педагогические науки
Бузоев Александр Сергеевич ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ...
УДК 372.879.6+796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2018
Бузоев Александр Сергеевич, старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена выявлению условий реализации потенциала физической культуры для эффективной организации процесса формирования волевой сферы студентов через активизацию их физических и личностных качеств. В статье доказывается тезис о том, что в современных условиях развитие многих нравственно-ценностных качеств учащейся молодежи, в том числе и волевых, возможно путем систематического осуществления специально организованной физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой деятельности в рамках образовательной организации. Для этого необходимо создавать в учебно-воспитательном процессе вуза условия для формирования у обучающихся потребности в развитии физических качеств; в активизации двигательной деятельности; в усвоении комплекса физических упражнений, способствующих развитию таких психических познавательных процессов, как воля, мышление, воображение, эмоции и т.д. Обращает на себя внимание тот факт, что у несовершеннолетних наблюдается часто преобладание эмоциональной сферы над волевой сферой, что, в свою очередь, провоцирует эмоциональную неустойчивость, раздражительность, а иногда и агрессивность. Поскольку жизненный опыт студентов, особенно на 1-2 курсах недостаточен, то для них характерна склонность к самоутверждению, к показу своей независимости. Исходя из этих соображений, автор делает вывод о том, что для более успешной организации процесса формирования волевой сферы студентов средствами физической культуры необходимо каждого студента включить во все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, начиная с подготовительного этапа, и заканчивая подведением результатов этих мероприятий. Высокое социально-педагогическое и валеологическое значение физической культуры и спорта в формировании волевой сферы студентов предопределила интерес к данной проблематике, а глубокий научно-педагогический анализ имеющихся исследований позволил доказать, что потенциал физической культуры недостаточно используется для развития волевых качеств студентов, как необходимого личностного качества человека.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, волевая сфера личности, формирование волевой сферы личности, двигательная активность, психические познавательные процессы, физическое развитие студентов.
FORMATION OF THE WILL-SPHERE OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
© 2018
Buzoev Alexander Sergeevich, senior lecturer of the physical education department of the faculty of physical culture and sports North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the identification of the conditions for realizing the potential of physical culture for the effective organization of the process of shaping the willed sphere of a student's personality through the activation of his physical and personal qualities. The article proves the thesis that under present-day conditions the development of many moral-value qualities of students, including strong-willed, is possible through the systematic implementation of a specially organized physical culture and health sports activity in the educational organization. For this, it is necessary to create conditions in the teaching and upbringing process of the university for the formation in the students of the need for the development of physical qualities; in the activation of motor activity; in the assimilation of a complex of physical exercises that promote the development of such mental cognitive processes as will, thinking, imagination, emotions, etc. Attention is drawn to the fact that in juveniles there is often a predominance of the emotional sphere over the volitional sphere, which in turn provokes emotional instability, irritability, and sometimes aggressiveness. Since the life experience of students, especially in 1-2 courses is not enough, then they tend to be self-assertive, to show their independence. Proceeding from these considerations, the author concludes that for a more successful organization of the process of forming a strong-willed sphere of students by means of physical education, it is necessary for every student to include in all sports, health and sports events, beginning with the preparatory stage, and ending with summarizing the results of these events . High socio-pedagogical and valeological importance of physical culture and sports in the formation of the willed sphere of students predetermined interest in this problem, and a deep scientific and pedagogical analysis of existing research allowed to prove that the potential of physical culture is not used enough to develop strong-willed qualities of students as a necessary personal quality of a person .
Keywords: physical culture, sport, physical education, volitional sphere of personality, formation of strong-willed sphere of personality, motor activity, mental cognitive processes, physical development of students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность процесса формирования волевой сферы студентов обусловлена тем, что в последнее десятилетие произошли значительные трансформации социально-экономических реалий жизни всего общества. Как показывает анализ последних исследований (Е.С. Айвазова, Ю.И. Варава, А.С. Голобоков, С.В. Гурьев, Е.Н. Дорофеева, М.С. Наумова, А.Ф. Терёшкин и др.), данная проблема разрешима, если использовать воспитательный и личностно-развивающий потенциал образовательной организации [1-3]. Наиболее эффективным потенциалом, на наш взгляд, обладают физическое воспитание и спорт. Влияние физических занятий на состояние здоровья студентов неоспоримо, но не менее
важным аспектом потенциала физической культуры выступает и ее влияние на волевую сферу личности.
Физическое воспитание долгое время было направлено главным образом на развитие физических качеств студентов, укрепление и сохранение их здоровья, физическую подготовку, знакомство с основными видами физических упражнений и т. д., в то время, как проблеме формирования и развития волевой сферы студентов - будущих специалистов не уделялось и не уделяется должного внимания. Вместе с тем, учитывая современное состояние социальных, экономических и культурных процессов, физическое воспитание должно решать задачи оптимального физического развития студентов в единстве с формированием их волевых качеств, характеризующих социально-активную личность, готовой к
Buzoev Alexander Sergeevich pedagogical
FORMATION OF THE WILL-SPHERE ... sciences
продуктивной профессиональной деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сложность решения данной проблемы многие преподаватели-практики видят в том (В.К. Агарагимова, А.А. Абдулкадыров, А.Г. Бугулов, Э.Р. Кочиева, Р.А. Мусаева, Т.П. Елисеева, Х.М. Сокаев, О.Н. Федорова), что в вуз поступает молодой человек с уже сложившимися убеждениями и нравственно-ценностными установками, с выработанными в семье и общеобразовательной школе характером, нормами поведения и жизненными позициями [4; 5; 6; 7]. Раскрывая значимость физических занятий в гармоничном развитии личности, некоторые авторитетные ученые (К.А. Елыгина, М.А. Жемчужина Т.Н. Иванова М.М. Кутепов, Н.В. Ямбаева и др.) приходят к выводу, что физическое воспитание должно быть построено на основе использования всего потенциала физической культуры для оптимизации процесса формирования волевых качеств студентов, характеризующих энергичную, социально деятельную личность [8-10]. «Значение спорта среди ценностей современного человечества в настоящее время, пишет Т.Н. Иванова, возрастает, так как спорт - это универсальный инструмент саморазвития, творческого самовыражения, социальной самореализации современного человека и экологической культуры. Спорт как зеркало культурной и социоэкологиче-ской жизни, в условиях которой происходит социальное, экологическое и культурное развитие и формирование современного человека. В современном обществе произошли значимые изменения, что сказалось на преобразовании и отношения к физической культуре и спорту и ценностных ориентаций» [9, с. 149-151].
Формирование целей статьи (постановка задания). Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебно-познавательной и воспитательной деятельности студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить мире спорта особую категорию - студенческий спорт, характеризующийся возможностью заниматься спортом во время обязательных учебных занятий по физкультуре; заниматься физической культурой самостоятельно в свободное от учебных занятий время в тренажерных залах вуза; регулярно участвовать в студенческих спортивных состязаниях по выбранным видам спорта.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Вне зависимости от пола, возраста и направления подготовки, у студентов, выполняющих все нормативы, предусмотренные образовательной программой, улучшаются всевозможные физические показатели, в том числе - укрепляется и развивается нервная система. Этот факт крайне важен, так как в данном случае оказывается сильное позитивное воздействие на психику человека. Соответственно, из-за взаимосвязи спорта с психическим состоянием человека, по мнению Е.Ю. Акимовой, спортивная деятельность также неразрывно связана с преодолением спортсменами различных трудностей, которые условно можно разделить две группы: объективные и субъективные [11]. Под объективными трудностями понимаются те трудности, которые спровоцированы характерными для данного вида деятельности преградами. Это, в первую очередь, большие физические нагрузки, технические сложности осваиваемых физических упражнений, присутствие во время состязаний посторонних людей, бурная реакция болельщиков и т. д. Субъективные трудности заключаются в индивидуальном отношении выступающего к объективным сторонам данного спорта (присутствие негативных эмоциональных состояний, например боязни, нерешительности; появление мотивации боязни неудач и т. д.).
Преодоление перечисленных трудностей зависит на-164
прямую от развития волевой сферы студента, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других волевых качествах при решении различных задач в области физического воспитания и спорта: занятия, направленные на ознакомление и усвоение физических упражнений способствуют развитию настойчивости, аналитических способностей, внимания, общей культуры (А.С. Медведев, А.И. Постельняк) [12]; занятия, связанные с повторением пройденного материала развивают память, активизируют мыслительную деятельность, дисциплинированность (И.Г. Сидорова, Т.А. Хорошева) [13]; занятия, посвященные развитию двигательных навыков и умений способствуют укреплению и сохранению здоровья студентов, физическому и психическому совершенствованию человека, вырабатыванию терпеливости; на занятиях по строевым упражнениям усиливается дисциплинированность, коллективизм, командная деятельность (Г.Л. Драндров, Н.Н. Кисапов, А.С. Тихонов) [14]; занятия по гимнастике повышают решительность, гибкость, эстетику; во время командно-спортивных игр формируются организаторские и лидерские качества, коммуникабельность (Т.Р. Соломахина) [15]; способности работать в солидарности с группой (Я.В. Чуб, В.П. Овечкин) [16]. Владеть всеми перечисленными качествами в равной мере студенты не могут. У одних студентов лучше выражены одни волевые качества, а у других больше проявляются другие волевые качества. Под волей в данном случае мы понимаем способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Соответственно волевые качества - это определенный комплекс различных психических характеристик человека, обуславливающих умение личности осиливать разнообразные препятствия на пути к достижению жизненно важных целей и задач.
Каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Для их раскрытия нужен мощный эмоциональный подъем, значительно усиливающий работоспособность центральной нервной системы. Такой подъем и должна создавать правильно организованная психологическая подготовка, в которой особое место занимает волевая сфера личности [2]. Следовательно, даже при развитых навыках целеполагания и наличии всевозможных средств к достижению цели, при условии слабо развитых волевых качеств, человек вряд ли сможет преодолеть возникающие перед ним препятствия и добиться желаемого результата. Несомненно, сила воли является ключевым фактором для достижения ожидаемого результата: от волевого потенциала личности зависит эффективность выполняемых человеком упражнений, а так же - результаты всевозможных спортивно-массовых и физкультурных мероприятий, которые являются основой формирования волевой сферы личности [9].
На основе всех вышеперечисленных факторов можно выдвинуть предположение о том, что студенты, активно занимающиеся физическими упражнениями, участвующие в различных спортивных видах деятельности, имеют более развитую волевую сферу, нежели студенты, не занимающиеся физической культурой и спортом. Для проверки данного утверждения был выбран тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Данная методика направлена на определение волевого потенциала личности и включает в себя список из тридцати вопросов, ответы на которые оцениваются по шкалам индекса волевой саморегуляции, индекса настойчивости и индекса самообладания [17].
В нашем случае субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела, а субшкала «самооблодания» отражает уровень произвольного контроля эмоциональ-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Бузоев Александр Сергеевич ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ...
ных реакций и состояний.
Методика была реализована на психолого-педагогическом факультете, историческом факультете и факультете математики и информационных технологий СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. В эксперименте приняли участие студенты первого, второго и третьего курсов. Возрастной диапазон испытуемых составил от восемнадцати до двадцати лет. Все испытуемые в процессе проведения методики были разделены на две группы: В состав первой группы входило 56 человек, занимающихся по экспериментальной программе и активно участвующих в различных спортивных состязаниях на университетском уровне, а потом и на республиканском, региональном и федеральном уровнях. В состав второй группы входили 48 студентов, занимающихся по традиционной форме, и не принимавших участия в спортивных мероприятиях.
После реализации экспериментальной программы, которая охватывала огромный спектр разнообразных мероприятий по физической культуре, в рамках реализации которой все студенты были максимально задействованы в организации и проведении этих мероприятий с их непосредственным участие, получены следующие результаты:
В экспериментальной группе по шкале «Волевая саморегуляция» 42 студента получили высокий балл, 6 испытуемых получили средний балл и 8 студентов получили низкий балл; по шкале «Настойчивость» 38 испытуемых получили высокий балл, 14 студентов получили средний балл и 4 студента получили низкий балл; по шкале «Самообладание» 20 испытуемых получили высокий балл, 24 испытуемых получили средний балл и 12 студентов получили низкий балл;
В контрольной группе по шкале «Волевая саморегуляция» 15 студентов получили высокий балл, 13 испытуемых получили средний балл, 20 испытуемых получили низкий; по шкале «Настойчивость» 14 испытуемых получили высокий балл, 18 испытуемых получили средний балл и 16 испытуемых получили низкий балл; по шкале «Самообладание» 23 испытуемых получили высокий балл, 14 испытуемых получили средний бал и 11 испытуемых получили низкий балл.
Полученные в процессе исследования количественные и качественные результаты позволили нам сделать следующие выводы:
При сравнении результатов первой и второй группы по таким параметрам, как среднее значение, мода и медиана, отчетливо проявлялись значимые различия по всем вышеперечисленным параметрам. Соответственно более высокие баллы по шкалам всех трех волевых качеств были набраны в экспериментальной группе. Причиной аналогичных различий, скорее всего является необходимость развития волевой сферы для построения профессиональной карьеры и достижения значимых результатов в будущей трудовой деятельности.
По параметру минимального значения по шкале волевой саморегуляции разница в баллах между двумя группами также существенна. Данное наблюдение еще раз демонстрирует нам повышенную значимость развития волевой сферы для студентов экспериментальной группы, в отличие от студентов, не занимающихся активной спортивной деятельностью.
При анализе качественных показателей наблюдается следующая ситуация: высокие показатели по шкале «Волевая саморегуляция» встречаются в экспериментальной группе у 70 % испытуемых, в то время как в контрольной группе высокие показатели по этой же шкале были набраны у 31,25 % испытуемых. Отдельно стоит отметить тот факт, что среди испытуемых экспериментальной группы низкие показатели по шкале «Волевая саморегуляция» были набраны всего у 14,28 % студентов, тогда как в контрольной группе по этой шкале были набраны почти у 42 % студентов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших
изысканий данного направления. Таким образом, на основе представленного количественного и качественного анализа результатов, а также специальных наблюдений, можно сделать вывод о том, что полученные данные подтверждают выдвинутое ранее предположение о более развитой волевой сфере студентов, обучающихся по экспериментальной программе с усиленным режимом физических занятий, а также участием в различных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, при их сравнении со студентами, не занимающихся по традиционной форме обучения и не принимавших участие в аналогичных мероприятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айвазова Е.С., Дорофеева Е.Н. Технология формирования нравственно-волевой сферы студенческой молодежи средствами физической культуры //Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 3 (41). С. 104-112.
2. Голобоков А.С., Наумова М.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 323-325.
3. Гурьев С.В., Терёшкин А.Ф., Варава Ю.И. Информационные компьютерные технологии в процессе обучения студентов факультета физической культуры //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 63-69.
4. Агарагимова В.К., Абдулкадыров А.А., Мусаева Р.А. Педагогические условия формирования потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических вузов //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 143-145.
5. Бугулов А.Г., Сокаев Х.М. Роль физического воспитания в формировании практической компетенции человека //News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 033-036.
6. Елисеева Т.П., Федорова О.Н. Воспитание волевых качеств, как необходимый компонент формирования мотивационной сферы студентов вуза средствами физической культуры //В сборнике: ХХ юбилейные царскосельские чтения материалы международной научной конференции. 2016. С.288-291.
7. Кочиева Э.Р. Активизация процесса адаптации первокурсников к новому образовательному пространству вуза //Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № 1. С. 50-51.
8. Жемчужина М.А. Современное развитие физической культуры и спорта в РФ //В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи. Сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 1167-1169.
9. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.
10. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 83-86.
11. Акимова Е.Ю. Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 9-11.
12. Медведев А.С., Постельняк А.И. Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами спортивного танца //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 107-110.
13. Сидорова И.Г., Хорошева Т.А. Состояние по-требностно-мотивационной сферы учащихся старших классов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 217-219.
14. Тихонов А.С., Драндров Г.Л., Кисапов Н.Н. Взаимосвязь развития мотивационно-волевой сферы личности спортсменов с формированием образа «Я» //
Buzoev Alexander Sergeevich FORMATION OF THE WILL-SPHERE ..
pedagogical sciences
Образование и саморазвитие. 2009. Т. 4. № 14. С. 198204.
15. Соломахина Т.Р. К проблеме познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-111.
16. Чуб Я.В., Овечкин В.П. Формирование общепрофессиональной компетентности студентов средствами учебной дисциплины «Физическая культура» //Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 79-82.
17. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» http://psylist. net/praktikum/00417.htm.
Статья поступила в редакцию 13.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
166
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)