УДК 159.9
Н.Н.МОИСЕЕВА 1
'Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа
СУБЪЕКТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА К РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы и экспериментальные результаты создания в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы Школы тьюторов. Интенсивный характер изменений, происходящих в образовательной политики, ее нацеленность на формирование молодого специалиста, способного быть активным субъектом своей деятельности, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи актуализируют вопрос становления субъектности студента в условиях обучения в вузе, его готовности к реализации тьюторского сопровождения в будущей профессиональной деятельности. Под тьюторским сопровождением учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза понимается системная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания поддержки самореализации в различных микросредах вуза, в формировании культуры выбора и отказа. Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза рассматривается как системообразующий фактор его профессиональной подготовки, обеспечивающий высокий уровень овладения профессиональных компетенций.
Ключевые слова: субъектность, актуализация субъектного опыта, субъект-субъектное взаимодействие, психологическая готовность к взаимодействию, тьюторское сопровождение.
N.N.MOISEEVA 1
' Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, Ufa
SUBJECTIVITY READINESS OF STUDENTS TO TUTOR SUPPORT IMPLEMENTATION IN HIGH SCHOOL
Annotation: The article deals with the theoretical foundations and the experimental results in the creation of the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla tutors School. The intensive nature of the changes in education policy, its focus on the formation of the young specialist able to be an active participant in its activities, independently and creatively solve professional problems actualize the issue of formation of subjectivity of the student in terms of study in high school, his readiness for the implementation of tutor support in the future professional activity . Under tutor support educational and professional self-realization of the future expert in the educational environment of the university refers to systematic work of the tutor, which is both an organizer, partner, consultant and mentor students in order to support self-realization in different microenvironments of the university in building a culture of choice and rejection. Tutor support educational and professional self-realization of the future expert in the educational environment of high school is considered as a system-forming factor of his training, providing a high level of mastery of professional competencies.
Keywords: subjectivity, update regional experience, the subject-subject interaction, psychological readiness to cooperate, t'utorskoe escorts.
Современный этап развития нашего общества, изменения в сфере экономики, культуры и образования выдвигают одной из важнейших задач обновление всех аспектов образовательной политики ее нацеленность на формирование человека, способного быть активным субъектом своей деятельности, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового эффективно взаимодействовать с образовательной средой.
Многие ученые называют одним из существенных условий реализации личностью своего потенциала способность быть творцом собственной жизни, обозначаемой в психологии понятием «субъектность». Анализ различных концепций и подходов позволяет выделить ряд основополагающих параметров личности, которые превращают ее в субъекта. Среди них такие характеристики, как преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность, стремление к самоактуализации [5].
Многочисленные исследования и результаты нашей экспериментальной работы показывают, что студент, включенный в образовательный процесс, не в полной мере ощущает себя равноправным субъектом, традиционные учебные ситуации не дают возможности проявлять преобразовательную активность, самостоятельность. Для обеспечения готовности быть субъектом необходимо создавать определенные условия образовательного поля для всех участников образовательного процесса.
Одним из условий является организация усвоения и освоения опыта субъект-субъектного взаимодействия, его актуализацию в процессе вузовского обучения. Вслед за А.Г. Асмоловым мы исходим из понимания того, что чем более зрелой становится личность, чем более разветвленной становится система ее связей с миром, тем в большей степени она превращается в субъект деятельности. Личность обучаемого как субъекта образовательной деятельности развивается через проявление им определенной активности [1].
Позволяет ли организация образовательного процесса в вузе рассматривать и развивать личность студента как самоорганизующийся и саморазвивающийся субъект?
Исходя из этой позиции, студент должен не просто усваивать знания, умения, но и производить, преобразовывать, созидать новые, примеряя к собственному субъектному опыту. Он может и должен осознавать цели и задачи своей деятельности, видеть и понимать ответственность за результаты в своей будущей профессиональной деятельности. Только в этом случае у студента в процессе обучения будет накапливаться опыт субъектного взаимодействия и его актуализации. Таким образом, встает задача организации субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе.
Многочисленные исследования, связанные с изучением особенностей субъектного взаимодействия, его организации и представленности в образовательном пространстве, указывают еще на одну проблему - психологической готовности педагога к реализации такого взаимодействия в образовательном процессе. Теоретический и практический анализ исследуемой проблемы позволил нам конкретизировать понятие «психологическая готовность к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию». Мы определяем его как психическое состояние, характеризующееся концентрацией внутренних сил человека, позволяющее целесообразно регулировать свою деятельность в процессе организации субъект-субъектного взаимодействия с учениками при наличии совокупности знаний и умений о сущности педагогического субъектного взаимодействия, направленности на него, эмоциональной включенности, эмпатии, которые проявляются в поведенческой активности, в рефлексивном анализе своей деятельность.
Проблема «субъектности» человека, отраженная в многочисленных психолого-педагогических дефинициях - самоопределение, саморазвитие, самоактуализация и т.п. -продолжает оставаться актуальной, т.к. студенты, не получившие в школе опыта самоопределения, самореализации, с трудом адаптируются в условиях профессионального образования.
Образовательный процесс в вузе требует личностных умений структурировать свое время и собственную деятельность, способность принимать самостоятельные решения и делать собственный выбор, от чего зависит успешность образовательной траектории в освоении будущей профессиональной деятельности. Отсюда следует - в профессиональной школе должна появиться площадка своеобразных профессиональных проб по сопровождению студента в его самоопределении на этапе профессионального образования и обеспечении не только теоретической подготовки, но и самореализации себя как специалиста при переходе со ступени на ступень - бакалавриат-магистратура-аспирантура -в рамках со-бытийности [3].
В Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы в режиме эксперимента в 2014 году начала работу Школа тьютора. Разработанная дополнительная образовательная программа предполагала подготовку студентов 2-3 курса бакалавриата для процесса сопровождения студента в его стремлении преодолеть адаптационные трудности, помощи в построении индивидуальной образовательной траектории, профессиональном и личностном самоопределении. Под тьюторским сопровождением учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза мы понимали системную работу тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания поддержки самореализации в различных микросредах вуза, в формирование культуры выбора и отказа.
Целевой ориентир данного проекта был определен - помочь первокурсникам адаптироваться на этапе вступления в условия высшей школы. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант - студент первого курса самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы учебной деятельности, обсуждает с тьютором, далее самостоятельно совершает «образовательные пробы», результаты которой также становятся предметом его совместного анализа с тьютором. Мы видим важность на данной ступени тьюторского сопровождения создание ситуации «позитивной образовательной среды», психологического комфорта, что способствует вхождению будущего специалиста в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Основными результатами совместной деятельности тьютора и тьюторанта должны стать самостоятельность и активность, стремление отыскать собственный эффективный способ заполнения карты учебных интересов и продвижения в профессиональной деятельности.
Деятельность Школы тьютора не закончилась с окончанием дополнительной образовательной программы. В течение 2014-2015 учебного года разработаны следующие проекты «Тьюторское сопровождение проектной деятельности в школе», презентационный продукт «Избыточная среда вуза», «Обучение тьюторов - стажеров». Сегодня на всех факультетах вуза работают от 2 до 5 тьюторов. Регулярно для тьюторов-стажеров проводятся групповые тьюториалы, где обсуждаются вопросы построения индивидуальных образовательных траекторий, форм представления и защиты портфолио, организационно-деятельностные условия в их реализации, возможности участия в сопровождении проектной деятельности обучающихся в режиме экспериментальных площадок вуза в образовательных организациях Башкортостана.
Реализация принципа открытости образования диктует необходимость каждому образующемуся владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную траекторию движения. Обучающийся любого возраста должен ясно представлять свои образовательные потребности на основе осознанных познавательных и далее профессиональных интересов.
Созданная Школа тьютора в вузе, где осваиваются тьюторские техники, актуализируется вопрос субъектной позиции, выбора представляется нам первой профессиональной площадкой студента - будущего педагога к работе в новых образовательных условиях. Опираясь на технологии тьюторского сопровождения, мы на
протяжении всего периода обучения студента в вузе подчеркиваем важность и необходимость выстраивать индивидуальную образовательную программу, определять траекторию учебно-профессиональной самореализации, начиная с первого года обучения. В результате у будущих специалистов формируется динамическая «программа» овладения профессиональными компетенциями, самоактуализации в учебно-профессиональной деятельности, что в целом характеризуется субъектной позицией.
Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза рассматривается нами как системообразующий фактор его профессиональной подготовки, обеспечивающий высокий уровень овладения профессиональных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 264 с.
2. Ключевые компетенции 2000 (программа) // Oxford Cambridge and RSA Examinations. Key Skills, 2000.
3. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mioo.ru
4. Моисеева Н.Н. Формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному взаимодействию: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
5. Моисеева Н.Н. Профессионально-личностное развитие молодых специалистов в процессе реализации образовательной тренинговой программы // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы V Международной научно-практической конференции. 2011. С. 265-269.
6. Моисеева Н.Н., Ганцева Е.И. Теоретические подходы к пониманию границ личности //Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по психоло-педагогическому образованию Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций" - Х Психологические чтения БГПУ.
2013. С. 68-71.
7. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности: Сборник тезисов научно-исследовательских работ обучающихся, научных и методических статей студентов, аспирантов и преподавателей педвуза, учителей, руководителей школ и отдела образования /
2014.
8. Моисеева Н.Н. Формирование психологической готовности будущего педагога к субъект-субъектному взаимодействию // Педагогическое образование и наука. 2007. №3. С. 18-19.
9. Рамазанов Р.Р., Моисеева Н.Н. «Школа - вуз» как инновационное пространство для реализации компетентностной модели специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. №3 (52). С. 87-90.
10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: Методология образовательной деятельности. М.: «Академия», 2004. 248 с.
11. Ритцер Дж. Современные социальные теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с.2. REFERENCES
1. Brushlinskij A.V. Psihologija subekta [The psychology of the subject]. St.Petersburg, Aletejja Publ., 2003. 264 p. (In Russian)
2. Kljuchevye kompetencii 2000 (programma) [Key competences 2000 (program)]. Oxford Cambridge and RSA Examinations. Key Skills (In Russian)
3. Kovaleva T.M. Vvedenie v tjutorstvo [Introduction to tutoring]. Available at: http:// www.mioo.ru (in Russian).
4. Moiseeva N.N. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti budushhego uchitelja k subekt-subektnomu vzaimodejstviju. Diss. kand. psih. nauk [Formation of psychological readiness of the future teachers to the subject-subject interaction. Cand. sychology. sci. diss.]. Samara, Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2007. (In Russian)
5. Moiseeva N.N. Professional'no-lichnostnoe razvitie molodyh specialistov v processe realizacii obrazovatel'noj treningovoj programmy [Professional-personal development of young professionals in the process of implementing educational training program]. Gumanisticheskoe nasledie prosvetitelej v kul'ture i obrazovanii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Humanist heritage of the Enlightenment in culture and education: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference]. 2011, pp. 265-269. (In Russian)
6. Moiseeva N.N., Ganceva E.I. Teoreticheskie podhody k ponimaniju granic lichnosti [Teoreticheskie approaches to understanding personality boundaries]. Uchebno-metodicheskoe obedinenie vuzov Rossijskoj Federacii po psiholo-pedagogicheskomu obrazovaniju Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie: razvitie professional'nyh, obshhekul'turnyh i social'no-lichnostnyh kompetencij". XPsihologicheskie chtenija BGPU [Educational and methodical association of universities of the Russian Federation on the psycho-pedagogical education Collected materials of All-Russian scientific-practical conference "Psycho-pedagogical education: professional development, general cultural and socio personal competencies ". X Psychological reading BSPU]. 2013, pp. 68-71. (In Russian)
7. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detskoj odarennosti [Psycho-pedagogical support of children's odarennosti]. Sbornik tezisov nauchno-issledovatel'skih rabot obuchajushhihsja, nauchnyh i metodicheskih statej studentov, aspirantov i prepodavatelej pedvuza, uchitelej, rukovoditelej shkol i otdela obrazovanija [Sbornik abstracts of research works of students, academic and methodological papers of students and teachers of teacher training, teachers, school administrators and the department of education]. 2014. (In Russian)
8. Moiseeva N.N. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti budushhego pedagoga k subekt-subektnomu vzaimodejstviju [Formation of psychological readiness of the future teacher for the subject-subject interaction]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2007, no. 3, pp. 18-19 (in Russian).
9. Ramazanov R.R., Moiseeva N.N. "Shkola - vuz" kak innovacionnoe prostranstvo dlja realizacii kompetentnostnoj modeli specialist ["School - high school" as an innovative space for the realization of professional competence model of Bashkortostan]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, 2014, no. 3 (52), pp. 87-90 (in Russian).
10. Novikov A.M., Novikov D.A. Obrazovatel'nyj proekt: Metodologija obrazovatel'noj dejatel'nosti [Educational Project: Methodology of educational activities]. Moscow, "Akademija" Publ., 2004. 248 p. (In Russian)
11. Ritcer Dzh. Sovremennye social'nye teorii [Modern social theory]. 5th ed. St.Petersburg, 2002. 688 p. (In Russian)
© Моисеева Н.Н., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Моисеева Н.Н. - кандидат психологических наук, Moiseyeva N.N. - Ph.D., assistant professor of psychology,
доцент кафедры психологии образования и развития education and development of Bashkir State Pedagogical
Башкирского государственного педагогического University. M. Akmulla, Ufa университета им. М. Акмуллы, Уфа