УДК 372.882 Н. И. Никонова, С. Ю. Залуцкая
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: МИРА ЯКОВЛЕВНА МИШЛИМОВИЧ
В статье раскрывается методика преподавания литературы как «истории» методических идей в хронологической последовательности. Определены приоритетные направления развития научной методической школы Якутии. Приводится описание научных трудов якутских методистов, таких как Т. И. Орлова, Т. А. Кугаевская, С. М. Петрова и др. В статье нашли отражение отдельные аспекты исследований, проводимых в рамках научной школы М. Я. Мишлимович: ориентированность на традиционные методы и инновационные технологии обучения, направленность на индивидуализацию учебного процесса, технологии формирования квалифицированного читателя, спектры читательских умений школьников на профильном уровне, различные подходы к школьному литературному анализу, обучение сочинению-рассуждению. Предпринята попытка анализа истории становления научной школы М. Я. Мишлимович как педагогического феномена. Методические идеи, сформулированные её научной школой, проверенные преподавательской практикой, во многом определили вектор развития методики преподавания литературы в Якутии. Рассмотрена системная работа автора по обучению сочинениям на литературную тему. Проанализированы многообразные методы и приемы, используемые на уроках литературы, заключающие в себе не только ценные идеи, имеющие принципиальное значение для методической науки, но и комплекс частных, индивидуальных советов, которые могут быть применены в практике современной школы. Выделены соответствующие проблемы формирования школьника как квалифицированного читателя. Концепция развития чтения в Якутии, разработанная и апробированная в регионе, явилась аккумулятором идей ученого-методиста М. Я. Мишлимович и её последователей. Определены актуальные проблемы литературного образования на современном этапе в аспекте разработок М. Я. Мишлимович. Сделаны выводы о перспективах развития научной методической школы в республике.
Ключевые слова: методика преподавания, литература, история, Якутия, университет, подготовка учителя, обучающиеся, региональный аспект, формирование читателя, воспитание.
N. I. Nikonova, S. Y. Zalutskaya
Essays on the History of the Methods of Teaching Literature: Mira Yakovlevna Mishlimovich
The article reveals the methodology of teaching literature as a «history» of methodological ideas in chronological order. Priority directions of development of the scientific methodical school of Yakutia are determined. The article describes the academic works of Yakut methodologists, such as T. I. Orlova, T. A. Kugaevskaia, S. M. Petrova, and others. The article reflects certain aspects of research conducted within the framework of the academic school of M. Y. Mishlimovich: focus on traditional methods and innovative teaching technologies, on individualization of the educational process, technology of forming a qualified
НИКОНОВА Надежда Ильинична - к. п. н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
NIKONOVA Nadezhda Ilinichna - Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of methodology of teaching Russian language and literature North-Eastern federal university by the name of M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
ЗАЛУЦКАЯ Светлана Юрьевна - к. п. н., профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected],
ZALUTSKAYA Svetlana Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, professor of methodology of teaching Russian language and literature North-Eastern federal university by the name of M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
reader, spectra of reading skills of schoolchildren at the profile level, various approaches to school literary analysis, and training composition-reasoning. An attempt is made to analyze the history of the formation of M. Y. Mishlimovich's academic school as a pedagogical phenomenon. Methodical ideas formulated by her academic school, tested by teaching practice, largely determined the development of the methodology of literature teaching in Yakutia. The system work of the author on teaching essays on a literary theme is considered. A variety of methods and techniques used in literature lessons are analyzed. They include not only valuable ideas that are of fundamental importance for methodological science, but also a set of private, individual advice that can be applied in the practice of a modern school. The corresponding problems of the formation of a pupil as a qualified reader are singled out. The concept of reading development in Yakutia, developed and tested in the region, was the accumulator of ideas of the scientist-methodologist M. Y. Mishlimovich and her followers. M. Y. Mishlimovich determined the important aspects in literary education at the present stage in the aspect of development. Conclusions are made about the prospects for the development of the academic methodological school in the republic.
Keywords: methodology of teaching, literature, history, Yakutia, university, teacher training, students, regional aspect, reader formation, upbringing.
Введение
В 1941 г. состоялась публикация фундаментального труда по актуальным проблемам методики преподавания литературы М. А. Рыбниковой (1885-1942 гг.) - одного из основоположников отечественной методической науки - «Очерки по истории литературного чтения» [1]. В нём представлена авторская система изучения художественных произведений в школе, основанная на личном практическом опыте и результатах подробного анализа истории русской методической мысли XIX - XX столетий. В своих «Очерках» М. А. Рыбникова выступила не только как исследователь научно-практического опыта своих предшественников, но и как продолжатель лучших традиций российской школы, новатор в преподавании литературы, ключевое звено в непрерывной истории методической науки. Её научные труды много раз переиздавались, рыбниковская система работы внедрена в практику отечественной школы, автора стали называть классиком российской педагогики. Благодаря М. А. Рыбниковой, её научным трудам, выросло не одно поколение талантливых профессионалов - учителей русской литературы, известных методистов-исследователей, учёных мирового уровня. Одна из них - кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, член-корреспондент МАНПО, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), Учитель учителей, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Мира Яковлевна Мишлимович. В основе её авторской методики подготовки учителей русской литературы лежат фундаментальные исследования не только М. Я. Рыбниковой, но и В. В. Голубкова, Т. Г. Браже, Н. И. Кудряшева, О. Ю. Богдановой, Н. В. Колокольцева, М. Г. Маранцмана и других. Сохраняя и приумножая традиции российской научной методической школы, якутский учёный М. Я. Мишлимович верно следует заветам великих отечественных учителей: «Искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знакомом, а в старом узнается нечто новое» [1, с. 23].
Из истории развития методики преподавания литературы в Якутии
Научная школа якутских методистов формировалась в русле истории высшего филологического образования, отсчёт которой начался формально с 1935 г., когда в составе Якутского педагогического института было открыто отделение русского языка и литературы. «Успешное развитие филологического образования и науки в Якутии стало возможным благодаря усилиям нескольких поколений энтузиастов, просветителей и ученых, которые создали прочный фундамент гуманитарной культуры» [2, с. 5].
К открытию в 1956 г. Якутского государственного университета (далее - ЯГУ) в составе гуманитарного факультета функционировали три филологические кафедры: русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы, якутского языка и литературы. Первый набор студентов университета был осуществлен на отделения русского языка и литера-
туры (РО) и русского языка и литературы для якутских школ (РОЯШ). В фундаментальной и практической подготовке будущих специалистов - учителей русского языка и литературы активно участвовали представители разных областей знаний и научных школ: литературоведы К. Ф. Пасютин, Е. Я. Кириллина, В. А. Семенов, В. А. Лебедев, А. А. Щетская; лингвисты Н. Г. Самсонов, М. Ф. Дружинина, В. П. Татаринова, К. С. Евсеева, А. К. Лебедева, П. П. Курчатова, А. М. Пакина, У М. Протопопова, Н. А. Трифонова, методисты Т. П. Самсонова, Т. И. Орлова и другие. Так, с середины XX столетия на базе головного вуза Якутии стала создаваться система воспитания кадров гуманитарного профиля, которым предстояло реализовы-вать профессиональные компетенции и развивать их в условиях региона, отличавшегося своей географической протяжённостью, удалённостью от научных и образовательных центров, информационной отдалённостью, сложной транспортной логистикой.
Региональные особенности обусловили необходимость организации с участием профессорско-преподавательского состава Якутского государственного университета собственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также активизировали научные исследования практических аспектов методики преподавания дисциплин в вузе и школе. В частности, объектом изысканий учёных-методистов гуманитарного факультета ЯГУ стали актуальные проблемы преподавания русской и зарубежной литературы в условиях полилингвальной образовательной среды Якутии: например, воспитательные аспекты формирования школьника-читателя, эффективные приёмы анализа художественного произведения в школе, обучение сочинению-рассуждению на уроках литературы, вопросы организации педагогической практики будущих учителей русского языка и литературы и другие (Т. И. Орлова).
Одним из значимых для Якутии направлений подготовки педагогических кадров гуманитарного профиля в ЯГУ явилось воспитание учителей русского языка и литературы для работы в школе с якутским языком обучения, перед которыми стояли те же важнейшие практические задачи, что и перед учителями школ с русским языком обучения: научить школьников грамотно читать и писать по-русски, в полной мере овладеть русским словом. Сначала в Якутском педагогическом училище, потом и в вузе на базе кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе шёл научный поиск плодотворных методов и приёмов изучения гуманитарных дисциплин учащимися-билингвами, технологий обучения студентов-билингвов основам методики преподавания русского языка и литературы. Отдельные результаты исследований были представлены якутскими учёными ещё в 1948 г. на Первой научно-практической конференции по проблемам преподавания русского языка и литературы в якутских школах. В последующие десятилетия научная работа в области методики преподавания в национальной школе продолжалась под руководством научно-педагогических кадров, получивших высшее филологическое образование как в якутских, так и в центральных вузах.
Так, например, весомый вклад в становление кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе внесла инициатор открытия актуального для республики образовательного подразделения кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Ку-гаевская, выпускница филологического факультета Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. В 1975 г. под научным руководством известного ученого-методиста, профессора А. А. Липаева она окончила очную аспирантуру при НИИ национальных школ МП РСФСР, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме: «Методика использования литературных связей и краеведения в курсе русской литературы в старших классах якутской школы». Позднее результаты научной деятельности Т. А. Кугаевской были отражены в монографии «Материалы литературных связей и краеведения в курсе русской литературы в 8-10 классах якутской школы», а также пособии для учителя «Особенности изучения русской литературы в 4-7 классах якутской школы». Благодаря её научным разработкам в головном вузе республики национально-региональному компоненту обучения студентов и школьников был придан статус обязательного сегмента литературного образования в условиях полилингвальной среды.
Открывателем другого научного направления в области методики преподавания литературы стала С. М. Петрова, посвятившая свою диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук разработке методических аспектов изучения зарубежной литературы в 8-10 классах якутской школы (научный руководитель — профессор Л. В. Тодоров). Актуальная для региона научная тема получила развитие в формате докторской диссертации, презентовавшей результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы взаимосвязанного изучения русской, родной, зарубежной литератур в старших классах национальной (якутской) школы. Её автор явилась основоположником научной методической школы, в русле которой изучаются современные подходы к литературному образованию школьников-билингвов, рассматриваются вопросы изучения произведений разных литературных родов во взаимосвязи с родной литературой в национальной школе, формирования читательских интересов учащихся-якутов, активизации исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения литературы, системного изучения произведений русской классики.
Также С. М. Петрова стала автором методики графико-символического анализа художественного произведения [3]. Инновационная методика знаково-символического моделирования в процессе анализа художественного текста как специальное учебное средство обеспечивает логическое упорядочивание учебного материала, его восприятие, запоминание и воспроизведение. Автором экспериментально доказана эффективность данного метода в процессе литературного образования обучающихся-билингвов, в том числе иностранных студентов, изучающих русский язык и литературу на базе кафедры «Русский язык как иностранный» Северо-Восточного федерального университета (далее - СВФУ), созданной по инициативе и возглавляемой профессором С. М. Петровой с 2012 г. Новое для СВФУ учебное подразделение является экспериментальной площадкой для проверки научных гипотез и апробации инновационных методик, позволяющих плодотворно решать проблемы практики подготовки кадров гуманитарного профиля: «синергетический подход к учебному процессу, использование междисциплинарных связей, обращение к текстам художественной литературы и графи-ко-символический анализ художественного произведения на основе семиотики, мнемотехники, эргономики и другое» [4, с. 16].
Несомненной заслугой основоположников методической школы Якутии следует считать практикоориентированность всей работы по подготовке будущих учителей-словесников и воспитание новых кадров педагогов в контексте традиций отечественной методической науки. Для этого осуществлялся сбор и анализ лучших практик учителей русского языка и литературы республики, был организован обмен передовым педагогическим опытом в области преподавания литературы в школе, развивались научно-методические связи с учёными ведущих вузов страны, формировалась система подготовки научных кадров под руководством представителей ведущих научных методических школ.
В 1988 г. в Якутском государственном университете обрёл полную самостоятельность филологический факультет (далее - ФЛФ), на базе которого в 2000 г. была создана кафедра методики преподавания русского языка и литературы. Главной задачей данного учебного подразделения вуза и по сей день является воспитание с учётом региональной специфики кадров нового поколения для работы в образовательных организациях Республики Саха (Якутия). В значительной степени был расширен спектр разрабатываемых научных проблем, форм и технологий литературного образования в вузе и школе, создана адекватная современным требованиям образовательная среда, воспитавшая не одно поколение учителей русского языка и литературы, организаторов и руководителей учебно-воспитательного процесса, учёных-методистов.
Научная школа учёного-методиста М. Я. Мишлимович
Новая страница истории методики преподавания литературы в вузах и школах Якутии открывается защитой в 1975 г. в МГПУ им. В. И. Ленина кандидатской диссертации по теме: «Творческие сочинения на литературные темы при изучении эпических произведений в 8-9 классах». В контексте современных разработок в данной научной сфере становится ясно, насколько значимыми были и остаются результаты исследований автора данной диссертации
М. Я. Мишлимович, определившей роль творческих письменных работ по литературе в развитии навыков грамотной письменной речи, самостоятельного логического мышления, познавательной активности учащихся; исследовавшей значимость сочинения в формировании у школьников устойчивых навыков самостоятельного анализа художественного текста, в развитии их воображения, в повышении культуры эстетических переживаний обучающихся; доказавшая плодотворность применения в обучении сочинению технологий проблемного обучения и исследовательского метода. Автором была обоснована необходимость подготовки школьников к сочинению по литературе с применением междисциплинарных подходов.
В начале XXI века актуальность исследованию вопросов методической регуляции процесса подготовки к сочинению обучающихся, проводимого М. Я. Мишлимович [5], придана введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе, свидетельствующего об уровне готовности выпускников школ к продолжению своего гуманитарного образования в вузе и предполагающего самостоятельное создание экзаменуемым нескольких различных по формату письменных высказываний, в том числе и развёрнутого высказывания проблемно-аналитического характера. При выполнении заданий ЕГЭ экзаменуемому следует продемонстрировать навыки аналитического усвоения художественного произведения, его самостоятельного толкования, обоснованного сравнения литературных явлений и фактов, создания аргументированного высказывания по поводу проблемной ситуации и т.п.
Требования ЕГЭ обусловили необходимость подготовки в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова учителя литературы к руководству развитием устной и письменной речи обучающихся на качественно новом методическом уровне. Так, современная методическая наука в связи с возвращением в российские школы формата сочинения как средства контроля качества гуманитарной подготовки выпускников общеобразовательных организаций актуализировала разработку проблем обучения школьников разножанровым письменным высказываниям в аспекте принципов, научно обоснованных М. Я. Мишлимович в её последних трудах, анализирующих современное состояние региональной системы литературного образования: принципов научности, системности, целесообразности, вариативности, дозированности, проблемности, интегративности, диалогичности, реализуемых в процессе литературного образования [6]. Учёным-методистом также определены и апробированы на литературном материале, включающем национально-региональный компонент, адекватные поставленным задачам формирования языковой личности образовательные технологии, эффективные в условиях полилингвальной школы Якутии: технологии развития критического мышления и творческого потенциала обучающихся, диалоговые, информационно-коммуникационные и игровые технологии, интеграция, театрализация, проблемное обучение [7].
В первом крупном научном труде - монографии «Обучение сочинениям на литературную тему в старших классах» (1978 г.) - М. Я. Мишлимович задекларировала основной постулат своей исследовательской деятельности: в методике преподавания литературы как науке обязательно разумное, целенаправленное, обоснованное сочетание лучших традиций русской методической школы и инновационных технологий, обусловленных требованиями современных реалий [8]. Только при этом условии, считает автор, возможно воспитание грамотного, свободно мыслящего, образованного человека с богатым духовным и нравственным миром, способного творчески преобразовывать окружающую его действительность, готового к социальной и профессиональной самореализации. Такая готовность к реализации профессиональных компетенций предполагает формирование у будущих учителей-словесников навыков применения современных образовательных технологий с учётом специфики контингента обучающихся, разнообразие которого обусловлено модернизацией российской образовательной системы.
В 90-е годы прошлого столетия-начале нового тысячелетия в школах Якутии появились классы с различным уровнем обучаемости учеников, классы с углублённым изучением тех или иных учебных дисциплин, специализированные, профильные классы. Были созданы и образовательные организации нового типа: лицеи, гимназии, центры. М. Я. Мишлимович отозвалась на вызовы образования разработкой системы углублённого изучения литературы
в профильных гуманитарных классах [9], включающей цели, принципы, подходы, контент, технологии и методы литературного образования старшеклассников, профессионально ориентированных на освоение гуманитарных знаний. Данная методическая система основана на лучших практиках ведущих учителей литературы Якутии, в первую очередь слушателей авторского научно-методического семинара «Интерпретация художественного текста на уроках литературы».
В процессе поиска плодотворных решений вопросов качественного гуманитарного образования в условиях региона М. Я. Мишлимович на основе систематического мониторинга обучающихся была выявлена одна из наиболее насущных, трудно преодолимых и сегодня проблем - проблема формирования школьника как читателя. К её разработке Мира Яковлевна приступила ещё в 70-80-е годы XX века, обобщив материал в научной монографии «Система педагогического руководства внеклассным чтением школьников» (1991 г.), учебном пособии «Пробуждая чувства добрые...» (1994 г.) и монографии «Формирование читательской компетенции в контексте литературного образования учащихся старших классов» (2010 г.). В своих публикациях автор утверждает, что главной в решении проблемы чтения школьников является мотивация, в стимулировании которой значительную роль играют читательские интересы учителя литературы и родителей учеников, просветительская деятельность школьной библиотеки, пропаганда книги в средствах массовой информации, в том числе телевидении, масс-медиа, различных площадках Интернета, а также организация интересных, нестандартных уроков внеклассного чтения, элективных курсов и внеурочной деятельности по литературе с интегративным подходом. Влияет на данный процесс и олимпиадное движение, развернувшееся по всей стране и охватывающее не только профессионально-ориентированных старшеклассников, но и одарённых учеников основной школы - самый значимый контингент читателей, как считает М. Я. Мишлимович, на протяжении 25 лет занимающаяся разработкой материалов для проведения региональных туров всероссийских олимпиад по литературе.
В 2012 г. регулярные исследования читательских интересов учащейся молодежи Республики Саха (Якутия), проводимые более четверти века студентами-филологами ЯГУ - СВФУ под руководством Миры Яковлевны, подтвердили устойчивую тенденцию снижения интереса к книге вообще, в частности - к классическим произведениям. Мониторинг продемонстрировал, что в списке чтения якутской молодёжи «преобладает массовая литература (триллеры, фэнтези, детективы, любовные повести и романы), практически отсутствуют поэзия; свободное досуговое чтение заметно вытесняется чтением деловым («для получения оценки», «для получения информации»); как следствие, заметно снизился уровень владения языком» [10, с. 429]. Для адекватного ответа на обозначенные вызовы современного образования М. Я. Мишлимович была разработана «Концепция поддержки и развития чтения в образовательных организациях Республики Саха (Якутия)», где отражены результаты анализа современного состояния проблемы чтения в Якутии, определены цель и задачи развития чтения с учётом специфики образовательной среды региона, принципы и план реализации Концепции, а также указаны конкретные направления и виды деятельности, технологии, методы активизации и повышения читательской культуры обучающихся, представлен для ознакомления и расширения читательского кругозора список «ста золотых произведений». Результатом работы, системно проводимой М. Я. Мишлимович при поддержке руководства СВФУ, Министерства образования и науки РС (Я), ссузов, школ, библиотек, студентов и школьников республики, «должно стать создание единого читательского пространства для всех обучающихся в Республике Саха (Якутия), повышение общественного статуса чтения и читателей, культурного уровня населения, нравственное совершенствование и духовный рост молодого поколения...» [10, с. 430].
Урок литературы - это урок человековедения, на котором самым естественным образом образование соединяется с воспитанием и развитием учеников. Воспитательный аспект урока обусловлен спецификой литературного материала, обладающего богатым потенциалом для обращения к вопросам нравственности, морали, духовности. Русская и зарубежная классическая литература, современные художественные произведения формирует нравственные ориентиры
обучающихся, оказывает влияние на их характеры, мировоззрение, учит сопереживанию, милосердию, доброте. Методист М. Я. Мишлимович на протяжении всей научно-педагогической деятельности утверждает высокое предназначение художественного текста для воспитания личности.
В своих многочисленных трудах («Часы нравственного прозрения», «Человеком быть», «Постижение нравственных глубин художественного мира писателя», «Что нужно человеку для счастья? - крепкая семья и возможность делать людям добро...» и других) она говорит о необходимости «наступательных» действий со стороны учителя-словесника, усиления нравственного воздействия художественных произведений на души учащихся средствами современных педагогических технологий. Существующие учебные программы литературного образования представляют для этого широкие возможности, в частности, позволяют формировать глубинные представления о Доме, Семье, Мире, Человеке как величайших общечеловеческих ценностях. Реализация нравственного потенциала на уроках литературы возможна с использованием элементов мастерских по созданию, домысливанию и реконструкции текста, ролевой игры, элементов диспута, медленного чтения с комментариями, рассмотрения смысла заглавия художественного произведения, выявления портретных, интерьерных, пейзажных деталей, анализа наиболее важных эпизодов текста [11].
Исследование темы нравственного воспитания на уроках литературы в рамках научной школы М. Я. Мишлимович коррелирует с разработкой проблем творческого развития личности в процессе литературного образования; изучения различных аспектов освоения обучающимися теоретико-литературных понятий; анализа и интерпретации художественных произведений с применением личностно-ориентированного подхода, интеграции, театрализации. Под руководством Миры Яковлевны эти актуальные для современной методики преподавания литературы вопросы изучаются её последователями и единомышленниками, чьё становление в науке проходило в контексте традиций и инноваций российской педагогики. Ученый-методист взрастил сообщество исследователей, разделяющих его научные идеи, общие теоретические принципы, методологию. Творческая атмосфера, эмоционально-ценностные отношения, единый учебно-воспитательный процесс, наличие талантливых студентов, магистрантов, аспирантов, помогают ведущему ученому Якутии добиваться существенных результатов в методической науке и по сей день.
Заключение
В далёком 1963 г. М. Я. Мишлимович была приглашена на Всесоюзное совещание-семинар творчески работающих учителей, которое проводили Министерство просвещения РСФСР и ведущий специализированный журнал «Литература в школе». Вот тогда ожили для неё имена-легенды, ученые-методисты, знакомые прежде только по публикациям: Г. И. Беленький, И. А. Кленицкая, Н. И. Кудряшев, Н. Д. Молдавская, редакторы журнала - Д. Л. Устюжанин, С. Н. Громцева, научные сотрудники Пушкинского музея. С тех пор прошло полвека. Сейчас имя Миры Яковлевны Мишлимович по праву вписано в списки метров методики преподавания литературы. Её высоко ценят и современная плеяда российских учёных: Т. Ф. Курдюмова, И. В. Сосновская, Е. Р. Ядровская, Е. К. Маранцман и другие: «Те, кто знает и читает её статьи и книги, её ученики и коллеги не перестают удивляться живости её ума, гибкости мышления, разнообразию научных интересов» [12, с. 36].
Новое поколение представителей научной школы М. Я. Мишлимович продолжает лучшие традиции, заложенные учёным-методистом. В перспективе исследований обозначено изучение совершенствования читательской компетенции на элективных занятиях в гуманитарных классах, ценностное самоопределение личности на материале рассказов А. П. Чехова, анализ классических, современных произведений с установлением внутритекстовых, интертекстуальных связей. Молодые исследователи разрабатывают научно-методические основы формирования, совершенствовании, коррекции индивидуальных читательских траекторий, составляют и ведут апробацию в школах Якутии элективные программы по литературе для обучающихся с учетом их реальных читательских предпочтений, анализируют художественные произведения в контексте синергетического подхода.
Таким образом, история и современность, накопленный за десятилетия уникальный опыт по разработке традиционных методов и инновационных технологий преподавания литературы в образовательных организациях, по подготовке учителей-словесников как педагогов-исследователей, определенный массив «открытий» дают возможность говорить об исключительности научной школы М. Я. Мишлимович.
Литература
1. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - 3-е изд. - М.: Учпедгиз, 1963. -313 с.
2. Бурцев А. А. Филологический факультет: вчера, сегодня, завтра // Филологический - судьба моя: Юбилейное издание. - Якутск: Издательство Якутского университета, 2006. - 209 с.
3. Петрова С. М. Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника [электронное издание]. - Якутск: ЯГУ Центр информационных технологий, 2009. - 64 МЬ.
4. Петрова С. М. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранцев СВФУ // Вестник СВФУ - 2016. - №1 (01). - С. 16-25.
5. Мишлимович М. Я. Возвращение на круги своя, или Новый виток спирали? Снова о сочинении // Литература в школе. - 2015. - №2. - С. 26-27.
6. Никонова Н. И., Залуцкая С. Ю., Мишлимович М. Я. Постановка проблемы диалогического мышления в гуманитарном пространстве // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова - Якутск: Изд-во СВФУ - 2015. - № 5 (49). - С. 108-115.
7. Современные педагогические технологии в литературном образовании: учебное пособие / Мишлимович М. Я., Залуцкая С. Ю. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 162 с.
8. Борисова В. А., Мишлимович М. Я. Обучение сочинениям на литературную тему в старших классах. - М.: Просвещение, 1978 - 144 с.
9. Мишлимович М. Я. Углублённое изучение литературы в профильных гуманитарных классах. - М.: Academia, 2007. - 152 с.
10. Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве : сборник материалов Всероссийской науч.-практич. оч.-заоч. конф. с межд. участием. 2-3 октября 2012 г. / под ред. М. Я. Мишлимович, С. Ю. Залуцкой, Н. И. Никоновой. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 438 с.
11. Мишлимович М. Я., Жирков Д. Д. Актуальные проблемы читательского восприятия и пути их преодоления (на материале рассказов А. П. Чехова) // V Международная научно-практическая междисциплинарная интернет-конференция «Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации», 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philology.s-vfu.ru/?page_id=1832.
12. Сосновская И. В. Учитель и ученый по милости судьбы // Литература в школе. - 2012. - № 7. -С. 35-36.
References
1. Rybnikova M. A. Ocherki po metodike literaturnogo chtenija. - 3-e izd. - M.: Uchpedgiz, 1963. - 313 s.
2. Burcev A. A. Filologicheskij fakul'tet: vchera, segodnja, zavtra // Filologicheskij - sud'ba moja: Jubilejnoe izdanie. - Jakutsk: Izdatel'stvo Jakutskogo universiteta, 2006. - 209 s.
3. Petrova S. M. Grafiko-simvolicheskij analiz hudozhestvennogo proizvedenija v sisteme professional'noj podgotovki budushhego uchitelja-slovesnika [jelektronnoe izdanie]. - Jakutsk: JaGU. Centr informacionnyh tehnologij, 2009. - 64 Mb.
4. Petrova S. M. Aktual'nye problemy metodiki obuchenija russkomu jazyku inostrancev SVFU // Vestnik SVFU. - 2016. - №1 (01). - S. 16-25.
5. Mishlimovich M. Ja. Vozvrashhenie na krugi svoja, ili Novyj vitok spirali? Snova o sochinenii // Literatura v shkole. - 2015. - №2. - S. 26-27.
6. Nikonova N. I., Zaluckaja S. Ju., Mishlimovich M. Ja. Postanovka problemy dialogicheskogo myshlenija v gumanitarnom prostranstve // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M. K. Ammosova - Jakutsk: Izd-vo SVFU. - 2015. - № 5 (49). - S. 108-115.
7. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v literaturnom obrazovanii: uchebnoe posobie / Mishlimovich M. Ja., Zaluckaja S. Ju. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2012. - 162 s.
8. Borisova V. A., Mishlimovich M. Ja. Obuchenie sochinenijam na literaturnuju temu v starshih klassah. -M.: Prosveshhenie, 1978 - 144 s.
9. Mishlimovich M. Ja. Uglubljonnoe izuchenie literatury v profil'nyh gumanitarnyh klassah. - M.: Academia, 2007. - 152 s.
10. Strategii formirovanija chitatel'skoj kul'tury molodezhi v polijetnicheskom obrazovatel'nom prostranstve : sbornik materialov Vserossijskoj nauch.-praktich. och.-zaoch. konf. s mezhd. uchastiem. 2-3 oktjabrja 2012 g. / pod red. M. Ja. Mishlimovich, S. Ju. Zaluckoj, N. I. Nikonovoj. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2012. -438 s.
11. Mishlimovich M. Ja., Zhirkov D. D. Aktual'nye problemy chitatel'skogo vosprijatija i puti ih preodolenija (na materiale rasskazov A. P. Chehova) // V Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja mezhdisciplinarnaja internet-konferencija «Gumanitarnye nauki i problemy sovremennoj kommunikacii», 2016 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://philology.s-vfu.ru/?page_id=1832.
12. Sosnovskaja I. V. Uchitel' i uchenyj po milosti sud'by // Literatura v shkole. - 2012. - № 7. - S. 35-36.
^Vir^r