УДК 37.03
АМ. Марков ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ВОЛЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоционально-волевой компетентности военнослужащих. Полученные результаты можно использовать в современной педагогике и психологии и образовательной практике.
Ключевые слова: структура, компетентность, эмоционально-волевая компетентность, образовательная деятельность, ценность, ценностные отношения, образовательная ситуация, моделирование компетентности.
Artur Markov BASE AND STRUCTURE OF THE EMOTIONAL-
VOLITIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN MILITARY INSTITUTIONS
Annotation. The article presents the results of investigation of the problem of emotional and volitional competence of the military. The results obtained can be used in modern pedagogy and psychology and educational practice.
Keywords: structure, competence, emotional and volitional competence, educational activities, value, value relationships, educational situation, modeling competence.
Готовность действовать (в рамках образовательной компетентности) указывает на способность носителя компетентности менять как окружающий мир, так самого себя благодаря интерактивному характеру деятельности всех участников образования. Образовательная деятельность как предмет проектирования допускает выделение способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов деятельности, приводящих к инновационным результатам. Такая способность относится к методологической культуре преподавателя и является посредником между теорией обучения и практикой реализации инновационных идей образования как социального института.
Образовательная деятельность проявляется как ценность в различных культурных сферах и представляет собой продвижение участников образования к высоким уровням компетентности в принятой таксономии. По отношению к курсанту - это способность к личностному саморазвитию. Для успешности такого процесса самому военнослужащему нужны некоторые знания, традиционно называемые педагогическими. Но они должны быть «переписаны» заново, во-первых, для возможности усвоения их курсантом; во-вторых, для моделирования конкретной ситуации, в которой находятся все участники образовательного процесса. Во взаимосвязи деятельности как ценности и ценностных отношений вообще ярко проявляется условность разделения социального опыта на отдельные части. Но так удобнее моделировать и корректировать результат образования.
Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений показывает, что с самими ценностями в воспитании возникает несколько парадоксальная ситуация. С одной стороны, как считают В.В. Краевский [3], Н.Д. Никандров [4], правильно считать, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям вообще [2, с. 22]. С другой стороны, ценностные отношения являются составной частью содержания образования, т.е. подчинены глобальным педагогическим целям [5, с. 60].
Но выход найдется, если данный компонент социального опыта мы приблизим к пониманию процесса становления «человека Культуры». Имеет смысл нагрузить эту составляющую компетентности деятельностной характеристикой субъекта воспитания. Так получаем название для компонента компетентности: опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений. В достижении этого
© Марков А.М., 2014
уровня компетентности заключается педагогическая задача, которая носит прикладной характер по отношению к ценностям социума и не претендует на превосходство над ними. Рассуждая о ценностях воспитания, исследователи, как правило, приводят перечень этих ценностей.
Осуществление эмоционально-ценностных отношений предполагает умение находить личностные смыслы в образовательной ситуации. При этом устоявшиеся вопросы в дидактике «Чему учить?» и «Как учить?» дополняются новой, ценностно-ориентированной парой: «Зачем учить?» и «Кто учит?». Ответ на первые два вопроса устанавливает логические и предметно-знаковые связи в содержании обучения, но эти связи-отношения - лишь посредники между высокой компетентностью личности и новыми - смыслообразующими - связями, в которых ведется совместный поиск ответов на вторую - ценностную - группу вопросов. Способность формировать такие умения характеризует и мастерство педагога, который открывает своим воспитанникам-коллегам не только и не столько мир знаний, но и свой собственный мир, выражая через учебные факты и факторы свое отношение к нему.
Переход от ценностей к последнему компоненту компетентности, связанному с творческой деятельностью, достаточно плавный. Действительно, творческое отношение к делу - это одна из ценностей, однако имеет смысл обозначить конкретные проявления творчества в предметной и межпредметной сфере. Это - перенос знаний в другую когнитивную ситуацию, использование знания на межпредметном уровне, определение новых свойств в уже изученных ранее явлениях с помощью других методов исследования и др.
Механизмом реализации компетенции как замысла является технология, т.е. текст-проект, который включает обязательную рефлексию участников образования по отношению к полученным результатам. Репрезентация результатов проявляется в уникальной, штучной знаковой системе, описывающей компетентность как оценку педагогической нормы, т.е. это не только внешнее наблюдение над образованием, отделенное от него традиционным механизмом педагогического мониторинга, а составляющая образования-самообразования, допускающая внутреннюю оценку себя. При появлении новых результатов, внутренняя оценка которых затруднительна, возникает потребность в новом теоретическом дискурсе компетентности. Для этого понадобится внешняя теоретическая экспертиза специалистов, которые, в свою очередь, приготовят уникальную знаковую систему для анализа полученных результатов. Однако при использовании внешней экспертизы возникает опасность попадания в ловушку «старых» интеллектуальных схем, а уникальный педагогический феномен может «проскользнуть» сквозь знаковую сеть существующего восприятия возникающей культуры.
При моделировании компетентности необходимо учесть потребность компетентности в диалоге с другими педагогическими культурами. Это означает не только встречу в мультикультурном пространстве подобных образовательных сообществ, что само по себе тоже продуктивно, но и культурное взаимодействие со многими социальными партнерами, заинтересованными в качественном результате деятельности военного института. Компетентность содержит в себе как способность в обнаружении новых педагогических результатов, так и расположенность к диалогу с ними. Таким образом, у компетентности, как правило, проявляются две составляющие: нормативно-оценочная, направленная «внутрь» самой себя, и самоорганизующаяся, ориентированная на поиск новых смыслов уже зафиксированных и оцененных ранее результатов [1].
Если ключевые ценности образования разделяются большим числом участников, то это оказывает большое влияние на поведение участников образования и во многом заменяет регламентацию служебно-боевой деятельности (СБД). Мелочная опека, рутинное управление становятся просто лишними. Компетентность способна достичь высоких результатов также в стабильности и воспроизводимости процесса. Это происходит не за счет регламентирующих мероприятий и бюрократических циркуляров, все осуществляется благодаря активизации внутренних механизмов, которые, сохраняя внутреннее свойство развития, способны к созданию у результатов образования новых структурных
элементов. Чем выше компетентность субъектов образования, тем меньше воинское подразделение нуждается в расширении формальных правил, нормативной базы и ограничений творчества при управлении собой. Компетентность создает целостность фундаментальных принципов, которая не возникает в результате централизованного управления, основанного на жестком контроле и множестве управляющих воздействий. Упрощенная и детальная регламентация в управлении подразделением демотивационна, а компетентность сама способна создавать мотивацию, продуцирующую новое знание собственного производства участников образовательного процесса.
Взаимодействие и самоорганизация компетентности участников образования следует воспринимать в динамике, непрерывно возобновляющей циклы образовательной деятельности, причем на различных уровнях сложности коллективного результата образования. Активное сотрудничество с социальными партнерами приводит к модернизации педагогического процесса, придавая ему социально ориентированный характер. Взаимоотношения перечисленных участников строятся внутри собственно образовательного процесса и распространяются на решение социально значимых задач. Возможен и обратный процесс.
Наиболее релевантное определение эмоционально-волевой компетентности (ЭВК) военнослужащего, «обслуживающее» данную структуру содержания образования приведем ниже. Эмоционально-волевая компетентность - это (в самом общем понимании) уровень владения субъектом соответствующей компетенцией, характеризующий личностные качества человека. Однако для конкретной диагностики, а также для конструирования модулей обратной связи в педагогических технологиях необходима система оценивания результатов эмоционально-волевого обеспечения (ЭВО) СБД, основанная на использовании числовых множеств. Построение такого соответствия между нормой и фактическим достижением этой нормы «контролирует» воспитательный процесс на каждом этапе. Это дает возможность предложить систему управляющего воздействия, позволяющую избежать распада и хаотичности самой педагогической деятельности. Построение соответствия осуществляется на основе конкретной шкалы оценивания, специально выбранной экспертами для процедуры измерения.
Нами предложено следующее определение: эмоционально-волевое обеспечение - это система мер, направленная на достижение нормативного требования к готовности военнослужащего осуществлять мотивированную деятельность в соответствии с решаемыми служебно-боевыми задачами. Эмоционально-волевое обеспечение структурирует все образовательные области военной подготовки, учебные предметы, досуг, социальную активность и объединяет их в образовательную среду. Качественное эмоционально-волевое обеспечение предполагает наличие такого профессионального опыта, который, во-первых, способен производить авторские интерпретации уже имеющейся «Я-концепции»; во-вторых, не теряет своего значения за пределами собственно профессиональной деятельности военнослужащего; в-третьих, способен создавать уникальный культурный продукт, характеризующий самоорганизацию личного опыта военнослужащего. Если эмоционально-волевое обеспечение выполняет нормирующую функцию, то эмоционально-волевая зрелость связана с личностью военнослужащего.
Под эмоционально-волевой компетентностью понимается уровень владения личным составом соответствующей нормы, характеризующей мотивированную готовность совершать сложные профессиональные действия, приводящие к решению служебно-боевых задач. Для моделирования ЭВК необходим свой контекст, связанный с культурой репрезентации социального опыта военнослужащего. Структурирование такого опыта мы произвели исходя из традиции распределения содержания образования по конкретным образовательным областям, а воспитательных результатов по составляющим ценностно-смысловой компетентности. Ниже приведем конкретные примеры такого распределения.
1. Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях семьи, коллектива. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях остаться верным своим убеждениям, самому себе. Реализуется нравственная воспитанность в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности и общении. О нравственной воспитанности свидетельствуют глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, «муки совести», способность к страданию, стыду, способность к сочувствию. Показателями компетентности нравственного сознания являются: моральная образованность; способность анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала; способность давать самостоятельную оценку нравственным отношениям.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится потребность индивида в нравственном самовоспитании и самосовершенствовании. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества.
Итак, нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
2. Основополагающим направлением воспитательной работы является воинское воспитание -это деятельность командиров и органов военного управления по систематическому и целеустремленному воздействию на духовное и физическое развитие военнослужащих с целью формирования и развития у них качеств военного профессионала, которые необходимы для своевременного и точного выполнения должностных и служебных обязанностей как в мирное, так и в военное время. Основными направлениями работы по воинскому воспитанию являются: формирование образа командира (начальника), являющегося примером в выполнении воинского долга, соблюдении воинских ритуалов; пропаганда примеров верности воинскому долгу, ревностного выполнения служебных обязанностей военнослужащими внутренних войск; воспитание у военнослужащих чувства верности Боевому Знамени, Военной присяге, уважения воинских ритуалов; сохранение и пропаганда служебно-боевых традиций внутренних войск; создание информационной и материально-технической базы для проведения мероприятий по воинскому воспитанию; поддержание служебно-боевых традиций военнослужащими внутренних войск в повседневной жизни.
Важнейшими военно-профессиональными качествами личности военнослужащих являются верность воинскому долгу, профессионализм, воинское братство, ненависть к врагам Отечества. Верность воинскому долгу - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции Российской Федерации, российских законах, военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников. Профессионализм - степень овладения различными категориями личного состава внутренних войск своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи. Воинское братство - осознание своей исключительности в принадлежности к внутренним войскам наряду с обладанием специальными знаниями, навыками, умениями и принятием особых обязательств (военной присяги), готовность прийти в любую минуту на помощь товарищу, несмотря на смертельную опасность. Ненависть к врагам Отечества - чувство готовности уничтожить врага.
Формирование образа командира (начальника), являющегося примером в выполнении воинского долга, соблюдении воинских ритуалов, включает в себя: осознание каждым командиром (начальником) своей роли в воинском воспитании подчиненных, значения личного авторитета в побуждении военнослужащих следовать примеру старшего начальника; обеспечение личной примерности в
выполнении воинского долга; участие командира (начальника) в проведении воинских ритуалов, праздничных мероприятиях, посвященных государственным и военно-профессиональным праздникам; размещение в комнатах информации и досуга подразделений фотопортретов командиров роты, батальона, полка, дивизии, информации с указанием их воинского звания, фамилии, имени, отчества, сведений о государственных и ведомственных наградах, основных этапах воинской службы; чествование военнослужащих, награжденных Золотой Звездой Героя Российской Федерации, орденами и медалями, добившихся высоких результатов в служебно-боевой деятельности, размещение информации о них в стенной печати подразделений, войсковых СМИ, на ресурсах официального интернет-сайта внутренних войск. Воспитание у военнослужащих чувства верности военной присяге, уважения воинских ритуалов включает в себя: информирование личного состава об истории Боевого знамени воинской части, военной присяги, их значении в отечественной истории; доведение до личного состава примеров верности боевому знамени, военной присяге; разъяснение военнослужащим значения проведения воинских ритуалов, предусмотренных общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации. Мероприятия, связанные с воспитанием на воинских традициях и ритуалах, включают в себя: проведение воинских ритуалов, предусмотренных общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге (принесение обязательства); подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации; вручение Боевого знамени воинской части; вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия; ритуалы, проводимые во внутренних войсках: вручение краповых беретов, зеленых беретов, развод и смена караулов и войсковых нарядов для несения боевой службы; проводы и встречи личного состава для выполнения служебно-боевых задач в отрыве от мест постоянной дислокации; проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку; празднование Дня внутренних войск и воинской части, выноса и относа Боевого знамени воинской части при проведении торжественных мероприятий; чествование ветеранов Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, передовых военнослужащих воинской части; вручение государственных наград; проводы увольняемых в запас; возложение венков к памятникам и могилам воинов, погибших в боях за свободу и независимость Отечества, при открытии памятников, погребении военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; строевые смотры; общие батальонные (полковые) вечерние поверки; упоминание на вечерней поверке фамилий военнослужащих, зачисленных навечно в списки воинской части, подразделения. Воспитание на служебно-боевых традициях внутренних войск реализуется как часть национально-государственных традиций, под которыми понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в войсках в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением служебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.
Исходя из операционально-деятельностного подхода, эмоционально-волевая компетентность выражена нами оценкой, специальным знаком, характеризующим достижение идеального предписания-норматива данным военнослужащим или воинским коллективом. Структура эмоционально-волевой компетентности СБД описана совокупностью следующих взаимосвязанных составляющих личности военнослужащего: когнитивный, мотивационно-поведенческий, эмоционально-оценочный, операциональный, ценностно-смысловой, рефлексивный.
Библиографический список
1. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А.Н. Дахин. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 292 с.
2. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2002. - 42 с.
3. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. - 244 с.
4. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
5. Ровенских О.А. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2011. - 229 с.