Научная статья на тему 'Проблема профессиональной идентичности в психологии'

Проблема профессиональной идентичности в психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1626
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTIFICATION / IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SELF DETERMINATION / PROFESSIONAL IDENTITY COMPONENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эмильбекова А.Э.

В статье определяются и сопоставляются основные понятия профессиональной идентичности; рассматривается динамика изучения проблемы профессиональной идентичности в зарубежной и отечественной психологии; выделяются и обсуждаются структурные компоненты у разных авторов; на основании анализа предлагается свой вариант ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE PROFESSIONAL IDENTITYIN PSYCHOLOGY

The author determines and compares the basic concepts; takes into account the development of the problem professional identity research in foreign and Russian psychology; shows and discusses professional identity component structure from others scientists and offers its based-analysis structure.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной идентичности в психологии»

УДК 159.9

А. Э. Эмильбекова

аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: emiLbekova.1990@maiL.ru

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

В статье определяются и сопоставляются основные понятия профессиональной идентичности; рассматривается динамика изучения проблемы профессиональной идентичности в зарубежной и отечественной психологии; выделяются и обсуждаются структурные компоненты у разных авторов; на основании анализа предлагается свой вариант ее структуры.

Ключевые слова: идентификация; идентичность; профессиональная идентичность; профессиональное самоопределение; структурные компоненты профессиональной идентичности.

A. E. Emilbekova

Post-graduate student, Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, MSLU; e-maiL: emiLbekova.1990@maiL.ru

THE PROBLEM OF THE PROFESSIONAL IDENTITY IN PSYCHOLOGY

The author determines and compares the basic concepts; takes into account the deveLopment of the probLem professionaL identity research in foreign and Russian psychoLogy; shows and discusses professionaL identity component structure from others scientists and offers its based-anaLysis structure.

Key words: identification; identity; professionaL identity; professionaL seLf-determination; professionaL identity component structure.

Профессиональное становление человека в современных социальных условиях требует от личности самостоятельной работы по самоопределению и построению себя и своего жизненного пути, пути профессионала. Причем развитие профессионализма - это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает изменение человека под влиянием условий и содержания профессиональной деятельности.

Рассмотрение проблемы идентичности необходимо начинать с определения данного понятия. Несмотря на то, что в последнее

время существует большое количество определений термина «идентичность», и он широко используется в литературе и исследованиях психологов, психологическое значение данного понятия нуждается в уточнении.

Для того чтобы обозначить специфику термина «идентичность», необходимо уточнить сущность этой категории в зарубежной и отечественной психологии. Общим для разных подходов является представление идентичности как сложного психологического феномена с различных точек зрения. Она представляется и как чувство, и как единство поведения, и как сумма знаний о себе, что в целом доказывает многогранность феномена. Рассмотрим динамику изучения идентичности в психологии.

Исследование проблемы идентичности прослеживается в трудах классиков зарубежной психологии: У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Дж. Мида, Э. Эриксона и ряда других ученых.

У. Джемс первым в психологии обратил внимание на то, что человек может быть одновременно и тем, кто определяет что делать, а что нет; и тем, кто способен изучать самого себя. Ученый разработал концепцию осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире [Джемс 1991]. Исследователь показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, а именно - в личной, где создается личная самотождественность, и социальной, где формируется многообразие социальных «Я» индивида. Эти две плоскости -стороны одного целостного образования «Я». Знаменитый постулат Джемса гласит: «самоуважение индивида определяется отношением наших действительных способностей, реально достигнутого успеха и притязаний, проявляющихся в желании занять определенное положение в обществе и кем-то стать» [там же, с. 27-48] через сочетание механизма идентификации и самоуважения. В концепции Джемса социальная идентичность является одним из личностных оснований, которые помогают человеку сохранить самоуважение и целостность его «Я».

Другим направлением в развитии идеи об идентичности являются символический интеракционизм, основателем которого является Дж. Мид. В символическом интеракционизме в структуре личности выделяются компоненты I и Ме [Мид 2009]. Ме представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок других

людей, ценностей и норм сообщества; эта подструктура личности отражает то, как индивиды видят себя глазами других индивидов и как усваивают обобщенные представления о себе. I, наоборот, означает представление, индивидом самого себя и выступает как его самость (^идентичности). Подструктура I автономна и самоценна. Она является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. Реагируя отклоняющимся от ожиданий поведением, I вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, видоизменяют содержание социального процесса, не давая ему превращаться в жесткий социальный порядок.

Дж. Мид впервые выделяет проблему влияния культуры на становление личности и утверждает, что социальная структура субъективна и зависит от окружающих личных символов. Получается, что в определении идентичности человека входят не только его личностные характеристики, но и характеристики его окружения. Поведение человека осуществляется в «символической коммуникации». Кроме того, Дж. Мид определяет самосознание как процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие с другими людьми. Средства взаимодействия обеспечиваются символами.

Кроме У. Джемса и Дж. Мид а проблему идентичности в своих работах затрагивал и З. Фрейд [Фрейд 2013]. Напрямую он не использовал понятие идентичности, а ввел в науку другое - термин «идентификация» и описал ее механизм, связанный с формирование личности. По мнению психолога, структура личности состоит из трех элементов: «Ид», «Эго» и «Суперэго». По Фрейду, посредством идентификации формируется «Суперэго», представляющее в человеке социальные нормы, отвечающее за его интеграцию в общество и служащее моральным регулятором его поведения. Идентичность - это частный внутренний мир, эмоциональная сила человека. Согласно Фрейду, идентификация является группообразующим фактором, помогающим человеку выйти за пределы своего «Я» и прочувствовать переживания других людей. В результате идентификации формируется идентичность. Важнейшими агентами влияния на ее формирование оказывают родители.

К. Юнг, оставаясь представителем психоаналитического направления в психологии, предлагает иную структуру личности, в которой

выделяет эго, личного и коллективного бессознательного [Юнг 1997]. В коллективном бессознательном Юнг различает архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, реагировать и переживать происходящее с ними заданным способом. Ключевыми архетипами, по Юнгу, являются «ани-ма», «анимус», «маска» (личина), «тень» и «самость». В дальнейшем к ним добавились архетипы «мудреца» и «Бога». Выделение ядра в структуре личности, определяемую ученым как самость, связана, на наш взгляд, с определением и формированием идентичности человека, а понятие «персоны» с тем, как его воспринимают другие люди. В дальнейшем изучение феномена идентичности привело к ее разделению на личностную и социальную.

Появление термина «идентичность» в психологии и его дальнейшее распространение традиционно связывают с именем Эриха Эрик-сона. Однако ученый среди основных предшественников своей концепции выделил З. Фрейда, К. Юнга.

Эриксон определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности с самой собой и культурой [Эрик-сон 2006]. Вслед за Фрейдом и Юнгом, психолог сохраняет структуру личности и усиливает в ней элемент «Эго», выделяя три его функции: биологическую, социальную и организационную. Биологическая отражает взгляды Фрейда на «Ид». Социальная предполагает объедение людей в группы. А организационная, «Эго», является синтезирующей - соединяет разные идентификации человека под действием различных внешних факторов (культурных, социальных, национальных, экономических и др.) в единую эго-идентичность. Реализация всех функций обусловливает целостность «Эго» и определяет его идентичность. Во взглядах Эриксона прослеживается также идея о целостности индивидуального и социального в человеке, которое соединяется в понятии идентичности. С точки зрения ученого, развитие личности включает в себя осознание причастности своей культуры и истории. Личные переживания помогают перерабатывать полученный опыт, переходить на следующую стадию развития его идентичности и осваивать культурные образцы поведения.

Вместе с Эриксоном к проблематике социальной идентичности вплотную подошел Э. Фромм, который в своих публикациях описывает влияние тоталитарных систем на личность человека. Первое

обращение к проблематике идентичности сделано им в работе «Бегство от свободы», где ученый выводит понятие идентичности, а также описывает мотивы возникновения той или иной идентичности [Фромм 2016]. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознанием человека того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное положение. Идентичность помогает реализовать свою основную потребность и найти свою социальную нишу. Это позволит ему избежать полного одиночества и сомнений. Фромм показал сложную взаимосвязь идентичности с конкретными историческими условиями, а также между чувством свободы и чувством одиночества. В современных подходах проблема идентичности продолжает разрабатываться в нескольких направлениях: в психоанализе, в когнитивной психологии, интеракционизме и др.

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В. С. Мерлина, В. С. Мухиной, Л. Д. Олейника, Л. С. Рубинштейна) сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания. В его рамках установлены взаимосвязи между понятиями «самосознание», «самоотношение», «самооценка». Хорошо изучены такие вопросы, как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания, образ «Я». Можно отметить, что в отечественной психологии сформировалась следующая последовательность изучения проблемы идентичности через систему понятий «сознание - самосознание - образ "Я"». С точки зрения Л. Б. Шнейдер, термины «самосознание» и «идентичность» не являются взаимозаменяемыми и абсолютно тождественными понятиями [Шнейдер 2011].

Сегодня психологи различают социальную, личностную и профессиональную идентичность. Граница между первой и второй более размыта. Под социальной идентичностью понимается отождествление себя с социальной группой, а под личностной - самотождественность человека, которая включает в себя его характеристики как отдельного

индивида. На личностную и социальную идентичность индивида влияет социальное окружение, в котором развивается человек: и та и другая определяются системой социальных отношений.

Социальная идентичность делится на различные типы: например религиозная, духовная и др., выделяемые в зависимости от приоритета ценностей человека и разделяемых норм той социальной группы, с которой он отождествляется. В профессиональных группах человек также разделяет ценности профессионального сообщества и следует его нормам. Следовательно, профессиональная идентичность также относится к социальной и является ее элементом. По мнению Ю. П. Поварёнкова выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов [Поварёнков 2008]. В отечественной психологии при становлении профессиональной идентичности учитывается культурно-исторический контекст [Кошелева 2016].

Профессиональная идентичность рассматривается современными исследователями не только в контексте социального самоопределения человека относительно некоторой профессиональной общности или группы, но, прежде всего, как феномен развития личности в процессе профессионализации [Пряжников 2008]. Достаточно широкая трактовка профессиональной идентичности представлена в работах Е. П. Ермолаевой, исследователь характеризует данное понятие как психосоциальную структуру, в которой концентрируется основные отношения профессионала в системе «человек - профессия - общество». Также профессиональная идентичность тесно связана с переживанием личностью своей эффективности в профессиональном плане [Шнейдер 2011]. Она определяет профессиональная идентичность это «не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но ее оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т. е. переживание своей профессиональной целостности и определенности» [там же]. В этом определении содержатся когнитивные, эмоциональные, ценностные и поведенческие компоненты профессиональной идентичности.

Н. Л. Иванова определяет профессиональную идентичность как вид социальной идентичности [Иванова 2016]. По мнению исследователя, в структуру идентичности входят когнитивные, мотивационные и ценностные компоненты, объединение которых создает функциональные блоки.

В структуре идентичности наиболее важными компонентами Ю. П. Кошелева считает ценностные и смысложизненные ориентации [Кошелева 2016]. На их основе формируется идентичность старшеклассников, являющаяся связующим звеном между личностной и социальной идентичностью, и определяются пути и способы личного и профессионального самоопределения юношей и девушек.

Дальнейший анализ изучения проблемы идентичности в отечественной психологии показал различия в выделении структурных компонентов профессиональной идентичности. Мы считаем, что сравнительный анализ структурных компонентов профессиональной идентичности является важной теоретической и прикладной задачей. Мы изучаем структурные компоненты профессиональной идентичности обучающихся в гуманитарных вузах и предполагаем, что для «помогающих» профессий наиболее важными компонентами являются: мотивационно-карьерный; ценностно-смысловой; коммуникативно-интерактивный и регуляционно-целевой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Джемс У. Психология. М. : Педагогика, 1991. 367 с.

Иванова Е. М. Качественный анализ: репертуарные личностные методики.

Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 243 с. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. 2004. № 2. С. 148-156.

Кошелева Ю. П. Роль ценностных и смысложизненных ориентаций в формировании идентичности у старшеклассников : актуальные проблемы психологического знания // Научно-практический журнал. 2015. № 3 (36). С. 20-23.

Кошелева Ю. П. Становление профессиональной идентичности обучающихся в вузе с позиции культурно-исторического подхода / Сборник работ XVII Международных чтениях памяти Л. С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик».14-19 ноября 2016 г. Москва. Т. 1. С. 283-290.

Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии ; сост. и пер. В. Г. Николаев ; Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).

Поварёнков Ю. П. Психологические характеристика профессиональной иден-тиности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества : сб. науч. тр. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2003. С. 154-163.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2008. 503 с.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб. : Азбука-классика, 2013. 192 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. М. : АСТ, 2016. 288 с.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 400 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Флинта, 2006. 342 с.

Юнг К. ЛЮК: исследование феноменологии самости : пер. с англ. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.