Научная статья на тему 'Социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций в системе гражданско-патриотического воспитания суворовцев'

Социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций в системе гражданско-патриотического воспитания суворовцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / РИТУАЛЫ И ЦЕРЕМОНИИ / RITUALS AND CEREMONIES / ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ / MILITARY ETIQUETTE / ДУХОВАЯ МУЗЫКА / BRASS MUSIC / MILITARY MUSIC TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

В статье раскрывается социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций как устойчивых, исторически сложившихся элементов культуры, олицетворяющих эстетику воинской службы, отражающих этические нормы поведения, духовные ценности, нравственные установки и обычаи защитника Отечества. Эти традиции находят отражение в воинских музыкальных символах, преемственность которых проявляется при проведении государственных и общественных мероприятий, военных парадов, воинских ритуалов и церемоний, плац-концертов, дефиле оркестров и т.д. Обобщён опыт патриотического воспитания суворовцев Московского военномузыкального училища на основе военно-музыкальных традиций. Сделан вывод о том, что военно-музыкальные традиции на основе эмоционально-психологического воздействия формируют ценностные ориентации, обеспечивая преемственность учебно-воспитательной, строевой и социально-культурной деятельности от старших поколений ко всем последующим поколениям суворовцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCiO-CULTURAL POTENTiAL OF THE MiLiTARY-MUSiCAL TRADiTiONS iN THE SYSTEM OF CiViL-PATRiOTiC EDUCATiON OF CADETS

The article reveals the social and cultural potential of the military-musical traditions as stable, historically developed cultural elements, which embody the aesthetics of military service and reflect ethical behavior, spiritual values, moral principles and customs of Defender of the Fatherland. These traditions are reflected in military musical symbols, the continuity of which is shown during the public and social events, military parades, military rituals and ceremonies, parade, concerts, fashion shows and orchestras etc. Experience of patriotic education of pupils of the Moscow military-musical school on the basis of military-musical traditions is generalised. The conclusion that military-musical traditions on the basis of emotionally-psychological influence form valuable orientations is drawn, providing continuity of teaching and educational, front and welfare activity from the senior generations to all subsequent generations of pupils.

Текст научной работы на тему «Социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций в системе гражданско-патриотического воспитания суворовцев»

Социально-культурный ПОТЕНЦИАЛ

ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

УДК 37.03:74.084 А. П. Герасимов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрывается социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций как устойчивых, исторически сложившихся элементов культуры, олицетворяющих эстетику воинской службы, отражающих этические нормы поведения, духовные ценности, нравственные установки и обычаи защитника Отечества. Эти традиции находят отражение в воинских музыкальных символах, преемственность которых проявляется при проведении государственных и общественных мероприятий, военных парадов, воинских ритуалов и церемоний, плац-концертов, дефиле оркестров и т.д. Обобщён опыт патриотического воспитания суворовцев Московского военно-музыкального училища на основе военно-музыкальных традиций. Сделан вывод о том, что военно-музыкальные традиции на основе эмоционально-психологического воздействия формируют ценностные ориентации, обеспечивая преемственность учебно-воспитательной, строевой и социально-культурной деятельности от старших поколений ко всем последующим поколениям суворовцев.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, военно-музыкальные традиции, ритуалы и церемонии, воинский этикет, духовая музыка.

A. P. Gerasimov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

SOCIO-CULTURAL POTENTIAL

OF THE MILITARY-MUSICAL TRADITIONS IN THE

SYSTEM OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS

The article reveals the social and cultural potential of the military-musical traditions as stable, historically developed cultural elements, which embody the aesthetics of military service and reflect ethical behavior, spiritual values, moral principles and customs of Defender of the Fatherland. These traditions are reflected in military musical symbols, the continuity of which is shown during the public and social events, military parades, military rituals and ceremonies, parade, concerts, fashion shows and orchestras etc. Experience of patriotic education of pupils of the Moscow military-musical school on the basis of military-musical traditions is generalised. The conclusion that military-musical traditions on the basis of emotionally-psychological influence form valuable orientations is drawn, providing continuity of teaching and educational, front and welfare activity from the senior generations to all subsequent generations of pupils. Keywords: patriotic education, military music traditions, rituals and ceremonies, military etiquette, brass music.

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ — аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, заслуженный артист ц-

Российской федерации 113

GERASIMOV ALEKSANDR PETROVICH — doctoral student of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts, Honored artist of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

© Герасимов А. П., 2014

На протяжении многих веков развития отечественной культуры создавались формы, способы и механизмы сохранения национального менталитета, передачи культурной информации от одного поколения к другому, которые в совокупности и называются традицией.

традиции — это то лучшее, что накоплено поколениями, апробировано временем и долгое время остаётся актуальным. Такой древний общественный институт, как армия, на протяжении многих столетий выработал свои военные традиции, в том числе военно-музыкальные традиции, являющиеся, с одной стороны, средством коммуникации, а с другой — средством реализации ценностей, целей и задач воспитания.

В культурологии, педагогике, истории имеются работы, связанные с изучением воспитательной роли военных традиций, воинского этикета в традициях и ритуалах российской армии (А. А. Аронов, л. А. великородная, С. И. Волгин, Л. Г. Набиуллин, Г. а. праслова и др.).

Отдельная группа источников посвящена роли воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств военнослужащих (в. д. Карандашов, л. г. набиуллин, о. А. Родинов).

Значение музыки как важного педагогического средства, воспитывающего патриотические качества личности, отмечали педагоги И. И. Блонский, д. Б. Кабалевский, в. я. Сухомлинский, с. Т. Шацкий и др.

Вопросам музыкального образования в системе военно-учебных заведений посвящены исследования В. И. Адищева, Н. А. Колесниковой, С. М. Филаретовой. Вопросы истории развития русской военной музыки раскрыты в трудах и. н. Гарбазея, т. к. Маякина, А. М. Немирского, В. И. Тутунова, М. М. Трунова.

Следует обратить внимание и на результаты коллективного исследования авторов военно-оркестровой службы Е. С. Аксёнова, В. Г. Иванова, И. В. Лихачёвой, В. П. Матвей-чука, В. М. Халилова.

Военные традиции являются устойчивыми, исторически сложившимися, передаваемыми из поколения в поколение формами общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта [1; 2].

В этом огромном многообразии военных традиций, которые бережно хранятся в Российской армии, особое место занимают военно-музыкальные традиции.

Анализ показывает, что в современной литературе не в полной мере раскрыт воспитательный потенциал военно-музыкальных традиций и отсутствует их общепринятое определение. В связи с этим нами предложено следующее определение военно-музыкальных традиций.

Итак, военно-музыкальные традиции — это устойчивые, исторически сложившиеся элементы культуры, олицетворяющие эстетику воинской службы, отражающие нормы поведения, духовные ценности, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга защитника Отечества. Эти традиции находят отражение в воинских музыкальных символах, преемственность которых проявляется при проведении государственных и общественных мероприятий, военных парадов, воинских ритуалов и церемоний, при проведении плац-концертов, дефиле оркестров при активном использовании служебно-строевого репертуара.

Военно-музыкальные традиции глубоко укоренены в военных традициях, многие из которых занимают важное место в системе патриотического воспитания будущих защитников Отечества.

Рассмотрим наиболее важные традиции патриотического воспитания суворовцев в Московском военно-музыкальном училище — одном из ведущих учебных заведений военного образования. Среди этих традиций

особо выделим уважение к знамени училища; бережное отношение к славной истории своего учебного заведения; уважение к суворовской форме одежды; соблюдение правил воинского этикета и т.д. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Уважение к знамени училища имеет глубокий смысл. Знамя во все времена и во всех армиях мира являлось главным символом воинской чести, доблести и славы. В Российской армии уважение к знамени воспитывалось с глубокой древности. С давних времён знамя было предметом почти одушевлённым.

Уважение к знамени воспитывалось исключительно бережным отношением к нему со стороны всех без исключения командиров и начальников. Невозможно себе представить ни одного хоть мало-мальски значительного воинского ритуала без участия знамени. «Князь же великий ... увидел образа святых, шитые на христианских знамёнах, что будто какие светильники солнечные, светящиеся в ясную погоду; богатыри же русские и их хоругви, точно живые, колышутся и стяги их золочёные шумят, расстилаясь как облаки... Князь сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка багряным знаменем...» [5].

Уважение к суворовской форме одежды определяется тем, что людей, имеющих отношение к армейской среде, всегда выделяла военная форма одежды. Форма одежды отличает военного человека от других граждан, являясь показателем его социального статуса, который подчёркивает особую миссию военнослужащего по защите Родины. В России с давних времён отношение к военной форме одежды было уважительным, поскольку носитель формы являл собой пример государственного человека, готового все свои силы, умения и даже саму жизнь отдать за Отечество. И в этом ряду особое место занимает суворовская форма.

Несколько видоизменяясь в разные времена, она оставалась окрашенной в чёрный цвет гвардейской формы императорской ар-

мии и всегда олицетворяла собой молодое будущее Вооружённых сил. Суворовскую форму носят юноши, выбравшие нелёгкий путь преодоления себя и подготовки к будущей нелёгкой профессии офицера. Именно поэтому образ суворовца вызывает в обществе одобрение, доверие и поддержку всех слоёв населения.

Честь мундира ассоциируется в общественном сознании с воинской честью. Воинская честь — это свод неписаных правил поведения офицера в различных ситуациях, позволяющих оставаться ему эталоном воинского воспитания и военного этикета. Честь — святыня офицера, высшее благо. Честь офицер всегда должен хранить в чистоте. Отсюда появился обычай отдания воинского приветствия — отдания чести. Выполнить воинское приветствие — значит подтвердить свою преданность войсковому братству, закрепить духовное равенство всех защитников Отечества. Воинским приветствием обмениваются и солдат, и маршал, подчёркивая принадлежность к одной сплочённой армейской семье. Если младший отдал честь, а старший не ответил, то старший внёс свою лепту в разрушение армии, ибо идею воинского братства превратил в идею холуйского чинопочитания [4].

Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплочённости военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры. Все военнослужащие или обучающиеся в военно-образовательных заведениях обязаны при встрече приветствовать друг друга, строго соблюдая правила, установленные Строевым уставом Вооружённых сил Российской Федерации. Подчинённые и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

Соблюдение правил воинского этикета и умение вести себя в обществе во все времена выгодно отличали российского офицера. Прекрасное, разностороннее образование

кадет — будущих офицеров, всегда было сильной стороной военно-профессиональной подготовки в России. Обучение и соответствующее воспитание начиналось в кадетском корпусе, где, наряду с преподаванием естественнонаучных дисциплин, огромное внимание уделялось изучению русского языка и изящной словесности, умениям танцевать, музицировать на фортепиано, петь и хорошо фехтовать. Все эти навыки впоследствии совершенствовались и в военных училищах, и военных академиях, что позволяло офицеру легко и непринуждённо адаптироваться в любом обществе, быть блестящим собеседником и являть собой образец светского высокоэрудированного и культурного человека.

Важное место в числе военных традиций занимают воинские ритуалы, чаще их называют воинские церемониалы, которые под собой подразумевают воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других установленных случаях. К воинским ритуалам относятся: приведение к Военной присяге личного состава, вручение Боевого Знамени воинской части, передача вооружения и военной техники, распределение прибывшего пополнения по подразделениям, развод и смена караулов, вынос и относ Боевого Знамени, производство салютов, строевые смотры войск, торжественные марши, отдание воинских почестей, проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку, выполнение воинского приветствия, отдание рапорта, представление командиру и т.п.

Сложно представить себе любой воинский ритуал в России без музыкального сопровождения, которое, как правило, осуществляет военный духовой оркестр. Более трёх веков военная духовая музыка звучала на крупных государственных церемониях, с ней русская, а затем и советская армия совершала свои ратные подвиги.

Ещё в XVI веке дипломат С. Герберштейн,

находившийся некоторое время при царском дворе, дал яркое описание окончания удачной военной компании. Его воображение особо поразило музыкальное оформление церемониала. «У них много трубачей, и, если они по отеческому обычаю станут дудеть в свои трубы и вместе загудят, то можно услышать тогда некое удивительное и необычное созвучие» [3].

В наше время такое обращение к военно-музыкальным традициям Отечества особенно символично и значимо. Величественные и торжественные мелодии, которые были созданы талантливыми композиторами России, без сомнения, одно из наших национальных богатств. Духовая музыка и духовность человека тесно взаимосвязаны. Думается, недаром слова «духовой» и «духовность» в русском языке однокоренные. Духовно-нравственное воспитание суворовцев во все времена имело огромное значение, наряду с военно-патриотическим. И это не удивительно. Ведь и сам Суворов, великий русский полководец, был глубоко верующим человеком и сумел передать этот дух последующим поколениям.

Воспитательную роль военной музыки хорошо понимали и высоко ценили такие выдающиеся русские полководцы, как Дмитрий Донской, Пётр I, Н. П. Румянцев, М. И. кутузов, п. И. Багратион, М. д. скобелев, а также Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский.

Сегодня отечественная духовая музыка стала достоянием не только русской армии, но и нашего музыкального быта, всех сторон жизни. При этом она идёт в ногу со временем, не признавая творческой обособленности, остаётся самым демократичным видом музыкального искусства.

Духовая музыка тесно связана с государственной символикой — это и государственный гимн, и марши. Все музыкальные государственные символы лучше всего, торжественнее звучат именно в духовом исполнении. Это понимал ещё Пётр I, который триста лет назад издал указ о создании духовых оркестров при военных соединени-

ях. Под звуки встречного марша вносят боевое знамя части, а командир подразделения встречает старшего начальника. В большинстве ритуалов в сопровождении оркестра исполняется гимн страны, подчёркивая единение участников ритуала, уважение и преданность своей стране. И, конечно, именно под звуки оркестра подразделения проходят парадным маршем, отдавая воинское приветствие.

при этом русские строевые марши всегда отличает то, что, помимо прикладной функции приведения подразделений к единому ритму — для одновременного и однообразного строевого шага, они в своей мелодической основе имеют глубокие национальные корни, побуждают к активным действиям, вселяют бодрость духа и уверенность в своих силах. Русская школа строевого марша до сих пор остаётся непревзойдённой и востребованной на всех крупных событийных мероприятиях. Перечислить все марши, которые и сегодня исполняются военными оркестрами, не представляется возможным ввиду их огромного количества.

За века существования русских военных оркестров создан огромный репертуар военных маршей. Почти все военные капельмейстеры создавали свои, привязанные к конкретным полкам марши. Марши посвящались как важным государственным и полковым событиям, так и отдельным военачальникам и командирам. Существуют и такие военные марши, которые давно и прочно ассоциируются с определённым воинским ритуалом и стали важной составляющей военно-музыкальных традиций в России. Среди них:

• старинные марши: марш «Герой»; Старинный Егерский марш; марш «Орёл»; марш «За верность; В. Беккер «Радость победы»; марш «Тоска по Родине»; марш «Скобелев» и т.д.;

• именные марши: марш 27-го драгунского Киевского полка; марш Батуринского пехотного полка; марш Измайловского лейб-гвардии полка; марш Печерского полка;

марш Саратовского полка и т.д.

• марши советского периода и современных авторов: Н. Иванов-Радкевич «Победный марш»; С. Чернецкий «Салют Москвы»; Б. Диев «На страже мира»; А. Арутюнов «Победа»; В. Халилов «Кадет» и т.д.

при этом есть марши, которые прочно связаны с конкретными воинскими ритуалами. Например, невозможно представить себе Парад Победы на Красной площади без исполнения марша-песни Д.Тухмано-ва «День Победы», который стал неотъемлемым символом праздника. Или — любую церемонию, в которой задействовано большое количество военнослужащих, без испонения марша А.Александрова «Песня о Российской Армии».

Есть группа маршей, посвящённая конкретному виду Вооружённых сил или подразделениям специального назначения: Ю. Хайт «Всё выше» — Военно-воздушным силам; Б Окуджава марш «Белорусский вокзал» — Военно-десантным войскам; М. Блантер марш-песня «Катюша»

— ракетным войскам и артиллерии; В.Мурадели «Легендарный Севастополь» — Военно-морскому флоту; С. Плешак «Экипаж

— одна семья» — морякам-подводникам; О. фельцман «Марш космонавтов» — Военно-космическим силам; А.Александров «Да здравствует наша Держава» — Ракетным войскам стратегического назначения и т.д.

несколько слов необходимо сказать о марше, который особенно популярен уже более ста лет и давно уже вышел за рамки просто традиционного марша, став, по сути, национальной музыкальной эмблемой России. Это марш «Прощание славянки», автором которого является военный дирижёр Василий Иванович Агапкин. Марш настолько популярен, что исполняется почти во всех концертах духовой музыки, является официальным гимном нескольких российских городов и областей. Столетие марша широко отмечалось во многих регионах страны, а празднование юбилея марша в Тамбовской области, гимном которой

он является, переросло в крупный международный фестиваль духовых оркестров имени В. И. Агапкина. Непременными участниками этого фестиваля являются суворовцы Московского военно-музыкального училища.

Следует заметить, что структура военных ритуалов статична, но содержательная часть изменяется под влиянием специфики, интересов, потребностей общества, приобретает новое видение и со временем превращается в традицию. Так, например, в суворовских училищах существует исторически сложившийся и немного преобразованный ритуал «Военная Присяга» — «Посвящение в суворовцы». Торжественная клятва суворовца, которую ежегодно произносят новоиспечённые воспитанники училищ, по значимости и ответственности приравнивается к принятию Военной присяги военнослужащими. Пройдя через этот ритуал, будущий защитник понимает свою ответственность пред Родиной, обществом, коллективом, образовательным учреждением, семьёй, самим собой.

Анализ истории военно-музыкальных традиций и опыта их применения в патриотическом воспитании показывает, что ак-

тивное участие суворовцев в воинских ритуалах и традиционных социально-культурных мероприятиях училища обеспечивает разностороннее развитие личности; формирование военно-профессиональных ценностей, основанных на общекультурных ценностях народа и национально-государственной идеологии; реализацию творческого потенциала; совершенствование коммуникативных качеств; усовершенствование полученных умений и навыков, полученных в учебно-воспитательном процессе.

Системообразующим компонентом воспитательной системы в условиях образовательной среды военного учебного заведения, оптимизирующим процесс формирования патриотических качеств обучающихся, может выступать социокультурная деятельность, обладающая огромным потенциалом для решения задач патриотического воспитания.

Обращение к военно-историческим, военно-музыкальным и православным традициям, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства оказывают существенное влияние на воспитание патриотических чувств обучающихся, их желание в будущем служить Отечеству.

Примечания

1. Аронов А. А. Система патриотического воспитания учащейся молодёжи // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. Москва : МГУКИ, 2003. С. 22—23.

2. Болгин с. и. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиций : дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Волгин Сергей Иванович. Кострома, 2007.

3. Карандашов Б. Д. Воинские ритуалы как фактор высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата философских наук. Москва, 1989.

4. Набиуллин Л. Г. Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков: дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук. Санкт-петербург, 2000. 189 с.

5. Свиридов Б. А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине Х1Х— ХХ веков : дис. на соиск. уч. ст. доктора педагогических наук. Воронеж, 2006.

References

1. Aronov A. A. Sistema patrioticheskogo vospitaniia uchashcheisia molodezhi [System of Patriotic education of students]. Patrioticheskoe vospitanie v uchebnykh zavedeniiakh otrasli kuVtury [Patriotic education in educational institutions of the cultural sector]. Moscow, 2003.

2. Volgin S. R. Grazhdanskoe vospitanie kursantov na osnove voennykh traditsii. Diss. kand. ped. nauk [Civil education of the cadets on the basis of military traditions. Cand. ped. sci. diss.]. Kostroma, 2007.

3. Karandashov V. D. Voinskie ritualy kak faktor vysokikh moralno-politicheskikh i boevykh kachestv

sovetskikh voinov. Diss. kand. filos. nauk [Military rites as a factor of high moral-political and fighting qualities of the Soviet soldiers. Cand. filos. sci. diss.]. Moscow, 1989.

4. Nabiullin L. G. Vospitatelnaia rol voinskikh ritualov v formirovanii moralno-boevykh kachestv rossiiskikh voennykh moriakov. Diss. kand. ped. nauk [Educational role of the military rituals in the formation of moral-combat qualities of the Russian sailors. Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2000.

5. Sviridov V. A. Stanovlenie Irazvitie voennogo obrazovaniia v Rossii vo vtoroi polovine XIX—XX vekov. Diss. dokt. ped. nauk [Formation and development of military education in Russia in the second half of the XIX—XX centuries. Doct. ped. sci. diss.]. Voronezh, 2006.

сССЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

УДК 374.32

В. А. Павлова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье представлена авторская система развития общественного самоуправления подросткового любительского объединения в учреждении культуры, выделены педагогические условия этого развития. Система предполагает обеспечение специально разработанной методики, разделённой на два блока: первый, нацеленный на подростков, второй, нацеленный на взрослых участников образовательного процесса (педагогов, руководителей любительскими объединениями и родителей). Автор доказывает, что в результате реализации системы педагогических условий у подростков возрастают аналитические умения и навыки, эмоциональная отзывчивость, повышается стремление к общению в коллективе, активность в творчестве, повышается продуктивность работы подросткового коллектива.

Ключевые слова: деятельностный подход, подросток, любительские объединения, самоуправление, педагогические условия.

V. A. Pavlova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SELF-GOVERNMENT TEEN AMATEUR ASSOCIATIONS

This article describes the author's system of pedagogical conditions of development of social self teen Amateur associations, cultural institution. The system involves the provision of a specially developed methodology is divided into two sections: the first aimed at teenagers, the second aimed at adults participants in the educational process (teachers, managers Amateur associations and parents). The author argues that as a result of the implementation of the system of pedagogical conditions in adolescents increase analytical skills, emotional responsiveness, increased willingness to engage in collective activity in creativity, increased productivity teenage team.

Keywords: activity approach, teen, Amateur associations, self-government, pedagogical conditions.

ПАВЛОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА — аспирантка кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

PAVLOVA VIKTORIIA ANDREEVNA — doctoral student of Department of management of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail:[email protected] © Павлова В. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.