Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение творческой деятельности студентов как ресурс личностного развития'

Тьюторское сопровождение творческой деятельности студентов как ресурс личностного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CREATIVE COMPETENCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR SUPPORTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуремина Нонна Викторовна

В статье обоснована необходимость развития творческих компетенций студентов современного вуза на основе тьюторского сопровождения. Рассмотрены возможности и пути развития творческих компетенций студентов в открытой образовательной информационной среде, показаны ее составные компоненты и их взаимосвязь. В качестве средства формирования и развития творческих компетенций предложен тьюторский инструментарий с обоснованием этапов тьюторского сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуремина Нонна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORTING OF STUDENTS CREATIVE ACTIVITY AS A RESOURCE OF PERSONAL DEVELOPMENT

The article substantiates the necessity of students creative competences development on the basis of tutor support. Possibilities and ways of students creative competences in the open educational informational environment are considered, the components and interrelation are shown. The tutor's tools are offered as a means of formation and development of creative competences with justification of tutor's maintenance stages.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение творческой деятельности студентов как ресурс личностного развития»

УДК 378.126

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Гуремина Н.В.

В статье обоснована необходимость развития творческих компетенцгш студентов современного вуза на основе тьюторско-го сопровождения. Рассмотрены возможности н пути развития творческих компетенцгш студентов в открытого образовательного гтформагщонной среде, показаны ее составные компоненты и их взаимосвязь. В качестве средства формирования и развития творческих компетенцгш предложен тьюторскгш инструментаргш с обоснованием этапов тьюторского сопровождения.

Ключевые слова: творческие компетенгщи; образовательная среда: тьюторское сопровождение.

TUTOR SUPPORTING OF STUDENTS CREATIVE ACTIVITY AS A RESOURCE OF PERSONAL DEVELOPMENT

Guremina N. V.

The article substantiates the necessity of students creative competences development on the basis of tutor support. Possibilities and ways of students creative competences in the open educational informational environment are considered, the components and interrelation are shown. The tutor 's tools are offered as a means of formation and development of creative competences with justification of tutor 's maintenance stages.

Keywords: creative competences; educational environment; tutor supporting.

<G> Russian Journal of Education and Psychology

2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ra

Одной из приоритетных задач общего и высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами является развитие творческих способностей и творческого потенциала субъектов образовательного процесса - как педагогов, так и учащихся. В связи с этим образование должно быть направлено на формирование человека, не только приспособленного к жизни в культуре, но и подготовленного к мониторингу культурной среды и активному участию в ее преобразовании, поэтому образование формирует творческое культурное начало.

На протяжении многих лет феномены креативности и творчества остается одними из наиболее серьезных и значимых в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Разработка методологической и теоретической базы диагностики и развития творческих способностей затруднена неоднозначностью толкования этих терминов, а также расплывчатостью понимания в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Целью данного исследования является анализ процесса формирования творческих компетенций студентов вуза на основе тьюторского инструментария. Основную базу исследования составил наукометрический анализ статей и трудов российских ученых по исследуемой тематике, на основе которого были определены подходы к определению понятия «тьюторское сопровождение творческой деятельности». Были использованы сравнительный и аналитический методы.

Автором были проанализированы различные источники литературы российских авторов, исследующих данную проблематику: В.Ф. Габдулхакова, М.А. Гердт, А.П. Зайко, Г.М. Клочковой, Т.М. Ковалевой, Н.Е. Ерофеевой, П.С Лернера, Т.Е. Серебровской, А.И. Попова, В.Г. Однолько и др. Большинство из них посвящено роли тьюторского сопровождения в творческом развитии личности и тьюторском сопровождении творческой деятельности студентов как субъектов образовательного процесса.

Необходимость реформирования содержания образования вызвана эволюцией структуры квалификации работника за прошедший век. При этом под работником понимается среднестатистический

дееспособный человек, занятый продуктивной трудовой деятельностью профессионально, который осваивает, в основном, массовые профессии.

Изменение структуры квалификации представлено на рисунке 1. Начало XX века

Навыки Умения Знания

Середина XX века

Навыки Умения Знания Творчество

Конец XX века

Навыки Умения Знания Творчество

Середина XX века

Навыки Умения Знания Творчество

Рис. 1. Структура квалификации работников по П.С. Лернеру [7].

В современном обществе востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения возникающих проблем. Согласно отдельным прогнозам, креативность, являющаяся в настоящее время условием конкурентноспособности конкретного специалиста, в будущем приобретет роль фактора выживаемости человечества.

Ковалева Т.М. [6, с. 88] рассматривает тьюторство как современную антропопрактику, которая реализует принцип индивидуализации образования в контексте категории времени. Такие инструменты и форматы тьюторской деятельности, как образовательные события, образовательные форсайт-события и личностно-ресурсное картирование играют системообразующую роль в антропопрактике индивидуализации и способствуют развитию креативности и творческого потенциала личности.

По мнению Н.Е. Ерофеевой [3, с. 5], тьюторское сопровождение ориентирует студентов на индивидуальный выбор дисциплин и форм

<G> Russian Journal of Education and Psychology

2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ra

проведениия занятий с возможностью выбора сложности индивидуальной образовательной программы. Клочкова Г.М. [5, с. 1352], рассматривая личность преподавателя в условиях креативного вузовского образовательного пространства, отмечает, что большое значение приобретает применение информационно-компьютерных средств, информационных технологий в обучении студентов, так как при эффективном использовании они помогут раскрыть творческий потенциал субъектов образовательного процесса. Попов А.И. с соавторами [8, с. 83-84], в качестве ключевой задачи педагогов высшей школы при использовании данного подхода в обучении обозначает создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное мотивирование студентов к творческому саморазвитию при сохранении профессионального и социального контекстов будущей профессиональной деятельности.

Процесс активизации творческих качеств студентов через формирование профессионально-творческого потенциала А.П. Зайко и М.А. Гердт [4, с. 193] рассматривают как условие, призванное обеспечить эффективность образовательного процесса, направленного на развитие личности его субъектов. Технологиями, позволяющими реализовать цели формирования творческого потенциала студентов и развития их лидерских качеств, являются коучмент, тьюторство, рефлексивные технологии.

Габдулхаков В.Ф. [с. 18] вводит понятие «тьюторинг творческой деятельности» и рассматривает ее как системную педагогическую технологию и важную форму развития творчества.

В качестве ключевого элемента эффективного тьюторского сопровождения автором была обозначена информационная образовательная среда вуза как пространство реализации творческого потенциала субъектов образовательного процесса [2, с. 125], представленная в виде синтеза субъектной, ресурсной, технологической и рефлексивной среды (рисунок 2).

Рефлексивная среда обеспечивает осмысление субъектами учебной самостоятельной деятельности в образовательном процессе, самих себя в нем, партнеров, отношения с ними, характер взаи-

модействия, мысленное проектирование ресурсного обеспечения, включаемого в деятельность, а также технологическую составляющую процесса образования.

Рис. 2. Компоненты информационной образовательной среды

Процесс тьюторского сопровождения в открытой образовательной среде творческой деятельности включает в себя следующие этапы: проектировочный, организационно-деятельностный, диагностический, рефлексивный. Содержание педагогической деятельности тьютора на каждом этапе представлено в виде описания целей и последовательности действий тьютора (рисунок 3).

Таким образом, тьюторское сопровождение можно рассматривать как одну из ключевых форм развития творческой деятельности. Можно выделить основные принципы формирования творческой деятельности на основе тьюторского сопровождения.

© Russian Journal of Education and Psychology

2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ru

Создание педагогических условий для успешного вхождения обучающихся в образовательный процесс и их адекватного самоопределения

Создание условий для:

- построения обучающимися ориентировочной основы творческой деятельности;

- становления обучающихся как субъектов творческой деятельности;

- становления обучающихся как субъектов социально -профессиональной деятельности и деятельности по развитию творческой и личностной компетентности.

Оценка результатов образовательной услуги и диагностика достижения целей в виде:

- освоения обучающимися модели профессиональной компетентности е соответствии со стандартами;

- освоения обучающимися индивидуальной программы развития собственной компетентности;

- развития творческих компетенций и навыков.

Для тьютора: Создание условий для дальнейшего самоопределения обучающихся, поддержка мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие Для тьюторанта: Анализ своего пройденного пути и достигнутых на данном этапе результатов, а также их фиксация

Рис. 3. Этапы тьюторского сопровождения творческой деятельности студентов

1. Тьюторское сопровождение творческой деятельности студента как форма индивидуального взаимодействия субъектов образовательного процесса базируется на основе создания открытой, избыточной образовательной среды.

2. В процессе развития творческих компетенций преподавателей и студентов как субъектов образовательного процесса информационная образовательная среда вуза выступает в качестве ключевого элемента тьюторского сопровождения.

3. Индивидуальная образовательная траектория развития студента строится на основе развития его творческой деятельности и формирования творческих компетенций.

4. Формирование творческих компетенций будет происходить на основе перехода к личностно ориентированному обуче-

нию, в котором учитываются индивидуальные и личностные особенности обучающихся. 5. Рефлексия как инструмент тьютора выполняет ведущую функцию в процессе тьюторского сопровождения на его завершающем этапе и является смысловым центром развития личности, механизмом ее творческого развития. Таким образом, тьюторское сопровождение творческой деятельности студентов отличается от тьюторского сопровождения образовательной деятельности и учебного процесса в целом. При этом педагог-тьютор выступает в качестве носителя творческой идеи как творческая, активная и креативная личность.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Данное исследование поддержано стипендиальной программой Оксфордского Российского Фонда (Oxford Russia Fund).

Список литературы

1. Габдулхаков В. Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии: Монография / В.Ф. Габдулхаков. М.: Изд-во НПО «МОДЭК»; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. 250 с.

2. Гуремина Н.В. Формирование творческих компетенций преподавателя вуза в условиях информационной образовательной среды»// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т.8. №12-2. С. 120-127.

3. Ерофеева Н.Е., Серебровская Т.Б. Функции тьюторства в инновационной образовательной среде вуза // Экономика, статистика и информатика. 2011. №3. С. 3-6.

4. Зайко А.П., Гердт М.А. Формирование профессионально-творческого потенциала студентов как фактор активизации их лидерских качеств: педагогический аспект // Мир науки, культуры, образования. № 6 (49) 2014. С. 192-194.

5. Клочкова Г.М. Личность преподавателя в условиях креативного вузовского образовательного пространства // Фундаментальные исследования №10, 2013. С.1351-1355.

<G> Russian Journal of Education and Psychology

2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ru

6. Ковалева T.M., Якубовская T.B. Тьюторская деятельность как антро-попрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // 4EJIOBEK.RU. 2017. С. 85-94.

7. Лернер П.С. Факторы влияния и генеральные тенденции реформирования общего среднего образования в начале XXI века // Образование и общество. 2004. № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.bim-bad.ru/bibliotcka/articlc full.plip?aid= 1127 (дата обращения 26.02.2018).

8. Попов А.И., Букин А.А., Однолько В.Г. Индивидуальная образовательная траектория при заочной форме обучения: формирование кластера творческих компетенций // Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (12) 2013. С. 81-86.

References

1. Gabdulhakov V.F. Т jutoring tvorcheskoj dejateFnosti: komponenty peda-gogicheskoj telmologii: Monografija [Creative Activity Tutoring: Components of Pedagogical Technology: Monograph] /VF. Gabdulhakov. M.: NPO «MODJeK» Publishing; Kazan": Kazan Federal University, 2013. 250 p.

2. Guremina N.V. Fonnirovanie tvorcheskih kompetencij prepodavatelja vuza v uslovijah infonnacionnoj obrazovatefnoj sredy [Creative Competence Teacher Fonnation in Conditions of Informational Educational Environment] // Sovremennye issledovanija sociaFnyh problem (jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal). 2017, T.8, №12-2, pp. 120-127.

3. Erofeeva N.E., Serebrovskaja T.B. Funkcii t'jutorstva v innovacionnoj obrazovatefnoj srede vuza [Tutoring Functions for Innovation Educational Environment of High School]. Jekonomika, statistika i infonna-tika, 2011, №3, pp. 3-6.

4. Zajko A.P, Gerdt M.A. Fonnirovanie professionarno-tvorcheskogo potencíala studentov kak faktor aktivizacii ih liderskih kachestv: pedagog-icheskij aspekt [Fonnation of Creative Potential in Vocational Students as a Factor to Enhance their Leadership Skills: a Case of a Pedagogical Aspect], Mir nauki, kuFtury, obrazovanija, № 6 (49) 2014, pp. 192-194.

5. Klochkova G.M. Lichnost" prepodavatelja v uslovijah kreativnogo vu-zovskogo obra/ovatcl'nogo prostranstva [Teacher's Personality in the

Conditions of Creative Higher Educational Space]. Fundamentarnye issledovanija, №10, 2013, pp. 1351-1355.

6. Kovaleva T.M., Jakubovskaja T.V. T "jutorskaja dcjatcl'nost' как antro-popraktika: mezlidu individuarnoj obrazovaternoj traektoriej i individu-arnoj obrazovaternoj prograinmoj [Tutorial Activity as Antliropopractice: Between Individual Educational Trajectories and Individual Educational Programs], ChELOVEK.RU, 2017, pp. 85-94.

7. Lerner P.S. Faktory vlijanija i general'nyc tendencii refonnirovanija ob-shhego srednego obrazovanija v nachale XXI veka [Influence Factors and the General Trends of Reforming General Secondary Education in the Early XXI Century], Obrazovanie i obshhestvo, 2004, № 4. URL: \v\v\v.bim-bad.ru/bibliotcka/articlc_full.php?aid=l 127.

8. Popov A.I., Bukin A.A., Odnol'ko V.G. IndividuaFnaja obrazovateFnaja traektorija pri zaochnoj fonne obuchenija: fonnirovanie klastera tvorches-kih kompetencij [Individual Educational Trajectory at Distance Learning :the Formation of a Cluster of Creative Competence]. Prolcssional'noc obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013, №4 (12), pp. 81-86.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Гуремина Нонна Викторовна, магистрант 1 года обучения, направление «Психолого-педагогическое образование», кандидат географических наук Далъневосточнът федеральный университет ул. Суханова, 8, Владивосток, 690090, Россия innov-man(q>,yandex. ги

DATA ABOUT THE AUTHORS

Guremina Nonna Viktorovna, Master s Student, Direction «Psychological and Pedagogical Education», Candidate of Geographical Sciences

Far-Eastern Federal University 8, Siikhanova Str., Vladivostok, 690090, Russia innov-man(q>,yandex. ru ORCID: 0000-0002-9366-3705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.