Научная статья на тему 'Предтекстовая деятельность как способ пробуждения у школьников интереса к чтению'

Предтекстовая деятельность как способ пробуждения у школьников интереса к чтению Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
23
4
Поделиться
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ / ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДЧТЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мировская Наталья Аркадьевна

В статье рассматривается проблема падения интереса к чтению, раскрывается роль предтекстовой деятельности в повышении у школьников мотивации к чтению художественной литературы, представлен опыт организации этапа предчтения на уроках литературы в разных классах.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мировская Наталья Аркадьевна,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Предтекстовая деятельность как способ пробуждения у школьников интереса к чтению»

ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРОБУЖДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ Мировская Н.А.

Мировская Наталья Аркадьевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 56, г. Киров

Аннотация: в статье рассматривается проблема падения интереса к чтению, раскрывается роль предтекстовой деятельности в повышении у школьников мотивации к чтению художественной литературы, представлен опыт организации этапа предчтения на уроках литературы в разных классах.

Ключевые слова: стратегии чтения, предтекстовая деятельность, предчтение, школьники.

Одной из актуальных проблем современного российского общества является утрата значительной частью населения интереса к чтению. В Национальной программе поддержки и развития чтения эта ситуация определена как системный кризис читательской культуры.

Пренебрежение чтением негативным образом отражается на процессе становления духовно-нравственных ценностей и ориентаций человека, на его интеллектуальном развитии. Снижение уровня читательской культуры населения представляет угрозу и социальной безопасности страны, ведь чтение является важнейшим способом передачи культурных ценностей и общественных норм. В этих условиях возрастает роль школы как общественного института, призванного пробудить у подрастающего поколения интерес к чтению и обеспечить необходимый уровень читательской компетентности. Деятельность школы, и прежде всего учителя-филолога, по приобщению школьников к чтению важна ещё и потому, что именно в подростковом возрасте формируется читательская активность человека. Известно, если к 12 годам ребёнок не становится активным читателем, то этот пробел в полной мере он не восполнит никогда [1, с. 7].

Среди разных стратегий чтения предтекстовая деятельность не только представляет собой новой явление в работе учителя, но и является одной из тех стратегий, которая направлена на пробуждение у школьников интереса к чтению, вовлечение их в процесс чтения, содействует осмысленному восприятию ими читаемого текста [1, с. 41]. Если соотносить стратегии работы с текстом с фазами читательской деятельности, то этапу предтекстовой работы будет соответствовать предкоммуникативная фаза процесса художественного восприятия текста. Её функция - формирование художественно-психологической установки: ожидание радости общения с книгой, подготовка к встрече с конкретным произведением [2, с. 62]. Очевиден тот факт, что чем лучше будет организован этап предчтения, тем более заинтересованным и эффективным будет само чтение.

Приёмы и стратегии предтекстовой деятельности описаны во многих зарубежных и отечественных пособиях. В данной статье мы остановимся на конкретных примерах использования описанных в научно -популярной, учебно -методической литературе приемов и стратегий предчтения, обеспечивающих развитие у школьников мотивации к чтению.

В 8 классе на уроке литературного краеведения при изучении рассказа А.Грина «Четырнадцать футов» учащимся предлагается сопоставить этот заголовок с названиями произведений других авторов («Последний дюйм» Джеймса Олдриджа, «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна) и определить сходство. После предположений учеников о содержании рассказа А. Грина им предлагается прочитать

фрагмент текста, повествующий о том, что четырнадцать футов - это расстояние между краями пропасти. Ученикам предлагается подумать над вопросом, что же ещё может символизировать этот заголовок, помимо расстояния. При организации этапа предчтения используются приемы «Мозговой штурм», «Прогнозирование».

Изучению в 9 классе пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» предшествует проблемная беседа по вопросам: что такое ум и в чём он проявляется? Чем умный человек отличается от знающего? Может ли ум быть для человека источником несчастий и когда? Какие проблемы могут подниматься в произведении с таким названием? Организация проблемной беседы позволяет актуализировать личный опыт школьников, включить их в обсуждение непростых, но важных для них вопросов, побудить к осмысленному прочтению произведения русской классики.

Знакомство учащихся старшей школы с романом Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» начинается с этапа предчтения, основу которого составляет стратегия «Поставь проблему - предложи решение». Ученикам предлагается сформулировать вопросы, которые может поднимать автор книги, повествующей о сложности человеческой жизни. Следующий этап использованной стратегии состоит в выдвижении и защите учениками своего варианта решения основной проблемы романа: как суметь увидеть в жизни свет, когда кругом тьма? Предтекстовая деятельность завершается мыслью учителя о том, что жизненная ситуация, в которой оказался автор романа, дала ему огромный опыт, позволивший помочь немалому числу читателей, оказавшихся в безысходном положении.

Применение при изучении литературных произведений стратегий предтекстовой деятельности способствует повышению интереса школьников к чтению, более осмысленному восприятию ими читаемого текста, позволяет актуализировать их знания и жизненный опыт, развивать речь, мышление, воображение.

Список литературы

1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М., 2012. 128 с.

2. Пранцова Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. М., 2016. 368 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЕТОДОМ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Сысолятина Т.В.

Сысолятина Татьяна Владимировна - учитель начальных классов; Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа, п. Орлецы

Аннотация: приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В статье представлен метод «моделирование», как системно-деятельностный, практический метод обучения, отвечающий требованиям ФГОС. Приёмы работы во 2 - 3 классах на уроках окружающего мира. УМК «Школа России».

Ключевые слова: модель, моделирование, окружающий мир, универсальные учебные действия.