Научная статья на тему 'Диагностическая деятельность преподавателя в сфере высшего музыкально-педагогического образования'

Диагностическая деятельность преподавателя в сфере высшего музыкально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КАЧЕСТВО / QUALITY / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ASSESSMENT / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна

Рассматривается диагностическая деятельность преподавателя, обеспечивающая профессиональную подготовку студента-музыканта педагогического вуза, адекватную реалиям современного социокультурного развития. Большие перспективы в данном контексте имеет педагогический мониторинг личности и деятельности, включающий системную диагностику качественных и количественных изменений характеристик отдельной личности и коллектива в процессе эффективного функционирования музыкально-образовательного процесса. В статье подчеркивается, что цель и смысл педагогического мониторинга заключается в том, чтобы расширить функции педагогической диагностики, которые конкретизируются в осуществлении диагностики до вузовского музыкального опыта студентов, уровня их музыкальной культуры, способностей, музыкальных пристрастий, качества восприятия музыки, вокально-хоровых и инструментально-исполнительских возможностей; в осуществлении диагностики мотивирования студентов к разнообразным видам музыкально-творческой и педагогической деятельности, использования различных форм музыкальной деятельности; в осуществлении диагностики умения студента взаимодействовать с детьми, с другими обучающимися, с преподавателем на различных уровнях в процессе организации совместной музыкально-педагогической деятельности; в осуществлении диагностики умения осуществлять самореализацию, самообразование, рефлексивную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic Activity of the Teacher in the Sphere of Higher Music and Pedagogical Education

The diagnostic activity of the teacher providing professional training of the student-musician of the pedagogical higher education institution, adequate to realities of the modern sociocultural development is considered. In this context pedagogical monitoring of the personality and the activity, including the system diagnostics of qualitative and quantitative changes of characteristics of the individual and collective in the course of effective functioning of the musical and educational process has great prospects. In the article it is emphasized that the purpose and sense of pedagogical monitoring consists in expanding of pedagogical diagnostics functions which are concretized in diagnostics use before students’ high school musical experience, the level of their musical culture, abilities, musical favours, quality of music perception, vocal and choral and instrument and performing opportunities; in implementation of diagnostics of students’ motivation to various types of the musical and creative and pedagogical activity, use of various forms of the musical activity; in implementation of diagnostics of the student’s ability to interact with children, with other students, with a teacher at various levels in the course of organization of the joint musical and pedagogical activity; in implementation of ability diagnostics to carry out the self-realization, self-education, reflexive activity.

Текст научной работы на тему «Диагностическая деятельность преподавателя в сфере высшего музыкально-педагогического образования»

УДК 78:378(045)

И. С. Кобозева

Диагностическая деятельность преподавателя в сфере высшего музыкально-педагогического образования

Рассматривается диагностическая деятельность преподавателя, обеспечивающая профессиональную подготовку студента-музыканта педагогического вуза, адекватную реалиям современного социокультурного развития. Большие перспективы в данном контексте имеет педагогический мониторинг личности и деятельности, включающий системную диагностику качественных и количественных изменений характеристик отдельной личности и коллектива в процессе эффективного функционирования музыкально-образовательного процесса. В статье подчеркивается, что цель и смысл педагогического мониторинга заключается в том, чтобы расширить функции педагогической диагностики, которые конкретизируются в осуществлении диагностики до вузовского музыкального опыта студентов, уровня их музыкальной культуры, способностей, музыкальных пристрастий, качества восприятия музыки, вокально-хоровых и инструментально-исполнительских возможностей; в осуществлении диагностики мотивирования студентов к разнообразным видам музыкально-творческой и педагогической деятельности, использования различных форм музыкальной деятельности; в осуществлении диагностики умения студента взаимодействовать с детьми, с другими обучающимися, с преподавателем на различных уровнях в процессе организации совместной музыкально-педагогической деятельности; в осуществлении диагностики умения осуществлять самореализацию, самообразование, рефлексивную деятельность.

Ключевые слова: модернизация, профессиональное образование, качество, педагог-музыкант, оценочная деятельность, диагностика.

I. S. Kobozeva

Diagnostic Activity of the Teacher in the Sphere of Higher Music and Pedagogical Education

The diagnostic activity of the teacher providing professional training of the student-musician of the pedagogical higher education institution, adequate to realities of the modern sociocultural development is considered. In this context pedagogical monitoring of the personality and the activity, including the system diagnostics of qualitative and quantitative changes of characteristics of the individual and collective in the course of effective functioning of the musical and educational process has great prospects. In the article it is emphasized that the purpose and sense of pedagogical monitoring consists in expanding of pedagogical diagnostics functions which are concretized in diagnostics use before students' high school musical experience, the level of their musical culture, abilities, musical favours, quality of music perception, vocal and choral and instrument and performing opportunities; in implementation of diagnostics of students' motivation to various types of the musical and creative and pedagogical activity, use of various forms of the musical activity; in implementation of diagnostics of the student's ability to interact with children, with other students, with a teacher at various levels in the course of organization of the joint musical and pedagogical activity; in implementation of ability diagnostics to carry out the self-realization, self-education, reflexive activity.

Keywords: modernization, professional education, quality, a teacher-musician, assessment, diagnosis.

Модернизация отечественного образования выдвигает современные требования к специалистам учреждений образования, а значит и к качеству их подготовки. В связи с этим в педагогической науке идет поиск новых подходов к подготовке выпускника вуза, которая отвечала бы потребностям личности в ее профессиональном становлении, потребностям общества в гуманистически ориентированных специалистах и потребностям государства в педагогических кадрах, способных решать современные профессиональные задачи. Основное направление обновления высшего профессионального образования заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего специалиста личностно-деятельностной по-

© Кобозева И. С., 2014

зиции в процессе обучения, способствующие становлению опыта целостного видения профессиональной деятельности, и системного действия в ней. В связи с этим в высшем профессиональном образовании актуализируется переход от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему практико-ориентированному обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию.

Музыкально-педагогическое образование, представляя собой значимый социокультурный феномен, выступает ведущим фактором музыкально-культурного развития общества и лично-

сти. Оно позволяет комплексно подходить к решению многообразных задач регулирования и управления музыкально-культурными процессами, формированием творческих, высокопрофессиональных кадров, превращения данной составляющей социокультурного процесса в устойчивый ресурс духовного функционирования общества.

Известно, что «знания музыки» и «знания о музыке» выделяются в качестве ведущих в формировании и развитии музыкальной культуры и учащихся, и учителей. Вместе с тем культура личности педагога-музыканта характеризуется проявлением высокого уровня мастерства, творческого потенциала и профессионализма, которые отражают лучшие достижения науки и практики в музыкально-педагогической деятельности. Восхождение человека к культуре, к музыкально-культурным и педагогическим ценностям - процесс сложный, многомерный и именно это определяет необходимость мониторинга студента-музыканта в личности и деятельности условиях инновационных процессов современного педагогического вуза. Педагогический мониторинг личности и деятельности понимается как системная диагностика качественных и количественных изменений характеристик отдельной личности и коллектива в процессе эффективного функционирования музыкально-образовательного процесса, включающего цели, содержание, формы, методы, условия и результаты развития личности и коллектива. Из определения следует, что проблемное поле педагогического мониторинга в музыкально-педагогическом образовании значительно шире, чем только оценка конечного результата обучения. Более того, цель и смысл педагогического мониторинга заключается в том, чтобы расширить функции педагогической диагностики, которые конкретизируются в осуществлении диагностики довузовского музыкального опыта студентов, уровня их музыкальной культуры, способностей, музыкальных пристрастий, качества восприятия музыки, вокально-хоровых и инструментально-исполнительских возможностей; в осуществлении диагностики мотивирования студентов к разнообразным видам музыкально-творческой и педагогической деятельности, использования различных форм музыкальной деятельности; в осуществлении диагностики умения студента взаимодействовать с детьми, с другими обучающимися, с преподавателем на различных уровнях в процессе организации совместной музыкально-педагогической деятельности; в осуществлении диагностики уме-

ния осуществлять самореализацию, самообразование, рефлексивную деятельность.

В настоящее время, таким образом, совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности преподавателей высшей музыкально-педагогической школы. Категория «педагогическая диагностика» прочно вошла в научный терминологический аппарат [1, 2, 3, 5]. Накоплен опыт и в исследовании отдельных направлений диагностической деятельности учителя [4; 6].

Педагогическая диагностика как феномен научного знания рассматривается исследователями в различных системах координат:

- как средство обеспечения целостности педагогической системы (В. П. Беспалько);

- как функциональный элемент индивидуальной педагогической деятельности (Н. Ф. Кузьмина);

- как установление и изучение признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий ее реализации (на всех уровнях) для прогнозирования возможных отклонений и предупреждения (путем педагогической коррекции) нарушений нормальных тенденций ее функционирования и развития (Е. А. Михалычев) [5].

Как видим, педагогическая диагностика осмысливается в качестве средства для выявления всех обстоятельств протекания дидактического процесса, для точного определения результатов последнего; ее целью выступает своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Диагностическая деятельность преподавателя в условиях музыкально-педагогического образования как вид педагогической деятельности направлена на распознавание свойств, характеристик и состояний всех составляющих конкретной педагогической ситуации; на выработку оснований для вычленения педагогической задачи; принятие и выполнение преподавателем практических решений. В структуре педагогической деятельности диагностический компонент выступает в роли системообразующего элемента, поскольку обеспечивает информационные связи внутри системы педагогической деятельности. Педагогическая диагностика в условиях музыкально-педагогического образования заключается не столько в оценивании результатов обучен-ности студентов, сколько в рассмотрении этих результатов в соответствии с путями, способами их достижения, выявлении динамики профессионального развития обучающихся, что позво-

ляет включить в нее контроль, проверку, оценивание, постановку педагогического диагноза, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития музыкально-

педагогических способностей каждого обучающегося. Отсюда следует, что в составе общей структуры педагогической деятельности преподавателя диагностический компонент выполняет информационную, оценочную и прогностическую функции.

Имея сверхзадачей развитие музыкальной культуры будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе, в структуре диагностической деятельности преподавателя выделим такие операции ее осуществления, как: а) постановка цели и задач педагогической диагностики, определение ее объекта; б) разработка диагностического инструментария; в) проведение диагностической процедуры, получение и интерпретация ее результатов; г) доведение до сведения студентов результатов диагностики; е) коррекция процесса обучения и определение нового объекта педагогической диагностики.

Диагностика профессионального развития, культуры и креативности студентов средствами музыки способствует решению психолого-педагогических задач, связанных с наращиванием личностного музыкально-культурного потенциала. Если студент обладает постоянной потребностью, способностью и готовностью к взаимодействию с миром музыкальной культуры, владеет знаниями о музыке и навыками их использования в общественной и профессиональной жизни, мы можем говорить о высоком уровне музыкально-культурного потенциала. Если же постоянная потребность в музыкально-познавательной деятельности отсутствует и способность к взаимодействию с миром музыкальной культуры не развита, если студент музыкально-культурно не развит - это свидетельствует о низком уровне музыкально-культурного потенциала. В результате профессиональной подготовки в педагогическом вузе студент как носитель музыкально-культурного потенциала, должен: владеть базовыми способами музыкальной деятельности и уметь применять их; накопить «музыкально-культурный багаж», владеть общими и специфическими знаниями, уметь использовать их; ориентироваться в мире музыкальной культуры; быть способным к репродуктивной и творческой деятельности.

Особенностью диагностической деятельности преподавателя, обеспечивающей профессиональ-

ную подготовку студента-музыканта в педагогическом вузе, является ее полиморфность, обусловливаемая различными типами взаимодействия преподавателя, который по отношению к студентам может занимать позицию учителя, воспитателя, включенного в совместную музыкальную деятельность партнера, организатора музыкально-культурного развития. В зависимости от типа взаимодействия, предметом диагностической деятельности преподавателя могут выступать: степень готовности студентов к музыкальному обучению - общий музыкальный кругозор, развитость музыкальных способностей, владение музыкальными инструментально-исполнительскими и вокально-хоровыми навыками, сформированность музыкальных представлений и проч.; особенности освоения им учебной деятельности - сформированность музыкальных знаний и способов музыкальной деятельности студентов, направленность их познавательных интересов, темп учебной работы и др.; индивидуальные особенности восприятия музыки, памяти, музыкального мышления, творческого воображения студента, проявления эмоциональных реакций на музыку и др. Предметом диагностической деятельности преподавателя могут быть и личностные особенности самого педагога, его профессиональные действия, педагогические средства, используемые им в образовательном процессе.

Важным является тот факт, что диагностическая деятельность преподавателя, обеспечивающая профессиональную подготовку студента-музыканта педагогического вуза, в силу своей специфики предъявляет особые требования к педагогу как ее субъекту. Прежде всего, к направленности личности преподавателя, которая в данном случае проявляется в желании педагога как можно лучше узнать студента, с тем, чтобы помочь ему успешно овладеть учебной музыкальной деятельностью; содействовать его личностному музыкально-культурному становлению и самореализации в творческой музыкальной деятельности; в установке на оказание ему необходимой педагогической помощи и поддержки. Важную роль играют перцептивные и рефлексивные способности преподавателя; сформиро-ванность его педагогического мышления; умение преподавателя привлекать общенаучные и специальные (музыкальные) знания при интерпретации диагностической информации; владение когнитивными (анализ, установление причинно-следственных связей, моделирование моделей

взаимодействия, обобщение и др.) и технологическими (постановка цели и разработка задач диагностического изучения, подбор средств, накопление и обработка информации и др.) диагностическими действиями. Диагностическая деятельность преподавателя предполагает постоянное наблюдение за процессом индивидуального музыкально-культурного развития студентов с целью выявления их соответствия желаемому результату. Диагностика способствует выявлению трудностей, тенденций роста и спада мотивации, познавательно-деятельностного и рефлексивного компонентов.

Педагогическая практика свидетельствует, что диагностическая деятельность преподавателя вуза, как правило, имеет двуплановый характер: она включена в методическую и обучающую деятельность. Собственно диагностический этап диагностики результатов обучения встраивается в обучающую деятельность преподавателя в учебном процессе, а подготовительный и аналитический этапы диагностической деятельности -в методическую деятельность педагога по проектированию, разработке и анализу качества диагностического инструментария. Диагностическую деятельность следует рассматривать как интегра-тивный вид профессиональной деятельности преподавателя, как деятельное его участие в процессе педагогической диагностики. При этом роль и степень участия преподавателя в процессе диагностики могут быть различными в зависимости от уровня его подготовленности к диагностической деятельности (от пользователя готовых технологий до проектировщика собственных диагностических систем). В этой связи очевидна актуальность изучения потенциальных возможностей педагогической диагностики в совершенствовании профессиональной подготовки педагога-музыканта и создания на этой основе нового поколения диагностических ресурсов для общего и профессионального музыкального образования, а также методики работы с ними.

Диагностическая деятельность включает в себя множество способов проведения, специфика каждого из которых обусловлена конкретной педагогической ситуацией взаимодействия преподавателя и студента. Анализ подходов к организации процесса диагностики результатов обучения в педагогической практике показывает, что одним из эффективных методов его осуществления является метод тестирования. Необходимость применения тестов в настоящее время обосновывается введением государственных образовательных

стандартов, подразумевающих использование объективных методов контроля их выполнения, и реализацией проекта создания и развития национальной системы оценки качества образования, входящего в содержание федеральной программы «Развитие образования в России».

Использование тестов в музыкально-педагогическом образовании позволяет существенно повысить эффективность деятельности преподавателей высшей школы и студентов, приумножить мотивацию студентов к знаниям в предметных областях «Музыка» и «Педагогика», активизировать когнитивную сферу студентов, развить способность к рефлексивному восприятию и эмоционально-ценностному осмыслению изучаемого учебного материала, а при необходимости заменить традиционные экзамен и зачет тестовой формой его проведения. Тестирование является педагогически ценным методом, потому что дает возможность статистически точно анализировать результаты процесса обучения и видеть перспективы его совершенствования. Однако тестирование не может выступать в качестве единственного метода объективного диагностирования знаний и способов деятельности, поскольку в тестировании имеется ряд недостатков, к которым относятся и вероятность случайного выбора ответа; и отсутствие возможности проследить логику рассуждения обучаемого; и приверженность преподавателя к одному какому-либо методу составления тестов и др. Вместе с тем, при всех своих недостатках тестирование сегодня является наиболее объективным инструментом диагностирования уровня музыкально-культурного и профессионально-педагогического развития студентов, уровня сформированности у будущих учителей знаний и способов музыкально-педагогической деятельности.

Итак, дидактические возможности мониторинга личности и деятельности студента-музыканта педагогического вуза, основанного на стратегиях диагностической деятельности преподавателя, позволяют рассматривать его в качестве действенного средства формирования профессиональной и специальной компетентности студентов, развития их музыкальной и педагогической культуры. Таким образом, педагогический мониторинг, педагогическая диагностика, контроль знаний и способов деятельности студентов, выступают механизмами эффективного управления образовательным процессом в вузе и оценки качества музыкально-педагогического образования. Более того, на основании диагностических

заключений мы имеем возможность делать выво- dokt. ped. nauk / А. А. Popova. - CHelyabinsk, 2000. -ды о дальнейших тенденциях развития личности, 305 s. в связи с чем появляется возможность уже в общеобразовательной школе прогнозировать предполагаемую сферу профессиональной деятельности учащихся, индивидуализировать процессы музыкального обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Аванесов, B. C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики [Текст] / B. C. Аванесов // Педагогическая диагностика. - 2002.

- № 1. - С. 41-43.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М., 1989. -192 с.

3. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Кузьмина, Н. А. Формирование диагностических умений в процессе профессиональной подготовки будущего учителя [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Кузьмина. - Нижний Новгород, 1994.

- 16 с.

5. Михайлычев, Е. А. Понятийный аппарат педагогической диагностики [Текст] / Е. А. Михайлычев // Педагогическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 33-49.

6. Попова, А. А. Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / А. А. Попова. - Челябинск, 2000. - 305 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Аvanesov, B. C. Opredelenie, predmet i osnov-nye funktsii pedagogicheskoj diagnostiki [Tekst] / B. C. Аvanesov // Pedagogicheskaya diagnostika. - 2002. - № 1. - S. 41-43.

2. Bespal'ko, V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Tekst] / V. P. Bespal'ko. - M., 1989. - 192 s.

3. Borytko, N. M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / N. M. Borytko; pod red. V. А. Slastenina, I. А. Kolesnikovoj. 2-e izd., ster. - M. : Âkademiya, 2008. -288 s.

4. Kuz'mina, N. А. Formirovanie diagnostiche-skikh umenij v protsesse professional'noj podgotov-ki budush-hego uchitelya [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / N. А. Kuz'mina. - Nizhnij Novgorod, 1994. - 16 s.

5. Mikhajlychev, E. А. Ponyatijnyj apparat peda-gogicheskoj diagnostiki [Tekst] / E. А. Mikhajlychev // Pedagogicheskaya diagnostika. - 2004. - № 2. - S. 33-49.

6. Popova, А. А. Teoreticheskie osnovy podgotov-ki uchitelya k diagnosticheskoj deyatel'nosti [Tekst]: dis. ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.