Научная статья на тему 'Входная диагностика как средство оптимизации музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки'

Входная диагностика как средство оптимизации музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КОНТРОЛЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIAGNOSTICS / CONTROL / MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / MUSIC TEACHER / TEACHER-MUSICIAN / HIGHER SCHOOL / MONITORING / EDUCATION / UNDERGRADUATE / OPTIMIZATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Ирина Николаевна

В статье рассматриваются особенности входной диагностики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»), в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» в институте искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Входная диагностика это процесс распознания и оценки стартовых возможностей студентов, необходимый для успешного освоения ими учебного материала по дисциплине и формирования у них профессиональных знаний, умений и навыков. Данную диагностику автор представляет тремя блоками: первый тест на проверку базовых знаний; второй анкета на оценку личности респондента и его профессиональных мотивов; третий практические задания на проверку исполнительских умений и навыков. Входная диагностика является частью мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей музыки, а также неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности преподавателя, который определяет эффективное управление дидактическим процессом и оптимизацию педагогического взаимодействия. Входное диагностирование позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, как для группового учебного процесса, так и для каждого студента в отдельности. Это, в свою очередь, дает возможность каждому обучающему для профессиональной реализации своих способностей в профессии, а преподавателю вуза повысить качество обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INPUT DIAGNOSTICS AS A TOOL FOR OPTIMIZING MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC

The article discusses the features of input diagnostics of students studying in the direction of «Pedagogical education» (section «Music»), within of the discipline «Musical and instrumental training» at the Institute of Arts of the Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky. Input diagnostics is the process of recognizing and evaluating the starting opportunities of students, which is necessary for them to successfully master the educational material on the discipline and to form their professional knowledge and skills. The author presents this diagnostics in three blocks: the first is a test for checking basic knowledge; the second is a questionnaire on the assessment of the identity of the respondent and his professional motives; the third is practical tasks for testing performance skills. Input diagnostics is part of monitoring the process of formation of professional competence of future music teachers, as well as an integral component of the teacher’s professional activities, which determines the effective management of the didactic process and the optimization of pedagogical interaction. Input diagnostics allows building individual educational trajectories for the group educational process and for each student individually. This, in turn, gives the opportunity to every student for the professional realization of their abilities in the profession, and a university teacher to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Входная диагностика как средство оптимизации музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки»

педагогические науки

Сергиенко Ирина Николаевна ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ...

УДК 373.016:78

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0063

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

© 2019

Сергиенко Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки института искусств Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, д. 83; e-mail: Siren.com@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности входной диагностики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»), в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» в институте искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Входная диагностика - это процесс распознания и оценки стартовых возможностей студентов, необходимый для успешного освоения ими учебного материала по дисциплине и формирования у них профессиональных знаний, умений и навыков. Данную диагностику автор представляет тремя блоками: первый -тест на проверку базовых знаний; второй - анкета на оценку личности респондента и его профессиональных мотивов; третий - практические задания на проверку исполнительских умений и навыков. Входная диагностика является частью мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей музыки, а также неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности преподавателя, который определяет эффективное управление дидактическим процессом и оптимизацию педагогического взаимодействия. Входное диагностирование позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, как для группового учебного процесса, так и для каждого студента в отдельности. Это, в свою очередь, дает возможность каждому обучающему для профессиональной реализации своих способностей в профессии, а преподавателю вуза повысить качество обучения.

Ключевые слова: диагностика, контроль, музыкально-инструментальная подготовка, профессиональная подготовка, учитель музыки, педагог-музыкант, высшая школа, мониторинг, образование, бакалавриат, оптимизация, профессиональная компетентность.

INPUT DIAGNOSTICS AS A TOOL FOR OPTIMIZING MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC

© 2019

Sergienko Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Musical and Tool Preparation Institute of Art Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: Siren.com@yandex.ru)

Abstract. The article discusses the features of input diagnostics of students studying in the direction of «Pedagogical education» (section «Music»), within of the discipline «Musical and instrumental training» at the Institute of Arts of the Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky. Input diagnostics is the process of recognizing and evaluating the starting opportunities of students, which is necessary for them to successfully master the educational material on the discipline and to form their professional knowledge and skills. The author presents this diagnostics in three blocks: the first is a test for checking basic knowledge; the second is a questionnaire on the assessment of the identity of the respondent and his professional motives; the third is practical tasks for testing performance skills. Input diagnostics is part of monitoring the process of formation of professional competence of future music teachers, as well as an integral component of the teacher's professional activities, which determines the effective management of the didactic process and the optimization of pedagogical interaction. Input diagnostics allows building individual educational trajectories for the group educational process and for each student individually. This, in turn, gives the opportunity to every student for the professional realization of their abilities in the profession, and a university teacher to improve the quality of education.

Keywords: diagnostics, control, musical and instrumental training, professional training, music teacher, teacher-musician, higher school, monitoring, education, undergraduate, optimization, professional competence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Качество современного российского образования - это одна из наиболее актуальных и злободневных общественных проблем, обсуждаемых как в средствах массовой информации, государственных структурах, так и в научных сообществах. Причин для такого резонанса оказалось много: введение ЕГЭ на ступени среднего общего образования, присоединение системы высшего образования России к Болонскому процессу, бюрократизация образования, научно-техническая революция, за которой не успевает развиваться вся система нашего образования. На многие события повлиять невозможно, а другие следует принять как свершившийся факт. Но все это не освобождает участников образовательных отношений от решения назревшей проблемы - повышения качества образования в стране. В рамках заданного вектора статьи предлагаем рассмотреть входную диагностику как эффективный путь оптимизации процесса обучения студентов по профильным дисциплинам бакалавриата, на примере музыкально-педагогического образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. На сегод-

няшний день проблема входного диагностирования или входного контроля все чаще поднимается в исследованиях преподавателей высшей школы. Например, Саволайнен Г.С., Шашкина М.Б., Семина Е.А. поднимают вопрос входной диагностики профессиональной компетентности студентов педвуза [1, 2], Ефременкова И.А. и Сергеев А.И. затрагивают проблему оценки готовности студента к изучению новой дисциплины [3], а в трудах Тарасовой Т.А. и Колотовой Г.К. рассматривается возможность коррекции обучения с помощью педагогической диагностики в виде входного контроля знаний [4]. Все перечисленные исследователи сходятся во мнении, что входная диагностика способствует повышению качества образования, так как полученные при ее использовании результаты служат отправной точкой для построения необходимой для студента образовательной траектории. Исследований, посвященных изучению входной диагностики в музыкально-педагогическом образовании, не было выявлено. Этот факт можно объяснить тем, что первая диагностика знаний и умений у студентов осуществляется во время творческих испытаний при поступлении, а по музыкально-инструментальным дисциплинам частично при знакомстве с преподавателем во время индивидуального занятия. Тем не менее, данный подход не позволяет решать про-

Sergienko Irina Nikolaevna INPUT DIAGNOSTICS ...

pedagogical sciences

блемы, возникшие на современном этапе развития высшего музыкально-педагогического образования. Среди них: формирование компетенций, предлагаемых в федеральных государственных образовательных стандартах; развитие трудовых функций согласно профессиональным стандартам; построение индивидуальных образовательных траекторий; организация обучения студентов с разными уровнями музыкального образования (без подготовки, с начальным или средним профессиональным музыкальным образованием, самоучки или самородки). Последняя из вышеназванных проблем не является новой для музыкально-педагогического образования, но в свете компетентностного похода приобретает более яркие очертания и злободневный оттенок, так как путь студента к профессиональной компетентности без начальной музыкальной подготовки или со средней профессиональной подготовкой будет сильно отличаться.

Формирование целей статьи (постановка задания). Предварительно для решения перечисленных проблем преподаватели института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского предлагают разработать систему входного диагностирования, которое позволит определить первоначальный объем профессиональных знаний и умений у студентов-первокурсников. А на основе полученных результатов входной диагностики разработать индивидуальные образовательные траектории для будущих педагогов-музыкантов. Рассмотрим систему входного диагностирования более подробно на примере дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Музыкально-инструментальная подготовка в институте искусств - это дисциплина, в рамках которой студент совершенствует свои инструментально-исполнительские навыки, и учиться их реализовывать в своей профессиональной деятельности [5, 6]. В результате освоения данной дисциплины студент должен знать: устройство фортепиано (баяна, аккордеона) и роль механики инструмента в решении музыкально-исполнительских задач; основы разбора музыкальных произведений в рамках репетиционной работы учителя музыки; способы взаимодействия педагога с разновозрастной аудиторией детей в рамках музыкально-инструментальной исполнительской деятельности; пьесы школьного репертуара, необходимые для осуществления профессиональной деятельности; особенности составления бесед о музыке как вида просветительской работы учителя музыки. Выпускник должен уметь: использовать возможности механики инструмента для решения музыкально-исполнительских задач; организовывать репетиционный процесс в музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки; исполнять музыкальные произведения перед аудиторией, комментировать исполняемую музыку; отбирать пьесы школьного репертуара в соответствии с поставленными задачами профессиональной деятельности; разрабатывать беседы о музыке как вида просветительской работы учителя музыки. Также студент должен владеть: навыками использования механики инструмента в решении музыкально-исполнительских задач; навыками репетиционной работы в музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки; навыками исполнения различных музыкальных произведений перед аудиторией; навыками словесного комментария к исполняемой музыке; навыками исполнения пьес школьного репертуара, необходимого для учителя-музыканта в общеобразовательной школе; навыками проведения бесед о музыке как вида просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся [7].

В связи с тем, что в основе дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» лежат разбор и исполнение музыкальных произведений на инструменте, для

входного тестирования была определена первая группа вопросов, в которую вошли знания об устройстве фортепиано (аккордеона, баяна); вопросы о системе фиксации музыки с помощью письменных знаков; сведения о композиторах, жанрах и формах музыкального произведения; знания итальянских терминов. Приведем некоторые примеры вопросов: к какой группе инструментов относится фортепиано (ответы: струнные, ударные, духовые, струнные ударно-клавишные); для чего нужна правая педаль (ответы: для ослабления звука, для соединения звуков; для изменения тембра, для усиления динамики); что такое размер в музыке (ответы: организация музыки во времени; рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей; количественная характеристика тактового метра, указывающая число долей в такте; соотношение двух музыкальных звуков по высоте); какие знаки альтерации вы знаете (ответы: бемоль, пауза, бекар, диез); назовите композиторов, писавших для фортепиано; итальянские термины, применяемые для медленного исполнения музыкального произведения (ответы: allegro, andante, adagio, meno); что такое программная музыка (ответы: музыкальное произведение, сопровождаемое словесным указанием на свое содержание, склад многоголосной музыки, тип лада, церковная одноголосная песня) и т.д. Объем теоретического материала ограничивается областью исполнительской деятельности, а не всей теорией музыки, с которой студент может познакомиться на специальных дисциплинах (сольфеджио, гармония, история музыки и т.д.).

Что дает первая группа вопросов для оптимизации музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки? Во-первых, для преподавателя полученные результаты позволяют оценить объем учебного материала, который необходимо получить студенту в рамках дисциплины. А это, в свою очередь, позволяет проектировать индивидуальную программу для обучающегося. Во-вторых, студент по своим ответам может определить свои «пробелы» в знаниях, а при повторном тестировании (например, через год) может увидеть результаты своего обучения. Следует отметить, что освоение теоретических знаний на музыкально-инструментальной подготовке не являются самоцелью для процесса обучения, чаще всего они становятся органичной частью исполнительской деятельности. Это приводит к стихийной системе усвоения теории, необходимой для инструментально-исполнительской деятельности. В результате такого подхода преподаватели часто сталкиваются с тем, что студент на четвертом курсе может не понимать, что такое размер или метр, гомофонно-гармо-нический склад или фактура.

Вторая часть входной диагностики была представлена в форме анкетирования, вопросы которого позволили бы получить общие сведения о студенте, о его понимании профессии учителя музыки, а также о его дальнейшей реализации в данной профессиональной деятельности. Если первая группа вопросов тестирования представляла знаниевый компонент профессиональной компетентности будущего учителя музыки, то вторая группа отвечает за ее мотивационный компонент. В анкету собраны следующие вопросы: какое у тебя музыкальное образование (ответы: ДШИ, ДМШ, студия, клуб, колледж и др.); на каком инструменте ты обучался; приходилось ли тебе участвовать в музыкальных коллективах (хор, инструментальная группа, ансамбль, ВИА, другое); есть ли у тебя дипломы или грамоты за участие в музыкальных мероприятиях (если «да», то какие?); приходилось ли тебе выступать на концертной сцене; на какие группы, связанные с музыкальным искусством, в социальных сетях ты подписан; любишь ли ты слушать в свободное время классическую музыку (если «да», то какую?); сколько времени нужно заниматься на инструменте в неделю; как ты думаешь, чем занимается учитель музыки (ответы: ведет уроки в общеобразовательной школе, организует концерты, гастролирует с сольной программой

педагогические науки

Сергиенко Ирина Николаевна ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ...

или в коллективе, сочиняет музыку, пишет фонограммы, создает музыкально-просветительские проекты, другое); чем ты планируешь заниматься, после получения диплома о высшем музыкальном образовании и др. Вторая часть входной диагностики позволяет студенту лучше разобраться в себе и в своем профессиональном выборе, а преподавателю понять, чем можно мотивировать ученика, на какие его сильные стороны опираться в учебном процессе, какие дополнительные знания и умения необходимо дать студенту для успешной его реализации в профессии (например, научить методике распевания начинающего вокалиста).

Третий блок входной диагностики опирается на практические возможности студента в исполнительской деятельности, то есть он отражает деятельностный (или операционный) компонент профессиональной компетентности. Эта часть диагностирования включает в себя ряд заданий за инструментом, предлагаемых первокурснику. На этом этапе преподаватель традиционно предлагает сыграть на инструменте выученное ранее музыкальное произведение, кроме этого, он может попросить прочитать музыкальное произведение с листа, продемонстрировать свои возможности к транспонированию или подбору по слуху мелодии и аккомпанемента, узнать умеет ли студент играть гаммы, арпеджио и аккорды. В зависимости от полученных результатов, педагог может варьировать требования к освоению учебной программы студента: снимать или сдавать экстерном некоторые виды музыкально-инструментальной деятельности, уделяя внимание мало освоенным, на предыдущем этапе образования, видам. В итоге процесс обучения становится более динамичным и занимательным, образуя индивидуальную образовательную траекторию для реализации всех профессиональных возможностей студента.

Таким образом, входная диагностика по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» представлена тремя блоками: первый - тест на проверку базовых знаний; второй - анкета на оценку личности респондента и его профессиональных мотивов; третий - практические задания на проверку исполнительских умений и навыков. Для проведения теста на проверку базовых знаний лучше использовать возможности компьютера, который позволит создать адаптивное тестирование. Адаптивный тест - это система заданий, которые предъявляются посредством компьютера, в порядке, зависящем от ответа испытуемого на предыдущее задание [813 ].

Для этого весь теоретический материал необходимо разбить на области (термины, устройство, нотация и т.д.), а каждую область разделить на 2-3 уровня сложности. Например, первый уровень сложности области «итальянские термины» будет включать вопросы: что такое allegro, moderato, andante, largo? Второй уровень - da capo al Fine, meno mosso, accelerando, a tempo, cresc. Третий уровень - animato, con brio, lacrimoso, passionate, risoluto и т.д.

Если студент дает правильные ответы на первом уровне, то компьютер подбирает более трудные задания из заявленной области. Если респондент не знает ответы на вопросы первого уровня, то вся эта область вопросов не засчитывается при тестировании и оценивается в «0» баллов. Положительные ответы, как правило, имеют кодировку «1» балл. В целом тест может содержать от 30 до 60 заданий.

Сбор и анализ диагностических данных лучше проводить в начале учебного года. Этот этап предполагает проведение диагностических методик, их протоколирование, количественную и качественную обработку данных, выработку и формулирование диагноза о состоянии диагностируемого объекта, о причинах вызывающих его, прогноз тенденций развития объекта диагностики и плана педагогических действий. Итог может быть представлен в форме характеристики, заключения

и других вариантов [14, с. 240-243]. Использовать полученные данные можно по-разному: при наличии индивидуальных занятий по инструменту педагог может самостоятельно выстраивать образовательные траектории каждого студента в своем классе, при групповой форме обучения по музыкально-инструментальным дисциплинам (практикуется на современных музыкально-педагогических факультетах) учебные маршруты можно проектировать по группам (для студентов без подготовки, с начальной подготовкой и т.д.). Для работы со студентами вне учебных дисциплин, можно объединять их в группы по интересам (кружки, клубы, ВИА и т.д.) или же предложить наиболее отстающим отдельные экспресс-методики для усвоения элементарных знаний по музыке во внеучебное время.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности преподавателя, который определяет эффективное управление дидактическим процессом и оптимизацию педагогического взаимодействия. Конечно, входная диагностика в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» является лишь частью длительного мониторинга, объединяющего в себе промежуточные срезы и итоговый контроль исполнительских знаний, умений и навыков, формируемых у студентов. Не являясь частью целеустремленного движения к определенному результату (на современном этапе к формированию компетенций), входная диагностика становиться бесполезной и бессмысленной тратой временных ресурсов преподавателя.

Перспективами дальнейшего исследования данной проблемы могут стать: изучение вопросов шкалирования и интерпретации полученных данных; исследование потенциала корректирующих действий как неотъемлемого элемента диагностики и мониторинга; наблюдение за процессом первичного диагностирования студентов; моделирование системы педагогической диагностики профессиональной компетентности студента в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Саволайнен Г.С., ШашкинаМ.Б. Научно-методические подходы к осуществлению входной диагностики профессионально-педагогической компетентности студентов 1 курса педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 96-103.

2. Семина Е.А. Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 99-106.

3. Ефременкова И.А., Сергеев А.И. Входная диагностика и актуализация экономических знаний студентов вуза физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 42-44.

4. Тарасова Т.А., Колотова Г.К. Исследование диагностики предметной обученности студентов-первокурсников по химии // Дальневосточный аграрный вестник. 2013. № 2 (26). С. 5-12.

5. Калинина Л.Ю. Электронное обучение как ресурс методической подготовки педагога-музыканта // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 229-234.

6. Сергиенко С.И.Н. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 329-332.

7. Музыкально-инструментальная подготовка [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgu.ru/structure/instisk/courses/bachelor-muzyka/muzykalno-instrumentalnaya-podgotovka (дата обращения 13.04.2019).

8. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 180 с.

9. Воронкин Р.А. Анализ уровня развития критического мышления личности в работе с информацией на примере тестирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 135-138.

10. СычеваМ.В. Исторические предпосылки современных контроля и оценки в образовании //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 151-156.

11. Сеногноева Н.А. Из истории развития понятия «педагогический тест»//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 296-299.

12. Кривоногов С.В. Разработка информационной системы для контроля и оценки знаний студентов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 30-41.

13. Рубцова Е.В. Пути совершенствования тестового контроля

Sergienko Irina Nikolaevna INPUT DIAGNOSTICS ...

pedagogical sciences

сформированности компетенций студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 81-84.

14. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с. (Профессионализм педагога).

Статья поступила в редакцию 26.04.2019

Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.