4. Прохоров С.Ю., Арсеньев Ю.Н. Управление качеством обучения студентов в сфере среднего профессионального образования // Изв. ТулГУ. «Гуманитарные науки.» 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 295-302.
S. Yu. Prochorov, Yu. N. Arsenjev INNJVATIONIN THE SPHERE OF SECONDARE PROFESSIONAL EDUCATION The considered innovations in activity of the subject education. Decisions on their optimization are offered. Innovations in the sphere of secondary professional education on an example of the Tula State municipal and construction technical school are considered.
Key words: innovation, quality management and knowledge, training, intelligence.
Получено 15.05.2012
УДК 378.147
В. А. Романов, д-р пед. наук, проф., 8-4872- 35-20-90, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого), В.Н. Кормакова, канд. пед. наук, доц., 8-4722- 30-13-11, [email protected] (Россия, Белгород, НИУ «БелГУ»)
КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЯ В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ специалистовВН^Н^ННН
Рассмотрены вопросы использования коучинг-технологии в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в вузе. Определены основные задачи, условия и принципы тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов в вузе и выявлены особенности реализации технологии коучинга.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, коучинг, сопровождение, тьютор, учебно-профессиональная самореализация.
Статья опубликована в рамках научно-исследовательского проекта Департамента приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки РФ, № 613872011.
Интеграционные процессы, происходящие в России, свидетельствуют о том, что система высшего образования вновь вступила на путь модернизации в целях обеспечения саморазвития личности на основе гуманистических общественных идеалов. Поэтому одним из направлений в реализации гуманизации высшего профессионального образования является формирование в вузе личностно-развивающей образовательной среды, в основе которой лежит организация личностно-ориентированного образовательного процесса как особый тип индивидуализированного образования, основывающийся на организации взаимодействия обучаемого и обучающего, при котором создаются оптимальные условия для развития у субъектов обра-
зовательного процесса способности к самоактуализации, самоопределению и самореализации.
Тьюторство как инновационная форма педагогической деятельности становится важным ресурсом модернизации высшей школы в условиях внедрения кредитно-модульной системы в высшем профессиональном образовании и вводится как специально организованная форма педагогического сопровождения проектирования жизненных стратегий, становления индивидуального образа «Я-профессиональное» будущего специалиста, его индивидуальной образовательной траектории, построения адекватной программы по их достижению.
В качестве новой профессионально-педагогической практики тью-торство способствует индивидуализации образования, оно создает лучшие возможности для индивидуализированного процесса профессиональной подготовки и учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в вузе.
Феномен тьюторства зародился в Великобритании примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. К концу XVI века тьютор стал центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание своих подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьюторов расширилась: все большее значение приобретали образовательные функции. Тьютор определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, отслеживал успеваемость студентов, их готовность к экзаменам. Тьютор был ближайшим советником студента и его помощником при всех возникающих затруднениях [2].
В России же, воспринявшей германскую модель университетов, тью-торских практик не возникло: до середины XVIII века не было условий для возникновения университета, ценности систематической интеллектуальной деятельности поколений. Ко времени возникновения первого в России университета в 1755 году (на 600 лет позже, чем в Западной Европе) своих преподавателей не было, иностранных преподавателей изначально также было мало. По мнению Т.М. Ковалевой, тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х гг. во время реформирования системы отечественного образования [4].
Исторически сложилось так, что университетская среда представляла собой открытое культурное и образовательное пространство, где знание представлялось высшей ценностью (не только его трансляция в культуре, но и реализация в деятельности и творчестве). Тьютор возник как фигура, востребованная именно в открытом образовательном пространстве, где одновременно присутствовали множество школ, множество авторитетов, учителей, каждый из которых являлся автором своего курса; где образование было невозможно без самоопределения, выстраивания своей образова-
тельной траектории. «Тьютор помогал выстраивать эти траектории, выполнял функции поддержки процессов самоопределения и самообразования при помощи техники рефлексии» [1, с. 265].
Компетентностный подход, активно внедряемый в настоящее время в российском образовании (В .А. Кальней, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.), в профессиональной подготовке будущих специалистов (Д.А. Махотин, А.М. Павлова, А.И. Субетто, Э.Э. Сыманюк, Ю.В. Фролов и др.), служит своеобразным ответом на кризис традиционной системы образования, не всегда способной согласовывать социальный заказ, интересы общества и потребности личности. Однако введение кредитно-модульной системы в современных вузах предполагает переход на индивидуальные учебные планы обучения, определяющие индивидуальную образовательную траекторию каждому студенту. Для участия в составлении собственного учебного плана студент должен представлять свои образовательные потребности на основе осознанных профессиональных интересов и образовательных возможностей, у будущего специалиста должна быть сформирована культура самоопределения и выбора.
В ситуации свободного выбора в открытой образовательной среде вуза все более актуализируется проблема тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студента как будущего специалиста, которое понимается нами как продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания помощи личности будущего специалиста в самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, как преобразовать учебно-профессиональную деятельность в процесс собственного индивидуального развития. Поэтому тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации студентов в образовательной среде вуза подразумевает взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого обучающийся, досамоопределяясь, завершает свой возрастной кризис, приобретает новые компетенции: учебные, профессиональные, социальные, необходимые для самореализации в будущей профессии и в жизни [3].
Основное содержание педагогической деятельности тьютора по сопровождению учебно-профессиональной самореализации студента в вузе заключается в индивидуальной работе со студентами по выстраиванию траектории их движения в пространстве самообразования, что способствует самоопределению и самореализации студентов в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, формированию у них активной жизненной позиции, эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии и учебно-профессиональной деятельности в вузе.
Задачи тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студента:
• индивидуальное сопровождение каждого студента от замысла и начала освоения будущей профессиональной деятельности (предполагающих высокий уровень мотивации, выбор специализации в рамках профессии) к оформлению образа «Я-профессиональное» в соответствии с про-фессиограммой специалиста;
• содействие будущим специалистам в выборе и реализации индивидуальных траекторий учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности в образовательной среде вуза;
• содействие в приобретении опыта осуществления эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности;
• формирование ключевых и специальных компетенций у будущих специалистов: образовательных, интеллектуальных, коммуникативных, информационных, личностных, правовых, профессиональных;
• создание условий для профессионального досамоопределения студента.
Опыт работы в вузе показывает, что для решения поставленных задач необходим анализ образовательного и профессионально-личностного запроса студента как будущего специалиста. Поэтому принципами тью-торского сопровождения, по нашему мнению, должны стать:
1) учет образовательных потребностей и профессиональных интересов студентов;
2) вовлечение студентов в процесс учебно-профессиональной самореализации;
3) оказание помощи в осуществлении будущими специалистами ценностных выборов, профессионального и личностного досамоопределения.
Сферой профессиональной деятельности тьютора является построение индивидуализированной образовательной среды, создание в процессе учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студента «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления [6].
Основными формами тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов в вузе являются групповые и индивидуальные консультации, встречи. Групповая работа в основном проводится в форме тренингов, целью проведения которых в системе профессиональной подготовки студентов является развитие компетенций межличностного и профессионального поведения в профессионально ориентированных ситуациях взаимодействия и общения. Следует отметить, что основным запросом студентов, как было выявлено на эмпирическом этапе исследования, является приобретение и развитие умений взаимодействия с другими людьми, уверенного поведения, самопрезентации. Тренинги по этим проблемам целесообразно проводить в тьюторской группе, участие в них может стать предметом обсуждения на индивидуальных встречах с тьютором.
В процессе исследования мы отмечаем, что знакомство студентов группы тьюторского сопровождения с профессиональными ценностями эффективно при проведении мастер-классов, групповых дискуссий на тренингах и семинарах, посвященных введению в специальность. Встречи с успешными специалистами в тьюторских группах преследуют цель - формирование у студентов уверенной профессиональной позиции, нахождение «алгоритма успеха» в профессии, побуждение студентов к активному освоению будущей профессии, ориентация на успешную самореализацию в профессиональном сообществе. Уважаемые в профессиональном сообществе люди могут стать для будущих специалистов представителями референтной группы, т.е. той социальной общности, с которой каждый студент может соотносить себя как с эталоном, на мнения и ценности которой он может ориентироваться в своем поведении, самооценке, учебно-профессиональной самореализации.
Тьютор должен четко осознавать, что тьюторское сопровождение -это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на частный, внутренний и осознанный заказ студента на процесс самореализации в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Поэтому он должен овладеть разными формами индивидуальной работы: наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование и др.
Из перечисленных выше форм индивидуальной работы, как показывает наш опыт, наиболее эффективным в тьюторской деятельности является коучинг, в основе которого лежит диалог в форме последователь-ной постановки коучем (тьютором) перед тьюторантом (студентом) вопросов, позволяющих второму самостоятельно находить решения тех или иных проблем. Коучинг - это добровольное сотрудничество коуча и партнера, в нашем случае тьютора и студента, целью которого является развитие способности у партнера самостоятельно и осознанно изменять свою жизнь желаемым и приемлемым для него образом.
Историческая справка: первым известным «коучем» считается Сократ. Философ, к которому часто обращались за советом, утверждал, что не может сказать ничего такого, чего его собеседник не знал бы о себе сам: «У каждого человека есть свой внутренний голос, - утверждал он, - но не каждый умеет его услышать» [1]. Свою роль он видел в том, чтобы помочь другому человеку «родить на свет собственную душу». Сократ не давал советов, не консультировал, не утешал, он задавал своим собеседникам вопросы. Фактически он лишь извлекал на свет то, что его собеседник уже «имел» внутри себя, но не видел или не хотел увидеть [1]. Коучинг как инструмент личностного и профессионального развития впервые стал применяться в 70-х гг. XX века.
Главная идея коучинга состоит в том, что у каждого человека есть достаточно внутренних ресурсов, чтобы добиться в жизни того, чего он хочет,
и стать тем, кем он хочет. Проблема заключается в том, что многие даже не подозревают о наличии у себя этих ресурсов. Для того чтобы их обнаружить, достаточно «заглянуть в себя»: разобраться в мотивах поступков, проанализировать действия, осознать желания. Но «заглянуть в себя» оказывается совсем не просто. По этому поводу К. Юнг писал, что «самая страшная встреча - это встреча с самим собой» [7, с. 54]. И когда человек делает первые шаги навстречу себе, то ему становится страшновато, и сразу же возникает желание быстрее захлопнуть дверь и никогда больше в себя не заглядывать. Но заглядывать приходится... Чтобы не было страшно, на встречу с самим собой лучше идти с опытным напарником - коучем.
Процедура коучинга состоит в следующем: два человека - коуч и его партнер - начинают беседовать. При этом коучинговая встреча отличается от других видов бесед. Представим себе ситуацию досамоопределения студента, когда он во многих вопросах несведущ, а потому находится в растерянности. На этот «поток сознания» коуч может отреагировать вариативно.
Вариант первый: он может занять родительскую позицию (позиция куратора студенческой группы), причем в ее «доброй» и «строгой» разновидности: «Добрая мама» начнет утешать своего подопечного: «Не переживай, все у тебя получится». «Строгий папа» выскажется жестче: «Жизнь -борьба, и, если хочешь победить, стисни зубы и вперед. И помни: дорогу осилит сильнейший». В результате такой беседы будущий специалист, которого «погладили по головке» или «дали пинка», успокаивается (или взбадривается) и некоторое время продолжает свою учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность - до того момента, когда ему опять не потребуется утешение (или «пинок»). Тогда снова беседа повторится.
Вариант второй: коуч занимает типичную преподавательскую позицию и начинает в очередной раз объяснять студенту, как ему нужно себя вести в тех или иных ситуациях. «Я советую тебе сделать так... На твоем месте я бы поступил следующим образом...», - учит он. Студент, получив порцию информации и опыта, на время утешается, а через некоторое время снова припадает к живительному источнику.
Вариант третий: коуч, вместо того, чтобы утешать (хвалить, ругать, учить, наставлять, мотивировать) студента, задает ему вопросы, например: Как ты думаешь, в чем причина того, что ...? Что нужно сделать, чтобы ...? Как это лучше сделать? Что необходимо для того, чтобы?.. Ты умеешь так делать?.. Где этому можно научиться? Когда ты пойдешь на ... (встречу, тренинг)? В этом варианте тьютор занимает позицию коуча, механизм которой заключается в следующем:
1. Коуч относится к своему собеседнику не как к слабому, нуждающемуся в поддержке, утешении, наставлениях и чужом опыте, а как к самодостаточному взрослому человеку, который сам знает ответы на свои вопросы или может их найти, способному самостоятельно решить свои про-
блемы. На этой основе и строятся взаимоотношения между коучем и его партнером-студентом.
2. Своими вопросами коуч помогает будущему специалисту перевести его проблему «Не получается» в задачу «Что надо сделать, чтобы получилось» и найти пути ее решения. При этом студент самостоятельно участвует в создании индивидуализированной программы действий.
3. Задача тьютора-коуча - сделать так, чтобы студент «заглянул» в себя и понял, чего он хочет, чего боится, что его мотивирует, что сдерживает, каковы его цели и где он упускает свои возможности в творческой самореализации. При этом коуч не привносит свои убеждения и свое видение в жизнь своего собеседника. Да, безусловно, способ действия его партнера-студента может нуждаться в коррекции, но он всегда лучше, чем предлагаемый извне, поскольку опирается на внутренний потенциал будущего специалиста, на его индивидуальные возможности и жизненный опыт.
4. Философия коучинга отражается в манере ведения беседы: коуч не дает советов, не оценивает действий своего партнера и не предлагает ему готовых решений. Позиция коуча заключается в том, что каждый должен пройти СВОЙ собственный путь и прожить СВОЮ жизнь. Поэтому коуч-тьютор помогает партнеру-студенту не советами, а вопросами, побуждающими его задумываться над тем, как он хочет обустроить себя в профессии и в жизни.
Результаты нашей практической работы по использованию коучинг-технологии в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в вузе показывают, что сферы применения коучинга широки, прежде всего, коучинг полезен для тех, кто хочет изменений в своей жизни. С помощью коучинга студент может ответить себе на важные вопросы: Кто я? Каково мое место в мире? В чем цель моей жизни? Чего я хочу? Как мне этого добиться, т.е. каким образом могу себя реализовать? Иными словами, коучинг помогает наладить отношения с собой и с миром, обнаружить то, что по-настоящему важно для человека, и выявить то, что мешает двигаться вперед.
Коучинг - эффективное средство для развития внутренней мотивации, потому коучинговые беседы помогают будущим специалистам не только понять, как им реализовать себя в будущей профессии, но и увязать свои желания с учебно-профессиональной деятельностью в вузе, которая позволит реализовать в будущем эти желания.
Коучинг органично вписывается в систему профессионально-личностного досамоопределения студентов по двум причинам: во-первых, коучинг - это набор практических инструментов, которые имеют четкие инструкции по применению и готовые речевые модули, следовательно, в отличие от других методов взаимодействия, коучинг дуплицируем, его приемам можно научиться самому и обучить других; во-вторых, позитивная и
жизнерадостная философия коучинга полностью совпадает с философией самоопределения и досамоопределения.
«Коуч - человек, который настроен на Вас и способен услышать самое лучшее в Вас, даже когда Вы сами этого не слышите; помогает прояснить цели и снабжает средствами для их достижения; помогает осуществить изменения в жизни и деятельности; постоянно побуждает двигаться к мечтам и цели. Коучинг - это о смелости желать, ставить перед собой «безумные» цели и достигать их. Коучинг - это о принятии себя, об осознании своего величия, красоты, неповторимости. Коучинг - это о том, что возможно все, во что вы верите. Коучинг - это о том, что жизнь - лучше, чем мы о ней думаем» [5, с. 205].
Технология коучинга - техника АВС - включает следующие шаги: шаг А - отработка умений понимания ситуации; шаг В - понимание, что могло быть лучше; шаг С - понимание, как сделать лучше. Технология может быть успешно реализована при соблюдении следующих условий:
1) субъект по-настоящему хочет изменений;
2) субъект ожидает, что ситуации повторятся.
Шаг А. Предлагаются вопросы для самостоятельного ответа, способствующие отработке умения понимания ситуации.
Шаг В. Предлагаются вопросы, способствующие пониманию того, что могло быть лучше, например: Какая идея лучше всего помогла Вам достичь желаемого? Какое чувство помогло Вам достичь желаемого в данной ситуации? Какая роль помогла Вам лучше достичь желаемого в данной ситуации? Что из того, что Вам представляется истинным, более помогло бы Вам достичь желаемого в данной ситуации? Какое название Вы дали бы данной ситуации?
Шаг С. Предлагаются вопросы, способствующие пониманию того, как сделать лучше, например: Что конкретно вы хотели или могли сделать для того, чтобы достичь желаемого в данной ситуации? Что конкретно вы хотели или могли сказать себе и другим людям, чтобы достичь желаемого в данной ситуации? Какие вопросы вы хотели или могли задать себе и другим людям, чтобы достичь желаемого в данной ситуации? Что конкретно вы хотели или могли перестать делать, чтобы достичь желаемого в данной ситуации? Какие вопросы вы хотели или могли перестать задавать себе и другим людям, чтобы достичь желаемого в данной ситуации? Что еще должно произойти для того, чтобы вы могли достичь желаемого в данной ситуации?
Таким образом, благодаря технологии коучинга осуществляется процесс самостоятельного пошагового осмысления проблемных учебно-познавательных, учебно-профессиональных и профессионально-личностных ситуаций, а благодаря владению специальными техниками, специфическим инструментарием, коуч создает особое пространство тью-торского сопровождения студентов. Данная технология способствует формированию умений самостоятельного поиска нового знания, выявления
знания о «незнании», следовательно, влияет на процесс досамоопределения будущих специалистов и их учебно-профессиональную самореализацию. Тьютор в вузе может быть востребованным при условии максимального подчинения своей деятельности профессиональным интересам и жизненным стратегиям студента, его учебно-профессиональной самореализации.
Список литературы
1. Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск: ERGO, 2008. 296 с.
2. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
3. Кормакова В.Н., Ерошенкова Е.И. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения личности в системе взаимодействия «школа-вуз» // Вестник высшей школы. № 8. 2011. С. 40-44.
4. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005. 276 с.
5. Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. М.: Изд-во «Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса», 2004. 360 с.
6. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 144 с.
7. Юнг К. Психология бессознательного. Серия «История психологической мысли в памятниках». М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. 320 с.
V.A. Romanov, V.N. Kormakova
COACHING TECHNOLOGY IS ACCOMPANIED BY A TUTOR TRAINING AND PROFESSIONAL FULFILLMENT OF FUTURE PROFESSIONALS
The problems of using technology in coaching tutor, accompanied by training and professional fulfillment of future specialists in high school. The main problem, the conditions and principles of tutor training and support of professional self-realization of students in high school, and the peculiarities of the implementation of technology coaching.
Key words: higher education, coaching, support, tutor, teaching and professional fulfillment.
Получено 15.05.2012