Научная статья на тему 'Развитие профессионально-творческого потенциала студентов в условиях творческой образовательной среды вуза'

Развитие профессионально-творческого потенциала студентов в условиях творческой образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНАЯ СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / DEVELOPING ENVIRONMENT / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / INNOVATION / INNOVATIVE THINKING / PERSONAL FREEDOM / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Зюзина Александра Александровна, Мещерякова Ольга Викторовна, Нестеров Сергей Александрович

Актуальность и цели. Повышенный интерес к проблеме развития профессионально-творческого потенциала (ПТП) студентов вузов проявляли и проявляют ученые многих научных направлений: психологи, педагоги, философы, социологи, инженеры и др. Объектом исследования выступают особенности создания развивающей среды, аккумулирующей в себе психолого-педагогические, философские и другие основания, связанные с переходом России на рыночные отношения во всех сферах человеческой деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки специалистов нового поколения (бакалавров, магистров), способных к творческому развитию, продуктивному труду на основе творческого мышления. Целью работы является поиск путей развития ПТП студентов вуза в условиях обучения, ориентированного на концепцию творческого саморазвития, свободы творчества и полной реализации творческого потенциала личности. Материалы и методы. Исследование проводилось на изучении дидактических материалов, касающихся теории творческой активности личности как основы развития ПТП студента в условиях творческой образовательной среды вуза. Осуществлялось изучение и проводился теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и другой литературы в контексте обогащения теории и практики педагогической науки. Результаты. Дана попытка комплексного анализа современного состояния профессионально-творческих способностей студентов в психолого-педагогической и философской литературе. Выводы. Главный фактор развития профессионально-творческого потенциала студентов вуза - это непрерывность их совместной творческой деятельности с педагогом, являющейся залогом созидания нового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Зюзина Александра Александровна, Мещерякова Ольга Викторовна, Нестеров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS IN THE CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES

Background. An increased interest to the problems of development of the professional-creative potential (PCP) of university students has been expressed by scientists representing various scientific field: psychologists, educationists, philosophers, sociologists, engineers etc. The research object is the peculiarities of formation of a developing environment, accumulating psychological and pedagogical, philosophical and other bases, associated with Russia’s transition to market relations in all spheres of human life. Topicality of the research is caused by a necessity to repare experts of a new generation (bachelors and masters), capable of creative development, productive labor based on creative thinking. The aim of the work is to find ways of university students’ PCP development in conditions of education focused on the concept of creative self-development, freedom of creation and complete realization of personality’s creative potential. Materials and methods. The research was carried out through studying the didactic materials concerning the theory of personality’s creative activity as a basis of students’ PCP development withing the university’s creative educational environment. The authors studied and theoretically analyzed psychological and pedagogical, philosophical, sociological and other literature in terms of enrichment of the theory and practice of pedagogical science. Results. The authors attempted to give a complex analysis of the modern condition of professional and creative capabilities of students in psychological and pedagogical and philosophical literature. Cocnlusions. The main factor of university students’ PCP developement is the continuous nature of their creative activity with teachers, being guarantee of creating something new.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-творческого потенциала студентов в условиях творческой образовательной среды вуза»

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

УДК 378

А. С. Мещеряков, А. А. Зюзина, О. В. Мещерякова, С. А. Нестеров

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация.

Актуальность и цели. Повышенный интерес к проблеме развития профессионально-творческого потенциала (ПТП) студентов вузов проявляли и проявляют ученые многих научных направлений: психологи, педагоги, философы, социологи, инженеры и др. Объектом исследования выступают особенности создания развивающей среды, аккумулирующей в себе психолого-педагогические, философские и другие основания, связанные с переходом России на рыночные отношения во всех сферах человеческой деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки специалистов нового поколения (бакалавров, магистров), способных к творческому развитию, продуктивному труду на основе творческого мышления. Целью работы является поиск путей развития ПТП студентов вуза в условиях обучения, ориентированного на концепцию творческого саморазвития, свободы творчества и полной реализации творческого потенциала личности.

Материалы и методы. Исследование проводилось на изучении дидактических материалов, касающихся теории творческой активности личности как основы развития ПТП студента в условиях творческой образовательной среды вуза. Осуществлялось изучение и проводился теоретический анализ психологопедагогической, философской, социологической и другой литературы в контексте обогащения теории и практики педагогической науки.

Результаты. Дана попытка комплексного анализа современного состояния профессионально-творческих способностей студентов в психолого-педагогической и философской литературе.

Выводы. Главный фактор развития профессионально-творческого потенциала студентов вуза - это непрерывность их совместной творческой деятельности с педагогом, являющейся залогом созидания нового.

Ключевые слова: развивающая среда, творчество, творческий потенциал, инновация, инновационное мышление, личная свобода, ответственность.

A. S. Meshcheryakov, A. A. Ziuzina, O. V. Meshcheryakova, S. A. Nesterov

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS IN THE CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES

Abstract.

Background. An increased interest to the problems of development of the professional-creative potential (PCP) of university students has been expressed by scientists representing various scientific field: psychologists, educationists, philosophers, sociologists, engineers etc. The research object is the peculiarities of formation of a developing environment, accumulating psychological and pedagogical, philosophical and other bases, associated with Russia’s transition to market relations in all spheres of human life. Topicality of the research is caused by a necessity to repare experts of a new generation (bachelors and masters), capable of creative development, productive labor based on creative thinking. The aim of the work is to find

Humanities. Pedagogy

127

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ways of university students’ PCP development in conditions of education focused on the concept of creative self-development, freedom of creation and complete realization of personality’s creative potential.

Materials and methods. The research was carried out through studying the didactic materials concerning the theory of personality’s creative activity as a basis of students’ PCP development withing the university’s creative educational environment. The authors studied and theoretically analyzed psychological and pedagogical, philosophical, sociological and other literature in terms of enrichment of the theory and practice of pedagogical science.

Results. The authors attempted to give a complex analysis of the modern condition of professional and creative capabilities of students in psychological and pedagogical and philosophical literature.

Cocnlusions. The main factor of university students’ PCP developement is the continuous nature of their creative activity with teachers, being guarantee of creating something new.

Key words: developing environment, creativity, creative potential, innovation, innovative thinking, personal freedom, responsibility.

Какими путями можно развить профессионально-творческий потенциал студентов в вузе? Авторы решение этой проблемы видят в создании развивающей среды в отдельных подразделениях учебного заведения. На практике уже имеется опыт исследователей по формированию такой среды, которая создает условия для выявления и развития определенных способностей личности, причем личности компетентной, инициативной, мотивированной к инновационной деятельности, к творчеству (С. П. Андреев, С. Я. Батышев, В. П. Бенин, Т. Г. Браже, А. Ф. Быстрова, Э. Ф. Зеер, Г. П. Кабанов, Е. М. Каргина, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Т. В. Мясникова, В. П. Тигров, О. Н. Шульц, В. А. Ясвин и др.).

Выявляя профессионально-творческий потенциал личности, мы неизбежно обращаемся к источникам не только психологического и педагогического, но и философского характера, ибо фундамент глубокого представления о личности лежит в области философии. Практически собственное мышление психолога и педагога, по определению философа А. С. Арсеньева, должно быть философским. Без него ни психологи, ни педагоги не могут адекватно мыслить о личности, представлять себе личность, работать с этим представлением и заниматься практически ее воспитанием, тем более сейчас, когда вокруг России развиваются демографический, экологический, религиозный, национальный, «общий кризис социальности» и др. [1].

В настоящее время глобальные изменения в самом человеке как личности приводят к кризису социальных форм жизни, которые развиваются на противоречивой основе: с одной стороны, они неблагоприятны для развития личности, живущей в конфликтном состоянии с социумом, социальностью, а с другой - социальность в какой-то степени создает условия и для развития личности. Таковы тезисные рассуждения о реалиях развития личности на основе философского размышления, кажущиеся парадоксальными (в силу закона противоречия, по которому одно и то же суждение не может быть и утвердительным, и отрицательным [2]) и требующие пояснения.

Обозначенная противоречивость порождает у человека различную готовность проявлять свои способности и возможности в разных сферах про-

128

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

фессиональной деятельности (в одних - плохо, в других - хорошо). Философы объясняют такое явление индивидуальной «предназначенностью» человека, которая не всегда работает на личность, на ее творческое начало. Чаще всего мы ориентируем развитие человека на «потребности общества», на «потребности современного производства», «на потребности современной науки», забывая о «свободном личностном развитии», о творческом начале. Роль педагога и заключается в том, чтобы помочь обучающемуся разрешить это противоречие и развить в человеке индивидуальную «предназначенность» в той сфере деятельности, которую он выбрал.

Но развитие творческой личности есть процесс инновационный, ибо термин «инновация» - это внедренное новшество [3]; в отечественном понимании - реализованное новшество, или «... создание новых продуктов с помощью новых знаний, новой организации труда, новых методов управления» [4]. Следовательно, понятия «творчество», «инновация», «новшество», «внедрение», «реализация» имеют единое ядро - потенциал (от лат. potentia - сила) - «совокупность возможностей, источников, запасов и т.п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, достижения поставленных целей.» [2].

Философы современности, идентифицируя термин «творчество» с термином «инновация»/«инновации», ставят перед нами следующие вопросы: современные трансформации традиционного сознания в России - это распад или объединение? [5]. Возможно ли согласие между инновационным и традиционным мышлением? Так, в исследованиях А. Г. Мясникова, касающихся проблемы востребованности в инновационном (творческом) мышлении среди молодежи в Пензенском регионе, делаются выводы: этого согласия нет и не будет в будущем, потому что принципы инновационного и традиционного мышления противоречат друг другу. Чтобы разрешить это противоречие, следует формировать среди учащейся молодежи инновационное, творческое мышление, а не поддерживать у них доминирование традиционных подходов в мыслительной деятельности, которые «препятствуют развитию инициативы, творчества, самодеятельного начала, т.е. личной свободы» [6]. В философском понимании свобода связана с ответственностью, а поэтому она имеет двойственный характер - либо она отрицательная и «не несет в себе ничего созидательного, но лишь разрушительное», либо она положительная -«свобода творчества как выход из ограничения всего старого для творения нового, еще не бывшего» [1]. Венцом личной свободы человека является нравственная ответственность, проявляясь в нем как сострадание, сопереживание, как совесть.

Благодаря свободе человек может освоить любую организацию жизни, любую деятельность, открывая для себя множество новых способностей и возможностей. С точки зрения психологии утверждаются разные подходы к формированию способностей человека: врожденных способностей у человека нет (А. Н. Леонтьев); некоторые «задатки» имеют врожденный характер (Л. С. Рубинштейн). С точки зрения философии способности у человека есть с рождения, но их нужно проявлять (Платон, Сократ); у человека есть способности к творчеству в силу того, что он просто Человек (Н. А. Бердяев).

Вернемся к социальным отношениям, социальности. Какую роль играют эти атрибуты жизни в формировании творческих личностных способно-

Humanities. Pedagogy

129

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

стей человека? Философы утверждают, что если социальные отношения носят вещный, рыночный характер, то они тормозят свободное личностное развитие человека (А. С. Арсеньев).

В «социальном движении времени» (по Б. Ананьеву) перспектива обновления и развития современного общества зависит не только от активного участия в нем каждого человека, от его готовности к творческой преобразующей деятельности, к созданию нового (инновационного) продукта, но и от наличия реальных образовательных ресурсов, потребностей и возможностей общества, обеспечивающих формирование и развитие творчества в каждом субъекте в условиях творческой образовательной среды вуза.

Ранее, в исследовании [7], мы представили свою точку зрения относительно формирования понятия «творческая образовательная среда» НОЦ (научно-образовательный центр) вуза, в содержание которой входит и так называемая «техническая среда» («технизированная среда») в форме конкретнотехнического решения («создание биосовместимых материалов медицинской техники нового поколения»): в различных источниках философского характера встречаются оба этих понятия ввиду идентичности их сущностной характеристики. Дидактические материалы этого технического решения представляют собой элемент образовательной среды для развития технического творчества студентов, а в итоге и их профессионально-творческого потенциала (ПТП).

Кризис современной «техногенной цивилизации», смена научных парадигм (не образовательных), научной картины мироздания в условиях глобализации и мировоззренческие установки, задающие место человека в мироздании, переоценка ценностей и другие вызовы времени заставляют человека более ответственно относиться к проектированию и использованию технических систем, машин, технических проектов, технологий с точки зрения философии педагогических проблем, философии науки и техники.

В русле логики исследования обращение к философской проблеме педагогики образования, науки и техники имеет своей целью выявить значимость научных традиций и возникновения нового знания в теории технического творчества и научного потенциала как отдельного человека, так и общества в целом.

Для такой целевой установки есть все объективные основания, связанные с переходом России на рыночные отношения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования, а в нашем случае - конкретно в учебной деятельности. Приведем их перечень: вхождение России в Болонский процесс; принятие нового закона об образовании; внедрение в практику образовательного процесса образовательных стандартов и образовательных программ нового поколения; возросшие требования рынка труда к качеству подготовки выпускников; смена образовательных парадигм: гуманитаризация образования - обращение человека к гуманитарным представлениям о роли значимости образования в его творческой профессиональной деятельности через интеграцию технологических взглядов и гуманистических воззрений; «образование через всю жизнь» вместо «образование на всю жизнь» и другие основания, которые сегодня рассматриваются как обновление общества, в котором изменяется жизненная позиция человека, как гражданская, так и профессиональная.

130

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Исследователи связывают эти основания с тем, что изменяются содержание образования, характер образовательной среды, детерминирующей развитие человека, изменяется и расширяется набор подходов к производству знаний выпускником нового поколения, изменяются и взаимосвязи человека и общества. В ходе этого обновления идет поиск новых идей, путей, технологий, преобразующих все сферы жизнедеятельности человека, создающих новые условия развития личности, ее профессионально-творческих способностей, влияющих на формирование профессионально-творческого потенциала студентов вуза (т.е. в процессе получения образования).

Изучая проблему развития творческого потенциала личности в культуре, образовании и социуме научным сообществом на мировом уровне обращено внимание, во-первых, на психолого-педагогическую идею о возможности воспитания и развития в каждом человеке «несколько потенциальных личностей».

Во-вторых - на исследования в сфере философии педагогики о возможности человеческой активности, в результате которой совершается развитие человека. Принимая во внимание постулат о том, что все здоровые люди имеют от природы «общие человеческие способности», выявление специфики каждой способности конкретного индивида становится объективной необходимостью педагога дать возможность обучающемуся развить все потенции и способности в процессе «умелого» воспитания и образования.

Согласно педагогической концепции, носящей личностно-творческий характер, человек «... при рождении получает одну только возможность формирования его будущего духовного достояния, возможность развития, и эта возможность остается действительной на протяжении всей жизни человека. Жить - значит развиваться (делаться), а развиваться - жить» [8, с. 46].

Педагогическая антропология, изучая человека, утверждает: чтобы руководить его развитием, нужно изучить «. процесс его созревания, роста, формирования его страстей», полагая при этом, что «. труд, окружающий мир и культурное содержание среды суть ведущие факторы развития». В нашем понимании сегодня это и есть активная воспитывающая и обучающая среда, в которой воспитателем преследуется цель по выработке «творческой личности, самобытной личности», а также «. влиять на воспитанника так, чтобы вести его к этой цели» [8, с. 50-51].

Под «умелым» воспитанием и образованием (обучением) мы понимаем «правильное воспитание», «полноценное личностное развитие» (по Б. М. Бим-Баду), достигаемое с помощью знаний, умений и навыков. «Правильное воспитание ведет новое поколение к верным чувствам, а от них - к уму, достоинству, нравственности, здоровью, мировоззрению, профессии и силе преодолевать вредные влияния» [9, с. 79]. Предупреждая нас об опасностях жизни, оно является воплощением закона «единства, целостности, неразрывности воспитания», «. укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе» [9, с. 489].

В-третьих - на постулат философии образования, утверждающий, что степень гуманности, прогрессивности, горизонты будущего общества зависят от системы образования - «кузнецы кадров». Всеусложняющаяся технизированная среда жизнедеятельности человека требует от него иного стиля мышления и поведения, ориентирует на проектирование новых высоких техноло-

Humanities. Pedagogy

131

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

гий, инновационных замыслов, ибо возможности экстенсивного развития давно себя исчерпали. Будущее человечества - за образованием, и, как утверждает бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, «...образование в самом широком смысле можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества, искателем правды и выразителем этой правды, способным, пусть даже неосознанно, помогать каждой общине, каждому обществу сделать шаг к лучшей жизни» [10, с. 35].

Проблема личности, множества аспектов ее жизнедеятельности занимала умы прогрессивной части людей любого общества во все времена его становления и развития. Постигая феномен человека, раскрывая его внутренний мир, его потенциальные творческие возможности, известный педагог современности В. А. Сластенин на Всероссийской конференции, посвященной педагогическому наследию К. Д. Ушинского, выдвинул тезис: «.мы призваны сегодня по-новому отрефлексировать человека как уникальное явление природы, утвердить приоритет целостности его внутреннего мира, осмыслить роль человека в своей жизни (выделено нами - авт), его права и ответственность перед собой за раскрытие своих сущностных сил и творческого потенциала, изменить соотношение внутренней свободы выбора личности в саморазвитии и самореализации, обосновать степень возможного вторжения общества в жизнь человека» [11, с. 3]. На сегодня этот тезис является определяющим фактором формирования профессионально-творческого потенциала выпускников нового поколения (бакалавров-инженеров, магистров, специалистов), поскольку изменилась политика в сфере технического образования. Она направлена на усиление роли человека в решении задач по подготовке конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качествами и профессионально-деятельностными возможностями этого образования.

Однако, выявляя профессионально-деятельностные возможности современного образования, мы должны учесть и уроки прошлого. Так, известный психолог (1893-1973 гг.) В. Н. Мясищев предупреждал: «Изучая деятельность, не должно забывать о ее личности, о человеке, а изучая личность, нельзя забывать о том, что изучать ее можно только в деятельности» [12].

Поэтому роль человека, не только в его жизни, но и в социальном, научном и техническом прогрессе общества раскрывалась в основном через призму единства образовательного и воспитательного воздействия. «Прогрессирующее развитие общества, - писал К. Д. Ушинский, - возможно только при условии организации целеустремленного воспитания» (выделено нами - авт) подрастающих поколений» [13, с. 7].

В этом единстве образовательно-воспитательного процесса и проявляют себя способности разума, присущие человеку с момента его рождения, потому, что только «.воспитание ума, обучение, образование в целом развивают и помогают наполнить их [способности] (добавлено нами - авт) достойным содержанием» [9, с.79].

Однако, обращая внимание на триаду понятий «воспитание ума», «обучение», «образование», видим, что на первое место поставлен термин «воспитание». И это не случайно. Борис Михайлович, конечно же, знал позицию отечественных мыслителей XIX-XX вв. о том, что знание без воспитания -меч в руках сумасшедшего (Д. И. Менделеев), оно ложно и опасно [14, 15].

132

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Такое знание создает «людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы...» [16, с. 309].

Но упомянутая выше триада понятий логично вписывается в политроп-ную (poli - много, tropos - путь) взаимосвязь триады понятий «личность -образовательная среда - образовательное пространство» в рамках деятельности конкретного образовательного учреждения, отвечающего за качество подготовки специалиста, его конкурентоспособность на рынке труда. Естественно, что личность специалиста как главная компонента этой триады может развиваться творчески (инновационно) только в условиях развивающейся образовательной среды вуза в соответствии с его образовательным пространством, систематизированным как нововведение по признаку сферы деятельности. По данному признаку инновации (нововведения) подразделяются, согласно исследованию [17], на три группы:

- нововведения в части управления учебным заведением: создание новых подразделений, создание специализированных организаций при учебном учреждении, разработка положений о работе подразделений, введение новых должностей;

- нововведения в части содержания обучения: введение новых ступеней образования, специальностей, учебных дисциплин, совершенствование учебных планов по специальности и т. д.

- нововведения в части форм и методов обучения: новое в чтении лекций, организации семинарских, практических и лабораторных занятий, приеме экзаменов, написании и защите дипломных работ (проектов), совершенствовании компьютеризации учебного процесса и т.д.

Функционирующий в вузе НОЦ включает в свою структуру отдельные элементы из каждой группы и является теми дополнительными ресурсами, формирующими творческую образовательную среду конкретной предметной области, которые не могут быть реализованы в обычных традиционных условиях обучения. Среди основных направлений проведения научных исследований и образовательных технологий мы ориентируемся на «создание биосовместимых материалов медицинской техники нового поколения». Есть все условия и возможности внедрить полученные результаты в сфере инженернотехнической деятельности [18], а именно в создании новых конструкций узлов подвижности ортезов для медицины. Мы рекомендуем использовать их в практике обучения студентов дисциплинам медицинского профиля, таким как травмотология и ортопедия. Результаты исследования обогащают содержание, предметную область инженерной педагогики как составной части профессиональной педагогики. Свою точку зрения мы обосновываем исходя из инженерной педагогики под влиянием вызовов времени, когда она развивается «в русле логического развития общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, методов, средств контроля и самоконтроля» [19]. При этом в перечень принципов, заложенных в создание творческой образовательной среды, кроме традиционных, включены следующие принципы: гуманизации образования и его культуросообразности, культуры здоровья и здоровьесбережения субъектов образования; инновационной творческой деятельности; интеграции дидактических и инженерных знаний [7].

Humanities. Pedagogy

133

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Список литературы

1. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций - очерков с приложениями : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Арсеньев. - М. : Академия, 2001. - 592 с.

2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. -538 с.

3. Википедия - свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org

4. Лесков, С. Л. Живая инновация. Мышление ХХ! века : пособие для старшеклассников / С. Л. Лесков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 240 с.

5. Мясников, А. Г. Современные трансформации традиционного сознания в России: распад или обновление? / А. Г. Мясников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 43-55.

6. Мясников, А. Г. Инновационное и традиционное мышление: возможно ли согласие? / А. Г. Мясников // Открытые инновации - вклад молодежи в развитие региона : сб. материалов регионального молодежного форума (г. Пенза, 6 декабря 2013 г.) : в 2 т. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - Т. 2. - С. 251-252.

7. Зюзина, А. А. Современные ресурсы творческой образовательной среды вуза /

A. А. Зюзина, А. С. Мещеряков // Западно-Сибирский педагогический вестник : сб. науч. тр. - Новосибирск : Изд-во ЦНРС, 2014. - Вып. 1.

8. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века : лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. -2-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1998. - 116 с.

9. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология : учеб. пособие / Б. М. Бим-Бад. -М. : Изд-во УРАО, 1988. - 576 с.

10. Майор, Ф. Новая страница : пер. с англ. / Ф. Майор. - М. : Прогресс, 1995.

11. C ластенин, В. А. Опыт философско-педагогической рефлексии: к 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского / В. А. Сластенин // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (17-19 марта 2004 г.). - М., 2004.

12. Мясищев, В. Н. Проблемы отношений человека и его место в психологии /

B. Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-154.

13. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - 452 с.

14. Менделеев, Д. И. Народное просвещение / Д. И. Менделеев // Сочинения : в 25 т. - Л. ; М., 1952. - Т. 23.

15. Менделеев, Д. И. С Думою о благе российском: Избранные экономические произведения / Д. И. Менделеев ; отв. ред., авт. вступ. ст. и ком. С. В. Казанцев. -Новосибирск : Наука, Сиб. отд-е, 1991.

16. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Республика, 1993. - 430 с.

17. Инновационное развитие регионального профессионального образования / под науч. ред. А. Т. Глазунова. - М. : ТО ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. - 64 с.

18. Разработка технологии серийного производства ортезов с использованием САБ/СЛЫ-систем Delcam / А. Зюзина, А. Машков, С. Нестеров, А. Кибиткин // Сапр и графика. - 2014. - № 12.

19. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост.: Г. М. Романцев,

В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2005. - 456 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Arsen'ev Л. S. Filosofskie osnovaniya ponimaniya lichnosti: Tsiklpopulyarnykh lektsiy -ocherkov s prilozheniyami: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Philo-

134

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

sophical foundations of interpretation of “the personality”: Course of popular lectures-essays with enclosures: tutorial for university students]. Moscow: Akademiya, 2001, 592 p.

2. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, ter-miny, aktual'naya leksika [Professional education: dictionary. Key notions, terms, topical vocabulary]. Moscow: NMTs SPO, 1999, 538 p.

3. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia - free encyclopedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org

4. Leskov S. L. Zhivaya innovatsiya. Myshlenie XXI veka: posobie dlya starsheklassnikov [Live innovation. XXI century thinking: tutorial for high school students]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie, 2010, 240 p.

5. Myasnikov A. G. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2013, no. 3 (27), pp. 43-55.

6. Myasnikov A. G. Otkrytye innovatsii - vklad molodezhi v razvitie regiona: sb. materia-lov regional'nogo molodezhnogo foruma (g. Penza, 6 dekabrya 2013 g.): v 2 t. [Open innovations - youth‘s contribution to regional development: collected articles of the regional youth forum (Penza, 6 December 2013): in 2 volumes]. Penza: Izd-vo PGU,

2013, vol. 2, pp. 251-252.

7. Zyuzina A. A., Meshcheryakov A. S. Zapadno-Sibirskiy pedagogicheskiy vestnik: sb. nauch. tr. [West-Siberia Pedagogical Bulletin: collected scientific works]. Novosibirsk: Izd-vo TsNRS, 2014, iss. 1.

8. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskie techeniya v nachale dvadtsatogo veka: lektsii po pe-dagogicheskoy antropologii i filosofii obrazovaniya [Pedagogical trends in the early XX century: lectures on pedagogical anthropology and philosophy of education]. 2nd ed. Moscow: Izd-vo URAO, 1998, 116 p.

9. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya: ucheb. posobie [Pedagogical anthropology: tutorial]. Moscow: Izd-vo URAO, 1988, 576 p.

10. Mayor F. Novaya stranitsa: per. s angl. [New page: translation from English]. Moscow: Progress, 1995.

11. Slastenin V. A. Pedagogicheskoe nasledie K. D. Ushinskogo i sovremennye problemy modernizatsii obrazovaniya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (17-19 marta 2004 g.) [Pedagogical heritage ofK. D. Ushinsky and modern problems of modernization of education: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (17-19 March 2004)]. Moscow, 2004.

12. Myasishchev V. N. Voprosy psikhologii [Problems of psychology]. 1957, no. 5, pp. 142-154.

13. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. [Pedagogical works: in 6 volumes]. Moscow: Pedagogika, 1988, vol. 1, 452 p.

14. Mendeleev D. I. Sochineniya: v 25 t. [Works: in 25 volumes]. Leningrad; Moscow, 1952, vol. 23.

15. Mendeleev D. I. S Dumoyu o blage rossiyskom: Izbrannye ekonomicheskie proizvede-niya [Thoughts on Russia’ welfare: Selected economic works]. Novosibirsk: Nauka, Sib. otd-e, 1991.

16. Il'in I. A. Put' k ochevidnosti [Way to evidence]. Moscow: Respublika, 1993, 430 p.

17. Innovatsionnoe razvitie regional'nogo professional'nogo obrazovaniya [Innovative development of regional professional education]. Ed. by A. T. Glazunov. Moscow: TO oOo TsVT «Orientir», 2009, 64 p.

18. Zyuzina A., Mashkov A., Nesterov S., Kibitkin A. Sapr i grafika [CAD and graphics].

2014, no. 12.

19. Professional'no-pedagogicheskie ponyatiya: slovar' [Professional pedagogical notions: dictionary]. Comp. by: G. M. Romantsev, V. A. Fedorov, I. V. Osipova, O. V. Tarasyuk; ed. by G. M. Romantsev. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof. ped. un-ta, 2005, 456 p.

Humanities. Pedagogy

135

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: metal@pnzgu.ru

Зюзина Александра Александровна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: 6urka-jujka@mail.ru

Мещерякова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, начальник Управления международного сотрудничества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: imsgu@bk.ru

Нестеров Сергей Александрович кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии машиностроения, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: nesterovs@list.ru

Meshcheryakov Anatoly Semenovich Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of welding and casting production and materials science, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Ziuzina Alexandm Aleksandrovna

Postgraduate student, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Meshcheryakova Ol'ga Viktorovna Candidate of pedagogical sciences, head of International Cooperation Office, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Nesterov Sergey Aleksandrovich Candidate of engineering sciences, associate professor, sub-department of mechanical engineering, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 378

Мещеряков, А. С.

Развитие профессионально-творческого потенциала студентов в условиях творческой образовательной среды вуза / А. С. Мещеряков, А. А. Зюзина, О. В. Мещерякова, С. А. Нестеров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). -

С. 127-136.

136

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.