Научная статья на тему 'Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в организациях дополнительного образования Кыргызской республики'

Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в организациях дополнительного образования Кыргызской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Дария Сапарбековна

В статье обосновывается необходимость совершенствования гражданско-патриотического воспитания в соответствии с новыми реалиями. При этом выделяется роль учреждений дополнительного образования в решении этой задачи, которые способствуют приобретению детьми основных патриотических навыков и качеств. Приводятся данные исследований автора, которые позволяют сделать вывод о том, что национальные ценности, национальные духовные традиции готовность к укреплению национальной безопасности, знание и уважение истории семьи, родного села, города, области не представляют для опрошенных первостепенной значимости. Это особо актуализирует поиск средств патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. В статье обобщается опыт Республикаского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Civil and Patriotic Education in Further Education Organizations of the Kyrgyz Republic

Need of enhancement of civil and patriotic education according to new realities is proved in the article. At the same time the role of organizations of further education in the solution of this task, which provide children with the main patriotic skills and qualities, is allocated. Data of the author’s researches are provided, which allow drawing a conclusion on that national values, national spiritual traditions, readiness for strengthening of national security, knowledge and respect of history of the family, the native village, city, area, are not very important for respondents. It especially staticizes search of means of patriotic education in organizations of children further education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в организациях дополнительного образования Кыргызской республики»

УДК 37

Д. С. Мусина

Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в организациях дополнительного образования Кыргызской Республики

В статье обосновывается необходимость совершенствования гражданско-патриотического воспитания в соответствии с новыми реалиями. При этом выделяется роль учреждений дополнительного образования в решении этой задачи, которые способствуют приобретению детьми основных патриотических навыков и качеств. Приводятся данные исследований автора, которые позволяют сделать вывод о том, что национальные ценности, национальные духовные традиции готовность к укреплению национальной безопасности, знание и уважение истории семьи, родного села, города, области не представляют для опрошенных первостепенной значимости. Это особо актуализирует поиск средств патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. В статье обобщается опыт Республикаского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан».

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, педагогические условия, повышение квалификации педагогов.

D. S. Musina

Pedagogical Conditions of Civil and Patriotic Education in Further Education Organizations of the Kyrgyz Republic

Need of enhancement of civil and patriotic education according to new realities is proved in the article. At the same time the role of organizations of further education in the solution of this task, which provide children with the main patriotic skills and qualities, is allocated. Data of the author's researches are provided, which allow drawing a conclusion on that national values, national spiritual traditions, readiness for strengthening of national security, knowledge and respect of history of the family, the native village, city, area, are not very important for respondents. It especially staticizes search of means of patriotic education in organizations of children further education.

Keywords: civic consciousness, patriotism, pedagogical conditions, professional development of teachers.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Кыргызстана с государством и обществом.

Очевидно, что будущее Кыргызстана зависит от степени готовности молодежи к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства. Нас не могут не тревожить результаты

социологического исследования 2011-2013 гг., которые «..показывают, что часть молодежи не связывает свою судьбу с родной землей, Отечеством. В ценностной ориентации молодых людей "патриотизм" стоит отнюдь не на первом месте, и только 8,3 % молодежи считают его для себя значимой ценностью (2012 г.). С другой стороны, исследование 2013 г. показывает, что страна, гражданство стоят как ценность на пятом месте -после семьи, этничности, образования и принадлежности к человечеству... на отъезд из страны нацелена примерно одна десятая часть опрошенных» [1].

В этой реальности система гражданско-патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.

«Особое место в формировании патриотизма и в целом в системе патриотического воспитания занимают учреждения дополнительного образования детей, которые в современных условиях являются полноценной образовательной средой, способствующей приобретению детьми основных патриотических навыков и качеств. Ведь от того, какими будут ценностные приоритеты сегодняшней молодежи, во многом зависит будущее страны» [3].

Модернизация патриотического воспитания в системе образования, особенно дополнительного, связана с выявлением и сохранением лучших традиций гражданского и патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.

© Мусина Д. С., 2016

В этом направлении всестороннюю работу, направленную на патриотическое воспитание и формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины, проводит Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан». Весь учебно-воспитательный процесс Центра направлен на формирование гражданственности, патриотизма, менталитета кыргызстанского гражданина и носителя национальной культуры, личности, понимающей и уважающей свою культуру, ценности других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями различных национальностей и верований. В «Балажане» ребенок, развивая свой творческий потенциал и способность к саморазвитию, учится быть целеустремленным и предприимчивым, конкурентоспособным во всех сферах жизнедеятельности.

Учреждение имеет свое специфическое содержание, особую практико-ориентированную технологию. Вся деятельность строится на развитии тех способностей и задатков, которые имеются у детей разного возраста. Добровольность занятий, свободный выбор ребенком секций, кружков - это то, что является существенным преимуществом в сравнении с обязательным школьным образованием. Используя эти преимущества, педагоги Центра пытаются применять инновационные методы работы с детьми и подростками по воспитанию гражданских и патриотических принципов [4].

В этих условиях актуализируется роль педагога центра, который должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реали-зовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Практика показывает, что для реализации требований общества к личности и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования педагогу сегодня недостаточно знания той предметной области, в которой он работает. Необходимы специальные педагогические условия гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, которые были изучены РУМЦЭВ «Балажан» в организациях дополнительного образования Кыргызстана.

С целью выявления профессионального уровня современного учителя, его жизненной позиции было проведено анкетирование педагогов городских и сельских внешкольных

организаций дополнительного образования в г. Бишкеке и Иссык-Кульской области. В исследовании приняли участие 90 педагогов. Педагоги имели разное образование и различный педагогический стаж работы. Очевидно, что убежденность самого педагога, его жизненная позиция как патриота и гражданина страны формируются на основе его ценностных ориентаций. В связи с этим педагогам был предложен список жизненных ценностей, которые надо было расположить по степени значимости.

Результат показал, что педагоги считают здоровье (48,5 %) и материально обеспеченную жизнь (46,3 %) наиболее важными для них ценностями, которые имеют большое значение в реализации жизненных планов, являются приоритетными. А такие ценности, как активная, деятельная жизнь, базовые национальные ценности, национальные духовные традиции, готовность к укреплению национальной безопасности, знание и уважение истории семьи, родного села, города, области, которые являются показателями гражданственности и патриотизма личности, не представляют для опрошенных первостепенной значимости. В то же время такие ценности, как честность, правдивость и эффективность в делах, присущие гражданско-патриотическому мировоззрению, занимают последние позиции.

На основе выявления уровня ценностного восприятия современным педагогом ВОДО Кыргызстана окружающего мира стало возможным определить место ценностей в гражданско-патриотическом воспитании педагогов. Педагогам анкетным путем было также предложено определить, что является государственными, национальными и демократическими ценностями. В результате оказалось, что учителя слабо ориентируются в градации общечеловеческих ценностей. Так, наиболее часто в качестве гражданских и демократических ценностей назывались любовь к Родине, к своему народу, к своей семье, бережное отношение к природе, свобода вероисповедания, равенство всех перед законом, а социальная толерантность, демократические ценности (политические права, гражданский мир и согласие) указали только 5 % педагогов; 19 % педагогов вовсе не смогли ответить на вопрос.

Анализ результатов анкетирования педагогов приводит нас к выводу о необходимости формирования активной жизненной позиции педагога (через повышение его квалификации с применением инновационных форм и методов по вопросам гражданско-патриотического

воспитания), а также создания педагогических условий для формирования позиции у детей.

Многолетний опыт работы Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» позволяет

констатировать, что для развития у педагога приоритетных ценностей и мотивации требуется создание в целостном педагогическом процессе Центра такой идеологической и воспитательной среды, насыщенной гражданско-

патриотическими ценностями, которая образует совокупность конкретных педагогических условий.

Педагогические условия в общем педагогическом процессе ВОДО - это совокупность возможностей содержания, форм, методов граждан-ско-патриотического воспитания.

Педагогические условия, которые педагоги ВОДО республики считают необходимыми для организации процесса формирования граждан-ско-патриотических ценностных ориентаций у воспитуемых, были изучены в ходе следующего проводимого исследования. Педагогам было предложено выбрать из предложенного списка те педагогические условия, которые эффективны для решения поставленных задач.

Исследование показывает, что, по мнению большинства опрошенных педагогов (71,5 %), в условиях формирования гражданско-

патриотической воспитанности учащихся первостепенной является личная позиция педагога, его ценностное самоопределение, убежденность, заинтересованность и стремление к пробуждению детской сознательности. Также выделяют знание форм, методов, новых педагогических технологий и умение применять их в работе с детьми (65 %). Лишь 18 % от общего числа респондентов отмечают необходимость создания в ВОДО условий для использования детьми своих прав. Педагогические условия, направленные на активное участие воспитываемых в развитии и преобразовании окружающего мира, создающие предпосылки для стимулирования социальной активности обучающихся, получили довольно низкую оценку (20,1 %).

На основе анализа результатов анкетирования педагогов, изучения опыта ВОДО по исследуемой проблеме можно сделать вывод, что в ВОДО республики недостаточное внимание уделяется вопросам гражданско-патриотического

воспитания и формированию ценностей. Это обусловлено следующими причинами: не разработаны системы воспитания патриотизма и гражданственности у детей и молодежи; не в должной степени используются новые методики

и технологии в воспитательном процессе; сами педагоги не знают идейно-теоретических основ гражданственности и патриотизма; не разработаны соответствующие программы деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; уровень подготовки педагогов дополнительного образования к такой работе недостаточно высок.

В связи с этим необходимо, на наш взгляд, обеспечить систему повышения квалификации учителей по гражданско-патриотическому воспитанию. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.

Эффективность повышения квалификации педагогов при данном подходе достигается благодаря «...переводу педагога из пассивного "слушателя" в активного, творческого, самостоятельного участника образовательного взаимодействия коллективному решению педагогических ситуаций, аналитических и конструктивных задач, деловых игр. Основа такого подхода в развитии творческого мышления педагога дополнительного образования ..., в котором осознаются достоинства и недостатки, происходит обмен опытом, приобретаются умения использования полученных теоретических знаний для исследования педагогических ситуаций и решения практических задач. Данный подход к содержанию и организации процесса повышения квалификации ориентирован на интенсивный рост профессионально-личностного мастерства педагога дополнительного образования» [2].

Итак, анализ субъектной позиции педагога на основе результатов анкетирования и изучения опыта организации учебно-воспитательной работы способствовал выявлению условий, направленных на обеспечение эффективности формирования гражданственности и патриотизма у детей.

Очевидно, что ребенку для приобретения личных взглядов и убеждений, определяющих принципы и установки его поведения граждан-ско-патриотического содержания, необходимо пропустить через себя эмоциональные переживания и внутренние противоречия. Вследствие этого ребенок вырабатывает прочные устоявшиеся взгляды и убеждения по вопросам патриотизма и гражданственности, что показывает степень зрелости его духовно-нравственного сознания,

жизненных позиций.

«Чтобы достичь таких результатов... необходимо выполнение в учебно-воспитательном процессе следующих условий: создание педагогических ситуаций, вызывающих... положительные эмоции и глубокие переживания при усвоении идей гражданственности и патриотизма; умелое использование положительных примеров гражданственности и патриотической убежденности, яркого фактического материала; включение... в разнообразные формы дискуссионной работы, способствующей возникновению борьбы мнений, отстаиванию своих взглядов, в процессе чего начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция; развитие субъектности педагога как механизм становления его гражданско-патриотических качеств, как условие формирования его субъектной позиции, выражающейся не только в высоком уровне профессиональной подготовки, но и в осознанном активном проявлении ценностных ориентаций патриота и гражданина своей Родины; введение в содержание учебных программ.... этнорегионального компонента, отражающего такие важнейшие вопросы формирования гражданско-патриотических качеств личности, как этническая идентификация, преемственность поколений, народные традиции-обычаи, язык, культура, национальное самосознание, народное творчество, отечественная история, история и культура родного края, историко-культурные памятники, значение региона в истории и культуре страны» [6].

Надо отметить, что использование разнообразных, традиционных и инновационных форм, методов и приемов обучения и воспитания в образовательном процессе также является одним из условий, способствующих формированию и развитию гражданских и патриотических позиций ребенка.

Немаловажное значение имеет наличие положительной эмоциональной атмосферы на занятиях, обеспечение удовлетворенности обучающихся результатами своей деятельности при формировании и развитии интереса детей и молодежи к вопросам гражданственности и патриотизма.

Еще одним условием воспитания гражданственности и патриотизма детей и молодежи является их включение в разные виды общественной деятельности, что открывает широкие перспективы в формировании социально активной личности.

Сегодня перед преподавателями РУМЦЭВ «Балажан» ВОДО республики стоит задача научно-теоретического и практического овладения содержанием воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма детей и молодежи, а также осознания себя как активных субъектов методологического обеспечения данного процесса. Решение этой задачи требует от преподавателей самообразовательной деятельности, подготовки к проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий. Система работы центра «Балажан» в этом направлении дает ощутимые результаты. Так, обсуждение данных проблем на семинарах и тренингах «Воспитательные технологии в учреждениях дополнительного образования» в октябре 2013 года, «Проблемы патриотического и гражданского воспитания молодежи Кыргызской Республики» в июне 2015 года, Международных научно-практических конференциях

«Формирование духовно-нравственных основ личности в современных условиях» в июле 2014 года, «Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе дополнительного образования» в июле 2015 года имеют особое место в определении педагогами своей гражданской и патриотической позиции. Важное место в ходе разработок научных основ патриотического воспитания граждан занимают социологические опросы. В этом отношении показательны следующие примеры. В Чуйской области нами было проведено социологическое исследование «Общественное мнение о патриотическом воспитании многонацинального населения Чуйской области». Подавляющее большинство опрошенных жителей области (76 %) считает, что идея патриотического воспитания молодежи сегодня крайне востребована и ей следует уделять больше внимания.

За пятилетний период были предложены и стали повседневной практикой многие новые формы работы по патриотическому воспитанию. Одной из таких форм в формировании патриотизма молодого поколения Кыргызстана, уважения к правам и свободам человека стали международные и республиканские конкурсы изобразительного искусства «Мы живем в СНГ», проводимые с 2007 года и поддерживаемые Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ, в год 70-летия Победы в Великой Отчественной войне - Международный конкурс детского рисунка «Мы наследники Великой Победы» с участием более 2000 детей из всех стран СНГ, «Этот славный День Победы» с

участием свыше 3 000 детей из 11 стран СНГ, в Год истории и культуры в КР - «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить», «Культура кочевников в рисунках детей» с выпуском каталогов лучших рисунков детей и др. Дети через свои рисунки рассказывали о достижениях и богатствах своей Родины, о ее истории, культуре, традициях, природе, о героизме кыргызстанского народа в годы Великой Отечественной войны, о славных людях современности. Межрегиональный конкурс вокалистов «Я Кыргызстанец и этим я горжусь!» позволил детям познакомиться с музыкальным наследием и культурой кыргызского народа и народов, проживающих в нашей стране. Акция «История моей страны в моем сердце» дала возможность детям и подросткам стать активными участниками и организаторами мастер -классов, традиционных национальных игр, исследований по памятникам материального и нематериального культурного наследия Кыргызстана. Большое значение в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи имеет использование произведений кыргызских авторов. Анимационный фильм «Сильные духом крепче стены», снятый по одноименной поэме классика кыргызской литературы драматурга

Ж. Боконбаева и изданный на кыргызском, русском, казахском языках, имеет глубокий воспитательный эффект. В республиканском конкурсе проектов на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию среди учащихся «Растим патриотов Кыргызстана!» приняли участие более 150 работ педагогических работников и авторских коллективов ВОДО, что явилось наглядным примером роста интереса педагогов и воспитателей к проблемам формирования патриотизма у подрастающего поколения. В последние годы на базе Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» повысили свою квалификацию около 1 000 руководителей и педагогов образовательных учреждений по вопросам гражданско-патриотического воспитания, что способствовало повышению эффективности мероприятий патриотической направленности в образовательных организациях республики. С 2010 года РУМЦЭВ "Балажан" проводит конкурс методических материалов «Воспитать патриота!» и конкурс на лучшую организацию патриотического воспитания в республике. За время его проведения получено более 100 работ. На их основе сформирована большая методическая база, обобщен опыт по ор-

ганизации патриотической работы в республике

[5].

Таким образом, перечисленные

педагогические условия создают во внешкольных организациях дополнительного образования лич-ностно-развивающую систему в учебно-воспитательной работе по формированию гражданственности и патриотизма кыргызстанской молодежи.

Библиографический список

1. «Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года» // Приказ Министерства образования и науки КР от 22.07.2014 г. № 5451. - С 3.

2. Калиш, И. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Калиш. - М., 2000. - 101 c.

3. Молодежная политика в г. Хабаровске [Текст]. -Хабаровск : Изд-во Управления по делам молодежи и социальным вопросам администрации г. Хабаровска, 2013.

4. Проблемы патриотического и гражданского воспитания молодежи Кыргызской Республики и ответственность педагога [Текст] / И. С. Болджурова, Д. С. Мусина. - Бишкек, 2016.

5. Текущий архив РУМЦЭВ «Балажан» (2007, 2010, 2011, 2015, 2016).

6. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учебное пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд. - М. : Высшая школа, 1990. - С. 357-358.

Bibliograficheskij spisok

1. «Koncepcija vospitanija shkol'nikov i uchashhejsja molodezhi Kyrgyzskoj Respubliki do 2020 goda» // Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki KR ot 22.07.2014 g. № 5451. - S 3.

2. Kalish, I. V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / I. V. Kalish. - M., 2000. - 101 c.

3. Molodezhnaja politika v g. Habarovske [Tekst]. -Habarovsk : Izd-vo Upravlenija po delam molodezhi i social'nym voprosam administracii g. Habarovska, 2013.

4. Problemy patrioticheskogo i grazhdanskogo vospitanija molodezhi Kyrgyzskoj Respubliki i otvetstvennost' pedagoga [Tekst] / I. S. Boldzhurova, D. S. Musina. -Bishkek, 2016.

5. Tekushhij arhiv RUMCJeV «Balazhan» (2007, 2010, 2011, 2015, 2016).

6. Harlamov, I. F. Pedagogika [Tekst] : uchebnoe posobie / I. F. Harlamov. - 2-е izd. - M. : Vysshaja shko-la, 1990. - S. 357-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.