УДК 378:78(045)
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-57-63
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
И. В. Жданов
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск
Рассматривается вопрос совершенствования музыкально-инструментальной подготовки студентов-музыкантов педагогического вуза. Охарактеризована основная цель современного отечественного высшего образования и обозначены задачи высшего музыкально-педагогического образования. С учетом современных требований к подготовке будущих специалистов выявлена и обоснована актуальность проблемы развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педагогического вуза. Особое внимание уделено рассмотрению условий и факторов оптимизации образовательного процесса, способствующих решению данной проблемы в учебной деятельности.
Ключевые слова: развитие, навыки, чтение с листа, студенты-музыканты, образовательный процесс, музыкально-инструментальная подготовка, условия и факторы, музыкально-исполнительская деятельность, музыкально-исполнительский процесс.
Характерной тенденцией модернизации современного отечественного высшего образования является ее направленность на формирование у будущих специалистов практико-ориентированных умений и навыков, необходимых для выполнения задач профессиональной деятельности. В педагогических вузах это проявляется прежде всего в переориентации образовательного процесса с его академической на практическую составляющую. Сегодня обучение студентов осуществляется с целью повышения их востребованности на рынке труда. В свою очередь, это требует от будущих специалистов освоения учебных дисциплин определенной практической составляющей.
В соответствии с новыми положениями ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» образовательный процесс в области высшего музыкально-педагогического образования призван носить практико-ориентирован-ный характер и быть направленным на подготовку педагога-музыканта, готового к решению актуальных профессиональных задач в педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности [1].
В связи с этим важной практической составляющей образовательной программы бакалавриата студентов-музыкантов является дисциплина «музыкальное инструментальное исполнительство», которая направлена на овладение студентами-музыкантами навыками художественной интерпретации и эмоционально-образного исполнения сольных и ансамблевых музыкальных произведений, а также навыками чтения с листа, подбора музыки по слуху и транспонирования. Данная дисциплина наряду с другими практическими музыкально-исполнительскими дисциплинами (сольное вокальное исполнительство, хоровое пение, дирижирование) представляет, на взгляд авторов, ключевой компонент их подготовки, на базе которого и должно осуществляться формирование современного конкурентоспособного педагога-музыканта. Именно основательное владение разнообразными навыками музыкального исполнительства открывает для выпускников более широкие возможности их трудоустройства на современном рынке труда. Сформированные на должном уровне,
они позволят им быть наиболее востребованными специалистами, поскольку дадут возможность реализовать себя не только в педагогической деятельности в сферах дошкольного, школьного и дополнительного образования, но также и в культурно-просветительской деятельности в качестве исполнителя различных музыкальных коллективов.
Обращение авторов работы к проблеме развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педвуза обусловлено важностью данного вида учебной деятельности в структуре музыкально-инструментальной подготовки и несоответствием уровня владения данными навыками студентами-музыкантами. Данный факт был выявлен в ходе исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Следует заметить, что многие педагоги-практики сегодня также озвучивают данную проблему [2, а 3].
Главная причина проблемы развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов представляется достаточно очевидной. Как на довузовской ступени обучения, так и в процессе обучения в педвузе данному аспекту музыкально-инструментальной подготовки уде -ляется недостаточное количество времени в учебной деятельности. Между тем, на взгляд авторов, данная проблема особенно актуальна сегодня и обусловлена следующими взаимосвязанными обстоятельствами. Во-первых, чтение с листа «открывает наиболее благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой» [3, с. 82]. Тем самым в педагогической деятельности педагога-музыканта свободное чтение с листа позволяет знакомиться с большим объемом нотного учебного материала, а следовательно, и свободно ориентироваться в огромном на сегодняшний день учебно-педагогическом репертуаре. Кроме того, это позволит педагогу-музыканту в случае необходимости свободно исполнять на учебных занятиях, даже без предварительного разучивания, программные музыкальные произведения. Особенно это актуально в сфере школьного музыкального образования, где учитель музыки должен постоянно играть детям различные музыкальные произведения. К сожалению, следует констатировать, что сегодня на уроках музыки в школе все меньше звучит «живой» музыки в исполнении учителя, предпочтение отдается записям музыкальных произведений на мультимедийных носителях.
Во-вторых, регулярное чтение с листа является «отличным способом формирования и развития двигательно-технического аппарата» [3, с. 85]. Тем самым данный вид учебной деятельности «интенсивно формирует двигательно-технический потенциал музыканта-исполнителя» [3, с. 83]. Следовательно, развитие навыков чтения с листа у студентов-музыкантов содействует повышению их музыкально-исполнительского уровня в целом. Здесь существует определенная взаимосвязь, поскольку владение данными навыками позволяет быстрее разбирать и в конечном счете быстрее выучивать программные музыкальные произведения. Это немаловажно также для будущей культурно-просветительской деятельности выпускников, и особенно для тех, кто решит посвятить себя профессии музыканта-исполнителя.
Вопросы формирования и развития навыков чтения с листа у учащихся-музыкантов поднимались многими зарубежными и отечественными педагогами и методистами. Высказывания о практической значимости для музыканта-исполнителя владеть данными навыками встречаются еще в методических руководствах ХУ11-ХУ111 вв. (Горчин, Ф. Э. Бах, Х. Шубарт, Ф. Куперен и др.). Так, Ф. Э. Бах в своем педагогическом трактате «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» (1753) писал: «Он должен одинаково легко играть во всех тональностях... читать с листа любое произведение, написанное как для его инструмента, так и для другого» [4, с. 41]. В Х1Х в. данные вопросы рассматривались также в основном в контексте обучения учащихся игре на музыкальных инструментах, и в особен-
ности применительно к обучению игре на фортепиано. Причем в этот период времени постепенно происходит понимание того, что чтение с листа для учащихся-музыкантов представляет определенную проблему. Поэтому она «становится не только осознаваемой, она начинает конкретизироваться практическими советами ведущих педагогов и концертирующих пианистов» [5, с. 4]. В ХХ в. и в текущем столетии вопросы формирования и развития навыков чтения с листа у учащихся-музыкантов поднимались в работах Г. Римана, Г. П. Прокофьева, А. П. Щапова, Б. Л. Яворского, Т. А. Беркман, Р. А. Верхолаз, Й. Гата, М. Э. Фейгина, Л. А. Баренбойма, Е. Беннета, Ф. Д. Брянской, С. Лоуренса, Л. Хэйвла, Г. М. Цыпина, К. Хермана, В. Кайльмана, Л. Моури, А. Д. Алексеева, Л. Веспреми, В. Г. Островской, И. Б. Серебровского, Л. И. Горелашвили, К. А. Цатуряна, В. П. Сраджева, Ю. А. Цагарелли, Р. И. Хорунжей и др. Особенно значительными с точки зрения практических рекомендаций являются фундаментальные диссертационные исследования разных лет, посвященные формированию и развитию навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста (Ф. Д. Брянская), особенностям визуального восприятия нотного текста и оперативной памяти пианиста в процессе чтения нот с листа (Л. И. Горелашвили), педагогическим основам освоения учащимися нового музыкального материала (К. А. Цатурян), психологическим особенностям чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами (Р. Ф. Сулейманов), обучению игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста (Т. И. Карачарова).
Таким образом, по вопросам формирования и развития навыков чтения с листа у учащихся-музыкантов имеется немало ценных разработок и рекомендаций учебно-методического и практического характера, на которые, безусловно, следует опираться при решении обозначенной проблемы. Однако, на взгляд авторов, решение проблемы развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педвуза зависит прежде всего от следующего ряда взаимосвязанных условий и факторов, оптимизирующих данный образовательный процесс.
Во-первых, в процессе музыкально-инструментальной подготовки чтению с листа необходимо уделять большее количество аудиторного времени на всех курсах обучения студентов-музыкантов в педвузе. Причем учебные занятия по чтению с листа должны быть регулярными и систематическими, поскольку именно это требование предопределяет развитие любого навыка. Ибо, как отмечает Г. М. Цыпин: «Короткие, эпизодические вспышки интереса к чтению нот, перемежающиеся длительными перерывами, как правило, бесплодны» [3, с. 95]. Здесь же следует сказать о специфике подбора учебного репертуара для чтения с листа. Репертуарные списки должны традиционно состоять из произведений композиторов разных эпох, стилей и жанров, но при этом включать и отдельные «оперные клавиры и фортепианные аранжировки симфонических, камерно-ансамблевых, вокальных произведений» [3, с. 88]. Кроме того, в репертуаре должны быть представлены различные ансамблевые произведения, например четырехручные фортепианные переложения и транскрипции, поскольку «ансамбль в силу своих особенностей требует от каждого из играющих предельной собранности, сосредоточенности, внимания, внутренней мобилизованности -в этом плане он может быть полезнее «одиночной» игры» [3, с. 89].
Во-вторых, важно учитывать, что чтение с листа как музыкально-исполнительская деятельность имеет свои характерные особенности. В музыкально-педагогической литературе приводятся различные трактовки понятия «чтение с листа» (или «игра с листа»). Однако, по мнению авторов, наиболее точно характеризуют специфику чтения с листа следующие авторы. Так, Л. И. Горелашвили определяет данный вид музыкально-исполнительской деятельности как «художественное исполнение по нотам незнакомого произведения,
постижение при первом же прочтении его характера, структуры, эмоционально-образного строя» [5, с. 2]. Ф. Д. Брянская, в свою очередь, характеризует его как «исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте» [6, с. 7]. К. А. Цатурян определяет понятие «чтение с листа» следующим образом: «Прочесть произведение с листа - значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи» [7, с. 130]. Как видно из вышеприведенных определений, данная музыкально-исполнительская деятельность носит четко выраженный творческий характер. Она, безусловно, обладает статусом художественной деятельности, поскольку характеризуется прежде всего ее художественно-интеллектуальная и эмоциональная направленность.
В-третьих, музыкально-исполнительский процесс чтения с листа следует делить на несколько этапов. Так, Р. Ф. Сулейманов разделяет его на три этапа. Первый этап - «восприятие нотной информации», который «осуществляется на сенсорно-перцептивном и пред-ставленческом уровнях». Второй этап - «переработка полученной информации», который «осуществляется на мыслительном уровне». Третий этап - «выдача обработанного материала исполнительным органам - мышцам рук, тела и др., которые непосредственно участвуют при игре на инструменте» [8]. К. А. Цатурян, в свою очередь, делит данный процесс на два этапа: «чтение без инструмента (внутренне-слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение-игра)» [7, с. 137]. Следовательно, процесс овладения студентами-музыкантами навыками чтения с листа следует также подразделять на соответствующие этапы. Кроме того, важно представлять и некую структуру навыков чтения с листа для их целенаправленного и эффективного развития. Здесь целесообразно обратиться к предложенным К. А. Цатурян условиям и приемам беглого чтения нот, каждый из которых, по существу, требует развития определенного навыка, а также может рассматриваться как составной элемент данной структуры. Так, с учетом обозначенных К. А. Цатурян четырех основных условий беглого чтения нот важными навыками музыкально-исполнительской деятельности чтения с листа являются навыки «распознавания носителей смысла, динамического мышления, безостановочного проигрывания, художественно-образного восприятия» [7, с. 137-138]. Далее на основе выделенных им основных приемов беглого чтения нот следует назвать важнейшие навыки музыкально-исполнительского процесса чтения с листа. Это навыки: «предварительного прочтения глазами, относительного чтения, обобщенного чтения, смысловой группировки нот, структурного чтения, упрощения фактуры, игры вслепую не глядя на руки, мысленного опережения» [7, с. 138-139]. Важно подчеркнуть, что развитие вышеперечисленных навыков у студентов-музыкантов во многом зависит от их музыкально-исполнительского уровня и, в частности, от свободы двигательно-технического аппарата, который обеспечивает «технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте» [5, с. 8]. Важную роль в этом играет «свободная ориентировка рук и пальцев на клавиатуре, которая не нуждается в постоянной поддержке зрением» [5, с. 8], а следовательно, и аппликатурная техника. Ее наличие особенно важно, поскольку «быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной техники, т. е. от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации» [5, с. 8].
В-четвертых, необходимо активизировать самостоятельные занятия студентов-музыкантов по чтению с листа. Представляется особенно важным, чтобы данному аспекту музыкально-инструментальной подготовки ежедневно уделялось время во внеаудиторной самостоятельной работе студентов-музыкантов. Так, А. Корто советовал ученикам распреде-
лять ежедневную работу следующим образом: «упражнения, этюды, пьесы, чтение с листа» [9, с. 231].
В-пятых, в процессе развития у студентов-музыкантов навыков чтения с листа важно регулярно выявлять уровни подготовки, достигнутые ими на определенном этапе обучения. Следовательно, было бы целесообразно осуществлять не только промежуточный, но и итоговый контроль, посредством введения чтения с листа в зачетные и экзаменационные требования по дисциплине «музыкальное инструментальное исполнительство». Следует заметить, что национальные традиции такого опыта были заложены еще во второй половине XIX столетия в консерваториях и музыкальных училищах Императорского Русского музыкального общества. Как свидетельствуют их учебные документы, чтение с листа было не только обязательным аспектом подготовки для учащихся всех специальностей, но и входило в экзаменационные требования, в том числе для получения дипломов и аттестатов [10, с. 6-11; 11, с. 28-32].
Важным фактором оптимизации данного образовательного процесса является также необходимость внедрения в образовательную программу бакалавриата студентов-музыкантов лекционно-практической дисциплины, главной целью которой являлось бы формирование у студентов-музыкантов системы знаний, умений и практического опыта по теории и методике чтения с листа, а также формирование готовности применять их в дальнейшей профессиональной деятельности. Основное содержание данной дисциплины было бы целесообразно направить на ознакомление студентов-музыкантов с закономерностями и принципами музыкально-исполнительской деятельности чтения с листа, этапами процесса чтения с листа и психологической структурой чтения нотного текста с листа, а также на освоение основных приемов беглого чтения нот и способов упрощения нотного текста.
Не менее важным фактором, содействующим оптимизации данного образовательного процесса, является и необходимость проведения для преподавателей вуза, осуществляющих музыкально-инструментальную подготовку студентов-музыкантов, соответствующих курсов повышения квалификации. В содержание данных курсов было бы целесообразно включить ознакомление с различными теоретическими и методическими концепциями процесса чтения с листа. Например, с точки зрения психофизиологических закономерностей (Л. И. Горелашвили, К. А. Цатурян, В. П. Сраджев и др.), практических приемов (П. Н. Бережанский и др.), взаимосвязи приемов чтения с листа с освоением нотной грамоты и формированием первоначальных навыков игры на фортепиано (Ф. Д. Брянская, Л. А. Баренбойм, В. В. Михелис и др.), психофизического единства двигательно-техниче-ского аппарата музыканта-исполнителя (О. Ф. Шульпяков), комплексного подхода к обучению чтению с листа (Ф. Д. Брянская), особенностей визуального восприятия нотного текста (Л. И. Горелашвили), художественно-творческого способа работы с незнакомым музыкальным материалом (К. А. Цатурян), многоканального управления моторикой пианиста в процессе чтения с листа (В. П. Сраджев).
Таким образом, чтение с листа является важным аспектом музыкально-инструментальной подготовки студентов-музыкантов в педвузе. Данный вид учебной деятельности формирует у студентов-музыкантов необходимые практико-ориентированные навыки, позволяющие им решать актуальные задачи в будущей профессиональной деятельности, а следовательно, быть наиболее востребованными специалистами на современном рынке труда. На взгляд авторов, при решении проблемы развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педвуза следует особо учитывать соответствующие данному аспекту подготовки условия организации образовательного процесса и самостоятельной работы студентов-музыкантов, специфику данного вида музыкально-исполнительской деятельности и особенности
музыкально-исполнительского процесса чтения с листа. Кроме того, представляются важными в решении проблемы и такие необходимые факторы оптимизации образовательного процесса, как введение чтения с листа в зачетные и экзаменационные требования по дисциплине «музыкальное инструментальное исполнительство», а также введение в образовательную программу бакалавриата студентов-музыкантов соответствующей лекционно-практической дисциплины и проведение соответствующих курсов повышения квалификации для преподавателей вуза.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование (уровень бакалавриата)"». URL: htpps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459 (дата обращения: 12.08.2017).
2. Карачарова Т. И. Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста: автореф. дис ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 26 с.
3. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.
4. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины Х1Х века): хрестоматия. Киев: Музична Укра1на, 1974. 165 с.
5. Попова К. А. Формирование и развитие навыка чтения нотного текста с листа в классе фортепиано // Концепт (Concept). 2015. № 6. С. 1-11. URL: http://e-koncept.ru/2015/15188htm (дата обращения: 25.09.2017).
6. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: Классика-ХХ1, 2005. 68 с.
7. Цатурян К. А. Чтение с листа // Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 126-140.
8. Сулейманов Р. Ф. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами: дис. ... канд. психолог. наук. СПб, 1995. URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19773.php (дата обращения: 01.10.2017).
9. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. 364 с.
10. Ныркова В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: история и методические принципы. М.: Музыка, 1988. 47 с.
11. Извлечение из инструкций музыкального училища киевского отделения Императорского Русского музыкального общества. Киев: Типография С. В. Кульженко, 1894. 32 с.
Жданов Игорь Вячеславович, кандидат педагогических наук, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.10.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-57-63
THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SIGHT READING SKILLS OF THE STUDENTS-MUSICIANS AT PEDAGOGICAL INSTITUTES
I. V. Zhdanov
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russian Federation
The author dwells on improving music and performance training of the students studying music at pedagogical institutes. A characteristic tendency of modern Russian higher education modernization is forming students' practical skills which are necessary to realize the tasks in their future professional activity. Teaching students is carried out so as to increase their professional employability. Practice-oriented character of modern educational process at pedagogical institutes makes Music and Instrumental Performance an important constituent
of the curriculum for bachelor's degree program in Music, sight reading being one of the aspects of this discipline. Taking into consideration modern requirements for training future specialists, the author figures out and proves the relevance of the problem of sight reading skills development with students studying music. As a result, essential conditions and factors were found out to optimize the educational process and to solve this problem in learning activity. Consequently the paper deals with conditions which are necessary for organization of educational process and students' independent work, with the specific character of this kind of music and performance activity and with the peculiarities of music and performance process of sight reading. Besides the author emphasizes the need to include sight reading in credit and exam requirements as well as advisability of introducing this lecture and seminar course into the curriculum and organizing career development courses for lecturers.
Key words: development, skills, sight reading, students studying music, educational process, music and instrumental training, conditions and factors, music and instrumental activity, music and performance process.
References
1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 dekabrya 2015 g. N 1426 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 "Pedagogicheskoye obrazovaniye (uroven'bakalavri-ata)" [Order of the Ministry of Education of Russia on December 4, 2015 No. 1426 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.01 Teacher education (undergraduate level)"] (in Russian). URL: htpps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459 (accessed 12 August 2017).
2. Karacharova T. I. Obucheniye igre s lista na osnove aktivizatsii tselostnogo protsessa vospriyatiya i ozvuchivaniya notnogo teksta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Teaching to play at sight on the basis of activation of the integral process of perception and vocalization of the note text: the author's abstract. Diss. cand. of ped. sci.]. Saint Petersburg, 2007. 26 p. (in Russian).
3. Tsypin G. M. Muzykal'no-ispolnitel'skoye iskusstvo: teoriya i praktika [Music and performing arts: theory and practice]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2001. 320 p. (in Russian).
4. Alekseev A. D. Iz istorii fortepiannoy pedagogiki. Rukovodstva po igre na klavishno-strunnykh instrumentakh (ot epokhi Vozro-zhdeniya do serediny XIX veka): khrestomatiya [From the history of piano pedagogy. Guides for playing key-string instruments (from the Renaissance to the mid-nineteenth century): reader]. Kiev, Muzichna Ukraina Publ., 1974. 165 p. (in Russian).
5. Popova K. A. Formirovaniye i razvitiye navyka chteniya notnogo teksta s lista v klasse fortepiano [Formation and development of the skill of reading a sheet music at sight in a piano class]. Koncept - Concept, 2015, no. 6, pp. 1-11 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2015/15188htm (accessed 25 September 2017).
6. Bryanskay F. D. Formirovaniye i razvitiye navyka igry s lista vpervyye gody obucheniya pianista [Formation and development of the skill of playing at sight in the first years of pianist training]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2005. 68 p. (in Russian).
7. Tsaturyan K. A. Chteniye s lista [Reading at sight]. Teoriya i metodika obucheniya igre na fortepiano: uchebnoye posobiye (dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Theory and methods of teaching piano playing. Textbook for students of pedagogical higher institutions]. Under the general editorship of A. G. Kauzova, A. I. Nikolayeva. Moscow, VLADOS Publ., 2001. Pp. 126140 (in Russian).
8. Suleymanov R. F. Psikhologicheskiye osobennosti chteniya s lista muzykal'nykh proizvedeniy muzykantami-instrumentalista-mi. Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological features of reading at sight of pieces of music by musicians-instrumentalists. Diss. cand. of psychol. sci.]. Saint Petersburg, 1995 (in Russian). URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19773.php (accessed 1 October 2017).
9. Korto A. O fortepiannom iskusstve [About piano art]. Moscow, Muzyka Publ., 1965. 364 p. (in Russian).
10. Nyrkova V. D. Kurs fortepiano dlya muzykantov raznykh spetsial'nostey: istoriya i metodicheskiye printsipy [Piano course for musicians of different specialties: history and methodical principles]. Moscow, Muzyka Publ., 1988. 47 p. (in Russian).
11. Izvlecheniye iz instruktsiy muzykal'nogo uchilishcha kiyevskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo ob-shchestva [Extract from the instructions of the Music School of the Kiev Branch of the Imperial Russian Musical Society]. Kiev, Tipografiya S. V. Kulzhenko Publ., 1894. 32 p. (in Russian).
Zhdanov I. V., Mordovian State Pedagogical Institute (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russian Federation, 430000). E-mail: [email protected]