Научная статья на тему 'Особенности психологической структуры криминальной мотивации несовершеннолетних'

Особенности психологической структуры криминальной мотивации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / CRIMINAL MOTIVATION / CRIMINAL BEHAVIOR / STRUCTURE / COMPONENT ANALYSIS / JUVENILE DELINQUENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Ю. А.

В данной статье рассматривается понятие структуры криминальной мотивации. С целью определения и построения структуры криминальной мотивации несовершеннолетних было проведено эмпирическое исследование, сделан факторный анализ, который подтвердил гипотетическую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF JUVINILE DELINQUENT MOTIVATION

The article considers the concept of criminal motivation structure, in order to define and to develop the structure of juvenile delinquent motivation the empirical research has been undertaken. The component analysis, which has verified the hypothetical structure, is conducted. For revealing the component structure of juvenile delinquent motivation.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической структуры криминальной мотивации несовершеннолетних»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 1998.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гарда-рики, 2000.

3. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала// Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

5. Удальцова М.В. Теории мотивации: Учебное пособие. -Новосибирск: НГАЭиУ, 2005.

Ю.А. Малюшина

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие структуры криминальной мотивации. С целью определения и построения структуры криминальной мотивации несовершеннолетних было проведено эмпирическое исследование, сделан факторный анализ, который подтвердил гипотетическую структуру.

Ключевые слова: криминальная мотивация, криминальное поведение, структура, факторный анализ, несовершеннолетние правонарушители.

Y.A. Malyushina

Kurgan State University, Kurgan, Russia

PECULIARITIES OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF JUVINILE DELINQUENT MOTIVATION

Abstract: The article considers the concept of criminal motivation structure, in order to define and to develop the structure of juvenile delinquent motivation the empirical research has been undertaken. The component analysis, which has verified the hypothetical structure, is conducted. For revealing the component structure of juvenile delinquent motivation.

Keywords: criminal motivation, criminal behavior, structure, component analysis, juvenile delinquents.

Несмотря на многочисленность исследований криминальной мотивации несовершеннолетних, в существующих психологических, юридических исследованиях основные понятия, описывающие мотивационно-потребно-стную сферу (потребность, мотив, мотивация), трактуются достаточно широко, недостаточно обосновано само понятие криминальная мотивация. Многие исследователи рассматривали криминальную мотивацию в отдельных ее аспектах и проявлениях (эмоции, иерархия мотивов, криминальное поведение, сознание и т.д.).

На наш взгляд, необходимо рассматривать структуру криминальной мотивации несовершеннолетних. Понятие «структура мотивации» в отечественной психологии применяется, когда речь идет о доминировании, иерархии мотивов, выделении основных групп и подгрупп мотивов. Мотивационную структуру описывали ряд авторов (В.А. Бодров, Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ). Динамика элементов мотивационной структуры рассматривается в трудах Л.И. Божович, А.К. Марковой в плане смены доминирующих мотивов по

содержанию и их иерархизации. В.Н. Кудрявцев рассматривал криминальную мотивацию как процесс формирования мотива преступления, его развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях [1].

Конфигурация и характер связей внутри системы являются ее структурой, которая остается неизменной при определенных изменениях системы. Структура - это часть системы. Психические явления рассматриваются как системы, не сводимые к сумме своих элементов, обладающие структурой, а свойства элементов определяются их местом в структуре. Структурность, то есть строение, внутренне присущее объекту (состав элементов), сохраняется во многих его модификациях при свойственном объекту функционировании.

Криминальная мотивация - это обусловленная процессом отражения, активная и интеллектуальная деятельность асоциально ориентированной личности с дефектами правосознания и собственной системы ценности.

По Л.И. Божович [14], структура мотивации характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, динамикой опосредствованных потребностей и их иерар-хизацией. Иерархическая структура мотивации в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей - представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами.

Б.С. Братусь [16] называет соподчиненные и динамические системы, образуемые личностными смыслами и функционально связанные с мотивами, смысловыми образованиями. Смысловые образования являются основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе. Это «целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное смысловое отношение».

По словам С.Л. Рубинштейна, «соотношение внутренних условий с внешними (соотношение потребности с ее объектом)» образует мотивацию человека.

«Через<...> мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их "смысл" для человека есть то, что детерминирует поведение» [2].

Д.Н. Узнадзе (1969) понимал мотив как сложное психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. Так как мотивация является совокупностью мотивов, В. А. Терентьев (1970) подходит к ее раскрытию с традиционных общепсихологических позиций, постулирующих трехкомпонентность психического явления, то есть наличие интеллектуального, волевого и эмоционального компонентов.

Теоретический анализ развития криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей показывает, что существуют различные концептуальные подходы изучения криминальной мотивации. Рассматривая развитие криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, нельзя не отметить той регулирующей, динамической роли, которую играют в мотивацион-ных процессах эмоции человека, некоторые его эмоциональные состояния, теснейшим образом связанные с появлением той или иной потребности, с возможностью ее удовлетворения в конкретной жизненной ситуации. Причем связь потребностей и эмоциональных процессов в генезисе преступного поведения бывает настолько сильной, что юристы и психологи отмечают следующее: эмоциональные состояния и чувства выполняют мотиво-образующую функцию. С целью определения и пост-

серия «естественные науки», выпуск 3

23

роения структуры криминальной мотивации несовершеннолетних было проведено эмпирическое исследование. Объем выборки составил 540 человек. Состав выборки по полу: 210 девочек (38,9 %) и 330 мальчиков (61,1%). Состав выборки по возрасту: 14-17 лет. Выборка является репрезентативной по своему составу (данные представлены в табл. 1).

Таблица 1

Характеристика выборки

Параметры выборки Категории преступлений всего

мальчики девочки

1 группа - подозреваемые по особо тяжким, тяжким преступлениям 140 40

2 группа - подозреваемые по преступлениям средней степени тяжести 110 70

3 группа - подозреваемые по преступлениям небольшой степени тяжести 95 85

Мы предположили, что криминальная мотивация является интегральным психологическим образованием, имеющим определенный компонентный состав (аксиологический, эмоциональный, потребностно-мотивацион-ный, поведенческий). Аксиологический компонент изучался с помощью психодиагностической методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Эмоциональный компонент изучался с помощью психодиагностической методики «Профиль чувств в отношениях» Л. Куликова. Потребностно-мотивационный компонент мы исследовали с помощью методики «Диагностика мотивационной структуры личности». В.Э. Миль-ман разработана авторская методика «Криминальный мотив», которая позволила выявить доминирующий криминальный мотив в иерархии мотивов криминальной мотивации несовершеннолетних, совершивших преступления различной степени тяжести. Поведенческий компонент изучался с помощью нескольких методик: «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского (2005), «Опросник межличностных отношений» Шутца, «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амир-хана, «Индекс жизненного стиля» Плутчика - Келлермана - Конте.

Обоснованность выбора психодиагностических методик и методов исследования детерминант криминальной мотивации несовершеннолетних подтверждается соответствием целям и задачам исследования, согласованностью структуры методик с исходными теоретическими представлениями о структурных компонентах криминальной мотивации, удовлетворительными результатами пилотажного исследования.

С целью определения компонентов структуры криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей нами был применен факторный анализ, который подтвердил гипотетическую структуру. Для выявления факторной структуры криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей полученные данные подвергались факторному анализу Варимакс-методом с применением преобразования Кайзера. Для определения границы интерпретируемости факторных нагрузок использовались данные А.Л. Комри, рассматривающего нагрузки, превышающие 0,94, как превосходные; 0,81 - очень хорошие; 0,75 - хорошие; 0,65 - удовлетворительные; 0,52 - слабые. Следует отметить, что

факторные нагрузки ниже 0,52 не учитывались в нашем исследовании. Таким образом, при анализе факторной структуры компонентов криминальной мотивации учитывались вес факторов и содержательная наполненность каждого из факторов, все это позволило выявить ключевые моменты структуры криминальной мотивации, совокупный процент дисперсии которых составляет 54,09 %.

1 фактор представлен 26 параметрами, объясняющими 23,92% дисперсии: материальные блага (Р=0,98), разрешение (Р=0,96), избегание (Р=0,62), 1е - потребность во включении, то есть индивид не чувствует себя хорошо среди людей (Р=-0,72), Се — потребность в контроле (Р=0,82), Ае — потребность в аффекте, индивид очень осторожен при установлении близких отношений (Р=-0,89), № — потребность во включении, индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей (Р=- 0,74), Cw - потребность в контроле, то есть индивид не принимает контроля над собой, он хочет быть независимым (Р=- 0,54), Aw — потребность в аффекте, индивид осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения (Р=-0,92), вытеснение (Р=0,72), замещение (Р=0,62), отрицание (Р=-0,81), компенсация (Р=- 0,54), познание (Р=0,76), свобода (Р=- 0,99), семья (Р=0,76), уверенность (Р=- 0,82), дисциплинированность (Р=0,95), мнение (Р=0,86), терпимость (Р=-0,83), воля (Р=-0,70), чуткость (Р=-0,57), жизнеобеспечение (Р=0,80), комфорт (Р=0,61), общение (Р=0,71), самоутверждение (Р=0,83).

2 фактор представлен 18 параметрами, объясняющими 17,72% дисперсии: напряженность (Р=0,54), отчужденность (Р=0,71), конфликтность (Р=0,54), поиск (Р=0,77), регрессия (Р=0,53), проекция (Р=-0,84), гиперкомпенсация (Р=-0,60), рационализация (Р=0,79), фрустрационный мотив (Р=0,82), игровой мотив (Р=0,88), активная жизнь (Р=-0,70), здоровье (Р=0,75), друзья (Р=0,68), признание (Р=0,88), развлечение (Р=-0,66), независимость (Р=-0,82), непримиримость (Р=0,74), социальный статус (Р=0,81).

3 фактор представлен 7 параметрами, объясняющими 5,11% дисперсии: аморальный мотив (Р=0,75), работа (Р=-0,62), развитие (Р=0,54), рациональность (Р=0,62), трудолюбие (Р=-0,64), честность (Р=0,53), аккуратность (Р=0,56), долг (Р = 0,63), счастье других (Р=- 0,57).

4 фактор представлен 10 параметрами, объясняющими 7,3% дисперсии: воспитанность (Р=- 0,82), запросы (Р=0,77), агрессивность (Р=0,61), эмоциональный мотив (Р=0,76), гедонические чувства (Р=0,82), астенические чувства (Р=0,79), меланхолические чувства (Р=0, 83).

Таким образом, обобщая результаты факторного анализа, можно выделить следующие особенности: содержание факторов определяет определенные потребности (материальные блага), потребности в аффекте, контроле, множество ценностей, личностных характеристик, в данный фактор входят и механизмы психологической защиты личности (вытеснение, замещение, отрицание, регрессия, замещение, гиперкомпенсация, компенсация, рационализация). Это объясняется тем, что возникающие потребности способствуют образованию криминальных мотивов через определенные ценностные ориентации, в последующем формируя криминальное поведение. Следует отметить, что степень представленности в разных факторах криминальной мотивации несовершеннолетних неодинакова.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что криминальная мотивация несовершеннолетних - это интегральное образование, имеющее многокомпонен-

24

вестник кгу, 2010. №2

тный состав: аксиологический компонент, состоящий из инструментальных и терминальных ценностей; эмоциональный компонент, включающий в себя чувства, эмоции, аффекты; потребностно-мотивационный (потребности и мотивы), поведенческий (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, межличностные отношения). Следует отметить, что если оказывать воздействие на все компоненты криминальной мотивации, можно предупредить многие преступления несовершеннолетних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Криминальная мотивация/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 1986. - 303 с.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

3. Русинов, Г. Б. Мотивация насильственных преступлений

несовершеннолетних. Русинов.-Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.

М.В. Медведь, Р.В. Овчарова

Курганский государственный университет,

г. Курган, Россия

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются следующие вопросы: сущность понятия «профессиональная Я-концепция» и её значимость в профессиональном развитии и совершенствовании субъекта деятельности; особенности формирования образа профессионала и профессионального самосознания.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, субъект деятельности, профессиональное самосознание, профессиональное развитие, образ профессионала.

M.V.Medved, R.V.Ovcharova Kurgan state university, Kurgan, Russia

NOTION OF THE PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF THE SUBJECT OF ACTIVITY

Abstract: The article considers the following issues: the essence of the concept «the professional self-concept» and its importance in professional development and development of the subject of activity; peculiarities of developing an image of a professional and professional self-consciousness.

Keywords: the professional self-concept, the subject of activity, professional self-consciousness, professional development, an image of the professional.

Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее состояние, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Тем не менее, на сегодняшний день недостаточно исследованы особенности профессиональной Я-концепции представителей различных профессиональных общностей. Конкретные характеристики профессиональной Я-концепции личности недостаточно раскрыты и изучены в связи с особеннос-

тями её профессии.

Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, - индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения, свои личностные и физические качества как профессионала, свои возможности, способности, свой профессиональный потенциал, а также требования, предъявляемые деятельностью и профессиональной группой [5].

По мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счёт включения новых признаков развившейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку - профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

По А.К. Марковой, профессиональное самосознание - это «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу» [6].

По мнению К. А. Альбухановой - Славской, в профессиональном самосознании личность представляет себя и как объект в определённой социально-профессиональной системе, и как её субъект Это связано, во-первых, с осознанием соответствия своих личностных возможностей профессиональным требованиям и задачам, во-вторых, с рефлексией, с удовлетворённостью, с успешностью деятельности, в-третьих, с социальным одобрением [1].

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности ).

М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

1) адаптивная модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;

2) модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного

серия «естественные науки», выпуск 3

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.