Научная статья на тему 'Анализ учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения в деле гражданского образования учащихся'

Анализ учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения в деле гражданского образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC PATRIOTIC EDUCATION / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / SCHOOL MUSEUM / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHNO-PEDAGOGICAL APPROACH / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жагерева Н.Г.

В статье рассмотрена проблема гражданского образования в Российской Федерации. Приведены нор-мативно-правовые документы последнего периода, которые позволили показать взаимосвязь между понятиями «гражданское образование», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание». Рассмотрены педагогические приемы гражданского образования в средней школе. Особое внимание уделено этнопедгогическому подходу, проектной деятельности школьного музея. Обоснована значимость этнопедагогического подхода в деле гражданского образования учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of comprehensive schools' activities concerned with the civic education of students

The article deals with the problem of civic education in the Russian Federation. The author reviews the latest statutes and regulations that show the correlation between the concepts of "civic education", "patriotic education" and "civic patriotic education". The teaching methods of civic education in a high school are considered. Particular attention is paid to the ethnopedagogical approach and the project activities of the school museum. The paper substantiates the value of the ethno-pedagogical approach to the civic education of students.

Текст научной работы на тему «Анализ учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения в деле гражданского образования учащихся»

УДК [373.5.016 + 172]:373.5.035.6

Жагерева Наталья Гурьевна

аспирант кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДЕЛЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Zhagereva Natalya Guryevna PhD student,

Psychology and Social Pedagogy Department,

Chuvash State Pedagogical University

THE STUDY OF COMPREHENSIVE SCHOOLS' ACTIVITIES CONCERNED WITH THE CIVIC EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема гражданского образования в Российской Федерации. Приведены нормативно-правовые документы последнего периода, которые позволили показать взаимосвязь между понятиями «гражданское образование», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание». Рассмотрены педагогические приемы гражданского образования в средней школе. Особое внимание уделено этнопедгогическому подходу, проектной деятельности школьного музея. Обоснована значимость этнопедагогического подхода в деле гражданского образования учащихся.

Ключевые слова:

школа, гражданское образование, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, граждан-ско-патриотическое воспитание, школьный музей, этнопедагогический подход, проектно-иссле-довательская деятельность.

Summary:

The article deals with the problem of civic education in the Russian Federation. The author reviews the latest statutes and regulations that show the correlation between the concepts of "civic education", "patriotic education" and "civic patriotic education". The teaching methods of civic education in a high school are considered. Particular attention is paid to the ethno-pedagog-ical approach and the project activities of the school museum. The paper substantiates the value of the ethno-pedagogical approach to the civic education of students.

Keywords:

school, civic education, patriotic education, civic patriotic education, school museum, ethno-pedagogical approach, project and research activities.

Сегодня в нашей стране происходят важнейшие изменения. Становление гражданского общества и правового государства является ключевым направлением процесса преобразования современной российской действительности. Изменившийся характер взаимоотношений между личностью и государством, возможность гражданина реализовать себя как личность, проявить свои способности в экономической, политической, духовной сферах являются реальностью нынешнего времени. Глобальная трансформация социально-экономической и политической жизни России отразилась на проблемах воспитания подрастающего поколения. Не случайно приоритет в деле национального возрождения страны отдан формированию гражданина и патриота Отечества.

Во все времена любое общество было заинтересовано в воспитании достойных граждан и патриотов Отечества, способных бескорыстно служить делу процветания страны, поскольку речь идет о будущем государственности. Понимая важность проблемы по формированию социально значимой личности, еще в 2000 г. на государственном уровне была разработана Национальная доктрина образования в Российской Федерации, где одной из первоочередных задач системы образования ставилось «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности» [1]. Важнейшие документы последнего времени, Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) образования второго поколения, определяют личностные характеристики выпускника как человека, «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции» [2, с. 5].

Представленные документы однозначно указывают на большую роль системы образования в деле становления гражданина Отечества. Поэтому гражданскому образованию уделяется значительное внимание в учебно-воспитательной практике общеобразовательных учреждений.

Понятие «гражданское образование» было введено в оборот в последнем десятилетии XX в. В более ранний период в отечественной педагогике использовалось понятие «гражданское

воспитание». Оно подразумевало «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным...» [3, с. 224]. Социально-экономические изменения, связанные с переходом России к построению гражданского общества в конце XX в., потребовали от педагогического и научного сообщества поиска новых обществоведческих знаний и умений, новых дидактических методов в обучении и воспитании. Появившиеся граждановедческие компетенции и качества требовали постепенного применения в повседневной жизни. Этим можно объяснить ориентацию учебно-воспитательной деятельности на социальную практику, что способствовало социализации учащихся.

Совокупность приобретенных ценностных установок, опыта деятельности и компетенции (обучение), направленных на развитие личности, социализацию и самоопределения школьников (воспитание), позволяют говорить о процессе образования вообще, поскольку «образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» [4]. Применительно к понятию «гражданское образование» его «главной целью является воспитание граждан для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь. готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ» [5]. Следовательно, гражданское образование объединяет в единое целое процесс обучения и воспитания. Можно утверждать, что гражданское воспитание является частью гражданского образования. Из имеющегося в педагогической науке большого количества трактовок определения гражданского образования мы придерживаемся той, что дана А.С. Гаязовым: «Гражданское образование представляет собой систему, функцией которой является обучение и воспитание членов государства и общества, любящих Родину, ориентированных на овладение личностно значимыми нравственно-правовыми и политическими знаниями, культурными ментальными ценностями, обладающих способностью и готовностью реализовать на практике права и обязанности члена демократического государства» [6, с. 223].

Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием. Воспитание в человеке чувства любви к Отечеству, потребности создавать прекрасное на пользу стране и обществу, осознания проблем Родины и желание их решать наилучшим образом - так можно определить главную цель гражданского воспитания. Его результатом становится рождение настоящего гражданина и патриота, того, кто любит свою Отчизну, будет неравнодушен к трудностям своей страны в различные периоды ее развития, готов трудиться на благо общества, встать на его защиту, если это необходимо. Перечисленные качества никоим образом не противоречат результатам патриотического воспитания. Не случайно в современной педагогической литературе часто используется понятие «гражданско-патриотическое воспитание». Научные основания такого подхода определены в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего (полного) образования второго поколения. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. говорится, что одним из направлений реализации программы является совершенствование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи [7].

Таким образом, рассмотренные нами понятия «гражданское образование», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание», «гражданско-патриотическое воспитание» находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом, их использование в педагогической науке зависит от позиции автора, от тех целей и задач, которые он ставит в своем исследовании.

Гражданское образование подрастающего поколения должно осуществляться с помощью координированных действий различных социальных институтов, таких как школа, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Кроме обозначенных элементов, выделим еще один, на наш взгляд, существенный - народную педагогику. Желание и стремление школьника познать родной край, культуру народа, изучить историю малой родины стимулирует осознание национальных ценностей, а также интегрирует их с государственными (уважение законов страны и ее символов, патриотизм и гражданственность и т. п.). Школа имеет благоприятные возможности для координации действий различных социальных институтов, в том числе применения в своей практике этнопедагогического подхода. Грамотное использование в ходе учебно-воспитательной работы школы народных традиций, народного творчества, фольклорной литературы и произведений национальных авторов, изучение прошлого родного села или деревни, родного города - все это способствует формированию учащихся как людей активных, нравственных, законопослушных, действующих по совести, толерантных, а главное, истинных патриотов и граждан Отечества. «Чувство любви к Родине формировалось и вырастало исторически из привязанностей к родным местам», - так говорил великий патриот и этнопедагог Г.Н. Волков [8, с. 65].

Анализ учебно-воспитательной работы в деле гражданского образования осуществлен нами в рамках организации работы педагогов МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары. Главными направлениями работы школы по гражданскому воспитанию являются:

- формирование гордости за отечественную историю, народных героев, сохранение памяти поколений в памяти потомков;

- воспитание уважения к своему народу, национальной культуре, традициям и обычаям своей семьи, республики и страны;

- развитие гражданской позиции в разных ситуациях, борьба с безнравственными поступками людей [9, с. 61].

Многолетняя работа педагогов реализуется через предметную деятельность, организацию школьного самоуправления и работу детских объединений, проектную деятельность учащихся, нередко проводимую вместе с родителями. Наиболее успешно и плодотворно выполнение поставленных задач в деле гражданского образования осуществляется через работу школьного музея.

Музей - особая гордость образовательного учреждения. Он является стержнем гражданского, военно-патриотического, этнопедагогического воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которого отмечены многими наградами. Главная цель музея определена так - пробудить у школьников потребность глубже познать историю страны и республики, познакомиться с традициями и культурными достижениями родного края. Осуществление этой цели происходит через культурно-просветительскую работу, знакомство с музейной экспозицией, через рассказы ветеранов, которые являются в школе частыми гостями, через поисковую и проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Интересным и важным событием последнего времени в работе музея стал проект «Улицы родного города», проведенный нами среди учащихся 9-11-х классов. Проект предусматривал изучение «белых пятен» в истории и культуре города. По высказанным пожеланиям некоторых учащихся проект был расширен и включил изучение годонимов (название улиц) населенных пунктов, где проживают бабушки и дедушки. Школьники выбрали такие темы, как «Исторические названия улиц», «Улицы, названные именами писателей и поэтов», «Музыкальные улицы», «Улицы в честь героев», «Эпоха и название улиц», «Улицы с национальным колоритом», «Улицы моей деревни». В ходе выполнения работы изучался материал и углублялись знания, полученные на уроках истории, культуры родного края, чувашской литературы, чувашского слова. Учащиеся вырабатывали исследовательские качества, коммуникативные способности, навыки организаторов, проникались уважением к историческому прошлому, научным, культурным и спортивным достижениям республики и страны. Подростки проводили анкетирование в различных классах, беседовали с родными и близкими, составляли хронологические и сравнительные таблицы.

Проведенный после завершения проекта письменный опрос показал, какие чувства испытывают школьники по отношению к родному краю, его истории и культуре, к стране в целом. Приведем некоторые высказывания: «Это вызывает гордость за мою страну», «Появлялось чувство гордости за достояние нашего города», «Выражение благодарности предкам», «Патриотизм и восхищение», «Эти знания готовят нас к будущему». Приведенные примеры подтверждают слова, что «любовь к родной улице, к родной деревне и родному краю является обязательным элементом, из которого складывается логическая структура патриотизма» [10, с. 65].

Не менее ценными были некоторые ответы на вопрос о том, в честь кого или какого события старшеклассники хотели бы назвать новые улицы города или деревни. Наряду с предсказуемыми ответами («В честь героев Великой Отечественной войны», «В честь современных деятелей науки и культуры» и даже - в свете последних исторических событий - «В честь воссоединения Крыма с Россией») выделим два, с нашей точки зрения, наиболее значимые.

5 человек из 25 учащихся 10-го класса высказали пожелание назвать улицы именами бабушек и дедушек. Мы наблюдаем в этом проявление уважения к старшему поколению, которое воспитало подростков в соответствии с семейными ценностями, проявление любви и заботы. Бабушки и дедушки - это хранители национального языка, знатоки народных традиций и обычаев, сказок и песен, которые они обязательно передадут своим внукам и правнукам, научат тому полезному, что пригодится в жизни. Можно быть уверенным, что дети, воспитанные такими бабушками, вырастут порядочными, добросердечными, патриотичными.

Особенно нами выделен ответ ученицы 11-го класса: «Мне бы хотелось, чтобы названия улиц нашего города были связаны с чувашским языком и героями чувашской литературы: улица Нарспи, улица Сетнера, улица Акатуя». В этом высказывании ярко прослеживается гордость за национальные обычаи. Праздник Акатуй пришел к нам из далеких времен и был посвящен окончанию весенне-полевых работ. Знание произведения классика чувашской литературы К.В. Иванова «Нарспи» и главных героев его поэмы свидетельствует об уважении к национальной куль-

туре, является доказательством духовности. Любовь к родному слову - еще один фактор воспитания народной педагогики, формирующий патриота и гражданина, поскольку «патриотизм - это любовь к родному языку, родным обычаям, родному народу и родной земле» [11, с. 116].

Результатом проектной деятельности школьников по заданной теме стало участие в школьной научно-практической конференции, а лучшие работы были размещены в краеведческом разделе музея.

Воспитать гражданина - сложная и почетная миссия. Зарождение и развитие гражданских, патриотических чувств юного поколения может осуществляться только тогда, когда его любовь к стране, малой родине, родному дому имеет конкретное «осязание». Помощником в этой деятельности может стать школа, особенно такая школа, где используются методики, связанные с этно-педагогическим подходом. Понимание, что совместное благородное и полезное дело сближает, воспитывает терпимость, формирует активную позицию каждого человека, полезно не только для конкретной ситуации, но и для будущей жизнедеятельности граждан страны.

Ссылки:

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации № 751 от 4 октября 2000 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование / под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кузиной. М., 2011. 41 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. М., 1993. 608 с.

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г.

5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации : Письмо Минобразования РФ № 13-51 -08/13 от 15 января 2003 г.

6. Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. Уфа, 2008. 236 с.

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 г.

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 376 с.

9. Жагерева Н.Г. Воспитание гражданина: взаимодействие семьи и школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). С. 57-62.

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика.

11. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары, 2004. 488 с.

References:

1. On the National Doctrine of Education in the Russian Federation Government Resolution № 751 of October 4, 2000

2. Kondakov, AM & Kuzina, LP (ed.) 2011, The federal state educational standard of general education. Average (full) general education, Moscow, 41 p.

3. Davydov, VV (ed.) 1993, The Russian Pedagogical Encyclopedia, Moscow, 608 p.

4. On Education in the Russian Federation: Federal Law № 273 of December 29, 2012

5. On the civic education of students of educational institutions of the Russian Federation Ministry of Education Letter № 1351 -08 / 13 dated January 15, 2003.

6. Gayazov, AS 2008, Seven issues of modern education, Ufa, 236 p.

7. Russian Federation State Program "Development of Education" for 2013-2020: Resolution of the Government of the Russian Federation № 295 of April 15, 2014.

8. Volkov, GN 1974, Ethnopedagogics, Cheboksary, 376 p.

9. Zhagereva, NG 2013, 'Educating citizens: the interaction of families and schools', Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after IY Yakovlev, no. 4 (80), pp. 57-62.

10. Volkov, GN 1974, Ethnopedagogics, Cheboksary, 376 p.

11. Volkov, GN 2004, Chuvashia pedagogy, Cheboksary, 488 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.