Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 371.3
Круг читательских интересов младших подростков: опыт исследования и формирования
Э. С. Калинина
Московский педагогический государственный университет,
г. Москва
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье рассматривается проблема чтения, изучением которой занимаются представители самых разных областей науки. Представлены результаты исследования читательских интересов на основе анкетирования учащихся 5-6 классов нескольких московских школ; выявлен круг чтения младших подростков, а также влияние социального окружения на их читательский выбор. Также представлен результат опытно-экспериментальной работы по формированию читательских интересов на материале современной детской литературы.
чтение, читательские интересы, круг чтения, младшие подростки.
Для цитирования: Калинина Э. С. Круг читательских интересов младших подростков: опыт исследования и формирования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. №> 2 (43). С. 7-15. DOI: 10.32343/2409-50522019-13-2-7-15
Дата поступления статьи в редакцию: 25 февраля 2019 г.
Введение. На протяжении последних двух десятилетий представители научного сообщества (социологи, психологи, педагоги) уделяют повышенное внимание изучению детского, подросткового и юношеского чтения. В исследованиях зафиксированы смена характеристик чтения подрастающего поколения, тенденция прагматического отношения учащихся к чтению (чтение рассматривается в основном как способ получения необходимой информации). В то время как чтение, являясь одним из видов познавательной деятельности, способствует развитию самостоятельности личности учащихся, формированию их мировоззрения, раскрытию творческого потенциала.
Обзор литературы. Авторы современных рабочих программ по литературе для 5-7 классов предусматривают разные виды деятельности, связанные с чтением: чтение литературных произведений, вклю-
чённых в программу (в том числе чтение по ролям); выразительное чтение (в том числе наизусть); внеклассное чтение произведений на сходную тему, одного автора, одного жанра и др. [3]. Современные исследователи пишут о разнообразных читательских практиках, включая чтение в медиасреде (В. П. Чу-динова, Е. А. Колосова, Е. С. Романичева, Г. В. Пранцова, Е. О. Галицких, И. В. Сосновская и др.), и новых направлениях в работе с читателем-школьником (В. Ф. Чертов, А. М. Антипова и др.).
Предметом нашего исследования является читательская деятельность учащихся 5-7 классов, прежде всего, их свободное чтение. В связи с этим для нас представляют интерес результаты методических и социологических опросов среди младших подростков с целью изучения их читательских предпочтений. Так, Г. В. Пранцова констатирует, что пятиклассники имеют невысокий уровень читательской подготовки: при различении понятий «проза» и «стихи» не могут дать определения терминам; затрудняются определить род художественного произведения. Учёный считает, что такой уровень читательской подготовки влияет как на круг чтения младших подростков, так и на уровень их читательской самостоятельности [4, с. 81-83].
В 2001-2002 гг. Российской государственной детской библиотекой был проведён опрос, согласно которому в рейтингах литературных предпочтений подростков первые места занимает приключенческая литература, фэнтези, фантастика [9; 10]. Подобные результаты были получены в 2006 г. Левада-центром в ходе проведения исследования «Детское чтение» по заказу фонда «Пушкинская библиотека». Установлено, что подростки отдают предпочтение в первую очередь приключенческой литературе, фантастике, юмористическим книгам. Второе место занимают книги «страшные и таинственные», романтические книги и книги о любви (у девочек), книги о войне, сражениях, полководцах (у мальчиков). На третьем месте оказывается занимательная и познавательная литература [7].
Особый интерес вызывает социологическое исследование «Чтение и читательские практики московских подростков - 2011», проведённое в 2011-2012 гг. среди школьников 5-8 классов Российской государственной детской библиотекой и кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Цель исследования заключалась в изучении проблем чтения подростков 11-14 лет в условиях развития электронной среды. В результате были получены следующие данные: 11 % опрошенных школьников не читают книг на досуге; гендерные различия проявляются в большей степени при выборе журналов, чем при выборе книг; практически исчезла традиция обращения к «золотой полке», подростки чаще выбирают для чтения развлекательную литературу; школьникам 11-14 лет почти неизвестны книги современных авторов; активно протекает процесс перехода чтения в электронную среду [8].
Круг чтения старших подростков школ Москвы и Московской области стал предметом специального исследования «Читаю и пишу: зачем?», в результате которого было установлено, что среди учащихся 8-11 классов «важным является получение удовольствия от чтения, а также отдых и расслабление», но лишь треть опрошенных находит время для чтения «в своё удовольствие» ежедневно; старшеклассники проявляют интерес к читательскому общению, обсуждению прочитанного; при выборе книг для свободного чтения больше половины старших подростков предпочитают рекомендации друзей, почти двух пятых старшеклассников интересуют рекомендации родителей, чуть меньше
трети опрошенных ориентируются на мнение учителей. В результате опроса было выявлено, что около одной пятой учащихся 8-11 классов состоят в читательских или писательских сообществах. Исследователи установили, что, несмотря на повышенную учебную нагрузку, современные школьники достаточно много читают в свободное время.
Методы и материалы. В контексте современных задач воспитания компетентного читателя, на наш взгляд, требуется определить средства стимулирования разнообразных читательских практик и способов коммуникации по поводу почитанного, а также организации урочной и внеурочной деятельности современных школьников с учётом их программного, внеклассного и свободного чтения. Решение этих вопросов приобретает особую значимость в контексте Концепции национальной программы поддержки и развития детского и юношеского чтения [2].
В рамках нашей научно-исследовательской работы по теме «Свободное чтение учащихся 5-7 классов в системе литературного образования» важно было определить отношение младших подростков к чтению, круг их читательских предпочтений, а также факторы, влияющие на читательский выбор. С этой целью нами было проведено анкетирование школьников 5-6 классов (см. табл.). В исследовании принимали участие 354 учащихся нескольких московских школ в возрасте 11-12 лет. Из них девочек - 185 (52 %), мальчиков - 169 (48 %).
Учащимся была предложена анкета.
Таблица
Анкета
Читать книги
Проводить время с друзьями
1. Что тебе больше всего нравится делать Слушать музыку
в свободное время? Смотреть телевизор
Играть в компьютерные игры
Свой вариант ответа
Часто
2. Как часто ты читаешь? Редко
Свой вариант ответа
В школьной библиотеке
3. Где ты берёшь книги? В городской библиотеке
В домашней библиотеке
Свой вариант ответа
От 10 до 50
От 50 до 100
4. Сколько книг в твоей домашней библиотеке? От 100 до 200
Более 200
Свой вариант ответа
Учитель
Библиотекарь
5. Кто рекомендует книги для чтения? Родители
Друзья
Полагаюсь на свой вкус
Свой вариант ответа
Фантастику и фэнтези
Детские детективы
Книги о путешествиях
Книги о сверстниках
6. Какие книги ты любишь читать? Книги о природе, животных
Книги о любви
Юмористические произведения
Сказки
Стихотворения
Свой вариант ответа
Читаешь ли ты газеты и/или журналы? Если «да», то какие? Да
7. Нет
Свой вариант ответа
Развлечение
Чтение для тебя - это ... Познание нового
Помощь в учёбе
Свой вариант ответа
9. Назови книгу, которую бы тебе хотелось перечитать
Книги какого писателя (или каких писателей) порекомендовал бы Учителю
10. Родителям
Друзьям
Результаты исследования. Были получены следующие результаты.
Ответы учащихся свидетельствуют о том, что самой популярной досуговой деятельностью является общение с друзьями: мальчики - 60 %, девочки - 68 %. Респонденты-девочки в 40 % анкет рассматривают чтение как возможность получения удовольствия, среди мальчиков таких оказывается только 21 %. Девочки меньше всего голосов отдают компьютерным играм (16 %), в то время как 49 % мальчиков предпочитают именно этот вид досуга. Среди других видов занятий отмечены прослушивание музыки (мальчики - 31 %, девочки - 49 %) и просмотр телевизора (мальчики - 29 %, девочки - 26 %). Тем не менее на вопрос: «Как часто ты читаешь?» - около 52 % респондентов отвечают, что читают часто.
Следующий вопрос был нацелен на выявление сведений о том, где ребята берут книги для чтения. Наибольшее количество голосов было отдано домашней библиотеке: девочки - 71 %, мальчики - 74 %. Школьную библиотеку выбирают 35 % мальчиков и 39 % девочек. Меньше всего младшие подростки берут книги в городской библиотеке: 20 % мальчиков и 22 % девочек.
Сколько книг имеют школьники в домашней библиотеке, если отдают ей предпочтение? И среди девочек, и среди мальчиков лидирующее место принадлежит параметру «от 10 до 50 книг» - 39 % и 38 % соответственно; параметру «от 50 до 100» - по 32 %; самые низкие показатели по данному вопросу выявили характеристики «от 100 до 200»: девочки - 16 %, мальчики - 10 %; показатель «более 200» выбрали по 20 % мальчиков и девочек. Ответы на данный вопрос показывают, что домашние библиотеки представлены ограниченным количеством книг.
Значимым в анкете был вопрос о том, кто рекомендует младшим подросткам книги для чтения. Самым распространённым стал ответ: «Полагаюсь на свой вкус». Девочки - 77 %, мальчики - 61 %. Половина опрошенных (50 % мальчиков и 49 % девочек) ориентируются на рекомендации родителей. Предпочтение советам друзей отдают 14 % мальчиков и 20 % девочек. Библиотекарь и школьный учитель являются авторитетными источниками информации о мире книг для 10 % и 17 % мальчиков, для 9 % и 14 % девочек (соответственно).
К числу любимых книг учащиеся чаще относят фантастику и фэнтези: мальчики - 57 %, девочки - 55 %. Младшие подростки с удовольствием читают юмористические книги: мальчики - 43 %, девочки - 47 %. Достаточно часто выбираюся книги о путешествиях: мальчики - 42 %, девочки - 48 %; о природе и животных: мальчики - 33 %, девочки - 42 %. Книгами о сверстниках интересуются по 10 % мальчиков и девочек. Такой же процент голосов отдан книгам о любви.
В круге чтения подростков 11-12 лет встречаются журналы, хотя их чтение
и не является самым популярным занятием. Упоминаются такие издания, как «Непоседа», «^ЕОленок», «Если», «Тайны XX века», «Эрудит», «Мурзилка», «Маруся», «Приготовь», «Домашняя наука» (так, респонденты назвали журнал «Домашняя лаборатория»), журналы о животных, технике, науке, спорте, комиксы, есть даже о рыбалке и охоте; «Звёздный бульвар», «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва». Вместе с тем 55 % младших подростков не читают и не смотрят журналы и газеты.
Важным для нас стал вопрос о значении чтения в жизни учащихся 5-6 классов. При определении, чем является для них чтение, предпочтения респондентов московских школ распределяются следующим образом: познанием нового: мальчики - 56 %, девочки - 64 %; помощью в учёбе: мальчики - 51 %, девочки - 42 %; развлечением: мальчики - 42 %, девочки - 41 %.
Анализ полученных ответов на девятый вопрос, к сожалению, не позволил определить самую популярную книгу среди младших подростков. Список книг включил в себя 7 наименований. Наиболее часто назывались: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, «Приключения Бу-ратино» А. Н. Толстого (встречались ошибки в определении автора - Л. Н. Толстой), «Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского, «Витя Малеев в школе и дома» и другие книги Н. Н. Носова, «В стране невыученных уроков» Л. Б. Ге-раскиной, «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова, «Тимур и его команда» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. П. Катаева (некоторые указали в качестве автора Б. Н. Полевого), «Девочка с Земли» К. Булычёва, «Муми-тролли» Т. Янссон, «Марсианские хроники» Р. Бредбери, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Том Сойер» М. Твена, «Хоббит» и другие книги Дж. Толкина, книги Ж. Верна, «Унесённые ветром» М. Митчелл (дети писали «Скарлетт» или «Скарлетт О'Хара»). Часто книги называются без авторов: «Маленький принц», «Простоквашино», «Остров сокровищ», «Метро 2033», «Девочка Online».
На вопрос: «Книги какого писателя (или писателей) порекомендовали бы 1) учителю, 2) родителям, 3 друзьям?» - ответили около 75 % младших подростков. Среди рекомендаций встречаются произведения, включённые как в школьную программу, так и в программу внеклассного чтения, и даже относящиеся к свободному чтению: сказки А. С. Пушкина, «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Зов Ктулху» и «Тень над Иннсмаутом» Г. Лавкрафта, «Маугли» Р. Киплинга, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Вафельное сердце» М. Парр, произведения А. Конан Дойля, Дж. Толкина, Ж. Верна, Н. Н. Носова, А. М. Волкова, рассказы В. Ю. Драгунского и др.
Анализ анкет позволяет утверждать, что читательские интересы учащихся 5-6 классов отличаются разнообразием. Большинство школьников соотносят название книги и её автора, помнят имена героев прочитанных книг. В круг чтения входят как произведения, включённые в школьную программу, так и книги, прочитанные самостоятельно. При формировании ведущей деятельности этого возраста - общения с друзьями/сверстниками - интерес к чтению проявляют около половины опрошенных. Полагаясь на свой вкус в выборе книг, учащиеся 5-6 классов ориентируются в большей степени на их наличие в домашней библиотеке и рекомендации родителей. Очень малое число респондентов обращаются за помощью к библиотекарю или учителю. Младшие подростки проявляют ин-
терес к книгам как отечественных, так и зарубежных авторов. Просматривается тенденция к увлечению фантастикой и фэнтези, юмористическими произведениями. Для перечитывания чаще всего назывались книги, «проверенные временем»: В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, А. М. Волкова, К. Булычёва, Д. Дефо, Ж. Верна, М. Твена, Дж. Толкина. Очень редко упоминались произведения современных (отечественных и зарубежных) писателей. Предполагаем, что объясняется это слабой осведомлённостью младших подростков и учителей/школьных библиотекарей об актуальной детско-подростковой литературе.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали и апробировали уроки внеклассного чтения по произведениям современных писателей. Отметим, что уроки внеклассного чтения после некоторого забвения вновь оказались в центре внимания современных методистов. Так, Е. С. Романичева видит связь между современными уроками внеклассного чтения и возможностью решения острых вопросов детского чтения. В статье «Как не потерять школьника как читателя» автор пишет, что «при переходе из начальной школы в среднюю ученики перестают читать для удовольствия: львиную долю их времени занимает образовательное чтение» [5, с. 21]. С точки зрения методиста, у современных школьников не остаётся времени на досуговое чтение серьёзной литературы, которое во многом определяет духовное развитие и социализацию личности [5, с. 22]. В работе «Уроки внеклассного чтения: что мешает им стать пространством совместного чтения детей и взрослых?» Е. С. Романичева пишет о том, что уроки внеклассного чтения по своему назначению «могут стать идеальным пространством совместного чтения», выходом в самостоятельное чтение, в «обсуждаемую» современность» [6, с. 75]. Однако анализ современной образовательной практики и учебно-методических комплектов по литературе приводит методиста к выводу о том, что в процессе перехода на новые образовательные стандарты на смену традиционным урокам внеклассного чтения пришли новые уроки внеклассного чтения, на которых «не только не создаётся пространство совместного чтения-обсуждения, но и теряется сделанное отечественной методикой в области внеклассного чтения» [6, с. 78]. Происходит стирание границ между обычным уроком и уроком внеклассного чтения (нет отличий в направленности работы с текстом), неясно соотношение обязательного и внеклассного чтения. Исследователь резюмирует: «Методическое сообщество в массе своей оказалось не готово к новой проблематике и эстетике детской книги, не вписывающейся в «традиционный» формат и поэтому требующей принципиально иного подхода к совместному чтению и обсуждению» [6, с. 76]. Эта неготовность, с точки зрения Е. С. Романичевой, связана с тем, что методическое сообщество продолжает «руководить» детским чтением, хотя этот формат уже давно перестал отвечать потребностям современного ребёнка и современного образования. На смену ему должен прийти новый формат - «диалог». В этом убеждают и работы Т. Г. Галактионовой. В книге «Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования» учёный пишет о новой модели образования, для которой характерны открытость будущему, способность к предвосхищению, к совместным действиям в новых ситуациях при равноправном сохранении духовной культуры преемственности поколений [1]. В такой ситуации субъектами являются все заинтересованные лица, включая детей, педагогов, родителей, социальных партнёров школы, а приобщение к чтению осуществляется посредством открытого социально-пе-
дагогического взаимодействия в активных формах образовательной и социокультурной деятельности» [6, с. 76].
Изучение современных научно-методических работ убеждает в необходимости выстраивать уроки внеклассного чтения с учётом изменившейся модели подросткового чтения. Складывается новое представление о цели этих уроков: «создание пространства совместного чтения детей и взрослых» [6, с. 82]. И задача учителя-словесника - расширение читательского кругозора (в том числе и своего) [6, с. 83].
Эти установки мы постарались учесть при выборе к уроку внеклассного чтения книги о детстве и детях (младших подростках) современного автора Д. Вильке «Грибной дождь для героя», раскрывающей нравственные проблемы: совести, дружбы, сочувствия, сопереживания, гуманного отношения к людям, уважения к ним. Нами был проведён урок внеклассного чтения в форме урока-конкурса по теме «Детство - это период воспитания сердца». Нашей основной задачей было создание условий для восприятия и осмысления нового материала, развитие читательских интересов младших подростков. Учащимся были предложены конкурсы: 1) на самого внимательного читателя рассказов книги, в ходе которого каждая команда должна была отгадать рассказ по эпизоду и записать его верное название; 2) «Угадай рассказ по иллюстрации»; 3) «Перескажи понравившийся эпизод».
Взаимосвязь разных методов (игры, беседы по рассказам книги, работа с презентацией к уроку, видеоколлажем по мотивам песни «Куда уходит детство») способствовала активизации восприятия детьми нового материала, стимулированию эмоционального отклика на прочитанное.
В ходе урока учащиеся осваивали отдельные виды деятельности, связанные с чтением: узнавание текста по отрывку, иллюстрации; нахождение в тексте предложений, фрагментов, позволяющих ответить на конкурсные вопросы; выборочный пересказ понравившегося эпизода.
Важным этапом урока стала беседа, в ходе которой младшие подростки получили рекомендации по чтению книг для детей и подростков: Б. Алмазо-ва «Посмотрите - я расту» (о жизни пионерского лагеря под Ленинградом в первое лето после войны); В. Драгунского «Он упал на траву» (автобиографическая повесть о Великой Отечественной войне); М. Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках» (о жизни подростков); С. Георгиева «Собаки не ошибаются» (сборник юмористических рассказов).
По итогам урока было предложено написать отзыв о книге Д. Вильке «Грибной дождь для героя».
Рефлексия урока показала, что шестиклассникам понравилось как само произведение автора, так и форма проведения урока. В ходе беседы учащиеся приходили к выводу, что воспитание сердца происходит в пору детства, когда усваиваются те ценности человеческой жизни, которые будут сопровождать человека всю его жизнь: уважение к другим людям, чувство долга, ответственность за свои поступки, честность и др. По словам учащихся, урок пробудил интерес к чтению внепрограммных произведений о детстве и отрочестве.
Трудности вызвала работа с электронным вариантом книги (сложно было найти необходимые фрагменты). Вместе с тем у школьников появилось понимание различий в работе с печатным и электронным текстом. Ребята отдали предпочтение печатному варианту.
Заключение. Итак, в круг чтения младших подростков входят произведения, как включённые в школьную программу, так и прочитанные «для себя». При выборе книг школьники чаще всего ориентируются на свой вкус, а также прислушиваются к мнению родителей. Учащиеся 5-6 классов считают, что чтение позволяет им познавать новое и помогает в учёбе. Их читательские интересы распространяются на книги и отечественных, и зарубежных писателей. Однако, согласно полученным данным, 11-13-летние школьники мало знакомы с произведениями современных авторов. Проведённая опытно-экспериментальная работа свидетельствует о широких возможностях уроков внеклассного чтения для обогащения читательских интересов младших подростков и приобщения их к чтению современной литературы.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Галактионова Т. Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования : науч.-метод. мат-лы для студентов вузов. СПб. : Книжный Дом, 2008. 200 с.
2. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р. URL. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71591850/ (дата обращения: 17.12.2018).
3. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова [2-е изд., перераб.]. М. : Просвещение, 2015. 160 с.
4. Пранцова Г. Н. Что и как читают пятиклассники: к проблеме формирования читательской компетентности школьников-подростков // Русская словесность. 1998. № 3. С. 81-83.
5. Романичева Е. С. Не потерять школьника как читателя. К вопросу о создании пространства профессионального сопровождения детского и юношеского чтения // Литература в школе. 2012. № 4. С. 28-30.
6. Романичева Е. С. Уроки внеклассного чтения: что мешает им стать пространством совместного чтения детей и взрослых? // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 9-10 / под общ. ред. В. А. Лекторского. М., 2014. С. 74-84.
7. Чтение школьников и культурные ресурсы семьи [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2007/03/13/chtenie-shkolnikov-i-kultumye-resursy-semi/ (дата обращения: 17.12.2018).
8. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Мат-лы социолог. исслед. / сост. В. П. Чудинова. М. : МЦБС, 2012. 144 с.
9. Чудинова В. П. Детское чтение в процессе перемен [Электронный ресурс] // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М. : Школьная библиотека, 2004. 236 с. URL: http://rusla.ru/rsba/reading/chapter1.pdf (дата обращения: 23.12.2018).
10. Чудинова В. П., Голубева Е. И., Сметанникова Н. Н. Поддержка детского чтения -наша общая задача [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения : Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии». М., 2004. URL: http://kniga.seluk.ru/k-kul-turologiya/596130-1-nedetskie-problemi-detskogo-chteniya-detskoe-chtenie-zerkale-bibliotech-noy-sociologii-moskva-2004-soderzhanie-chu.php (дата обращения: 15.11.2018).
The Young Teenagers' Reading Preferences Experience of Research and Formation
Elvira S. Kalinina
Moscow State Pedagogical University, Moscow
Abstract. The paper deals with the problem of reading which the specialists in different spheres study. The author gives the results of the Reading interest's survey, which was conducted in Moscow schools (5-6 grade students). While the conducted research the author reveals the young teenagers' reading preferences, and the influence of the school society on their choice. The results of the experiment on forming the reading preferences (the case of modern literature children).
Keywords: reading, reading interests, reading preferences, younger teenagers.
Калинина Эльвира Сергеевна
аспирант
Институт филологии, Московский педагогический государственный университет
119435, г. Москва,
ул. Малая Пироговская, 1/1
тел.: +7(499)2465712 e-mail: [email protected]
Kalinina Elvira Sergeevna
Post-graduate Student
Institute of Philology, Moscow State Pedagogical University
1/1 Malaya Pirogovskaya St, Moscow, 119435
tel.: +7(499)2465712 e-mail: [email protected]