УДК 78.071.4 ББК 74р30
Черепанова Ольга Кузьминична
кандидат педагогических наук, доцент г. Сургут Cherepanova Olga Kuzminichna Candidate of Pedagogics Associate Professor Surgut
Психолого-педагогические условия эффективного формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов Psychological and Pedagogical Environmental Complex of Future Teacher’s Musical Culture Effective Formation at Primary School
В работе актуализируется проблема формирования музыкальной культуры студентов специальности «Педагогика и методика начального образования», определяются ее структурные компоненты. Автор рассматривает особенности музыкального образования будущих учителей начальных классов, специфику психолого-педагогическихусловий, эффективно влияющих на формирование компонентов музыкальной культуры студентов.
The article makes actual work the problem of musical culture formation of the students studying «Theory and Methods ofEducation at Primary school»; its structural components are defined. The author touches upon the peculiarities offuture teacher’s musical education at primary school, psychological and pedagogical environmental complex that influences student’s musical culture components formation.
Ключевые слова: музыкальная культура личности, критерии качества музыкальной культуры студента, педагогические условия, комплекс психологопедагогических условий развития музыкальной культуры студента.
Key words: musical culture of a person, criteria of the quality of a student’s musical culture, pedagogical environmental complex, psychological and pedagogical environmental complex of a student’s musical culture formation.
В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей и подростков. Однако реальная школьная практика свидетельствует о направленности современного общего образования в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся в ущерб их духовно-нравственному и художественноэстетическому развитию.
Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов как части их духовной культуры [4], как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки. Выпускник специальности «Педагогика и методика начального образования», по требованиям ГОС ВПО, должен быть подготовлен к осуществлению культурно-просветительной деятельности среди учащихся младших классов. В профессиональной деятельности студент должен быть также подготовлен к решению типовых задач по формированию общей культуры, духовных, нравственных убеждений учащихся. Большая нагрузка по данному направлению профессионального становления студентов отводится дисциплине предметного блока «Теория и методика музыкального воспитания младших школьников».
Очевидно, что музыкальное образование будущих учителей начальных классов в вузе имеет свои особенности. Они видятся не только в овладении студентами методических основ организации музыкального воспитания младших школьников (методики разучивания песни, организации восприятия музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и др.), но и в ликвидации пробелов в собственном музыкальном образовании, возникших в результате массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе. В настоящее время становится очевидным, что развитие музыкальной культуры студентов - будущих учителей начальной школы - одна из
важнейших задач организации профессиональной подготовки студентов данной специальности.
Анализ современной научной литературы позволил определить различные подходы к определению понятия «музыкальная культура личности». Разработку социологического аспекта мы находим в трудах Р. И. Грубера, А. Н. Сохора, В. С. Цуккермана, философско-эстетические основы теории музыкальной культуры нашли свое развитие в трудах Р. А.Тельчаровой, психолого-педагогические аспекты исследованы в работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Г. М. Цыпина. Музыкальная культура личности, по Ю. Б. Алиеву, выступает как сложное интегративное образование, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей человека. Главными показателями музыкального опыта являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, проявление эмоционального отношения к музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критичность). Исследователи определили, что критериями, определяющими качество музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственноэстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, знания и оценочные представления о музыке [1].
Проблема реализации функций музыкального воспитания в профессиональной деятельности учителя начальных классов осложняется тем, что будущие специалисты, как правило, поступают в вуз с низким уровнем общей музыкальной культуры. К такому выводу мы приходим после проведения ежегодного входного контроля знаний студентов в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания младших школьников». В качестве основы для диагностики мы используем Программу и методику изучения музыкальной культуры Л. В. Школяр [6]. Автор предлагает взять для исследования уровня развития музыкальной культуры новообразования в духовном мире, которые разви-
ваются благодаря преломлению в мыслях и чувствах человека нравственноэстетического содержания музыкальных произведений и позволяют выявить степень причастности личности к духовной культуре человечества. Имеются в виду следующие новообразования:
1. Музыкальный опыт, позволяющий выявить интересы, пристрастия, широту кругозора человека. Критериями музыкального опыта, по мнению автора, является уровень общей осведомленности о музыкальных произведениях и истории их создания, а также мотивация обращения к данной музыке. В нашем случае главным показателем оценивания является мотив обращения к тому или иному произведению. Анализ результатов диагностики показал, что подавляющее большинство студентов имеют очень слабые представления о произведениях мирового музыкального искусства. В лучшем случае были названы только фамилии композиторов, произведения которых слушались когда-то в прошлом, но никаких воспоминаний не вызывали. Студенты отмечали преимущественно задушевную музыку, отдавали предпочтение современной популярной эстраде.
2. Музыкальная грамотность, являющаяся следствием духовного постижения музыкального искусства и позволяющая выявить уровень развития навыков слухового восприятия, способности воспринимать музыку эмоционально, как «живое искусство, рожденное жизнью», умения на слух определять характер музыки, в том числе и незнакомой. При этом основным критерием оценки Л. В. Школяр считает ориентированность в музыкально-драматургических процессах, средствах музыкальной выразительности произведений. В процессе исследования студентам было предложено выполнить следующие задания: прослушав три музыкальных фрагмента, определить, какие из них родственны между собой по «духу» музыки и почему; какие признаки (средства музыкальной выразительности) звучащей музыки позволили прийти к подобным выводам? Анализ результатов показал, что, как правило, студенты в состоянии оценить лишь эмоциональную сторону воздействия музыкального произведения вне взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности, они не чувствуют стилистических особенностей музыки. Таким образом, в большинстве случаев можно
отметить средний уровень развития музыкальной грамотности. У многих из будущих учителей начальных классов нет любимого произведения, отсутствует потребность постоянного возвращения к одной и той же музыке.
3. Музыкально-творческое развитие, позволяющее выявить способность к творчеству, т. е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к самовыражению, саморазвитию. Л. В. Школяр предлагает оценивать уровень музыкально-творческого развития в ходе выполнения творческих заданий по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.
Результаты исследования показали, что студенты на начальном этапе обучения слабо ориентируются в истории развития мирового музыкального искусства, имеют очень незначительный багаж слуховых впечатлений и объем знаний, характеризующих музыкальную грамотность, и, как следствие, их музыкальнотворческие проявления маловыразительны и неинтересны. Однако они осознают значимость музыки в жизни человека, в состоянии ее воспринимать и находить радость от общения с искусством. Таким образом, наличие противоречия между ответственностью учителя начальных классов в деле воспитания духовно богатой личности подрастающего поколения и низким исходным уровнем музыкальной культуры студентов данной специальности требует дополнительных усилий, специального конструирования содержания и процесса подготовки специалистов. Необходимо создание условий и педагогических ситуаций для эффективного формирования различных компонентов музыкальной культуры и соответствующих структур психики.
Условие, в понимании философов, - это существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [5].
К педагогическим мы относим те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечивать наиболее эффективное формирование и протекание нужного процесса. С точки зрения творческой деятельности, а музыкальная деятельность по своей сути таковой является, неправомерным считается сводить педагогические условия только к обстоятельствам,
к обстановке, к совокупности объектов, ибо развитие творческого потенциала является процессом, представляющим собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего. Поэтому условие - это не только то, что влияет на вещи, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием ее возникновения (В. Г. Разумовский).
В основу создания комплекса психолого-педагогических условий развития музыкальной культуры студентов нами положено развитие их мотивационной сферы, потребности в изучении музыкального искусства и использования его образцов в своей жизнедеятельности. Такая стратегическая ориентация позволяет существенно повысить эффективность обучения и стимулировать творческие проявления обучаемых. По мнению психолога Я. А. Пономарева, решающее значение для творческой активности личности имеет не сам по себе объем знаний, а их структура, психологический тип усвоения, определяемый характером деятельности, в которой они приобретались. Психологические структуры, которые при этом образуются, могут первоначально студентами не осознаваться, однако они оказывают несомненное влияние на их неосознаваемую и осознанную деятельность [3].
Первое условие - воспитание позитивной мотивации к музыкальноисполнительской деятельности. Опыт работы со студентами сформировал у нас убеждение, что в процессе хорового обучения (в рамках факультативных занятий) создаются оптимальные условия для систематического развития позитивного отношения к исполнительской деятельности. Исключительно велики в этом отношении возможности хоровой педагогики, которые позволяют студенту соприкасаться с совершенно особым по своей емкости репертуаром. Если в музыкальном искусстве образ всегда наполнен определенным музыкальным содержанием, отражая чувственную реакцию человека на различные явления действительности [2], то музыкальное исполнение не может не иметь ярко выраженной эмоциональной окраски. Обращение к эмоциональной стороне музыкального исполнения - еще один путь в развитии интереса к музыкальному искусству. Не обострив сферы чувствования студента, нельзя решить ни одной
из стоящих перед нами задачи. Мы стараемся насколько возможно расширить сферу исполнительской деятельности студентов на различных мероприятиях, проводимых в вузе: днях рождения факультета, «Экваторе», хоровых фестивалях и пр.
Взаимосвязь исполнительской и педагогической мотивации на основе музыкального творчества является следующим немаловажным условием формирования основ музыкальной культуры студентов. Единство педагогической и исполнительской мотивации предполагает также создание специальных условий, которые в определенной степени моделировали бы условия работы учителя начальных классов. Этой цели, а также развитию познавательного интереса к своей будущей профессии студентов, служат профессиональные конкурсы по наиболее важным элементам музыкально-эстетической подготовки учителя: на лучшее исполнение профессионального репертуара (соло, вокальным ансамблем, хоровым коллективом), на разучивание песенного репертуара с группой студентов, на лучший конспект воспитательного мероприятия с элементами музыкального исполнительства, на лучшую беседу о музыке, рассчитанную на различную возрастную аудиторию, на аннотирование произведений др. Трудно переоценить подобную работу по видению перспектив музыкальной исполнительской деятельности в будущей профессиональной работе для развития позитивного к ней отношения.
Логично выстроенное взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности студентов является также важным условием формирования основ музыкальной культуры студентов. Внеаудиторная деятельность создает условия не только для познания своего Я, формирования и развития своих способностей, но и для корректировки негативных для педагогической работы личностных образований. Практическая работа в стенах нашего учебного заведения по организации внеаудиторной деятельности студентов осуществляется по трем основным направлениям:
1) внеаудиторная деятельность внутри учебного заведения: участие в работе кружков, вокальных и инструментальных ансамблях, музыкальных студиях;
2) внеаудиторная деятельность в школах города: проведение различных праздников, музыкальных мероприятий для учащихся школ; подготовка совместных выступлений с учащимися или организация музыкально-эстетической деятельности самих детей;
3) связь с методическим объединением (МО) учителей начальных классов школ города: посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий с использованием музыкальных произведений творчески работающих учителей; посещение отдельных заседаний МО учителей по интересующей проблематике, ежегодных городских фестивалей музыкально-творческих коллективов школ города.
Все три направления могут существовать самостоятельно, а могут являться этапами одного творческого процесса. Внеаудиторная творческая деятельность органически связана прямой и обратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательного процесса, а также придает ему профессиональнопедагогическую направленность за счет раннего знакомства и вовлечения в будущую профессиональную деятельность.
Следующим условием, выявленным в ходе исследовательской работы по формированию основ музыкальной культуры будущих учителей начальных классов, является вовлечение в художественно-эстетическую среду города, обладающую богатым культурным потенциалом. Организуя по возможности масштабную встречу с прекрасным, мы считаем важнейшим критерием сфор-мированности музыкальной культуры степень нравственно-воспитательного воздействия искусства на духовный мир студента. Посещение концертов, спектаклей, выставок, фестивалей творческих коллективов позволяет формировать общекультурную сферу личности обучающихся. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность, а на человека в целом. Оно играет роль средства общения, способа ценностной ориентации, инструмента познания и орудия духовного преобразования объективного мира. Активное приобщение к культурной, эстетической среде города позволяет уравновесить рациональное и эмоциональное в учебно-воспитательном процессе, формиро-
вать такие компоненты музыкальной культуры, как музыкальный опыт и музыкальная грамотность.
Общеизвестно, что основой музыкального воспитания является восприятие произведений музыкального искусства. Использование в практической деятельности на занятиях метода музыкальной педагогики интонационно-стилевого анализа произведений [6] является, на наш взгляд, эффективным условием формирования одного из компонентов музыкальной культуры студентов - музыкальной грамотности.
Теоретический анализ специальной литературы и многолетний опыт практической деятельности в области музыкального образования позволяют сделать вывод, что именно интонационно-стилевой подход к восприятию музыкальных произведений наиболее эффективен в условиях работы со студентами. Использование данного метода позволяет активизировать процесс постижения смысла произведений музыкального искусства через сравнение интонаций внутри одного образа, через выявление соотношения интонаций разных частей одного произведения, через осмысление произведения в различных исполнительских трактовках.
Природа познавательного интереса, положенного в основу реализации психолого-педагогических условий развития музыкальной культуры будущих учителей начальных классов, представляет собой нерасторжимое сцепление эмоциональных и интеллектуальных регулятивных процессов, заставляет удовлетворять духовные запросы, стремление к познанию при помощи многосторонней деятельности, в которой единство мысли, эмоций, воли, внимания, воображения находит свое преломление, ощутимое и видимое самими студентами. Реализация всего комплекса психолого-педагогических условий позволяет значительно повысить уровень сформированности музыкальной культуры будущих учителей начальных классов: развить интерес к музыкальноисполнительской деятельности, процессу общения с музыкальным искусством, формировать стремление использовать его образцы в своей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М. : Издательский центр «Академия»,
2002. - 416 с.
2. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки : Исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М. : Композитор,1993. - 262 с.
3. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. -М. : Наука, 1976. - 303 с.
4. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. заведений / Д. К. Кирнарская,
H. И. Киященко и др.; под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Изд. Центр «Академия»,
2003. - 368 с.
5. Философский словарь [Текст] \ под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
6. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] : Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская. - М. : Флинта: Наука, 1999. - 336 с.
Bibliography
1. Bezborodova, L. A. Methods of Music Teaching at Comprehensive Schools Pext] : Textbook for Music Department Students of Pedagogical Universities / L. A. Bezborodova, Yu. B. Aliev. - M. : «Academy» Publishing Center, 2002. -416 p.
2. Medushevsky, V. V. Intonational Music Form: Research [Тех^] / V. V. Medushevsky. - M. : Composer, 1993. - 262 p.
3. Ponomareov, Y. A. Pscychology of Creativity [Тех^] \ Y. A Ponomareov. -M. : Science, 1976. - 303 p.
4. Pscychology of Music Activity : Theory and Practice Pext] : Textbook for Music Department Students of Pedagogical Universities / D. K. Kirnarskaya, N.
I. Kiyashchenko and others; under Editorship of G. M. Tsypin. - M. : «Academy» Publishing Center, 2003. - 368 p.
5. Philosophical Dictionary [Тех^] /under /Eeditorship of I. T. Frolov. - the 5 th Edition. - M. : Politizdat, 1987. - 590 p.
6. Shkolyar, L. V. Theory and Methods of Children’s Musical Education [Тех^] : Instructional Research Textbook \ L. V. Shkolyar, M. S. Krasilnikova, E. D Kritskaya. - M. : Flinta: Science, 1999. - 336 p.