УДК 378.147 ; 37.013
Афанасов Алексей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Харисова Инга Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
[email protected], [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье рассматриваются основные направления деятельности педагогического вуза по подготовке будущих педагогов к осуществлению патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях разного типа. Определяются основные задачи и направления деятельности педагогического вуза по подготовке студентов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Предлагается характеристика элементов содержания подготовки студентов к решению задач патриотического воспитания и используемых для этого средств, форм и технологий.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, подготовка педагогических кадров, организация образовательного процесса.
Прежде чем говорить о патриотическом воспитании студентов следует выяснить, что же понимается под словом «патриотизм». В новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой патриотизм трактуется как любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины [1]. Идея патриотизма во все времена имела особую ценность в целом ряде сфер деятельности государства и общества. Первоначально он возник как естественное чувство самосохранения человека - представителя человеческого рода, стремящегося защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, свою территорию. Позже в индивидуальном сознании человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой родился и вырос [3].
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [2].
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
В 2003 году была одобрена «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой отражается совокупность взглядов на государственную политику в области
патриотического воспитания. Правительством была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в разработке которой участвовали практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума. В дальнейшем такие программы разрабатывались на 2006-2010, на 2011-2015, а теперь и на 2016-2020 годы.
В указанных документах особое внимание обращается на целесообразность развития у педагогических кадров профессиональных характеристик, необходимых для работы с подрастающим поколением по формированию у его представителей патриотических чувств и качеств.
Результатом целенаправленной подготовки студентов должна стать подготовленность будущего воспитателя или учителя к реализации задач патриотического воспитания, взаимосвязанными компонентами которой являются: развитие качеств и свойств личности, позволяющих демонстрировать положительные примеры поведения для воспитанников и обучающихся; приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в данном направлении в условиях образовательной организации; накопление и переосмысление существующего практического опыта деятельности.
Специфика деятельности вуза по формированию у студентов готовности к организации патриотического воспитания, обуславливает два направления работы и две группы задач, которые целесообразно и возможно реализовать в образовательном процессе.
Первое направление связано с развитием у студентов патриотических качеств и формированием у них осознания важности и значимости патриотического воспитания в будущей профессиональной деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Афанасов А.В., Харисова И.Г., 2016
- формирование у студентов профессиональных мотивов решения задач патриотического воспитания;
- развитие у будущих педагогов интереса к прошлому, настоящему и будущему своей страны;
- формирование у выпускников педагогического вуза чувства ответственности за воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к своей Родине.
Второе направление деятельности вуза - формирование у студентов системы знаний, умений, навыков об особенностях организации процесса патриотического воспитания в образовательных организациях дошкольного и общего образования. Для его реализации целесообразно решать следующие задачи:
- формирование у студентов современных представлений о целях, задачах и содержании патриотического воспитания разных возрастных групп;
- ознакомление будущих педагогов с формами, методами и технологиями формирования патриотических чувств у подрастающего поколения и накопление опыта их использования для решения конкретных воспитательных задач;
- освоение студентами знаний и овладение умениями использовать возможности социального окружения, семьи, информационных ресурсов в процессе патриотического воспитания.
Ориентируясь на принципы, обозначенные в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а именно: принцип адресного подхода; принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним; принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, целесообразно предложить перечисленные ниже ориентиры для корректировки содержания, форм, методов и технологий организации образовательного процесса в рамках подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Во-первых, необходимо выделить следующие элементы в содержании образовательного процесса:
- сведения о патриотическом воспитании как целостном педагогическом явлении;
- информация о целях, задачах, особенностях его осуществления;
- идеи и принципы формирования патриотических чувств и качеств у подрастающего поколения, изложенные в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- характеристика основных направлений деятельности педагога по решению задач патриотического воспитания в образовательной организации;
- эффективные формы, методы и технологии работы с детьми и коллективом, в том числе предполагающие привлечение родителей и обще-
ственности, использование потенциала информационных ресурсов и возможностей социального окружения.
Во-вторых, подготовка будущих педагогов к патриотическому воспитанию должна предполагать взаимосвязь следующих частей:
- общей, включающей в себя: информацию об истории страны, основных исторических событиях и процессах, ее роли в развитии мировой истории и цивилизации, главных достижениях отечественной науки и искусства, выдающихся представителях науки, искусства, политических и общественных деятелях; общую характеристику системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, идеи и ценности общероссийского патриотизма; описание психологических основ воспитания патриота и гражданина;
- частной, предполагающей сведения о реализации основных направлений патриотического воспитания в регионе и региональной системе патриотического воспитания, идеях и ценностях региональной и местной истории, об организации различных видов и форм деятельности по их реализации в разных возрастных группах, о лучшем опыте в решения задач патриотического воспитания в организациях образования разного типа и уровня, об использовании в работе возможностей родителей и социального окружения;
- единичной, обеспечивающей студентов информацией о частных технологиях решения задач патриотического воспитания, о наиболее эффективных формах работы с детьми и родителями, общественностью и социальным окружением.
В-третьих, содержание должно корректироваться и дополняться с учетом особенностей возрастной группы, к работе с которой готовится студент, а также включать информацию, раскрывающую способы включения в воспитательный процесс семьи, социального окружения, среды образовательной организации, объектов социальной, культурной, производственной сферы региона.
В-четвертых, необходимо сочетание теоретической информации об основах патриотического воспитания и обобщение социально-ценного опыта прошлых поколений, который целесообразно использовать в его процессе как основу для формирования чувства гордости за предыдущие поколения, свою страну и малую Родину. Это позволит студентам не только получить представления об особенностях деятельности педагога по патриотическому воспитанию, но и, сформировать ценностно-моти-вационную базу, включающую образцы поведения и поступков гражданина своей страны для воспитания подрастающего поколения.
Кроме того, целесообразно использование передового педагогического опыта по решению отдельных задач патриотического воспитания, как для фактического подтверждения теоретических
Таблица 1
Элементы содержания подготовки студентов к решению задач патриотического воспитания и используемые средства, формы и технологии
Составляющие учебного плана Элементы содержания Используемые средства, формы и технологии
Дисциплины общекультурной подготовки позволяющие решать задачи патриотического воспитания практически в рамках изучения каждой темы (история России, русский язык и культура речи, культурология) Информация об истории страны, основных исторических событиях и процессах, ее роли в развитии мировой истории и цивилизации, главных достижениях отечественной науки, искусства и культуры выдающихся представителях, политических и общественных деятелях Диалоговые технологии, поисковые и исследовательские технологии, технологии открытого образования: Образ и мысль, Чтение и письмо для развития критического мышления
Дисциплины общекультурной, естественно-научной и экономической подготовки, напрямую не сориентированные на решение задач патриотического воспитания (концепции современного естествознания, математика, информационные технологии в образовании, социология, политология и т.п.) Информация об основных открытиях, сделанных отечественными учеными, роли российской науки в развитии данной научной области, главных достижениях и выдающихся отечественных представителях, внесших вклад в развитие науки Проектная деятельность, подготовка выставок и презентаций научных открытий и достижений отечественных ученых и исследователей
Дисциплины общепрофессиональной подготовки, позволяющие решать задачи патриотического воспитания в рамках отдельных тем (Педагогика, Психология, Методика обучения и воспитания, Поликультурное образование) Информация, включающая общую характеристику системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, идеи и ценности общероссийского патриотизма; описание психологических основ воспитания патриота и гражданина, ярких отечественных представителей педагогической и психологической науки и практики, внесших вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания; сведения о реализации основных направлений патриотического воспитания в регионе и региональной системе патриотического воспитания, идеях и ценностях региональной и местной истории, об организации различных видов и форм деятельности по их реализации в разных возрастных группах с учетом региональных особенностей, о лучшем опыте в решения задач патриотического воспитания в организациях образования разного типа и уровня страны и региона, об использовании в работе возможностей родителей и социального окружения; Работа с информационными источниками, подготовка презентаций и выставок из опыта решения задач патриотического воспитания образовательными организациями страны и региона, Круглые столы по обсуждению отдельных проблем патриотического воспитания подрастающего поколения, Проектирование программ и форм решения задач патриотического воспитания для разных возрастных категорий, Педагогические мастерские, рассматривающие проблемы использования потенциала информационных ресурсов, семьи, общественности, социального окружения для решения задач патриотического воспитания
Дисциплины профессионально цикла, предназначенные для рассмотрения отдельных аспектов профессиональной деятельности педагога, в том числе, связанные с реализацией отдельных педагогических функций, спецкурсы (Краеведческая работа с детьми, Музейное воспитание, Патриотическое воспитание молодежи, Взаимодействие школы и семьи и т.п.) Информация о частных технологиях решения задач патриотического воспитания, о наиболее эффективных формах работы с детьми и родителями, общественностью и социальным окружением. Круглые столы с участием педагогов-практиков, представителей общественности, посвященные актуальным проблемам патриотического воспитания, Проектная деятельность, связанная с разработкой проектов решения отдельных проблем патриотического воспитания, Моделирование педагогических ситуаций, связанных с созданием условий для формирования у детей патриотических чувств и качеств, Разработка и решение кейсов, рассматривающих практические задачи патриотического воспитания, Деловые игры, демонстрирующие образцы и модели деятельности педагога по решению задач патриотического воспитания во взаимодействии с детским коллективом, семьей и общественностью
200
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Окончание таблицы 1
Составляющие учебного плана Элементы содержания Используемые средства, формы и технологии
Учебная и производственная практика Информация об опыте решения задач патриотического воспитания в образовательных организациях разного типа и уровня; сведения об особенностях решения задач патриотического воспитания в работе с детьми разных возрастных категорий и образовательных потребностей Проектирование и апробация форм и технологий решения задач патриотического воспитания в конкретной педагогической ситуации Изучение, анализ, обобщение и подготовка презентации опыта педагога по решению проблемы патриотического воспитания в определенном детском коллективе Изучение состояния и анализ проблемы решения задач патриотического воспитания в конкретной образовательной организации Подготовка тематического портфолио по опыту решения проблемы патриотического воспитания в работе педагога с детьми определенной возрастной группы или с определенными образовательными потребностями
Курсовые работы, Выпускные квалификационные работы Практическая разработка отдельных проблем теоретического и практического решения задач патриотического воспитания в образовательной организации определенного типа или в работе с детьми определенной категории Поисково-исследователькая деятельность Проектирование и программирование процесса патриотического воспитания для конкретных условий Моделирование деятельности педагога определенной специализации по решению задач патриотического воспитания Практическая апробация в рамках преддипломной практики разработанных программ, проектов и моделей решения задач патриотического воспитания
положений, так и для ознакомления будущих педагогов с наиболее эффективными и уже апробированными в условиях реального педагогического процесса формами и технологиями.
В-пятых, содержание подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию в образовательном процессе вуза необходимо реализовы-вать в двух направлениях:
- на уровне учебного плана в целом через включение в него дисциплин (например, «История России», «Русский язык и культура речи») и спецкурсов (например, «Краеведение», «Основы патриотического воспитания»), ориентированных на формирование у студентов ценностно-мотиваци-онной и информационной базы;
- на уровне учебной дисциплины, учебной или производственной практики, используя отдельные темы, задания, виды деятельности и реализуя на учебных занятиях технологии и формы, способствующие, с одной стороны, развитию у будущих педагогов патриотических чувств и качеств, с другой - показывающие им пример действий, которые они могут реализовать затем в своей профессиональной деятельности при решении задач патриотического воспитания в работе с детьми.
В-шестых, элементы содержания подготовки будущих педагогов к решению задач патриотического воспитания должны быть распределены по всем курсам обучения в педагогическом вузе и ре-ализовываться в образовательном процессе через систему учебных занятий, самостоятельную работу и деятельность в период практики. Для это-
го целесообразно использовать потенциал каждой дисциплины и практики, включенной в учебный план, что обеспечит комплексный подход к решению данной проблемы и не ограничит подготовку рамками специально предназначенных для этого учебных дисциплин. Это также позволит продемонстрировать студентам примеры решения задач патриотического воспитания в разных ситуациях, в том числе на первый взгляд и не обладающих такими возможностями. Возможный вариант корректировки элементов содержания и включения дополнительных форм и технологий работы в дисциплины учебного плана представлен в таблице 1.
Представленные в таблице варианты корректировки и дополнения содержания отдельных составляющих учебного плана обеспечат систематическое обращение студентов к проблеме патриотического воспитания, поэтапное формирование у них системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации данного направления в работе с детьми. Также они будут способствовать накоплению практического опыта реализации наиболее эффективных форм и технологий для использования в профессиональной деятельности после окончания вуза.
Безусловно, представленные элементы содержания и обозначенные в таблице формы и технологии в рамках реального учебного плана и учебного процесса, могут быть дополнены и скорректированы с учетом специфики направленности подготовки педагога определенной квалификации (учитель начальных классов, воспитатель). При этом, общая логика организации работы со студентами
должна предусматривать использование в качестве основополагающих форм и технологий, обеспечивающих субъектную позицию будущего педагога, поскольку только при данном условии возможна интеграция процессов развития у него патриотических чувств и качеств и формирования опыта решения задач патриотического воспитания в его будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 21.09.2015).
3. Максимов А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание молодежи (современные традиции) // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/14/1354 (дата обращения: 7.09.2015).
УДК 378
Герлах Ирина Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент
Спирина Валентина Ивановна
доктор педагогических наук, профессор Армавирский государственный педагогический университет [email protected], [email protected]
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье раскрывается содержание и механизмы реализации педагогического сопровождения добровольчества будущих педагогов. Добровольчество студентов педагогического вуза представлено как средство, позволяющее разрешить ведущее противоречие профессионального образования между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности. Подробно представлена программа работы (модель) Студенческого волонтёрского центра: актуальность, цель, задачи, механизмы реализации, направления и инструменты работы и перспективы личностного роста для студентов-волонтёров (добровольцев); проанализированы основные достижения (мероприятия) студентов-добровольцев за последние годы.
Ключевые слова: волонтёр, добровольчество, студент педагогического вуза, профессиональная подготовка, личностное развитие, студенческий волонтёрский центр.
Одним из наиболее эффективных инструментов личностного и гражданского развития во всем мире признано социальное служение, его основной составляющей является волонтёрская (добровольческая) деятельность. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493) сказано о том, что необходимо «развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патрио-тического воспитания». Следует уделить особое внимание повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству, проводить апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию, вовлекать студентов педагогических вузов, молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания [1]. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная до 2016 г., также предполагает развитие волонтёрского движения в России, реализацию государственной программы «Доброволец России» [8].
Для решения социальных проблем, существующих в обществе, необходимо всемерно привлекать членов местных сообществ, поощряя их ответственность и развивая их компетентность.
Мы убеждены, что использование добровольческого потенциала студентов педагогического вуза способствует:
1) поддержке государственной молодёжной политики в социальной сфере на местном уровне;
2) развитию гражданской ответственности и социальной компетентности членов местных сообществ;
3) решению социальных задач на уровне добровольческой компетентности;
4) повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов.
Анализируя историю добровольчества целом и участие студенческой молодежи в различных начинаниях (акциях), а также понимая уникальные возможности применения воспитательного потенциала добровольчества для профессионального роста педагога, мы пришли к выводу о педагогическом сопровождении развития студенческого добровольческого движения в нашем вузе путём создания единого Студенческого волонтёрского центра. С этой целью нами была создана программа его ра-
202
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Герлах И.В., Спирина В.И., 2016