Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения'

Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1077
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / SOCIAL HEALTH / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / THE STATE PROGRAM OF PATRIOTIC EDUCATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / PROGRAM-TARGET APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быков Анатолий Карпович

В статье представлена интегративная характеристика гражданско-патриотического сознания и социального здоровья детей и молодежи. Раскрыта динамика изменений гражданско-патриотических ценностей подрастающего поколения в начале XXI века. Предлагаются меры по развитию гражданско-патриотического сознания, в том числе по механизмам реализации государственной политики в области патриотического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Быков Анатолий Карпович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil-Patriotic consciousness as an indicator of the social health of the younger generation

The article presents an integrative feature of civil-Patriotic consciousness and social health of children and young people. Disclosed dynamics of civic and Patriotic values of the younger generation in the beginning of the XXI century. Proposes measures for the development of civil-Patriotic consciousness, including the mechanisms of realization of state policy in the field of Patriotic education

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения»

Culture and civilization: dialectics of relationship (methodological aspects)

Vasily Aleksandrovich Potaturov, Ph.D., Professor, Chair of psychology, pedagogics and social and humanitarian disciplines, Moscow Vitte University

In work an attempt of the comparative analysis of two major components of society - culture and a civilization in which space all activity of the public person is carried out is made, the question of methodological aspects of specification of the concepts "culture" and "civilization" is raised. Short digression to etymology of these concepts is presented.

Keywords: culture, cult, material culture, civilization, genesis, evolution.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Анатолий Карпович Быков, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики E-mail: akbikov@mail.ru

ГАУ «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы» http://soc-education.ru/

В статье представлена интегративная характеристика гражданско-патриотического сознания и социального здоровья детей и молодежи. Раскрыта динамика изменений граждан -ско-патриотических ценностей подрастающего поколения в начале XXI века. Предлагаются меры по развитию гражданско-патриотического сознания, в том числе по механизмам реализации государственной политики в области патриотического воспитания.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое сознание, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, социальное здоровье, социальная политика, государственная программа по патриотическому воспитанию, гражданское общество, программно-целевой подход.

В настоящее время государственная социальная политика ориентирована в своем содержательном векторе на реализацию комплекса задач повышения уровня жизни населения, в том числе на развитие его социального здоровья.

При рассмотрении феномена «социальное здоровье населения» важно учесть его комплексную природу, уже сложившиеся научные подходы к его трактовке. Первый подход - медицинский: социальное здоровье - это характеристика физического и психического здоровья общества, то есть здоровье социума. Второй подход - социально-психологический и управленческий: социальное здоровье - социально-психологическая характеристика общества, отражающая определенный уровень взаимной приемлемости, толерантности социальных групп, социальной идентичности, субъектности, которая обеспечивает комфортное безопасное существование [1, 2]. Третий подход - психолого-социологический: социальное здоровье рассматривается как интегральная характеристика развития личности, группы, общности, взятая в единстве их социальных и биологических показателей и в контексте уровня и качества развития общества, находящая выражение в совокупности показателей жизненной удовлетворенности, соматического и психического здоровья и социальной активности [3].

Качественная выраженность социального здоровья детей и молодежи в граждан-ско-патриотическом сознании вытекает из их общей социальной природы. Социальное здоровье населения представляет собой сложный комплексный феномен общественной жизни, каждый из структурных элементов которого выступает отражением экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, складывающихся в обществе, понимаемый как социальное благополучие населения в целом. Граж-данско-патриотическое сознание также формируется под влиянием сложного комплекса социальных отношений в обществе, без него невозможен высокий уровень социального благополучия подрастающего поколения. Без высокого гражданско-патриотического сознания немыслимо усиление роли социального и человеческого капитала.

Социальное здоровье не ограничивается экономическими факторами, ростом благосостояния населения. В российских экономически развивающихся регионах в последние десять лет наблюдается проявление «парадокса Истерлина», описывающего динамику коэффициента удовлетворенности жизнью. По мнению американского ученого Истерлина, постепенный или даже бурный рост благосостояния нации в целом в более длительный период времени ни в развитых, ни в развивающихся странах не сопровождается аналогичным ростом уровня счастья граждан. Парадокс заключается в следующем: в определенный момент уровень благосостояния граждан внутри страны и при сравнении с другими странами корректно отражает степень их удовлетворенности жизнью, однако с течением времени уровень счастья в среднем по стране не растет с ростом экономики. Причина этого парадокса может быть связана с ростом амбиций граждан, которые не позволяют им наслаждаться жизнью. Так, увеличение зарплаты влияет на уровень счастья только на короткое время, тогда как в долгосрочной перспективе улучшение благосостояния неизменно компенсируется увеличением ожиданий будущего роста.

В России, традиционно ориентирующейся на высокие духовные стандарты в жизненных ориентациях человека, социальное здоровье ассоциируется с нравственным здоровьем, ощущение счастья априори немыслимы без духовной гармонии в душе человека, без гармонии с ближайшим природным и социальным окружением, что составляет смысловое поле гражданско-патриотического сознания человека. В это поле входят и такие духовно-нравственные качества человека, как способность к самооценке, чувство достоинства, способность к прогнозированию событий и оценок и др.

Качественная выраженность социального здоровья в гражданско-патриотическом сознании отчетливо проявляется при сопоставлении первого с социальным нездоровьем. В наиболее развитых странах мира экономический рост и достижение высокого уровня потребления не избавляют общество от нищеты, преступности, наркомании, загрязнения окружающей среды и техногенных катастроф, не гарантируют его от глубоких социальных потрясений.

Социальное нездоровье, низкое гражданско-патриотическое сознание характерны и для некоторой части российских детей и подростков. Речь идет о росте националистических настроений, пассивности молодых людей в общественной жизни, неуважении к истории и традициям своей семьи, края, страны, лени и нежелании отдавать себя служению Родине.

Гражданско-патриотическое сознание характеризует социальное здоровье и с социально-психологических позиций. Если процесс адаптации к жизни в обществе возможен и без развитого гражданско-патриотического сознания, то более глубокий процесс - интеграции в общество, полноценной социальной самореализации в нем - не представляется полноценным без активной социально полезной деятельности растущего человека. Позитивный характер гражданско-патриотических ориентиров, включенных в структуру личности, определяет социальное здоровье человека как субъекта социальной деятельности.

Гражданско-патриотическое сознание детей и молодежи выступает и показателем, и критерием социального здоровья подрастающего поколения страны.

Гражданско-патриотическое сознание личности - сложное понятие. На мировоззренческом уровне включает в себя несколько аспектов: онтологический - отражение и оценка с гражданско-патриотических позиций происходящих в обществе реальных процессов, затрагивающих социальное пространство личности; гносеологический - познание в форме представлений о производных культурно-исторического процесса отечественного развития в виде патриотических идеалов, традиций, символов; аксиологический - ориентация на выработанные обществом гражданско-патриотические ценности; эмоционально-чувственный - пространство личностных, субъективно-психологических переживаний, представлений, воспоминаний, предчувствий, предпочтений и пр., для которого характерны как эмоции (положительные и отрицательные), так и аффективные состояния личности (стрессы, предчувствия, беспредметные переживания); деятельностный - мотивация к социально значимой деятельности.

На социальном уровне гражданско-патриотическое сознание выступает как сложное образование различных форм общественного сознания (политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного и др.) и представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений классов, наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию и защите Отечества.

Гражданско-патриотическое сознание является, в том числе, элементом политического сознания и представляет собой диалектическое единство отражения политической среды Отечества, с одной стороны, и выражения определенного отношения к ней граждан и общества - с другой. Оно выражает отношение людей к государственному строю и другим компонентам политической системы [4].

Гражданско-патриотическое сознание формируется в процессе гражданско-патриотического воспитания, которое предполагает целевую ориентацию на реализацию таких их сущностных признаков, как: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, ее традиций и законов; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; активная гражданская позиция личности, гражданское самоопределение, стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов. Сущность, содержание и особенности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения раскрываются в целом ряде научно-методических публикаций [см., например, 5, 6, 7] .

Каковы же современное состояние, динамика показателей гражданско-патриотического сознания?

Первым показателем гражданско-патриотического сознания является осознанное выражение любви к Родине, идентификация себя гражданином и патриотом страны. Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство старших школьников и студентов под патриотом (70%) понимает того, кто испытывает любовь и уважение к Родине, активно участвует в общественных делах, верен и предан государству. Патриотизм, по их мнению, это прежде всего ответственность за судьбу своего Отечества, готовность защищать его интересы, уважение к культуре и традициям своего народа. Считают себя патриотами 55-60%.

Среди старшеклассников и студентов преобладает гражданское понимание сущности патриотизма: 3/4 опрошенных рассматривают патриотизм как чувство ответственности за судьбу своего Отечества, как стремление трудиться на его благо, 2/3 как готовность к защите интересов своего Отечества. Гражданское понимание патриотизма связывается с уважением и любовью к своей стране, к культуре и истории своего народа.

Гордятся тем, что являются гражданами России, более 85% студентов и старшеклассников, считают себя патриотами - 55-60%. Некоторые не считают себя патриотами самокритично, осознавая разрыв между словом и делом, между патриотическими убеждениями и социальной бездеятельностью. Утверждения, с катастрофической ноткой, об утере нашим подрастающим поколением гражданственности и патриотизма не соответствуют действительности. Это социально здоровое в подавляющей своей массе поколение.

Второй показатель гражданско-патриотического сознания - ценностное отношение детей и молодежи к современной окружающей его социальной и природной среде -проявляется в их отношении к различным социальным институтам, в отношении к представителям других национальностей и конфессий, отношении к родному языку, отношении к природе.

У современной молодежи постепенно вырабатывается и своего рода нравственно-патриотический кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Молодые люди, как и большинство населения страны, не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме, переезд в другую страну, брак с иностранцем. Напротив, недопустимыми поступками начинают считаться уклонение от уплаты налогов, незнание государственной символики. Основные сферы проявления патриотизма, по мнению большинства молодежи, - укрепление семьи и воспитание детей, уважение традиций, работа с полной отдачей по своей специальности.

Среди проблем формирования гражданско-патриотического сознания - положение, когда усилиями многих СМИ в сознании подрастающего поколения сложилось извращенное понятие о западных странах как о государствах с «молочными реками» и «кисельными берегами». В эпоху медиакратии принятые в общественном мнении и СМИ образы правят миром, и эти образы далеко не соответствуют действительности. Нужно прямо и объективно говорить о высоком уровне преступности в западных странах, большом проценте безработных, ограничениях в социальных правах мигрантов и других проблемах, присущих западному сообществу. С другой стороны, навязываемый образ России (гигантская коррупция, низкий уровень жизни, слабое развитие образования, медицины и др.) в значительной степени гипертрофирует имеющие место негативные явления в развитии страны.

В серьезном внимании нуждается работа по формированию межнационального согласия и взаимодействия молодёжи. В идеале любовь к Родине должна сочетаться с уважительным отношением к другим нациям и народностям.

Третий показатель гражданско-патриотического сознания - уровень социальной активности, личностных усилий в деятельности по укреплению могущества страны, готовности к защите Родины. По данным Росвоенцентра при Правительстве РФ, координатора выполнения госпрограмм по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, среди детей и молодежи количество вовлеченных в любые мероприятия гражданско-патриотической направленности - чуть более 40%, что не может считаться удовлетворительным.

На современное состояние гражданско-патриотического сознания молодежи большое влияние оказали и оказывают события на Украине. Присоединение к России Крыма на основе волеизъявления его граждан вызвало рост патриотических настроений в подрастающем поколении. Усиление патриотических начал в общественном мнении сопровождается упрочением чувства сплоченности и единства российского народа перед внешними угрозами, увеличением доверия к руководству страны, обостренным отношением к фактам искажений в историческом прошлом России.

Вместе с тем, содержание гражданско-патриотического сознания подвергается значительной коррекции в свете происходящих событий. Неприкрытое лицемерие и двойные стандарты США, стран Западной Европы к событиям на Украине, особенно в

связи с военными действиями на Юго-Востоке Украины, дают основание утверждать о наличии ряда фактов:

- США, страны Западной Европы на протяжении всей истории ставили и ставят своей целью сведение роли России к второразрядной стране, снижение ее роли в мировой политике. Доминирующая в годы СССР идея о том, что страны Запада (как империалистические государства) борются с Советским Союзом (как оплотом социализма) на основе непримиримости классовых интересов, теперь может быть подвергнута сомнению. Происходящие сегодня события подтверждают другой тезис: западноевропейским государствам в первую очередь нужно обрушить государственную силу России, а какой в ней государственный строй - это вторичный признак;

- приход к власти фашистов в 30-е годы ХХ века в Германии и Италии - не стечение исторических обстоятельств, а лишь одно из средств господствующих в мире сил в борьбе с неугодными им правительствами;

- Россия может быть застрахована от повторения глобальной государственной катастрофы 1917 года только в случае установления единства и сплоченности всего общества, высокой управляемости государством со стороны руководства страны.

В условиях гражданской войны на Украине становится все более ощутимым ее негативное влияние на социальное здоровье населения России. Психическое здоровье граждан подрывается не только сценами кровопролития и бедствий мирного населения (чувство сострадания сопровождается глубокими личными переживаниями, депрессивными психическими состояниями), но и невозможностью рационально объяснить происходящее, ответить на ряд вопросов. Как вообще стали возможными военные действия в братской стране? Чем вызваны радикальные русофобские настроения в Западной Европе, на Украине? Чем можно объяснить зверства расправы с протестующими в Одессе? Как смогли прийти к власти националисты в стране, пережившей Великую Отечественную войну? Многие россияне имеют родственников на Украине, их морально-психологическая травма из-за постоянных переживаний еще больше.

Следует признать, что определенная часть российского общества испытывает серьезные депривационные и депрессивные состояния. Это состояние может быть преодолено при появлении оптимистических сценариев развития событий на Украине, чего, к сожалению, не происходит.

Какие же меры представляются целесообразными в вопросе развития граждан-ско-патриотического сознания, социального здоровья подрастающего поколения?

1) Поддержка реализуемого государством программно-целевого подхода в решении задач образования, культуры, гражданско-патриотического воспитания, т. е. всего того, что активно влияет на социальное здоровье подрастающего поколения.

Сейчас в стране реализуется уже третья по счету государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». За прошедшие 13 лет реализации госпрограмм сделано очень многое, практически создана в новых условиях постсоветская государственная система патриотического воспитания. Развиваются все виды патриотического воспитания: духовно-патриотическое, граждан-ско-патриотическое, героико-патриотическое, военно-патриотическое, эколого-патриотическое, спортивно-патриотическое, историко-краеведческая деятельность.

Госпрограмма патриотического воспитания граждан РФ в реальной практике выступает идеологическим фундаментом в работе государственных структур не только по патриотическому воспитанию, но и по социализации и воспитанию детей и молодежи в целом.

Функционирует развернутая система учреждений, общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи. Например, только в Москве работает 267 военно-патриотических клубов (объединений), 187 поисковых объединений, из них 44 поисковых отряда, 189 военно-спортивных и 340 гражданско-патриотических объединений [8].

Несмотря на положительные сдвиги в формировании гражданско-патриотического сознания у детей и молодежи, объективная картина такова, что государству рано отказываться от программно-целевого подхода в организации патриотического воспитания в стране. Рыночные экономические отношения, массированное воздействие части СМИ и интернет-сайтов в направлении развития индивидуализма и эгоизма, вседозволенности, духовной примитивности объективно продуцируют негативные нравственные установки, извращенное патриотическое сознание подрастающего поколения.

Принятое недавно Правительством РФ решение о принятии государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» представляется оправданным и своевременным.

2) Гражданское общество не сказало своего веского слова в разработке российской общенациональной идеи. Без сформулированной общенациональной идеи затруднено решение проблемы смысла жизни для молодых людей. Молодежь, не видя понятной для нее стратегии развития государства, социокультурной парадигмы развития общества, испытывает методологический кризис в выработке установки на служение Отечеству. По мнению опрошенных старшеклассников Карелии [9; с. 37], всего лишь 1,3% опрошенных считают, что России не нужна такая идея. Ни идея возрождения самодержавия (2,8%), ни ценность демократии западного образца (10%), ни идеи коммунизма и социализма (4,4%) не нашли широкой поддержки среди старшеклассников, хотя и имели у них определенное количество сторонников. Социальные перспективы, которые должны быть сформулированы в общенациональной идее, будут объективно формировать социальное здоровье растущего человека, представляющего и верящего в свой завтрашний день.

3) Более активная роль гражданского общества, в первую очередь общественных организаций и объединений, в социальном проектировании, программировании и прогнозировании развития различных сфер жизни общества в среднесрочной и дальне-срочной перспективе.

4) Пока остаются вне сферы заботы гражданского общества и государства мероприятия по усилению духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности контента компьютерных игр для детей и подростков. В компьютерных играх, которые создаются в основном за рубежом, мы наблюдаем фальсифицированные сюжеты российской истории (особенно по истории Второй мировой войны), сталкиваемся с технологиями подсознательного провоцирования молодых людей к насилию, употреблению наркотиков и т. д. Противостоять такой практике можно только в том случае, если поставить такую задачу, в том числе путем финансирования разработки создания российских патриотически ориентированных компьютерных игр. А пока не только взрослые, но и дети следуют совету российских модераторов: выбирайте игры сами исходя из своих потребностей и убеждений.

5) Поддержание и развитие патриотического подъема среди молодежи, связанного с укреплением позиций России в мире, ростом ее престижа за рубежом.

Литература

1. Наумов С.Ю. Власть и социальное здоровье российского общества http://www.transpress.ru/articles/0509/02_04.shtml.

2. Кузьмина А.Ф., Лебедева С.Д., ШвецоваМ.Ж. Духовность как основа социального здоровья нации // Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 3-4 декабря 2006 г. / под ред. К.В. Харченко, Т.И. Куниной. - Белгород: Константа, 2006.

3. Актуальные проблемы исследования социального здоровья». Часть 1 / под ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб, Химиздат, 2004 .

4. Абрамов А.В. Патриотизм как явление политического сознания постсоветской России: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2000. С. 34.

5. Быков А. К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников. 2006. №10. С.2-6.

6. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны // Воспитание школьников. 2010. №5. С.3-9.

7. Кусмарцев М.Б. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Образовательные ресурсы и технологии. 2012. № 1. С. 15-20.

8. Центр военно-патриотического и гражданского воспитания города Москвы. Военно-патриотические клубы // http://www.voenpatriot.ru/stat/vpk/.

9. Милюкова И.А., Винокурова Н.М. Патриотизм в системе ценностных ориентаций старшеклассников Карелии: результаты первого этапа социологического мониторинга, проведенного по заказу Министерства образования Республики Карелия (2007 г.). - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007.

Civil-Patriotic consciousness as an indicator of the social health of the younger generation

Anatoly Karpovich Bikov, PhD. Sciences, Professor, Professor ofpsychology and pedagogy GAU "Institute of retraining and advanced training of managerial personnel and specialists of the system of social protection of the population of the city of Moscow"

The article presents an integrative feature of civil-Patriotic consciousness and social health of children and young people. Disclosed dynamics of civic and Patriotic values of the younger generation in the beginning of the XXI century. Proposes measures for the development of civil-Patriotic consciousness, including the mechanisms of realization of state policy in the field of Patriotic education.

Keywords: civil-Patriotic consciousness, patriotism, civil-Patriotic education, social health, social policy, the state program of Patriotic education, civil society, program-target approach.

УДК 159.9: 62

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА «ЭРГО 2014»

Павел Иосифович Падерно, доктор техн. наук, профессор E-mail: pipaderno@list.ru Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) Алексей Никитич Анохин, доктор техн. наук, профессор E-mail: anokhin@obninsk.ru Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского

ядерного университета «МИФИ» Сергей Федорович Сергеев, доктор психол. наук, профессор СПбГУ, СПбГПУ,

E-mail: ssfpost@mail.ru Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

В начале июля 2014 года в Санкт-Петербурге в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации (ПЭИПК) прошла Международная научно-практическая конференция «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» (Эрго-2014). Особый статус ей придает то, что это первая международная конференция по проблемам человече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.