After analyzing the definitions and approaches to the concept of «corporate culture» we have identified the following its component: regular behavior patterns, rules and regulations, dominant values, philosophy, management culture, social and psychological climate.
It has become a tradition to identify three levels structure of corporate culture marked first in E.Shane's works, which includes a superficial «symbolic» level (artifacts), a subsurface level (declared values), and a basic or profound level. We have also considered another corporate culture structure proposed by F. Harris and R. Moran and considered the following features as self-awareness and understanding of a personal place in a company; communication system, language of communication; external image of an employee; eating habits; awareness of time, attitude towards time; relationships between colleagues in a company; values; faith and beliefs; personal development and learning activity; work ethics and motivation.
The paper contains a short summary of the social and instructional design model of corporate culture, which includes the following hierarchically interrelated elements: objective, subject, stages of social and instructional design, corporate culture, its components and levels, social potential and results of social and instructional design.
The stages and methods of social and instructional design allow developing an effective strategy for corporate culture of a particular company, which makes social and instructional design of corporate culture a relevant tool.
Key words: design; social and structural design; corporate culture; improvement; development.
About authors: Nataliya Vladimirovna Bocharova1, Head of the Department for Professional Retraining Institute of Supplementary Education, senior lecturer at the Department for Professional Development of Teachers; Kseniya Pavlovna Sazhina2, postgraduate student at the Department for Pedagogy and Andragogy.
Place of employment: Moscow City Pedagogical University1.
УДК 378.14 Б. Ю. Васильев, Н. Г. Милованова
Тюмень, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация. В данной статье исследуется проблема формирования морально-волевых качеств у курсантов военного вуза средствами учебных дисциплин. Приводится обоснование необходимости формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. Проводится анализ учебных циклов, дисциплин и выявляются возможности по формированию морально-волевых качеств. Представлены фрагменты квалификационных требований по учебным дисциплинам и компоненты содержания учебных дисциплин, обеспечивающие формирование морально-волевых качеств у курсантов военных вузов.
Процесс обучения курсантов военного вуза требует от них постоянного напряжения нравственных, интеллектуальных и физических сил, а также проявления самостоятельности и активности, смелости и решительности. Обучение в военном вузе организовано по циклам, которые включают определенные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебные дисциплины различные по содержанию, направленности и временем обучения.
Изучение литературных источников позволило выделить группу из 11 волевых качеств: целеустремленность, самообладание, инициативность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, смелость, исполнительность, которые неразрывно связаны с моральным компонентом.
В формировании морально-волевых качеств у курсантов военных вузов участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой, которые формируют определенные морально-волевые качества, выявленные с помощью проведенного анализа нормативных документов.
Важнейшим аспектом учебных дисциплин у курсантов являются компоненты, такие как моральный, когнитивный, рефлексивный. Необходимым условием в формировании морально-волевых качеств у курсантов является непрерывное воздействие изучаемых дисциплин на протяжении всего периода обучения в военном вузе на формируемые качества. Постепенное повышение степени трудности заданий и ситуаций, моделирующих учебно-боевую деятельность, способны вызывать проявления морально-волевых качеств у курсантов в различных ситуациях.
Таким образом, разнообразные по форме и содержанию учебные дисциплины военного вуза являются важным средством в формировании морально-волевых качеств.
Ключевые слова: морально-волевые качества; возможности учебных дисциплин; военный вуз.
Сведения об авторах: Борис Юрьевич Васильев1, аспирант Тюменского областного государственного института развития регионального образования; Наталья Геннадьевна Милованова2, доктор педагогических наук, проректор по учебной и научной работе.
Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования".
Контактная информация: e-mail: [email protected]; 625000, г. Тюмень, ул.Малыгина, 732; e-mail: [email protected].
Процесс обучения курсантов военных вузов организуется и проводится в соответствии с требованиями военной политики государства, согласно приказам и директивам Министерства обороны Российской Федерации. Его организационно-содержательную основу составляют: военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы и планы боевой и профессионально-должностной подготовки, государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к подготовке военных специалистов.
Овладение военной специальностью проводится с использованием реальной и все более сложной боевой техники и вооружения, в условиях, максимально приближенных к боевым, что связано с большими психологическими и физическими нагрузками. Процесс обучения требует от курсантов напряжения духовных, интеллектуальных и физических сил, самостоятельности и активности, смелости и решительности (Комиссаров 2009; Соловьев 2004).
Цель исследования — выявить и теоретически обосновать возможности учебных дисциплин по формированию морально-волевых качеств у курсантов военных вузов.
Анализ нормативных документов позволил выявить требования к военно-профессиональной подготовке выпускников в аспекте рассматриваемой проблемы. Так, согласно квалификационным требованям к военно-профес-сиональной подготовке выпускников, задачами профессиональной деятельности специалистов являются: управление морально-психологиче-ским состоянием личного состава в интересах решения стоящих задач; руководство военно-педагогическим процессом в подразделении; поддержание высокой воинской дисциплины в подразделении; воспитание ответственности за качественное и своевременное выполнение задач инженерного обеспечения тактических действий; развитие в себе и у подчиненных чувства высокой личной ответственности перед своей родиной; правильное сочетание единоначалия и демократизма, развитие инициативы,
ведение работы по сплочению воинского коллектива (Квалификационные требования 2014).
Выпускник должен обладать военно-про-фессиональными компетенциями: способностью ориентироваться в исторических традициях и культуре воинского воспитания; способностью понимать исторический путь развития Вооруженных сил России; способностью решать задачи воспитательной работы (организовывать и проводить мероприятия государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического и культурного воспитания) с различными категориями военнослужащих; способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности; демонстрацией понимания значимости своей будущей военной специальности, стремлением к ответственному отношению к исполнению служебных обязанностей; способностью управлять морально-психологическим состоянием личного состава в интересах решения стоящих задач, руководить военно-педагогическим процессом в подразделении; способностью применять требования общевоинских уставов ВС РФ в боевой обстановке и повседневной деятельности; способностью проведения анализа военно-исторического опыта для использования в современных условиях ведения боевых действий (ФГОС ВПО 2014).
Морально-волевые качества курсанта военного вуза: самостоятельность и инициативность, самообладание, смелость и решительность, патриотизм, мужество, верность Отечеству, воинский долг, — все это свойства личности, проявляющиеся в конкретных ситуациях и связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий в соответствии с твердыми нравственными установками (Рудик 1962). Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Ильин 2000: 117). Нами будет рассмотрено 11 волевых качеств: целеустремленность, самообладание, инициативность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, смелость, исполнительность. Эти
качества структурируют моральный компонент личности, определяя ее профессиональные и жизненные установки. Формирование морального компонента курсантов осуществляется в процессе обучения. Большой вклад в организацию системного учебно-воспитательного процесса вносят профессионально ориентированные дисциплины военно-учебного заведения.
Перечень учебных циклов, дисц]
Известно, что обучение в военном вузе ведется в соответствии с направлением подготовки по военной специальности на основании требований ФГОС ВПО. Планирование учебного процесса происходит на основании учебного плана, который включает в себя циклы дисциплин. Перечень учебных циклов, дисциплин и время, отведенное на их изучение, представлены в таблице 1.
Таблица 1
лин и среднее время на изучение
Индекс цикла учебных дисциплин Наименование учебного цикла Количество учебных дисциплин в цикле Общее количество часов на изучение цикла Среднее время на изучение дисциплин в цикле
С 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл 13 1584 121
С 2. Математический и естественнонаучный цикл 11 3060 278
С 3. Профессиональный цикл 37 5004 135
С 4. Физическая подготовка 1 400 400
С 5. Практики и научно-исследовательский цикл 10 1080 108
С 6. Государственная итоговая аттестация 3 1080 360
Из таблицы 1 видно, что количество дисциплин в циклах и время на их изучение распределено неравномерно, что говорит о специфике каждого из направлений.
Теоретический анализ литературы (квалификационных требований) по проблеме формирования морально-волевых качеств курсантов средствами учебных дисциплин позволил выделить те из них, изучение которых дает наи-
Возможности отдельных дисциплин по с
больший эффект в деле воспитания, оказывая заметное влияние на поведенческие установки курсантов. Рассмотрим возможности отдельных дисциплин из каждого цикла в формировании морально-волевых качеств на примере таблицы 2.
В таблице 3 представлены выдержки из квалификационных требований по учебным дисциплинам.
Таблица 2
[жированию морально-волевых качеств
Наименование учебного цикла Наименование учебной дисциплины Формирумое морально-волевое качество
Гуманитарный, социальный и экономический цикл «История России» «Военная история» «Общевоинские уставы» «Русский язык и культура речи» патриотизм, верность Отечеству, воинский долг, нравственность, дисциплинированность, честь и достоинство
Математический и естественнонаучный цикл «Инженерные заграждения» «Взрывное дело» «Переправы» самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, инициативность, самостоятельность, исполнительность
Профессиональный цикл «Безопасность жизнедеятельности» «Водолазная подготовка» «Прикладная физическая подготовка» «Общая тактика» «Строевая подготовка» «Огневая подготовка» самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, целеустремленность, ответственность
Окончание талицы 2
Наименование учебного цикла Наименование учебной дисциплины Формирумое морально-волевое качество
Физическая подготовка Физическая подготовка самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, инициативность, самостоятельность, исполнительность, целеустремленность, терпеливость
Таблица 3
Фрагменты квалификационных требований по учебным дисциплинам, направленные на формирование морально-волевых качеств
Дисциплина Знать Уметь Владеть
Военная история Основные этапы военного развития России, исторический путь развития инженерных войск, сложившиеся отечественные воинские традиции, дни воинской славы России. Использовать военно-исторический опыт в привитии личному составу патриотизма, верности воинской присяге и военным традициям; обобщать и анализировать опыт ведения боевых действий прошлых войн и современности. Навыками анализа военно-исторических источников; методами военно-исторической науки при анализе современных войн и военных конфликтов; навыками самостоятельной работы в исследовательском процессе.
Организация воспитательной работы в ВСРФ Основные принципы, методы, формы и средства военно-педагогической деятельности, содержание и систему работы командира по воспитанию и укреплению воинской дисциплины личного состава; пути, формы и методы формирования воинского мастерства; основные психические механизмы функционирования, формирования и развития воинов в различных видах деятельности. Организовывать целенаправленное воспитательное воздействие на формирование личности военнослужащего, руководить самовоспитанием воинов подразделения; пользоваться основными методами воспитания личного состава, воплощать в практической деятельности черты офицера высокой педагогической культуры. Основными методами изучения личности военнослужащего; навыками использования полученных знаний в условиях военно-профессиональной деятельности; навыками организации и проведения индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
Инженерные заграждения, Взрывное дело, Переправы, Военные мосты, Военные дороги Способы минирования дорог, аэродромов и населенных пунктов, особенности минирования дорог по опыту локальных войн и вооруженных конфликтов; способы уничтожения взрывоопасных предметов; особенности применения взрывчатых веществ, средств взрывания и подрывных зарядов в локальных войнах и региональных конфликтах. Устанавливать и обезвреживать (уничтожать) основные образцы противотанковых мин отечественного производства; устанавливать и обезвреживать (уничтожать) основные образцы противопехотных мин отечественного производства. Способами и порядком выполнения задач по разведке и разминированию дорог, местности и объектов; способами и порядком выполнения задач по устройству минно-взрывных заграждений; методикой организации подготовки и проведения занятий по взрывному делу.
Продолжение талицы 3
Дисциплина
Знать
Уметь
Владеть
Водолазная подготовка
Теоретические основы водолазного дела и водолазной медицины; тактико-технические характеристики, устройство, принцип действия и правила эксплуатации водолазных снаряжений и средств обеспечения водолазных спусков, имеющихся в инженерных войсках; причины и признаки водолазных заболеваний; правила и организацию спуска водолаза на глубину до 20 м.
Осуществлять контроль за подготовкой водолазного снаряжения к спускам под воду и устранению неисправностей, выявленных при проверках снаряжения; руководить водолазными работами на глубине до 20 м.
Правилами эксплуатации передвижной рекомпрес-сионной станции ПРС-ВМ.
Войсковая фортификация, Маскировка, Прикладная физическая подготовка,
Тактика подразделений инженерных войск, Общая тактика, Радиационная, химическая и биологическая защита,
Огневая подготовка из стрелкового оружия, Строевая подготовка,
Управление подразделениями в мирное время.
Способы, средства разведки и системы наведения оружия армий иностранных государств; демаскирующие признаки войск и объектов; средства, способы и нормативы скрытия и имитации важных районов и объектов; основы ориентирования на местности, спасения и выживания в различных климатогеографи-ческих условиях; специальные упражнения, приемы и действия по развитию и совершенствованию во-енно-прикладных навыков; последовательность формирования военно-прикладных навыков и умений; методы развития и совершенствования военно-прикладных навыков и специальных качеств; условия сохранения жизни и здоровья в процессе прохождения военной службы; основные положения Военной доктрины Российской Федерации.
Действовать в составе взвода (отделения, расчета) при выполнении задач по скрытию и имитации войск и объектов; выполнять упражнения, приемы и действия, направленные на развитие военно-прикладных навыков и умений; самостоятельно проводить физическую тренировку для совершенствования специальных качеств; применять на практике специальные упражнения, приемы и действия при выполнении боевых и других задач; организовать порядок работы командира подразделения по планированию и проведению занятий по боевой подготовке, караульной и внутренней службе, воспитательной работы, поддержанию правопорядка и военной дисциплины, по противодействию террористическим актам.
Способами возведения войсковых фортификационных сооружений для ведения огня, для наблюдения и управления огнем, защиты личного состава, для пунктов управления; физическими основами маскировки от средств разведки и систем наведения оружия армий иностранных государств; навыками ориентирования на незнакомой местности, преодоления естественных и искусственных препятствий в пешем порядке, бегом и на лыжах, приемами рукопашного боя, техникой плавания в обмундировании с оружием; навыками выполнения упражнений по военно-прикладным видам спорта; навыками самоспасения и выживания в процессе служебной и боевой деятельности; навыками организации всестороннего обеспечения подчиненного подразделения и управления им в боевой обстановке и в повседневной деятельности в соответствии с должностным предназначением.
Окончание талицы 3
Дисциплина Знать Уметь Владеть
Физическая подготовка Методику развития и совершенствования физических и мо-рально-волевых качеств обучающихся средствами физической подготовки и различных видов спорта; закономерности использования физических упражнений для укрепления здоровья, основы закаливания, повышения устойчивости военнослужащих к различным факторам окружающей среды и профессиональной деятельности. Организовывать все виды учебных занятий по физической подготовке; проводить утреннюю физическую зарядку, спортивно-массовую работу, самостоятельную физическую тренировку для повышения уровня физической подготовленности; выполнять все упражнения по основным разделам физической подготовки в соответствии с программой обучения. Навыками выполнения упражнений по разделам физической подготовки; навыками организации и проведения всех форм физической подготовки; навыками организации и проведения проверки и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих.
Важнейшим аспектом учебных дисциплин являются компоненты в формировании мо-рально-волевых качеств у курсантов:
- моральный компонент, определяющий направление волевого усилия в любой ситуации и определяющий смысл его проявления. Цель формирования морально-волевых качеств заключается в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая позволяет, по словам И.М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и преодолеваемые человеком трудности получают положительный эмоциональный оттенок (Шишков 2014).
П.А. Рудик (1962) пишет: «...Воспитание требуемых человеку волевых качеств органически и неразрывно связывается с его нравственным воспитанием. Оно...представляет собой единый педагогический процесс, в котором воспитание волевых и моральных сторон личности взаимосвязаны и не могут протекать раздельно: воспитание волевых качеств не может быть осуществлено без одновременного воспитания нравственных черт личности; в то же время моральное воспитание не может быть осуществлено вне волевой деятельности» (Шишков 2014). Чувство долга, сознание необходимости совершить героический поступок во имя других, преодолеть, казалось бы, непреодолимую усталость - все это характеризует сформированную в нравственном отношении личность, наличие у нее морального компонента воли (Яковлев 2014);
- когнитивный компонент, включающий в себя знания и представления о нравственных
ценностях и волевых качествах личности, стремление самопознания и самосовершенствования;
-рефлексивный компонент, включает в себя оценку индивидом себя и своих поступков с позиции моральных и нравственных норм и ценностей. Рефлексия и регулирование действий осуществляются на основе восприятия добра и зла, формируют способность к осмыслению своих возможностей обеспечить эффективное решение учебно-боевых задач в различных, в том числе и экстремальных условиях.
Необходимо отметить, что формировать мо-рально-волевые качества курсантов следует непрерывно на протяжении всего периода обучения. Необходимо постепенно повышать степень трудности заданий и ситуаций, моделирующих учебно-боевую деятельность, которые способны вызывать проявления морально-волевых качеств.
Таким образом, учебные дисциплины военного вуза являются важным средством в формировании морально-волевых качеств. Разнообразные по форме и содержанию учебные дисциплины вызывают необходимые умственные и двигательные напряжения по преодолению внешних и внутренних препятствий с учетом моральных норм. Важными моральными нормами волевых качеств являются воинские исторические традиции, опыт боевых действий, требования воинских уставов.
ЛИТЕРАТУРА
Комиссаров С. М. 2009. Формирование позитивного внутриколлективного взаимодействия курсантов в военном вузе как педагогическая проблема // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири 10, 45—48.
Соловьев В. В. 2004. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь.
Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, утвержденные Начальником инженерных войск ВС РФ от 17.12.2014 г. (дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190110 — Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) «специалист»)» // Архив Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2076 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190110 — Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) "специалист")» // http://www.zakonprost.m/content/base/part/723766 (2015 14 окт.).
РудикП. А. 1962. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. Москва: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Ильин Е. П. 2000. Психология воли. Санкт-Петербург: Издательство «Питер».
Шишков А. И. 2014. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. Москва.
Яковлев Д. С.. Володин В. Н., Барыкин С. Ф. 2013. Сравнительный анализ физической и функциональной подготовленности курсантов инженерного ввуза разных годов обучения // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта 5(99), 159—163.
Яковлев Д. С.. Володин В. Н. 2014. Эффективность военно-прикладной физической подготовки в военно-инженерном ВУЗе // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (28 ноября 2014 г.). Ч. V. Москва: АР-Консалт, 45—46.
Яковлев Д. С.. Володин В. Н., Гайсин Д. Р. 2014. Инновации в учебном процессе по физической подготовке военнослужащего инженерного вуза // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в психологии и педагогике». Уфа: Аэтерна, 185—186.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
КТ - Квалификационные требования
REFERENCES
Komissarov S. М. In: Sotsialnaya pedagogika i sotsialnaya rabota v Sibiri [Social pedagogy and social work in Siberia], Vol. 10 (2009): 45—48. (In Russian).
Solovjev V. V. Soderzhniye i organizatsiay psikhologo-pedagogicheskoy podgtovki kursantov voenno-inzhenernogo vuza: avtoref. ... kand. ped. nauk [The content and organization of psychological and pedagogical training of military students: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Stavropol, 2004. (In Russian).
Kvalifikatsionniye trebovaniya k voenno-professionalniy podgotovke vypusknikov, utverzhdenniye Nachalnikom inzhenernykh voisk VS RF ot 17.12.2014 goda (dopolneniye k federalnomu gosudarstvennomu standartu vyschego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsialnosti) 190110 Transportniye sredstva spetsialnogo naznacheniya (kvalifiktsiya (stepen) «spetsialist» [Qualification requirements for military graduates, approved by the Head of the engineering troops of the Russian Federation Armed Forces, dated 12.17.2014 (supplement to the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the training field (specialty) of 190110 Special purpose vehicles (qualification (degree) «Specialist»). Tyumen Regional Archive of the State Institute for Regional Education Development. (In Russian).
Prikaz Minobrnauki RF ot 24.12.2010 № 2076 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistviye federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyschego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsialnosti) 190110 Transportniye sredstva spetsialnogo naznacheniya (kvalifiktsiya (stepen) "spetsialist"» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 24.12.2010 № 2076 «On approval and enactment of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the training field (specialty) of 190110 Special purpose vehicles (qualification (degree) "Specialist")» // http://www.zakonprost.ru/content/base/part/723766 (Accessed on October 14, 2015). (In Russian).
Rudik P. A. In: Problemy psikhologii sporta [Problems of sports psychology], Moscow: Russian State Univerisity of Physical Training, Sports and Tourism, 1962. (In Russian).
Ilyin E. P. Psykhologiya voli [Psycholoy of will]. Saint Petersburg: Piter, 2000: 288 p. (In Russian).
Shishkov A. 1. Formirovaniye professionalnoy kompetentnosti kursantov voennykh vuzov v khode taktiko-spetsialnoy podgotovki: Dis. ... kand. ped. nauk [Development of professional competence of military students during tactical and special training: A thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Moscow, 2014. (In Russian).
Yakovlev D. S., Volodin V. N., Barykin S. F. In: Ucheniye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University], Vol. 5 (99) (2013): 159—163. (In Russian).
Yakovlev D. S., Volodin V. N. In: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka, obrazovaniye, obshcestvo: tendentsii i perspektivy» [Collection of papers based on the proceedings of the International scientific and practical conference «Science, education and society: Trends and prospects» (November 28, 2014)]. Part V. Moscow: AR-Consult, 2014: 45—46. (In Russian).
Yakovlev D. S., Volodin V. N., Gaisin D. R. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionniye protsessy v psikhologii i pedagogike» [Collection of papers based on the proceedings of the International scien-
tific and practical conference «Innovative processes in psychology and pedagogy» (December 20, 2014)]. Ufa: Aeterna, 2014: 185—186. (In Russian).
B. Y. Vasilev, N. G. Milovanova
Tyumen, Russia
DEVELOPING PERSONAL MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF MILITARY STUDENTS THROUGH ACADEMIC COURSES
Abstract. The paper studies the issue of developing personal moral and volitional qualities of military students through academic cources and justifies the need to develop personal moral and volitional qualities of military students. The paper analyses educational cycles and cources, identifies opportunities for developing personal moral and volitional qualities, and presents parts of qualification requirements, units and components of various academic courses enabling the development of moral and volitional qualities of military students.
Training in a military college requires students to pay close attention to their moral, intellectual and physical quialities, to be independent and pro-active, courageous and determined. Training in a military college is done in cycles and courses, different in content, subject and training time and following certain federal state educational standards of higher education.
After analyzing the reference sources, the authors have identified 11 volitional qualities, including ambition, self-control, initiative, orderliness, self-discipline, perseverance, endurance, determination, independence, courage, diligence. These qualities are closely related to the moral component of personality.
Various academic courses mastered during training develop centain moral and volitional qualities of military students, identified through the analysis of regulatory academic documents.
Moral, cognitive, reflective components are most important aspects of the academi courses for military students. A continuous exposure to certain academic courses throughout the entire period of training in military college is a prerequisite for developing moral and volitional qualities of students. A gradual increase of difficulty of tasks and combat and training activities enable manifesting moral and volitional qualities of military students in different situations.
Thus, diverse academic courses for military students are an important tool in shaping their moral and volitional qualities.
Key words: moral and volitional qualities; resources of academic courses; military college.
About the author: Boris Yurevich Vasilev1, postgraduate student Tyumen Regional State Institute for Regional Education Development; Natalia Gennadievna Milovanova2, Doctor of Pedagogical Sciences, Vice-Rector for Education and Research.
Place of employment: Tyumen Regional State Institute for Regional Education Development2.
УДК 378 В. С. Вербовская, А. Г. Гогоберидзе
Санкт-Петербург, Россия
О ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Данная задача обозначена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Авторы подчеркивают, что развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте представляет собой актуальную педагогическую задачу, не только заявленную политикой в области дошкольного образования, но и представляющую собой актуальную потребность современного общества, демонстрирующего снижение духовности, рост жестокости, дефицит доброты. В статье обосновываются факторы развития эмоциональной отзывчивости именно в дошкольном возрасте, для чего авторы обращаются к педагогическим источникам, прежде всего к гуманистической педагогической концепции. Факторами, обусловливающими развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольника, являются наследственность ребенка, его социальный и эмоциональный опыт, сформированный семейными отношениями; интенсивность процесса развития личности в детстве; сензитивность старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости; возрастосообразность потребности социально значимой деятельности и социально значимых отношений; потенциал эмоционального развития в игре — ведущей деятельности дошкольного периода. Анализ факторов позволяет определить три направления в решении актуальной задачи развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста: ам-