Научная статья на тему 'Международный форум патриотов'

Международный форум патриотов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ / ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ / ПРОБЛЕМОРАЗРЕШАЮЩАЯ СИСТЕМА / ЗАКОН НЕОБХОДИМОГО РАЗНООБРАЗИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ / SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SYNERGISTIC EFFECT / SOCIAL THEORIES / TYPICAL FEATURES OF A SYSTEM / SYSTEM THAT SOLVES THE PROBLEM / LAW OF REQUISITE VARIETY / BENEFITS OF POLYSUBJECT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Иван Михайлович

Статья, посвященная проблемам формирования системы духовно-нравственного воспитания, описывает международную научно-практическую конференцию «Формирование ценностного отношения к прошлому основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания». Актуальность подобной тематики диктуется факторами глобализирующегося мира, усиливающейся дезинтеграции обществ, в том числе и российского, по этнонациональному, конфессиональному, межпоколенному, субкультурному и другим основаниям. Характеризуется активно развивающаяся в Свердловской области система патриотического воспитания. Отмечается положительная роль мероприятий по возрождению комплекса «Готов к труду и обороне», открытия кадетских учебных заведений и военно-патриотических клубов, деятельности краеведческих музеев. В докладе И. С. Огановской говорилось о важности ценностного отношения к истории: ценностное отношение к историческому прошлому влечет за собой и ценностное отношение к Отечеству в целом, но это возможно, если изучение отечественной истории начинается с раннего возраста как в системе общего, так и дополнительного образования, а также если в семье все ее члены занимаются восстановлением истории рода. Об актуальных проблемах патриотического воспитания позволяют судить темы секционных заседаний конференции: мировоззренческие, историко-культурные и психолого-педагогические аспекты гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; взаимодействие семьи и школы; роль историко-обществоведческого образования в осмыслении исторического прошлого России; консолидация усилий общественных, религиозных организаций, учреждений дополнительного образования и культуры; актуализация традиций кадетского и казачьего воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL FORUM OF PATRIOTS

The article focuses on the problems of formation of the system of spiritual and moral education and describes the international scientific-practical conference “Formation of Value-based Attitude to the Past a Basis of Civil Patriotic, Spiritual and Moral Education” The urgency of the topics is determined by the factors of the globalizing world, growing disintegration of societies, including the Russian one, on the ethno-national, confessional, inter-generation, sub-cultural and other principles. The reports characterize the system patriotic education which is being actively developed in Sverdlovsk Region. The speakers note the positive role of various mass events aimed at the restoration of the complex “Ready to Work and Defense”, establishment of cadet education institutions and military-patriotic clubs and activity of local history museums. The report of I.S. Oganovskaya deals with the importance of value-based attitude to history: value-based attitude to the past leads to value-oriented attitude to the Motherland in general; and this is possible only when the study of the Russian history begins in early childhood both in the system of general and additional education, and if all members of the family take part in the reconstruction of the family history. The topics of sectional reports mark the urgent problems of patriotic education: worldview, historical-cultural and psycho-pedagogical aspects of civil-patriotic and spiritual and moral education; cooperation between family and school; the role of historical-sociological education in understanding the historical past of Russia; consolidation of social, religious organizations, institutions of additional education and culture; actualization of the traditions of cadet and Kazak education.

Текст научной работы на тему «Международный форум патриотов»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ

УДК 37.035.6:37.034

ББК Ч400.522+Ч400.521 ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.01

Клименко Иван Михайлович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики обучения истории исторического факультета, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Klimenko@uspu.ru.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПАТРИОТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система духовно-нравственного воспитания, синергетический эффект, социальные теории, признаки системы, проблеморазрешающая система, закон необходимого разнообразия, преимущества полисубъектности.

АННОТАЦИЯ. Статья, посвященная проблемам формирования системы духовно-нравственного воспитания, описывает международную научно-практическую конференцию «Формирование ценностного отношения к прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания». Актуальность подобной тематики диктуется факторами глобализирующегося мира, усиливающейся дезинтеграции обществ, в том числе и российского, по этнонациональному, конфессиональному, межпоколенному, субкультурному и другим основаниям. Характеризуется активно развивающаяся в Свердловской области система патриотического воспитания. Отмечается положительная роль мероприятий по возрождению комплекса «Готов к труду и обороне», открытия кадетских учебных заведений и военно-патриотических клубов, деятельности краеведческих музеев. В докладе И. С. Огановской говорилось о важности ценностного отношения к истории: ценностное отношение к историческому прошлому влечет за собой и ценностное отношение к Отечеству в целом, но это возможно, если изучение отечественной истории начинается с раннего возраста как в системе общего, так и дополнительного образования, а также если в семье все ее члены занимаются восстановлением истории рода. Об актуальных проблемах патриотического воспитания позволяют судить темы секционных заседаний конференции: мировоззренческие, историко-культурные и психолого-педагогические аспекты гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; взаимодействие семьи и школы; роль историко-обществоведческого образования в осмыслении исторического прошлого России; консолидация усилий общественных, религиозных организаций, учреждений дополнительного образования и культуры; актуализация традиций кадетского и казачьего воспитания.

Klimenko Ivan Mikhailovitch,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching History Faculty of History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INTERNATIONAL FORUM OF PATRIOTS

KEYWORDS: system of spiritual and moral education, synergistic effect, social theories, typical features of a system, system that solves the problem, law of requisite variety, benefits of polysubject structure.

ABSTRACT. The article focuses on the problems of formation of the system of spiritual and moral education and describes the international scientific-practical conference "Formation of Value-based Attitude to the Past - a Basis of Civil Patriotic, Spiritual and Moral Education" The urgency of the topics is determined by the factors of the globalizing world, growing disintegration of societies, including the Russian one, on the ethno-national, confessional, inter-generation, sub-cultural and other principles. The reports characterize the system patriotic education which is being actively developed in Sverdlovsk Region. The speakers note the positive role of various mass events aimed at the restoration of the complex "Ready to Work and Defense", establishment of cadet education institutions and military-patriotic clubs and activity of local history museums. The report of I.S. Oganovskaya deals with the importance of value-based attitude to history: value-based attitude to the past leads to value-oriented attitude to the Motherland in general; and this is possible only when the study of the Russian history begins in early childhood both in the system of general and additional education, and if all members of the family take part in the reconstruction of the family history. The topics of sectional reports mark the urgent problems of patriotic education: worldview, historical-cultural and psycho-pedagogical aspects of civil-patriotic and spiritual and moral education; cooperation between family and school; the role of historical-sociological education in understanding the historical past of Russia; consolidation of social, religious organizations, institutions of additional education and culture; actualization of the traditions of cadet and Kazak education.

В

начале октября 2015 года в 7 субъектов РФ, более 40 субъектов Сверд-

г. Екатеринбурге состоялась меж- ловской области.

дународная научно-практическая конфе- Проведение международной научно-

ренция, участниками которой стали пред- практической конференции «Формирова-

ставители Республики Беларусь, Республи- ние ценностного отношения к прошлому -

ки Казахстан, Киргизской Республики, основа гражданско-патриотического и ду-

© Клименко И. М., 2015

ховно-нравственного воспитания» обусловлено актуальностью заявленной темы в условиях глобализирующегося мира, усиливающейся дезинтеграции обществ, в том числе и российского, по этнонациональному, конфессиональному, межпоколенному, субкультурному и другим основаниям. В докладе Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В. И. Романова отмечалось: «Сегодня, в условиях радикальных изменений в социально-экономической, политической жизни российского общества, мы являемся свидетелями попыток некоторой девальвации патриотизма. Необходимо также признать, что определенной части современной российской молодежи свойственны растерянность, пессимизм, размытость патриотических ценностей» [9, с. 5].

Искаженное понимание патриотизма некоторой частью молодежи также обусловлено целенаправленным формированием «западной идеологической машиной» негативного отношения к России и умышленной, открытой фальсификацией истории развития нашей страны. Можно констатировать тот факт, что возникла обостренная необходимость в совершенствовании патриотического воспитания граждан и полноценном его возвращении в образовательный процесс, поскольку именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям во имя Отечества [Там же].

Конференция проходила в течение трех дней: 6-8 октября 2015 года. В ходе пленарного заседания, состоявшегося 7 октября в здании Правительства Свердловской области, перед участниками форума выступили представители областной государственной власти, зарубежные гости из Беларуси и Кыргызстана, ученые и общественные деятели.

Все ораторы отметили сложную внешнеполитическую и экономическую ситуацию, в которой сегодня находится Россия и страны СНГ, что не может не отражаться на требованиях к подходам воспитания.

Председатель Законодательного Собрания Свердловской области Л. В. Бабушкина, подчеркнув актуальность конференции, акцентировала внимание на том, что патриотическое воспитание не может быть однобоким: «Любовь к Родине формируется в контексте общей образованности общества, формирования национальной идеи, где одна из главных ролей принадлежит педагогу». Можно сожалеть о потерянном времени, о поколении потребителей, выпущенных за последние десятилетия из стен школы, когда из образовательных учреждений был вынесен воспитательный процесс, а можно и нужно идти дальше.

Министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю. И. Бик-туганов, говоря о теории и практике в сфере патриотического воспитания, отметил такие постулаты, как знание истории, занятия краеведением и опору на национальные традиции.

На пленарном заседании, выступили с докладами Заместитель Председателя Правительства Свердловской области Романов Владимир Иванович, председатель ассоциации преподавателей права Свердловской области, доцент СУНЦ УрФУ, кандидат исторических наук Огоновская Изабелла Станиславовна, директор Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук Бостанджогло Михаил Михайлович, главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь Онуфрович Елена Михайловна, директор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» Республики Кыргызстан Мусина Дария Сапарбековна, заведующий кафедрой теории и методики обучения истории Ур-ГПУ, кандидат педагогических наук Клименко Иван Михайлович, заведующий кафедрой культурологи УрГПУ, доктор культурологи Мурзина Ирина Яковлевна, председатель Свердловской региональной общественной детской организации «Каравелла», кандидат педагогических наук Крапивина Лариса Александровна.

В докладе В. И. Романова был приведен анализ эффективности системы патриотического воспитания, сложившейся в Свердловской области, продемонстрированы очевидные успехи в формировании у молодежи гражданских и духовно-нравственных качеств. В год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне молодежь активно участвовала в массовых патриотических акциях «У Победы наши лица», «Бессмертный полк» и других, в традиционных тематических мероприятиях в образовательных организациях, встречах с ветеранами, в торжественно-траурных церемониях.

Было отмечено, что новым импульсом в совершенствовании системы и самого процесса воспитания патриотизма стала «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года», впервые в истории региона утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области. Она реализуется в рамках комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы». Несмотря на отсутствие Федерального закона о патриотическом воспитании, осуще-

ствляется подготовка проекта областного Закона «Об организации патриотического воспитания граждан в Свердловской области».

Обеспечивается регулярное проведение заседаний областного Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан.

В системе образования Свердловской области сохранен достаточный ресурс для развития патриотического воспитания. В 1075 общеобразовательных учреждениях созданы внеклассные воспитательные объединения школьников, в том числе патриотической направленности. В каждом втором учреждении дополнительного образования (а таких учреждений в Свердловской области 221) реализуются образовательные программы патриотического содержания, такие как комплексная программа «Каменный пояс», межведомственная программа «Родники», краеведческий форум «Мы -Уральцы». В муниципальных образованиях реализуются социально-педагогические проекты «Юные тагильчане», «Будущее Титановой долины», «Я - ирбитчанин» и другие. Воспитательная работа осуществляется во взаимодействии с общественными организациями и социальными партнерами.

Возрождается, прежде всего в образовательных организациях, движение по сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».

Большим подспорьем в практической работе по воспитанию патриотизма стал изданный в 2014 году информационно -методический сборник «Опыт организации патриотического воспитания населения в муниципальных образованиях в Свердловской области». Сборник подготовлен к изданию Ассоциацией «Совет муниципальных образований Свердловской области» при участии Регионального центра патриотического воспитания.

В области функционируют 7 кадетских образовательных организаций, 177 кадетских классов и 19 кадетских клубов. В образовательных организациях общего и профессионального образования созданы 13 центров военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, 582 сертифицированных музея.

Вносят большой вклад в воспитание патриотизма, оказывают значительное влияние на формирование положительной мотивации юношей к военной службе традиционные мероприятия, проводимые на территории области каждый год в феврале-марте, в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 11 марта 1997 года «О ежегодном проведении в Свердловской области месячника защитников Отечества».

Как результат - неуклонно снижается количество молодых граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу. В 2014 году из образовательных организаций на территории Свердловской области в учебные заведения Министерства обороны России поступило 225 выпускников, в этом году - почти в два раза больше[9, с. 6-10].

В качестве вывода В. И. Романов подчеркнул, что Свердловская область имеет серьезный потенциал дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан, которая содержит сформированный образ «опорного края державы», промышленного и образовательного центра, культивирующийся и укоренившийся в общественном сознании граждан.

И. С. Огановская представила доклад «Ценностное отношение к Отечеству как результат познания, понимания и объяснения его исторического прошлого» [12, с. 30-37]. Для определения понятия «ценность» ею был использован «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, где понятие «ценность» определяется как явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении, а также пояснение следующего рода: признавая ценность кого-чего-нибудь, беречь, относиться с должным вниманием, уважением к кому-чему-нибудь [10].

Приведено также мнение Д. С. Лихачева, утверждавшего, что «история приучает ценить современность, как результат тысячелетних усилий, подвигов, а иногда и мученичества наших предков», что она «показывает, сколько ошибок было совершено в прошлом... воспитывает чувство ответственности перед будущим»[5].

Широкий анализ мнений приведенных в докладе отечественных и зарубежных ученых суммирован в пяти позициях: 1) без глубокого знания истории, без осмысления событий прошлого разобраться в сложном и меняющемся мире трудно и даже невозможно; 2) историческое забвение, беспамятство ведет к гибели государств и народов; 3) отношение к собственному историческому прошлому, доминирующее в обществе, определяет его представление о себе и задачах дальнейшего развития; 4) главное в истории - люди и их действия, от которых зависит исход битв, реформ, судьбы участников исторического процесса; 5) на основе анализа причин тех или иных исторических событий история учит извлекать уроки из прошлого и не повторять ошибок.

Главным в исследуемой проблеме И. С. Огановская считает поиск ответа на вопрос: как, каким образом можно добиться того, чтобы молодое поколение нашей

страны уважительно относилось к историческому прошлому Отечества, гражданами которого они являются.

Первая позиция связана с организацией образовательного процесса.

Во-первых, необходимо вернуть в учебные планы систематический пропедевтический курс истории (в виде курсов «Рассказы по родной истории», «Введение в историю» и др.).

Во-вторых, следует вернуться к трехуровневому историческому образованию: всеобщая история, национальная история, национально-региональный компонент (прежде всего - краеведение). То, что в настоящее время последний названный компонент в образовательных учреждениях значительно сократился, заметно снизило и воспитательный потенциал исторического курса в целом.

В-третьих, крайне желательно, чтобы изучение истории происходило не только на уроках, но и вне их (музеи, выставки, экскурсии по городу и т.д.). Как писал российский философ В. В. Розанов, воспитывает человека «человека не школьный урок, не учебник, не классный учитель, но всегда и только жизнь».

Вторая позиция связана с содержанием курса отечественной истории.

Во-первых, почтительное отношение к Отчеству начинается с уважительного отношения к предкам, славой которых, как писал А.С. Пушкин, «гордиться... не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». В преподавании истории нельзя отказываться от сюжетов, позволяющих испытать чувство гордости за Россию в целом.

Вместе с тем «гордиться славой предков» совсем не означает, что из учебников истории должны быть изъяты «бесславные» страницы (века крепостного права, период сталинских репрессий, скрытые войны периода «холодной войны» и т.д.). Эти страницы должны быть преподнесены так, чтобы обучающиеся понимали, вследствие чего такая страница в истории их Отечества была. Н. М. Карамзин писал об этом так: «Историк... не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом».

Во-вторых, для глубинного постижения сути событий, явлений, процессов необходимо переходить от истории фактов к истории, объясняющей, как и почему возникло

настоящее. К примеру, П. Я. Чаадаев считал, что незнание истории «вызывается совсем не незнанием фактов, а недостатком их осмысления и ошибками в рассуждении».

В-третьих, в курсе истории и школьных учебниках должно быть больше позитива: от истории войн, конфликтов, противостояний необходимо перейти к истории взаимодействий, сотрудничества стран, народов.

В-пятых, для понимания процессов прошлого необходимо научиться видеть противоречия определенных исторических эпох и событий.

В-шестых, необходимо отказываться от позиции судьи в оценках событий и деятельности людей, устраивать так называемые «суды истории», ведь потомки отличаются от предков настолько, что никогда не смогут в полной мере их понять. Так, Д. И. Иловайский придерживался мнения, что учитель должен описывать исторические события, но не давать «приговоров о лицах и учреждениях времен минувших».

В-седьмых, обучающиеся должны понять и то, что ценностное отношение к Отечеству - это и готовность к его защите. В одном из своих выступлений А. А. Кара-Мурза приводит такой пример: в последний год своей жизни Т. Н. Грановский возвращался в Москву из своего имения и встретил по дороге ополчение из Нижнего Новгорода, идущее на Крымскую войну. В его составе были офицеры, которые учились на историческом факультете Московского университета. Они, конечно, узнали Грановского и сказали ему: «Знаете, Тимофей Николаевич, все, кто учился у Вас и слушал Ваши знаменитые либеральные курсы по истории Европы, они все сейчас добровольцами пошли на войну. А те, кто еще тогда «валял дурака», жевал эту жвачку «самодержавие-православие-народность», то есть учились не у Вас, а у С. С. Уварова, - вот те сейчас... вместо себя посылают других рекрутов, своих крепостных...» [3, с. 99-104].

Подводя итоги всему вышеизложенному, И. С. Огановская делает следующий вывод: ценностное отношение к историческому прошлому влечет за собой и ценностное отношение к Отечеству в целом, но это возможно, если изучение отечественной истории начинается с раннего возраста как в системе общего, так и дополнительного образования; если в семье все ее члены занимаются восстановлением истории рода; если в курсе истории уделяется внимание событиям, принесшим славу предкам, и самим предкам, оставившим достойный след в истории; если учебники представляют исторический путь страны со всеми его победами и поражениями и позволяют обучающимся размышлять над причинами таковых, давать

нравственную оценку деяниям предков; если обучающиеся «научаются» видеть противоречия прошлого и настоящего; если они выступают не в роли судей, а в роли соучастников со-бытия; если осмысление прошлого происходит при помощи исторических источников, дискуссий, живого общения с представителями недавнего, но все-таки исторического прошлого [8, с. 30-37].

В докладе заведующего кафедрой отечественной истории и теории и методики обучения истории УрГПУ И. М. Клименко «Си-нергетический эффект системы духовно-нравственного воспитания» рассмотрены методологические проблемы процесса завершения формирования системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания граждан в Свердловской области.

Автор отмечает, что любое социальное явление достигнуто только при наличии каждого признака, и если хотя бы одного признак отсутствует, то и явление только складывается, развивается. Это утверждение полностью применимо к системе воспитания.

Безусловно, совместные усилия многочисленных субъектов воспитания создают предпосылки для завершения формирования системы. Однако, признак синергетич-ности, как самый ценный результат развития системы воспитания, пока определяется не в полной мере. Автор предполагает, что не хватает именно теории, научно-обоснованных рекомендаций, построенных на строгом мониторинге и на ясных методиках взаимодействия, и рассматривает общие признаки системы.

Первый признак - целостность системы. Это означает, что в некотором существенном аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.

Второй признак - синергичность, то есть появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов. Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих ее частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.

Третий признак - иерархичность. Каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).

В докладе указано, что достигнутым является пока только третий из признаков. «По поводу первого признака мы видим, что целостность системы далеко не достигнута. Можно рассмотреть это на примере

семьи как обязательного элемента воспитания. Ценность взаимосвязей семьи с остальными элементами воспитательной системы для абстрактной средней семьи совершенно неочевидна. Большую ценность для нее имеют гораздо более прагматичные структуры. Даже внутри самих организаций, занимающихся воспитанием, мы зачастую видим не только недобросовестную конкуренцию, стремление «перетянуть одеяло на себя» но и прямое противодействие. Например, проводя областные мероприятия, наш факультет зачастую встречал отсутствие отклика со стороны городских организаций.

Что касается признака синергичности, то это - самый конечный и самый ценный результат построения системы. Как только будут достигнуты два остальных признака, появится и синергетический эффект. Мы получим ощутимый прирост нравственных человеческих качеств у наших воспитанников, который будет проявляться на всех направлениях воспитания» [4, с. 23-29].

Теория систем знает закон Уильяма Эшби, закон необходимого разнообразия, который гласит, что при создании пробле-моразрешающей системы необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать такое разнообразие. Иначе говоря, система должна обладать возможностью изменять свое состояние в ответ на возможный вызов среды. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему [2].

В докладе отмечается, что методологические подходы к формированию системы духовно-нравственного воспитания в России остались практически неизменными с конца ХХ века. Рассмотрены возможные направления модернизации в сфере теории. В частности, автор считает необходимым внимательнее приглядеться к теории струк-турации Энтони Гидденса. Гидденс полагает, что люди наделены стремлением к определенной степени стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в том, что он называет «онтологической безопасностью или уверенностью в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть» Он предполагает, что это может быть связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. По Гидденсу, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствует производству предписанных об-

разцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, и таким образом структуры общества, социальная система и институты воспроизводятся.

Однако в этом процессе заключена всегда присутствующая возможность того, что общество может меняться. Наиболее активные социальные субъекты не должны вести себя так, как это делают другие, не обязательно они должны всегда и во всем действовать сообразно своим прежним установкам. Люди постоянно думают, что они делают, и оценивают, достигаются ли их цели. Если они не достигаются, индивиды могут начать вести себя иначе. Образцы взаимодействия при этом могут меняться, а с ними и социальная структура. По мнению И. М. Клименко, Э. Гидденс пытается преодолеть ограниченность фрейдомарксизма, бихевиоризма и деятельностных теорий путем их конвергенции. Социальная практика не создается индивидами, а лишь постоянно воспроизводится ими, то есть она имеет характер преемственности, упорядоченности. Что исключительно важно для понимания сущности воспроизводства социального поведения [1].

Кроме этого в теории структурации уделяется значительное внимание роли власти как инструмента, способного тормозить или, наоборот, активизировать деятельность субъектов и через них изменять социальные взаимоотношения. Он объясняет это тем, что все социальные действия так или иначе связаны с властными отношениями. Для отечественной практики влияние власти на социальные отношения еще менее опосредованно, чем, скажем, в Европе [4, с. 23-29].

С докладом «Особенности патриотического воспитания детей во внешкольном дополнительном образовании» выступила директор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» Республики Кыргызстан Д. С. Мусина. В докладе были раскрыты особенности патриотического, гражданского воспитания детей в современных условиях во внешкольном дополнительном образовании в Кыргызстане. Приведены элементы экспериментальной программы по патриотическому воспитанию детей в РУМЦЭВ «Балажан», в частности, в подготовке и проведении концертов, выставок, различных праздников [7, с. 17-22].

Профессор И. Я. Мурзина представила доклад «Казачье образование: традиции и современность». Под казачьей педагогикой сегодня понимают обобщенный практический опыт воспитания и обучения детей на основе устоявшейся системы ценностей, в которой ключевое место занимают тради-

ции культуры, характер бытового уклада, специфика социальных связей и отношений, влияющих на становление личности.

За последние двадцать лет в нашей стране появились казачьи классы и школы, различные клубы и центры, занимающиеся возрождением традиций казачества и приобщением к ним всех желающих, прежде всего молодежи. Чтобы идти вперед, нужно обобщить имеющийся опыт, увидеть, что интересного и значимого сделано. В настоящее время казачий компонент рассматривается как основа образования - воспитание крепких духом людей, готовых трудиться во благо своей страны.

И. Я. Мурзина подчеркнула, что задачами кадетского образования были и остаются подготовка человека, обладающего выраженными лидерскими качествами, самостоятельного, образованного, с выраженной гражданской позицией, на каком бы то ни было государственном или общественном поприще готового брать на себя ответственность за свою собственную судьбу, свой край, свою страну.

Один из создателей воспитательной системы в кадетских корпусах Российской империи, начальник штаба военно-учебных заведений Я. И. Ростовцев утверждал: «Цель воспитания кадета обозначена ясно, отчетливо, в высшей степени религиозно, нравственно и патриотически. Военно-учебному заведению поставлено в обязанность приготовлять не чисто ученого, не собственно светского человека, а честного и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера, постигающего сознательно науки, соответствующие прямым обязанностям будущего своего назначения» [6, с. 29-32].

Одним из методов и формой патриотического воспитания является краеведческий туризм и создание школьных музеев. Этим темам был посвящен доклад директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, кандидата педагогических наук М. М. Бостанджогло.

Живой интерес вызвал доклад «Подросток в центре информационной войны» председателя Свердловской региональной общественной детской организации «Каравелла» Л. А. Крапивиной.

О том, как противостоят современным вызовам, направленным на разрушение исторических связей, рассказали главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь Е. М. Онуфрович и директор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» Республики Кыргызстан Д. С. Мусина. Интересно отме-

тить, что если в Беларуси акцент делается на краеведческий туризм, акции, связанные с памятью о Великой Отечественной войне, то в Кыргызстане - на народные, национальные традиции, что опять же обусловлено исторически. Оба докладчика говорили на русском языке и отмечали ценность общих исторических и культурных традиций того времени, когда мы жили «все вместе», и которые сегодня внешние силы хотят разорвать.

Во второй половине дня 7 октября участники конференции приняли участие в работе открытых площадок. На выбор было предложено семь вариантов: Музей военной техники «Боевая слава Урала»: экскурсия для гостей конференции; МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной: открытый урок в 9-ом классе; Центр истории Свердловской области: брифинг «Дискуссионные вопросы истории Второй Мировой войны»; Свердловский областной краеведческий музей: экспозиция «Урал - фронту»; Свердловская региональная общественная детская организация «Каравелла»: «Принципы, содержание и формы деятельности разновозрастного общественного объединения»; Кадетская школа-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус»: «Опыт патриотического воспитания в Екатеринбургском кадетском корпусе»; МАОУ СОШ № 167: «Школа - территория толерантности» (из опыта работы городского опорного центра).

Работа секций конференции была продолжена 8 октября. В Уральском государственном педагогическом университете была организована работа следующих секций:

Секция 1. «Мировоззренческие, историко-культурные и психолого-педагогические аспекты гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания». Модераторы секции: профессор, доктор философских наук Л. М. Андрюхина, заведующий кафедрой прав человека, заместитель декана юридического факультета Гуманитарного университета, доктор политических наук С. И. Глушкова, профессор кафедры эстетического образования УрГПУ, кандидат педагогических наук С. Т. Погорелов.

Секция 2. «Семья и школа: общность задач в гражданско-патриотическом воспитания детей и молодежи». Модераторы секции: декан исторического факультета Ур-ГПУ, кандидат исторических наук И. Л. Бахтина, профессор кафедры отечественной истории и теории и методики обучения истории УрГПУ М. В. Попов, заведующая отделом психолого-педагогического сопровождения ГАОУ СО «Дворец молодежи» Н. А. Штырц.

Секция 3. «Роль историко-обществове-дческого образования в осмыслении исто-

рического прошлого России». Модераторы секции: главный научный сотрудник института истории и археологии УрО РАН, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Неклюдов, доцент кафедры истории России УрГПУ, кандидат исторических наук Т. Г. Мосунова, доцент кафедры гуманитарного образования СУНЦ УрФУ, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, кандидат исторических наук И. С. Ого-новская.

Секция 4. «Консолидация усилий общественных, религиозных организаций, учреждений дополнительного образования и культуры в развитии ценностных ориентиров детей и молодежи». Модераторы секции: заведующий кафедрой отечественной истории и теории и методики обучения истории УрГПУ, кандидат педагогических наук И. М. Клименко, председатель Свердловской региональной общественной детской организации «Каравелла», кандидат педагогических наук Л. А. Крапивина, заведующий кафедрой истории Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН, доктор исторических наук А. Г. Мосин.

Секция 5. «Актуализация традиций кадетского и казачьего воспитания в современном образовании». Модераторы секции: заведующая кафедрой культурологии УрГПУ, доктор культурологи, профессор И. Я. Мур-зина, директор кадетской школы-интерната «Екатеринбургский кадетский корпус», заслуженный учитель РФ В. А. Кутырев, заместитель директора кадетской школы-интерната «Екатеринбургский кадетский корпус», заслуженный учитель РФ А. Г. Казанцев.

Секция 7. «Восток и Запад: традиции и новации в образовании». Модераторы секции: заведующий кафедрой всеобщей истории УрГПУ, доктор исторических наук, профессор В. Н. Земцов, заведующий кафедрой востоковедения факультета международных отношений УрФУ, доктор исторических наук, профессор В. А. Кузьмин, доцент кафедры всеобщей истории УрГПУ А. А. Постникова.

Заседание секции 6 «Современные технологии медиаобразования как средство трансляции и пропаганды ценностей истории, культуры и гражданского общества» состоялось во Дворце молодежи. Модераторы секции: начальник центра медиаобразо-вания ЦДОД «Дворец молодежи» И. И. Ро-синская, профессор РГППУ, доктор культурологи А. С. Франц, ведущая телекомпании ОТВ А. Анисимова.

В завершение участники приняли резолюцию конференции. Органам государственной и местной власти, образовательным

организациям, общественным объединениям, педагогам всех уровней образования были предложены конкретные меры по совершенствованию гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Об их актуальности может свидетельствовать хотя бы такой пример, всего лишь через три недели после завершения конференции было реализовано одно из ее предложений: президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников».

На завершающем пленарном заседании участники смогли принять участие в старте общегородского фотоквеста «Вклад Урала в Великую Победу» в рамках ежегодного международного фестиваля любителей истории «День Грифона».

По материалам международной научно-практической конференции в УрГПУ был выпущен сборник научных и учебно-методических трудов под редакцией профессора М. В. Попова Формирование ценностного отношения к историческому прошлому -основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

В сборнике представлены материалы, в которых рассматриваются мировоззренческие, историко-культурные и психолого-педагогические аспекты гражданско-пат-

риотического и духовно-нравственного воспитания, определены место и роль семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи в современных условиях. В публикациях обозначены целевые ориентиры исторического образования в современной России, показаны основные направления деятельности системы граж-данско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, в том числе религиозного, казачьего, кадетского образования. Представлен опыт использования современных технологий медиаобразования как средства трансляций и пропаганды ценностей истории, культуры и гражданского общества.

За три дня работы конференции в ней приняли участие 980 ученых, государственных служащих, педагогов, практиков-активистов различных организаций патриотической направленности, студентов и учащихся. Участники форума отметили высокий уровень организации, насыщенную и напряженную творческую работу, атмосферу исключительного взаимоуважения и взаимопонимания, демократизм и компетентность модераторов, высокую практическую значимость принятых решений. Конференция способствовала расширению взаимосвязей субъектов духовно-нравственного воспитания и наметила новые перспективы сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гидденс Э. Социология. М. : УРСС, 2005. 642 с.

2. Жилин Д. М. Теория систем. М. : УРСС, 2004.

3. Кара-Мурза А. А. Русские либералы: забытые имена // Историческое знание как фактор развития. Под ред. Г. М. Михалевой, В. Л. Шейниса. М. : РОДП «ЯБЛОКО», 2014. С. 99-104.

4. Клименко И. М. Синергетический эффект системы духовно-нравственного воспитания // Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания : сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 23-29.

5. Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб. : Logos, 2001. 668 с.

6. Милованова Л. В. «Истинная же смелость... в том, что долг человеку предписывает». Создание и развитие воспитательной системы в кадетских образовательных учреждениях // Военно-исторический журнал. 2013. № 2. С. 29-32.

7. Мусина Д. С. Особенности патриотического воспитания детей во внешкольном дополнительном образовании // Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания : сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 17-22.

8. Огановская И. С. Ценностное отношение к Отечеству как результат познания, понимания и объяснения его исторического прошлого // Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания : сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 30-37.

9. Романов В. И. Формирование системы патриотического воспитания в Свердловской области // Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания : сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 5.

10. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. В четырех томах. Том IV. С - Ящурный. М. : Государственное издательство государственных и национальных словарей. 1940. 1040 с.

11. Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания : сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 30-37.

REFERENCES

1. Giddens Je. Sociologija. M. : URSS, 2005. 642 s.

2. Zhilin D. M. Teorija sistem. M. : URSS, 2004.

3. Kara-Murza. Russkie liberaly: zabytye imena // Istoricheskoe znanie kak faktor razvitija. Pod red. G. M. Mihalevoj, V. L. Shejnisa. M. : RODP «JaBLOKO», 2014. S. 99-104.

4. Klimenko I. M. Sinergeticheskij jeffekt sistemy duhovno-nravstvennogo vospitanija // Formirovanie cennostnogo otnoshenija k istoricheskomu proshlomu - osnova grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija : sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2015. S. 23-29.

5. Lihachev D. S. Razdum'ja o Rossii. SPb. : Logos, 2001. 668 s.

6. Milovanova L. V. «Istinnaja zhe smelost'... v tom, chto dolg cheloveku predpisyvaet». Sozdanie i razvitie vospitatel'noj sistemy v kadetskih obrazovatel'nyh uchrezhdenijah / / Voenno-istoricheskij zhurnal. 2013. № 2. S. 29-32.

7. Musina D. S. Osobennosti patrioticheskogo vospitanija detej vo vneshkol'nom doplnitel'nom obro-zavnii // Formirovanie cennostnogo otnoshenija k istoricheskomu proshlomu - osnova grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija : sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2015. S. 17-22.

8. Oganovskaja I. S. Cennostnoe otnoshenie k Otechestvu kak rezul'tat poznanija, ponimanija i ob#jasnenija ego istoricheskogo proshlogo / / Formirovanie cennostnogo otnoshenija k istoricheskomu proshlomu -osnova grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija : sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2015. S. 30-37.

9. Romanov V. I. Formirovanie sistemy patrioticheskogo vospitanija v Sverdlovskoj oblasti // Formirovanie cennostnogo otnoshenija k istoricheskomu proshlomu - osnova grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija : sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2015. S. 5.

10. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / Pod red. D. N. Ushakova. V chetyreh tomah. Tom IV. S - Jashhurnyj. M. : Gosudarstvennoe izdatel'stvo gosudarstvennyh i nacional'nyh slovarej. 1940. 1040 s.

11. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k istoricheskomu proshlomu - osnova grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija : sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2015. S. 30-37.

Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.