Научная статья на тему 'Специфические характеристики военного социума'

Специфические характеристики военного социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

The set of specific scientific and pedagogical characteristics of military society of all of its elements providing social and pedagogical activity and directed to the person and its development in the social military environment is opened. It is intended to the broad audience of the readers who are interested in questions, connected with pedagogical potential of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфические характеристики военного социума»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В. А. Митрахович

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЕННОГО СОЦИУМА

В статье раскрывается сущность специфических научно-педагогических характеристик военного социума, обеспечивающих необходимое качество социально-педагогической деятельности, направленной на воспитание и развитие личности военнослужащего.

The set of specific scientific and pedagogical characteristics of military society of all of its elements providing social and pedagogical activity and directed to the person and its development in the social military environment is opened. It is intended to the broad audience of the readers who are interested in questions, connected with pedagogical potential of society.

Социумом называют часть человеческого общества с исторически сложившимися формами жизнедеятельности людей, их потребностями, связями, отношениями, деятельностью, институтами, средой обитания. Это своеобразный социальный механизм, основными характеристиками которого, обеспечивающими деятельность всех его элементов, являются историческая преемственность, социокультурность, системность и социоструктурность, поли-сферность, институциональность, организационность, стратификационность, ментальность.

Специфика военного социума состоит в особом проявлении общих характеристик и в появлении дополнительных, которые не столь типичны для гражданского социума. Военный социум - это исторически сложившаяся, устойчивая социальная общность, объединяющая людей, хорошо осознающих общественно значимый характер своих социальных функций, имеющая своеобразную субкультуру отношений и поведения, специфику корпоративных интересов, нравственных, патриотических императивов и духовных ценностей, которые обусловлены профессиональной ролью защитника Отечества. Социальное пространство, место и условия жизнедеятельности всех членов общности определены особенностями воинского труда и быта.

Поскольку военная служба - это вид государственной службы, одной из характеристик военного социума является нормативно-правовая обуслов-

ленность. Мы понимаем под ней систему правовых норм, установленных федеральными законами и различными нормативными правовыми актами, закрепляющими основные права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих за их реализацию. Многие их данных законов выполняют социально-защитные функции, и практически все содержат педагогический компонент в том смысле, что определяют деятельность армейских воспитательных структур и действия всех участников процесса профессионализации военнослужащих, которые должны руководствоваться гуманистическим подходом в решении проблем общественного существования людей.

В правовых нормах находит отражение не фактическое положение военнослужащих, а идеальное - то, к чему стремится законодатель, принимая тот или иной нормативный правовой акт. Организация и осуществление профессиональной деятельности военнослужащих регламентируются большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы - от законов до приказов, распоряжений, инструкций, директив и т. д. Они составляют организационно-управленческий комплекс повседневной жизни и процесса профессионализации военнослужащих, совершенствуют правое пространство разрешения проблем и конфликтов в военной сфере. Кроме того, их место в общей системе законодательства определяется тем, что им подзаконны все категории военнослужащих и данные правовые акты обязательны для исполнения не только на территории Российской Федерации, но и других государств.

Практика воспитательной работы в войсках свидетельствует, что социально-правовой уровень подготовки военнослужащих в немалой степени зависит не только от знания необходимых нормативных правовых актов, но и от демонстрации надежно функционирующего механизма их реализации, от позиции органов, должностных лиц, призванных осуществлять эту деятельность. Только повседневная забота офицеров-руководителей и их личное участие в воспитании подчиненных могут значительно «усилить» психологопедагогические воздействие на личный состав, обеспечить на практике эффективное применение социально-воспитательного потенциала нормативноправовой базы.

В имеющейся литературе (С. К. Бондарева, Н. С. Костоусов, Ю. В. Савин, И. В. Суханов, А. Г. Цветков и др.) указывается на важность такой характеристики военного социума, как традиционность, то есть приверженность к традициям. Традиции согласно определению - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. [7, с. 839].

Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах на всех уровнях общественной

жизни. Они объединяют человеческие сообщества и вместе с тем придают им своеобразие и неповторимость. Совокупность традиций создает особую социально-психологическую атмосферу внутри коллектива, объединения, социума.

Воинские традиции являются частью национально-государственных и религиозных традиций. Под воинскими традициями понимаются сложившиеся в течение долгого времени «специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением служебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта» [4, с. 61].

Забота о формировании в Вооруженных силах РФ разнообразных положительных традиций согласуется с целью создать сплоченный воинский коллектив, усилить эффективность его боевой и воспитательной функций, морально и психологически подготовить воинское подразделение (часть) к успешным действиям в условиях выполнения служебно-боевых задач.

Основными качествами воинских традиций являются устойчивость, преемственность, массовость проявления, ценностный характер, историческая обусловленность, повторяемость.

Традиции как средство формирования личности занимают важнейшее место в системе воспитания военнослужащих. Этот процесс имеет идейно-государственную и духовную основу. Анализ публикаций в средствах массовой информации и воспитательной практики в военном социуме показывает, что бездуховность в армии и связанные с ней многочисленные случаи халатного отношения к выполнению служебных обязанностей, рост числа воинских преступлений, увеличение межличностных конфликтов в военной среде напрямую связаны с неумелыми и неправильными действиями офицерского состава, с игнорированием в воспитательной работе лучших традиций военного социума: общей и военно-профессиональной культуры, воинской чести, выучки, собранности, дисциплинированности, верности воинскому долгу.

Содержание воинских традиций включает различные компоненты (исторический, социальный, воспитательный, психологический, культурный, профессиональный и др.), которые позволяют регулировать процесс формирования, развития и воспроизводства духовно-нравственных профессиональных ценностей. Внешне они проявляются через комплекс межличностных и коллективных действий, направленных на удовлетворение конкретных потребностей определенной группы военнослужащих.

Среди воинских традиций можно выделить боевые, традиции обучения и воспитания, воинского быта.

К боевым традициям относятся передающиеся из одного поколения военнослужащих в другое правила, обычаи и нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач и несением военной службы [6, с. 47]. Основные из них - патриотизм, постоянная готовность к защите Родины, обеспечению государственной безопасности, надежной охране территориальной целостности и суверенитета государства; верность военной присяге, мужество, героизм; постоянное стремление к овладению воинским мастерством; дисциплинированность, строгое соблюдение законности и правопорядка; любовь к своей воинской части, кораблю, верность боевому знамени части, флагу корабля; войсковое товарищество, выручка и взаимопомощь; боевое содружество соединений и частей Российской армии и Военно-морского флота; присвоение воинским частям (кораблям) имен героев; награждение лучших частей орденами, юбилейными почетными знаками, присвоение почетных наименований.

Традиции обучения и воспитания - это сформировавшиеся устойчивые правила, принципы и нормы боевой подготовки войск и организации воспитательной работы. Их цель - обеспечить передачу военнослужащим полезного боевого опыта, высокого уровня профессиональной подготовки, моральнопсихологической сплоченности - всего, сто является условием успешных действий при выполнении учебно-боевых задач. К данным традициям относятся: обеспечение преемственности военных династий; высокий профессионализм подготовки, широта культурного и военно-специального кругозора; высокая требовательность в сочетании с заботой о людях; бережное отношение к существующим обычаям, нормам и правилам поведения, к славе русского оружия, к заслугам перед Отечеством своего вида (рода) войск, воинской части, подразделения; обновление тактики действий войск после локальных и долговременных вооруженных конфликтов.

Традиции воинского быта - это обычаи организации повседневной жизни военнослужащих, связанные с удовлетворением их насущных материальных и культурно-досуговых потребностей в интересах служебной деятельности.

Воинский быт охватывает систему снабжения и ведения войскового хозяйства, поддержание в воинских частях установленного внутреннего распорядка, информационное, культурно-досуговое и медицинское обеспечение. Все перечисленное оказывает непосредственное влияние на качество боевой подготовки и морально-психологический климат в воинских коллективах, состояние дисциплины, поэтому традиции воинского быта являются не менее важными, чем другие. К ним относятся: поддержание в воинских частях и подразделениях установленного внутреннего порядка; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; национальная и ре-

лигиозная терпимость; благородство и честь во взаимоотношениях; забота о сохранении здоровья военнослужащих и своевременное обеспечение их необходимыми материально-финансовыми средствами; соблюдение правил ношения военной формы, поддержание ее в чистоте и опрятности; строгое соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Вышеперечисленные традиции тесно взаимосвязаны между собой. Их умелое использование позволяет целенаправленно вести социально-педагогическую работу по сплочению воинских коллективов и обеспечению их морально-психологической готовности к защите Родины.

Воинские традиции можно рассматривать и как способы регуляции групповой деятельности с четким обозначением общественно значимых социальных и военно-профессиональных ценностей. Воспитательный потенциал традиций должен способствовать созданию определенной системы саморегуляции индивидуального и группового поведения в типовых ситуациях в армии и на флоте.

Преемственность традиций обеспечивает корпоративное благополучие, повышает престиж вооруженных сил и статус военнослужащих.

Анализ научной литературы (Г. А. Ашев, Н. С. Костоусов, В. Д. Серых, И. В. Суханов и др.) и наш практический опыт позволили выделить еще одну характеристику военного социума - ритуальность, которая является важнейшим инструментом в деятельности субъектов воспитания военнослужащих.

Ритуалами чаще всего называются обряды особо торжественного, демонстративного характера, со строго регламентированной формой исполнения [3]. В таком понимании ритуал приравнивается к официальному торжеству, дипломатическому акту, церемонии. Есть и более широкое определение ритуала как совокупности предписаний и правил проведения обрядов. И в том, и в другом случае к ритуалу относятся исторически сложившиеся или специально установленные нормы сложных символических действий, система которых строго канонизирована и почти не допускает изменений установленного порядка, проявлений самодеятельности.

Отсутствие единого взгляда на понятие «ритуал» и частая замена его словами «традиция», «обряд», «церемония», объясняет, почему до сих пор нет четкого определения понятия «воинский ритуал», хотя это конкретное историческое явление, появившееся вместе с возникновением войн, армии и флота и имеющее свою историю. По мнению В. Д. Серых, меняется классовое содержание воинских ритуалов, «способы, формы и методы удовлетворения духовных потребностей, но они были и будут неотъемлемой стороной такого социального механизма, как армия» [5, с. 6].

Многие современные воинские ритуалы существуют столетия, однако могут приобретать со временем иной смысл. На это обращает внимание И. В. Суханов: «Рукопожатия и поклоны, гербы и гимны, костры и маскарады, знамена и ордена, парадные и траурные шествия - сколько форм далекого прошлого вошло в нашу жизнь, обретя в ней совершенно новое значение» [8, с. 21].

По словам Г. А. Ашева, «преемственность и поступательный характер в развитии воинских ритуалов нельзя понимать упрощенно, как спокойное и постепенное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Старое и новое в ритуалах существует в определенной диалектической взаимосвязи, подчиняясь действию закона отрицания - одному из универсальных законов развития природы, общества и человеческого мышления. Новое в них выступает как отрицание старого, но это отрицание следует понимать не как полное разрушение и отбрасывание всего старого, а как диалектическое снятие всего положительного, заключенного в нем. Процесс рождения нового в ритуалах представляет собой одновременно сохранение и развитие всего ценного, что имелось в старых ритуалах» [1, с. 32-33].

Для более полного и точного определения понятия «воинский ритуал» целесообразно ввести систему критериев. Ей соответствует следующее определение «Военной энциклопедии», изданной в 1912 г.: «Воинский ритуал есть исторически сложившийся, узаконенный, устойчивый, традиционный, торжественный акт, отражающий определенные общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, объединяющий в определенном порядке обрядовые символические действия с целью формирования высоких морально-психологических и боевых качеств, необходимых защитнику Отечества» [2, с. 135].

В этом определении, во-первых, дана четкая формулировка понятия воинского ритуала как исторически сложившейся, передающейся из поколения в поколение торжественной церемонии и обряда, совершаемых в повседневной службе, во время праздников и в иных случаях, в различных условиях с различными целями.

Во-вторых, подчеркивается, что воинский ритуал, прежде всего, узаконенный правовой акт. Право закрепляет, регулирует и стимулирует общественные отношения, служащие делу защиты и безопасности государства, выражающие интересы и волю народа и способствующие наиболее полному проявлению высоких морально-психологических и боевых качеств. Данные вопросы нашли свое отражение в положениях Конституции РФ, военной присяге, общевоинских уставах.

В-третьих, определение дает понять, что воинский ритуал отражает те общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, которые

сложились в военном социуме, с учетом происходящих изменений в духовной и материальной жизни, появления и становления ценностных ориентаций у российских воинов в современных вооруженных силах.

В-четвертых, указывается, что наши воинские ритуалы одухотворены идеями государственного патриотизма, пронизаны героикой и военной романтикой. Являясь составным элементом повседневной воинской службы, они воплощают в себе лучшие боевые и трудовые традиции нашей Родины, ее армии и флота.

Наконец, отмечено, что воинские ритуалы служат формированию высоких морально-психологических и боевых качеств личного состава: патриотизма, воинского долга, воинской чести, достоинства, верности боевому знамени и военно-морскому флагу, войсковому товариществу и коллективизму, уважению к командиру, гуманизму, культу дисциплины и высокого ратного мастерства.

Важнейшим признаком воинских ритуалов является эмоциональность. Образная форма ритуалов оказывает большое нравственное, эстетическое и социально-психологическое воздействие на военнослужащих. Это один из источников формирования нравственно-эстетического идеала, мощный импульс к активному действию, самоотверженному выполнению воинского долга в соответствии с нормами воинской чести.

Воинским ритуалам присуща высокая духовность, или «духовная готовность». Религиозные верования Частью духовной основы общества всегда была религия, которая занимала большое место в системе нравственного воспитания. Церковь во все времена играла важную роль в жизни государевых слуг. Из Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги. Гражданина, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг «высокого христианского подвижника». Его ожидала вечная память и «Царствие Небесное». Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной, или под-крестной.

Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином. В начале XX в. проводились так называемые церковные парады, включающие в себя торжественные молебны. Священнослужители проводили ритуал погребения погибших при исполнении ратной службы. Религиозные обряды, составлявшие основу церемоний, музыка, их сопровождавшая, способствовали воспитанию у военнослужащих уважения к погибшим в бою, бесстрашия перед смертью на имя Отечества, создавали торжественно-возвышенное настроение.

Раскрывая сущность понятия «воинский ритуал», необходимо разграничить их с гражданскими ритуалами. И те, и другие формировались на основе народных национальных традиций. Вместе с тем воинские ритуалы имеют свои, лишь им присущие отличительные особенности. Они строго регламентированы воинскими правовыми документами: приказами, уставами, директивами, наставлениями, инструкциями. Форма воинских ритуалов устойчива, единообразна и не связана с местонахождением людей, которые участвуют в их организации и проведении. В гражданских же условиях многое зависит от самих людей, принимающих участие в ритуале, их образа жизни, национальности, образования, уровня культуры. Сама форма гражданского ритуала может меняться в зависимости от проявляемого при его организации и проведении творчества.

В воинском ритуале особое значение приобретает символика, так как само ритуальное действие носит символический характер. Его целью является достижение не какого-то вещественного, материального результата, а формирование у участников и зрителей определенных образов, мыслей, чувств, представлений и настроений. Даже слово приобретает в ритуале особый символический смысл.

Однако символы сами по себе еще не создают ритуалов. Ритуал возникает только тогда, когда символ подчиняется коллективному действию, также приобретающему символическое значение. Так, боевое знамя есть символ доблести, чести и славы, традиций воинской чести, но само по себе ритуала не создает. Лишь торжественный вынос боевого знамени становится центральным моментом многих воинских ритуалов (парад, принятие присяги, встреча молодого пополнения, проводы в запас, встреча с ветеранами и т. д.). Яркая, впечатляющая, оказывающая психологическое действие форма ритуальных символов не только осознается, но и остро переживается ими.

В отличие от гражданской военная символика имеет свои особенности:

• является общегосударственной для каждой страны, общенациональной, обязательной, унифицированной и кодифицированной законами, воинскими законами, уставами, инструкциями, наставлениями. Существующие во всех армиях мира основные элементы воинской символики (форменная одежда, знаки различия, воинские награды и т. д.) устанавливаются законодательными, юридическими актами высших государственных органов;

• отражает те или иные черты социально-политического строя государства, его классовую природу и предназначение его вооруженных сил;

• посредством различий на предметах военной формы позволяет узнавать должностных лиц, наделенных дисциплинарной властью;

• тесно связана со всей служебной деятельностью военнослужащих.

В Вооруженных силах Российской Федерации общевоинскими уставами предусмотрена стройная система проведения воинских ритуалов, которые делают службу воинов более яркой, возвышенной. Торжественный вынос боевого знамени, вручение наград, знаков воинской доблести, приведение к военной присяге, вручение личного оружия, участие военнослужащих в возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, в погребении военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы, - эти ритуалы оказывают сильное воздействие на сознание личности, коллектива. В такие моменты нравственная сущность военнослужащего способна приблизиться к идеалу защитника Отечества. В эти минуты пробуждаются и проявляются возвышенное чувство любви к Родине, патриотизм, особенно остро может ощущаться неразрывная связь личности с коллективом. Воинские ритуалы способствуют развитию возвышенной потребности быть защитником человеческой цивилизации.

Указанные в статье характеристики военного социума взаимосвязаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются не иерархически соподчиненными, а рядоположенными, так как в своей совокупности, совместно с научно-педагогическими характеристиками гражданского социума обеспечивают социально-педагогическую деятельность в войсках и способствуют развитию личности военнослужащего.

Литература

1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. - Новосибирск, 1997. - С. 32-33.

2. Военная энциклопедия / Под ред. К. И. Величко. Т. 7. - СПб., 1912. -

С. 135.

3. Военный энциклопедический словарь / Под ред. С. Ф. Ахромеева. -М., 1986. - С. 627.

4. Савин Ю. В. Социальное воспитание в условиях военной реформы: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 396 с.

5. Серых В. Д. Воинские ритуалы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Воен-издат, 1986. - С. 6.

6. Собко А. Героику истории - воспитанию воинов // Ракурс. - М., 1993. - № 1. - С. 47.

7. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - М.: Риерз Дайджест, 2004. - 960 с.

8. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1979. - С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.