Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическая компетентность педагога внешкольного дополнительного образования как фактор гражданско-патриотического воспитания детей'

Гражданско-патриотическая компетентность педагога внешкольного дополнительного образования как фактор гражданско-патриотического воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / COMPETENCE / METHOD / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Дария Сапарбековна

В статье рассматривается формирование гражданско-патриотической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования и ее влияние на гражданско-патриотическое воспитание детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil patriotic competence of teachers of non-formal additional education as a factor of civil patriotic education of children

The formation of civil-patriotic competence of teacher of out-of-school additional education and its influence to civil-patriotic education of children is considered in article.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическая компетентность педагога внешкольного дополнительного образования как фактор гражданско-патриотического воспитания детей»

Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы дисциплин с учетом специфики обучения, при этом возможно увеличение объема часов.

Туристская подготовка педагога - это, фактически, специализированная профессиональная подготовка, модель которой представляет интерес в том отношении, что туристская профессия востребована обществом. Вопрос о подготовке туристских педагогических кадров, а следовательно, о создании цельной системы дополнительного профессионального туристского образования уже вышел из состояния обсуждения и является вопросом предельно актуальным.

УДК 377.4; 37.017.4; 37.012.85

Д. С. Мусина

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается формирование гражданско-патриотической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования и ее влияние на гражданско-патриотическое воспитание детей.

The formation of civil-patriotic competence of teacher of out-of-school additional education and its influence to civil-patriotic education of children is considered in article.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, компетентность, метод, педагогические условия.

Keywords: civil-patriotic education, competence, method, pedagogical conditions.

Кыргызская Республика, получив независимость, столкнулась с жизненно важными задачами и необходимостью сохранить суверенитет и национальную безопасность, поднять и развить экономику, поддержать социально-духовную жизнь населения, развить образование. В связи с этим актуализировались задачи, связанные с

гражданско-патриотическим воспитанием детей и молодежи, формированием активной гражданской позиции личности, готовности к служению своему Отечеству.

Сложные реформы в области образования в силу недофинансирования привели к ослаблению воспитательной функции школы. При этом сегодня усиливаются роль и значение дополнительного образования детей. Предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию. В свою очередь повышаются требования к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности. Только творчески целеустремленный, активный педагог, профессионал, обладающий интеллектуальной, коммуникативной, информационной и исследовательской культурой, культурой самоорганизации и рефлексивной культурой, положительно влияет на качество обучения и гражданско-патриотическое воспитание, создает условия для духовного развития детей, осуществляет личностно-ориентированный подход к ним.

Для этого во внешкольном дополнительном образовании должны быть созданы соответствующие педагогические условия, помогающие становлению гражданского самосознания, саморазвитию и самоутверждению личности педагога, развитию его способностей.

Мы считаем, что педагогам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем.

Примером реализации гражданско-патриотического воспитания и формирования гражданско-патриотической компетентности педагогов является Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан».

Наши многолетние исследования выявили ряд проблем в формировании гражданско-патриотической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования: во-первых, педагогов внешкольного дополнительного образования с учетом специфики работы с детьми из разных социальных слоев, возрастов и

национальностей в Кыргызстане специально не готовят; во-вторых, повышение квалификации, имеющиеся в системе дополнительного образования сотрудников, не поставлено на систематическую основу; в-третьих, педагоги дополнительного образования порой не имеют базового педагогического образования, так как принимаются на работу представители из других сфер культурной деятельности. Они часто являются высококвалифицированными специалистами своей отрасли - музыканты, художники, танцоры и т. д. В значительной части педагоги испытывают серьезные затруднения в работе с детьми, так как не знают до конца особенностей методики гражданского и патриотического воспитания детей.

За последние 15 лет РУМЦЭВ «Балажан» стал ведущей организацией внешкольного дополнительного образования в стране, учебно-методическим центром для педагогов внешкольного дополнительного образования республики, центром распространения инноваций по гражданско-патриотическому воспитанию детей. В Центре обучаются более 5000 детей то 3 до 17 лет, работает около 60 студий различного направления.

Ведущее место в формировании гражданско-патриотической компетентности педагогов принадлежит методическому отделу «Балажана».

Приоритетным направлением в методической работе определено развитие педагогического творчества и мастерства. Для успешного осуществления данной работы отделом аналитико-диагностической работы центра проводится целенаправленная диагностика педагогического опыта коллектива в целом и каждого его члена в отдельности.

Очевидно, что убежденность самого педагога, его жизненная позиция, мировоззрение как патриота и гражданина страны формируются на основе его ценностных ориентаций. В связи с этим было проведено анкетирование педагогов городских и сельских внешкольных организаций и предложен список ценностей, которые надо было поставить по степени значимости.

Результат показал, что педагоги считают здоровье (49%) и материально обеспеченную жизнь (48.2%) преимущественно важными для них ценностями. А такие ценности, как активная деятельная жизнь, базовые национальные ценности, духовные традиции, готовность к укреплению национальной безопасности, знание и уважение истории семьи, родного села, города, которые являются при-

знаками гражданственности и патриотизма личности, для опрошенных не являются первоочередными по значимости. В то же время такие ценности, как честность, правдивость и эффективность в делах, присущие гражданско-патриотическому мировоззрению, занимают последние позиции.

Многолетний опыт показывает, что для развития у педагога приоритетных ценностей и мотивации требуется создание в целостном педагогическом процессе Центра такой идеологической и воспитательной среды, насыщенной гражданско-патриотическими ценностями, которая образует совокупность конкретных педагогических условий, выражающуюся в возможностях содержания, форм, методов гражданско-патриотического воспитания.

Для изучения необходимых педагогических условий в «Ба-лажане» педагогам было предложено выбрать из списка те педагогические условия, которые, эффективны для решения поставленных задач.

Исследование показало, что первостепенными, на их взгляд, условиями формирования гражданско-патриотической компетентности являются личная позиция педагога, его ценностное самоопределение, убежденность, заинтересованность и стремление к побуждению собственной сознательности (71,5%), также выделяют знание форм, методов, новых педагогических технологий и умение применять их в работе с детьми (65%). Педагогические условия, направленные на активное участие педагогов в развитии и преобразовании окружающего мира, получили довольно низкую оценку (20,1%).

Итак, мы пришли к выводу, что во внешкольном дополнительном образовании республики очень слабое внимание уделяется вопросам гражданско-патриотического воспитания и привития ценностей.

В связи с этим в центре «Балажан» выстроена система формирования гражданско-патриотической компетентности педагогов с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов.

Методическая работа в Республиканском учебно-методическом центре эстетического воспитания «Балажан» представляет собой часть системы непрерывного образования педагогов. Вскрывшиеся проблемы, прежде всего, рассматриваются на постоянно действующих семинарах, в основе которых находится технология «обучения действием». Перед педагогами стоит задача научно-тео-

ретического и практического овладения содержанием воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма у детей и молодежи, а также осознания себя как активных субъектов методологического обеспечения данного процесса. Анализируя собственную деятельность, педагоги пришли к выводу: низкий уровень готовности к осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся показали те педагоги, которые не усвоили в достаточном объеме теоретические знания по исследуемой проблеме, а также не имели какого-либо опыта гражданско-патриоти-ческой деятельности, что напрямую отразилось на качестве проводимых ими мероприятий социально значимого характера.

Важным условием является составление портфолио и представления его на заседании методического объединении в конце учебного года, деятельность методического совета, который на своих заседаниях изучает, обсуждает разработанные учебные программы, планы, методические пособия, оценивает авторские инициативы по работе с детьми, творческие поиски и опытно-экспериментальную работу педагогов.

Для достижения высокого уровня сформированности граж-данско-патриотических компетенций у молодых педагогов и педагогов, не имеющих педагогического образования, методотдел Центра ведет работу Школы молодого педагога. Эффективна в рамках работы Школы такая форма, как наставничество, педагогическое сотрудничество.

Большое значение имеют Международные научно-практические конференции по проблеме гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования гражданс-ко-патриотической компетентности педагогов в системе дополнительного образования. Участие в конференциях ученых и исследователей из России, Казахстана, Таджикистана, Индии, Польши, широкой научной общественности из Кыргызстана позволяет выявить общие проблемы и обменяться опытом работы в решении данной проблемы в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Формой познавательной деятельности, направленной на получение новой информации, позволяющей педагогу прогнозировать развитие своего гражданско-патриотического становления, воспитывать культуру ведения дискуссий, предоставляющей педагогам равные возможности для обмена мнениями, является круглый стол.

Отмечаем, что в нашей практике одной из эффективных форм и методов воспитания патриотов и законопослушных граждан Кыргызстана стали мастер-классы.

Включенность педагогов в разработку учебных и воспитательных программ, в творческий конкурс авторских программ по гражданско-патриотическому воспитанию детей является важным направлением методической работы центра. Значимую помощь педагогам в определении своей позиции имеет консультирование, а включение педагогами в учебные программы интерактивных форм обучения, таких как беседы, диспуты, дидактические игры, кроссворды, ребусы по ключевым темам программы, тестовые задания, активизирует воспитательно-образовательный процесс.

1. Большую ценность имеет работа с родителями. Педагогам и родителям ежегодно предоставляется возможность поразмышлять над глубиной содержания тех или иных мероприятий патриотической направленности, творчески переосмыслить исторический опыт, реализовать гражданскую позицию в практической деятельности. Широко используется в формировании педагога интеллектуальная игра [1].

Неоценимое значение придается воспитанию гордости за свою страну. Но гордость формируется, если педагог знает, чем можно сегодня в Кыргызстане гордиться. Это направление работы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др., которые внесенным вкладом в развитие нашей страны подчеркивают свою гражданскую позицию, поднимая престиж страны в мировом пространстве. Стала традицией встреча педагогов, детей Центра с выдающимися ученными, с народными художниками, ат-ристами, производственниками Кыргызской Республики.

В формировании компетентности педагогов, национального самосознания нельзя не отметить роль кыргызского языка. На родном языке держится вековая история, самобытная культура народа. Знание языка педагогами привлекло детей кыргызской национальности, слабо владеющих русским языком, особенно детей с окраин, из жилмассивов и пригородных районов г. Бишкек на занятия в студии РУМЦЭВ «Балажан». Так, если в 2008 г. центр посещали 42% детей кыргызской национальности, в 2016 г. дети кыргызской национальности в студиях составляют 68%. Это создает равные

возможности детям в творческом развитии, создавая доступность дополнительного образования.

Включение педагогов с первых дней учебно-воспитательной деятельности в самостоятельную исследовательскую деятельность, в различные конкурсы и фестивали является необходимым условием для формирования гражданско-патриотической компетентности. Одной из таких форм стали подготовка и проведение педагогами Центра международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Большое значение имеют Международные конкурсы изобразительного искусства «Мы живем в СНГ», которые поддерживаются Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ; в год 70-летия Победы в Великой Отчественной войне - конкурс детского рисунка «Мы наследники Великой Победы», «Культура кочевников в рисунках детей» с выпуском каталогов лучших рисунков детей и др. Дет под руководством своих педагогов через свои рисунки рассказывают о достижениях и богатствах своей Родины, о ее истории, культуре, традициях, природе, о героизме кыргызстанского народа в годы Великой Отечественной войны, о славных людях современности. Наблюдается динамика роста участников в данных конкурсах, что является показателем труда и гражданско-патриотической позиции педагога.

Неоценима роль педагогов в реализации программы «Одаренный ребенок». Так, Межрегиональный конкурс вокалистов «Я кыр-гызстанец, и этим я горжусь!», охвативший более 1000 начинающих певцов со всех уголков Кыргызстана, позволил педагогам познакомиться с музыкальным наследием и культурой кыргызского и других народов, проживающих в нашей стране; Международный конкурс-фестиваль «Иссык-Куль собирает друзей», который ежегодно проходит с участием более 500 детей из Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Индии, Китая, является ярким примером интернационализма, дружбы, понимания и культурного взаимообмена. Международный пленэрный лагерь «Иссык-Куль глазами детей» собирает юных художников из стран СНГ на берегу Иссык-Куля, дает возможность через рисунок воспитать в детях любовь к родной природе, к родному краю, а детей из-за рубежа приобщить к уважению природных богатств, культуры и традиций кыргызского народа. Показателем плодотворной работы педагогов по развитию творчества детей стали победы воспитанников на международных, республиканских конкурсах. За последние годы бо-

лее 3500 детей РУМЦЭВ «Балажан» стали победителями и обладателями золотых медалей международных конкурсов в Индии, Турции, Китае, Японии, Корее, Венгрии, Польше, Бельгии, США, России, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Украине, Армении и других странах.

В гражданском становлении и детей и педагогов исключительно важна роль «Школы особых детей». Более 18 лет в данной школе занимаются дети с особыми образовательными потребностями. Особенность программы Школы в том, что дети данной Школы занимаются в одной группе рядом с детьми, не имеющими проблем со здоровьем. Это помогает не на словах, а через активное участие детей и педагогов воспитывать в них чувство сопереживания, сострадания, взаимопомощи, взаимоподдержки.

Востребованные признаки реального проявления патриотизма личности формирует проведение социально значимых мероприятий: благотворительные, культурные или экологические акции, благоустройство территории города Бишкек, помощь ветеранам войны и труда, организация «тимуровского движения» и т. д., что воспитывает чувство сопричастности к социально полезной деятельности. За время внедрения нами экспериментальной программы в 18 раз возросло количество участников акций.

Эффективность и востребованность усилий «Балажана» по повышению педагогического мастерства видны из результата опроса, который показывает, что хотят повысить методическое мастерство по гражданско-патриотическому воспитанию 36,06% респондентов; желают познакомиться с новыми методами и технологиями в этом направлении работы - 57,4%; совершенствовать свой профессионализм на постоянной основе - 60,6%; освоить новую специальность - 19,7%; с детьми раскрыть свой творческий потенциал - 49,2%; расширить свои знания и повысить социально-психологическую подготовку - 18,03%; обновить знания по предмету (виду деятельности) - 32,8% (из 61 респондента).

Критерием оценки и результативности формирования граж-данско-патриотической компетентности педагогов в «Балажане» можно назвать следующие важные показатели (сравнительный анализ за 2006-2007 и 2015-2016 учебные годы): наглядный рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью по формированию гражданско-патриотической компетентности - без боязни, уверенно проводить открытые занятия, мастер-классы; уча-

стие в конкурсах, выступления на публике увеличилось с 22% в 2006-2007 учебном году до 60% в 2015-2016 учебном году; в распространении своего педагогического опыта на республиканских мастер-классах, семинарах, конкурсах приняли участие соответственно 13 и 55% педагогов; у 45% педагогов центра разработан учебно-методический комплекс по гражданско-патриотической деятельности; все педагоги по собственной инициативе прошли через различные формы повышения квалификации, что непосредственно помогло росту участия педагогов в различных конкурсах педагогического мастерства за указанные годы с 30 до 80%; в конкурсе методических материалов на темы гражданственности и патриотизма увеличилось количество участников-педагогов с 10 до 50% от общего количества педагогов центра «Балажан». Возросло количество педагогов-отличников образования КР, в сравнении с 2006-2007 учебным годом увеличилось с 12,2 до 29,5% в 20152016 учебном году.

2. Мониторинг «Качество проведения открытых занятий по гражданско-патриотическому воспитанию» показал значительное повышение уровня проводимых занятий, что повлекло увеличение численного состава воспитанников с 1237 детей в 2006-2007 учебном году до 5000 в 2015-2016 учебном году [2].

3. С 2010 г. РУМЦЭВ «Балажан» проводит конкурс методических материалов «Воспитать патриота!». За время его проведения получено более 100 работ. На их основе сформирована большая методическая база, обобщен опыт по организации патриотической работы в республике [3].

4. Все это способствовало хорошо организованному процессу обучения, и как следствие - высокий уровень удовлетворенности обучающихся собственной учебной деятельностью, 85% из 300 опрошенных детей особо отмечают знания, умения, навыки, направленные на формирование гражданина и патриота своей страны, а также инновации в деятельности организации; высокий (88,3% из 230 человек опрошенных) уровень удовлетворенности родителей деятельностью Центра - содержанием, профессионализмом педагогов. Особо родители отмечают разнообразие программ обучения с элементами гражданско-патриотической направленности: так, если в 2006-2007 учебном году было 39 работающих студий, то в 2015-2016 году - уже 62 студии [4].

Итак, гражданско-патриотическая компетентность педагога приобретается и проявляется в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе, что в конечном счете содействует эффективному гражданско-патриоти-ческому воспитанию детей.

Примечания

1. Маслов А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 2001.

2. Текущий архив РУМЦЭВ «Балажан» за 2007-2008, 2010-2011, 2011-2012, 2014-2015, 2015-2016 учебные годы.

3. Там же.

4. Там же (2006-2007 уч. год, 2015-2016 учебные годы).

УДК 378.115.15; 37.014; 316.354.2

А. Л. Третьяков

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ТУРИСТОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ, ПОИСКОВИКОВ, ЭКОЛОГОВ И ДРУГИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ: ПОЗИЦИИ СТОЛИЦ И РЕГИОНОВ

Автором рассмотрена одна из важных проблем современной России -бесплатная юридическая помощь и информационно-правовая культура для обучающихся, туристов, руководителей туристских походов, руководителей школьных музеев, поисковиков, экологов и других путешественников. Описаны теоретические аспекты относительно этих понятий. На примере межрегиональной конференции «Роль центров правовой и деловой информации в реализации программы негосударственной бесплатной юридической помощи» описана всероссийская важность данной проблемы. Описаны новые векторы развития современного правового просвещения и бесплатной юридической помощи для обучающихся, туристов, руководителей туристских походов, руководителей школьных музеев, поисковиков, экологов и других путешественников.

The author is considered one of the most important problems of modern Russia - a free legal advice and information and legal culture of the population. We describe the theoretical aspects regarding these concepts. For example,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.