КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ОВЛАДЕНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
М. С. Осеннева,
Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991
Аннотация. Объектом данного исследования является процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта, предметом - реализация кросскультурного подхода к освоению китайскими студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано (на примере опыта педагогов России, Великобритании и Соединённых Штатов Америки). Выбор стран обусловлен историческими особенностями влияния на модель музыкального образования Китая тенденций российского, американского образования и образования стран европейского блока. При рассмотрении этих методик в статье не только сопоставляются вариативные подходы в аспекте сравнительной педагогики, но и выявляются корреляция, взаимоотношение, взаимосвязь различных образовательных моделей, методов и методических приёмов освоения навыков чтения с листа на фортепиано с целью дальнейшей адаптации в собственной профессиональной деятельности студентов Китая. Значимое внимание в статье уделяется формированию комплекса профессиональных компетенций студентов: аналитических (умение анализировать учебный материал современных учебно-методических пособий, прогнозировать типичные ошибки обучающихся и находить возможные педагогические средства их коррекции); практических (готовность к адаптации общих и характерных принципов обучения чтению с листа в собственной деятельности); творческих (умения и навыки в нахождении альтернативных решений); коммуникативных (умение использовать наглядный материал, работать в группах, отстаивать собственную профессиональную позицию, убеждать оппонентов в позитивности предлагаемых методов); социальных (умение поддерживать дискуссию, аргументировать противоположное мнение); самоанализа (осознание и анализ мнения других и своего собственного в вопросах обучения чтению с листа на начальном этапе освоения фортепиано). Средством формирования указанных компетенций является комплекс образовательных технологий: case study, информационно-коммуникационных, проблемного обучения. Овладение китайскими студентами данными технологиями, по мнению автора статьи, открывает возможность диалога
167
в условиях тенденции глобализации современного образования в целом и музыкального образования в частности.
Ключевые слова: чтение с листа, начальный этап обучения игре на фортепиано, образовательные технологии, технология case study, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения.
CROSS-CULTURAL APPROACH TO LEARNING BY CHINESE STUDENTS OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE REINFORCEMENT OF THE INITIAL SKILLS OF READING FROM A SHEET IN THE CLASS OF PIANO
Marina S. Osenneva,
Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation,119991
168
Abstract. The object of this study is the process of professional training of a music teacher. The subject is the realization of a cross-cultural approach to learning the musical and pedagogical technologies by Chinese students in mastering the original skills of reading from a sheet in the piano class (based on the experience of teachers in Russia, Great Britain and the United States of America). The choice of countries is due to the historical peculiarities of the influence on the model of Chinese musical education of the trends of Russian, American education and the countries of the Western bloc. Considering the methods of Russian, British and American music educators, the article compares not only the variable approaches in the aspect of comparative pedagogy, but also reveals the correlation, interrelationship, interrelationship of various educational models, methods and methodologies in teaching reading from the sheet at the initial stage of mastering the piano for the purpose of further adaptation in their own professional activities of students in China. Significant attention in the article is given to the formation of a complex of professional competencies of students: analytical (the ability to analyze the educational material of modern teaching aids, to predict typical mistakes of students and to find possible pedagogical means for their correction); practical (readiness to adapt the general and characteristic principles of learning to read from a sheet in one's own activity); creative (creative skills and skills in finding alternative solutions); (the ability to use visual material and other media resources, work in groups, defend one's own professional position, convince opponents of the positivity of the proposed methods); social (ability to support discussion, to argue the opposite opinion); self-analysis (awareness and analysis of the opinions of others and one's own in matters of learning to read from the sheet at the initial stage of mastering the pianoforte). The means of formation of these competencies is a complex of educational technologies: case study, information-communication, problem-based learning, game activity. The acquisition of these technologies by Chinese students, in the opinion of the authors of the articles, opens the possibility
of a dialogue in the context of the tendency of the globalization of modern education, in general, and music education in particular.
Keywords: reading from the sheet, the initial stage of learning to play the piano, educational technology, case study technology, information and communication technology, problem-based learning technologies.
Введение
Педагоги-практики с сожалением отмечают, что всё реже встречаются музыканты, которые без напряжения читают нотные тексты любой сложности. В этой связи оснащению начального этапа обучения игре на фортепиано, формированию данного навыка уделяется пристальное внимание педагогов-музыкантов. Об этом свидетельствуют, например, издания российских авторов [1-10], а также педагогов-музыкантов других стран [1115]. Авторы указанных изданий солидарны в том, что чем более сознательно и быстро читает музыкант с листа, тем быстрее и легче формируется идеальный образ произведения и исполнительский план интерпретации. По данной проблеме имеются исследования [5; 16; 17], однако опыта её рассмотрения в аспекте сравнительной педагогики музыкального образования в настоящее время нет. Обозначенное противоречие обусловило интерес к выбранной теме и, в частности, к технологиям освоения китайскими студентами зарубежного опыта с целью последующей возможности адаптации его в своей профессиональной деятельности в Китае. Выбор стран объясним историческим влиянием на становление китайской модели музыкального образования России, США, стран западного блока. Данная особенность неоднократно отмечалась в исследованиях китайских педа-
гогов-музыкантов (Лю Цин [18], Ли Юе [19], Хуан Сяньюй [20] и др.).
Моделирование процесса освоения китайскими студентами музыкально-педагогических
технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано в контексте кросскультурного подхода
Предпосылкой становления кросскультурного подхода к освоению обучающимися музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано явился компаративистский метод исследований в аспекте сравнительной педагогики музыкального образования. Реализация данного подхода на занятиях с китайскими студентами в рамках дисциплины «Международное сотрудничество в сфере музыкального образования и искусства» была направлена на изучение методик российских, американских и британских педагогов-музыкантов, их сопоставление и выявление возможной корреляции (взаимоотношения, взаимосвязи) с целью дальнейшей адаптации китайскими студентами в их собственной профессиональной деятельности.
Исходной позицией в ходе проведения занятий являлась направленность процесса обучения на формирование у обучающихся следующего комплекса умений и навыков:
169
170
• аналитических (умение выявлять общее и особенное в сравнительном сопоставлении методических подходов к обучению в классе фортепиано чтению с листа в России, Великобритании и США, анализировать в данном ракурсе учебный материал современных учебно-методических пособий, прогнозировать типичные ошибки обучающихся на начальном этапе обучения данному виду исполнительской деятельности и находить возможные педагогические средства их коррекции);
• практических (готовность применять на практике осваиваемые авторские методики, а также адаптация в собственной деятельности принципов доступности, увлечённости, сознательности, системности в формировании у учащихся навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано);
• творческих (творческие навыки в нахождении альтернативных решений);
• коммуникативных (умение вести дискуссию, использовать наглядный материал, медиасредства, кооперироваться в группы, отстаивать собственную точку зрения, убеждать оппонентов в позитивности предлагаемых методов и методических приёмов);
• социальных (умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя);
• самоанализа (осознание и анализ мнения других и своего собственного в вопросах обучения чтению с листа на начальном этапе освоения фортепиано).
В качестве педагогического инструментария по овладению китайскими студентами данным комплек-
сом умений и навыков были применены следующие технологии: case study, проблемного обучения, личностно ориентированные, а также информационно-коммуникационные.
Необходимо подчеркнуть, что технология «кейсов» в образовательном процессе, направленном на освоение студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано, сочеталась с информационными технологиями, что позволяло актуализировать имеющиеся у них знания и активизировать их поисковую деятельность. Так, на этапе сбора информации использовались различные источники, основанные на современных коммуникациях, таких, например, как интернет-ресурсы Sight Reading Mastery [12], The Sight Reading Project [13], Piano Music Sight-Reading Practice [14], а также сайты ГБОУ ДОД ДШИ [21; 22]; ДМШ [23] Российской Федерации.
Освоение технологии case study осуществлялось в соответствии с тремя выделенными нами этапами:
1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (полиграфическими изданиями по чтению с листа российских, американских и британских авторов);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и её решений (в аспекте сравнительной педагогики России, Великобритании и США, а также возможной адаптации идей российских, американских и британских педагогов в сфере обучения игре на фортепиано в Китае);
3) презентация и экспертиза учебно-методических материалов по чтению с листа российских, американских и британских педагогов-музыкан-
тов как результатов работы малых групп на общей дискуссии с целью выявления общего и особенного в аспекте сравнительной педагогики.
Технология проблемного обучения на занятиях была направлена на формирование умений обучающихся самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве. С этой целью на каждом занятии студентам предлагался список литературы, в том числе интернет-источники.
Реализация личностно ориентированных технологий заключалась в смене векторов в содержании и организации занятий: от обучения как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жёстко регламентированного) к учению как индивидуальной деятельности, её коррекции и педагогической поддержки [24-26].
Апробация разработанной модели освоения китайскими студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано в контексте кросскультурного подхода предполагала проведение ряда занятий по следующей тематике: «Чтение с листа на фортепиано: начальный этап. Методические рекомендации педагогов-музыкантов РФ», «Методические рекомендации по обучению чтению с листа педагогов-музыкантов Великобритании и США», «Сравнительная характеристика методических подходов педагогов-музыкантов России, Великобритании и США к обучению чтению с листа».
Цель занятий конкретизировалась блоком задач:
• образовательных: становление знаний об учебно-методическом оснащении процесса формирования навы-
ков чтения с листа на фортепиано на начальном этапе (методики Т. Смирновой, Т. Камаевой и А. Камаева, П. Харриса и др.);
• воспитательных, воспитание интереса студентов к сравнительной педагогике в области музыкального образования;
• развивающих. развитие аналитических, практических, творческих, коммуникативных компетенций посредством технологии case study.
Содержание практических занятий было разработано с учётом значимости деятельно-практического формата освоения студентами знаний, умений и навыков.
Предварительно был подготовлен дидактический материал - электронный ресурс, содержащий опорные конспекты лекций и нотное приложение из хрестоматийного материала. Назначением дидактического материала рассматривалась адаптация студентами текста лекции с помощью русско-китайского словаря в условиях самостоятельной работы, а также практико-ориентированная направленность освоения теоретического материала.
Электронный ресурс содержал также список литературы, что потенциально позволяло реализовать в обучении дифференцированный подход в подготовке педагогов-музыкантов на уровнях прикладного и академического бакалавриата. В список литературы были включены авторские сборники по обучению игре на фортепиано российских, американских и британских авторов. Знакомясь с рекомендуемыми изданиями, китайские студенты за время освоения курса занятий разрабатывали примерный список произведений для чтения с листа на начальном этапе обучения учащихся в Китае игре на фортепиано.
171
172
Осваивая авторские методики, обучающиеся рассматривали на занятиях различные проблемы, например процесс освоения начинающими музыкантами нотной графики. Алгоритм изучения опыта российских коллег предполагал знакомство с методическими рекомендациями, а затем разработку студентами дидактических материалов для младших школьников. Так, в результате освоения методики «Музыкальный алфавит» Т. Камаевой и А. Камаева [5] студентами был сделан вывод о необходимости педагога прогнозировать возможные трудности, заключающиеся в умении отличать поступенное движение от скачкообразного при чтении нот с листа, и преодолевать их с помощью карточек для игры в «Лото». Каждая из карточек фиксировала поступенное движение, движение через ступень, через две ступени и имела название, сориентированное на наглядно-образное мышление детей младшего школьного возраста: «нанизанные бусы», «шаги великана», «снеговики» и т. д. [5; 9].
Другой важной проблемой являлось рассмотрение затруднений учащихся при чтении одновременно двух ключей. С этой целью китайским студентам была предложена методика российских педагогов «Цветовые превращения» [5], с которой они ознакомились при работе с электронным ресурсом, содержащим опорный конспект для освоения этой методики. В качестве идеального образца авторами методики предлагалось вообразить дерево. По их мнению, аналогия с деревом - хорошая цветовая опора для понимания нотного стана, поскольку дерево отражает единство нотной системы, суть расположения звуков по регистрам. «Корни дере-
вьев» - это звуки басового регистра. Средний регистр - это «ветки и листья». Высокий - «птицы» (верхние добавочные линейки) [Там же].
Осваивая данную методику, студенты при работе с репертуаром издания Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа. Игровой курс» [Там же] разработали дидактические карточки, раскрасив линейки скрипичного и басового ключей в контрастные цвета.
Электронный ресурс содержал также опорные конспекты для освоения методик американских и британских педагогов. Особенный интерес у китайских студентов вызвала методика "Stars ", в которой предлагалось использовать метод STARS, чтобы обучающимся было легче запомнить, на что обратить внимание перед тем, как начать играть с листа новое произведение:
• S = (Ключ)
• T = Темп
• A = Альтерации (диезы и бемоли)
• R = Ритм
• S = Стиль [15].
Анализируя опыт педагогов-музыкантов Великобритании и США, китайские студенты отметили также значение психологического сопровождения в формировании у ребёнка навыков чтения с листа: «Не критикуйте себя и своё умение читать с листа, - пишет Evan R. Murphy, - помните, что вы просто пытаетесь улучшить навык чтения с листа. Практика включает в себя не только постоянную игру (не останавливайтесь, если вы хотите улучшить её качество), но и ваш настрой. Если вы сердитесь на себя и преуменьшаете свои способности, вам будет сложнее достичь цели. Улыбнитесь и играйте с целью научиться» [Там же].
Ещё одним из дидактических материалов, освоение которых было вклю-
чено в содержание занятий, стали задания из сборника "Improve your sight reading", разработанного П. Харрисом [11]. Следуя алгоритму, заданному автором, сначала предлагается отрабатывать навыки чтения ритмических рисунков при одновременной фиксации метра. Звуковысотность на данном этапе отсутствует. После этого, инициируя процесс работы на уроке с ребёнком, следует переходить к чтению с листа мелодических упражнений.
После знакомства с приведённым в сборнике комплексом заданий студентам было предложено проанализировать их. Начинающие педагоги-музыканты отметили, что предлагаемые П. Харрисом ритмические рисунки на каждом из уровней сложностей (stage) направлены на формирование осознанного восприятия определённых ритмических фигур и ритмических трудностей. Например, исполнения синкоп. Также внимание студентов было обращено на то, что,
• ввиду определённой сложности в координации умений чтения ребёнком одновременно басового и скрипичного ключей, на начальном этапе предлагается поочерёдность чтения фрагментов в том или ином ключе;
• на начальном этапе ребёнку предлагается закрепить изучаемые ритмические фигуры в упражнениях, написанных в различных размерах, но в одной тональности.
Сравнив подходы по формированию навыков чтения с листа в России, Великобритании и США, студенты сделали следующие выводы о наличии общих методических установок и характерных особенностей,
1. Чтение с листа не является основным, ведущим предметом комплекса музыкально-образовательных
дисциплин образовательных программ «Фортепиано» в России, Великобритании и США, однако эта форма занятий имеет важное значение как один из факторов, стимулирующих стремление учащихся к инструментальному музицированию.
2. Целью программ по чтению с листа российских педагогов-музыкантов и методик современных американских и британских изданий является создание комфортных условий для формирования устойчивого интереса к музицированию посредством формирования и развития у учащихся навыков быстрого, грамотного, самостоятельного прочтения и воспроизведения нотного текста.
3. Рабочие программы российских педагогов-музыкантов и учебно-методическое оснащение дисциплины «Чтение с листа» в России, Великобритании и США направлены на решение ряда задач:
а) образовательных:
• накопление опыта восприятия и воспроизведения нотного текста;
• формирование навыка игры с листа и освоение нотной графики;
• освоение ритмической графики, формирование навыка чтения ритмических формул;
• освоение высотной графики, формирование навыка чтения горизонтальных комплексов (гаммы, арпеджио, мелизмы).
• формирование двигательных умений, необходимых для чтения с листа («слепое» ориентирование на клавиатуре, развитие основ аппликатурной техники);
б) развивающих:
• обучение техникой восприятия и воспроизведения нотного текста;
• развитие техники ускоренного восприятия нотного текста (быстрота
173
174
охвата крупных фрагментов нотного текста, практическое освоение закономерностей музыкального синтаксиса);
• формирование комплекса действий в процессе игры с листа;
в) воспитательных:
• расширение музыкального кругозора;
• создание возможности самостоятельного общения с музыкальными произведениями.
4. Общим в методиках обучения чтению с листа педагогов-музыкантов России, Великобритании и США являются:
а) дидактические принципы:
• строгая последовательность в овладении знаниями, умениями, навыками;
• постепенное усложнение материала;
• индивидуальный подход к каждому ученику;
б) критерии оценки:
• степень быстроты осознания текста;
• проникновение в художественный образ произведения;
• грамотность и точность прочтения текста.
5. Отличительными особенностями российской, американской и британской систем являются:
• в России: взаимодополнение различных форм музицирования, в Великобритании и США - самодостаточность сольной формы;
• в России - приоритет ассоциативного подхода, что нашло отражение в названиях упражнений «Музыкальный алфавит», «Бусы», «Снеговик» и т. д.; в Великобритании и США - приоритет «сознательных умственных действий» музыканта-исполнителя на начальном этапе формиро-
вания двигательно-моторных умений и навыков: зрительный обзор и умственная дешифровка ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осмысление структурной логики и построение гипотезы о её продолжении;
• в России для формирования и развития навыков учащихся в чтении с листа разработаны полиграфические издания, в Великобритании и США - полиграфические и мультимедийные, позволяющие ученику услышать звучание того или иного музыкального произведения и соотнести его с собственной интерпретацией.
Заключение
Теоретическая разработка проблемы адаптации кросскультурного подхода применительно к овладению будущими педагогами-музыкантами технологиями обучения чтению с листа и его апробация в работе с китайскими студентами показали, что логичной и оправданной является следующая очерёдность рассмотрения авторских методик: Россия, Великобритания, США. Это объяснимо с позиции особенностей обучения китайских студентов в России, что делает возможным доступ к различного рода литературе по вопросам фортепианной методики в библиотечных фондах, освоение методов и методических приёмов российской фортепианной школы в условиях практических занятий.
Между тем в условиях глобализации образования ограничиться опытом только российских педагогов было бы неправомерно. Поэтому знакомство с авторскими методиками по обучению чтению с листа в России сопровождалось сравнительным анализом авторских методик педагогов-музыкан-
тов Великобритании и США на уровнях постановки цели, задач, определения методов и содержания работы.
Кросскультурный подход, предполагающий не только сопоставление, но и возможность взаимообогащения китайской модели музыкального образования опытом российских, американских и британских коллег, позволил китайским студентам сделать ряд выводов:
1. Исходя из единого понимания педагогами-музыкантами различных стран комплекса фортепианных навыков технологического характера, операций музыкального мышления: анализа, сравнения, обобщения; значимости развития внутреннего слуха; быстроты реакции; способности к волевому усилию; единства технических и выразительных задач, при разработке учебников и хрестоматий по чтению с листа в Китае необходимо рассматривать направленность учебного материала на формирование:
• умения узнавать в тексте и осознавать внутренне собственным «предслышанием» изученные ритмические формулы;
• ощущения единой ритмической пульсации, чувства метра с опорой на сильные доли, устремления к непрерывности читаемого текста;
• умения группировать ноты, объединять их по смыслу;
• способности осознавать подобные (похожие) интонации: восходящее движение, нисходящее, арпеджи-рованное; опевание звука и др.;
• умения применять в чтении с листа аппликатурные формулы гамм, арпеджио, аккордов;
• способности осознавать сходство и различие мотивов, фраз, тождественность;
• способности понимать художественный образ произведения, роль динамики и агогических изменений.
2. Хрестоматийным материалом китайских сборников по чтению с листа могут стать:
а) специальные упражнения на развитие визуального восприятия нотного текста и моторно-двигатель-ной способности начинающего пианиста. Комплексный характер подобных заданий должен быть направлен на формирование следующих осознанных умений и навыков:
• ориентироваться в тональностях;
• исполнять разнообразные ритмические фигуры;
• визуально охватывать формы в целом;
• следовать авторским указаниям в обозначении аппликатуры, фразировки, динамики, штрихов, агогиче-ских изменений;
б) исполнять музыкальные произведения (народные песни, произведения композиторов-классиков, адаптированные для младшего школьного возраста), предназначенные для сольной и ансамблевой форм исполнительства;
в) использовать методические рекомендации, помогающие ребёнку избежать потактового принципа восприятия нотного текста, замедленного и повторного воспроизведения отдельных фрагментов, а также мотивирующие его к освоению данного вида фортепианного исполнительства;
• применять дидактические материалы игрового характера, направленные на формирование быстроты осознания текста и автоматизации перевода знаковых символов (нот) в движения рук;
• использовать аудиоматериалы для самоконтроля и самооценки.
175
3. Кросскультурный подход к методике музыкального образования открывает путь к диалогу и пониманию возможностей творческого развития
детей в условиях тенденции к глобализации современного образовательного пространства в целом и музыкального сообщества в частности.
Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.
This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).
176
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабичева, Т. А. Нотки-клавиши. Песенки, упражнения и ансамбли для начинающих пианистов [Ноты] / Т. А. Бабичева. - Новосибирск : Окарина, 2007. - 48 с.
2. Барсукова, С. А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ [Ноты] / С. А. Барсукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 80 с.
3. Баренбойм, Л., Брянская, Ф., Перуно-ва, Н. Путь к музицированию [Текст] / Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова. -Л. : Советский композитор, 1980. - 184 с.
4. Геталова, О., Визная, И. В музыку с радостью [Текст] / О. Геталова, И. Визная. -СПб. : Композитор, 2007. - 176 с.
5. Камаева, Т., Камаев, А. Чтение с листа. Игровой курс [Текст] / Т. Камаева, А. Ка-маев. - М. : Классика-ХХ1, 2007. - 98 с.
6. Коропькова, И. Первые шаги маленького пианиста [Текст] / И. Королькова. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 72 с.
7. Лещинская, И. М., Пороцкий, В. Б. Малыш за роялем [Текст] : учебное пособие / И. М. Лещинская, В. Б. Пороцкий. - 2-е изд. - М. : Советский композитор, 1989. -112 с.
8. Минина, Н. Давайте поиграем [Текст] / Н. Минина. - М. : Композитор, 1993. - 32 с.
9. Смирнова, Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст] : Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации / Т. И. Смирнова. -М. : РИФ «Крипто-логос», 1992. - 56 с.
10. Юдовина-Гальперина, Т. Б. За роялем без слёз, или Я - детский педагог [Текст] : Методическое пособие для преподавателей / Т. Б. Юдовина-Гальперина. - СПб. : Союз художников, 1993. - 192 с.
11. Harris, P. Improve your sight-reading! A workbook for examinations. Piano. Grade 1. - London : Faber music, 1993. - 33 p.
12. Master Sight Reading with Real Music [Электронный ресурс]. - URL: http:// sightreadingmastery.com (дата обращения: 15.11.2017).
13. The Sight Reading Project [Электронный ресурс]. - URL: http://thesightreadingprojec t.com (дата обращения: 06.11.2017).
14. Piano Music Sight Reading Practice Help [Электронный ресурс]. - URL: http:// sightreadingpractice.com/cgi-bin/index.cgi (дата обращения: 06.11.2017).
15. Как практиковать чтение нот с листа [Электронный ресурс]. - URL: http:// ru.wikihow. com.%D0%BF%D1%80% (дата обращения: 15.11.2017).
16. Брянская, Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф. Д. Брянская. - М. : Классика-XXI, 2005. - 68 с.
17. Николаев, Л. Очерки по методике обучения на фортепиано [Текст] / Л. Николаев. -Вып. 1. - М. ; Л. : Музгиз, 1950. - 218 с.
18. Лю, Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Лю Цин. -СПб., 2009. - 154 с. : ил.
19. Ли, Юе. Китайское музыкальное образование в XX веке и его состояние на рубе-
же XX-XXI веков [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/kitayskoe-muzykalnoe-obrazovanie-v-hh-veke-i-ego-sostoyanie-na-rubezhe-hh-hhi-vekov (дата обращения: 15.01.2018).
20. Хуан, Сяньюй. Система музыкального образования в Китае [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistema-muzykalnogo-obrazovani ya-v-kitae (дата обращения: 15.11.2017).
21. Официальный сайт ГБУДО г. Москвы «ДШИ имени М. А. Балакирева» [Электронный ресурс]. - URL: http://balakirev. arts.mos.ru (дата обращения: 06.11.2017).
22. Официальный сайт ГБУДО «ДШИ имени Н. Г. Рубинштейна» [Электронный ресурс]. - URL: http://rubinstein.music.mos.ru/ gallery/32600 (дата обращения: 06.11.2017).
23. Официальный сайт ГБУДО «ДМШ имени Р. М. Глиэра» [Электронный ресурс]. -URL: http://glier.music.mos.ru (дата обращения: 06.11.2017).
24. Селевко, Г. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. Селевко. -М. : Народное образование, 2005. - 556 с.
25. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. - 432 с.
26. Буланова-Топоркова, М., Духанева, А., Ку-кушин, Ю., Сучков, Г. Педагогические технологии [Текст] / М. Буланова-Топоркова, А. Духанева, Ю. Кукушин, Г. Сучков. - М. : ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
REFERENCES
1. Babicheva, T. A. Notki-klavishi. Pesenki, up-razhneniya i ansambli dlya nachinayushchikh pianistov [Notki-keys. Songs, exercises and ensembles for novice pianists]. Novosibirsk: Okarina Publ., 2007. 48 p. (in Russian).
2. Barsukova S. A. Pora igrat', malysh! Dlya uchashchikhsya podgotovitel'nogo i pervogo klassov DMSH [It's time to play, baby! For the students of the preparatory and first class of music school]. Rostov n/D: Feniks Publ., 2007. 80 p. (in Russian).
3. Barenbojm L., Bryanskaya F., Perunova N. Put' k muzitsirovaniyu [The way to music making]. Leningrad: Sovetskij kompozitor Publ., 1980. 184 p. (in Russian).
4. Getalova O., Viznaya I. Vmuzyku s radost'yu [To music with joy]. St. Petersburg: Kom-pozitor Publ., 2007. 176 p. (in Russian).
5. Kamaeva T., Kamaev A. Chtenie s lista. Igrovoj kurs [Reading from the sheet. Game course]. Moscow: Klassika-XXI Publ., 2007. 98 p. (in Russian).
6. Korol'kova I. Pervye shagi malen'kogopiani-sta [The first steps of a small pianist]. Rostov n/D: Feniks Publ., 2014. 72 p. (in Russian).
7. Leshchinskaya I. M., Porotskij V. B. Malysh za royalem [Baby at the piano]. 2nd ed. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 1989. 112 p. (in Russian).
8. Minina N. Davajte poigraem [Let's play]. Moscow: Kompozitor Publ., 1993. 32 p. (in Russian).
9. Smirnova T. I. Fortepiano. Intensivnyj kurs. Posobie dlyaprepodavatelej, detej i roditelej. Metodicheskie rekomendatsii [Piano. Intensive course. A manual for teachers, children and parents. Methodical recommendations]. Moscow: RIF "Kripto-logos" Publ., 1992. 56 . (in Russian).
10. Yudovina-Gal'perina T. B. Za royalem bez slez, ili Ya - detskij pedagog [At the piano without tears, or I am the children's teacher]. St. Petersburg: Soyuz khudozhnikov Publ., 1993. 192 p. (in Russian).
11. Harris P. Improve your sight-reading! A workbook for examinations. Piano. Grade 1. London: Faber music, 1993. 33 p.
12. Master Sight Reading with Real Music. Available at: http://sightreadingmastery.com (accessed: 15 November 2017).
13. The Sight Reading Project. Available at: http://thesightreadingproject.com (accessed: 6 November 2017).
14. Piano Music Sight Reading Practice Help. Available at: http://sightreadingpractice.com/ cgi-bin/index.cgi (accessed: 6 November 2017).
15. Kakpraktikovat' chtenie not s lista [Practice reading sheet music]. Available at: http://ru. wikihow.com.%D0%BF%D1%80% (accessed: 15 November 2017).
16. Bryanskaya F. D. Formirovanie i razvitie na-vyka igry s lista v pervye gody obucheniya pianista [Formation and development of skills of playing from the sheet in the first years of training pianist]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 68 p. (in Russian).
177
17. Nikolaev L. Ocherki po metodike obucheniya na fortepiano [Essays on the methods of learning the piano]. Issue 1. Moscow: Leningrad: Muzgiz Publ., 1950. 218 p. (in Russian).
18. Liu Qing. Vysshee muzykal'no-peda-gogicheskoe obrazovanie v sovremennom Kitae [Higher musical and pedagogical education in modern China]. PhD dissertation (Pedagogy). St. Petersburg, 2009. 154 p. (in Russian).
19. Lee Yue. Kitajskoe muzykal'noe obrazovanie v XX veke i ego sostoyanie na rubezhe XX-XXI vekov [Chinese music education in the XX century and its state at the turn of XX-XXI centuries]. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/kitayskoe-muzyk alnoe-obrazovanie-v-hh-veke-i-ego-sostoya-nie-na-rubezhe-hh-hhi-vekov (accessed: 15 January 2018). (in Russian).
20. Juan Xianyu. Sistema muzykal'nogo obra-zovaniya v Kitae [The system of music education in China]. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/si stema-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kitae (accessed: 15 November 2017) (in Russian).
21. Ofitsial'nyj sajt GBUDO g. Moskvy "DShI imeni M. A. Balakireva" [The official website of SBI to the city of Moscow, "DShI
named after M. A. Balakirev"]. Available at: http://balakirev.arts.mos.ru (accessed: 6 November 2017) (in Russian).
22. Ofitsial'nyj sajt GBUDO "DShI imeni N. G. Ru-binshtejna" [Official site GBOU DOD "DShI named after N. D. Rubinstein"]. Available at: http://rubinstein.music.mos.ru/gallery/32600 (accessed: 6 November 2017) (in Russian).
23. Ofitsial'nyj sajt GBUDO "DMSh imeni R. M. Gliera" [Official site BODOG "Music school named after R. M. Glier"]. Available at: http://glier.music.mos.ru (accessed: 6 November 2017).
24. Selevko G. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologij [Encyclopedia of educational technologies]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 2005. 556 p. (in Russian).
25. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technology]. Group of authors. Under the editorship of N. V. Bor-dovskaya. Moscow: Knorus Publ., 2010. 432 p. (in Russian).
26. Bulanova-Toporkova M., Dukhaneva A., Kukushin Yu., Suchkov G. Pedagogicheskie tekhnologii [Educational technology]. Moscow: IKTS "MarT" Publ., 2004. 336 p. (in Russian).
178
Статья поступила в редакцию 02.02.2018. The article was received on 02.02.2018.
Осеннева Марина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования МПГУ e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
Marina S. Osenneva, PhD of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education, Associate Professor e-mail: [email protected]
Moscow Pedagogical State University (MSPU),
Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991