должна предусматривать использование в качестве основополагающих форм и технологий, обеспечивающих субъектную позицию будущего педагога, поскольку только при данном условии возможна интеграция процессов развития у него патриотических чувств и качеств и формирования опыта решения задач патриотического воспитания в его будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 21.09.2015).
3. Максимов А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание молодежи (современные традиции) // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/14/1354 (дата обращения: 7.09.2015).
УДК 378
Герлах Ирина Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент
Спирина Валентина Ивановна
доктор педагогических наук, профессор Армавирский государственный педагогический университет [email protected], [email protected]
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье раскрывается содержание и механизмы реализации педагогического сопровождения добровольчества будущих педагогов. Добровольчество студентов педагогического вуза представлено как средство, позволяющее разрешить ведущее противоречие профессионального образования между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности. Подробно представлена программа работы (модель) Студенческого волонтёрского центра: актуальность, цель, задачи, механизмы реализации, направления и инструменты работы и перспективы личностного роста для студентов-волонтёров (добровольцев); проанализированы основные достижения (мероприятия) студентов-добровольцев за последние годы.
Ключевые слова: волонтёр, добровольчество, студент педагогического вуза, профессиональная подготовка, личностное развитие, студенческий волонтёрский центр.
Одним из наиболее эффективных инструментов личностного и гражданского развития во всем мире признано социальное служение, его основной составляющей является волонтёрская (добровольческая) деятельность. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493) сказано о том, что необходимо «развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патрио-тического воспитания». Следует уделить особое внимание повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству, проводить апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию, вовлекать студентов педагогических вузов, молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания [1]. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная до 2016 г., также предполагает развитие волонтёрского движения в России, реализацию государственной программы «Доброволец России» [8].
Для решения социальных проблем, существующих в обществе, необходимо всемерно привлекать членов местных сообществ, поощряя их ответственность и развивая их компетентность.
Мы убеждены, что использование добровольческого потенциала студентов педагогического вуза способствует:
1) поддержке государственной молодёжной политики в социальной сфере на местном уровне;
2) развитию гражданской ответственности и социальной компетентности членов местных сообществ;
3) решению социальных задач на уровне добровольческой компетентности;
4) повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов.
Анализируя историю добровольчества целом и участие студенческой молодежи в различных начинаниях (акциях), а также понимая уникальные возможности применения воспитательного потенциала добровольчества для профессионального роста педагога, мы пришли к выводу о педагогическом сопровождении развития студенческого добровольческого движения в нашем вузе путём создания единого Студенческого волонтёрского центра. С этой целью нами была создана программа его ра-
202
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Герлах И.В., Спирина В.И., 2016
боты, при разработке которой мы учитывали идеи, предложенные известным исследователем О.В. Решетниковым [7]. Программа работы Студенческого волонтёрского центра направлена на создание условий для полноценной реализации личностного потенциала студентов педагогического вуза в местном сообществе; ее реализация обеспечивает развитие профессиональной компетентности, гражданской ответственности, творческого и личностного потенциала студентов педагогического вуза через вовлечение в волонтёрскую (добровольческую) деятельность в местном сообществе.
Концептуальные установки детерминированы рядом функциональных задач:
1) поиск объектов социального служения и оценку потребностей в волонтёрской деятельности;
2) технологическое и методическое обеспечение волонтёрской деятельности;
3) привлечение и подготовку студентов-волонтёров;
4) создание добровольческих рабочих мест;
5) создание системы повышения профессиональной квалификации и развития компетентности в социальной сфере студентов-волонтёров;
6) организация и проведение курсов повышения квалификации и тренингов по вопросам молодежной политики, социальной работы, социального служения и личностного развития для студентов-волонтёров;
7) социальное поощрение студентов-волонтёров, создание возможностей реализации личностного потенциала.
Мы считаем, что реализация данных задач в сообществе волонтеров - будущих педагогов в конечном итоге обеспечит их творческое, интеллектуальное, гражданское и физическое развитие, будет способствовать приобретению социально значимых навыков, осознанию социальных смыслов профессиональной деятельности.
Методологическими основаниями определения результативности работы Студенческого волонтёрского центра выступают компетентностный, системно-деятельностный и личностный подходы. Нами определены семь ключевых маркеров деятельности волонтеров:
- профессиональная компетентность - получение знаний об определенной профессиональной деятельности и формирование на их основе соответствующих навыков. Программы приобретения этих навыков называются «Специальностями». Набор специальностей может быть общим, например, «первая медицинская помощь», «экология», «информационные технологии», а может быть специфическим и отражать потребности конкретной практической деятельности участников;
- социально-психологическая, педагогическая компетентность предусматривает тренинг коммуникативных навыков, формирование характерологических свойств личности, необходимых для
успешной социализации, развитие навыков социального взаимодействия;
- гражданская компетентность подразумевает формирование гражданского самосознания, приобретение навыков и опыта общественной работы, краеведческие исследования;
- самообразование реализуется через составление программы самообразования, поощрение самостоятельной работы с научной и художественной литературой, изучение явлений культуры и науки, самостоятельное участие в различных образовательных программах;
- творчество волонтеров развивается через поддержку их научного, технического, литературного и художественного поиска;
- спорт и туризм (формирование здорового и безопасного образа жизни, участие студентов-волонтёров в туристических походах, краеведческих экспедициях, организация познавательного туризма, различных форм физической активности);
- социальное служение (привлечение студентов АГПУ к организации и проведению различных форм добровольческой работы, направленной на решение социальных проблем в местном сообществе).
Организационно-педагогический компонент системы добровольчества в педвузе включает следующие функциональные элементы:
1. Волонтёрские отряды факультетов и институтов АГПУ. Работа отрядов направлена на организацию и координацию деятельности по привлечению студентов вуза к добровольческой деятельности на уровне местного сообщества.
2. Создание системы тематических клубов, которая позволит студентам-волонтерам в приемлемой для них форме организовывать продуктивное взаимодействие и созидательную деятельность, обмениваться опытом, получать новые знания, повышать свою профессиональную компетенцию. Клубные занятия - это та форма работы по программе, которая в наибольшей степени отвечает ее духу.
3. Наставничество. Подготовка наставников (студентов старших курсов, молодых педагогов вуза), предполагает их участие в поддержке личностного развития участников программы, проведение тренингов и курсов, руководства отдельными проектами и программой в целом.
4. Дневник личностного роста - по своей сути это план развития студента-волонтёра, включающий постановку цели, разработку среднесрочных задач, содержание деятельности, оценку результативности и анализ успешности.
5. Тренинговые курсы. Типовые тренинговые курсы реализуют задачу повышения компетентности студентов-волонтёров в определенной зависимости от видов (направлений) деятельности волонтера.
6. Система поощрения и продвижения. Система поощрения включает в себя следующие компо-
ненты: внутривузовские знаки отличия и формы общественного поощрения студентов-волонтёров. К внутривузовским можно отнести:
- знак студента-волонтёра;
- знаки специальностей, по которым студент-волонтёр успешно прошел подготовку;
- знаки успешного участия в отдельных проектах;
- сертификаты и дипломы, подтверждающие полученные компетенции.
К поощрениям на местном, в том числе муниципальном, уровне можно отнести благодарственные письма, грамоты, поощрительные поездки, ценные подарки, возможность участия в различных мероприятиях на льготных условиях и прочее. Под продвижением понимаются различные уровни ответственности, которые делегируются студентам-волонтёрам.
7. Добровольческие проекты - создание кейса технологий волонтёрской деятельности студентов вуза, направленной на решение разнообразных социальных проблем в местном сообществе.
8. Создание системы добровольческих рабочих мест - законодательное, правовое, организационное, ресурсное и технологическое обеспечение рабочего места добровольца на всех уровнях.
9. Пресса и электронный сайт - подготовка периодических изданий, способных информационно обеспечивать студентов-волонтёров. Например, это может быть издание студенческой газеты «Волонтёр АГПУ», подготовка электронного сайта для студентов-волонтёров, информационная поддержка работы Центра в социальных сетях.
10. Форумы - проведение студенческих форумов с целью обсуждения актуальных гражданских, молодежных, социальных проблем.
11. Конкурсы - проведение внутривузовских и муниципальных конкурсов волонтёрской работы с целью стимулирования интереса студентов и поддержки их личностного роста.
12. Система членства - предполагает фиксированное членство для студентов-волонтёров, с определенными принятыми обязательствами со стороны студента и организаторов работы Центра.
13. Курсы повышения квалификации - система повышения квалификации студентов-волонтёров и их наставников с учетом требований государственных образовательных стандартов.
14. Профориентационная работа - система профориентационного консультирования, подготовка программы профориентации на специальности, связанные с работой с людьми и с реализацией государственной социальной политики («тренер личностного роста» и «консультант профессиональной карьеры»).
15. Научное сопровождение работы Центра - Центр получает научное сопровождение на всех этапах его развития и работы, в соответствии
с принятыми в Российской Федерации требованиями и стандартами.
16. Исследования и оценка - работа Центра предполагает постоянный мониторинг, исследование и оценку потребностей студентов и участников целевых групп (благополучателей Центра), их ценностные ориентиры, интересы и специфические особенности.
17. Ежегодная церемония вручения Премии -наиболее отличившимся наставникам и студентам-волонтёрам.
Внедрение представленной модели Студенческого волонтёрского центра позволит лучше координировать работу волонтёрских отрядов факультетов вуза, объединить их усилия, повысить эффективность добровольческой деятельности студентов и будет способствовать формированию и развитию у них актуальных профессиональных компетенций, содержащихся в тексте ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [6].
Среди них задачи, связанные с педагогической деятельностью, такие как:
1) изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
2) обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
3) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся;
4) осуществление профессионального самообразования и личностного роста и др.
Добровольчество позволяет студентам в сфере проектной деятельности осуществлять моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры, заниматься исследовательской деятельностью, изучая личностные особенности и образовательные потребности различных категорий детей, перенимать и обобщать имеющейся педагогический опыт, участвовать в разработке и апробации инновационных образовательных технологий.
Культурно-просветительская деятельность, осуществляемая студентами-волонтёрами, также предполагает решение профессиональных задач. В неё могут быть включены: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Мониторинг добровольчества будущих педагогов позволил констатировать его многовекторный характер: экологические разовые акции, профилактическая и просветительская работа, помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья
204
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
и др. Не умаляя социальной значимости каждого из указанных видов деятельности, полагаем, что для будущей профессиональной деятельности студентов-педагогов всё-таки наиболее значима работа с детьми различных категорий: сиротами, инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации, приёмными и т.п.
Иллюстрируя данный тезис, следует привести ряд примеров успешного социального партнёрства АГПУ с общественными организациями и благотворительным фондом в области волонтёрства. Одним из них стал социальный проект «Мы - твоя семья!» (в рамках программы «Добровольцы» Благотворительного детского фонда «Виктория»), направленный на социальную адаптацию детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. С 2007 года в течение нескольких лет велась масштабная работа с 8 детскими домами и коррекционными (специальными) школами-интернатами в Краснодарском крае. В проекте приняли участие более 300 добровольцев, из них более 100 - студенты АГПУ Впервые фонд осуществлял работу с детьми-инвалидами, оставшимися без попечения родителей, решал вопросы, связанные с их подготовкой к взрослой самостоятельной жизни.
Новым объектом приложения добровольческих усилий студентов АГПУ стала построенная в Армавире Детская деревня «Виктория». Это уникальный социально-культурный комплекс, на территории которого с лета 2015 г. проживают 9 семей с приёмными детьми, большая часть из которых -дети с ограниченными возможностями здоровья. Студенты-волонтёры помогают в проведении различных мероприятий на территории Детской деревни, работают в качестве тьюторов, сопровождающих, помощников педагогов и психологов, организаторов досуговой деятельности детей.
Межгородской проект «Воспитание игрой», реализованный в 2014 г. Армавирской городской молодёжной общественной организацией «Клуб сю-жетно-ролевых театрализованных игр» совместно с АГПУ, был направлен на приобщение подрастающего поколения к идеям социального служения, содействие духовному и интеллектуально-творческому развитию, улучшению морально-психологического состояния подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством вовлечения их в инновационную социально-культурную деятельность [5].
В городах Армавире и Лабинске велась целенаправленная работа со школами-интернатами и детскими реабилитационными центрами, в которой приняли участие более 2000 человек. На базе АГПУ был создан волонтёрский отряд из 36 человек - студентов факультетов начального образования и технологии, экономики и дизайна. Волонтёры проводили психологические тренинги, игротеки
(занятия настольными интеллектуальными играми), семинары, оказывали организационную и техническую помощь в проведении ролевых игр живого действия, фестивалей, летних площадок;
В 2014 г. Армавирская городская общественная организация молодёжи «Жизнь без наркотиков» реализовала проект «Будь здоровым - будь успешным!», направленный на развитие молодёжного добровольческого движения в сфере пропаганды здорового образа жизни [3]. В рамках проекта были созданы 5 сборных молодёжных медико-педагогических команд волонтёров из числа студентов АГПУ и Армавирского медицинского колледжа, которые осуществляли профилактическую работу с воспитанниками интернатских и социально-реабилитационных учреждений.
Помимо участия в социальных проектах студенты-добровольцы АГПУ включены в деятельность волонтёрских отрядов, действующих на базе каждого факультета. Они осуществляют помощь воспитанникам детских домов, школ-интернатов, ветеранам.
Особо следует выделить уникальный проект АГПУ - студенческий казачий спас-отряд, который оказывает помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий (например, в 2012 году в Крымске).
Изучение имеющегося опыта волонтерства показало, что приобретение опыта профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации, а также реализация функционального образа Я в волонтерских практиках способствует процессам профессиональной идентификации студентов педагогического вуза. Их участие в добровольческих программах позволяет разрешить ведущее противоречие профессионального образования - между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности, преодолеть возникновение формальных знаний, которые невозможно применить на практике. Волонтёрская работа студентов педагогического вуза предполагает выполнение реальной профессиональной деятельности, способствует обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении разных учебных дисциплин, возникновению понимания целостности технологии труда, развертываемой динамично во времени и пространстве [2].
Студенты получают не только уникальный педагогический и социокультурный опыт, но и возможность активного взаимодействия со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса школы, социально-педагогического учреждения, общественной организации, совместной работы с опытными педагогами и психологами, что повышает их познавательную и профессиональную мотивации, а непосредственное участие в решении значимых социальных проблем позволяет активизировать механизмы патриотического, духовно-
нравственного и гражданского воспитания студенческой молодёжи.
Библиографический список
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/media/files/ qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 11.04.2016)
2. ЗачиняеваЕ.Ф. Феномен педагогических волонтерских практик в аспекте профессиональной идентификации студентов // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vipstd.ru/muteh/index.php/--gn12-02/415-а (дата обращения 11.04.2016).
3. Проект «Будь здоровым - будь успешным!». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nko. krasnodar.ru/?p=6528 (дата обращения 11.04.2016).
4. Программа «Добровольцы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://victoriacf.ru/807/ programma-dobrovol-tsy/ (дата обращения 11.04.2016).
5. Программа «Воспитание игрой». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nko.krasnodar. ru /?p=5274 (дата обращения 11.04.2016).
6. Приказ Минобрнауки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 20/oD1%8B/7995/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0 %BB/7225/Prikaz_%C2%A6_1426_ot_04.12.2015. pdf (дата обращения 11.04.2016).
7. Решетников О.В. Программа по организации и координация деятельности муниципальных центров социального служения молодежи «Молодёжное служение России». - М.: Конгресс муниципальных образований РФ, 2005. - 23 с.
8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newurengoy.ru/ pages/2016.html (дата обращения 11.04.2016).
206
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22