Научная статья на тему 'Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя'

Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MUSICAL PERFORMANCE / EDUCATION / MUSICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER PREPARATION / SPECIAL COMPETENCE / DEVELOPMENT OF MUSICAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна, Плохов Александр Васильевич, Чинякова Надежда Ивановна

В статье рассматриваются содержательные аспекты музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза в формировании специальных компетенций, раскрывается ее культурно-образовательный потенциал. Музыкально-исполнительская деятельность определяется как созидательная деятельность по позитивному изменению музыкально-культурного мира обучающихся. Подчеркивается актуальность проблемы качественной музыкально-исполнительской подготовки специалиста, получившего высшее музыкально-педагогическое образование: музыкально-исполнительская подготовка названа одним из важнейших компонентов музыкально-культурного развития общества и личности. В статье представлены проблемы музыкально-исполнительской деятельности учителя в школе. Анализируются традиционные формы музыкально-исполнительской подготовки студентов в вузе. В статье названы конкретные задачи творческой работы в рамках процесса освоения музыкально-исполнительской деятельности в подготовке бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна, Плохов Александр Васильевич, Чинякова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Performance and Education through the Lens of Teacher Preparation

The article discusses the problematic aspects of the performer's preparation of students of pedagogical University in the formation of special competences, reveals its cultural and educational potential. Musical performance is defined as a creative activity on positive change of students’ musical and cultural world. Urgency of the quality problem of music performance training of the specialist who has received higher musical-pedagogical education: music performance training has been called one of the most important components of musical and cultural development of society and the individual. The article presents the problems of musical performance of the teachers in the school. Traditional forms of music performance training of students at the University are analysed. The article named certain tasks of creative work within the process of development of bachelors’ musical performance.

Текст научной работы на тему «Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя»

УДК 37

И. С. Кобозева, А. В. Плохов, Н. И. Чинякова

Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя

В статье рассматриваются содержательные аспекты музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза в формировании специальных компетенций, раскрывается ее культурно-образовательный потенциал. Музыкально-исполнительская деятельность определяется как созидательная деятельность по позитивному изменению музыкально-культурного мира обучающихся. Подчеркивается актуальность проблемы качественной музыкально-исполнительской подготовки специалиста, получившего высшее музыкально-педагогическое образование: музыкально-исполнительская подготовка названа одним из важнейших компонентов музыкально-культурного развития общества и личности. В статье представлены проблемы музыкально--исполнительской деятельности учителя в школе. Анализируются традиционные формы музыкально-исполнительской подготовки студентов в вузе. В статье названы конкретные задачи творческой работы в рамках процесса освоения музыкально-исполнительской деятельности в подготовке бакалавров.

Ключевые слова: музыкальное исполнительство, профессиональное образование, музыкально--педагогическое образование, подготовка учителя, специальные компетенции, освоение музыкально-исполнительской деятельности.

I. S. Kobozeva, A. V. Plokhov, N. I. Chinyakova

Musical Performance and Education through the Lens of Teacher Preparation

The article discusses the problematic aspects of the performer's preparation of students of pedagogical University in the formation of special competences, reveals its cultural and educational potential. Musical performance is defined as a creative activity on positive change of students' musical and cultural world. Urgency of the quality problem of music performance training of the specialist who has received higher musical-pedagogical education: music performance training has been called one of the most important components of musical and cultural development of society and the individual. The article presents the problems of musical performance of the teachers in the school. Traditional forms of music performance training of students at the University are analysed. The article named certain tasks of creative work within the process of development of bachelors' musical performance.

Keywords: musical performance, education, musical-pedagogical education, teacher preparation, special competence, development of musical performance.

Инновационный путь развития нашей страны является главным приоритетом образовательной политики в настоящее время. Инновации как основа стратегии развития образовательных учреждений включают не только методические и технологические разработки, но также поиск и использование новых форм организации обучения, новых методов работы с учащимися, способствующих достижению нового качества образования и предлагаемых услуг. Данная инноватика характеризуется более высоким уровнем технологичности и реализуемого образовательного потенциала процесса обучения, по сравнению с предшествующим временем. Для сохранения и усиления указанных тенденций, повышения эффективности функционирования образования на перспективу первостепенное значение приобретает оценка его качества. В этом контексте актуализируется основополагающий аспект проблемы, связанный с тем, что инновационная направленность развития общества порождает новые тре-

бования к качеству профессионального музыкально-педагогического образования, к личностным и профессиональным качествам специалиста, так как и сегодня «на практике значительная часть учителей музыки, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности» [2, с. 17].

Очевидно, что происходящие в стране политические, экономические и социальные изменения закономерно приводят к модернизации отечественной системы профессионального музыкально-педагогического образования. Поэтому оно характеризуется постоянным обращением к проблемам совершенствования подготовки специалистов. Частные проблемы и отдельные аспекты оценки качества подготовки обучающихся решались на разных этапах перманентного развития системы профессионального музыкально-педагогического образования (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина,

© Кобозева И. С., Плохов А. В., Чинякова Н. И., 2016

Л. А. Рапацкая, Р. А. Тельчарова, Г. М. Цыпин, В. А. Школяр, А. И. Щербакова и др.). Необходимость совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в высшей школе детерминируется социальными, экономическими, психолого-педагогическими и другими факторами, согласно которым, выпускник «должен быть и музыкантом, и исследователем, и просветителем, и новатором, и творчески свободным человеком, ... обладать высокой культурой, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способным к инновациям и прежде всего должен быть личностью, способной к продуктивной работе в музыкально-культурной общественной среде» [6, с. 39]. Таким образом, в настоящее время обозначается ориентация профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в высшей школе на личность студента, на воспитание в нем качеств, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными компетенциями, но и свободно адаптироваться в современных социально-культурных условиях, а также успешно выступать в роли созидателя музыкальной культуры общества.

Системообразующей целью современного профессионального музыкально-педагогического образования становится высокое качество профессиональной подготовки специалиста. При этом подразумевается, что результатом подготовки является обобщающий комплекс сформированных у него общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций, характеризующихся широтой междисциплинарных системно-интегративных знаний и умений, обеспечивающих успешность деятельности. Специальные компетенции, в отличие от всех других, отражают конкретнее и предметнее специфику профессии учителя-музыканта. На важность их формирования указывают А. В. Баранников, А. А. Вербицкий,

И. А. Зимняя, Н. Ф. Родионова и другие ученые в области реализации компетентностного подхода в образовании [3, 4, 5, 7]. Ведущими показателями сущности понятия «специальная компетенция», на наш взгляд, является интеграция знаний, умений, навыков, обобщенных способов, представлений и алгоритмов выполнения действий, личностных качеств, способностей и склонностей (мотивационный, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой компоненты) для обеспечения продуктивного выполнения профессио-

нальной деятельности в конкретной образовательной области. Однако разработка и обоснование в научном и прикладном аспектах специальных компетенций учителя-музыканта достаточно сложны, поскольку их реализация в трудовой деятельности этих специалистов определяется степенью актуализации креативного начала. Помимо перечисленного, усложняет исследование процесса формирования специальных компетенций и то, что его осуществление необходимо при любом уровне мастерства.

Квалификация «бакалавр» по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль «Музыкальное образование» предполагает готовность выпускников к различным видам профессиональной деятельности, среди которых творческая исполнительская деятельность - элемент музыкально-образовательной среды и художественно-педагогического процесса. В рамках предъявления новых требований к результатам подготовки специалистов в системе профессионального образования остаются актуальными проблемы музыкально-исполнительской подготовки бакалавров, составляющие основу будущей профессиональной деятельности. В ней, как в компоненте специальной компетентности, интегрируются черты педагогики и искусства, в опоре на формируемый культурный, духовно-нравственный и исполнительский опыт студента. Освоение творческой музыкально-

исполнительской деятельности по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование» осуществляется в соответствии с учебным планом в рамках содержания дисциплин: «Музыкально-инструментальная подготовка», «Вокальная подготовка», «Дирижерско-хоровая подготовка» («Дирижирование» и «Хоровой класс»), а также курсов по выбору студентов музыкально-исполнительской направленности, расширяющих содержательный потенциал данного аспекта обучения. Все виды и формы музыкально-исполнительской подготовки, отраженные в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направлены на формирование практической готовности бакалавров к осуществлению музыкально-исполнительской деятельности в обучении школьников, на овладение общечеловеческими и национальными ценностями музыкальной культуры посредством освоения музыкальных произведений разных стилей, жанров и форм. Обрести свое общественное бы-

тие эти произведения, объективно существующие в виде нотного текста, могут только посредством музыкально-исполнительской актуализации. Это определяет специфические особенности музыкального исполнительства, к которым в первую очередь относится «интонационность, через которую проявляется индивидуальное отношение исполнителя к исполняемому, и вариативность, принципиальная множественность трактовок исполняемых произведений» [8, с. 14].

Процесс формирования умений музыкального исполнительства у студента-бакалавра педагогического вуза связан с развитием у него специальных компетенций в соответствии со стандартом по данному направлению. Так, СК-6 ориентирует учителя на осуществление вокально-исполнительской и хормейстерской работы с учащимися, а СК-7 - на осуществление инструментально-исполнительской и аккомпаниатор-ской деятельности [9, с. 12]. Будущий педагог-музыкант должен уметь применять в музыкально-исполнительской деятельности знания об основных стилях и жанрах мировой музыкальной культуры; анализировать и воспринимать музыкальные произведения с учетом их национальной и социально-культурной специфики; реализовы-вать музыкально-творческие способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, художественно-образное мышление и др.), умения и навыки в музыкально-исполнительской деятельности; осуществлять ее анализ и самоанализ. Он должен владеть навыками проведения просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся; исполнительскими средствами, позволяющими воплощать художественные особенности музыки различных эпох и стилей; навыками исполнения различных музыкальных произведений перед аудиторией, а также пения под аккомпанемент; основными музыкально-исполнительскими приемами и средствами, методами достижения художественного и технического компонентов в процессе социализации музыкального произведения. Данные компетенции определяют успешность профессиональной деятельности педагога-музыканта в школе.

Однако школьная практика показывает, что зачастую вчерашние студенты с неохотой реализуют собственную музыкально-исполнительскую деятельность на уроках музыки, заменяя ее использованием фонограмм, подменяют «живое» исполнение музыки «скачанными» из интернета музыкальными образцами. На наш взгляд, по-

добная ситуация является проекцией традиционных форм музыкально-исполнительской подготовки студентов, сохраненных до сих пор в системе музыкального, в том числе и педагогического, образования. Изучение сложившейся практики подготовки учителей музыки показывает, что реализация выдвинутого стандартом требования музыкально-исполнительской подготовки традиционно связывается с развитием комплекса специфических умений и навыков. При осуществлении этого процесса наиболее распространенными являются проблемы формирования исполнительского мастерства, чаще в узком, технико-исполнительском понимании. Основная работа в таком случае ориентируется на поиск эффективных способов овладения исполнительской техникой и грамматикой музыкального языка, на накопление музыкальных знаний и выполнение технологических заданий. Повышенное внимание к операционально-технологической стороне обучения приводит к нивелированию личностно-творческих, ценностно-мотивационных аспектов профессионального музыкального образования, что негативно сказывается и на качестве музыкально-исполнительской подготовки будущих учителей, и на психологической готовности к осуществлению музыкально-исполнительской деятельности в практике обучения школьников. И нельзя не согласиться с Т. А. Артеменковой, которая, рассматривая проблему образования в культуре, относит противоречие «между склонностью подсистемы к самосохранению (за счет традиционности) и инновационными процессами, происходящими в социальной и образовательной системах» к тем противоречиям, неразрешение которых влечет за собой потерю приоритетов по обучению престижным и востребованным в обществе специальностям [1, с. 6].

Об актуальности проблемы музыкально-исполнительской подготовки учителя свидетельствуют направления диссертационных исследований О. В. Андриановой («Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе»), Н. В. Васильевой («Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки»), Е. П. Красовской («Чувство музыкальной формы («архитектоническое чувство») и его развитие в процессе музыкальных занятий (на материале инструментальной подготовки студентов педагогического вуза)»), В. А. Малунцевой («Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивиду-

альной исполнительской подготовки»), Н. Х. Нургаяновой («Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки»), Н. А. Высочкиной («Формирование интонационного мышления будущего педагога-музыканта в процессе обучения: на материале музыкально-исполнительской подготовки в педагогическом вузе»), Г. Г. Сибиряковой («Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки»), Г. М. Салдаевой («Оптимизация профессионального становления личности музыканта-исполнителя (на материале фортепианного искусства)») и др.

Анализ и систематизация концепций современного образования показывают, что к настоящему времени еще не рассмотрена комплексно и всесторонне музыкально-исполнительская деятельность студентов как вид их учебно-профессиональной деятельности, имеющий собственное специфическое содержание, структуру и формы организации. Следует констатировать, что остается недостаточно разработанной система интегративного развития студентов-музыкантов в процессе учебной деятельности в вузе, включающего как профессиональный, личностный, так и музыкально-культурный компонент. Специальные компетенции студентов в области музыкально-исполнительской деятельности не являются суммой обобщенных знаний и конкретных умений, навыков, приемов и алгоритмов работы над музыкальным произведением. Эти компетенции представляют собой интегра-тивный комплекс, в опоре на который и сообразно поставленной задаче, ценностно-смысловым ориентациям, личностно значимой мотивации, социокультурному контексту и рефлексии конкретной учебной ситуации студенты готовы и способны к созданию инновационного и социально востребованного музыкально-творческого продукта, в качестве которого выступает исполнительская интерпретация. Иными словами, недостаточно разработана та проблематика, которая относится к художественной содержательной интерпретации исполняемого музыкального произведения, к творческой реализации художественной идеи, замысла и концепции исполняемого сочинения.

Одним из основных средств достижения качества подготовки выступает творческая музыкально-исполнительская деятельность, предполагающая овладение умениями раскрытия художе-

ственной стороны исполнительского искусства: выразительность интонирования музыкальной ткани, выявление стилистики автора и стилистических тенденций эпохи сочинения музыки, построение концепции произведения, ее направленность на восприятие слушателями и т. д. Именно в исполнительских классах учебная деятельность обучающихся приобретает комплексный характер, поскольку, «пополняясь новыми знаниями по мере освоения новых учебных дисциплин, расширяется палитра исследуемых сторон сочинения, каждая из которых углубляется и находит отражение» в практике социализации произведения [10, с. 109].

С нашей точки зрения, творческая работа в рамках музыкально-исполнительской деятельности в процессе подготовки бакалавров направлена на решение ряда задач, носящих субъектную окраску благодаря отражению индивидуально-личностного начала в действиях (в творчестве) обучающихся. В первую очередь успех творческой деятельности на всех ее этапах зависит от степени решения комплекса мотивационных задач. Наиболее значимыми среди них следует назвать реализацию соответствия изучаемого музыкального произведения интересам и способностям студента, воспитание чувства его личной ответственности за результат, помощь проявлению у обучающегося осознания своей успешности и значимости.

Среди основных образовательных выделим задачи по формированию таких универсальных компетенций, как умения обозначить личностно значимую музыкально-исполнительскую проблему, то есть обнаружить и проанализировать трудности и противоречия, выявленные при использовании имеющихся знаний и исполнительского опыта, приемов критического мышления; умения реализовывать различные формы аналитической и поисковой деятельности; умения переносить приемы и способы музыкально-исполнительской деятельности из одной области знаний на другие.

К диагностическим задачам, способствующим реализации поступательной музыкально-исполнительской подготовки, мы относим выявление особенностей и потенциальных возможностей индивидуального развития в реализации музыкально-исполнительской деятельности в будущей педагогической работе и актуализацию их в процессе осуществления профессиональной подготовки; оказание помощи студенту в его музыкально-культурном самоопределении через

сопровождение процесса музыкально-исполнительской подготовки на основе сформированных ЗУНов, а также самостоятельного и обоснованного выбора ценностей музыкальной культуры с учетом потребностей социума.

Значимым в формировании специальных компетенций студентов в области музыкально-исполнительской деятельности бакалавров является использование прогрессивных концептуальных подходов к образованию, таких как лич-ностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.), позволяющий проследить путь индивидуального становления студентов в вузе; культурологический (В. В. Краевский, Н. Б. Крылова, Н. И. Лифинцева и др.), реализующий идею «образование в контексте культуры»; аксиологический (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Шиянов и др.), направленный на формирование системы ценностных, в том числе музыкально-культурных установок студентов. В совокупности перечисленное способно обеспечить становление профессиональной ориентированности у будущих учителей музыки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что музыкально-исполнительская подготовка позволяет реально увидеть инновационные процессы в педагогическом образовании, инициировать их и развивать посредством исполнительского творчества, поиска новых педагогических технологий и средств обучения, обеспечивающих формирование личности специалиста, способного к адекватному профессиональному и музыкально-культурному самоопределению и развитию.

Библиографический список

1. Артеменкова, Т. А. Управление образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в сфере культуры [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук; 13.00.08 / Артеменкова Татьяна Анатольевна. - М., 2002. - 389 с.

2. Асатрян, О. Ф. Формирование готовности будущих учителей музыки к инновационной деятельности в условиях научно-практического центра художественного образования [Текст] / О. Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4 (16). -С. 16-20.

3. Баранников, А. В. Компетентностный подход и качество образования [Текст] / А. В. Баранников. -М. : Московский центр качества образования, 2008. -142 с.

4. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интегра-

ции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с.

5. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования : материалы XIV Всерос. совещ. - М., 2004. -Кн. 2.

6. Кобозева, И. С. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к проектированию музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И. С. Кобозева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. - № 10. - С. 38-42.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.

8. Плохов, А. В. Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения; 17.00.09 / Плохов Александр Васильевич. - М., 2002. - 17 с.

9. Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование профиль «Музыкальное образование» [Текст] : методические рекомендации / сост. Л. П. Новикова, Е. В. Козырева. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. - 36 с.

10. Чинякова, Н. И. Значение художественного контекста музыкальных произведений в учебном аннотировании студентов педвузов [Текст] /

H. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -№ 11. - С. 108-111.

Bibliograficheskij spisok

1. Artemenkova, T. A. Upravlenie obrazovatel'nymi uchrezhdenijami nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovanija v sfere kul'tury [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk; 13.00.08 / Artemenkova Tat'jana Anatol'evna. - M., 2002. - 389 s.

2. Asatijan, O. F. Formirovanie gotovnosti budushhih uchitelej muzyki k innovacionnoj dejatel'nosti v uslovijah nauchno-prakticheskogo centra hudozhestvennogo obrazovanija [Tekst] / O. F. Asatrjan // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - № 4 (16). - S. 16-20.

3. Barannikov, A. V. Kompetentnostnyj podhod i kachestvo obrazovanija [Tekst] / A. V. Barannikov. - M. : Moskovskij centr kachestva obrazovanija, 2008. - 142 s.

4. Verbickij, A. A. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii [Tekst] / A. A. Verbickij, O. G. Larionova. - M. : Logos, 2009. -336 s.

5. Zimnjaja, I. A. Kompetentnostnyj podhod v obra-zovanii (metodologo-teoreticheskij aspekt) [Tekst] /

I. A. Zimnjaja // Problemy kachestva obrazovanija : mate-rialy XIV Vseros. soveshh. - M., 2004. - Kn. 2.

6. Kobozeva, I. S. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov pedvuza k proektirovaniju

muzykal'noj sredy v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst] / I. S. Kobozeva // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. -2014. - № 10. - S. 38-42.

7. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Tekst] / pod red. V A. Kozyreva, N. F. Rodionovoj. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2004. - 392 s.

8. Plohov, A. V Sintez iskusstv i invariantnost' v ispolnitel'stve v sfere vzaimodejstvija muzyki i tanca [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedenija; 17.00.09 / Plohov Aleksandr Vasil'evich. - M., 2002. -17 s.

9. Struktura i soderzhanie gosudarstvennyh attesta-cionnyh ispytanij po napravleniju podgotovki bakalavriata 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie profil' «Muzykal'noe obrazovanie» [Tekst] : metodicheskie rek-omendacii / sost. L. P. Novikova, E. V. Kozyreva. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2015. -36 s.

10. Chinjakova, N. I. Znachenie hudozhestvennogo konteksta muzykal'nyh proizvedenij v uchebnom annoti-rovanii studentov pedvuzov [Tekst] / N. I. Chinjakova // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestven-nye nauki. - 2014. - № 11. - S. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.