Научная статья на тему 'Добровольчество в профессиональной подготовке будущих педагогов'

Добровольчество в профессиональной подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁР / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЛОНТЁРСКИЙ ЦЕНТР / VOLUNTEER / VOLUNTEERING / STUDENT OF PEDAGOGIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION / VOCATIONAL TRAINING / PERSONAL DEVELOPMENT / STUDENT'S VOLUNTEER CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах Ирина Витальевна, Спирина Валентина Ивановна

В статье раскрывается содержание и механизмы реализации педагогического сопровождения добровольчества будущих педагогов. Добровольчество студентов педагогического вуза представлено как средство, позволяющее разрешить ведущее противоречие профессионального образования между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности. Подробно представлена программа работы (модель) Студенческого волонтёрского центра: актуальность, цель, задачи, механизмы реализации, направления и инструменты работы и перспективы личностного роста для студентов-волонтёров (добровольцев); проанализированы основные достижения (мероприятия) студентов-добровольцев за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteering in the training of future pedagogues

What is in the article, are contents and mechanisms of realisation of pedagogic maintenance of volunteering of future pedagogues. Volunteering of students of the pedagogic university is presented as the means allowing to resolve the leading contradiction of professional education between an abstract subject of educational cognitive activity and real objects of future professional activity. The programme of work (model) of students’ volunteer centre is in detail submitted: topicality, purpose, tasks, mechanisms of realisation, direction and instruments of work and prospect of personal growth for students volunteers; the main achievements (actions) of students volunteers in recent years are analysed.

Текст научной работы на тему «Добровольчество в профессиональной подготовке будущих педагогов»

должна предусматривать использование в качестве основополагающих форм и технологий, обеспечивающих субъектную позицию будущего педагога, поскольку только при данном условии возможна интеграция процессов развития у него патриотических чувств и качеств и формирования опыта решения задач патриотического воспитания в его будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 21.09.2015).

3. Максимов А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание молодежи (современные традиции) // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/14/1354 (дата обращения: 7.09.2015).

УДК 378

Герлах Ирина Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент

Спирина Валентина Ивановна

доктор педагогических наук, профессор Армавирский государственный педагогический университет [email protected], [email protected]

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрывается содержание и механизмы реализации педагогического сопровождения добровольчества будущих педагогов. Добровольчество студентов педагогического вуза представлено как средство, позволяющее разрешить ведущее противоречие профессионального образования между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности. Подробно представлена программа работы (модель) Студенческого волонтёрского центра: актуальность, цель, задачи, механизмы реализации, направления и инструменты работы и перспективы личностного роста для студентов-волонтёров (добровольцев); проанализированы основные достижения (мероприятия) студентов-добровольцев за последние годы.

Ключевые слова: волонтёр, добровольчество, студент педагогического вуза, профессиональная подготовка, личностное развитие, студенческий волонтёрский центр.

Одним из наиболее эффективных инструментов личностного и гражданского развития во всем мире признано социальное служение, его основной составляющей является волонтёрская (добровольческая) деятельность. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493) сказано о том, что необходимо «развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патрио-тического воспитания». Следует уделить особое внимание повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству, проводить апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию, вовлекать студентов педагогических вузов, молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания [1]. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная до 2016 г., также предполагает развитие волонтёрского движения в России, реализацию государственной программы «Доброволец России» [8].

Для решения социальных проблем, существующих в обществе, необходимо всемерно привлекать членов местных сообществ, поощряя их ответственность и развивая их компетентность.

Мы убеждены, что использование добровольческого потенциала студентов педагогического вуза способствует:

1) поддержке государственной молодёжной политики в социальной сфере на местном уровне;

2) развитию гражданской ответственности и социальной компетентности членов местных сообществ;

3) решению социальных задач на уровне добровольческой компетентности;

4) повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Анализируя историю добровольчества целом и участие студенческой молодежи в различных начинаниях (акциях), а также понимая уникальные возможности применения воспитательного потенциала добровольчества для профессионального роста педагога, мы пришли к выводу о педагогическом сопровождении развития студенческого добровольческого движения в нашем вузе путём создания единого Студенческого волонтёрского центра. С этой целью нами была создана программа его ра-

202

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Герлах И.В., Спирина В.И., 2016

боты, при разработке которой мы учитывали идеи, предложенные известным исследователем О.В. Решетниковым [7]. Программа работы Студенческого волонтёрского центра направлена на создание условий для полноценной реализации личностного потенциала студентов педагогического вуза в местном сообществе; ее реализация обеспечивает развитие профессиональной компетентности, гражданской ответственности, творческого и личностного потенциала студентов педагогического вуза через вовлечение в волонтёрскую (добровольческую) деятельность в местном сообществе.

Концептуальные установки детерминированы рядом функциональных задач:

1) поиск объектов социального служения и оценку потребностей в волонтёрской деятельности;

2) технологическое и методическое обеспечение волонтёрской деятельности;

3) привлечение и подготовку студентов-волонтёров;

4) создание добровольческих рабочих мест;

5) создание системы повышения профессиональной квалификации и развития компетентности в социальной сфере студентов-волонтёров;

6) организация и проведение курсов повышения квалификации и тренингов по вопросам молодежной политики, социальной работы, социального служения и личностного развития для студентов-волонтёров;

7) социальное поощрение студентов-волонтёров, создание возможностей реализации личностного потенциала.

Мы считаем, что реализация данных задач в сообществе волонтеров - будущих педагогов в конечном итоге обеспечит их творческое, интеллектуальное, гражданское и физическое развитие, будет способствовать приобретению социально значимых навыков, осознанию социальных смыслов профессиональной деятельности.

Методологическими основаниями определения результативности работы Студенческого волонтёрского центра выступают компетентностный, системно-деятельностный и личностный подходы. Нами определены семь ключевых маркеров деятельности волонтеров:

- профессиональная компетентность - получение знаний об определенной профессиональной деятельности и формирование на их основе соответствующих навыков. Программы приобретения этих навыков называются «Специальностями». Набор специальностей может быть общим, например, «первая медицинская помощь», «экология», «информационные технологии», а может быть специфическим и отражать потребности конкретной практической деятельности участников;

- социально-психологическая, педагогическая компетентность предусматривает тренинг коммуникативных навыков, формирование характерологических свойств личности, необходимых для

успешной социализации, развитие навыков социального взаимодействия;

- гражданская компетентность подразумевает формирование гражданского самосознания, приобретение навыков и опыта общественной работы, краеведческие исследования;

- самообразование реализуется через составление программы самообразования, поощрение самостоятельной работы с научной и художественной литературой, изучение явлений культуры и науки, самостоятельное участие в различных образовательных программах;

- творчество волонтеров развивается через поддержку их научного, технического, литературного и художественного поиска;

- спорт и туризм (формирование здорового и безопасного образа жизни, участие студентов-волонтёров в туристических походах, краеведческих экспедициях, организация познавательного туризма, различных форм физической активности);

- социальное служение (привлечение студентов АГПУ к организации и проведению различных форм добровольческой работы, направленной на решение социальных проблем в местном сообществе).

Организационно-педагогический компонент системы добровольчества в педвузе включает следующие функциональные элементы:

1. Волонтёрские отряды факультетов и институтов АГПУ. Работа отрядов направлена на организацию и координацию деятельности по привлечению студентов вуза к добровольческой деятельности на уровне местного сообщества.

2. Создание системы тематических клубов, которая позволит студентам-волонтерам в приемлемой для них форме организовывать продуктивное взаимодействие и созидательную деятельность, обмениваться опытом, получать новые знания, повышать свою профессиональную компетенцию. Клубные занятия - это та форма работы по программе, которая в наибольшей степени отвечает ее духу.

3. Наставничество. Подготовка наставников (студентов старших курсов, молодых педагогов вуза), предполагает их участие в поддержке личностного развития участников программы, проведение тренингов и курсов, руководства отдельными проектами и программой в целом.

4. Дневник личностного роста - по своей сути это план развития студента-волонтёра, включающий постановку цели, разработку среднесрочных задач, содержание деятельности, оценку результативности и анализ успешности.

5. Тренинговые курсы. Типовые тренинговые курсы реализуют задачу повышения компетентности студентов-волонтёров в определенной зависимости от видов (направлений) деятельности волонтера.

6. Система поощрения и продвижения. Система поощрения включает в себя следующие компо-

ненты: внутривузовские знаки отличия и формы общественного поощрения студентов-волонтёров. К внутривузовским можно отнести:

- знак студента-волонтёра;

- знаки специальностей, по которым студент-волонтёр успешно прошел подготовку;

- знаки успешного участия в отдельных проектах;

- сертификаты и дипломы, подтверждающие полученные компетенции.

К поощрениям на местном, в том числе муниципальном, уровне можно отнести благодарственные письма, грамоты, поощрительные поездки, ценные подарки, возможность участия в различных мероприятиях на льготных условиях и прочее. Под продвижением понимаются различные уровни ответственности, которые делегируются студентам-волонтёрам.

7. Добровольческие проекты - создание кейса технологий волонтёрской деятельности студентов вуза, направленной на решение разнообразных социальных проблем в местном сообществе.

8. Создание системы добровольческих рабочих мест - законодательное, правовое, организационное, ресурсное и технологическое обеспечение рабочего места добровольца на всех уровнях.

9. Пресса и электронный сайт - подготовка периодических изданий, способных информационно обеспечивать студентов-волонтёров. Например, это может быть издание студенческой газеты «Волонтёр АГПУ», подготовка электронного сайта для студентов-волонтёров, информационная поддержка работы Центра в социальных сетях.

10. Форумы - проведение студенческих форумов с целью обсуждения актуальных гражданских, молодежных, социальных проблем.

11. Конкурсы - проведение внутривузовских и муниципальных конкурсов волонтёрской работы с целью стимулирования интереса студентов и поддержки их личностного роста.

12. Система членства - предполагает фиксированное членство для студентов-волонтёров, с определенными принятыми обязательствами со стороны студента и организаторов работы Центра.

13. Курсы повышения квалификации - система повышения квалификации студентов-волонтёров и их наставников с учетом требований государственных образовательных стандартов.

14. Профориентационная работа - система профориентационного консультирования, подготовка программы профориентации на специальности, связанные с работой с людьми и с реализацией государственной социальной политики («тренер личностного роста» и «консультант профессиональной карьеры»).

15. Научное сопровождение работы Центра - Центр получает научное сопровождение на всех этапах его развития и работы, в соответствии

с принятыми в Российской Федерации требованиями и стандартами.

16. Исследования и оценка - работа Центра предполагает постоянный мониторинг, исследование и оценку потребностей студентов и участников целевых групп (благополучателей Центра), их ценностные ориентиры, интересы и специфические особенности.

17. Ежегодная церемония вручения Премии -наиболее отличившимся наставникам и студентам-волонтёрам.

Внедрение представленной модели Студенческого волонтёрского центра позволит лучше координировать работу волонтёрских отрядов факультетов вуза, объединить их усилия, повысить эффективность добровольческой деятельности студентов и будет способствовать формированию и развитию у них актуальных профессиональных компетенций, содержащихся в тексте ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [6].

Среди них задачи, связанные с педагогической деятельностью, такие как:

1) изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

2) обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;

3) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся;

4) осуществление профессионального самообразования и личностного роста и др.

Добровольчество позволяет студентам в сфере проектной деятельности осуществлять моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры, заниматься исследовательской деятельностью, изучая личностные особенности и образовательные потребности различных категорий детей, перенимать и обобщать имеющейся педагогический опыт, участвовать в разработке и апробации инновационных образовательных технологий.

Культурно-просветительская деятельность, осуществляемая студентами-волонтёрами, также предполагает решение профессиональных задач. В неё могут быть включены: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Мониторинг добровольчества будущих педагогов позволил констатировать его многовекторный характер: экологические разовые акции, профилактическая и просветительская работа, помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья

204

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

и др. Не умаляя социальной значимости каждого из указанных видов деятельности, полагаем, что для будущей профессиональной деятельности студентов-педагогов всё-таки наиболее значима работа с детьми различных категорий: сиротами, инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации, приёмными и т.п.

Иллюстрируя данный тезис, следует привести ряд примеров успешного социального партнёрства АГПУ с общественными организациями и благотворительным фондом в области волонтёрства. Одним из них стал социальный проект «Мы - твоя семья!» (в рамках программы «Добровольцы» Благотворительного детского фонда «Виктория»), направленный на социальную адаптацию детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. С 2007 года в течение нескольких лет велась масштабная работа с 8 детскими домами и коррекционными (специальными) школами-интернатами в Краснодарском крае. В проекте приняли участие более 300 добровольцев, из них более 100 - студенты АГПУ Впервые фонд осуществлял работу с детьми-инвалидами, оставшимися без попечения родителей, решал вопросы, связанные с их подготовкой к взрослой самостоятельной жизни.

Новым объектом приложения добровольческих усилий студентов АГПУ стала построенная в Армавире Детская деревня «Виктория». Это уникальный социально-культурный комплекс, на территории которого с лета 2015 г. проживают 9 семей с приёмными детьми, большая часть из которых -дети с ограниченными возможностями здоровья. Студенты-волонтёры помогают в проведении различных мероприятий на территории Детской деревни, работают в качестве тьюторов, сопровождающих, помощников педагогов и психологов, организаторов досуговой деятельности детей.

Межгородской проект «Воспитание игрой», реализованный в 2014 г. Армавирской городской молодёжной общественной организацией «Клуб сю-жетно-ролевых театрализованных игр» совместно с АГПУ, был направлен на приобщение подрастающего поколения к идеям социального служения, содействие духовному и интеллектуально-творческому развитию, улучшению морально-психологического состояния подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством вовлечения их в инновационную социально-культурную деятельность [5].

В городах Армавире и Лабинске велась целенаправленная работа со школами-интернатами и детскими реабилитационными центрами, в которой приняли участие более 2000 человек. На базе АГПУ был создан волонтёрский отряд из 36 человек - студентов факультетов начального образования и технологии, экономики и дизайна. Волонтёры проводили психологические тренинги, игротеки

(занятия настольными интеллектуальными играми), семинары, оказывали организационную и техническую помощь в проведении ролевых игр живого действия, фестивалей, летних площадок;

В 2014 г. Армавирская городская общественная организация молодёжи «Жизнь без наркотиков» реализовала проект «Будь здоровым - будь успешным!», направленный на развитие молодёжного добровольческого движения в сфере пропаганды здорового образа жизни [3]. В рамках проекта были созданы 5 сборных молодёжных медико-педагогических команд волонтёров из числа студентов АГПУ и Армавирского медицинского колледжа, которые осуществляли профилактическую работу с воспитанниками интернатских и социально-реабилитационных учреждений.

Помимо участия в социальных проектах студенты-добровольцы АГПУ включены в деятельность волонтёрских отрядов, действующих на базе каждого факультета. Они осуществляют помощь воспитанникам детских домов, школ-интернатов, ветеранам.

Особо следует выделить уникальный проект АГПУ - студенческий казачий спас-отряд, который оказывает помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий (например, в 2012 году в Крымске).

Изучение имеющегося опыта волонтерства показало, что приобретение опыта профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации, а также реализация функционального образа Я в волонтерских практиках способствует процессам профессиональной идентификации студентов педагогического вуза. Их участие в добровольческих программах позволяет разрешить ведущее противоречие профессионального образования - между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности, преодолеть возникновение формальных знаний, которые невозможно применить на практике. Волонтёрская работа студентов педагогического вуза предполагает выполнение реальной профессиональной деятельности, способствует обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении разных учебных дисциплин, возникновению понимания целостности технологии труда, развертываемой динамично во времени и пространстве [2].

Студенты получают не только уникальный педагогический и социокультурный опыт, но и возможность активного взаимодействия со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса школы, социально-педагогического учреждения, общественной организации, совместной работы с опытными педагогами и психологами, что повышает их познавательную и профессиональную мотивации, а непосредственное участие в решении значимых социальных проблем позволяет активизировать механизмы патриотического, духовно-

нравственного и гражданского воспитания студенческой молодёжи.

Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/media/files/ qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 11.04.2016)

2. ЗачиняеваЕ.Ф. Феномен педагогических волонтерских практик в аспекте профессиональной идентификации студентов // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vipstd.ru/muteh/index.php/--gn12-02/415-а (дата обращения 11.04.2016).

3. Проект «Будь здоровым - будь успешным!». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nko. krasnodar.ru/?p=6528 (дата обращения 11.04.2016).

4. Программа «Добровольцы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://victoriacf.ru/807/ programma-dobrovol-tsy/ (дата обращения 11.04.2016).

5. Программа «Воспитание игрой». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nko.krasnodar. ru /?p=5274 (дата обращения 11.04.2016).

6. Приказ Минобрнауки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 20/oD1%8B/7995/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0 %BB/7225/Prikaz_%C2%A6_1426_ot_04.12.2015. pdf (дата обращения 11.04.2016).

7. Решетников О.В. Программа по организации и координация деятельности муниципальных центров социального служения молодежи «Молодёжное служение России». - М.: Конгресс муниципальных образований РФ, 2005. - 23 с.

8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newurengoy.ru/ pages/2016.html (дата обращения 11.04.2016).

206

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.