Научная статья на тему 'Педагогические условия изучения фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий студентами китайской Народной Республики'

Педагогические условия изучения фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий студентами китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФОРТЕПИАННЫЕ ШКОЛЫ РОССИИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ / ПАРАДИГМАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / PEDAGOGICAL EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / PIANO SCHOOLS IN RUSSIA / CIVILIZATION / PARADIGM AND PEDAGOGICAL / BASED ON PRACTICE / CROSS-CULTURAL / COMPETENCE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осеннева Марина Степановна, Кэ Мейли

Объектом данного исследования является процесс профессиональной подготовки студентов образовательной программы 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (для иностранных обучающихся), предметом выявление педагогических условий изучения китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий. К таким условиям авторы относят, во-первых, учёт возможных сложностей, связанных с пониманием обучающимися русскоязычных текстов первоисточников методических пособий по вопросам фортепианной педагогики видных музыкантов России данного исторического периода, что предполагает разработку учебно-методического сопровождения (электронного образовательного ресурса, содержащего опорные конспекты с использованием русско-китайского и китайско-русского перевода; иллюстративный материал: фото, ноты, аудиои видеофайлы; тестовые задания для самопроверки). Вторым условием является компетентностная направленность освоения будущими музыкантами-педагогами учебного материала на становление ряда профессиональных навыков: аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных, рефлексивных. В статье дана краткая характеристика концептуальных подходов к определению содержания и организации процесса изучения китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий: интонационного, парадигмально-педагогического, цивилизационного, практико-центрического, кросскультурного, а также рассматриваются теоретикометодические установки, положенные в их основание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осеннева Марина Степановна, Кэ Мейли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDY OF RUSSIAN PIANO SCHOOLS AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES BY CHINESE STUDENTS

Object of this research is process of vocational training of students of the educational program 44.03.01 Pedagogical education, “Music” (for foreign students). A subject is the identification of pedagogical conditions of studying by the Chinese students of Russian piano schools at a turn of the XIX-XX centuries: accounting of the possible difficulties connected with understanding of Russian language texts of primary sources methodical grants concerning piano pedagogics of prominent musicians of Russia that assumes development of educational and methodical maintenance (the electronic educational resource containing basic abstracts with use Russian-Chinese and Chinese-Russian translation; illustrative material: photo, notes, audio and video files; test tasks for selfexamination); competence orientation of development of a training material for the purpose of formation of a number of professional skills: analytical (readiness to reveal the common and special features of the Moscow and St. Petersburg piano schools, to select essential information in studying of primary sources (methodical works of teachers-pianists “A new formula” of V.I. Safonov, etc.); practical (readiness for application in student teaching of methodical recommendations of the famous representatives of the Moscow piano school: K.N. Igumnov, A.B. Goldenveyzer and St. Petersburg: T.O. Leshetitsky, A.N. Yesipova); creative (readiness for use of the theory of piano performance of prominent representatives of the Russian music schools of Moscow and St. Petersburg in own creative activity, and in particular, in work on piano works by the Russian composers); communicative (readiness to conduct a discussion in discussion of relevance of methodical approaches of the brightest representatives of piano schools of Russia at a turn of the XIX-XX centuries in modern piano pedagogics of Russia and China); social (ability to listen, support in a discussion or to reason opposite opinion of fellow students in discussion of the art and performing principles of the brightest representatives of piano schools of Russia of the considered historical period, and in particular, S.V. Rachmaninov, A.N. Scriabin); reflexive (understanding and the analysis of the professional position in relation to a role of piano schools of Russia at a turn of the XIXXX centuries in the world community of teachers-musicians of the past and the present). For this purpose in article conceptual approaches to the organization of process of studying by the Chinese students of piano schools of Russia at a turn of the XIX-XX centuries and theoretical and methodical bases of contents and the organization of educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия изучения фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий студентами китайской Народной Республики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ШКОЛ РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ СТОЛЕТИЙ СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

М. С. Осеннева,

Кэ Мейли*,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991

Аннотация. Объектом данного исследования является процесс профессиональной подготовки студентов образовательной программы 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка») (для иностранных обучающихся), предметом - выявление педагогических условий изучения китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий. К таким условиям авторы относят, во-первых, учёт возможных сложностей, связанных с пониманием обучающимися русскоязычных текстов первоисточников - методических пособий по вопросам фортепианной педагогики видных музыкантов России данного исторического периода, что предполагает разработку учебно-методического сопровождения (электронного образовательного ресурса, содержащего опорные конспекты с использованием русско-китайского и китайско-русского перевода; иллюстративный материал: фото, ноты, 156 аудио- и видеофайлы; тестовые задания для самопроверки). Вторым условием является компетентностная направленность освоения будущими музыкантами-педагогами учебного материала на становление ряда профессиональных навыков: аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных, рефлексивных. В статье дана краткая характеристика концептуальных подходов к определению содержания и организации процесса изучения китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий: интонационного, парадигмально-педагогического, цивилизационного, практико-цен-трического, кросскультурного, а также рассматриваются теоретико-методические установки, положенные в их основание.

Ключевые слова: педагогическое образование, иностранные обучающиеся, фортепианные школы России, цивилизационный, парадигмаль-но-педагогический, практико-ориентированный, кросскультурный, компетентностный подходы.

Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент М. С. Осеннева.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDY OF RUSSIAN PIANO SCHOOLS AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES BY CHINESE STUDENTS

Marina S. Osenneva,

Ke Meili*,

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation,119991

Abstract. Object of this research is process of vocational training of students of the educational program 44.03.01 Pedagogical education, "Music" (for foreign students). A subject is the identification of pedagogical conditions of studying by the Chinese students of Russian piano schools at a turn of the XIX-XX centuries: accounting of the possible difficulties connected with understanding of Russian language texts of primary sources - methodical grants concerning piano pedagogics of prominent musicians of Russia that assumes development of educational and methodical maintenance (the electronic educational resource containing basic abstracts with use Russian-Chinese and Chinese-Russian translation; illustrative material: photo, notes, audio and video files; test tasks for self-examination); competence orientation of development of a training material for the purpose of formation of a number of professional skills: analytical (readiness to reveal the common and special features of the Moscow and St. Petersburg piano schools, to select essential information in studying of primary sources (methodical works of teachers-pianists - "A new formula" of V. I. Safonov, etc.); practical (readiness for application in student teaching of methodical recommendations of the famous representatives of the Moscow piano school: K. N. Igumnov, A. B. Goldenveyzer and St. Petersburg: T. O. Leshetitsky, A. N. Yesipova); creative (readiness for use of the theory of piano performance of prominent representatives of the Russian music schools of Moscow and St. Petersburg in own creative activity, and in particular, in work on piano works by the Russian composers); communicative (readiness to conduct a discussion in discussion of relevance of methodical approaches of the brightest representatives of piano schools of Russia at a turn of the XIX-XX centuries in modern piano pedagogics of Russia and China); social (ability to listen, support in a discussion or to reason opposite opinion of fellow students in discussion of the art and performing principles of the brightest representatives of piano schools of Russia of the considered historical period, and in particular, S. V. Rachmani-nov, A. N. Scriabin); reflexive (understanding and the analysis of the professional position in relation to a role of piano schools of Russia at a turn of the XIX-XX centuries in the world community of teachers-musicians of the past and

157

* Scientific supervisor — PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor M. S. Osenneva. 2 / 2018 Музыкальное искусство и образование

the present). For this purpose in article conceptual approaches to the organization of process of studying by the Chinese students of piano schools of Russia at a turn of the XIX-XX centuries and theoretical and methodical bases of contents and the organization of educational process are considered.

Keywords: pedagogical education, foreign students, piano schools in Russia, civilization, paradigm and pedagogical, based on practice, cross-cultural, competence approaches.

158

Постановка проблемы и её актуальность

Профессиональная подготовка китайских студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование», профилю «Музыка» (для иностранных обучающихся), предполагает комплекс дисциплин, направленных на формирование представлений о возможностях международного сотрудничества в сфере музыкального образования и культуры, а также готовности будущего учителя музыки Китайской Народной Республики к адаптации опыта российских педагогов-музыкантов в собственной профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Решение подобной задачи включает, в частности, историко-педагогический аспект рассмотрения проблемы. В этой связи знакомство китайских студентов с современными методиками обучения игре на музыкальном инструменте российских авторов начинается с осмысления сущности понятия «фортепианные школы России» на различных этапах их эволюции, в том числе на рубеже XIX—XX столетий.

Характерные методические подходы и исполнительские принципы фортепианных школ России рассмотрены в исследованиях многих музыковедов - Д. А. Алексеева [1], Л. А. Баренбойма [2], В. А. Натансо-

на [3], А. А. Николаева [4], Л. В. Николаева [5], С. Я. Майкапара [6] и др. Причём интерес к методическим подходам известных представителей фортепианных школ России проявляли исследователи и других стран. Общеизвестен факт, что, например, «Новая формула» В. И. Сафонова [7] была издана, кроме русского, ещё на девяти языках мира (английском, голландском, датском, испанском, итальянском, немецком, финском, французском и шведском) [8], тогда как на китайский язык методические пособия известных педагогов и пианистов России не переведены. При этом методические рекомендации, разработанные представителями российских фортепианных школ, по-прежнему актуальны и до сих пор широко используются в мировой исполнительской практике.

Обозначенное противоречие обусловливает актуальность выявления педагогических условий изучения китайскими студентами фортепианных школ России рубежа XIX-XX столетий. Проведённое теоретическое исследование проблемы показало, что к таким условиям следует отнести:

1) учёт возможных сложностей, связанных с пониманием китайскими студентами текстов первоисточников - методических пособий по вопросам фортепианной педагогики вид-

ных музыкантов России, что предполагает разработку учебно-методического сопровождения: электронный образовательный ресурс, содержащий опорные конспекты с использованием русско-китайского и китайско-русского переводов; иллюстративный материал (фото, ноты, аудио- и видеофайлы); тестовые задания для самопроверки;

2) компетентностную направленность освоения китайскими студентами учебного материала с целью становления ряда профессиональных навыков:

• аналитических (умение выявлять общие и особенные черты московской и петербургской фортепианных школ, выделять существенную информацию при изучении первоисточников, таких, например, как «Новая формула» В. И. Сафонова [7] и др.);

• практических (использование в педагогической практике методических рекомендаций известных представителей московской фортепианной школы: К. Н. Игумнова [8], А. Б. Гольденвейзера [9] и петербургской: Т. О. Лешетицкого [6], А. Н. Есиповой [10]);

• творческих (использование основополагающих положений теории фортепианного исполнительства видных представителей российских музыкальных школ Москвы и Петербурга в собственной творческой исполнительской и педагогической деятельности);

• коммуникативных (умение вести дискуссию при обсуждении актуальности методических подходов ярчайших представителей российских фортепианных школ рубежа XIX—XX столетий для современных музыкантов-педагогов России и Китая);

• социальных (умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение сокурсников при характеристике исполнительского прочтения современными пианистами фортепианного творчества русских композиторов-классиков);

• рефлексивных (осознание и анализ своей профессиональной позиции по отношению к роли фортепианных школ России в мировом сообществе педагогов-музыкантов прошлого и настоящего).

Концептуальные подходы к организации процесса изучения китайскими студентами

фортепианных школ России

Для постижения китайскими студентами феномена «фортепианные школы России» необходим ряд концептуальных подходов. Согласно исследованию Е. В. Николаевой [11], к таковым подходам относятся интонационный, цивилизационный и пара-дигмально-педагогический. В аспекте рассматриваемой темы их можно трактовать следующим образом:

• интонационный подход предполагает формирование у китайских студентов интонационно-слухового опыта общения с русской фортепианной музыкой, принципиально отличной в интонационном отношении от фортепианной музыки китайских композиторов;

• цивилизационный подход направлен на формирование представлений об исторических предпосылках становления феномена «русская фортепианная школа», в частности таких, как:

— Петровская реформа в культурной сфере, обусловившая европеи-

159

зацию уклада русской жизни в целом и европоцентристскую направленность формирования фортепианной школы в России в частности;

— активная концертно-просвети-тельская и преподавательская деятельность иностранцев в России Д. Чимарозы, Дж. Фильда, М. Клементи, Ф. Листа и т. д.) в конце XVIII — начале XIX столетия;

— становление русской композиторской школы (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.);

— учреждение в России Императорского русского музыкального общества, открытие А. Г. Рубинштейном и Н. Г. Рубинштейном консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве, основание в Москве Общедоступного музыкального училища В. Ю. Зограф-Плаксиной (1891, «Мерзляковки»), Музыкального училища Е. и М. Гне-синых (1895, «Гнесинки»);

• парадигмально-педагогический подход, предполагающий выявление китайскими студентами общего и осо-

160 бенного в двух ветвях русской фортепианной школы — петербургской и московской, а также актуальности методических пособий видных педагогов-музыкантов рубежа XIX—XX столетий в настоящее время.

Данные подходы логично могут быть дополнены:

• практико-центрическим подходом [12], направленным на реализацию полученных знаний и умений в собственной исполнительской и педагогической деятельности студентов Китайской Народной Республики;

• кросскультурным подходом [13], позволяющим студентам сопоставить истоки становления и разви-

тия русской и китайской фортепианных школ. В этом отношении принципиально важным видится то, что в исследованиях китайских музыкантов-педагогов — Бянь Мэн [14], Ню Яцань [15], У На [16], Хуан Пин [17] — отмечается схожесть процессов их становления, так как китайская фортепианная школа также складывалась под влиянием музыкальной культуры других стран, в данном случае России.

Проводя такие исторические параллели, можно отметить:

• просветительскую деятельность в Китае русских музыкантов А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова;

• открытие музыкальных курсов при Пекинском университете, факультета музыкального искусства в Пекинском училище искусств, Шанхайской консерватории (инициатор и организатор — китайский пианист Шао Юмей);

• тенденции освоения китайскими музыкантами в преддверии становления национальной фортепианной школы позитивного иностранного опыта (педагогическая деятельность в Шанхайской консерватории педагога-пианиста Б. С. Захарова, воспитанника петербургской школы, ученика А. Н. Есиповой, а также известного русского композитора А. Н. Череп-нина);

Особо следует подчеркнуть, что становление в XX веке китайской национальной композиторской школы, представленной такими именами, как Чжао Юаньжень, Цзюй Даган, Ли Жуншоу, и появление китайских исполнителей, блестяще демонстрирующих высокий уровень пианизма на международных конкурсах XX и XXI веков (Лю Шикунь, Ланг Ланг и

др.), происходило, как и в России во времена петровских реформ, в период активного освоения европейского музыкального искусства.

Содержание и организация процесса изучения китайскими студентами фортепианных школ России рубежа Х1Х-ХХ столетий

Изучение китайскими студентами фортепианных школ России в рассматриваемый исторический период целесообразно осуществлять во всех формах проведения занятий. В настоящем исследовании нами были задействованы:

• лекционные занятия с использованием видео- и аудиоряда с целью наглядности в освоении китайскими студентами развития фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий;

• практические занятия семинарского типа, призванные углубить, расширить, детализировать знания авторских методик российских педагогов-пианистов, полученные на лекциях в обобщённой форме;

• лабораторные занятия практи-ко-ориентированного характера по освоению методических пособий видных российских педагогов-пианистов рубежа XIX—XX столетий;

• самостоятельная работа с электронным образовательным ресурсом с целью визуализации полученных представлений о художественно-исполнительских и педагогических принципах фортепианной школы России рубежа XIX—XX столетий.

Охарактеризуем содержание и организацию проведения занятий в каждой из этих форм более подробно.

Содержание лекционных занятий как базовой основы компетентност-ной модели предполагает освоение:

• исторических предпосылок возникновения феномена «фортепианные школы России» (петербургская и московская);

• характерных особенностей педагогической деятельности братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов как основателей фортепианных школ России;

• общего и особенного в фортепианных школах Петербурга и Москвы.

Семинары помогают детализировать в представлении китайских студентов основные методические подходы представителей авторских школ петербургской ветви — Т. О. Ле-шетицкого, А. Н. Есиповой, В. И. Сафонова, московской — К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, а также художественно-исполнительские принципы известных пианистов данного исторического периода — С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и др.

Позитивной формой занятий с китайскими студентами, как свидетельствует практический опыт их проведения, являются выступления обучающихся с небольшими докладами с их последующим коллективным обсуждением. Ведущей технологией в данном случае выступает проектная деятельность, которая предполагает учёт интересов в выборе темы выступления, а также реализацию учебно-познавательных задач в профессиональном становлении педагога-музыканта (освоение профессионального тезауруса, базовых знаний в области истории русской музыкальной культуры, характерных особенностей авторских фортепианных методик, исполнительского стиля известных пианистов России рубежа XIX—XX столетий).

Основными этапами подготовки мини-исследовательского проекта сту-

161

дентов для выступления на семинаре рассматриваются:

• выявление проблемы;

• изучение теории/истории данной проблемы;

• сбор материала, анализ, обобщение;

• разработка презентации на русском и китайском языках;

• выводы.

Данная технология, хорошо зарекомендовавшая себя в России, также популярна в Китае, что изначально способствует комфортности организации учебного процесса в освоении фортепианных школ России XIX и XX столетий.

Примером подобного проекта является мини-исследование об истории создания в 1895 году «Гнесинки» (Музыкального училища Е. и М. Гне-синых), появившегося вслед за открытием Петербургской и Московской консерваторий и зарекомендовавшего себя к концу первого десятилетия своего существования как одно из лучших учебных заведений в Москве, дающее учащимся высокопрофессиональное обра-162 зование музыканта широкого профиля. Предметом исследования данного проекта являются педагогические принципы виднейшего пианиста-педагога Е. Ф. Гнесиной [18].

В рамках практикума студенты имеют возможность познакомиться с методическими установками российских музыкантов, обратившись, например, к пособию «Новая формула» В. И. Сафонова, и убедиться, что методические рекомендации педагога-пианиста вслушиваться в музыкальный текст, анализировать детали воплощения художественного замысла композитора, стилистики произведения, органически сочетать

техническую работу с качеством зву-коведения, нюансировкой — это актуальные требования к современному исполнителю в освоении пианистического мастерства.

Материалы образовательного ресурса как мультимедийного оснащения учебного процесса позволяют использовать их не только в рамках практикумов, но и в самостоятельной работе. Например, работая с ресурсом, китайские студенты могут детально ознакомиться с рекомендациями практического характера В. И. Сафонова, направленными на развитие:

• независимости пальцев, в частности при исполнении двойных нот (терций) двумя руками legato и staccato в различных тональностях;

• ровности удара при исполнении двойных нот (терций, кварт, секст), играемых беззвучно;

• техники игры в различных аппликатурных комбинациях больших терций, движущихся в хроматическом порядке;

• беглости пальцев в игре гамм в различных ритмических комбинациях [7].

Изучение китайскими студентами других учебных материалов ресурса предполагает в числе прочего освоение упражнений из «Фортепианной азбуки» Е. Ф. Гнесиной:

• свободно приподнимать руку на паузах и цезурах (№ 1—3);

• играть legato и non legato (№ 4-7);

• брать крепкими пальцами терции, на паузах и цезурах освобождать руку (№ 8, «Маленький марш»);

• давать опору на третий и пятый пальцы и легко касаться клавишей первым пальцем; перед целыми нотами свободно приподнимать руку (№ 28-29) и др. [19].

Знакомство с учебным пособием «Фортепианная азбука» Е. Ф. Гнеси-ной предполагает выявление китайскими студентами его актуальности в условиях современной педагогики обучения игре на фортепиано. С этой целью в аспекте кросскультурного подхода предлагается сопоставить методические рекомендации Е. Ф. Гне-синой: «...ученик должен приучиться к правильной посадке на стуле и усвоить первоначальные игровые движения» [19, с. 2]; «необходимо научить ученика чисто петь отдельные звуки и короткие мелодии, петь песенки под аккомпанемент фортепиано, подбирать мелодии на клавиатуре» [Там же] — с приведёнными в современном пособии американских авторов, изданном на китайском языке для начального этапа обучения игре на фортепиано [20]. Для наглядности несколько примеров из данного издания представлено на рис. 1 и 2.

Специальное внимание на занятиях с китайскими студентами важно уделять рефлексии собственной исполнительской деятельности. С этой целью в рамках семинарских занятий им предоставляется возможность прокомментировать конкретные методические установки, например такие заповеди, как: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голо-

ва за пальцами. Во время игры старайся как можно менее смотреть на руки. Изучай упражнения и пассажи даже с закрытыми глазами, внимательно прислушиваясь к извлекаемым из инструмента звукам. Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука» [7, с. 28].

Подобный выбор не случаен. Всем известна высокая степень технического мастерства китайских исполнителей. Однако в вопросах музыкальности фортепианного исполнительства студенты из КНР часто встречаются с затруднениями, объективно объяснимыми отсутствием интонационной системы выражения эмоций в китайском речи, подчинением интонирования речи смысловым задачам [21]. Между тем, как замечает С. В. Савенко, несмотря на характерную особенность китайского менталитета — отказ от яркого проявления эмоций, на современных престижных международных конкурсах звания лауреатов неоднократно получали пианисты китайского происхождения: Джорж Ли (XV Международный конкурс 163 имени П. И. Чайковского), Шон Чен (XIV Международный конкурс имени В. Клиберна), Кейт Лю (XVII Международный конкурс имени Ф. Шопена) и др. [22].

Рис. 1. Правильная посадка ученика за фортепиано (прямая спина, опора на ноги, опущенные плечи и локти, размещение на переднем крае стула-пуфика)

:к.ШШШШШ!ЙЙТ.

тт, (#44**к#*>

Рис. 2. Мелодия для пропевания и исполнения ребёнком на фортепиано правой рукой в соответствии с указанной аппликатурой и динамикой (сольно/под аккомпанемент педагога)

164

Заключение

Представленный в статье концептуальный подход к изучению китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX—XX столетий был апробирован в учебном процессе факультета музыкального искусства Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Опытно-поисковая работа подтвердила его теоретическую и практическую значимость. Работа иностранных студентов с материалами созданного электронного образовательного ресурса продемонстрировала высокий уровень познавательного интереса к вопросам истории музыкального образования России, позволив при этом определить и по-

следующие перспективные направления дальнейшей деятельности: интеграцию аудиторной и внеаудиторной работы, посещение студентами концертных выступлений современных пианистов, мастер-классов виднейших педагогов образовательных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга, концертов учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. В этой связи факультетом музыкального искусства были установлены творческие контакты с ДШИ имени Н. Г. Рубинштейна, ДМШ имени Г. Г. Нейгауза г. Москвы. Совместная деятельность с данными образовательными организациями дала возможность китайским студентам не только увидеть преемственность в основополагаю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щих теоретических и методических установках фортепианных школ России на рубеже XIX—ХХ веков и в настоящее время, но и обрести с помощью российских педагогов опыт при-

менения полученных знаний и умений непосредственно в практической работе с учащимися в условиях учебной и производственной (педагогической) практики.

Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, А. Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века [Текст] / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1995. - 328 с.

2. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1969. -282 с.

3. Майкапар, С. М. Годы учения [Текст] / С. М. Майкапар. - М. : Директ-Академия, 2011. - 222 с.

4. Вопросы фортепианной педагогики: сборник статей [Текст] / под общ. ред. В. Натансона. - М. : Музгиз, 1967. - 333 с.

5. Николаев, А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма [Текст] / А. А. Николаев. - М. : Музыка, 1980. - 112 с.

6. Николаев, Л. В. Очерки по методике обучения на фортепиано [Текст] : учеб. пособие для студентов фортепианных факультетов консерваторий / Л. В. Николаев ; под ред. А. А. Николаева. - Вып. 1. - М. ; Л. : Музгиз, 1950. - 218 с.

7. Сафонов, В. И. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано [Текст] / В. И. Сафонов. - СПб. : Лань, 2017. - 32 с.

8. Карпук, А. В. «Новая формула» В. И. Сафонова: к вопросу истории возникновения [Электронный ресурс]. - URL: http://

www.rusnauka.com/4_SND_2014/Musica AndLife/1_157586.doc.htm (дата обращения: 17.02.2018).

9. Оборин, Л. Н. Воспоминания о К. Н. Игумнове [Текст] / Л. Н. Оборин // Пианисты рассказывают. - Вып. 1. - М. : Музыка, 1990. - С. 40-49.

10. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания [Текст] / А. Б. Гольденвейзер ; сост. и ред. Д. Д. Благой. - М. : Советский композитор, 1969. - 488 с.

11. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России (Историко-теоретический и педагогический аспекты) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Николаева. - М., 2000. - 393 с.

12. Осеннева, М. С. Практико-центрический подход как условие реализации компетент-ностной модели профессионального образования педагога-музыканта [Текст] / М. С. Осеннева // East European Science Journal, EESJ [Восточно-Европейский научный журнал]. - 2016. - № 11. - Р. 101-106.

13. Осеннева, М. С. Кросскультурный подход к освоению китайскими студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано [Текст] / М. С. Осеннева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2018. - № 1 (21). - С. 167-178.

14. Бянь, Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры

165

[Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / Мэн Бянь. - СПб., 1994. - 140 с.

15. Ню, Яцань. Фортепианная педагогика России и Китая: итеративный подход [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Яцань Ню. - М., 2009. - 197 с.

16. У, На. Педагогическая деятельность профессора Б. С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шандэ) [Текст] / У На // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. -№ 92. - С. 262-271.

17. Хуан, Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы [Текст] / Хуан Пин. - СПб. : Астерион, 2009. - 159 с.

18. Риттих, М. Э. Елена Фабиановна Гнеси-на: воспоминания современников [Текст] / М. Э. Риттих. - М. : Советский композитор, 1982. - 223 с.

19. Гнесина, Е. Ф. Фортепианная азбука [Ноты] / Е. Ф. Гнесина. - М. : Советский композитор, 1979. - 25 с.

20. Piano. Adventures [Noty]. - China: People's Music Publishing House, 2012. - P. 56.

21. Китайские пианисты. Метод натаскивания при игре на фортепиано [Электронный ресурс]. - URL: www.youtube.com/ watch?v=-s1zEXsbDSo (дата обращения: 18.02.2018).

IDD 22. Савенко, С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования [Текст] / С. В. Савенко // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита : Молодой учёный, 2018. - С. 57-60.

REFERENCES

1. Alekseev A. D. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo kontsa XIX - pervoj poloviny XX veka [Music and perform art of the late XIX - first half of the XX century]. Moscow: Muzyka Publ., 1995. 328 p. (in Russian).

2. Barenbojm L. A. Voprosy fortepiannoj peda-gogiki i ispolnitelstva [Issues of piano pedagogy and performance]. Leningrad: Muzyka Publ., 1969. 282 p. (in Russian).

3. Majkapar S. M. Gody ucheniya [Years of education]. Moscow: Direkt-Akademiya Publ., 2011. 222 p. (in Russian).

4. Voprosy fortepiannoj pedagogiki: sbornik statej [Issues of piano pedagogy: collected articles]. Under general editorship of V. Na-tanson. Moscow: Muzgiz Publ., 1967. 333 p. (in Russian).

5. Nikolaev A. A. Ocherkipo istorii fortepiannoj pedagogiki i teorii pianizma [The Essays on the history of piano pedagogy and the theory of piano]. Moscow: Muzyka Publ., 1980. 112 p. (in Russian).

6. Nikolaev L. V. Ocherki po metodike obu-cheniya na fortepiano [Essays on the method of learning the piano]. Under the editorship of A. A. Nikolaev. Issue 1. Moscow; Leningrad: Muzgiz Publ., 1950. 218 p. (in Russian).

7. Safonov V. I. Novaya formula. Mysli dlya uchashchikh i uchashchikhsya na fortepiano [New formula. Thoughts for teachers and pupil of piano]. St. Petersburg: Lan' Publ., 2017. 32 p. (in Russian).

8. Karpuk A. V. "Novaya formula" V. I. Safono-va: k voprosu istorii vozniknoveniya ["New formula" by V. I. Safonov: to an emergence history question]. Available at: http://www. rusnauka.com/4_SND_2014/MusicaAndLif e/1_157586.doc.htm (accessed: 17 February 2018) (in Russian).

9. Oborin L. N. Vospominaniya o K. N. Igum-nove [Commemorate K. N. Igumnov]. Pia-nisty rasskazyvayut [Pianists tell]. Issue 1. Moscow: Muzyka Publ., 1990, pp. 40-49 (in Russian).

10. Gol'denvejzer A. B. Stat'i, materialy, vospominaniya [Articles, materials, memories]. Compiler and editor D. D. Blagoj. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 1969. 488 p. (in Russian).

11. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii (Istoriko-teoreticheskij i peda-gogicheskij aspekty) [Musical education in Russia (historical, theoretical and pedagogical aspects)]. Doctoral dissertation (Pedagogy). Moscow, 2000. 393 p. (in Russian).

12. Osenneva M. S. Praktiko-tsentricheskij pod-khod kak uslovie realizatsii kompetentnost-noj modeli professional'nogo obrazovaniya pedagoga-muzykanta [Practical and centric

approach as a condition of realization of competence model of professional education of music teacher]. East European Science Journal (EESJ), 2016, no. 11, pp. 101106 (in Russian).

13. Osenneva M. S. Krosskul'turnyj podkhod k osvoeniyu kitajskimi studentami muzy-kal'no-pedagogicheskikh tekhnologij po ov-ladeniyu pervonachal'nymi navykami chte-niya s lista v klasse fortepiano [Cross-cultural approach to the development of Chinese students of musical-pedagogical technologies to acquire the initial reading skills worksheet in class piano]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2018, no. 1 (21), pp. 167-178 (in Russian).

14. Bian Man. Ocherki stanovleniya i razvitiya kitajskoj fortepiannoj kul 'tury [Essays on the formation and development of Chinese piano culture]. PhD dissertation (Arts). St. Petersburg, 1994. 140 p. (in Russian).

15. Nu Yacan. Fortepiannaya pedagogika Rossii i Kitaya: integrativnyj podkhod [Piano pedagogy in Russia and China: an integrative approach]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2009. 197 p. (in Russian).

16. Uh Na. Pedagogicheskaya deyatel'nost' professora B. S. Zakharova v Shankhae (po ma-terialam dokumentov i publikatsij Din Shan De) [Educational work of professor B. S. Zakharov in Shanghai (based on the documents and publications of Ding Shan De)]. Izvestiya Rossijskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta

im. A. I. Gertsena [News of Herzen state pedagogical university of Russia], 2009, no. 92, pp. 262-271 (in Russian).

17. Juan Ping. Vliyanie russkogo fortepiannogo iskusstva na formirovanie i razvitie kitajskoj pianisticheskoj shkoly [The influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese piano school]. St. Petersburg: Asterion Publ., 2009. 159 p. (in Russian).

18. Rittikh M. E. Elena Fabianovna Gnesina: vospominaniya sovremennikov [Elena Fabianovna Gnesina: the memoirs of contemporaries]. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 1982. 223 p. (in Russian).

19. Gnessina E. F. Fortepiannaya azbuka. Noty [Piano ABC]. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 1979. 25 p. (in Russian).

20. Piano. Adventures. Noty [Piano. Adventures]. China: People's Music Publishing House, 2012. P. 56.

21. Kitajskie pianisty. Metod nataskivaniya pri igre na fortepiano [Chinese pianists. Method of training for piano playing]. Available at: www.youtube.com/watch?v=-s1zEXsbDSo (accessed: 18 February 2018) (in Russian).

22. Savenko S. V. Dostizheniya sovremennoj kitajskoj sistemy muzykal'nogo obrazovani-ya [Achievements of the modern Chinese system of music education]. Teoriya iprak-tika obrazovaniya v sovremennom mire: ma-terialy X Mezhdunar. nauch. konf. [Theory and practice of education in the modern world: proceedings of the X scientifical conference], Chita, April 2018. Chita: Molodoj uchenyj Publ., 2018, pp. 57-60 (in Russian).

167

Статья поступила в редакцию 04.04.2018. The article was received on 04.04.2018.

Осеннева Марина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «.Московский педагогический государственный университет» (МПГУ),

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Marina S. Osenneva, PhD of Pedagogical Sciences, Professor

at the Department of Methodology and Technology of Music Education,

Associate Professor

e-mail: [email protected]

Moscow Pedagogical State University (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

Кэ Мейли, студентка магистратуры, магистерская программа «Музыкальное искусство и образование» (для иностранных обучающихся) Института изящных искусств e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «.Московский педагогический государственный университет» (МПГУ),

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

168

Ke Meili, Master of Arts, master's program "Music art and education" (for foreign students) of the Institute of Fine Arts e-mail: [email protected]

Moscow Pedagogical State University (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.