Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2017. 9 (186)
УДК 378:785(045)
00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-136-140
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДВУЗА
И. В. Жданов
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск
Рассматривается вопрос повышения готовности студентов-бакалавров педагогического вуза к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Охарактеризованы тенденции модернизации современного российского образования и актуальные задачи высшего музыкально-педагогического образования. Выявлена и обоснована актуальность ансамблевого аспекта подготовки студентов-бакалавров. С учетом традиций подготовки учащихся разных специальностей к ансамблевой деятельности раскрывается педагогическое значение учебных ансамблевых занятий в развитии личностных, творческих и исполнительских качеств у студентов-бакалавров.
Ключевые слова: ансамблевое исполнительство, музыкально-инструментальная подготовка, студенты-бакалавры, ансамблевый аспект подготовки, ансамблевые занятия, ансамблевые навыки, развивающая функция обучения.
Современный этап модернизации российского высшего образования характеризуется изменением концептуальных подходов к содержанию подготовки будущих специалистов. Это связано с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по различным направлениям подготовки студентов. Новые принципиальные положения стандартов выдвигают перед выпускниками качественно иные требования к их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим важно заметить, что «новая стратегия модернизации российского образования - это установленная на достаточно длительный период совокупность норм (ориентиров, направлений, сфер, способов и правил) деятельности по достижению заданных показателей, обеспечивающих государству и обществу развитие конкурентоспособного образования на основе ключевых традиционных преимуществ национальной педагогики» [1, с. 18].
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) в сфере высшего музыкально-педагогического образования важной задачей является обновление профессиональных образовательных программ с учетом востребованности на современном рынке труда специалистов-практиков, владеющих практико-ориен-тированными компетенциями, способных к творческому преобразованию действительности, профессиональному самосовершенствованию, а также умеющих самостоятельно решать поставленные перед ними производственные задачи. При этом организация учебного процесса в педвузе должна быть направлена на «профессионализацию подготовки будущего педагога, т. е. создание такой моде-
ли его практико-ориентированного обучения, в которой основным результатом станет способность студента построить свою профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессионального стандарта» [2, с. 77]. Таким образом, на взгляд авторов, наряду со специальной подготовкой к деятельности в общеобразовательной школе объективно возникает потребность в подготовке будущего педагога-музыканта к работе в области дополнительного музыкального образования, а также в качестве концертного исполнителя.
Важное место в структуре музыкально-педагогической подготовки студентов-бакалавров в педвузе занимает музыкально-инструментальная подготовка, главной целью которой является формирование у будущего педагога-музыканта способности исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией учащихся разного возраста. Важность данного вида практической подготовки «обуславливается принципом профессиональной направленности, который, с одной стороны, способствует конкретизации содержания и структуры музыкально-педагогической деятельности, а с другой - определяет продуктивность развития личности самого учителя» [3, с. 86].
Одним из аспектов музыкально-инструментальной подготовки студентов-бакалавров в педвузе является ансамблевое исполнительство. В учебном процессе это в основном фортепианные дуэты, дуэты баянистов и аккордеонистов. Однако следует констатировать, что в музыкально-педагогической практике в большинстве случаев «сохраняется установка на преобладание сольной формы исполнения, а роль ансамблевого музицирования не получила равноправного с ней обоснования» [4,
И. В. Жданов. Ансамблевое исполнительство как аспект музыкально-инструментальной подготовки.
с. 279]. К сожалению, по-прежнему бытует «мнение, что ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле» [4, с. 279]. Вследствие чего, как показывает исследование, проведенное на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, студенты-бакалавры по завершении обучения показывают недостаточный уровень ансамблевой подготовки.
Между тем, по мнению авторов, данный аспект подготовки особенно востребован и актуален в последнее время. Свидетельством тому является большое количество конкурсов и фестивалей ансамблевого исполнительства, а также изданных сборников классических и современных ансамблевых произведений. Поэтому владение практическими основами ансамблевого исполнительства будет способствовать значительному расширению горизонтов профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта, а следовательно, и более широким возможностям его трудоустройства. Во-первых, это позволит на профессиональном уровне организовывать ученические ансамбли не только в области школьного, но и дополнительного музыкального образования и тем самым решать задачу обеспечения «образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей» [5]. Во-вторых, основательная ансамблевая подготовка даст возможность будущему педагогу-музыканту работать также в сфере концертной музыкально-просветительской деятельности и, соответственно, решать такие задачи, как «1) организация культурного пространства, 2) разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп» [5]. Такой подход к рассмотрению актуальности ансамблевого аспекта подготовки студентов-бакалавров отвечает одному из ключевых направлений повышения качества современного профессионального образования -прагматизации, представляющей «практически полезные знания для применения в определенной сфере будущей деятельности выпускника» [6, с. 9].
Кроме того, важно заметить, что в отечественном музыкальном образовании ансамблевое исполнительство всегда являлось одним из важнейших компонентов формирования музыканта. В профессиональных музыкальных учебных заведениях созданы прочные традиции подготовки учащихся разных специальностей к ансамблевой деятельности. Важное значение ансамблевому исполнительству как аспекту музыкально-инструментальной подготовки учащихся придавали многие отечественные педагоги-музыканты. Так, К. Н. Игумнов говорил: «Пианисту очень помогает общение с инструменталистами и вокалистами. Оно расширяет его общий музыкальный кругозор, углубляет пони-
мание им стиля, наконец, делает его более самостоятельным. В ансамбле главное - это контакт, взаимопонимание, и не только головой, но и чувством, ощущением музыки. Крайне полезно бывает сочетать свои намерения с намерениями других; часто это помогает лучше разобраться в собственных намерениях» [7, с. 408]. М. В. Юдина считала, что важное педагогическое значение ансамблевых занятий состоит именно в их «совместности», в том, что они учат «вниманию и уважению к чужому „Я", как в творчестве самом, так и в отношении к делу» [8, с. 140].
Педагогическое значение учебных ансамблевых занятий определяется во многом самой спецификой ансамблевого исполнительства - способностью учащегося контролировать не только свою партию, но и слышать себя как часть целого ансамбля. Тем самым данный аспект музыкально-инструментальной подготовки позволяет решать различные задачи - «от сиюминутных и сугубо практических до высоких и отдаленных, среди которых важнейшим является воспитание творческой личности будущего педагога-музыканта» [9, с. 395].
В связи с этим важно подчеркнуть, что отличительной особенностью учебной ансамблевой деятельности является ее многомерность, т. е. в ходе ансамблевой подготовки эффективно решаются во взаимодействии задачи развития личностных, творческих и исполнительских качеств у студентов-бакалавров. Поскольку в основе исполнения ансамблевых музыкальных произведений лежит коллективный принцип, что предполагает реализацию общего художественно-исполнительского плана совместными усилиями партнеров, решающими становятся их психологические свойства, коммуникативные умения, лидерские навыки, а также уровни музыкальной одаренности и музыкально-инструментальной подготовки.
В процессе учебных ансамблевых занятий студенты-бакалавры приучаются прежде всего находить профессиональные межличностные взаимоотношения и принимать на себя в том числе и функции лидера, поскольку любой коллектив, объединенный общей деятельностью, требует наличия формального или неформального лидера. Умение общаться с партнером по ансамблю, в свою очередь, способствует продуктивной творческой работе, а именно созданию единой художественной трактовки музыкального произведения. Учитывая, что работа по выработке единого художественно-звукового образа ансамблевого произведения во многом зависит от музыкального мышления, кругозора и творческого воображения каждого участника ансамбля, представляется важным, что тем самым творческая индивидуальность ансамблиста может быть реализована в различных вариантах
Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2017. 9 (186)
решения художественной задачи. Следовательно, учебные ансамблевые занятия позволяют в полной мере сформировать в будущем педагоге-музыканте «такие профессионально значимые качества, как творческое взаимодействие и взаимопонимание, умение вести равноправный диалог, согласовывая и соподчиняя частные представления общей цели» [9, с. 398].
Учебная ансамблевая деятельность способствует также развитию необходимых исполнительских качеств у студентов-бакалавров. Здесь, безусловно, важным является уровень индивидуальной музыкально-инструментальной подготовки учащихся, поскольку именно на этой основе формируются специфические ансамблевые навыки. Кроме того, в процессе ансамблевых занятий студенты-бакалавры постигают главное в специфике ансамблевого исполнительства, а именно, если солист исполняет музыкальное произведение целиком, то участник ансамбля озвучивает только одну свою партию. Следовательно, игра в ансамбле отличается от игры солиста тем, что предполагает не только основательное владение собственной партией, но и владение специфической ансамблевой исполнительской техникой, объединенной в конкретных художественно-звуковых образах и художественной трактовке музыкального произведения.
Овладение практическими основами ансамблевого исполнительства невозможно без выработки у студентов-бакалавров важнейшего ансамблевого навыка - синхронности звучания. «Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной четкостью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса» [10, с. 22]. Другими словами, синхронность является ключевым и объединяющим элементом ансамблевого исполнительства. Поэтому в процессе учебных ансамблевых занятий студенты-бакалавры приучаются к согласованию исполнительских намерений между участниками ансамбля: достижению синхронности и правильного соотношения звучания партий, соблюдению общего темпа и метроритма, общности динамических нюансов и штрихов, синхронности фразировки и педализации.
В учебной деятельности ансамблевое исполнительство помимо собственно специальных задач развития личностных и творческих качеств и формирования ансамблевых навыков выполняет также четко выраженную развивающую функцию обучения, т. е. способствует комплексному развитию музыкальных способностей студентов-бакалавров. В процессе ансамблевых занятий происходит бо-
лее интенсивное развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и двигатель-но-моторных навыков. Так, исполнение в ансамбле помогает учащемуся лучше воспринимать гармоническую вертикаль и сложные гармонии, ярче использовать отдельные элементы звуковых конструкций за счет различных динамических нюансов, штрихов и тембровых красок. Исполняя свою партию в ансамбле, учащийся находится в строгих метроритмических рамках, что вырабатывает необходимое чувство метрической пульсации и навыки соблюдения определенного темпоритма. Запоминание ансамблевого произведения наизусть в большей степени развивает аналитическую и логическую память учащегося, поскольку процесс заучивания ансамбля наизусть строится с опорой на фактический анализ художественно-образного содержания и музыкально-выразительных средств, его составляющих. Развитие двигательно-мотор-ных навыков осуществляется более интенсивно, так как «совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей, и реализуются они их объединенными усилиями» [10, с. 5].
Широкими развивающими возможностями обладает также учебный ансамблевый репертуар, состоящий как из произведений, специально написанных для ансамбля, так и аранжировок и переложений оперно-симфонических, камерно-инструментальных и вокально-хоровых произведений. Знакомство с ансамблевыми произведениями способствует, во-первых, обогащению и накоплению будущим педагогом-музыкантом исполнительского и педагогического репертуара. Во-вторых, исполнение переложений оркестровых партитур позволяет творчески переосмыслить и решить симфонические задачи исполнения средствами и возможностями инструментов ансамбля, а также освоить функции дирижера, объединив их с исполнительскими задачами в ансамбле.
Таким образом, ансамблевое исполнительство представляется важным аспектом музыкально-инструментальной и в целом музыкально-педагогической подготовки студентов-бакалавров педвуза. Основательная ансамблевая подготовка позволит будущему педагогу-музыканту быть более востребованным и конкурентоспособным специалистом на современном рынке труда. Кроме того, учебные ансамблевые занятия имеют важное педагогическое значение, а также обладают значительным развивающим потенциалом и тем самым способствуют развитию целого комплекса личностных, творческих и исполнительских качеств у студентов-бакалавров.
И. В. Жданов. Ансамблевое исполнительство как аспект музыкально-инструментальной подготовки...
Список литературы
1. Богуславский М. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 17-21.
2. Бирюкова О. И. Педагогическое образование сегодня: от теории к практике // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 77-80.
3. Медведева И. А. Методологический аспект функционирования профессионального мышления учителя музыки // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4 (24). С. 84-87.
4. Горбунова И. Е. Ансамблевое музицирование как компонент содержания профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 3. С. 276-281.
5. Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 „Педагогическое образование" (уровень бакалавриата)». URL: htpps:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459 (дата обращения: 13.03.2017).
6. Бурлакова И. И. От теории к практике управления качеством профессиональной подготовки студентов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 7-11.
7. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975. 471 с.
8. Дроздова М. А. Уроки Юдиной. М.: Изд. дом «Классика ХХ1», 2006. 222 с.
9. Казахватова Л. А. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства // Молодой ученый. 2013. № 8 (55). С. 395-402.
10. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. М.: РАМ им. Гнесиных, 2009. 87 с.
Жданов Игорь Вячеславович, кандидат педагогических наук, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430000). E-mail: jdanowi@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 13.04.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-136-140
ENSEMBLE PERFORMANCE AS AN ASPECT OF MUSIC AND INSTRUMENTAL TRAINING OF PROSPECTIVE BACHELORS IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
I. V. Zhdanov
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russian Federation
The author of the article considers the issue of how to improve the preparedness of students of pedagogical higher educational institution to work as Music teachers. The current strategy of modernization of the Russian education system is based on the key traditional advantages of the national pedagogics. In the sphere of higher musical pedagogical education bachelor's degree programs are updated taking into account new requirements of the Federal state educational standard of higher education in Pedagogics. Consequently, training students for their future work as Music teachers is based on practice oriented approach to teaching. An important part of the structure of musical pedagogical training of prospective bachelors in a pedagogical higher educational institution is music and instrumental training of students, with ensemble performance being one of its aspects. The research shows that too little attention is given to this aspect in teaching practice. It results in the students' inefficient mastery of practical skills for ensemble performance. The author reveals and proves the urgency of ensemble aspect of training from the point of view of pragmatism, which is one of the key trends in improving the quality of modern professional education. The author displays the importance of the ensemble aspect of training for professional activity of a modern teacher of Music. Taking into consideration the traditions of training students of different specialities to do ensemble activity, the author emphasizes the pedagogical significance of ensemble classes for development of students' personal, creative and performance qualities.
Key words: ensemble performance, music and instrumental training, prospective bachelors, ensemble aspect of training, ensemble classes, ensemble skills, developing function of teaching.
References
1. Boguslavsky M. V. Kontseptual'nyye osnovy konservativno-traditsionnoy strategii razvitiya Rossiyskogo obrazovaniya [Conceptual foundations of conservative-traditional russian education development strategy]. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2016, no. 1 (25), pp. 17-21 (in Russian).
2. Biryukova O. I. Pedagogicheskoye obrazovaniye segodnya: ot teorii k praktike [Teacher education today: from theory to practice]. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2015, no. 3 (23), pp. 77-80 (in Russian).
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)
3. Medvedeva I. A. Metodologicheskiy aspekt funktsionirovaniya professional'nogo myshleniya uchitelya muzyki [Methodological aspect of a music teacher's professional thinking functioning]. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2015, no. 4 (24), pp. 84-87 (in Russian).
4. Gorbunova I. E. Ansamblevoye muzitsirovaniye kak komponent soderzhaniya professional'noy deyatel'nosti budushchego pedagoga-muzykanta [Ensemble playing as a component of the content of the professional activity of the future music teacher]. Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova -Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, 2010, vol. 16, no. 3, pp. 276-281 (in Russian).
5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 dekabrya 2015 g. No. 1426 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniyapo napravleniyupodgotovki44.03.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye (uroven'bakalavriata)"[Order of the Ministry of Education of Russia on December 4, 2015 No. 1426 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.01 Teacher education (undergraduate level)"] (in Russian). URL: htpps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459 (accessed 13 March 2017).
6. Burlakova I. I. Ot teorii k praktike upravleniya kachestvom professional'noy podgotovki studentov [From theory to practice in management of student training quality]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 3 (5), pp. 7-11 (in Russian).
7. Mil'steyn Ya. I. Konstantin Nikolayevich Igumnov [Konstantin Nikolaevich Igumnov]. Moscow, Muzyka Publ., 1975. 471 p. (in Russian).
8. Drozdova M. A. Uroki Yudinoy [Lessons of Yudina]. Moscow, Izd. dom "Klassika XXI" Publ., 2006. 222 p. (in Russian).
9. Kazakhvatova L. A., Sibiryakova G. G. Teoreticheskiye aspekty professional'noy podgotovki budushchego pedagoga-muzykanta v klasse ansamblevogo ispolnitel'stva [Theoretical aspects of the professional preparation of the future teacher-musician in the class of ensemble performance]. Molodoy uchenyy- The Young Scientist, 2013, no. 8 (55). pp. 395-402 (in Russian).
10. Gotlib A. D. Osnovy ansamblevoy tekhniki [Fundamentals of ensemble technique]. Moscow, Gnessin Russian Academy of Music Publ., 2009. 87 p. (in Russian).
Zhdanov I V., Mordovian State Pedagogical Institute (ul. Studencheskya, 1^, Saransk, Russian Federation, 430000).
E-mail: jdanowi@yandex.ru