Научная статья на тему 'Пути повышения речевой культуры студентов-бакалавров в процессе изучения дисциплины «Речевые практики»'

Пути повышения речевой культуры студентов-бакалавров в процессе изучения дисциплины «Речевые практики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ" / СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО" (РКМЧП) / РАБОТА СО СЛОВАРНОЙ СТАТЬЕЙ / ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ / DISCIPLINE "SPEECH PRACTICE" / READING STRATEGY / SOURCES OF INFORMATION / TECHNOLOGY "THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING" / WORK WITH DICTIONARY ARTICLE / PRACTICAL WORK WITH A TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

Актуальность работы над повышением речевой культуры студентов педагогических вузов не вызывает сомнения. В программы отечественных вузов входит ряд дисциплин, ориентированных на развитие культуры речи студентов, например, «Речевые практики». Однако вопросы обучения студентов, недостаточная обеспеченность необходимыми для работы над речевой культурой учащихся учебниками, учебными и методическими пособиями представляют значительную сложность. Цель статьи описать практический опыт обучения бакалавров 1 курса дисциплине «Речевые практики» и предложить методические рекомендации для проведения занятий на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В качестве примера приводится работа по изучению раздела «Стратегии чтения»: разработаны этапы работы над новым материалом (словарно-лексическая работа, практическая работа с художественным и публицистическим текстом, самостоятельная работа учащихся); сформулированы примерные вопросы для обсуждения; предложены задания к текстам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Improving Undergraduate Students Speech Culture in the Process of Studying the Discipline “Speech Practice”

The relevance of the work on improving the speech culture of students of pedagogical universities is not in doubt. The programs of national universities include a number of disciplines focused on the development of speech culture of students, for example, “Speech practice”. However, the tasks of teaching students, the insufficient providing of textbooks, educational and methodical manuals for working on students’ speech culture are of considerable complexity. The purpose of the article is to describe the practical experience of teaching first year students the discipline “Speech practice” and to offer methodical recommendations for training at the faculty of preschool pedagogy and psychology in Moscow State University of Education. The article presents an example of the work on the study section “Reading strategy”: the stages of working on new material have been developed (vocabulary-lexical work, practical work with fiction and publicist texts, individual work of students); sample questions for discussion have been formulated; tasks to texts have been proposed.

Текст научной работы на тему «Пути повышения речевой культуры студентов-бакалавров в процессе изучения дисциплины «Речевые практики»»

УДК 372.881.161.1 ББК 81.411.2

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ»

I А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова

Аннотация. Актуальность работы над повышением речевой культуры студентов педагогических вузов не вызывает сомнения. В программы отечественных вузов входит ряд дисциплин, ориентированных на развитие культуры речи студентов, например, «Речевые практики». Однако вопросы обучения студентов, недостаточная обеспеченность необходимыми для работы над речевой культурой учащихся учебниками, учебными и методическими пособиями представляют значительную сложность.

Цель статьи - описать практический опыт обучения бакалавров 1 курса дисциплине «Речевые практики» и предложить методические рекомендации для проведения занятий на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В качестве примера приводится работа по изучению раздела «Стратегии чтения»: разработаны этапы работы над новым материалом (словарно-лексическая работа, практическая работа с художественным и публицистическим текстом, самостоятельная работа учащихся); сформулированы примерные вопросы для обсуждения; предложены задания к текстам.

181

Ключевые слова: дисциплина «Речевые практики», стратегии чтения, источники информации, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), работа со словарной статьей, практическая работа с текстом.

WAYS OF IMPROVING UNDERGRADUATE STUDENTS SPEECH CULTURE IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE "SPEECH PRACTICE"

I A.N. Brenchugina-Romanova, L.O. Denisova

Abstract. The relevance of the work on improving the speech culture of students of pedagogical universities is not in doubt. The programs of national universities include a number of disciplines focused on the development of

speech culture of students, for example, "Speech practice". However, the tasks of teaching students, the insufficient providing of textbooks, educational and methodical manuals for working on students' speech culture are of considerable complexity.

The purpose of the article is to describe the practical experience of teaching first year students the discipline "Speech practice" and to offer methodical recommendations for training at the faculty of preschool pedagogy and psychology in Moscow State University of Education.

The article presents an example of the work on the study section "Reading strategy": the stages of working on new material have been developed (vocabulary-lexical work, practical work with fiction and publicist texts, individual work of students); sample questions for discussion have been formulated; tasks to texts have been proposed.

Keywords: discipline "Speech practice", reading strategy, sources of information, technology "The development of critical thinking through reading and writing", work with dictionary article, practical work with a text.

182

Состояние общей культуры любого народа в известной степени определяется уровнем его речевой культуры, поскольку культура имеет общественный характер, частью которой является культура индивидуальная [1]. Искусство владения грамотной и выразительной речью во все времена привлекало пристальное внимание не только специалистов разных областей науки, но и представителей профессий, деятельность которых связана с обязательным и необходимым умением излагать с соблюдением существующих норм свои мысли логично, доходчиво, убедительно, как вслух, так и на письме.

О декламации, как об искусстве «говорить красиво и выразительно», А.П. Чехов в своей газетной заметке «Хорошая новость» (1893) (по поводу введения дисциплины «Декламация» в программы Московского университета) писал, что лучшие представители государств в эпоху их процвета-

ния были и лучшими ораторами, а «путь ко всякой карьере был усыпан цветами красноречия» [2]. Несмотря на то, что в этой заметке писатель со свойственным ему умением «говорить коротко о длинных вещах» негативно, но метко и вполне справедливо охарактеризовал речь своих современников, статья вызвала бурную полемику на страницах газеты «Новое время», «Петербургской газеты» и других периодических изданий, что свидетельствовало о безусловной важности поднятой А.П. Чеховым проблемы, не утратившей актуальности и в наши дни.

В современных условиях, когда высока потребность в квалифицированных специалистах, способных в условиях конкуренции не только выживать, но и созидать, востребованность молодых кадров на рынке труда и их карьерный рост связаны в том числе и с уровнем владения речевой культурой. Проблема осложняется еще и тем, что в наше время

количество новой информации, которую нужно уметь получить из разных источников, своевременно обработать и уместно применить в соответствующей ситуации, неуклонно растет. Таким образом, наряду с общим интеллектуальным развитием молодого специалиста возникает потребность в развитии его коммуникативных качеств.

Правительство РФ принимает все меры для развития, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога [3]. Об этом свидетельствуют такие мероприятия, как, например, начатая в 2007 г. поэтапная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения; ежегодные отчетные научно-практические конференции, где докладывается о состоянии проблемы чтения в России; принятые масштабные целевые программы по русскому языку; создание совета по культуре речи (Санкт-Петербург), одним из руководителей которого стала Л.А. Вербицкая — известный лингвист-русист, профессор СПбГУ, президент Российской академии образования, президент РОПРЯЛ1.

Однако не все проблемы еще решены. По-прежнему сложными остаются вопросы речевой культуры студентов. Недостаточная обеспеченность вузов необходимыми для работы над речевой культурой учебниками, учебными и методическими пособиями представляет дополнительную сложность в проведении занятий.

О необходимости повышения речевой культуры современных школьников и студентов ведутся дискуссии уже не один год на разных уровнях. Связано это отчасти с тем, что долгое время школьные учебные программы были в большей степени ориентированы лишь на правописные умения учащихся. Со временем это положение несколько изменилось к лучшему: в учебниках по русскому языку появились целые разделы и отдельные темы, связанные с культурой речи, а в образовательные стандарты высшей школы был введен курс «Русский язык и культура речи».

Обучение культуре речи студентов любого отечественного вуза напрямую связано с формированием читательской культуры будущих специалистов в любой области. Именно поэтому в МПГУ студенты 1 курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», начинают знакомство с основами читательской культуры с недавно введенной в программу дисциплины «Речевые практики» [4, с. 688]. Практическая направленность курса очевидна из самого названия дисциплины. Весь курс делится на четыре блока, К&Ж* дый из которых нацелен на реализацию преимущественно практических целей.

Так, например, изучение раздела I «Стратегии чтения» приходится на начало учебного года, когда нужно ввести первокурсников в учебный процесс, то есть, как принято сейчас говорить, «научить учиться»: извлекать из материалов лекций необходимую информацию и пере-

183

1 Российское общество преподавателей русского языка и литературы.

184

рабатывать ее определенным образом (конспектировать); работать с книгой, учебником, статьей (первоисточниками). Формирование общеучебных умений, таких, как использование методов свертывания информации и графических организаторов информации, конспектирование, аннотирование, реферирование, происходит в процессе изучения и других дисциплин, однако конкретно в программе дисциплины «Речевые практики», к примеру, это предусмотрено только в конце первого семестра, поэтому уже на вводном занятии проводится беседа о конспекте как специфическом виде текста, сочетающем аудирование или чтение с письмом, и основных методах переработки информации. Одновременно с этой работой по предложенному преподавателем образцу создается собственно запись-конспект в рабочей тетради: это может быть план сообщения на занятии или запись ключевых слов на каждом этапе занятия. Все это совмещается с работой с первоисточником, например, со словарем или с информативно-познавательным текстом [5, с. 65-69].

Следует также учитывать, что дисциплина «Речевые практики» читается на всех факультетах университета для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», поэтому подобрать подходящий и посильный для анализа текст, интересный и полезный с учетом будущей специальности каждой группы учащихся — задача далеко не простая, не говоря уже об отсутствии хрестоматий и дидактических материалов по изучаемой дисциплине, что значительно затрудняет работу.

Опыт работы со студентами-первокурсниками, обучающимися на факультете дошкольной педагогики и психологии по профилям «Дошкольное образование», «Дошкольное образование и Начальное образование», «Дошкольное образование и Музыка», «Дошкольное образование и Иностранный язык», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология. Социальная психология развития», позволил нам обобщить результаты обучения и предложить успешно зарекомендовавшие себя некоторые формы работы на занятиях по дисциплине «Речевые практики». В качестве примера приводим материалы для изучения раздела I «Стратегии чтения».

Тема 1. Чтение в информационном обществе

Изучение данной темы предполагает знакомство учащихся с читательской культурой и стратегиями читательской деятельности. Приступая к изучению данной темы, необходимо обратиться к словарям (толковым, энциклопедическим, этимологическим и др.), чтобы уточнить значения слов чтение, предчтение, чтение, постчтение, чтения, чтиво, чтец, чтитель, чтецкий, чтений, чести, четьи-минеи и др. Попутно обязательно уточняется, помнят ли студенты, как работать со словарями. Итогом словарной работы становится таблица, в которой указаны источники толкования слов, сами слова, их значения и сфера употребления.

Вопросы для обсуждения:

1. В каком значении употребляется слово чтение сегодня?

2. Какие виды словарей вам известны? Перечислите их. Какие раз-

новидности орфографических словарей вы знаете?

3. Какими словарями пользуются школьники на уроках русского языка в начальной и средней школе?

4. Как связаны имена М.Т. Баранова и М.Р. Львова с преподаванием русского языка в школе?

Отталкиваясь от содержания таблицы (предчтение, чтение, постчтение), переходим к знакомству со стратегиями читательской деятельности [6; 7]. В ходе объяснения нового материала студенты записывают ключевые слова темы: познавательнье потребности, феномен, средства коммуникации, компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная культура, потенциал, интерпретация художественного текста, вербальный, познавательная, утилитарная, самообразовательная функция чтения, прагматические аспекты чтения, библиотечно-библи-ографическая грамотность, рациональное чтение, стратегиальный подход в обучении чтению, стратегии читательской деятельности, стра-тегиальный чтец.

Завершается изучение темы фронтальной беседой по вопросам:

1. Назовите известные вам источники получения информации.

2. Известны ли вам специальные мероприятия государственного масштаба, направленные на развитие читательской культуры?

3. Почему литературное образование важно для общества? Обоснуйте свое мнение.

4. Каков, по вашему мнению, уровень читательской культуры учащихся России?

5. В каких классах школы изучается литература? Знакомятся ли

школьники с художественной литературой на других уроках?

6. Как происходит встреча с книгой у дошкольников и в начальной школе?

Задания:

1. Составьте (приведите примеры из художественной литературы) предложения со словами из последнего столбца таблицы.

2. Составьте перечень орфографических словарей.

3. Составьте перечень школьных словарей. Включите в этот перечень школьные словари авторов-составителей М.Т. Баранова и М.Р. Львова.

4. Что вы знаете о науках философия, эстетика, психология, герменевтика, филология, методика? Как они связаны с речевой культурой?

5. Почему чтение — универсальная техника?

6. Подберите синонимы к выражению рациональное чтение.

7. Закончите мысль самостоятельно: Учитывая современный кризис культуры чтения, можно сделать вывод... 185

8. Опираясь на ключевые слова, расскажите о читательской культуре или стратегиях чтения (вариант: сделайте презентацию).

9. Самостоятельно ознакомьтесь со статьей Т.Г. Галактионовой «Культура чтения как содержание междисциплинарной программы в основной школе». Какие требования предъявляются к качеству чтения школьников?

10. Многие из книг для детей и юношества расширяют кругозор, знакомят с историей, географией разных стран, рассказывают о разных эпохах. Список этих книг полно-

186

стью опубликован в газете «Литература. Первое сентября» [8]. Какие книги их этого списка вы читали? Напишите / составьте устный отзыв об одной их прочитанных книг.

11. Напишите сочинение-миниатюру на тему (по выбору): «Для чего нужно чтение?» или «Роль чтения в жизни человека».

Практическая работа с текстом.

На первом занятии предпочтительнее использовать для анализа фрагменты художественных или публицистических текстов, с которыми студенты знакомы из школьного курса литературы. Поскольку будущие специальности студентов связаны с дошкольным, начальным образованием, музыкой, психологией, ИЗО и иностранными языками, то для отработки стратегий чтения тексты отбираются по темам:

• Ушинский К.Д. «Родное слово» (статья).

• Паустовский К.Г. Рассказы и сказки («Корзина с еловыми шишками» или «Струна», «Акварельные краски» и др.).

• Распутин В.Г. «Уроки французского».

• Леви В. Л. «Кважды Ква».

На примере этих текстов с помощью предтекстовых, текстовых и по-слетекстовых стратегий чтения отрабатываются умения постановки задач чтения, выбора вида чтения, актуализируются понятия и словарь текста; вырабатывается навык управления процессом чтения с помощью вопросов на проверку понимания текста, на выяснение мнения читателя относительно текста, на критическое осмысление текста; отрабатывается умение сжато пересказывать текст.

Тема 2. Источники информации в современном обществе

Рассказывая студентам о разновидностях источников информации и способах работы с ними [10; 11], затрагиваем историю возникновения экранно-звуковых средств обучения, фиксируя (словарная работа) в тетрадях термины: проецирование, полио-рама, статическое изображение, эпипроекционные аппараты, непрозрачная иллюстрация, целлулоид, фотограмма, диапроектор, диапозитив, диафильм, кодоскоп, стереоскоп, фильмоскоп, фонограф и др.

На этом этапе занятия можно предложить учащимся следующие вопросы и задания:

1. Как назывался первый проекционный аппарат?

2. Назовите известные вам способы записи и воспроизведения звука.

3. Расскажите об изобретателе фонографа.

4. Где хранится одна из богатейших в России коллекций устройств звукозаписи?

5. Объясните значения слов: статист, статистика, статистический, статика, статичный, статный.

Затем приступаем к работе со словарями и создаем в тетрадях таблицу с толкованием слов и выражений: аудиовизуальная культура, аудиовизуальная информация, цифровые технологии, интерактивные технологии, мультимедийные средства обучения, электронный учебник, гипертекст.

Вопросы и задания:

1. Назовите основные источники получения информации.

2. В чем состоит преимущество новых цифровых технологий?

3. Охарактеризуйте этапы развития аудиовизуальной культуры.

4. Какие способы передачи информации используются в мультимедийных программах?

5. Где применяются гипертекстовые информационные технологии (ГИТ)?

6. Составьте предложения со словами интерактивный и гипертекстовый.

Практическая работа с текстом:

• Жан-Пьер Клари де Флориан. Басня «Обезьяна, которая показывает волшебный фонарь» (в русифицированном переводе В.А. Жуковского басня называется «Мартышка, показывающая китайские тени»).

Анализ поэтического текста начинается со словарно-лексической работы. Учащиеся составляют словарик из непонятных или новых для них слов и дают их толкование (возможно использование словаря). Затем из текста вычленяются ключевые слова для сжатого пересказа содержания басни.

• Бенуа Александр. Оптические игрушки [11].

В предлагаемом для анализа фрагменте автор передает свои детские воспоминания о волшебном фонаре.

Вопросы и задания к тексту:

1. Озаглавьте текст. К какому стилю вы его отнесете?

2. О каких оптических игрушках упоминается в тексте?

3. Найдите в тексте ключевые слова.

4. Объясните значения встречающихся в тексте слов калейдоскоп, микроскоп, праксиноскоп. В каком литературном произведении микроскоп называют мелкоскопом? (Н.С. Лесков «Левша»).

5. Знаете ли вы авторов сказок, о которых вспоминает А. Бенуа? («Спящая красавица», «Мальчик-с-паль-чик», «Кот в сапогах» — Ш. Перро, «Золушка» - версии Ш. Перро и братьев Гримм). Есть ли похожие сказки в русской литературе?

6. В тексте упоминается картинка «Капелла зимой при луне». Что означает слово капелла (однозначное оно или многозначное)? Как вы понимаете слова капельмейстер и a cappella?

7. Что вы знаете о Марциане Капелла и кратере Капелла?

8. Прочитайте стихотворение Н. Тенновой для детей:

В высоте ты слышишь звук?

о копытец звонких стук!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Козочка шагает смело,

А зовут ее Капелла.

Вслед за ней спешат Козлятки, Наступая ей на пятки. Повнимательней смотри И считай: один, два, три!

А хозяин их - Возничий

И умен, и энергичен,

Потому что круглый год

Молоко парное пьет.

О какой капелле идет речь в стихотворении? Почему выделенные слова написаны с заглавной буквы?

Самостоятельная работа:

1. Расскажите о журнале «Волшебный фонарь» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона) и об отделе журнала «Детский Волшебный Фонарь».

2. Посмотрите кинофильм Инг-мара Бергмана «Фанни и Александр», где показан волшебный фонарь в действии. Напишите отзыв о фильме.

3. Подготовьте сообщение / презентацию (по выбору): о творчестве

188

А.Н. Бенуа и его «Азбуке в картинках»; о творчестве Н.С. Лескова; о творчестве Ж. Флориана или В.А. Жуковского.

Тема 3. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Изучение темы начинается с определения понятия РКМЧП (попутно говорим со студентами об аббревиатурах), которое выводится в ходе работы с фрагментами первоисточников: книги и статьи о РКМЧП С. Бахаревой (Новосибирск, 2003), А.В. Бутенко и Е.А. Ходос (М., 2002), И.О. Загашева, С.И. Заир-бека (Спб., 2003), И.В. Муштавинской (М., 2004) и др. [12] (по выбору преподавателя).

Следующий этап — работа с ключевыми словами темы: критическое мышление, алгоритм действий, стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия, интерпретация, трансформация, дискуссия, инсерт, кластер, вопросы Блума, «продвинутая лекция», синквейн, эссе и др.

Рассказывая учащимся о фазах работы с текстом, опираемся на знания о тексте, полученные студентами в школьном курсе русского языка, а также на умения выполнять комплексный анализ текста, с которым учащиеся работали в ходе подготовки к ЕГЭ. Акцентируем внимание студентов на том, что в РКМЧП тексту отводится приоритетная роль (чтение, пересказ, анализ, трансформация, интерпретация, дискуссия, эссе).

Практическая работа с текстом.

Для анализа рекомендуем взять незнакомый учащимся текст, например, напечатанную в журнале «Юность» статью поэта и журналиста Екатерины Корнеенковой «Час потехи» (Как отдыхает наша молодежь?) [13].

Сначала знакомим студентов с системой маркировки анализируемого текста:

1. ! — знал;

2. — (минус) — не согласен;

3. + (плюс) — ново и интересно;

4. ? — неясно, нужны комментам рии.

Затем приступаем к чтению текста с пометками и группируем информацию в таблицу (4 колонки в соответствии с пометками).

Далее идет обмен мнениями (5-7-минутная групповая дискуссия), в ходе которого студенты фиксируют разногласия, но не критикуют друг друга. Продолжить работу с текстом можно небольшой письменной работой, где учащиеся излагают все, что знают или думают о теме, затронутой в статье (эссе).

Безусловно, существует множество методических приемов технологии РКМЧП и вариантов применения их на практике, однако в рамках одного — первого — занятия по теме достаточно, как мы полагаем, ограничиться описанной выше работой.

Завершить занятие можно творческим заданием на составление синквейна — небольшого стихотворения из 5 строк, где первая строка — тема, выраженная с помощью одного слова (имя существительное); вторая — описание темы двумя именами прилагательными; третья — три глагола, описывающие действие в рамках темы; четвертая — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме; пятая — синоним-обобщение к слову в первой строке.

Описанные формы работы могут также применяться и при изучении обширного теоретически и насыщенного практически раздела II «Прие-

мы создания текстов различных жанров в ситуации учебно-научного общения» и раздела III, в котором в рамках темы «Основы языка учебного предмета» используется работа с учебно-научным и научным текстом. Об этом мы подробно пишем в других статьях (Бренчугина-Романо-ва А.Н. Научный текст в занятиях речевыми практиками со студентами нефилологических специальностей (М., 2016); Денисова Л.О. Специфика обучения студентов 1 курса работе с научным текстом на занятиях речевыми практиками (М, 2016).

Последний раздел программы -раздел IV «Орфографический и пунк ктуационный тренинг» - носит исключительно практический характер. Эта работа проводится рассредо-точенно на протяжении изучения всего курса, а также на вводных и заключительных занятиях для диагностики и обобщения изученного. В качестве диагностических и контрольных диктантов используются тексты, тематически связанные с профилем обучаемых.

Таким образом, знакомство учащихся со стратегиями чтения происходит в тесной связи с развитием общеучебных умений в процессе работы с текстами художественного, публицистического, учебно-научного / научного стиля с использованием межпредметного материала, в ходе обучения студентов начальным навыкам работы с первоисточниками, словарными статьями, а также при освоении элементарных приемов компрессии текста, его интерпретации и конспектировании.

Представленный в статье практический опыт проведения занятий

по дисциплине «Речевые практики» способствует привлечению внимания студентов к проблеме чтения, положительно влияет на уровень их речевой культуры и, надеемся, окажет помощь в организации и проведении занятий со студентами нефилологических специальностей других факультетов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи [Текст] / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - Москва: Изд-во Проспект, 2013. - 448 с. [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения: 14.07.17).

2. Чехов, А.П. Хорошая новость [Текст] / А.П. Чехов // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982. Т. 16: Сочинения. 1881-1902. - М.: Наука, 1979. - С. 266-267 [Электронный ресурс]. - URL: http://chehov.niv.ru/ chehov / public/horoshaya-novost.htm (дата обращения: 14.07.17).

3. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы [Электрон- ^ пп ный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки. 'Du рф/ (дата обращения: 14.07.17).

4. Рамазанов, Р.К. Речевые практики: новая учебная дисциплина подготовки бакалавров [Текст] / Р.К. Рамазанов, А.Н. Бренчу-гина-Романова, Л.О. Денисова // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского как иностранного: Коллективная монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2016. - 715 с.

5. Бренчугина-Романова, А.Н. Речевые практики: Работа с текстом информативно-познавательной тематики [Текст] / А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова // Сборник статей научно-информационного центра «Знание» по материалам IX Международной заочной научно-практической конференции «Развитие науки в XXI веке» г. Харьков. - Донецк: Научно-

190

информационный центр «Знание», 2015.

- 156 с.

6. Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом [Текст] / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - М.: Форум, 2015. - 368 с.

7. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению [Текст] / Н.Н. Сметанникова. - М.: Школьная библиотека, 2005. - 512 с.

8. Литература (Издательский дом «Первое сентября»). - 2010. - № 16. - С. 10-16 [Электронный ресурс]. - URL: http:// refdb.ru/look/ 1291760.html (дата обращения: 14.07.17).

9. Александрова, Н.А. Технические и аудиовизуальные средства в обучении (лекционный материал) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.33.01 «Педагогическое образование» профиль «Информатика», очной формы обучения: учебно-методическое пособие [Текст] // Н.А Александрова, Р.М. Мул-дашев, Н.И. Старостин. - Саратов: СГУ. 2015. - 50 с.

10. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-методический комплекс дисциплины для студентов пед. вузов [Текст] / Авт.-сост.: В.Н. Исаев, Ю.Н. Фролов. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В.М. Шукшина, 2009. - 169 с.

11. Бенуа, Александр. Жизнь художника. Воспоминания (Том 1, глава 28. Оптические игрушки / А. Бенуа [Электронный ресурс]. - URL: http:// litresp.ru /chitat/ ru/% D0 % 91/benua-aleksandr/zhiznj-hudozhnika-vospominaniya-tom-1/29 (дата обращения: 14.07.17).

12. Критическое мышление. Библиографический список [Электронный ресурс]. -URL: (дата обращения: 14.07.17).

13. Корнеенкова, Е. Час потехи [Текст] / Е. Корнеенкова // Юность. - 2014. - № 5.

- С. 10-11.

REFERENCES

1. Aleksandrova N.A., Muldashev R.M., Sta-rostin N.I., Tekhnicheskie i audiovizualnye sredstva v obuchenii (lekcionnyj material) dlya studentov, obuchayushchihsya po

napravleniyu podgotovki 44.33.01 "Peda-gogicheskoe obrazovanie" profil "Informa-tika", ochnoj formy obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie, Saratov, 2015, 50 p. (in Russian)

2. Audiovizualnye tekhnologii obucheniya: uchebno-metodicheskij kompleks discipliny dlya studentov pedagogicheskih vuzov, ed. V.N. Isaev, Yu.N. Frolov, Bijsk, Bijskij pedagogicheskij gosudarstvennii universi-tet imeni V.M. Shukshina, 2009, 169 p. (in Russian)

3. Benua Aleksandr, Zhizn hudozhnika. Vospo-minaniya, Vol. 1, glava 28, Opticheskie igrushki, available at: http:// litresp.ru/chitat/ ru/%D0%91/benua-aleksandr/zhiznj-hu-dozhnika-vospominaniya-tom-1/29 (accessed: 14.07.17). (in Russian)

4. Brenchugina-Romanova A.N., Denisova L.O., "Rechevye praktiki: Rabota s tekstom infor-mativno-poznavatelnoj tematiki", in: Collection of scientific papers nauchno-informa-cionnogo centra "Znanie" po materialam IX Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Razvitie nauki v XXI veke" gorod Harkov, Donezk, nauchno-informacionnyj centr "Znanie", 2015, 156 p. (in Russian)

5. Chekhov A.P., "Horoshaya novost", in: Chekhov A.P., Polnoe sobranie sochinenij i pisem, v 30 vols., Sochineniya, v 18 vols., Moscow, Nauka, 1974-1982, vol. 16, Sochineniya, 1881-1902, Moscow, Nauka, 1979, pp. 266-267, available at: http://che-hov.niv.ru/ chehov /public/horoshaya-no-vost.htm (accessed: 14.07.17). (in Russian)

6. Federalnaya celevaya programma "Russkij yazyk" na 2016-2020 gody, available at: http://minobrnauki.rf/ (accessed: 14.07.17). (in Russian)

7. Literatura (Izdatelsky dom "Pervoe senty-abrya"), 2010, No. 16, pp. 10-16, available at: http://refdb.ru/look/ 1291760.html (accessed: 14.07.17). (in Russian)

8. Ippolitova N.A., Knyazeva O.Yu., Savvova M.R., Russkij yazyk i kultura rechi, ed. N.A. Ippolitovoj, Moscow, Prospekt, 2013, 448 p., available at: http:// publ.lib.ru/ ARCHIVES/I/IPPOLITOVA_Natal%27ya_ Aleksandrovna/_Ippolitova_N.A..html#001 (accessed: 14.07.17). (in Russian)

9. Komeenkova E., Chas potekhi, Yunost, 2014, No. 5, pp. 10-11. (in Russian)

10. Kriticheskoe myshlenie. Bibliograficheskij spisok, available at: http://www.evolkov. net/ critic.think/bibliography/bibliogr.crit.think. html (accessed: 14.07.17). (in Russian)

11. Prancova G.V., Romanicheva E.S., Sovre-mennye strategii chteniya. Teoriya i praktika. Smyslovoe chtenie i rabota s tekstom, Moscow, Forum, 2015, 368 p. (in Russian)

12. Ramazanov R.K., Brenchugina-Romanova A.N., Denisova L.O., "Rechevye praktiki: novaya uchebnaya disciplina podgotovki bakalav-rov", in: Aktualnye voprosy metodiki prepo-davaniya russkogo yazyka i russkogo kak in-ostrannogo: Kollektivnaya monografiya, Moscow, Sputnik+, 2016, 715 p. (in Russian)

13. Smetannikova N.N., Strategialnyj podhod k obucheniyu chteniyu, Moscow, Shkolnaya biblioteka, 2005, 512 p. (in Russian)

Бренчугина-Романова Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания русского язык, Московский педагогический государственный университет, brenchugina@mail.ru Brenchugina-Romanova А^., PhD in Education, Associate Professor, Methods of Teaching Russian Language Department, Moscow State University of Education, brenchugina@mail.ru

Денисова Лариса Оганесовна, доцент, кафедра методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет, denisovalarisao@list.ru Denisova L.O., Associate Professor, Methods of Teaching Russian Language Department, Moscow State University of Education, denisovalarisao@list.ru

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.