, несут в себе признаки элитарной культуры.
Есть интересный факт - как правило, наиболее яркие образцы фэнтези, например «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Алиса» Льюиса Кэролла и творчество Дж.Р.Р. Толкина, несмотря на их популярность, нельзя полностью отнести к массовой литературе. «Алиса» - преддверие игр постмодер-
низма, «Нарния» - довольно тонкая адаптация библейской истории, в произведениях Дж.Р.Р. Толкина отражены глубокие идеи, гуманистические и религиозные взгляды.
Элитарная культура - это совокупность творческих достижений духовной элиты общества, которые опираются на богатые культурные традиции человечества и отличаются сложностью аккумулируемых смыслов и форм, а потому их создание и адекватное восприятие требует специальной подготовки. Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой, и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры была глубоко проанализирована X. Ортегой-и-Гас-сетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как противопоставленную массовой и единственно способную к сохранению и воспроизводству основных социально значимых духовных смыслов. Она обладает рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом особого вербального общения - сложным языком, вырабатываемым ее носителями, где отдельные социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют особые, закрытые для непосвященных языки - как новые условно-символические коды, так и языки древности, в том числе латынь и санскрит. Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей [2]. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты. Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному им типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания [3. С. 45]. По мнению X. Ортеги-и-Гассета и ряда других исследователей (А. Тойнби, Т. Элиот, А. Вебер), элита есть в каждом обществе. Элита - это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими творческими, нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Элитарная культура многообразна по содержанию и способам проявления.
Характерные признаки элитарной культуры, которые можно обнаружить и в фэнтези
1. Стремление к культурному освоению особенных, неординарных предметов (явлений природного и социального мира, духовных реалий), которые резко выделяются из совокупности того, что входит в поле предметного освоения «обычной», «профанной» культуры. Фэнтези нередко обращается
к глубинным пластам культуры, к сложным культурным кодам Средневековья и других эпох, которые во многом неизвестны, затемнены для современного читателя, в результате сам процесс чтения произведения становится их расшифровкой и освоением. В пример можно привести таких современных авторов, как Нил Гейман, А. Пехов, Е. Бычкова, Н. Турчанинова, которые обращаются к мифам, мистике, к необычному и таинственному в культуре разных стран и народов.
2. Включение своего предмета в неожиданные ценностно-смысловые контексты, создание его новой интерпретации, неповторимого или исключительного смысла. Существует достаточное количество творений фэнтези, в которых неожиданно и ново трактуются уже известные идеи - это произведения таких писателей, как и уже упоминавшийся Клайв Льюис и Дж.Р.Р. Толкин, и Рэй Брэдбери, сюда же можно отнести и два замечательных авторских дуэта - М. и С. Дяченко и Генри Лайона Олди (совместный псевдоним Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). Сюжеты и образы в фэнтези могут иметь метафорические и символические смыслы.
В произведениях элитарной культуры на первый план выходит поиск новых образов. Так же и в фэнтези постоянно идет поиск новых образов или переосмысление старых, например, если раньше какой-нибудь вампир был однозначным злодеем, то сейчас он скорее «герой-любовник» либо непонятый людьми герой байронического типа, возможно и то и другое вместе. Еще один, более конкретный, пример: Андрэ Нортон и Мерседес Лэки в своем цикле «Хроники полукровки» показывают крайне непривычный читателю мир, который принадлежит эльфийским лордам - они могущественны, жестоки, держат в рабстве тысячи людей. Ни когда писательницы создавали этот цикл (1991-2002 гг.), ни сейчас, такой образ эльфов непривычен, при слове «эльф» читатель до сих пор, скорее всего, представляет эльфов Дж.Р.Р. Тол-кина, а не образ диктатора.
3. Творения всегда личностно окрашены, несут в себе ярко выраженную установку автора на самовыражение и рассчитаны на личностное восприятие читателя, на диалог с ним. Так, своим креативным, индивидуалистическим проявлением вовлекают умного читателя в процесс сотворчества, в творческий диалог фэнтези Дж.Р.Р. Толкина, У. ЛеГуин, К.С. Льюиса, Дж. Мартина.
4. Сложность образного мира и художественного языка, способность концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений. Как уже говорилось, фэнтези вбирает в себя множество предыдущих литературных традиций, их опыт, на основе чего создаются совершенно новые произведения. Фэнтезийная литература нередко предлагает сложные образные построения, культурные ассоциации, реминисценции, тонкие стилизации. Здесь в пример можно привести произведения Рея Бредбери, Чайна Мьевиля, Сюзанны Кларк, Нила Геймана, которые очень метафоричны и часто отсылают нас ко многим культурным традициям, к разным стилям, эпохам, мифам, легендам, шедеврам мировой литературы. Авторы фэнтези уверенно оперируют этим богатым, разнородным материалом.
Существует два вида читателей. Читатель массовой литературы относится к книге пассивно, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель литературы серьезной, наоборот, старается активно понять
замысел автора, что требует определенных усилий и знаний, серьезной духовной работы. Постмодернистская литература предоставляет читателям такие произведения, которые можно прочесть и для развлечения, и для серьезного, вдумчивого осмысления. То же и с жанром фэнтези. Разумеется, часть литературы этого жанра относится именно к развлекательному, «бульварному» роману, но есть и другая часть, которая, под внешней занимательностью и развлекательностью говорит о более серьезных вещах. При этом широкое распространение и миллионные тиражи произведений жанра фэнтези не только не снижают его значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей, развитию творческого воображения.
«Принципиальное отличие массовой и элитарной литератур заключается в различных эстетических позициях: массовая литература опирается на эстетику тривиального, обыденного, стереотипного, тогда как элитарная литература - на эстетику уникального» [4. С. 13]. Но разве можно сказать, что фэнтези опирается на эстетику обыденного? Сам термин «фэнтези» относит нас к фантазии, к воображаемому, к чему-то уникальному. Одна из причин обращения к жанру - романтическое бегство от повседневной действительности и обыденности в другой, новый, яркий и интересный мир. Даже если рассматривать такой поджанр, как городское фэнтези, можно увидеть, как современная нам Москва или Лондон приобретают необыкновенные, сказочные черты и необычных жителей (например, вампиры и иные в «Дозорах» С. Лукьяненко, жители Под-Лондона в произведении «Никогде» Н. Геймана).
Можно предположить, что возможности жанра фэнтези таковы, что он может относиться и к массовой, и к элитарной литературе. При этом в нем актуализируются те или иные черты. То есть можно говорить о широком диапазоне его существования в современной литературе и шире - культуре. Он может обнаруживаться, появляться на ее разных полюсах. От массовой литературы жанр приобрел набор сюжетных штампов и клише, возможное отсутствие авторской позиции и различные стереотипы. От элитарной - художественный эксперимент, уникальную авторскую идею, обращение к литературной традиции. Такое соединение массового и элитарного, на наш взгляд, объясняется влиянием тенденций современной культуры, в которой они нередко переходят от противостояния к пересечению и слиянию.
Литература
1. Обухова О. От перевода к оригиналу (к вопросу о массовой литературе) [Электронный ресурс]. URL: http://www.utoronto.ca/tsq/10/obukhova10.shtml (дата обращения: 20.01.2015).
2. ЗлобинН.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. 301 с.
3. КостинаА.В. Культурология: учеб. М.: КноРус, 2010. 336 с.
4. ЧернякМ. Путеводитель по новейшей литературе. СПб.: САГА, 2002. 96 с.
Romanova Ylia V., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/17/1
FANTASY: BETWEEN MASS AND ELITE CULTURE
Key words: fantasy, contemporary culture, genre features, mass culture, elite culture.
The purpose of the study is to explore the fantasy as a phenomenon of modern culture. In this regard have been tasked to find out to what extent the fantasy genre refers to the mass, and to what ex-
tent - to the elite culture. This study used historical, analytical and comparative methods. Fantasy genre is quite interesting study in modern science, but mostly specialists in literature. Unfortunately, there was no cultural studies. In addition, the study of the genre turn mainly foreign researchers. Scientific literature on the study of fantasy, in Russian a little, basically we have to consider the work that affected and, in varying degrees, to disclose certain problems in the theory and history of the genre. This is mainly research on fiction or general features of modern literature. A number of issues devoted to the study of mass and elite culture, considered in the Spanish philosopher Ortega X. y Gasset «De-humanization of Art». The study was based on analysis of the rich material of modern fantasy literature. Of the many works marked the most striking characteristic examples of the genre (its different modifications) by recognized and widely read authors. This fantasy writers such as John. R.R. Tolkien, William K. Le Guin, GL Aldie, N. Gaiman, T. Pratchett, R. Zelazny, A. and A. Sapkowski Pekhov.
To date, fantasy one of the most popular genres, it is presented in a wide range - from mass culture to the elite. In many works, there are signs that allow to carry it to popular literature. Entertaining the fantasy genre, publicly available, some works of fantasy designed for passive perception and fantasy is commercial. On the other hand, there are examples of fantasy, in which there are features that are alien and even contradictory mass culture - the complication of language and meaning, craving for fine intellectual work, creative unpredictability. Such fantasy offer sophisticated cultural codes, rich associations, double meanings, subtle symbolism. These works focused on sophisticated reader, carry signs of elite culture. Such a compound mass and elite, in our opinion, due to the influence of modern culture trends.
References
1. Obukhova O. Otperevoda k originalu (k voprosu o massovoy literature) [From the translation to the original (to the question of mass literature)]. Available from: http://www.utoronto.ca/tsq/10/obukhova10.shtml. (Accessed: 20th January 2015).
2. Zlobin N.S. Kul'tura i obshchestvennyyprogress [Culture and social progress]. Moscow: Nauka Publ., 1980. 301 p.
3. Kostina A.V. Kul'turologiya [Culture Studies]. Moscow: KnoRus Publ., 2010. 336 p.
4. Chernyak M. Putevoditel'po noveyshey literature [A guide to the most recent literature]. St. Petersburg: SAGA Publ., 2002. 96 p.