Научная статья на тему 'Воинские ритуалы в воспитании современных кадет: сущность и содержание'

Воинские ритуалы в воспитании современных кадет: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3906
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / ПАТРИОТИЗМ / КАДЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / MILITARY RITUAL / THE VALUE ATTITUDE / MILITARY DUTY / PATRIOTISM / CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Е. Ю., Ильясов Д. Ф.

Одним из ключевых средств воспитания кадет и формирования у них ценностного отношения к воинскому долгу являются армейские ритуалы. Авторы определяют понятие «воинский ритуал», а также предпринимают попытку проанализировать использование воинских ритуалов Вооруженных сил Российской Федерации в жизнедеятельности современных российских кадет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Е. Ю., Ильясов Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY RITUALS AS A MEAN OF FORMING A CADET VALUABLE ATTITUDE TO MILITARY DUTY

One of the keys to the formation of a cadet valuable attitude to military duty is military rituals. The authors define the term “military ceremony”, and will attempt to analyze the use of military ceremonies of the Armed Forces of the Russian Federation in the life of the cadet.

Текст научной работы на тему «Воинские ритуалы в воспитании современных кадет: сущность и содержание»

3. Сериков, В.В. Образование и личность. - М., 1999.

4. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М., 1999.

5. Бочарова, В.Г. Педагогика. - М., 2001.

6. Сальцев, С.В. Социально-педагогические ресурсы высшего профессиоанльного образования / Образование и учитель XXI в.: проблемы, перспективы развития: сб. статей Всерос. н/п конф. - Оренбург, 2010.

Bibliography

1. Uvarov, M.S. Antinomicheskiyj diskurs v evropeyjskoyj kuljturnoyj tradicii: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. - SPb., 1995.

2. Obrazovanie v poiskakh chelovecheskikh smihslov / pod red. E.V. Bondarevskoyj. - Rostov n/D., 1995.

3. Serikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. - M., 1999.

4. Nikitin, V.A. Nachala socialjnoyj pedagogiki. - M., 1999.

5. Bocharova, V.G. Pedagogika. - M., 2001.

6. Saljcev, S.V. Socialjno-pedagogicheskie resursih vihsshego professioanljnogo obrazovaniya / Obrazovanie i uchitelj KhKhI v.: problemih, perspektivih razvitiya: sb. stateyj Vseros. n/p konf. - Orenburg, 2010.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 371

Zhukova E. Y., Iliyasov D.F. MILITARY RITUALS AS A MEAN OF FORMING A CADET VALUABLE ATTITUDE TO MILITARY DUTY. One of the keys to the formation of a cadet valuable attitude to military duty is military rituals. The authors define the term “military ceremony”, and will attempt to analyze the use of military ceremonies of the Armed Forces of the Russian Federation in the life of the cadet.

Key words: military ritual, the value attitude, military duty, patriotism, cadet educational institutions, the Armed Forces of the Russian Federation.

Е.Ю. Жукова, ст. Преп. каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: Jukova_EU@ipk74.ru; Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru

ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Одним из ключевых средств воспитания кадет и формирования у них ценностного отношения к воинскому долгу являются армейские ритуалы. Авторы определяют понятие «воинский ритуал», а также предпринимают попытку проанализировать использование воинских ритуалов Вооруженных сил Российской Федерации в жизнедеятельности современных российских кадет.

Ключевые слова: воинские ритуалы, ценностное отношение, воинский долг, патриотизм, кадетские образовательные учреждения, Вооруженные силы Российской Федерации.

В условиях коренных изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны. Сегодня, как никогда, становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к воинскому долгу. Актуальность данной проблемы подчеркивается в Проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В нем под личностными результатами освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования подразумеваются, в первую очередь, сформиро-ванность у выпускника школы российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству, чувства ответственности перед Родиной, а также готовность к служению Отечеству, его защите и выполнении воинского долга.

Понятие «воинский долг» мы определили как нравственнопсихологическую готовность личности к выполнению своих гражданских обязанностей по защите Отечества. Формирование у кадет ценностного отношения к воинскому долгу рассматривается нами как составная часть целостного педагогического процесса, включающего познание и осознание Отечества и готовности к его защите, воспитание патриотических, волевых, физических и боевых качеств, обеспечивающих реализацию чувства долга в ситуации необходимости защиты своей Родины.

При выполнении важнейшей задачи формирования ценностного отношения к воинскому долгу возникает потребность создания такой системы воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. На наш взгляд, перспективы воспитания у молодых людей ценностного отношения к воинскому долгу связаны с использованием государственной символики и, в частности, воинских ритуалов. Воинские ритуалы в свою очередь, могут быть успешно реализованы в системе кадетского образования (кадетских корпусах или кадетских классах общеобразовательных учреждений).

Теоретический обзор литературы свидетельствует, что в педагогической литературе широко анализируется проблематика символов и ритуалов. Использование символики и ритуалов в деятельности детской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов [1; 2], теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых [3; 4].

Наиболее интересной нам представляется работа К.О. Ка-рагезова «Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании» [2], где автор рассматривает сущность символов и ритуалов, а также педагогические основы их применения в воспитании. Он отмечает, что символика и ритуалы получили широкое применение в различных системах воспитания «благодаря способности выражать обобщённые идеи в яркой наглядной форме, замещать сложные понятия, явления сравнительно простыми и внешне привлекательными предметами, образами, выразительными жестами, действиями, а также в силу возможности внушить подрастающему поколению определённые идеи».

Образуя систему символических действий, ритуалы направлены на выражение конкретных идей, мыслей, представлений. Будучи явлением надстроечного порядка, символы и ритуалы всегда были отражением образа мыслей, мировоззрения, идеологии определённого класса, который, в свою очередь, формировал чувства, образ мыслей, мировоззрение на почве своих общественных отношений.

Проблему символики и ритуалов рассматривают в своих работах и военные педагоги. В.Д. Серых [4] подчеркивает, что в формировании нравственного облика воина очень важную роль играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинский ритуал, который воплощает в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей. Автор отмечает, что ритуалы охватывают три основные сферы воинских отношений: сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамён и правительственных наград, торжественные захоронения) , сферу учебно-боевой деятельности, где ритуалы, закреплённые в общевоинских уставах, воспитывают

высокие морально-боевые качества (строевые смотры, развод и смена караулов, общие батальонные и полковые вечерние поверки) и сферу повседневной деятельности (распорядок дня). Своеобразие воинских ритуалов состоит в том, что их идейное содержание проявляется в конкретно-чувственной, символической форме. В.Д. Серых подчёркивает, что это становится возможным благодаря использованию характерных для каждого ритуала символов, а в качестве символов могут выступать эмоционально окрашенное слово, выразительный жест, социально значимый предмет.

Мы полагаем, что перечень приведенных В.Д. Серых ритуалов недостаточно полон, поскольку согласно Общевоинским Уставам Вооруженных сил Российской Федерации в сферу боевой деятельности должны быть включены и такие ритуалы, как:

• подъем (спуск) Государственного флага Российской Федерации;

• передача (сдача) Боевого знамени при переформировании (расформировании) воинской части;

• проведение военных парадов;

• отдача боевого приказа командирами воинских подразделений или воинских частей;

• заступление на боевое дежурство.

К сфере учебно-боевой деятельности, несомненно, должны быть отнесены такие ритуалы, как:

• вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия;

• упоминание на вечерней поверке фамилий военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки подразделений навечно;

• встреча молодого пополнения;

• торжественная передача увольняемыми в запас военнослужащими оружия и военной техники молодым воинам.

Сфера повседневной деятельности должна быть дополнена такими ритуалами, как:

• проведение годовых праздников частей (кораблей);

• отдание воинского приветствия;

• представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки).

О воспитательной эффективности воинских ритуалов пишут многие военные исследователи. «Большое воспитательное значение в жизни воинов, - подчёркивает Б.М. Сапунов [5], - имеют воинские ритуалы. Вынос знамени, подъём Государственного флага, принятие военной присяги, торжественное вручение наград перед строем и другие освящённые традицией воинские ритуалы и обычаи оказывают огромное воздействие на сознание воинов, запоминаются на всю жизнь». Говоря о роли воинских ритуалов в воспитании чувства воинского долга, А.С. Миловидов [6] пишет, что в общей системе морально-эстетического воспитания существенная роль принадлежит воинским ритуалам, которые символизируют высокую меру ответственности за выполнение воинского долга перед Родиной.

Анализ исторической литературы (И.А. Андрушкевич, В.Н. Гурковский) [7; 8] показал, что военно-патриотическая символика и воинские ритуалы были широко распространены в воспитании кадет в дореволюционной России. Каждый кадетский корпус имел знамя, нагрудный знак, жетон, форму одежды, в каждом кадетском корпусе проходили торжественные ритуалы принятия Присяги, вручение знамени, торжественные парады. Эти традиции продолжают сегодня современные кадетские корпуса и общеобразовательные учреждения с кадетскими классами.

Однако практика использования воинских ритуалов в педагогическом процессе кадетского корпуса или кадетского класса остается не в полной мере проанализированной в научной педагогической литературе, более того, несмотря на большое количество работ, посвященное проблематике символики и ритуалов, в настоящее время среди ученых отсутствует единый взгляд на понятие « воинский ритуал», на его соотношение с другими понятиями, такими, как «традиция», «обряд», «церемония». Это привело к тому, что в научной литературе до сих пор нет единой трактовки понятия «воинский ритуал». Отсюда следует неправильная оценка роли и значения воинских ритуалов в системе героико-патриотического воспитания подрастающих граждан России и, в частности, формирования у молодого поколения ценностного отношения к воинскому долгу.

Так, например, Р.Н. Бобков считает, что «воинский ритуал -это сложившиеся способы массового поведения военнослужащих в процессе реализации элементов службы и воинских традиций,

воспроизводимые в течение длительного времени, закрепленные в нормативных актах, а так же проявляющиеся как прочно вошедшие в сознание - добровольные, обязательные, социальные действия».

В работах В.Д. Серых понятие «воинский ритуал трактуется как «исторически сложившийся, передающийся из поколения в поколение вид традиций реализующихся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни данного общества, олицетворяют определенные социальные отношения и существующий социальный подход. Что, кажется, не совсем верно, так как здесь ритуалы и обряды выступают самостоятельным видом такого проявления общественной психологии, как традиции.

Мы более точным считаем определение понятия «воинский ритуал», данное в «Военной энциклопедии» [9]. Воинский ритуал есть исторически сложившийся, узаконенный, устойчивый, традиционный, торжественный акт, отражающий определенные общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, объединяющий в определенном порядке обрядовые символические действия с целью формирования высоких моральнопсихологических и боевых качеств, необходимых защитнику Отечества».

Такое определение,

- во-первых, дает четкое понятие воинских ритуалов, являющихся исторически сложившимися, передающимися из поколения в поколение торжественными церемониями и обрядами, совершаемыми в повседневной службе, во время праздников и в иных случаях, в различных условиях, с различными целями;

- во-вторых, в этом определении подчеркивается, что воинский ритуал - это, прежде всего правовой узаконенный акт. Здесь право закрепляет, регулирует и стимулирует те общественные отношения, которые служат делу защиты и безопасности государства, выражают интересы и волю народа и способствуют наиболее полному проявлению высоких морально-психологических и боевых качеств;

- в-третьих, в данном определении говорится о том, что воинский ритуал отражает те общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, которые сложились в данном обществе, с учетом происходящих изменений в духовной и материальной жизни, появления и становления ценностных ориентаций и системы военно-профессиональных ценностей у российских воинов в условиях реформы Вооруженных сил.

Произведенный нами анализ использования воинских ритуалов в жизнедеятельности кадет - воспитанников Кадетских корпусов и кадетских классов общеобразовательных школ представим для наглядности в виде таблицы 1.

Из таблицы видно, что в системе кадетского образования находят применение и широко используются многие ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации. В основном это воинские ритуалы, которые могут быть адаптированы к условиям детского образовательного учреждения. И здесь приоритетной в выборе педагогическим коллективом тех или иных воинских ритуалов является идея создания образовательной среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, заповедями и традициями. Следует также отметить, что кадетский корпус - это военизированное, но не военное образовательное учреждение, поэтому все ритуалы здесь определяются с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Порядок совершения каждого из воинских ритуалов закреплен в уставах и инструкциях кадетского корпуса или Положении о кадетских классах общеобразовательного учреждения.

Опыт проведения различных воинских ритуалов в кадетских классах общеобразовательных школ Челябинской области убедил нас в том, что хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы являются средством формирования у кадет ценностного отношения к воинскому долгу. Воинские ритуалы вызывают у них патриотические чувства и мысли, вдохновляют на достойное выполнение задачи, поставленной перед каждым гражданином Отечества - с честью исполнять свой воинский долг.

Своим традиционным идейным содержанием воинские ритуалы способствуют формированию тех морально-политических взглядов, которые служат основой ценностного отношения у кадет к воинскому долгу.

Таблица 1

Воинские ритуалы и их интерпретация в кадетском образовании

Наименование воинского ритуала Вооруженные силы Российской Федерации Система кадетского образования

Торжественное принятие военной присяги Воинская присяга на верность Родине. Текст присяги соответствует Уставу внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. Присяга (Клятва) кадета на верность Родине. Текст клятвы разрабатывается индивидуально в каждом Кадетском корпусе или кадетском классе.

Отдание воинского приветствия Приветствие согласно Уставу внутренней службы и строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Приветствие согласно Уставу Кадетского корпуса или Положению о кадетских классах общеобразовательного учреждения.

Проведение военных парадов Парады в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Торжественные построения и прохождения в государственные и профессиональные праздники в воинских частях. Проводятся согласно строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Парады в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Торжественные построения и прохождения в Дни Воинской славы России, знаменательные даты, в частности в День основания Кадетского корпуса. Проводятся согласно строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации.

Строевые смотры, развод и смена караулов Осуществляются ежедневно, согласно Уставу внутренней службы и строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Осуществляются ежедневно, согласно Уставу Корпуса или Положению о кадетских классах общеобразовательного учреждения.

Возложение венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Родины Осуществляется согласно строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Данный ритуал проводится, как правило, совместно с каким-либо из воинских подразделений согласно Уставу Вооруженных сл Российской Федерации. Специфичным кадетским ритуалом является «Вахта Памяти» у Вечного огня в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Вручение боевых знамен и наград Осуществляется согласно строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Вручение Знамени Корпуса осуществляется согласно Уставу Корпуса или Положению о кадетских классах общеобразовательного учреждения.

Внос и вынос боевого знамени Осуществляется согласно строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Осуществляется согласно строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации.

Упоминание на вечерней поверке фамилий военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки подразделений навечно Осуществляются ежедневно, согласно Уставу внутренней службы и строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Осуществляются ежедневно, согласно Уставу внутренней службы и строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации в том случае, если в ряды кадет зачислен военнослужащий, за совершенные им подвиги. Например, выпускник школы - Герой России, зачисленный посмертно в ряды кадет.

Подъем и спуск Г осударственного флага Российской Федерации Осуществляются ежедневно, согласно Уставу внутренней службы и строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации. Осуществляются ежедневно, согласно Уставу внутренней службы и строевому Уставу Вооруженных сил Российской Федерации.

Воинские ритуалы являются постоянно действующим и эффективным воспитательным средством. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженность при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир кадета, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания.

Современные ритуалы своей эмоциональной насыщенностью привлекают кадет, вызывают у них желание вновь и вновь участвовать в торжествах, восхищаться ими.

Положительные эмоции, порождаемые воинскими ритуалами, не только помогают кадету преодолеть трудности первоначальной военной подготовки, но и способствуют его воинскому воспитанию и формированию ценностного отношения к воинскому долгу.

Таким образом, воспитание ценностного отношения к воинскому долгу в системе кадетского образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству и с честью выполнять свой воинский долг.

Библиографический список

1. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Мн., 1995.

2. Карагезов, К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. - Воронеж, 1979.

3. Ашев, Г.А. Воинские ритуалы.- М.: Воениздат, 1977.

4. Серых, В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986.

5. Сапунов, Б.М. Эстетика воинской службы. - М., 1968.

6. Миловидов, А.С. Война и армия: философско-социологический очерк. - М., 1977.

7. Андрушкевич, И.Н. Воспитание русской военной молодежи. - Буэнос-Айрес, 2009.

8. Гурковский, В.Н. Кадетские корпуса Российской Империи. - М., 2005.

9. Военная энциклопедия: в 8 т. - М., 1994. - Т. 2.

Bibliography

1. Kabush, V.T. Otkrihtihe vospitateljnihe sistemih: problemih i puti resheniya. - Mn., 1995.

2. Karagezov, K.O. Socialjno-pedagogicheskoe soderzhanie i funkcii simvoliki v vospitanii. - Voronezh, 1979.

3. Ashev, G.A. Voinskie ritualih.- M.: Voenizdat, 1977.

4. Serihkh, V.D. Voinskie ritualih. - M., 1986.

5. Sapunov, B.M. Ehstetika voinskoyj sluzhbih. - M., 1968.

6. Milovidov, A.S. Voyjna i armiya: filosofsko-sociologicheskiyj ocherk. - M., 1977.

7. Andrushkevich, I.N. Vospitanie russkoyj voennoyj molodezhi. - Buehnos-Ayjres, 2009.

8. Gurkovskiyj, V.N. Kadetskie korpusa Rossiyjskoyj Imperii. - M., 2005.

9. Voennaya ehnciklopediya: v 8 t. - M., 1994. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 37.035.8 = 37.035.4

Sukhova O.V. MODERN APPROACHES TO THE DETERMINATION OF THE ESSENCE OF MULTICULTURAL EDUCATION In CONCEPTIONS OF GERMAN SCIENTISTS. The article presents modern scientific approaches to the interpretation of the essence the multicultural upbringing in Germany from the viewpoint of German scientists. It analyses the objectives and tasks in compliance with the demand of the multicultural society of Germany.

Key words: multicultural upbringing, intercultural education, dialog of cultures.

О.В. Сухова, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: suhovaks@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ НЕМЕЦКИХ УЧЕНЫХ

В статье рассматриваются современные научные подходы к определению сущности мультикультурного воспитания с позиций немецких ученых, анализируются его цели и задачи в соответствии с требованиями мультикультурного общества Германии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мультикультурное воспитание, межкультурное обучение, диалог культур.

Важной задачей современного общества является подготовка подрастающего поколения к жизни в глобальном мире, отличающемся интегральным единством всего многообразия языков и культур, этносов и меньшинств. Одним из возможных путей такой подготовки является мультикультурное воспитание, сущность и содержание которого различаются в зависимости от социально-географического пространства, от социально-культурной среды и субъектов, участвующих в его реализации. Для отечественной педагогической науки характерен традиционный интерес к достижениям немецкой педагогики, что вполне объяснимо значительным вкладом немецких учёных в развитие педагогической науки, давними историческими связями двух стран, а также активно развивающимся партнёрством российского и германского государств в сфере образования и науки.

В современной педагогической теории Германии находят отражение различные подходы к определению сущности мульти-культурного воспитания. Обозначим первый из них как диалогический, основанный на идеях открытости и диалога культур. Основной тезис сторонников данного подхода заключается в понимании того, что существование человека является всегда «событием» с другими людьми. Это становится исходной предпосылкой и выступает в качестве основного принципа для вех разновидностей философии диалога. Таким же образом познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные фрагменты своей культуры.

Для сторонников этого направления культура нестатична и негомогенна. Культура подобна живому организму, меняющемуся во времени. Встречи представителей разных культур - это позитивная возможность для взаимообмена опытом и шанс для обогащения собственной культуры. По мнению Г. Ауернхаймера, цель мультикультурного воспитания и обучения это развитие способности осознавать, что существует «другое знание» [1, с. 21]. Это установление равноправия, внимание к различиям, способность к межкультурному пониманию и построению диалога. Для этого необходимы компетентность в области преодоления расистской дискриминации, критическая рефлексия мировосприятий своего и чужого, способность к эмпатии и к разрешению конфликта [1, с. 45]. Данную точку зрения разделяет ряд немецких исследователей мультикультурного образования и воспитания (И. Дим, Ф.-О. Радтке, А. Томас, М. Хоманн).

На практике реализация диалогического подхода в Германии была характерна для 70-80-х гг. XX века и связана с пробле-

мой интеграции мигрантов в социокультурную среду Германии. В этот период в научно-педагогической литературе появляется термин «межкультурное обучение» («1^егкиКиге1е Lemen»). На смену ауслендерпедагогики приходит межкультурная педагогика. В. Нике отмечает, что именно в этот период акцент в образовании и воспитании отводится культуре этнических меньшинств посредством внедрения специальных мер и программ в деятельность социальных институтов [7, с. 23].

В контексте реализации диалогического подхода была выдвинута идея «неотрицания чужого», способствующая улучшению взаимопонимания и взаимоуважения. В Германии был распространен важный принцип - кто любит свое, тот терпим к другим, поэтому в данном случае интеграция переселенцев в русле диалогического подхода углубляла и национальное образование страны. Процесс адаптации переселенцев не приводил к их полной ассимиляции, а приобщение к ценностям немецкой культуры не означало требования забвения культуры родной. Между культурой мигрантов и культурой коренных немцев должен был возникнуть диалог. В этой связи большинство ученых выступали сторонниками принципов межкультурного воспитания, распространения билингвизма и практического внедрения методов межкуль-турной работы в содержание социокультурной деятельности.

Активные интеграционные процессы в Европе и значительное усиление принципа «европейского измерения» всех сфер общественной жизни, включая культуру и образование, востребовали переориентацию диалогического подхода в сторону плюралистического. Суть этого подхода заключается в рассмотрении мультикультурного воспитания как способа приобщения к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство, характеризующееся прежде всего своей открытостью. Р. Дарендорф выделяет следующие условия современного открытого общества (относительно Германии): равные личностные, социальные, политические права и шансы на их реализацию; продуктивные социальные конфликты и их рациональное разрешение; многообразие общественных интересов через участие различных социальных групп; частные интересы наряду с общественными добродетелями.

Сторонники данного подхода придерживаются позиции, что в современных социокультурных условиях именно мультикультур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.