Научная статья на тему 'Игра на фортепиано как необходимый компонент музыкального образования'

Игра на фортепиано как необходимый компонент музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2219
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО / АНСАМБЛЕВАЯ ИГРА / ИГРОВАЯ ПРАКТИКА / MUSICAL EDUCATION / GENERAL PIANO / ENSEMBLE PLAY / GAME PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вогралик Наталия Александровна

Статья посвящена важной проблеме обучения игре на фортепиано студентов разных специальностей. Уникальные качества фортепиано позволяют исполнить на нем любую музыку. Профессиональное образование музыканта неотделимо от приобщения его к фортепианному исполнительству. Сложная многоплановая фактура фортепианных сочинений требует от исполнителя умения улавливать различные пласты звучания, способствует развитию гармонического и полифонического слуха для музыканта любой специальности. Задачи курса фортепиано заключаются в том, чтобы научить студента как можно лучше играть на фортепиано и расширить его музыкальный кругозор. Программы обучения студентов по курсу фортепиано охватывают большое количество стилей, способствуя более глубокому изучению ими истории музыки. Знания подкрепляются собственной исполнительской практикой. Расширение музыкального кругозора студента в значительной степени зависит от его умения читать с листа, поэтому в программу включено чтение с листа. В программу входит ансамблевая игра исполнение симфоний в четыре руки, фортепианных ансамблей, аккомпанементов. Курс фортепиано необходим студентам любой музыкальной специальности. Чем лучше студентам теоретико -композиторского факультета дается фортепианная игра, тем глубже они анализируют музыку во всем ее многообразии и сложности. Большое значение имеет игра на фортепиано и для дирижеров. Принципы исполнения полифонического хорового письма сходны с принципами исполнения фортепианного многоголосья. Трудно переоценить значение фортепиано для вокалистов, которые приходят в консерваторию без надлежащей музыкальной подготовки. Музыкальное образование студентов-инструменталистов (струнников, духовиков, «народников») также невозможно себе представить без обучения игре на фортепиано. Это касается навыков общения с многоголосным текстом, профессионального умения разобраться в фортепианной партии концертмейстера. Таким образом, фортепиано необходимый компонент музыкального образования по всем специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вогралик Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Playing the piano as a necessary component of musical education

The article is devoted to the problem of teaching piano to the students of different specialties. The unique qualities of the piano allow you to perform any music on it. The professional education of the musician is inseparable from his introduction to piano performance. Complex multi-dimensional texture of the piano works require the performer the ability to grasp different layers of sound, contribute to the development of harmonic and polyphonic hearing for musicians of any specialty. The objectives of the piano course are to teach the student how to play the piano, and to expand the musical horizons of the student. Students’ piano courses cover many styles, contributing to a deeper study of the history of music. Knowledge is reinforced by their own performance practice. The expansion of students’ musical horizons largely depends on their ability to read from a sheet of paper, therefore, the program of the piano course must include reading from a sheet. The program of the piano course also includes ensemble playing performance of symphonies in four hands, piano ensembles, accompaniments. The piano course is necessary for students of any musical specialty. The better a student of the faculty of theory and composition is given a piano game, the more deeply he analyzes the music in all its diversity and complexity. Playing the piano is also important for the conductors. The principles of performance of polyphonic choral writing are similar to the principles of performance of piano polyphony. It is difficult to overestimate the importance of piano for the vocalists. Vocalists come to the Conservatory often without proper musical training. The musical education of the students-instrumentalists of various specialties (strings, brass, folk) is also impossible to imagine without learning to play the piano. This applies to communication skills with multi-voice text, professional skills to understand the piano part of the concertmaster. Thus, the piano is a necessary instrument of musical education in all specialties.

Текст научной работы на тему «Игра на фортепиано как необходимый компонент музыкального образования»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 786.2

Н. А. Вогралик

ИГРА НА ФОРТЕПИАНО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ель студента музыкального вуза состоит не только и не столько в том, чтобы овладеть профессиональными навыками своей специальности, но прежде всего в том, чтобы стать всесторонне развитым, образованным музыкантом. В большой степени этому способствует общий курс фортепиано. Его значение и смысл -посредством фортепиано приобщить студента-непианиста к обширной музыкальной литературе и тем самым воспитать музыканта с широким музыкальным кругозором. И. Гофман совершенно прав: «Исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностями в своем общем музыкальном развитии, если не приобретут знакомства с фортепиано» [2, с. 190].

Ни один инструмент, на наш взгляд, не обладает такими выразительными возможностями, как фортепиано - многоголосный инструмент с широким диапазоном и мощностью звучания. Другие инструменты чаще всего звучат в сопровождении фортепиано. Показательно признание Антона Рубинштейна: «Фортепиано для меня самый любимый инструмент, так как оно представляет собой в музыкальном отношении нечто цельное, всякий же другой инструмент, не исключая человеческого голоса, в музыкальном отношении все же только половина» [5, с. 8]. Уникальные качества фортепиано («оркестр в миниатюре») позволяют исполнить на нем любую музыку. Благодаря универсальности фортепиано, почти все, написанное не для фортепиано, имеется в переложении для рояля (оперы, симфонии и т. д.). Поэтому владение фортепиано имеет огромную познавательную ценность, помогает «объять необъятное» - мир музыки.

Замечательна и сама обширнейшая фортепианная литература. «Превосходство фортепианной литературы никогда не оспарива-

© Н. А. Вогралик, 2018

лось», - писал И. Гофман [2, с. 36]. Она отличается способностью передавать тончайшие настроения, чувства и мысли человека, обладает большими изобразительными возможностями. Сложная многоплановая фактура фортепианных сочинений требует от исполнителя умения улавливать одновременно различные пласты звучания, способствует развитию гармонического и полифонического слуха. Н. А. Римский-Корсаков также отмечал приоритет фортепианного обучения в связи с проблемой совершенствования гармонического слуха [4, с. 73]. Освоение - хотя бы в некоторой степени -фортепианной литературы не может не иметь самого благотворного влияния на эмоциональный и интеллектуальный мир музыканта любой специальности.

Задачи курса общего фортепиано в принципиальном смысле могут быть сведены к двум направлениям. Сразу же подчеркнем, что они совершенно равнозначны и ни в коем случае не могут быть сведены к субординационным отношениям. Первое из них состоит в самой прямой, естественной функции любой исполнительской кафедры - научить студента как можно лучше играть на фортепиано и в своей исполнительской деятельности стремиться к совершенству. Ту же задачу ставят перед студентами на специальном фортепиано, но в репертуарном отношении требования курса общего фортепиано, разумеется, скромнее. Однако произведения, выносимые на зачеты, экзамены, концерты, должны быть отделаны в максимальной степени, детально отшлифованы, исполняться с должным пониманием художественно-образного содержания, внимания к логике интонационного развития и технической свободой. Оценка на зачетах, экзаменах ставится с обязательным учетом перечисленных исполнительских качеств.

Другое направление - просветительское, развивающее, расширяющее музыкальный

ц

кругозор как в общем отношении, так и в частности, с учетом исполнительской специальности студентов. Понятно, что в этом смысле курс общего фортепиано способствует и глубокому постижению истории музыки. Параллельно с овладением экзаменационной программой большую значимость приобретает изучение возможно большего числа произведений в эскизном варианте, в аспекте «стреттного» (но не поверхностного) ознакомления со стилевыми особенностями сочинений различных эпох. Ускорение темпов параллельного прохождения музыкального материала ведет к непрерывному обогащению студентов новыми знаниями и умениями, развивает их музыкальное мышление и эрудицию, совершенствует художественный вкус, интенсифицирует прогрессивную эволюцию их музыкантского облика. Нельзя не признать правоту Генриха Ней-гауза, отмечавшего, что «ученик, который знает пять сонат Бетховена, не тот, который знает двадцать пять, здесь количество переходит в качество» [3, с. 33].

Очень важно отметить, что собственное исполнительство помогает постигнуть глубины понимания музыки. Одно дело - услышать произведения на концерте или в записи, а другое - самому проиграть их, самому прочувствовать исполняемое. Игровая практика - «ощущение материала изнутри», подчеркивал Б. В. Асафьев [1, с. 23], - проясняет все взаимосвязи и закономерности, активизирует музыкальное мышление. «Когда мы играем, ясно выступают глубинные пласты музыки и их закономерности», - верно писал Г. Г. Нейгауз [3, с. 229]. Собственное исполнение, наряду с непосредственным слушанием (и даже в большей степени, на наш взгляд), пробуждает эмоционально-об-разные представления. Музыкальная мысль наполняется в процессе собственного исполнения подлинно творческим содержанием. Впечатления, полученные путем собственного исполнительства, собственной практики, несомненно, являются более личностными, субъективно-конкретными, что действенно способствует развитию музыкально-художественного мышления. Не требует особых доказательств ясная истина - индивидуальная эмпирическая база, безусловно, незаменима какими-либо внешне-пассивными видами деятельности.

Общий курс фортепиано помогает более широко и глубоко изучать музыкальный материал, который студенты «проходят» по

истории музыки: знания подкрепляются собственной практикой. Синхронизацию (по возможности) учебных курсов можно с полным основанием назвать «взаимовыгодной» для преподавателей как теории, так и фортепиано. Студент «на обоих фронтах» погружается в аналогичный материал, что ему (студенту) только на пользу. Логика здесь простая: симфоническое творчество Л. Бетховена по истории - симфонии Л. Бетховена в четыре руки по фортепиано и т. д. и т. п.

Расширение музыкального кругозора студента в большой степени зависит от его умения читать с листа. Поэтому в программу общего курса фортепиано включено обязательное чтение с листа как важный фактор музыкального развития студента. Полагаем, что приводить пространные аргументы в пользу чтения с листа не имеет смысла. Понятна настоятельная необходимость такой работы, в ходе которой мобилизуется, активизируется внимание, мышление, слух, воля, «нотное» зрение... Кафедра общего фортепиано оказывает в этом смысле определенную услугу специальным кафедрам, где на воспитание навыков нотного чтения зачастую не хватает времени.

В программу общего фортепиано неотъемлемой частью входит ансамблевая игра. Во-первых, четырехручное исполнение дает возможность ознакомиться с обширной симфонической, квартетной... литературой по многочисленным четырехручным переложениям. Существует также прекрасная специальная ансамблевая литература. Во-вто-рых, ансамбль активно способствует «утончению» слухового внимания: нужно слушать и слышать себя и партнера, постоянно соотносить свою игру с контекстом общего звучания. При игре в ансамбле ярче выступают индивидуальные недостатки (например, ритмические), и она в определенной степени способствует их устранению. Вместе с тем постоянное совместное музицирование приносит ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие.

Курс общего фортепиано необходим музыканту любой специальности. Студентам теоретико-композиторского факультета -в особенности. Музыкознание самым непосредственным образом требует умения играть на рояле. Задача общего курса фортепиано — ввести студента-теоретика в сферу живого исполнительства, приобщить к эстрадно-творческому состоянию, собственны-

ми пальцами ощутить течение интонационных процессов, как и всех прочих музыковедческих категорий. Всякое «учение» о музыке приобретает на фортепиано настоящую жизнь. И чем больше студенту удается фортепианная игра, тем глубже он анализирует музыку во всем ее богатстве и сложности. (В скобках заметим, что нередко теоретикам в музыкальных школах, особенно на периферии, в небольших городках и поселках, далеких от крупных музыкальных центров, приходится преподавать по совместительству и специальное фортепиано. Иногда - в случае честной работы над курсом общего фортепиано в вузе - это у них очень хорошо получается: как у специалистов, а порой и эффективнее. Немало случаев, когда преподавание фортепиано у теоретиков становится основным, а не побочным занятием в музыкальной школе.)

Большое значение общий курс фортепиано имеет и для дирижеров. Совершенно необходимо, чтобы дирижер свободно играл на рояле. Понятно, что музыкант, обладающий развитым внутренним слухом, может получить представление о звучании по партитуре, но сравнимо ли оно с впечатлением от живого звучания фортепиано? Недаром крупнейшие специалисты хорового дирижирования рекомендовали своим ученикам с крайней серьезностью относиться к занятиям в фортепианном классе, называя рояль второй их специальностью. Одна из существенных причин такого отношения кроется в насущной важности для дирижеров изучения полифонических жанров. Принципы исполнения полифонического хорового письма на фортепиано сходны с принципами исполнения фортепианной полифонии (сам фактор многоголосия и его исполнительские особенности — линеарность, несинхронность дыхания голосов, внимание к горизонтально-вертикальным, т. е., мелодико-гармони-ческим связям в их постоянной изменчивости, слышание и озвучание всей многоярусной полифонической ткани...). Одним словом, занятия в фортепианном классе реально содействуют развитию профессиональных качеств дирижера.

Трудно переоценить роль общего фортепиано и для вокалистов в их музыкальном развитии. Как известно, вокалисты приходят в консерваторию зачастую без музыкальной подготовки. Поэтому так важны для них занятия в фортепианном классе. Общий курс фортепиано, пожалуй, актив-

нее, по сравнению с другими дисциплинами, приобщает начинающих певцов к миру музыки, способствует становлению музы-канта-профессионала, обогащает музыкальными знаниями и впечатлениями. Здесь можно наметить несколько важных практических аспектов: студенты-вокалисты учатся иметь дело с неодноголосным текстом, с которым они совершенно не соприкасаются на специальности; приобретают необходимейшие для них навыки самостоятельной распевки (ясно поэтому, насколько актуальна для них свободная ориентация в гаммах, арпеджио, аккордах, транспонировании...); нарабатывают умения разбираться, анализировать как «свои» вокальные опусы в комплексе сольной партии и аккомпанемента, так и весь огромный массив вокальной литературы... Вокалист без фортепианной подготовки в своем реальном профессиональном жизненном пространстве выглядит очень беспомощно.

Музыкальное образование инструменталистов самых разных специальностей (струнников, духовиков, «народников») также невозможно себе представить без параллельного обучения игре на фортепиано. В качестве аргументов в пользу этой необходимости укажем на некоторые общие, в частности с вокалистами, основания, касающиеся навыков общения с многоголосным текстом, развития и упорядочения слуха на основе темперированного строя, профессионального умения разобраться в фортепианной партии концертмейстера... Порой приходится напоминать не слишком усердным студентам-инструменталистам об их будущей педагогической деятельности, в которой им придется руководить работой концертмейстеров своих учеников, а для этого жизненно необходим собственный фортепианный опыт. Здесь поневоле приходит в голову искусство (именно фортепианное искусство) пианиста (безо всяких кавычек, разумеется) Мстислава Ростроповича, владеющего всеми секретами концертмейстерского дела.

Таково в самых общих, фундаментальных чертах значение курса фортепиано для студентов всех кафедр музыкального вуза (кроме кафедры специального фортепиано). Подводя итог нашим соображениям, вернемся к их началу, к заголовку статьи. Полагаем, что нам удалось в достаточной мере показать, что игра на фортепиано есть необходимый компонент музыкального образования по всем специальностям.

ЛИТЕРАТУРА

1.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л.: Музыка, 1965. - 161 с.

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

3.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз, 1961. - 318 с.

4.Римский-Корсаков Н. Статьи (1869-1907). -СПб., 1911. - С. 73.

б.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. -М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

REFERENCES

1.Asafiev B. Izbrannye statii o muzykalnom prosveshchenii i obrazovanii [Selected articles about music enlightenment and education]. Moscow, Leningrad, 1965. 161 p.

2.Gofman I. Fortepiannaya igra. Otvety na voprosy o fortepiannoj igre [Piano game. Answers to questions about piano playing]. Moscow, 1961. 224 p.

3.Nejgauz G. Ob iskusstve fortepiannoj igry [About the art of piano playing]. Moscow, 1961. 318 p.

4.Rimskij-Korsakov N. Statii (1869-1907). Saint Petersburg, 1911, p. 73.

5-Tsypin G. Obuchenie igre na fortepiano [Learning to play the piano]. Moscow, 1984. 176 p.

Игра на фортепиано как необходимый компонент музыкального образования

Статья посвящена важной проблеме обучения игре на фортепиано студентов разных специальностей. Уникальные качества фортепиано позволяют исполнить на нем любую музыку. Профессиональное образование музыканта неотделимо от приобщения его к фортепианному исполнительству. Сложная многоплановая фактура фортепианных сочинений требует от исполнителя умения улавливать различные пласты звучания, способствует развитию гармонического и полифонического слуха для музыканта любой специальности. Задачи курса фортепиано заключаются в том, чтобы научить студента как можно лучше играть на фортепиано и расширить его музыкальный кругозор. Программы обучения студентов по курсу фортепиано охватывают большое количество стилей, способствуя более глубокому изучению ими истории музыки. Знания подкрепляются собственной исполнительской практикой. Расширение музыкального кругозора студента в значительной степени зависит от его умения читать с листа, поэтому в программу включено чтение с листа. В программу входит ансамблевая игра - исполнение симфоний в четыре руки, фортепианных ансамблей, аккомпанементов. Курс фортепиано необходим студентам любой музыкальной специальности. Чем лучше студентам теоре-тико-композиторского факультета дается

Playing the piano as a necessary component of musical education

The article is devoted to the problem of teaching piano to the students of different specialties. The unique qualities of the piano allow you to perform any music on it. The professional education of the musician is inseparable from his introduction to piano performance. Complex multi-dimensional texture of the piano works require the performer the ability to grasp different layers of sound, contribute to the development of harmonic and polyphonic hearing for musicians of any specialty. The objectives of the piano course are to teach the student how to play the piano, and to expand the musical horizons of the student. Students' piano courses cover many styles, contributing to a deeper study of the history of music. Knowledge is reinforced by their own performance practice. The expansion of students' musical horizons largely depends on their ability to read from a sheet of paper, therefore, the program of the piano course must include reading from a sheet. The program of the piano course also includes ensemble playing - performance of symphonies in four hands, piano ensembles, accompaniments. The piano course is necessary for students of any musical specialty. The better a student of the faculty of theory and composition is given a piano game, the more deeply he analyzes the music

фортепианная игра, тем глубже они анализируют музыку во всем ее многообразии и сложности. Большое значение имеет игра на фортепиано и для дирижеров. Принципы исполнения полифонического хорового письма сходны с принципами исполнения фортепианного многоголосья. Трудно переоценить значение фортепиано для вокалистов, которые приходят в консерваторию без надлежащей музыкальной подготовки. Музыкальное образование студентов-инструменталистов (струнников, духовиков, «народников») также невозможно себе представить без обучения игре на фортепиано. Это касается навыков общения с многоголосным текстом, профессионального умения разобраться в фортепианной партии концертмейстера. Таким образом, фортепиано - необходимый компонент музыкального образования по всем специальностям.

Ключевые слова: музыкальное образование, общее фортепиано, ансамблевая игра, игровая практика.

in all its diversity and complexity. Playing the piano is also important for the conductors. The principles of performance of polyphonic choral writing are similar to the principles of performance of piano polyphony. It is difficult to overestimate the importance of piano for the vocalists. Vocalists come to the Conservatory often without proper musical training. The musical education of the students-instrumentalists of various specialties (strings, brass, folk) is also impossible to imagine without learning to play the piano. This applies to communication skills with multi-voice text, professional skills to understand the piano part of the concertmaster. Thus, the piano is a necessary instrument of musical education in all specialties.

Keywords: musical education, general piano, ensemble play, game practice.

Вогралик Наталия Александровна, доцент кафедры фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Vogralik Nataliya Aleksandrovna,

associate professor of the Piano Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire

Получено 10.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.