Научная статья на тему 'Стратегии чтения в условиях реализации регионального компонента образовательной среды'

Стратегии чтения в условиях реализации регионального компонента образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ / СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / БИЛИНГВАЛЬНАЯ СРЕДА / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРЕДТЕКСТОВЫЕ / ТЕКСТОВЫЕ / ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ СТРАТЕГИИ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ДИАГРАММА ЭЙЛЕРА / READING STRATEGY / STRATEGICALLY APPROACH CONTENT READING / REGIONAL COMPONENT / BILINGUAL ENVIRONMENT / QUESTIONING / PRETEXTS / TEXT / POSTTEXTS STRATEGY / BRAINSTORMING / EULER''S DIAGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Надежда Ильинична, Журавлева Анна Анатольевна

В статье раскрывается специфика применения стратегий чтения на уроках литературы в 7 классе в условиях билингвальной образовательной среды Республики Саха (Якутия). Актуальность анализируемой проблемы не вызывает сомнений у профессионального педагогического сообщества. В процессе освоения художественных текстов обучающиеся должны не только его изучать, но и определять свое отношение к другим текстам, к самим себе. Проблема внедрения разнообразных стратегий чтения рассматривается в статье в аспекте реализации аналитических, творческих способностей учеников при включении регионального компонента в образовательный процесс. Изучение и анализирование научной литературы по данной теме привело к попытке классификации стратегий чтения по видам деятельности обучающихся. В процессе исследования применены методы: анкетирование, качественный анализ статистических данных, изучение и анализ апробированных стратегий, обобщение опыта. Рассматриваются предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии в ходе анализа рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» и А.И. Софронова «Дьүһүн кубулуйумтуо». В результате исследования установлено, что респонденты имеют средние результаты читательского интереса, отмечаются дальнейшие пути работы с ними. В статье авторы приходят к выводу, что использование стратегий чтения на уроках литературы с внедрением регионального компонента предполагает развитие аналитических, креативных потенциалов школьников с соблюдением педагогических условий для дальнейшего их саморазвития и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING STRATEGY IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE REGIONAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reveals the specifics of the use of reading strategies in the literature lessons in the 7th grade in the conditions of bilingual educational environment of the Republic of Sakha (Yakutia). The relevance of the analyzed problem is not in doubt in the professional pedagogical community. In the process of mastering literary texts, students should not only study it, but also determine their attitude to other texts, to themselves. The problem of implementation of various reading strategies is considered in the article in the aspect of implementation of analytical, creative abilities of students with the inclusion of a regional component in the educational process. The study and analysis of scientific literature on this topic led to an attempt to classify reading strategies by types of activity of students. In the course of the study, the following methods were used: survey, qualitative analysis of statistical data, study and analysis of tested strategies, generalization of experience. Consider pretexts, text, posttexts strategy in the analysis of the stories of A.P. Chekhov's «Chameleon» and A.I. Sofronov «The change in the image». The study found that the respondents have the average results of the reader's interest, noted further ways of working with them. In the article the authors come to the conclusion that the use of reading strategies in literature lessons with the introduction of a regional component presupposes the development of analytical, creative potentials of schoolchildren with observance of pedagogical conditions for their further self-development and self-realization.

Текст научной работы на тему «Стратегии чтения в условиях реализации регионального компонента образовательной среды»

Nikonova Nadeshda Ilinichna, Zhuravleva Anna Anatolievna READING STRATEGY IN THE CONDITIONS ...

pedagogical sciences

УДК 372.882

СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© 2018

Никонова Надежда Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методика преподавания русского языка и литературы» Журавлева Анна Анатольевна, студент Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Белинского, 58, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрывается специфика применения стратегий чтения на уроках литературы в 7 классе в условиях билингвальной образовательной среды Республики Саха (Якутия). Актуальность анализируемой проблемы не вызывает сомнений у профессионального педагогического сообщества. В процессе освоения художественных текстов обучающиеся должны не только его изучать, но и определять свое отношение к другим текстам, к самим себе. Проблема внедрения разнообразных стратегий чтения рассматривается в статье в аспекте реализации аналитических, творческих способностей учеников при включении регионального компонента в образовательный процесс. Изучение и анализирование научной литературы по данной теме привело к попытке классификации стратегий чтения по видам деятельности обучающихся. В процессе исследования применены методы: анкетирование, качественный анализ статистических данных, изучение и анализ апробированных стратегий, обобщение опыта. Рассматриваются предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии в ходе анализа рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» и А.И. Софронова «^YhYK кубулуйумтуо». В результате исследования установлено, что респонденты имеют средние результаты читательского интереса, отмечаются дальнейшие пути работы с ними. В статье авторы приходят к выводу, что использование стратегий чтения на уроках литературы с внедрением регионального компонента предполагает развитие аналитических, креативных потенциалов школьников с соблюдением педагогических условий для дальнейшего их саморазвития и самореализации.

Ключевые слова: стратегии чтения, стратегиальный подход, смысловое чтение, региональный компонент, билингвальная среда, анкетирование, предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии, мозговой штурм, диаграмма Эйлера.

READING STRATEGY IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE REGIONAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2018

Nikonova Nadeshda Ilinichna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Russian language literature and teaching methodology» Zhuravleva Anna Anatolievna, student North-Eastern federal university named after M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, street Belinsky, 58, e-mail: [email protected])

Abstract. The article reveals the specifics of the use of reading strategies in the literature lessons in the 7th grade in the conditions of bilingual educational environment of the Republic of Sakha (Yakutia). The relevance of the analyzed problem is not in doubt in the professional pedagogical community. In the process of mastering literary texts, students should not only study it, but also determine their attitude to other texts, to themselves. The problem of implementation of various reading strategies is considered in the article in the aspect of implementation of analytical, creative abilities of students with the inclusion of a regional component in the educational process. The study and analysis of scientific literature on this topic led to an attempt to classify reading strategies by types of activity of students. In the course of the study, the following methods were used: survey, qualitative analysis of statistical data, study and analysis of tested strategies, generalization of experience. Consider pretexts, text, posttexts strategy in the analysis of the stories of A.P. Chekhov's «Chameleon» and A.I. Sofronov «The change in the image». The study found that the respondents have the average results of the reader's interest, noted further ways of working with them. In the article the authors come to the conclusion that the use of reading strategies in literature lessons with the introduction of a regional component presupposes the development of analytical, creative potentials of schoolchildren with observance of pedagogical conditions for their further self-development and self-realization.

Keywords: reading strategy, strategically approach content reading, the regional component, a bilingual environment, questioning, pretexts, text, posttexts strategy, brainstorming, Euler's diagram.

Научный анализ результативного внедрения в школьный образовательный процесс стратегий чтения находим у отечественных исследователей Е.О. Галицких [1], Г.В. Пранцовой [2], Е.С. Романичевой [3], Н.Н. Сметанниковой [4], И.В. Сосновской [5], Никоновой Н.И. [6] и других [7,13]. В их трудах представлена характеристика стратегий чтения, концептуальное отличие стратегии от алгоритма, разработаны стратегии читательской деятельности, которые сегодня являются основой смыслового чтения [7]. Выбор их в основном обусловлен типом и фреймом текста. Предлагаются разнообразные способы расширения читательского круга подростков через тексты, фрагменты текстов следующих видов: научный и учебный, первичный и вторичный, а также через составление графических схем и диаграмм, создание вторичного текста, толкование терминов, призванные помочь обучающимся овладеть различными типами словесного творчества [2]. Однако большинство стратегий читательской деятельности направлены на обучение вычленять информацию из текста, находить ключевые слова, основные положения, структурные компоненты, а «информация художествен-

ного текста не может восприниматься и пониматься читателем однозначно» [5, с.28]. Стратегиальный подход в обучении должен основываться на текстоцентричности культуры, где художественный текст является основной ценностью. Остается также открытым вопрос построения системы стратегий чтения в условиях реализации регионального компонента в образовательном процессе, формирующей у обучающихся «готовности к адекватному диалогу с представителями иных культур» [8, с. 15].

Термин «стратегия» достаточно эффективный, появился в области психолингвистики, нашел отражение в трудах Кеннета Гудмана [9]. Определим содержательное наполнение термина «стратегия»:

- «Стратегия - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам» [10, с. 136];

- «Стратегии - это часть нашего общего знания: они представляют собой знание о процессах понимания» [11];

- «Стратегиями в самом общем виде называют зако-

176

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Никонова Надежда Ильинична, Журавлева Анна Анатольевна СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ...

номерности в принятии решении в ходе познавательной деятельности. <...> Первое условие отнесения явления к стратегии - это наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала» [12, с. 258];

- «Совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности и направленных на достижение определенных ориентиров» [13, с. 6];

- « ... стратегии постепенно погружают человека в смысловое пространство текста» [5, с. 31].

Представленный обзор обозначения термина «стратегия» ставит проблему о возможности его применения при изучении художественного произведения в образовательном процессе. Необходимо использовать те стратегии чтения, которые позволили бы не потерять художественную ценность текста, а также дали возможность развивать аналитические и творческие способности обучающихся.

Проблема развития смыслового чтения становится наряду с развитием читательского интереса: художественные тексты школьной программы изучаются, но не могут систематизироваться. Получение знаний в готовом виде прекращает самостоятельную работу с художественными произведениями, учебными и дополнительными текстами для чтения. Приобщение к художественному наследию в диалоге культур требует от учителя подготовки учащихся к самостоятельному творческому мышлению, развитию особого читательского таланта, формирующее «чувство гражданина как своей малой родины, так и России в целом» [14, с.83].

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.) [15], который определяет траекторию перспективного развития квалифицированного читателя, учебный процесс предполагает личностно-ори-ентированный подход. А это, в свою очередь, требует разработки и реализации стратегиальной образовательной программы, направленной на развитие грамотного смыслового чтения в учебном процессе и во внеурочной деятельности, развитию активной мыслительной деятельности обучающихся, в том числе и в процессе литературного образования. Работу по направлению формирования грамотного чтения необходимо проводить поэтапно, опираясь на стратегии чтения, максимально учитывающие художественную природу текста.

С целью выявления читательского интереса обучающихся 7 класса МОБУ СОШ № 17, городского округа «город Якутск» было проведено анкетирование. Респондентам (34 обучающихся) предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Нравится ли Вам читать?

2. Как часто вы читаете?

3. Какие книги читаете в свободное время?

4. В каком виде Вы читаете книги?

5. Часто ли ходите в библиотеку?

На первый вопрос 11 обучающихся ответили положительно, что составило 32 %. 2 учащимся (6 %) нравится проводить время за книгой, но они перегружены кружковой деятельностью, им просто не хватает времени, иногда нравится читать 5 семиклассникам (15 %), 16 ребят (47 %) не любят процесс чтения. Как видим, почти половине учащихся не нравится читать. Они предпочитают другие виды деятельности: играть на компьютере, общаться с друзьями, гулять.

На второй вопрос 9 обучающихся (26 %) ответили, что читают один час в день. По настроению читают 5 учащихся (15 %). Каждую свободную минуту чтению уделяют чтению 4 подростков (12 %). Вообще не читают 16 ребят (47 %). Получается, не нравится и не любят читать одинаковое количество обучающихся.

Самым любимым жанром оказались фантастика, фэнтези - выбрали 11 обучающихся (32 %), рассказы и сказки указали 2 ученика (6 %), журналы и ужасы читают 6 человек (18 %). Не смогли определиться с лю-

бимым жанром 15 учащихся (44 %). Выбор предпочитаемых жанров вполне объясним возрастными особенностями обучаемых, мир иллюзий и фантастики на данном этапе развития им намного интереснее реальной жизни.

Как и предполагалось, в электронном виде предпочитают читать 28 учеников (82 %), в печатном виде - 6 учащихся (17 %).

По необходимости ходят в библиотеку 16 учащихся (47 %), 11 учеников (33 %) с радостью посещают школьную библиотеку, 2 учащихся (6 %) - редко, 2 учащихся (6 %) ответили, что пользуются личной библиотекой, 3 учащихся (8 %) не пользуются услугами библиотеки.

Результаты анкетирования позволили выявить неутешительные прогнозы: почти половине класса не нравится читать. В среднем для чтения уделяется один час, что соответствует их возрастным социально-психологических особенностям и возможностям. Радует, что школьной библиотеке принадлежит особое место, поскольку учащиеся обращаются туда по вопросам учебного процесса, проводят свободное время, интересуясь дополнительной литературой. Домашняя библиотека была бы отличной возможностью привлечь внимание детей к литературе. В педагогическом сообществе всегда отмечалась важность сотрудничества учителей-предметников и библиотекаря в этом вопросе. Поэтому необходимо, чтобы «сотрудники «книжного мира» на библиотечных уроках, воспитательных мероприятиях формировали интерес учащихся к чтению и осуществляли мониторинг читательской активности ученика» [16, с. 12].

Изучив труды Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой и Н.Н Сметанниковой [2,3,4], приведем классификацию стратегий чтения, представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация стратегий чтения

Стр атегни предтекстовой деятельности деятельности деятельности

Таблица «плюс-минус-интересно» (ПМИ) и ее модификация «плюс-мину с-вопр о с »(ПМ?) Бортовой журнал Синквейн

Таблица «Знаю—хочу узнать—узнал» Двухчастный и трехчастный дневники Карта типа текста

Таблица «Верные — неверные утверждения» Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?». Карта фрейма текста

Стратегия (оозор-вопрос-чтение-изложение) Концептуальная таблица «Линии сравнения». Паутина обсуждения

Кластеры (кластер - «гроздь») «Ромашка Блума», или ромашка вопросов Пирамида фактов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Путешествие по главе книги Где ответ?

Ориентиры предвосхищения содержания. Мозговой штурм Путешествие по главе книги Карта межпредметных

Поставь проблему. Предложи решение (ПППР) Следуйте sa персонажем книги Сводные таблицы

Рассечение вопроса Чтение с пометками (SMART INSERT) Граф-схема текста

Прогноз и впечатления Чтение с вопросами Вопросы к тексту

Алфавит за «круглым столом» Чтение с обсуждением Аннотация-Реферат— Пересказ (С-З-К)

Карта осмысления и Взаимовопросы

Тайм-аут! (Паузы для сохранения информации)

Мозаика (Чтение вскладчину)

Диаграмма Эйлера

Представленный обзор классификаций стратегий чтения свидетельствует о разнообразности форм, содержаний, вариантов и тактики стратегий чтения. Среди стратегий чтения наибольшее распространение получили такие, которые могут использоваться для обучающихся различного возраста, уровня знания языка изложения материала и интеллектуального развития. Кроме того, использование стратегий должно развивать несколько видов речевой деятельности на одном уроке, но не требовать сложной подготовки от учителя. «В настоящее время известно около ста стратегий, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе» [17, с. 70].

Стратегии чтения позволяют учащимся понимать текст, систематизировать и структурировать материал текстов произведений, изучаемых в школьном курсе. Приведем примеры реализации стратегий чтения на трех этапах деятельности при изучении рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» [18] и А.И. Софронова «ДьYhYн ку-булуйумтуо» [19] в 7 классе.

На этапе предтекстовой деятельности можно предложить обучающимся с помощью русского толкового сло-

Nikonova Nadeshda Ilinichna, Zhuravleva Anna Anatolievna pedagogical

READING STRATEGY IN THE CONDITIONS ... sciences

варя С.И. Ожегова [20] и якутско-русского словаря П.С. Афанасьева, Л.Н. Харитонова [21] обсудить ключевые слова, ассоциации, возникающие при фразе: «Осмеяние человеческой изменчивости».

Благодаря стратегии «Мозговой штурм» ученики актуализируют предшествующих знаний, опыт, свои умения работать со словарями. Общесловарный контекст позволил вывить следующее:

- осмеяние - «подвергнуть злой насмешке, высмеять» [20], «кулуу гыныы» [21].

- изменчивость - «легко изменяющийся, непостоянный» [20], «кубулуйумтуо» [21].

На этапе текстовой деятельности обучающиеся по диаграмме Эйлера [22] сопоставляют два произведения, две культуры, находя общие черты и различия. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» и якутский писатель А.И. Софронов в рассказе «ДьYhYн кубулуйумтуо» описывают схожие ситуации из жизни, в котором люди, имеющие определенные права, предпринимают решения, не украшающие их человеческое достоинство. Очумелов несколько раз меняет свое решения, когда узнает, чья собака, также поступает Тэмэлдьигэн Миитэрэй, но в его случае - это бык. Учащиеся сравнивают два схожих по содержанию рассказа, находят и сопоставляют героев, определяют общие и специфические черты, присущие героям.

Результаты сравнительного исследования произведений, обучающиеся оформляют в виде таблицы, представлено в таблице 2. Выясняется, что в двух разных рассказах выявляются общие черты главных героев. И А.П. Чехов и А.И. Софронов используют прием «говорящих фамилий», что помогает учащимся раскрыть характер действующих лиц, прибегая к словарям.

Таблица 2 - Образы героев рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» и А.И. Софронова «ДьYhYн кубулуйумтуо»

Очумелоб Общие черты Тэмэлдьигэн Мшгтэрэн

В с поминают с я глаголы очуметь, чуметь; существительно е чума — стр ашная sap азная о о л е знь. косившая целые города и страны. Слова, характеризующие героя: угодливость, самодур, глупец, лицемер. Одного социального статуса. Меняют свои решения в собакаибык перед ними Двуличные. Тэмэлдьигэн— стрекоза. Слова, характеризующие героя: обманщик, лжец — сьшыйаччы; высокомерный— киэбиримсик; себялюбивый, эгоист — бэйэмсэх; боязливый — куттас; грубый -куруубай; самодур—иаЬаабардамкиЬи; унижает—сэниир; выбирает, оценивает, грозит — та лар, сыаналыыр, саанар

На этапе послетекстовой деятельности ученикам предлагаются следующие виды деятельности:

1. Если бы вас попросили озаглавить рассказы двух писателей, какие названия вы бы придумали? Варианты учащихся: «Угодливость», «На злобу дня», «Изменение образа», «Чиноугодничество», «Изворотливость», «Человеческая глупость».

2. Будь вы художниками, какой фрагмент рассказа изобразили бы и почему?

- «К рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» изобразили бы эпизод, где Хрюкин стоит на площади с вытянутым вверх пальцем, внизу сидел бы щенок, рядом Очумелов с Елдыриным, который держит в кадке крыжовник. А рядом с ними стояли бы люди».

- «Изобразили бы только Очумелова в новой шинели с Елдыриным, который шел бы сзади. Фоном служила бы широкая длинная улица, где можно было бы разглядеть каменные здания».

- «Нарисовали бы довольного Очумелова, над которым сверху на ветках сидел бы хамелеон. Рядом бы стоял Елдырин, который держал бы воротник шинели надзирателя. Также рядом стояли бы люди. А на земле, поджав хвост, ходила бы маленькая собака».

- «К рассказу А.И. Софронова «ДьYhYн кубулуйум-туо» изобразили бы эпизод, где Тэмэлдьигэн обнаруживает быка, стоящего в ограждении и поедающего пшеницу».

- «Показали бы только Тэмэлдьигэнэ в черном пальто, которое он надевает на собрание. Фоном служила бы дорога, где можно было бы разглядеть юрты».

- «Нарисовали бы встревоженного Тэмэлдьигэнэ с 178

неприметным Сидором, который стоял бы сзади. А Егор без прозвища давал бы свои предположения, чей может быть черный бык».

3. Продолжите предложения, формулируя важные мысли урока.

- чему учат рассказы А.П. Чехова «Хамелеон» и А.И. Софронова «ДьYhYн кубулуйумтуо»?

Таким образом, результаты проведенной работы свидетельствуют об особой значимости и эффективности применяемых стратегий чтения в работе учителя-словесника, так как именно стратегиальные подходы развивают читательскую грамотность, творческую и исследовательскую способность учащихся, что, в свою очередь, приводит к расширению читательского кругозора в контексте мировой культуры. Применение стратегий чтения необходимо человеку при изучении любой литературы, у учеников «формируются способности видеть и понимать всю картину мира, осознавать общность «вечных тем», «вечных проблем» человечества, способности ориентироваться в национальных и интернациональных явлениях мирового культурного пространства» [8, с. 18]. Приведенные стратегии чтения способствуют формированию мыслящего читателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галицких Е.О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М.: Библиомир, 2016. 300 с.

2. Пранцова Г.В., Романичева, Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. М.: ФОРУМ, 2016. 368 с.

3. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. От «тихой радости чтения» - к восторгу сочинительства: монография / Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова. М.: Библиомир, 2017. 232 с.

4. Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 1. С. 253-256.

5. Сосновская И.В. Образовательные стратегии: анализ и интерпретация художественного произведения в школе // Литература в школе. 2017. № 10. С. 27-31.

6. Никонова Н.И. Стратегия чтения как средство развития познавательных навыков будущего специалиста-филолога // Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования: сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров / под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. Киров. 2013. С. 170-172.

7. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с.

8. Никонова Н.И., Залуцкая С.Ю. Этнокомпонент уроков литературы в условиях мультикультурной образовательной среды региона (Республика Саха (Якутия)) // Литература в школе. 2018. №5. С. 15-19.

9. Kenneth Goodman. In Defense of Good Teaching: What Teachers Need to Know About the «Reading Wars». Portland, Maine: Stenhouse Publishers, 2005. 195 p.

10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. 413 с.

11. Ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста / Т.А. Ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. Когнитивные аспекты языка. М.1988. URL: http://philologos.narod.ru/ling/dijk.htm (дата обращения: 01.06.2018 г.).

12. Сметанникова Н.Н. Обзор методик обучения чтению (на материале английского языка) // Homo Legens-3. Сб. статей. М.: Школьная библиотека, 2006. 295 с.

13. Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке. Стратегия «Чтение с остановками». М.: Чистые пруды, 2010. 31 с._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

14. Седова Л.В. Национально-региональный компонент в преподавании литературы в общеобразовательной школе // Интеграция образования. 2001. № 4. С. 82-83.

15. ФГОС основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:minobr. gov-murman.ru>files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 18.12.2017).

16. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя! 2012. № 6. С. 8-12.

17. Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в куль-туросозидающей модели образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://mcbs.ru/files/File/ smetannikova%281%29.pdf (дата обращения: 01.04.2018). С. 65-74 .

18. Чехов А.П. Хамелеон. [Электронный ресурс]. URL: http://ilibrary.ru/text/463/p.1/index.html (дата обращения: 08.03.2018).

19. Софронов А.И. ДьYhYн кубулуйумтуо. [Электронный ресурс]. URL: http://bestbibl.ru/read/7b-k=114&p=1 (дата обращения: 10.06.2018).

20. Ожегов С.И. Толковый словарь. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

21. Афанасьев П.С, Харитонов Л.Н. Русско-якутский словарь / под ред. П.С. Афанасьева, Л.Н. Харитонова. М.: Советская энциклопедия, 1968. 720 с.

22. Диаграммы Эйлера-Венна. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/6020463/page:2/ (дата обращения: 19.03.2018).

Статья поступила в редакцию 03.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Никонова Надежда Ильинична, Журавлева Анна Анатольевна СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.