Научная статья на тему 'Смысловые конфликты педагога высшей школы в контексте профессиональной деятельности'

Смысловые конфликты педагога высшей школы в контексте профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЫСЛОВОЙ КОНФЛИКТ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилова Ю. В.

Профессия педагога отличается спецификой предмета, субъекта и средств профессиональной деятельности, особенностями целей и результатов труда, а также моральной ответственностью субъекта профессиональной деятельности и активным стремлением педагога к социальным достижениям. При этом отмечается наличие организационных барьеров в достижении профессиональной карьеры, что порождает чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher's profession differs due to the specificity of the object, subject and means of professional activity, features of purposes and results of work and also by moral responsibility of the subject of professional activity and active aspiration of a teacher for social achievements. Thus, some organisational barriers in achievement of professional career are marked, which causes a feeling of dissatisfaction with professional activity.

Текст научной работы на тему «Смысловые конфликты педагога высшей школы в контексте профессиональной деятельности»

Ю. В. Новожилова

СМЫСЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Амурского государственного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор К. И. Воробьева

Профессия педагога отличается спецификой предмета, субъекта и средств профессиональной деятельности, особенностями целей и результатов труда, а также моральной ответственностью субъекта профессиональной деятельности и активным стремлением педагога к социальным достижениям. При этом отмечается наличие организационных барьеров в достижении профессиональной карьеры, что порождает чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

The teacher’s profession differs due to the specificity of the object, subject and means of professional activity, features of purposes and results of work and also by moral responsibility of the subject of professional activity and active aspiration of a teacher for social achievements. Thus, some organisational barriers in achievement of professional career are marked, which causes a feeling of dissatisfaction with professional activity.

Соответственно критериям анализа профессий, которые использует Е. А. Климов, профессия педагога относится к типу «человек - человек» и отличается специфи-кой предмета, субъекта и средств профессиональной деятельности, особенностями целей и результатов труда.

Предметом деятельности педагога является не просто человек, а личность, представляющая из себя, говоря словами Е. А. Климова, «конфликтующую реальность». Педагог имеет дело со сложным, противоречивым, изменяющимся, уникальным и неповторимым предметом профессиональной деятельности, каким является человек, т. е. субъект труда обращен прежде всего к личности в человеке и действует преимущественно от своего личностного начала, т. е. практики типа «личность -личность», а не «человек - человек».

В этой связи средства деятельности педагога имеют внутренний, функциональный характер. Другими словами, средством является сам человек, его психические или

личностные свойства и способности. Следовательно, первостепенная задача педагога по овладению средствами деятельности направлена на самого себя, т. е. принимает вид задачи по овладению собой, по развитию собственных качеств, их эффективного и целесообразного использования. Другая особенность средств в профессии педагога как профессии гуманитарного типа состоит в том, что операциональная сторона деятельности представлена и профессионалу, и окружающим очень абстрактно, свернуто: научить, обеспечить, организовать ит. п. Таким образом, средства, как и предмет, в таком типе профессий часто возникают в результате творческого поиска конкретного профессионала.

Специфика условий профессиональной деятельности педагога связана с высокой моральной ответственностью субъекта профессиональной деятельности. Это, с одной стороны, является следствием особой роли, отводимой профессионалам гуманитарного типа профессий в обществе, -

роли, включающей в себя этические и моральные требования к личностным особенностям профессионала. С другой стороны, это следствие особенностей результатов деятельности в гуманитарной области.

Цели и результаты в гуманитарного типа профессиях, к которым относится и профессия педагога, отличаются тремя основными особенностями. Во-первых, в большинстве случаев результат труда в гуманитарных профессиях задается не определенно, а в виде общего представления. Во-вторых, продукт профессиональной дея-тельности в гуманитарном типе профессий не материален: это в той или иной степени личностный вклад, т. е., его существование неотделимо полностью от личности, от автора. Такая неотчуждаемость продукта приводит к существенному влиянию личности на продукт деятельности не только в процессе его производства, но и дальнейшего существования. И наконец, продукт труда в гуманитарных профессиях практически невозможно оценить объективно, более того, он может быть оценен прямо противоположным образом разными «потребителями» в разное время.

Одной из специфических особенностей профессии педагога является взаимосвязь профессионального и культурного самоопределения профессионала. В гуманитарных профессиях самоопределение личности в профессии опосредовано самоопределением самой профессии в культуре. Учитывая то, что гуманитарные профессии (их основные параметры) не имеют однозначной определенности в рамках культуры и предполагают возможность разных позиций, самоопределение в гуманитарных профессиях предполагает двойной выбор, двойную последовательную идентификацию: идентификацию себя в рамках профессиональной области и самоопределение своей профессии в рамках культуры. Место педагога в профессии во многом связано с его пониманием места профессии в обществе и культуре. Самоопределение самой профес-

сии реализуется в личных выборах профессионалов, т. е. в виде профессионального самоопределения как культурного.

Следует отметить, что педагогическая профессия занимает одно из ведущих мест в общечеловеческой культуре, имеет высокое социальное значение. Профессия педагога высшей школы была и остается в числе престижных профессий, что, безусловно, влияет на профессиональное самоопределение специалиста. При этом профессия педагога предполагает взятие на себя дополнительных, часто сверхнормативных, обязательств, превращение профессии в образ жизни, требующий не «определенного набора знаний и технических навыков», а отношения, которое профессионал устанавливает к себе са-мому в ходе этической работы над собой. Исходя из сказанного, самой общей особенностью профессии педагога высшей школы является неизбежная личностная значимость профессии для профессионала: выбрать профессию педагога - это означает выбрать особый образ жизни. Таким образом, в профессии педагога особую важность приобретает профессиональная личностная зрелость. Все это позволяет утверждать, что личностный фактор имеет решающее значение в профессии педагога.

В этой связи важное значение в становлении педагога имеет рефлексия тех или иных форм собственного существования как профессионала. Ключевым в процессе профессионализации педагога становится дифференциация, отделение самого себя как деятеля от других позиций, занимаемых человеком. Происходит построение предметности собственной деятельности, т. е. определение специфичности, уникальности педагогической деятельности по отношению к другим профессионалам, и вместе с тем ограничения собственной деятельности, определение смыслов, целей и способов собственной деятельности. Таким образом, профессиональная идентификация является важным условием профессиональной успешности педагога.

Уровень рефлексии и профессиональной идентификации тесно связан с профессиональным самосознанием. Основная задача педагога - развитие личности студента, создание условий для ее самосовершенствования. В этой связи педагог должен иметь свою Я-концепцию, основанную на принятии собственных чувств и отсутствии отчуждаемых частей «Я», должен уметь слушать внутренний голос и реализовать свои потенциальные способности, основанные на своих чувствах. Если же Я-концеп-ция самого педагога включает в себя искаженный Я-образ, то эффективность педагогической деятельности снижается. Исследователями подчеркивается как обязательное условие для педагога-профессионала работа над собой с целью осознания и формирования адекватной Я-концепции.

В результате анализа исследований, посвященных изучению профессионального самосознания педагога высшей школы, были выявлены его специфические характеристики:

• самосознание педагога включено в профессиональную деятельность и является реальным инструментом в решении профессиональных педагогических задач;

• самосознание педагога включает глубокое профессиональное самоопределение (ясная, осознаваемая профессиональная позиция);

• профессиональная самооценка педа-гога-профессионала отличается высотой и стабильностью;

• механизмы рефлексии и самооценки у педагога служат прежде всего для оценки себя как субъекта деятельности;

• большую значимость для педагога имеет способность различать приватные и профессиональные качества своей личности.

Таким образом, ярко выраженная личностная включенность в профессиональную деятельность, постоянная рефлексия своей профессиональной деятельности, двойная идентификация себя как профессионала и профессии в рамках культуры

обуславливают высокую значимость мотивационного компонента в профессиональной деятельности педагога. Поиск основных жизненных и профессиональных смыслов в процессе становления профессионального самосознания, профессиональной идентичности, приводят к профессиональному и личностному росту и в целом к личностной зрелости. Однако решение «задач на смысл», поиск новых смыслов профессиональной деятельности, как правило, сопровождается смысловыми конфликтами.

Анализ профессиональной деятельности педагога высшей школы и личности преподавателя позволяет обнаружить наиболее часто встречающиеся смысловые конфликты: конфликт профессионального роста; конфликт профессиональной карьеры; конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями; конфликт жизненных и профессиональных смыслов.

В профессиональной деятельности педагога высшей школы наибольшую выраженность имеет конфликт жизненных и профессиональных смыслов. Как отмечает А. Р. Фонарев, смысл жизни и смысл профессиональной деятельности профессионала (а не специалиста) не разделимы и реализуются в высшем модусе человеческого бытия - модусе служения, а не в модусе социальных достижений. В этой связи достижение истинного профессионализма, по мнению А. Р. Фонарева, возможно лишь тогда, когда основным жизненным отношением человека является любовь к другим людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей. Учитывая то, что в профессии педагога особую важность приобрета-ет профессиональная личностная зрелость, высокий уровень нравственного самосознания как основы профессионального самосознания, то вполне объяснимо доминирование в структуре смысловой сферы педагога конфликта жизненных и профессиональных смыслов, который отражает противоречивость процесса личностного и

профессионального становления. Чаще всего этот конфликт сопровождается переживанием сомнения в своем предназначении, в своем профессионализме. Выраженность конфликта жизненных и профессиональных смыслов сопровождает, как правило, кризис профессиональных достижений, который проявляется на этапе вторичной профессионализации и связан с поиском новых смыслов профессиональной деятельности и их гармонизации с основными жизненными смыслами.

Конфликт профессиональной карьеры связан с активным стремлением педагога к социальным достижениям. При этом отмечается наличие организационных барьеров в достижении профессиональной карьеры, когда педагог не видит возможности собственного карьерного продвижения, что порождает чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

В сегодняшней ситуации развития высшей школы конфликт профессиональной карьеры чаще всего связан с чувством неудовлетворения материальным вознаграждением за выполняемую работу. Низкая заработная плата педагогов высшей школы не соответствует трудозатратам и высокой ответственности, возложенной обществом на педагога.

С другой стороны, достижения более высокого уровня в профессиональной деятельности, успех в ней влияют на профессиональные притязания. По мнению А. Р. Фонарева, достижение профессионального успеха может сопровождаться стремлением к превосходству и проявляться в так называемых «болезнях достижений», что порождает ощущение слабости и может проявляться в нетерпимости к другим профессиональным позициям, профессиональном снобизме, нарушении самоидентичности. Профессиональная успешность педагога может сочетаться с высокомерием, само-возвышением, неадекватно завышенной самооценкой, т. е. чем более успешный профессионал стремится к самоутверждению,

к социальным достижениям, чем больше он идентифицируется со своей профессией, тем более он испытывает давление узкопрофессиональных задач, что вызывает опустошенность, агрессию, апатию.

Наблюдаемый конфликт профессионального роста вызван, с одной стороны, сложностью объекта и предмета деятельности, появлением все новых и новых методов работы, изменяющимися требованиями к профессиональной деятельности, что вызывает настоятельную потребность в профессиональном росте. Противоречия между уровнем знаний профессионала и новыми проблемными задачами, которые выдвигаются не только потребностями практики, но и самим человеком, приводят к смысловому конфликту, связанному с комплексом профессиональной неполноценности. С другой стороны, высокую выраженность конфликта профессионального роста можно интерпретировать как высокий уровень требовательности к себе и осознание педагогом степени своей социальной ответственности. Профессиональное самообразование, активная научно-исследовательская работа приводят к конструктивному разрешению смыслового кон -фликта, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на жизненную и профессиональную позицию личности, программу ее личностной и профессиональной самореализации и перспективные планы.

Учитывая, что профессиональная деятельность педагога требует постоянного самосовершенствования, повышения профессионального уровня в связи с постоянно изменяющимися требованиями к профессиональной деятельности, уникальностью и неповторимостью объекта труда, можно прогнозировать стагнацию и в конечном итоге регресс в профессиональном развитии тех педагогов, для которых процесс постоянного самообразования, профессиональной переподготовки, активной научно-исследовательской и учебно-методической деятельности про-

тиворечит основным жизненным целям и установкам.

На этапе профессиональной адаптации нередко наблюдается конфликт неудовлетворенности взаимоотношениями в коллективе, связанный с трудностями вхождения в ролевую структуру коллектива кафедры, института, неадекватностью социальных ожиданий со стороны коллег и администрации, неспособностью найти свое место.

Для этого этапа профессионального пути также характерно проявление конфликта профессиональных экспектаций, связанного с крушением иллюзий, разочарованием в профессии, нереализованностью профессиональных планов и надежд. Желание начинающего педагога соответствовать социальным ожиданиям и невозможность им соответствовать приводит к заниженной самооценке своих профессиональных способностей, вызывает чувство растерянности и разочарования в профессии.

Наблюдается сомнение в значимости профессии и профессиональной деятельности

С конфликтом профессиональных экспектаций тесно связан конфликт самоне-приятия, который является результатом завышенной требовательности к себе как профессионалу, к профессии в целом, что приводит к самобичеванию, комплексу неполноценности, повышенной тревожности.

Результатом «поиска смысла», конструктивного разрешения смысловых конфликтов профессионалом является пополнение, углубление смыслов и смысловых отношений, предел которых максимальная осмысленность профессии и профессиональной деятельности, гармонизация жизненных и профессиональных смыслов. Решение «задачи на смысл» обеспечивает движение смысловой системы через обращение личности к более широким смысловым контекстам, чем непосредственно актуализируемые наличной ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.