Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/194PVN515.pdf DOI: 10.15862/194PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/194PVN515)
УДК 378.14
Овсянникова Оксана Александровна
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Россия, Тюмень1 Доцент кафедры «Искусств» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Диагностика музыкального опыта студентов направления «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование»: анализ и прогнозирование
1 625000, г. Тюмень, ул. 9 Мая, д. 5
Аннотация. Изучение и постижение основ диагностического исследования является важной составляющей методологической компетентности будущих педагогов-музыкантов. В связи с этим существует необходимость освоения студентами направления «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование» различных диагностических методик в своей профессиональной сфере. Приобретение исследовательского опыта может проходить в форме коллективного проекта. В данной статье описывается процесс и результаты осуществления студентами проекта диагностики музыкального опыта студента, освоение которой позволит будущим педагогам-музыкантам проводить соответствующие исследования с учащимися общеобразовательных школ, а также применять данный диагностический опыт в русле социологических исследований. В работе формулируются основные задачи проекта, его ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты. Основными этапами проекта обозначены: теоретический, диагностический и этап прогнозирования. Каждому этапу соответствуют свои методы и формы работы студентов. Студенты проводят диагностику музыкального опыта на основе методик Л.В. Школяр, адаптированных к профессиональной деятельности студентов. Выявляются уровни развития музыкального опыта студентов - низкий, средний и высокий. В статье описываются количественные и качественные результаты диагностики, приводятся практические итоги студенческих работ. На этапе прогнозирования студентами выявляются пути развития музыкального опыта: в учебной деятельности, в домашней обстановке, в кругу друзей. Каждому пути соответствуют свои способы развития данного опыта, среди которых организация домашних праздников и концертов, ведение дневника слушания музыки, изучение эпистолярного наследия, мемуаров о жизни и творчестве композиторов, регулярная качественная репетиционная работа и другие.
Ключевые слова: диагностика; музыкальный опыт; педагоги-музыканты; анализ диагностики; прогнозирование путей развития музыкального опыта; прогнозирование способов развития музыкального опыта студентов и школьников; студенты направления «Педагогическое образование»; профиля «Музыкальное образование»; музыкальная культура; проект; критерии наличия музыкального опыта; уровни развития музыкального опыта.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Овсянникова О.А. Диагностика музыкального опыта студентов направления «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование»: анализ и прогнозирование // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/194PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/194PVN515
Будущим педагогам-музыкантам необходимо знать теоретические и практические основы диагностических исследований для дальнейшего применения диагностического инструментария в практике урока музыки. Это позволит объективно изучать уровень развития музыкального опыта школьников и находить эффективные пути и способы его коррекции. Данный диагностический опыт пригодится и в русле социологических исследований музыкального опыта школьников, например, пятых классов различных школ (городских и сельских, гимназий и т.д.) определенного региона с целью организации концертов определенной тематики, методической работы по развитию музыкального опыта школьников в условиях специфики отдельного образовательного учреждения. Сегодня учитель музыки должен быть методологически компетентен. «З.В. Никонова со ссылкой на работы Н.В. Бордовской определяет методологическую компетентность как «готовность и способность к научному поиску, что предполагает проявление методологической культуры, умений качественно и эффективно организовать, провести педагогическое исследование, обработать результаты и сделать выводы, оформить научный текст, в котором отражены результаты и ход научного поиска, суметь чётко и ясно представить, и защитить свои результаты. Это особый тип организации знаний и исследовательских умений, а также набор личностных качеств, необходимый для проведения научного исследования» [5, с. 135].
Музыкальный опыт является важнейшим параметром музыкальной культуры личности, компоненты которой ученые трактуют несколько по-разному. Ю.Б. Алиев полагает, что важными составляющими этого понятия, которые и подлежат диагностике, являются: уровень развития художественных предпочтений; участие личности в какой-либо сфере художественного творчества; информированность в области художественной культуры общества [1]. По мнению Л.В. Школяр, диагностика музыкальной культуры личности опирается на диагностику трех ее компонентов - музыкального опыта, музыкальной грамотности и музыкально-творческого развития [10]. Причем первый компонент является базовым, так как от его накопления и развития во многом зависит, насколько высоким будет уровень каждого из последующих компонентов и уровень музыкальной культуры в целом. Как подчеркивает Т.И. Мороз, «музыкальный опыт, в котором музыка обретает свое существование, активизируя «сущностные силы человека», способствует действенному включению в человеческое бытие и постижению через непосредственное переживание исходных смыслов духовной культуры» [4]. Л.В. Школяр отмечает, что разработанные ею диагностические методики являются универсальными и могут использоваться для исследования уровня развития музыкальной культуры школьников, студентов и даже взрослых людей [3].
В рамках исследования музыкального опыта со студентами группы 29127 института психологии и педагогики Тюменского государственного университета был подготовлен и реализован проект «Диагностика музыкального опыта студентов направления «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование». Напомним, что «проектом можно называть работу самого различного жанра: от обычного реферата до нестандартного выполнения стандартного задания», главное, чтобы он был направлен на достижение заранее определённого результата (цели), на создание определённого, уникального продукта при заданных ограничениях по ресурсам и срокам [7, с. 134]. Форма проекта была выбрана, так как она предусматривает самостоятельное (при направляющих действиях научного консультанта) решение обозначенной проблемы. Г.Н. Курбонова отмечает: «важно научить студента работать самостоятельно: получать информацию из книг или электронных источников, анализировать, структурировать, обобщать, презентовать и т.д., то есть превращать информацию в новое знание» [2].
Основные задачи проекта были сформулированы следующим образом:
1. изучить теоретические основы диагностики музыкального опыта (на основе разработок Л.В. Школяр).
2. организовать и провести диагностику музыкального опыта студентов - будущих педагогов-музыкантов.
3. провести качественный и количественный анализ диагностики.
4. спрогнозировать эффективные пути и способы развития музыкального опыта студентов и школьников с учетом их профессиональных и возрастных особенностей.
В проекте приняли участие 7 студентов 4 курса по указанному направлению и профилю. Ресурсное обеспечение проекта включало: бланки заданий и вопросов для респондентов, аудиторию, людские ресурсы - студенты, преподаватель - руководитель проекта. Ожидаемые результаты проекта отразились в следующих положениях: повышение методологического уровня развития мышления студентов, получение ими практического опыта участия в диагностике в качестве респондентов и исследователя; дальнейшее внедрение диагностики музыкального опыта школьников в практику урока музыки и на этой основе введение в общеобразовательные школы г. Тюмени эффективных путей и способов развития музыкального опыта школьников.
Опишем основные этапы проекта. Теоретический - на данном этапе студенты изучают диагностические методики уровня развития музыкального опыта школьников, входящие в состав диагностики музыкальной культуры (автор Л.В. Школяр). Это методики «Встреча с музыкой», «Музыка для домашней фонотеки», «Музыкальная программа для детей». Определяют задачи, специфику, ресурсное обеспечение методик, критерии и показатели уровня развития музыкального опыта. Выявляется студент-исследователь, который будет проводить диагностику со студентами своей группы. Данный студент разрабатывает бланки с вопросами и заданиями для респондентов. Основные методы этапа: беседа, дискуссия; формы - лекция, самостоятельная работа.
Диагностический - на этом этапе студент-исследователь проводит диагностику музыкального опыта студентов, уточняет детали выполненных заданий в диагностической беседе. Затем происходит качественная и количественная обработка результатов исследования: описываются итоги студенческих работ, выявляются уровни развития музыкального опыта студентов. Методы диагностического этапа: диагностическая беседа, анализ и обобщение результатов исследования; форма - практическое занятие, оформление результатов в форме доклада.
Этап прогнозирования - на данном этапе студент, проводивший диагностику, докладывает результаты исследования, обосновывает выводы. Затем проводится коллективное обсуждение результатов диагностики, студенты с помощью метода мозгового штурма выявляют эффективные пути и способы повышения уровня музыкального опыта студентов относительно их профессиональной деятельности, а также прогнозируют решение проблемы на уровне урока музыки общеобразовательной школы. На данном этапе проводится планирование диагностики уровня музыкального опыта у школьников г. Тюмени. Методы этапа прогнозирования: мозгового штурма, прогнозирования; форма - дискуссии.
Обратимся к более детальному рассмотрению и описанию результатов диагностического этапа проекта. По определению Л.В. Школяр, музыкальный опыт - это слой музыкальной культуры, дающий общее представление о музыкальных интересах личности, его пристрастиях, широте музыкального кругозора. Основными критериями наличия опыта в исследовании выступают: уровень общей осведомленности о музыке; наличие интереса;
определенных пристрастий и предпочтений; мотивация обращения к той или иной музыке (почему?) [10].
Первая методика «Встреча с музыкой», она была адаптирована относительно учебной и профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов. Сущность задания: студентам предлагается составить музыкальную программу заключительного концерта учебного года, включающую в себя произведения, исполненные за все три года обучения на кафедральных концертах (вокальные, хоровые, инструментальные) по собственному выбору и при этом объяснить, почему они отдают предпочтение той или иной музыке. Показатели и уровни оценки данного задания:
1 балл - получают студенты, имеющий низкий уровень общей осведомленности о музыке (не знают автора произведения, точного названия, не могут назвать исполнителя и концерт, в рамках которого это произведение было исполнено); студенты, которые смогли пояснить мотив выбора произведения весьма поверхностно.
2 балла - получают ответы студентов, имеющие средний уровень общей осведомленности о музыке. Студент указал произведения и вокально-хоровые, и инструментальные; владеет информацией о выбранных произведениях, но она недостаточно полная (не всегда может назвать автора произведения, стилевое направление), недостаточно убедительно пояснен мотив выбора произведения.
3 балла - получают студенты, имеющие высокий уровень общей осведомленности о музыке. Студент включил в программу концерта музыку разных форм и жанров. Главное -значимый и аргументированный мотив обращения к тем или иным произведениям. Во внимание принимается и обширность студенческой информации - сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомство с историей создания произведения, с его жизненным содержанием, способность напеть или наиграть мелодии произведений.
Проведенная диагностика показала следующие количественные результаты:
1 балл получили 0 студентов
2 балла получили 6 студентов
3 балла получили 0 студентов
Таким образом, у студентов проявился средний уровень осведомленности о музыке. Качественный анализ данного задания показал, что большинство студентов выбрали для заключительного концерта яркие, запоминающиеся произведения. Основное затруднение при проведении данной диагностики студенты испытывали в указании композиторов произведений и обширности сведений об авторах, авторе поэтического текста, истории создания произведения и т.д. Большинство студентов могли напеть мелодии произведений. Например, одна из студенток указала 8 произведений для заключительного концерта, из которых 2 позаимствовала из прошлого опыта обучения на кафедре музыкального образования. Свой выбор она объяснила тем, что данные произведения яркие и энергичные. Одно из выбранных произведений студентка не исполняла лично и не смогла напеть при личной беседе, но включила его в программу, так как помнит позитивную реакцию в зале на его исполнение (исполняли младшие курсы). В программе студентки все произведения исключительно хоровые. Из всего списка указала только двух композиторов - А. Бабаджаняна и Дж. Верди, остальных композиторов вспомнить не смогла. Студентка также не смогла вспомнить название одного из перечисленных произведений, но указала имя сокурсницы, которая дирижировала данное произведение, а также сумела его напеть.
Методика «Музыка для домашней фонотеки». Студентам предлагалось выполнить следующее задание: составить музыкальную программу для слушания в кругу семьи.
Критерии оценки те же, что и в предыдущей методике. Проявились следующие количественные результаты диагностики:
1 балл получил 1 студент
2 балла получили 4 студента
3 балла получил 1 студент
Большинство студентов указали разные музыкальные жанры, стили и направления, учитывая предпочтения всех членов семьи при составлении музыкальной программы. Единственная трудность, возникшая при проведении данной диагностики, заключалась в том, что нужно было учитывать интересы всей семьи, а не только личные музыкальные вкусы. Так, у студентки, получившей за данное задание 1 балл, проявились следующие особенности: ее программа состояла из 9 произведений. В основном это популярные или бардовские композиции, включались также композиции в стиле шансон. Студентка учитывала только свои вкусы, так как считает, что у домашних музыкальный вкус «не очень хороший». Студент, набравший по данному заданию 2 балла, указал 8 произведений для прослушивания в кругу семьи, преимущественно одного жанра, выбрав «середину» между тяжелой музыкой, которую предпочитает он и популярными композициями, некоторые из которых предпочитают его родители. В целом, студент опирался на музыкальный вкус всех членов семьи. Свой выбор он объяснил тем, что выбранные композиции звучат легко и непринужденно. Студенту, выполнившему задание на 3 балла, соответствует следующая характеристика: его программа состоит из 9 различных по характеру и жанру произведений. В ней учтены предпочтения каждого члена семьи, поэтому она получилась очень «пестрой», так как семья респондента состоит из разных по возрасту, полу и характеру человек.
Методика «музыкальная программа для друзей». Сущность задания: выявить у студентов музыкальные предпочтения в ситуации, когда необходимо составить программу музыкального вечера-концерта для друзей. Обработка результатов производится так же, как и в предыдущих методиках. Проведенная диагностика показала следующие количественные результаты:
1 балл получил 1 студент
2 балла получили 4 студента
3 балла получил 1 студент
Качественный анализ диагностики показал, что у студентки, набравшей за выполнение данного задания 1 балл, проявились следующие особенности: в ее программу вошли 7 произведений, в основном это классические произведения. Студенка объяснила свой выбор весьма поверхностно, не аргументировано. Студент, получивший за задание 2 балла, включил в программу для друзей 8 произведений. В основном, это произведения, которые исполнялись в кругу друзей под гитару. Некоторые песни студент включил в программу, так как они ассоциировались у него с определенными воспоминаниями (вожатские будни). Студент, набравший самое высокое количество баллов (3) - указал в программе 8 произведений преимущественно одного жанра. В кругу его друзей обычно звучит рок-музыка, а также блюзовые инструментальные композиции. Студент очень хорошо владеет информацией об исполнителях. Свой выбор объяснил тем, что эти композиции о свободе и о движении, такое мировоззрение объединяет дружескую компанию студента.
Сравнительные данные по трем методикам отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная таблица музыкального опыта студентов
Баллы по Баллы по Баллы по
№ Ф.И.О. диагностируемого методике «Встреча методике «Музыка для домашней фонотеки» методике «Музыкальная Всего баллов Уровень музыкального
студента с программа для опыта
музыкой» друзей»
1 Студентка Г.М. 2 2 1 5 Средний
2 Студент К.А. 2 2 3 7 Высокий
3 Студентка Л.А. 2 1 2 5 Средний
4 Студентка Т.А. 2 2 2 6 Средний
5 Студентка Х.А. 2 2 2 6 Средний
6 Студент Ч. В. 2 3 2 7 Высокий
В целом при обработке результатов диагностики проявились 3 уровня развития музыкального опыта студентов. Низкий уровень (1-3 балла): у студента преобладает низкий уровень общей осведомленности о музыке: он не знает точного названия и автора произведения, так же затрудняется назвать исполнителя и концерт, где было исполнено произведение, музыка подобрана в одном жанре. Студент поясняет только поверхностный мотив выбора произведения, так как у него нет определённых музыкальных пристрастий и предпочтений, при составлении программ старается учитывать в основном только собственные интересы.
Средний уровень (4-6 баллов): у студента преобладает средний уровень общей осведомленности о музыке: он владеет информацией о вокально-хоровых и инструментальных произведениях, но недостаточно полно (не всегда может назвать автора, исполнителя, название произведения). Произведения, включённые в программы, вызывают большой интерес у студента, но всё-таки мотив выбора произведения недостаточно убедительно пояснен и осознан.
Высокий уровень (7-9 баллов): студент владеет достаточно обширной информацией (сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомством с историей создания произведения, с его жизненным содержанием), без затруднений может напеть или наиграть мелодии произведений, в составлении концертных программ включает музыку разных форм и жанров. Всегда учитывает интересы и предпочтения других людей. Мотив выбора произведений студента достаточно убедителен и аргументирован, а значит осознан.
Анализ трех диагностических методик показал, что студенты группы 29127 имеют преимущественно средний уровень музыкального опыта: из 6 респондентов четверо показали средний уровень, и только двое высокий, причем на нижней границе высокого уровня (7 баллов из восьми и девяти возможных). Из этого следует сделать вывод, что у диагностируемых студентов есть потенциал для дальнейшего развития музыкального опыта.
После проведения диагностического этапа проекта следовал этап прогнозирования. Студенты коллективно обсудили результаты диагностики, определили, что основной причиной недостаточного (среднего, а не высокого) уровня их музыкального опыта явилась неэффективность их самостоятельной работы для развития музыкального кругозора и исполнительских навыков. Используя метод мозгового штурма, участники проекта выдвигали различные пути и способы дальнейшего развития музыкального опыта будущих педагогов-музыкантов. В итоге было определено 3 основных пути его развития: в учебной деятельности, в домашней обстановке и в кругу друзей. В процессе обсуждения обозначились следующие
способы развития музыкального опыта студентов в учебной деятельности: активное участие в качестве исполнителей в концертах кафедры искусств, организация и проведение концертов, лекториев для школьников, подготовка докладов, сообщений, презентаций о жизни великих композиторов и исполнителей. В домашней обстановке основными способами развития музыкального опыта явились: регулярное посещение филармонических концертов и концертов студентов других учебных учреждений, организация домашних праздников и концертов, ведение дневника слушания музыки, изучение эпистолярного наследия, мемуаров о жизни и творчестве композиторов, регулярная качественная репетиционная работа. В кругу друзей к способам развития музыкального опыта студенты отнесли: организацию (и/или участие) деятельности молодежного музыкального коллектива, совместное с друзьями посещение молодежных музыкальных фестивалей с последующим обсуждением их репертуара. Важно отметить, что подобное исследование проводилось на базе кафедры музыкальных и изобразительных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета. Исследователь (Черепанова О.К.) выявляла психолого-педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов, такие как взаимосвязь исполнительской и педагогической мотивации, использование метода интонационно-стилевого анализа произведений и другие, но пути и способы развития музыкального опыта студентов в данной работе обозначены не были [9].
Так как деятельность педагога-музыканта связана тесным общением со школьниками, студенты обсудили и спрогнозировали способы развития музыкального опыта школьников. Как показало обсуждение, эти способы во многом идентичны способам развития музыкального опыта школьником, либо могут быть адаптированы к возрасту школьников. Единственное отличие заключается в доступности музыкального материала для восприятия и исполнения детьми, а также в характере детского творчества, имеющего любительский, непрофессиональный уровень и ценность, прежде всего, для самих детей. Кроме того, исследователями доказано, «что наибольшей степенью эффективности обладает непроизвольное запоминание детьми классической музыки при ее фоновом звучании во время выполнения учащимися таких видов художественно-творческой деятельности, как свободное движение и рисование» [8]. Важно отметить, что уровень музыкального опыта педагогов-музыкантов, которые придут преподавать в школе урок музыки, напрямую связан с уровнем музыкального опыта школьников. Чем глубже и разнообразнее музыкальный опыт будущего педагога-музыканта, тем выше уровень музыкального опыта, и в целом, музыкальной культуры школьников. Такая же закономерность наблюдается относительно взаимодействия преподавателя вуза и студентов. «От педагогического стиля преподавателя вуза зависит эффективность развития личности студентов», в частности их музыкального опыта [6]. Таким образом, в развитии музыкального опыта необходимо соблюдать преемственность воздействий на трех уровнях: уровне школьного образования, уровне профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов и уровне постпрофессионального образования и самообразования преподавателей вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М.: Академя, 2002. - 416 с. (Высшее образование).
2. Курбонова Г.Н. Подготовка педагога-музыканта к исследовательской деятельности на основе взаимосвязи учебной и внеучебной работы в вузе / Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. -№1 (142) [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/2014_1.pdf (дата обращения 20.10.2015).
3. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Academia, 2001. - 230, [2] с. - (Высшее образование).
4. Мороз Т.И. К осмыслению духовной составляющей музыкального опыта // Культура и образование. - Февраль 2014. - №2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1358 (дата обращения: 19.10.2015).
5. Никонова З.В. Методологическая компетентность педагога: сущность и пути развития в послевузовском образовании: монография. - Краснодар, 2009. - 230 с.
6. Овсянникова О.А. Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе / Научно-педагогическое обозрение. - Томск. - Вып. 1 (7). - 2015. - С. 5158.
7. Овсянникова О.А. Организация проектной деятельности старших школьников в музыкальном образовании / Проблемы формирования и развития личности в соврем. социокульт. информ. образов. пространстве: Сб. научн. раб. молод. ученых. Часть 1. - Тюмень: «Печатник», 2011. - С. 134-135.
8. Тагильцева Н.Г., Шавов Ф.Д. Суггестопедия в формировании музыкального опыта дошкольников / Образование и наука - Екатеринбург. - 2015. - 2 (121). -С. 94-103.
9. Черепанова О.К. Психолого-педагогические условия эффективного формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - №4 [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/articles/2008/ped19.html (дата обращения: 19.10.2015).
10. Школяр Л.В. Диагностика развития музыкальной культуры школьников. Программа и методика изучения музыкальной культуры детей. - 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/1068219.html (дата обращения 10.10.2015).
Рецензент: Жукова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории музыки и музыкального образования», ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
Ovsyannikova Oksana Aleksandrovna
Tyumen state University Russia, Tyumen E-mail: [email protected]
Diagnostics of the musical experience of students of a direction «Pedagogical education» profile «Music education»: an analysis and prediction
Abstract. Learning and comprehension of diagnostic basement's research is an important of methodological competence of future teacher-musicians. This is why there is the necessary of knowledge of different diagnostic methods in professional sphere by students who study at specialty «Pedagogical Education» as a «Musical teacher». Acquire of research experience may take the form of collective project. In this article author describes process and results of implementation of students project of diagnostic of musical experience of student. This knowledge can allow musician to do a research of schoolchildren, and apply this diagnostic experience in their sociological research. In this work authors formulates the basic tasks of project, its resource providing and expected results. The basic stages of project are theoretical, diagnostic and stage of prediction, Each stage has its own forms and methods of student's work. Students do the diagnostic of musical experience, which is based on the methods of L.V. Shkolyar, and adapted to professional activity of students. According these methods there are three levels of musical students experience - low, middle and high. In the article author describes the quantitative and qualitative results, and analyses the practical results of students work. On the stage of prediction, students try to find the ways of development of musical experience in study activity, home sphere and friends circle. Each way has its own methods of development this experience such as organization of home celebrations, concerts, doing the diary of listening of music, studying of epistolary heritage and memoirs of life and activity of composers, regular qualitative rehearsals and other.
Keywords: diagnostic; musical experience; teachers-musicians; analyze of diagnostic; prediction of the ways of development of musical experience; prediction of the methods of development of musical experience of students and schoolchildren; students of specialty of «Pedagogic Education» as Musical Education; musical culture; project; criteria of availability of musical experience; levels of development of musical experience.
REFERENCES
1. Bezborodova L.A., Aliev Yu.B. Metodika prepodavaniya muzyki v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: Uchebnoe posobie dlya studentov muzykal'nykh fakul'tetov pedvuzov. - M.: Akademya, 2002. - 416 s. (Vysshee obrazovanie).
2. Kurbonova G.N. Podgotovka pedagoga-muzykanta k issledovatel'skoy deyatel'nosti na osnove vzaimosvyazi uchebnoy i vneuchebnoy raboty v vuze / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - №1 (142) [Elektronnyy resurs]. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/2014_1.pdf (data obrashcheniya 20.10.2015).
3. Muzykal'noe obrazovanie v shkole: Ucheb. posobie dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy / L.V. Shkolyar, V.A. Shkolyar, E.D. Kritskaya i dr.; / Pod red. L.V. Shkolyar. - M.: Academia, 2001. - 230, [2] s. - (Vysshee obrazovanie).
4. Moroz T.I. K osmysleniyu dukhovnoy sostavlyayushchey muzykal'nogo opyta // Kul'tura i obrazovanie. - Fevral' 2014. - №2 [Elektronnyy resurs]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1358 (data obrashcheniya: 19.10.2015).
5. Nikonova Z.V. Metodologicheskaya kompetentnost' pedagoga: sushchnost' i puti razvitiya v poslevuzovskom obrazovanii: monografiya. - Krasnodar, 2009. - 230 s.
6. Ovsyannikova O.A. Diagnostika pedagogicheskogo stilya prepodavaniya vokala v vuze / Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. - Tomsk. - Vyp. 1 (7). - 2015. - S. 5158.
7. Ovsyannikova O.A. Organizatsiya proektnoy deyatel'nosti starshikh shkol'nikov v muzykal'nom obrazovanii / Problemy formirovaniya i razvitiya lichnosti v sovrem. sotsiokul't. inform. obrazov. prostranstve: Sb. nauchn. rab. molod. uchenykh. Chast' 1. - Tyumen': «Pechatnik», 2011. - S. 134-135.
8. Tagil'tseva N.G., Shavov F.D. Suggestopediya v formirovanii muzykal'nogo opyta doshkol'nikov / Obrazovanie i nauka - Ekaterinburg. - 2015. - 2 (121). - S. 94-103.
9. Cherepanova O.K. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya effektivnogo formirovaniya muzykal'noy kul'tury budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov / Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i doktorantov. - 2008. - №4 [Elektronnyy resurs]. URL: http://jurnal.org/articles/2008/ped19.html (data obrashcheniya: 19.10.2015).
10. Shkolyar L.V. Diagnostika razvitiya muzykal'noy kul'tury shkol'nikov. Programma i metodika izucheniya muzykal'noy kul'tury detey. - 2001. [Elektronnyy resurs]. URL: http://refdb.ru/look/1068219.html (data obrashcheniya 10.10.2015).