Научная статья на тему 'К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности'

К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1355
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдонина Н. С.

В статье рассматривается вопрос о структуре профессиональной идентичности. Целью настоящего исследования было определение ключевых компонентов профессиональной идентичности. Для достижения поставленной цели были проанализированы и обобщены положения основных теоретических работ по теме идентичности, взаимовлияния профессии и личности и профессиональной идентичности, сформулировано оригинальное определение профессиональной идентичности. Были выделены основные смыс-лообразующие вопросы, позволяющие описать первоначальный образ профессионала, и перечислены ключевые аспекты профессиональной идентичности. В результате изучения теоретической литературы были выделены три компонента профессиональной идентичности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Раскрыто содержание каждого из элементов. Предложены критерии оценки каждого из компонентов. В совокупности компоненты структуры профессиональной идентичности способствуют формированию устойчивой положительной профидентичности будущих или действующих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the structure ofprofessional identity. The purpose of this study was to identify the key components of a professional identity. To achieve this goal, the positions of the main theoretical works on the topic of identity, the mutual influence of the profession and personality and professional identity were analyzed and summarized, and the original definition of professional identity was formulated. The main semantic issues were identified that allow describing the initial image of a professional, and key aspects of professional identity were listed. As a result of studying the theoretical literature, three components of professional identity were singled out: emotional, cognitive and behavioral. The content of each of the elements is revealed. The criteria for evaluating each of the components are proposed. Together, the components of the structure of professional identity contribute to the formation of a stable positive professional identity of future or existing professionals.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности»

УДК 37.013.32

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматривается вопрос о структуре профессиональной идентичности. Целью настоящего исследования было определение ключевых компонентов профессиональной идентичности. Для достижения поставленной цели были проанализированы и обобщены положения основных теоретических работ по теме идентичности, взаимовлияния профессии и личности и профессиональной идентичности, сформулировано оригинальное определение профессиональной идентичности. Были выделены основные смыс-лообразующие вопросы, позволяющие описать первоначальный образ профессионала, и перечислены ключевые аспекты профессиональной идентичности. В результате изучения теоретической литературы были выделены три компонента профессиональной идентичности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Раскрыто содержание каждого из элементов. Предложены критерии оценки каждого из компонентов. В совокупности компоненты структуры профессиональной идентичности способствуют формированию устойчивой положительной профидентичности будущих или действующих специалистов.

Ключевые слова: идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, профессиональная Я-концепция, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент.

Н. С. Авдонина N. S. Avdonina

TO THE PROBLEM OF DETERMINING THE COMPONENTS OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY

The article deals with the structure ofprofessional identity. The purpose of this study was to identify the key components of a professional identity. To achieve this goal, the positions of the main theoretical works on the topic of identity, the mutual influence of the profession and personality and professional identity were analyzed and summarized, and the original definition of professional identity was formulated. The main semantic issues were identified that allow describing the initial image of a professional, and key aspects of professional identity were listed. As a result of studying the theoretical literature, three components of professional identity were singled out: emotional, cognitive and behavioral. The content of each of the elements is revealed. The criteria for evaluating each of the components are proposed. Together, the components of the structure of professional identity contribute to the formation of a stable positive professional identity of future or existing professionals.

Keywords: Identity, professional self-determination, professional identity, professional Self-concept, emotional component, cognitive component, behavioral component.

В современном мире бурно развивается не промышленность, а наукоемкое, интеллектуальное производство; люди мигрируют не столько из сельской местности в города, сколько из одних городов в другие, более крупные города как в пределах своей страны, так и за рубежом; с каждым годом все больше людей получают высшее образование, что приводит к трудностям поиска работы и к деформации рынка труда. Границы профессий размыкаются, работодатели ищут специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями и навыками, но и гибким, нестандартным, творческим мышлением, способностью к адаптации, переквалификации, желанию и умению постоянно учиться.

Обращаясь к проблеме идентичности, исследователи выходят на общефилософские вопросы выбора, самовыражения, самоопределения, самооценки. Научная проблема идентификации личности, в частности профессиональной идентификации, имеет психологический, педагогический, социологический, культурологический и философский аспекты. В современной науке существуют различные подходы к определению понятий «профессиональная идентификация» и «профессиональная идентичность». В настоящей статье будет приведен обзор различных исследовательских подходов к понятию «профессиональная идентичность» и на его основе предложена структура данного явления.

В целом под идентичностью понимают «...осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. Главным характерным признаком и основанием данного понятия является тождественность самому себе» [1, с. 6]. Идентичность как явление, выражающее систему отношений, обязательно предполагает наличие «Другого». Этим «Другим» может быть как субъект, так и объект. Например, человек может отождествлять себя с коллегами-профессионалами, ориентируясь на их знания и опыт, или противопоставлять себя им. С другой стороны, человек может в целом разделять ценности, нормы и правила конкретной профессии. Поэтому идентичность - это тождественность самому себе, принятие себя как личности в отношении к окружающему миру и окружающим людям независимо от изменений в этом мире. Идентификация как процесс есть глубинная потребность к уподоблению, к поиску объекта поклонения [2].

Впервые проблема идентичности поднимается американскими учеными Дж. Мидом и Ч. Кули. Идентичность рассматривается ими и как результат, и как фактор межличностного общения. Мид понимает под идентичностью «способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связное, единое целое» [3, с. 22]. В 1960-е гг. термин «идентичность» активно использовал Э. Эриксон. Для него идентичность есть «внутренняя

непрерывность и тождественность личности как важнейшая характеристика ее целостности и зрелости, как интеграция переживаний человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенными социальными группами» [3, с. 22]. Эта непрерывность и тождественность определяет систему и структуру ценностей, идеалы, цели, общественную роль, потребности, способы и средства их осуществления.

Идентичность есть результат усвоения индивидом ценностей и ценностных ориентаций, отличающих его семью, поколение, социальную группу и нацию. Ценностные ориентации образуют набор правил и определенных норм, которыми человек руководствуется при совершении того или иного выбора. В. А. Сластёнин определяет ценностные ориентации как систему устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на ценности материальной и духовной культуры общества [4, с. 154].

Порождающим идентичность механизмом является самосознание. Исполнительным механизмом, как пишет Л. Б. Шнейдер, выступают процессы идентификации-отчуждения, через образ «Я» выражается идентичность [5].

Особый интерес представляет исследование формирования и развития профессиональной идентичности современных специалистов как в процессе профессиональной подготовки, так и в процессе непосредственной работы. Процесс профессионального становления личности начинается в вузе, когда студенты приобретают первые теоретические и практические знания о профессии, принимают ценностные ориентации выбранной профессии, приобретают опыт профессионального общения. Некоторые студенты еще в момент учебы в вузе начинают работать по специальности, что только усиливает их вхождение в профессию.

Е. И. Рогов указывает на три фактора, влияющих на профессиональное становление личности: биологический, социальный и внутриличностный [6, с. 5]. Биологическое становление специалиста подчинено физиологическому развитию человека. Под социальным фактором подразумевается влияние семьи и ближайшего окружения человека и государственное устройство. Более сложным для диагностики и оценки представляется внутриличностный фактор, который включает притязания человека, его или ее самооценку, образ «Я» и пр.

Если рассматривать вопрос о профессиональном становлении в широком смысле, то оно достаточно полно описано в исследовании Н. С. Пряжникова [7, с. 161-162] об уровнях самореализации человека, которые определяются внутренним принятием или неприятием человеком своей трудовой деятельности и степенью творческого к ней отношения. Человек может агрессивно не принимать свою работу; стремиться ее избежать; работать по образцу без желания совершенствовать работу и себя как специалиста; может, наоборот, пытаться сделать частично свою работу иначе, отклоняясь от установленной инструкции; и наконец, стремиться совершенствовать свою деятельность, т. е. работать на творческом уровне [7, с. 162]. Можно предположить, что человек, имеющий высокий уровень профессиональной идентичности, скорее будет стремиться к улучшению и совершенствованию своей профессиональной

деятельности, нежели человек, находящийся на деструктивном или пассивном уровнях выполнения своей работы.

Существуют два методологических подхода к вопросу о взаимовлиянии личности и профессии [8]. Представители первого подхода (например, Ф. Парсон и Дж. Холланд) считают, что личность отбирается профессией, другими словами, каждый человек от рождения предназначен для определенного вида деятельности. Представители второго подхода (например, Д. Сьюпер и А. Роу) полагают, что у человека есть набор определенных качеств и характеристик, которые позволяют сделать относительно правильный выбор профессии и одновременно с этим профессия также влияет на личность человека.

Планирование своего профессионального будущего возможно благодаря имеющемуся в сознании человека образу профессии, который формируется в процессе самоопределения. Образ профессии включает представление о предполагаемых функциях, ролях, знаниях и навыках, которые могут потребоваться в конкретной работе. Образ профессии будет корректироваться в соответствии с вновь приобретаемыми знаниями и навыками, а в ходе их приобретения может произойти первый кризис несоответствия идеального и реального образов. Это может случиться на первых курсах учебы, во время практики, а от дальнейшего выбора и поведения зависит уровень профессиональной идентичности. Поэтому так важно определить свои склонности, задатки и предрасположенность к конкретной профессии заранее, до поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение.

Предположим, что высокая степень сформированности профессиональной идентичности является положительным результатом профессионального самоопределения, и тогда человек будет увлеченно работать, стремиться развиваться и совершенствовать свои умения и навыки на протяжении всей жизни. Такого человека можно назвать профессионалом, «который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии, который стремится внести творческий вклад в профессию, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии» [9, с. 20]. Процесс профессионального развития зависит от внешних и внутренних условий. К внешним можно отнести изменения в самой профессии, что может быть обусловлено научно-техническими и технологическими векторами развития общества; к внутренним условиям относятся личностные качества специалиста, его или ее отношение к профессии.

Профессиональная идентичность может рассматриваться как один из факторов успешной профессиональной адаптации и формирования профессиональной карьеры при условии, что человек успешно идентифицирует себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества.

Далее мы подробнее рассмотрим различные трактовки понятия «профессиональная идентичность». Как отмечает

М. М. Абдуллаева, понятие «профессиональная идентичность» указывает на обусловленные профессиональной средой проблемы [10]. Профессиональная идентичность приобретается в процессе идентификации, т. е. «психологическом процессе отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли» [6, с. 324]. Чтобы идентифицировать себя с выбранной профессией, человеку необходимо знать и оценить, ради чего он или она занимается этим видом деятельности. Цель в данном случае образует смысл профессиональной жизни. Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные обязанности [3]. Сюда можно отнести особенности принятия человеком системы профессиональных ценностей и норм. По мнению Е. Ю. Мазур, сопоставление ценностей позволяет сделать вывод об уровне сформированности профессиональной идентичности [11].

Идентификация - это «тип социального воздействия, обусловленный желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы» [12, с. 113]. Идентичность - «результат идентификации, сочетающий упорядочивание, определение, схематизацию, моделирование процессов для понимания ситуаций с различением, т. е. с выбором места для себя» [13, с. 47]. Профессиональная идентификация - это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, отдельным человеком, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Ситуация, когда индивид отвергает, осознанно или неосознанно не принимает свою профессию и деятельность, психологи называют профессиональным отчуждением. Е. П. Ермолаева описывает близкий к профессиональному отчуждению феномен профессионального маргинализма, проявляющийся «в ее (профессиональной идентичности) утрате, равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды» [14, с. 69].

Понятие профессиональной идентичности берет истоки в понятии профессиональной Я-концепции, предложенной Д. Сьюпером в 1949 г. Профессиональная Я-концеп-ция определялась им как «результат компромисса между унаследованными генетически качествами и способностями, возможностями играть разные социальные роли и оценкой того, в какой степени это сочетается с ожиданиями руководства и коллег» (цит. по [15]). Позже Д. Сьюпер дал определение профессиональной Я-концепции: «набор характеристик самовосприятия, осознаваемых индивидом как профессионально релевантные» [15]. Помимо традиционных личностных качеств он выделил самооценку, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности.

В отечественных исследованиях авторы уделяют внимание личностным качествам человека, приобретаемым в процессе профессиональной идентификации. Ю. П. По-

варёнков указывает на три формы проявления профессиональной идентичности: эмоциональное состояние или ощущение профидентичности, тенденция и критерий профессионального развития индивида, источник информации для регулирования собственного профессионального развития и реализации субъектных ожиданий [16, с. 12]. Этот же автор рассматривает профессиональную идентичность как явление, тесно связанное с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой и профессиональной деформацией.

Л. Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [5, с. 54]. С точки зрения Н. Л. Ивановой и Е. В. Коневой, в профессиональной идентичности выражается понимание и представление индивида о своем месте в профессиональной группе и сообществе [18, с. 11]

Все приведенные выше определения имеют ряд общих положений: во-первых, профессиональная идентичность -это результат профессионального самоопределения; во-вторых, это критерий профессионального развития; в-третьих, это обязательное условие принятия системы ценностей конкретной профессии и осознание себя как представителя этой профессии. Профессиональная идентичность связана с такими понятиями, как «профессиональное самоопределение», «профессиональное самосознание», «профессиональное пространство», «профессиональное мышление», «приобретение профессиональной компетентности», «профессиональное развитие» и «профессиональная деформация». В профессиональной идентичности отражаются представления человека о том, каким профессионалом должно быть, какими умениями и навыками должно обладать, и насколько он или она соответствует этим профессиональным требованиям, поэтому важным в ряду перечисленных выше понятий будет «профессиональное самосознание».

Итак, нашей первой задачей было определение собственно термина «профессиональная идентичность», поскольку в современных психолого-педагогических исследованиях нет единого устойчивого определения. Мы опираемся на две трактовки: Е. П. Ермолаевой и Л. Б. Шнейдер. Проанализировав их определения, мы сформулировали собственное определение профессиональной идентичности -состояние соответствия личности выбранной профессии, которое представлено синтезом личностных и важных профессиональных качеств, способствующих профессиональному развитию и самосовершенствованию. В названном определении подчеркивается значимость трех вопросов профессиональной идентификации личности:

1) «кто я в мире профессий?» Человек, предположительно с высоким уровнем профессиональной идентичности, будет отвечать «я врач», «я журналист», «я педагог» и т. д.;

2) «какой я профессионал», другими словами, какими личностными и профессиональными качествами человек обладает;

3) «для чего я это делаю?» Человек с высоким уровнем профессиональной идентичности ответит «для профессионального (само)развития и (само)совершенствования».

Профессиональная идентичность - это тождественность себя себе-профессионалу, это позитивно окрашенный образ «я-профессионала», когда человек и профессия образуют единое целое. Чтобы к этому единому целому прийти, как было уже показано выше на сопоставлении понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная идентификация», человеку необходимо сделать выбор между идеальным Я-профессионалом и реальным Я-про-фессионалом. Идеальное Я может вбирать как личные, так и общепринятые, навязанные массовой культурой представления о профессии, в то время как реальное Я - это результат кропотливого труда само-строительства профессионала, представителя конкретной профессии, что включает и приобретения, и кризисы, потери, разочарования и отречение от первоначально сделанного на этапе профессионального самоопределения выбора.

Основными аспектами явления профессиональной идентичности нами выделены:

1) фактор психологического благополучия человека;

2) аспект интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности;

3) результат профессионального самоопределения личности представляется через образ «Я».

Успешная профессиональная идентификация, понимание себя как представителя конкретной профессии, обеспечит человеку и психо-эмоциональный баланс, и профессиональный рост, и мотивацию в развитии и самосовершенствовании.

На основе проведенного анализа научной психолого-педагогической литературы содержательную структуру профессиональной идентичности можно выразить сочетанием трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

Содержание эмоционального компонента включает отношение к миру, профессии и себе, мотивы, актуальные профессиональные потребности и необходимость их удовлетворения. Через эмоциональный компонент реализуется возможность регулирования собственного профессионального поведения посредством выбора средств и способов удовлетворения профессиональных потребностей. Основным критерием эмоционального компонента сформированной профессиональной идентичности личности является способность избегать или преодолевать эмоциональное напряжение, которое может возникнуть в профессиональной деятельности.

Второй компонент в структуре профессиональной идентичности - когнитивный - отражает оценку и самооценку познавательных способностей человека как будущего профессионала, включает внутреннюю мотивацию познавательного интереса к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональными компетенциями, профессиональное самосознание, мышление и знание о профессии в целом. Критерием этого компонента является сознательность и осознанность осуществляемой профессиональной деятельности.

Третьим компонентом в структуре профессиональной идентичности личности является поведенческий компонент, основным критерием которого является самостоятельно приобретенный и переработанный профессиональный

опыт. Поведенческий компонент включает профессиональные правила и нормы, которые в процессе практической деятельности становятся собственными убеждениями индивида, систему профессиональных ценностей и ценностных ориентаций, регулирующих профессиональное поведение индивида. Посредством данного компонента возможна корректировка или предупреждение нежелательного профессионального поведения.

В образовательном процессе необходимо учитывать все три компонента и выстраивать обучение-воспитание в пространстве решения личностных и профессиональных задач, способствующих профессиональному развитию личности. Приобретаемые знания, умения и навыки должны эмоционально переживаться учащимися как собственный опыт преодоления учебных и профессиональных задач. Во время профессионального образовательного процесса необходимо учитывать две роли учащегося: личность и профессионал. Студент университета или техникума/колледжа не только является полноценной личностью, но и будущим специалистом. Педагогу следует воспринимать студентов не как студентов, учащихся, людей, которые пришли сдать зачеты/экзамены, получить хорошие оценки и стипендию, а людей, которые пришли стать профессионалами.

На основе отсроченных результатов нашей педагогической практики можно сделать вывод, что только учитывая компоненты профессиональной идентичности в комплексе, преподаватель сможет выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов чувства принадлежности к профессии. В перспективе настоящего исследования стоит определение педагогических условий формирования профессиональной идентичности с учетом выявленных ее компонентов и изображение результатов в виде модели.

1. Смирнова А. Г., Киселёв И. Ю. Идентичность в меняющемся мире : учеб. пособие. Ярославль : Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2002. 50 с.

2. Философия: Энциклопедический словарь. М. : Гарда-рики, 2004. 1072 с.

3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М. : МОСУ, 2001. 272 с.

4. Скрипко З. А. Формирование жизненных ценностей молодёжи в процессе образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 2. С. 153-158.

5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. 600 с.

6. Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с.

7. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2009. 480 с.

8. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М. : Вече, 2000. 512 с.

9. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы : учеб.-метод. пособие / под ред. М. В. Воронцовой. Таганрог : Изд. А. Н. Ступин, 2013. 272 с.

10. Абдуллаева М. М. Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 563. С. 35-50.

11. Мазур Е. Ю. Особенности влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодого специалиста (на материале исследования прокурорских работников). URL: http://www.rd.uniyar.ac.ru/upload/iblock/085/diss. pril.mazur.vse-itog.compressed.pdf (дата обращения: 10.04.2017)

12. Кондуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с.

13. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : Изд-во СевероКавказского науч. центра высш. шк., 1999. 200 с.

14. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». М. : Ин-т психологии РАН, 2011. 176 с.

15. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 // Психологические исследования: электронный науч. журн. 2011. № 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.01.2017)

16. Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Соци-окинетика». 2014. № 3. С. 9-17.

17. Профессиональная педагогика : учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М. : Изд-во ЭГВЕС, 2009. 456 с.

© Авдонина Н. С., 2017

УДК 371.3:7

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ 1960-х ГГ. И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рубеж 1950-1960-х гг. открыл новый этап в развитии художественной культуры страны. Образование СХ РСФСР способствовало оформлению централизованной системы регулирования художественного процесса. Подъем изобразительного искусства Сибири был обусловлен многими причинами, в том числ влиянием творческого коллектива художественно-графического факультета ОмГПИ.

Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство Сибири, поколение «шестидесятников».

T. B. 5a6uKOBa T. V. Babikova

THE FORMATION OF THE NEW CULTURE OF SIBERIA OF THE 1960s AND THE ARTISTIC EDUCATION

The turn of the 1950s and 1960s opened a new stage in the development of the country's art culture. The formation of the UA (Union of Artists) of the RSFSR facilitated the design of a centralized system for regulating the artistic process. The rise of the fine art of Siberia was due to many reasons, including the influence of the creative team of the art and graphic faculty of the Omsk State Pedagogical Institute.

Keywords: art culture, fine arts of Siberia, generation of the "sixties".

Переломной эпохой в истории отечественной культуры справедливо называют середину 1950-х гг. Происходящие модернизационные процессы в послесталинском СССР привели к ломке жестких идеологических установок и оживлению духовной жизни. Утверждалось органическое сочетание «общего» и «личного». Современники писали «о восстановлении статуса свободной, искренней, не идеологизированной живописности, питавшейся традициями французского и русского импрессионизма» [1, с. 15].

На фоне резкого роста уровня жизни российского общества темпы развития образования, науки, культуры, искусства в Сибири были особенно стремительными. Критика единодушно отмечала, что к 1960-м гг. наблюдался бурный, непрерывный и значительный рост молодого сибирского искусства [2]. В результате большой подготовительной работы в 1957 г. на юбилейной Всесоюзной художественной выставке в Москве участвовало 25 сибиряков с 63 произведениями [3]. Между тем только за три года до этого, т. е.

в 1954 г., на Всесоюзной выставке были представлены всего три сибирских автора.

Накопление художественного потенциала происходило постепенно. Советскому человеку открывалось как пространство истории мирового искусства, так и опыт современного зарубежья. В середине и второй половине 1950-х гг. на выставках в Третьяковской галерее в Москве можно было увидеть еще недавно закрытое наследие отечественного искусства, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - французское искусство конца XIX - начала XX века, а в октябре 1956 г. - выставку к 75-летию самого известного модерниста Пабло Пикассо. Уроки живописно-экспрессивной абстракции национальных выставок США и Франции в Москве активно усваивались в первую очередь поколением молодых, ищущих новые пути в искусстве. Москва стала столицей Международного кинофестиваля, музыкального конкурса имени П. И. Чайковского, принимала VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.