УДК 371.374
Е. А. Вацкель, Н. В. Красильникова
Формирование профессиональной педагогической позиции врачей в системе непрерывного медицинского образования
В статье описываются сущность и специфика педагогической деятельности врача и становления его профессиональной педагогической позиции, а также возможности ее отражения в системе медицинского образования, в том числе последипломного. Профессиональная педагогическая позиция врача понимается как система отношения врача к педагогическим аспектам его профессиональной деятельности, выражающаяся в осознании значимости педагогического взаимодействия с пациентами, их ближайшим окружением, наличии намерения, желания, установок реализовывать такого рода взаимодействие с пациентами, целью которого является формирование у них определенного стиля жизни, стремления сохранить и поддержать свое здоровье. В свою очередь, развитие у врача педагогической позиции требует наличия специального теоретического базиса, практических умений и навыков. Профессиональная педагогическая позиция врача включает рефлексивный, мотивационный, знаниевый и деятельностный компоненты. Формирование профессиональной педагогической позиции врача должно основываться на принципе преемственности, начиная с формирования мировоззренческих и теоретических основ на додипломном уровне подготовки до более глубокого освоения специфики педагогического взаимодействия и формирования специфических педагогических навыков на последипломном уровне.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая позиция врача, педагогическая деятельность врача, последипломное образование, повышение квалификации.
E. A. Vatskel, N. V. Krasilnikova
Formation of a Professional Pedagogical Position of Doctors in the System of Continuous Medical Education
The article presents the essence and specificity of doctor pedagogical activity and professional pedagogical position of a doctor and means to present it in the system of medical education, including postgraduate medical education. Professional pedagogical position of a doctor is perceived as a system of attitudes towards pedagogical aspects of the professional activity, including perception of its importance, intentions and readiness to implement pedagogic interaction with patients into practice, special theoretical basis and practical skills. A professional pedagogical position includes reflexive, motivational, cognitive and activity components. Formation of a professional position should be based upon a principle of consistency starting with forming a pedagogical mindset and theoretical basis during pre-graduate education and accomplishing with profound postgraduate training in the sphere of particular pedagogical skills.
Keywords: doctor pedagogical activity, a professional pedagogical position of a doctor, postgraduate education, continuous medical education.
Вопрос поддержания и сохранения здоровья на сегодняшний день - один из важнейших в социальной политике государства. В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам формирования здорового образа жизни и здоровьесбере-гающего пространства. Такая работа реализуется как на уровне образовательного пространства [7], так и на уровне системы здравоохранения [8, 11].
Однако существует и другая тенденция: успехи современной медицины привели к тому, что люди, страдающие различными тяжелыми заболеваниями, которые ранее приводили к смертности, теперь могут вести более длительную и активную жизнь, что также требует определенного педагогического сопровождения и обучения таких людей, жизни в условиях лечения и поддержания собственного здоровья. Реализация этого педаго-
гического направления должна проводиться на уровне системы здравоохранения, а одним из активнейших субъектов такого педагогического процесса должен выступать врач. В данном случае происходит формирование у пациента не только мотивации здорового образа жизни, но и нового стиля жизни в условиях хронического заболевания и лечения.
Врачебные специальности, как и педагогические, относятся к системе «человек - человек», что обусловливает необходимость не только качественной естественно-научной и клинической подготовки, но и подготовки в сфере этики, педагогики, психологии, позволяющей эффективно работать с человеком, основываясь на гуманистических принципах. В настоящее время растет число исследований, посвященных вопросу педаго-
© Вацкель Е. А., Красильникова Н. В., 2017
гической и психолого-педагогической деятельности врача. С. И. Куликов рассматривает педагогическую деятельность врача как «воспитание и обучение пациентов для формирования у них индивидуальных качеств, способствующих восстановлению и сохранению здоровья» [8, с. 82].
Согласно М. И. Белых, психолого-
педагогическая деятельность врача представляет собой «воспитывающее и обучающее воздействие на пациента, направленное на сохранение и укрепление здоровья посредством мобилизации внутренних резервов личности пациента в принятии соответствующего терапевтического решения» [1, с. 77].
Т. В. Тагаева определяет психолого-педагогическую деятельность врача как деятельность, направленную на «создание условий для сохранения и укрепления здоровья пациента в целом и мотивации на здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек в частности» [11, с. 41].
Во ФГОС ординатуры по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» под психолого-педагогической деятельностью врача понимается «формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» [14]. Однако возникает вопрос: всегда ли на практике врач реализует педагогическое взаимодействие? Всегда ли осознает его значимость для пациента и дальнейшего исхода лечебного, диагностического, реабилитационного процессов? К сожалению, ряд исследований свидетельствует о слабом понимании значимости педагогического взаимодействия с пациентами без надлежащей педагогической подготовки врача [15], об отсутствии должного уровня готовности выпускников медицинских вузов к педагогической деятельности [11, 13]. Чтобы врач осуществлял педагогическую деятельность, необходима преемственная система подготовки врачей в сфере педагогики, обеспечивающая готовность к реализации врачами педагогического взаимодействия в ходе профессиональной практики.
Одним из системообразующих факторов, позволяющих врачу реализовывать педагогическую деятельность в рамках своего труда на профессиональном уровне, является профессиональная педагогическая позиция, подразумевающая осознание врачом педагогической стороны своей профессии, наличие установки на реализацию педагогического взаимодействия с пациентами и их окружением, позиция, связанная с ориентацией на
гуманистические и этико-деонтологические принципы.
Позиция определяется как «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действие, поведение, обусловленные этим отношением» [2].
Е. И. Исаев и И. В. Слободчиков под позицией понимают целостную характеристику человека как личности, характеристику его образа жизни, позволяющую стать «субъектом собственной жизнедеятельности» [6, с. 159]. Педагогическая позиция, согласно авторам, одновременно и профессиональная и личностная, поскольку отражает систему взглядов, ценностей и установок педагога.
Профессиональные педагогические позиции, согласно А. К. Марковой, представляют собой устойчивые системы отношений педагога к обучающимся, коллегам, себе; системы, определяющие его профессиональное поведение [9].
Согласно Н. М. Борытко, профессиональная позиция представляет собой систему доминирующих ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности [3].
Педагогическая позиция, согласно
Л. А. Григорович и Т. Д. Марцинковской, имеет мировоззренческую и поведенческую стороны, то есть педагог должен понимать значимость профессии, ориентироваться на гуманистические принципы, при этом на уровне профессиональной деятельности принимать осознанные решения и нести за них ответственность [14].
А. Б. Гуторова определяет педагогическую позицию как интегративную личностную характеристику, выражающую систему ценностных ориентаций, отношений, теоретико-
методологических знаний педагога и определяющую рефлексивно-личностный способ педагогической деятельности [5].
Анализ приведенных трактовок понятия «педагогическая позиция» позволяет заключить, что она рассматривается исследователями как характеристика профессиональной компетентности педагога, ключевым, базовым конструктом которой является ценностно-смысловые отношения к профессии и определенное видение себя в ней. В настоящее время накоплен значительный опыт в исследовании педагогической позиции специалистов педагогического профиля. Вопрос формирования профессиональной педагогической позиции врача остается нераскрытым и требует осмысления.
Формирование профессиональной педагогической позиции врачей в системе непрерывного медицинского образования
Профессиональная педагогическая позиция врача понимается нами как система отношений врача к педагогическим аспектам его профессиональной деятельности, выражающаяся в осознании значимости педагогического взаимодействия с пациентами, их ближайшим окружением, наличии намерения, желания, установок реализовы-вать педагогическое взаимодействие с пациентами, подразумевающая наличие специального теоретического базиса и выражающаяся в осознанной эффективной педагогической деятельности на основе полученных практических умений и навыков. По сути, профессиональная педагогическая позиция врача может быть сформулирована как некое внутреннее высказывание, установка: «Я не только врач, но и педагог, реализующий педагогическое взаимодействие с пациентами и их ближайшим окружением».
Наличие профессиональной педагогической позиции в структуре компетентности врача позволяет ему эффективно реализовывать педагогическое взаимодействие с пациентом, определяя его цели и задачи, длительность, проектируя индивидуальные образовательные маршруты работы с каждым пациентом и делая это на осознанном, а не на интуитивном уровне. Профессиональная педагогическая позиция врача подразумевает ценностное отношение ко взаимодействию с пациентом, понимание больного как человека, а не как биологический механизм, что соответствует современной биопсихосоциальной парадигме здоровья и положительно оценивается с точки зрения биоэтики.
Структура профессиональной педагогической позиции в исследованиях ученых включает ряд компонентов. Согласно А. В. Гуторовой, в структуру педагогической позиции врача входят моти-вационно-ценностные, интеллектуально-
содержательные и операционно-деятельностные компоненты [5]. А. М. Трещев выделяет аффективный, когнитивный, поведенческий уровни педагогической позиции [12].
Т. В. Пашкевич, анализируя профессиональную позицию педагогов системы дошкольного образования, выделяет такие компоненты, как представления об образе обучающегося, о планировании и средствах профессиональной деятельности, готовность к коррекции собственного профессионального поведения [10].
Базируясь на указанных представлениях о структуре педагогической позиции, мы включаем в структуру профессиональной педагогической позиции врача следующие компоненты: рефлек-
сивный, мотивационно-ценностный, знаниевый и деятельностный.
Рефлексивный компонент профессиональной педагогической позиции врача подразумевает осознание педагогических аспектов профессиональной деятельности, понимание процесса взаимодействия с пациентами не только в лечебной, но и в педагогической плоскости - как источника не только медицинских, но и педагогических целей и задач, определения необходимой стратегии и маршрута взаимодействия с пациентами, наличие представлений о пациенте не только как о носителе заболевания, но и как о человеке, попавшем в новую жизненную ситуацию, когда требуется помощь.
Мотивационно-ценностный компонент включает ценностное отношение и понимание роли и значимости педагогической деятельности в структуре своей профессиональной деятельности, наличие установки на ее реализацию на практике, желание профессионально развиваться в этой сфере.
Знаниевый компонент профессиональной педагогической позиции подразумевает освоение теоретических основ педагогического взаимодействия с пациентами и их ближайшим окружением. Деятельностный компонент включает соответствующие умения и навыки.
Развитие профессиональной педагогической позиции врача должно происходить на протяжении всего периода профессионального становления - начиная с додипломного уровня и в дальнейшем, в системе последипломного образования. Целесообразна преемственная подготовка в сфере педагогики, позволяющая формировать указанные структурные компоненты профессиональной позиции с ориентацией на актуальный этап обучения врача.
В настоящее время на додипломном уровне общие вопросы педагогики, наряду с психологией, освещаются в рамках курсов «Педагогика и психология», которые были введены в учебные планы медицинских вузов относительно недавно -в конце 90-х гг. Обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения привело к введению в учебные планы на уровне ординатуры курса педагогической подготовки, отражающего более специфические вопросы медицинской педагогики. Однако врачи со значительным стажем профессиональной деятельности, как правило, не имеют специализированной педагогической подготовки, отражающей вопросы педагогического взаимодействия с паци-
ентами. Зачастую специалисты реализуют такую деятельность интуитивно, что ставит вопрос о необходимости создания программ повышения квалификации для врачей в сфере педагогического взаимодействия с пациентами.
Таким образом, формирование профессиональной педагогической позиции должно происходить с учетом актуального уровня образования: додипломного, специализации, повышения квалификации. На уровне додипломной подготовки целесообразно базироваться на знаниевом и моти-вационном компонентах: формировать у студентов понимание, что пациент - не только «сложнейший биологический механизм», но и человек, а также формировать установки и желание в будущем реализовывать взаимодействие с пациентом, обучать его, формировать определенный стиль жизни, способствующий сохранению и поддержанию здоровья. Как правило, додипломная педагогическая подготовка реализуется на младших курсах, когда студент изучает базовые естественно-научные и клинические дисциплины и в состоянии освоить определенный теоретический базис и принять педагогическую позицию врача как мировоззренческую позицию, без углубленного формирования практических педагогических навыков.
На уровне последипломного образования целесообразно строить формирование педагогической позиции врача, начиная с рефлексивного компонента. В ситуации обучения ординаторов, когда молодые врачи начинают осваивать тонкости определенной врачебной специальности, имеет смысл апеллировать к анализу тех ситуаций, с которыми они сталкиваются, анализу опыта старших коллег, практики, которую они ежедневно наблюдают на кафедре или в клинике. При этом важно формировать более глубокие знания, а также практические умения, связанные с педагогической деятельностью, и мотивацию к их реализации при выполнении своей работы.
Наиболее актуальным рефлексивный анализ профессиональной деятельности становится в системе повышения квалификации, особенно если ранее педагогика врачами не изучалась. У таких врачей уже есть опыт профессиональной деятельности, сформированы устойчивые профессиональные поведенческие паттерны, поэтому задача формирования педагогической позиции во многом сводится к мировоззренческой переоценке взаимодействия с пациентом и его ближайшим окружением, рефлексивному переосмыслению хода работы с больным и выявлению педагогических
аспектов своей деятельности в ходе анализа своего опыта, возникающих проблемных ситуаций, часто встречающихся вопросов. В данном случае важно отражать специфику работы с определенными категориями больных, обусловленную особенностями врачебной специальности - терапевтического или хирургического профиля, связанной с оказанием медицинской помощи на амбулаторном или стационарном уровне, что требует дополнительного освещения в структуре подготовки не только базовых вопросов и формирования базовых навыков, но и подготовки по специфическим методикам взаимодействии с пациентами с учетом их педагогических потребностей и психосоциальных последствий заболевания.
Таким образом, по мере специализации и профессионального развития должна все более полно и глубоко раскрываться и формироваться профессиональная педагогическая позиция врача. При формировании необходимо использовать широкий спектр форм обучения, позволяющих актуализировать рефлексивную позицию, мотивацию к педагогической деятельности, а также теоретический и практический аспекты профессиональной педагогической позиции.
Библиографический список
1. Белых, М. И. Педагогическая рефлексия подготовки современного врача [Текст] / М. И. Белых // Ярославский психологический вестник. - 2004. - Выпуск 11. - С. 77-78.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия : 2000. Мультимедиа-энциклопедия [Текст]. - М., 2000.
3. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / под. ред. Н. М. Борытко ; Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова. -Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 40 с.
4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2013. - 480 с.
5. Гуторова, А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд пед. наук: 13.00.08. / Гуторова Александра Владислововна. - Волгоград, 1996. -159 с.
6. Исаев, Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах [Текст] : учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. - Издательство: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2014. - 432 с.
7. Касимов, Р. А. Формирование регионального здоровьесберагающего образовательного пространства [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Касимов Риза Ахмедзакиевич. - Ярославль, 2017. - 390 с.
8. Куликов, С. И. Педагогические основания про-
Формирование профессиональной педагогической позиции врачей в системе непрерывного медицинского образования
фессиональной деятельности современного врача [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Куликов Сергей Иванович. - Калининград, 2011. - 283 с.
9. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -190 с.
10. Пашкевич, Т. Д. Изменение профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения квалификации [Текст] : дис. ... канд пед наук: 13.00.08 / Пашкевич Татьяна Дмитриевна. - Барнаул, 2002. - 193 с.
11. Тагаева, Т. В. Формирование готовности студентов медицинского вуза к педагогической деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тагаева Татьяна Владимировна. - Великий Новгород, 2015. - 202 с.
12. Трещев, А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя [Текст] : монография /
A. М. Трещев. - Астрахань : Изд-во АГПУ, 2000. -211 с.
13. Урываев, В. А. Оценка уровня профессиональной психолого-педагогической подготовленности выпускников медицинских вузов руководителями лечебно-профилактических учреждений [Текст] /
B. А. Урываев // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - Выпуск 11. - С. 45-47.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgosvo.ru
15. Hult, H. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin / H. Hult, M. Lindblad Fridh, A. Lindh Falk, K. Thorne // Original research paper. - 2009. - Vol. 22. -P. 199.
Bibliograficheskij spisok
1. Belyh, M. I. Pedagogicheskaja refleksija podgotov-ki sovremennogo vracha [Tekst] / M. I. Belyh // Jaroslav-skij psihologicheskij vestnik. - 2004. - Vypusk 11.-S. 77-78.
2. Bol'shaja jenciklopedija Kirilla i Mefodija [Tekst] : 2000. Mul'timedia-jenciklopedija. - M., 2000.
3. Borytko, N. M. Vvedenie v pedagogicheskuju deja-tel'nost' [Tekst] / pod. red. N. M. Borytko ; N. M. Borytko, A. M. Bajbakov, I. A. Solovcova. - Volgograd : Izd-vo VGIPK RO, 2006. - 40 s.
4. Grigorovich, L. A. Pedagogika i psihologija [Tekst] / L. A. Grigorovich, T. D. Marcinkovskaja. - M. : Gardariki, 2013. - 480 S.
5. Gutorova, A. V. Formirovanie professional'noj pozicii u studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] : dis. ... kand ped. nauk: 13.00.08. / Gutorova Aleksandra Vladislovovna. - Volgograd, 1996. - 159 S.
6. Isaev, E. I. Psihologija obrazovanija cheloveka. Stanovlenie sub#ektnosti v obrazovatel'nyh processah [Tekst] : uchebnoe posobie / E. I. Isaev, V I. Slobodchikov. - Izdatel'stvo: Pravoslavnyj Svjato-Tihonovskij Gumanitarnyj Universitet, 2014. - 432 s.
7. Kasimov, R. A. Formirovanie regional'nogo zdo-rov'esberagajushhego obrazovatel'nogo prostranstva [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. / Kasimov Riza Ahmedzakievich. - Jaroslavl', 2017. - 390 S.
8. Kulikov, S. I. Pedagogicheskie osnovanija profes-sional'noj dejatel'nosti sovremennogo vracha [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kulikov Sergej Iva-novich. - Kaliningrad, 2011. - 283 s.
9. Markova, A. K. Psihologija truda uchitelja [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1993. - 190 S.
10. Pashkevich, T. D. Izmenenie professional'noj pozicii vospitatelja doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenij a v uslovijah povyshenija kvalifikacii [Tekst] : dis. ... kand ped nauk: 13.00.08 / Pashkevich Tat'jana Dmitrievna. - Barnaul, 2002. - 193 S.
11. Tagaeva, T. V Formirovanie gotovnosti studentov medicinskogo vuza k pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Tagaeva Tat'jana Vladimirovna. - Velikij Novgorod, 2015. -202 S.
12. Treshhev, A. M. Professional'no-sub#ektnaja pozicija uchitelja [Tekst] : monografija / A. M. Treshhev. - Astrahan' : Izd-vo AGPU, 2000. -211 S.
13. Uryvaev, V. A. Ocenka urovnja professional'noj psihologo-pedagogicheskoj podgotovlennosti vypuskni-kov medicinskih vuzov rukovoditelj ami lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij [Tekst] / V. A. Uryvaev // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2004. - Vypusk 11. - S. 45-47.
14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija (uroven' podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii) [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: www.fgosvo.ru
15. Hult, H. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin / H. Hult, M. Lindblad Fridh, A. Lindh Falk, K. Thorne // Original research paper. - 2009. - Vol. 22. -P. 199.