Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях дополнительного образования Кузбасса'

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях дополнительного образования Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1891
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PATRIOTISM / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / YOUNG PEOPLE / ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассохина Ирина Юрьевна, Аршинова Елена Владимировна, Билан Марина Анатольевна, Горбатова Марианна Михайловна

В статье представлены результаты исследования гражданско-патриотического воспитания молодежи на примере опыта работы МБУ ДО «Центр детского творчества». Описаны реализуемые мероприятия в рамках гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рассохина Ирина Юрьевна, Аршинова Елена Владимировна, Билан Марина Анатольевна, Горбатова Марианна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION IN KUZBASS

The article presents the results of a study of civil-patriotic education of youth using the experience of "Children’s Crafts Centre". Implemented activities are described within the framework of civil and patriotic education.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в организациях дополнительного образования Кузбасса»

школы, в которых они учились раньше. То же самое имели в виду и те, кто не знал, что ответить из-за чувства сомнения, почему большинство кадетов убеждены, что патриотизм в школе воспитывается.

Относительно воспитания патриотизма СМИ кадеты определились следующим образом. Четверть новобранцев (Ю человек) считали, что воспитывается, и почти столько же (9 воспитанников) не знали, что ответить. Больше половины воспитанников (52,5 %) были единодушны во мнении, что патриотизм СМИ не воспитывается.

Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, воспитывается или нет сегодня патриотизм в семье?» показал стабильно единодушное мнение кадетов по данному вопросу на протяжении всего исследования. Так, подавляющее большинство опрашиваемых кадетов (до 90 %), как на первом, так и на 2-м этапе исследования (33 и 36 кадетов соответственно) считают, что в семье патриотизм воспитывается. Количество кадетов, отрицательно ответивших на данный вопрос, сократилось на 10% (с шестерых до двоих кадетов). Количество кадетов, не знающих, воспитывается или нет патриотизм в семье, осталось минимальным (один и два кадета). Это говорит о том, что семья, домашний очаг для кадетов, как для всех нормальных людей, — главное, что есть в жизни. Именно в семье ребенок приобретает первые и незыблемые знания и чувства, в том числе и патриотические (лю-

бовь к родному дому, малой родине), которые будут сопровождать его всю жизнь.

Главный результат этого исследования — в два раза возросшее в течение экспериментального периода число кадетов, чувствующих себя патриотами: с 18 (45 %) в сентябре 2015 года до 36 кадетов (90 %) в мае 2016 года.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что патриотическое воспитание в условиях школы-интерната осуществляется путем формирования патриотических чувств кадетов.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. — URL: http://royallib. com/read/dal_vladimir/tolkoviy_slovar_givogo_ velikorusskogo_yazika.html#16235715.

2. Кеннеди Д. Ф. Цитаты и высказывания [Электронный ресурс]. — URL: http://citaty.su/citaty-i-vyskazyvaniya-dzhona-kennedi.

3. Милютина Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе [Электронный ресурс]. — URL: http:// festival.1september.ru/anticles/subjects/22.

4. Путин В. В. У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kommensant.nu/ doc/2907316.

5. Резник Н. И. Теория и практика воспитания военнослужащих : учеб. пособие / Н. И. Резник. — М. : 12 ЦТ МО РФ, 2005. — 341 с.

6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 10. — М. : Учпедгиз, 1950. — С. 668.

7. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические произведения. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 772.

УДК/UDC 37.035.6-053.6(571.17)

И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан, М. М. Горбатова

I. Rassokhina, Y. Arshinova, M. Bilan, M. Gorbatova

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION IN KUZBASS

В статье представлены результаты исследования гражданско-патриотического воспитания молодежи на примере опыта работы МБУ ДО «Центр детского творчества». Описаны реализуемые мероприятия в рамках граждан-ско-патриотического воспитания.

The article presents the results of a study of civil-patriotic education of youth using the experience of "Children's Crafts Centre". Implemented activities are described within the framework of civil and patriotic education.

Ключевые слова: патриотизм, граждан-ско-патриотическое воспитание, молодежь, организации дополнительного образования.

Keywords: patriotism, civil-patriotic education of young people, organization of additional education.

В современных условиях роста международной напряженности для России как страны с высоким уровнем поликультурного разнообразия обширной территорией и разной плотностью населения приоритетными становятся задачи обеспечения социальной безопасности граждан и сохранения суверенного государства. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения видится одной из актуальных в условиях жесткой информационной агрессии в современной внешней политике и активизации «оранжевых» настроений, движущей силой которых становится прежде всего молодежь с антипатриотическими и антигосударственными настроениями. Идеологические атаки на подрастающее поколение заставляют образовательные социальные институты всех уровней и форм организации брать на себя задачи по морально-этическому воспитанию гражданина России. Целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм, формировании собственной гражданской позиции.

В своих работах К. Д. Ушинский писал о патриотизме: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [1].

Воспитание патриота требует выработки конкретной программы действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования, общественно-политических объединениях и организациях. В реализации патриотического воспитания необходимо опираться на основополагающие принципы: координации взаимодействия семьи, школы и общественности в системе патриотического воспитания; формирования у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов; учет в воспитании особенностей различных категорий населения,

мультикультурного и многонационального основания Российского государства.

В постановлении Правительства РФ от 30.12.2015 отмечено, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [4].

Активная гражданская позиция предполагает наличие оформленного мировоззрения, выраженной социальной и политической зрелости, готовности к общественной работе, инициативности, исполнительности, осознания личной значимости и ответственности, организаторских умений. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.

Формирование гражданской позиции социально активной личности идет в процессе политической социализации. В процессе политической социализации большое внимание уделяется саморазвитию личности, однако направляющее действие оказывают институт семьи (как первичный агент), образовательные учреждения и государство. При условии согласованных действий социализирующих институтов, с одной стороны, и усилий внутриличност-ного развития, с другой, общество получает сознательно действующего социально ориентированного гражданина, поддерживающего социально-политическую культуру Отечества. Политическая социализация — непрерывный процесс, который, однако, можно представить структурно и поэтапно и указать на некоторые зоны становления (рис.) [5].

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования содействуют всестороннему развитию юношей, воспитывают гражданина,

Механизм процесса политической социализации

Рис. Схема механизма процесса политической социализации

способного жить в обществе и быть полезным этому обществу, активно отвечать на социально-политические вызовы. Деятельность детско-юношеских организаций в отношении гражданско-патриотического воспитания оказывает влияние на все сферы социальной

жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям.

Основными целями государственной молодежной политики в Кемеровской области являются: установление приоритета молодежной политики в социально-экономическом развитии Кемеровской области; содействие социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных инициатив, программ и проектов; создание условий для наиболее полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

Одними из основных приоритетов закона Кемеровской области являются воспитание гражданственности, патриотизма и демократии на основе исторических, культурных и духовных ценностей; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; развитие научно-технического и художественного творчества среди молодых граждан; развитие системы экологического воспитания и образования молодежи [2].

Работа по патриотическому воспитанию граждан является одним из приоритетных направлений органов исполнительной, законодательной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области.

Системность данной работе придает выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы. В Кузбассе на основе данной программы определены главные ориентиры деятельности по совершенствованию и развитию системы патриотического воспитания граждан, в том числе программными методами. Принятие соответствующих программ и подпрограмм происходит на областном и муниципальном уровнях. Так, в настоящее время во всех 34 муниципальных образованиях Кемеровской области разработаны и приняты целевые городские и районные программы патриотического воспитания детей и молодежи. На областном уровне сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания. Они конкретизированы и подкреплены комплексом мероприятий, положенных в основу региональных целевых долгосрочных программ: «Молодежь Кузбасса»; «Культура Кузбасса»; «Развитие системы образования Кузбасса». Проводимые мероприятия характеризуются массовостью, участием должностных лиц, авторитетных представителей общественности Кемеровской области; освещаются областными, местными, ведомственными СМИ.

В Кемеровской области обучающиеся образовательных организаций принимают участие во всероссийских конкурсах, в том числе патриотической направленности. Ежегодно обучающиеся участвуют в открытом Международном историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству». Состоялся Всероссийский конкурс проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Его организаторами выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, Ассоциация юристов России. На основании положения о Всероссийском конкурсе школьных проектов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации, в Кемеровской области проведен региональный этап конкурса [6].

Международные литературно-художественные конкурсы для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», «Ни шагу назад! Впереди Победа!» посвящены победам народов России, 70-летию Сталинградской битвы, 70-летию Курской битвы, сражениям Первой мировой войны и величию народного подвига во все века русской истории.

В Кемерове на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» ежегодно проводится городская поисково-исследовательская конференция «Я — кемеровчанин». Работают такие секции: «Страницы истории города», «Выдающиеся личности», «История образования», «Родословие», «Историко-культурное наследие». Конференция объединяет учащихся школ трех возрастных групп (младшей, средней и старшей) и призвана прививать навык научно-поисковой деятельности, развивать познавательный интерес к истории родного края, семьи; анализировать судьбу и достижения великих людей, героев, чьи победы стали историей малой Родины [6].

Гражданско-патриотическое воспитание в регионе, в частности в учреждениях дополнительного образования, реализуется на основе программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», а также закона «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области», где указаны основные мероприятия и приоритеты, направления гражданско-патриотическо-го воспитания молодежи. В Кемеровской области, по данным департамента молодежной

политики и спорта, существует более 500 молодежных организаций, из них 47 — граждан-ско-патриотической направленности, в них занимаются 1366 юношей и девушек (данные 2014 года) [6].

Воспитание патриотизма в организациях дополнительного образования опирается на следующие принципы: координации взаимодействия школы, семьи и общественности по решению задач патриотического воспитания; связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания; учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников; межпоколенной преемственности духовного опыта; исторической и социальной памяти; опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов; социокультурной и национальной идентификации; импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании; субъект-ности.

Особое значение гражданско-патриоти-ческое воспитание в центрах дополнительного образования приобретает в малых городах и на периферии. Интересен опыт работы таких учреждений в городах с высоким уровнем поликультурного наследия. Так, например, в Центре детского творчества города Междуреченска занимаются более 4000 детей и подростков до 18 лет. Гражданско-патриотическое направление в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ) включает в себя систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков в оценке политических и правовых событий в государстве, выработке сознательной гражданской позиции. Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию в Центре детского творчества организована по направлениям: историко-кра-еведческому; социально-патриотическому; ге-роико-патриотическому; гражданско-патрио-тическому. В рамках данных направлений реализуются следующие образовательные программы: «Подросток — подростку»; клуб «Лидер»; волонтерский отряд «Милосердие»; Городской совет старшеклассников; экологическая общественная организация «Зеленые»; вокальная студия «Джем».

Помимо этого гражданско-патриотиче-ское воспитание учащихся осуществляется через участие детских коллективов ЦДТ в таких мероприятиях, как: Всероссийский кон-

курс «Моя законотворческая инициатива»; акция «Вместе с властью»; социально значимые проекты «Безопасные площадки», телепроект «Зеленое яблоко»; благотворительные акции: «Георгиевская ленточка», «Поздравь ветерана», «Зеленый патруль», «Экологические инспекции»; «Мелочные фантазии или чья-то жизнь уже не мелочь», «Весенняя неделя добра», «Рождество для всех и для каждого», «Помоги собраться в школу»; конкурс военно-патриотической песни «Битва хоров» [6].

Программы социально-педагогической направленности создают благоприятные условия для решения надпредметных задач. Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность: приобрести личный социальный опыт; развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе; реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленной на становление его позиции гражданина города, страны посредством работы детского объединения; активно использовать широкие образовательные возможности историко-культурной среды города (области) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни; активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития; овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения маршрута своего развития; овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.

Описанные мероприятия позволяют обучающимся приобрести опыт гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получить квалифицированную помощь по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» в городе Междуреченске реализуется на основании государственных программ. Центр детского творчества активно сотрудничает с департаментом молодежной политики и спорта Кемеровской области и отделом молодежной политики города Междуреченска.

Приоритетность гражданско-патриоти-ческого воспитания в учреждениях дополнительного образования определила содержание настоящего исследования, целью которого явилось изучение форм и методов реализации гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи. Эмпирическую базу исследования, проведенного в 2014-2015 годах в Междуреченске, составили обучающиеся и педагоги МБУ ДО ЦДТ. Всего в исследовании приняли участие 100 учеников и 20 педагогов. Изучение патриотического сознания у подрастающего поколения и их участия в мероприятиях патриотической направленности проводилось с помощью анонимного анкетного опроса. Для этого нами было разработано 2 формы анкеты: первая анкета — для экспертов, педагогов МБУ ДО ЦДТ Междуреченска; вторая анкета состояла из 22 вопросов для учащихся.

Описание результатов исследования начнем с экспертной группы. Большинство опрошенных педагогов работают с целевой аудиторией детей от 14 до 17 лет — старший школьный возраст. В исследовании использовались проективные методики, в частности метод неоконченных предложений. Так, педагогам Центра детского творчества предлагалось продолжить фразу: «Патриотизм — это ...». Данная фраза была продолжена следующим образом:

— «патриотизм — это любовь к Отечеству, Родине» (13 педагогов);

— «патриотизм — это знание своих исторических корней, их продолжение и сохранение истории своей страны» (5 педагогов);

—«патриотизм — это ответственность за себя, окружающих, свой город и страну» (2 педагога).

Таким образом, можно отметить, что у респондентов присутствует схожее понимание термина «патриотизм», поскольку большинство педагогов отметили, что патриотизм — это, прежде всего, эмоционально-чувственный феномен — «любовь к Отечеству, Родине».

Далее педагогам было предложено продолжить фразу: «Патриот — это человек, который.»:

— «любит свою Родину, способен действовать в интересах своей страны, принимает активное участие в ее развитии» (7 педагогов);

— «предан своей Родине и народу» (7 педагогов);

— «уважает и ценит устои, традиции, историю своей страны» (4 педагога);

— «сопричастен к событиям в семье, учреждении, в котором работает, городе, стране» (2 педагога).

Оценивая эффективность мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание в стране, области, городе, педагоги отметили, что в целом мероприятия, проводимые в стране, области, городе, являются эффективными. Экспертам предлагалось оценить успешность гражданско-патриотических мероприятий, проводимых в последнее время на федеральном и региональном уровнях. С точки зрения экспертов, наиболее успешной является акция «Бессмертный полк», проводимая в рамках празднования Дня Победы. Акция «Бессмертный полк» проходила по многим городам России, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Более миллиона людей прошли по улицам городов с портретами своих родственников-фронтовиков. По сообщению информационного агентства России «ТАСС», в 2015 году 56 тысяч жителей Кемеровской области стали участниками ежегодной акции «Бессмертный полк», в том числе в Кемерове — 13,7 тысячи [3]. Данная акция в Кузбассе оказала большой эмоциональный эффект на граждан, способствовала поднятию патриотического духа, а также способствовала трансляции ценностей народа, уважения к предкам, истории страны для молодого поколения.

Респонденты ответили, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется эффективно. Следует отметить, что деятельность педагогов МБУ ДО ЦДТ по гражданско-патриотическому воспитанию является сопутствующей, они участвуют в мероприятиях и конкурсах гражданско-патриоти-ческой направленности, получают информацию о проводимых конференциях и форумах. Опираясь на это, можно судить об эффективности работы в организации по данному направлению.

Отвечая на вопрос «Какие современные приемы работы с молодежью используются в Вашей организации?», респонденты указали, что в их работе используются все активные методы: методы интерактивного и индивидуального обучения, игровые технологии, выставочная деятельность, квест-игра, флешмоб.

К числу эффективных регулярных мероприятий в рамках гражданско-патриотическо-го воспитания педагоги МБУ ДО ЦДТ отнесли: фестиваль детского рисунка; уроки мужества; вечер встреч; городской конкурс патриотической песни «Звездный дождь»; акции «Народная Победа», «Георгиевская ленточка», «Чья-то жизнь уже не мелочь», «Георгиевский парад»; конкурс народной песни «Звездные напевы».

При ответе на вопрос «Что могут предложить педагоги, чтобы гражданско-патриотиче-ское воспитание среди молодежи стало наиболее эффективным?» было выделено следующее: ввести в школьную программу урок «гражданского воспитания»; воспитывать патриотические чувства с детского возраста; создание большего числа гражданско-патриотических организаций; повысить благосостояние страны и людей; создать ежегодные областные встречи, форумы, конференции; повысить статус уроков истории в курсе средней и высшей школы.

Можно констатировать, что педагоги в своих действиях руководствуются тем, чтобы гражданско-патриотическое воспитание среди молодежи стало наиболее эффективным, опираются на образовательную и воспитательную деятельность, трансляцию культурно-исторических знаний и ценностей, а также создание большего числа гражданско-патриотических организаций, которые бы уделяли особое внимание гражданскому образованию.

Педагогам также предлагалось ответить на вопрос «Какие ассоциации у Вас возникают, когда просят представить образ России? Россия какая...?». Из ряда ассоциаций, которые озвучили респонденты, можно выделить несколько повторяющихся ответов: «великая», «многонациональная», «сильная», «большая». Им было предложено представить образ Кузбасса, ответы были следующие: «угольный край», «шахтерский труд», «тайга», «А. Г Тулеев».

Таким образом, ассоциативный ряд, который привели респонденты в своих ответах, основывался в первом случае на том, что образ России — это великая и большая страна по принципу масштабности территории, а также военной мощи страны. Во втором случае респонденты отметили, что образ Кузбасса — это богатство природных ресурсов, а также шахтерский труд, который имеет большую значимость для региона.

Далее обратимся к результатам анкетного опроса учащихся МБУ ДО ЦДТ. Ответы учащихся на вопрос «По Вашему мнению, что значит — «быть патриотом?» распределились следующим образом: «работать/действовать во благо процветания страны» (70 %), «уважать историю своей страны» (16 %), «любить свою страну» (8 %), «защищать страну от любых нападок и обвинений» (4 %); «считать, что твоя страна лучше, чем другие» (2 %). Можно заметить, что результаты ответов подтверждают принципы деятельностного подхода к понятию «патриотизм», а также соотносятся

с принципом гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого. Однако такой вариант, как «любовь к национальной культуре», не является популярным вариантом ответа у респондентов. Следовательно, такой принцип, как опора на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции, которые выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности, не является для воспитанников важным фактором патриотизма. Возможно, этот вариант ответа не совсем близок по содержанию школьникам.

Примечательно, что респонденты при ответе на вопрос «Вы лично считаете себя патриотом?» в большинстве отнесли себя к патриотам. Мы считаем, что это связано с активным участием опрошенной молодежи в гражданско-патриотических мероприятиях, поскольку участие в подобных мероприятиях мотивирует молодежь, способствует формированию патриотического сознания. Также большая часть респондентов на вопрос о том, свойственно ли чувство патриотизма современной молодежи, ответили: «Скорее да, чем нет».

Далее респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале значимость агентов, занимающихся патриотическим воспитанием детей и молодежи. Главным агентом патриотического воспитания респонденты считают семью. Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта является сегодня неустойчивым и требует специальных усилий по его сохранению. Учащиеся также отметили важность работы по воспитанию патриотизма представителей отдела молодежной политики (5 баллов). Следовательно, работа специалистов отдела молодежной политики по граждан-ско-патриотическому воспитанию дает свои положительные результаты в рамках реализации проектов в данном направлении.

Большая часть респондентов отметила важность реализации государственных программ по воспитанию чувства патриотизма с дошкольного возраста. При ответе на вопрос «Осуществляется ли в Вашей организации патриотическое воспитание учащихся?» подавляющее большинство респондентов (92 %) отметили, что в их организации ведется активная работа по патриотическому воспитанию.

Респондентам предлагалось выбрать из перечня предложенных мероприятий те, о которых они слышали, знают, в которых принима-

ли участие. Результаты опроса показали, что респонденты владеют информацией о проводимых мероприятиях в рамках гражданско-патри-отического воспитания в Кузбассе, поскольку, занимаясь в детско-юношеских организациях, ребята целенаправленно вовлечены в различного рода мероприятия, акции, проекты, направленные на формирование гражданской позиции, и поэтому показывают больший процент информированности и участия.

На вопрос «Нужны ли организации, занимающиеся патриотической деятельностью?» респонденты ответили «Да» (80 %). Большинство респондентов считают для себя значимым влияние детско-юношеских организаций на формирование гражданско-патриотическо-го сознания.

Затем респондентам было предложено оценить различные направления патриотического воспитания молодежи, их степени влияния на формирование патриотических ценностей по пятибалльной шкале, где 5 — высший балл, 1 — низший балл. Респонденты дали следующие ответы:

— «Личный пример и Ваше отношение к патриотизму имеют высшую степень влияния на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения»; «Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн» (5 баллов);

— «Деятельность патриотических клубов, центров, в том числе и детских, молодежных» (4 балла);

— «Военно-спортивные игры» (3 балла);

— «Выставки и литература патриотической направленности» (2 балла);

— «Фестивали и конкурсы патриотической направленности» (1 балл).

Таким образом, в приоритете опрошенных наивысшей степенью влияния обладают «пример и встречи с ветеранами». В этом случае выступает принцип гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого как степени влияния на формирование патриотических ценностей у детей и молодежи. Респонденты отмечают важность знания истории своей страны (97 %). История своего народа, его подвиги, культурно-исторические ценности неразрывно связаны с созданием образа патриота. Знание истории страны, почитание традиций и ценностей является главенствующим принципом в воспитании гражданина и патриота Родины.

Несмотря на то, что большинство опрошенных отмечают важность знания истории своей

страны, всего 45 % респондентов считают интересной историю как предмет, а 52 % сочли, что в ее изучении «что-то интересно, а что-то нет». Это говорит о том, что если в молодежных организациях в обучении истории, в граждан-ско-патриотическом воспитании используют неформальные методы работы и респонденты идут заниматься по собственному желанию, согласно собственным интересам, то в общеобразовательных учреждениях предмет преподается однотипно.

Подавляющее число опрошенных считают, что при изучении истории наиболее интересными формами и методами являются: экскурсии, экспедиции, встречи, мультимедийные проекты и познавательные мультфильмы для детей. Для респондентов более интересен деятель-ностный метод в изучении предмета, нежели репродуктивный.

Далее мы поинтересовались, участвуют ли респонденты в мероприятиях общественно-политической направленности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что респонденты активно участвуют в мероприятиях общественно-политической направленности как волонтеры и как рядовые участники. На наш взгляд, это обусловлено тем, что деятельность учащихся курируется и направляется руководителями молодежных организаций.

При ответе на вопрос «Какие общероссийские праздники Вы считаете важными для организации общегородского празднования?» респонденты называют День Победы как наиболее важный праздник для организации общегородского празднования. Это понимание роли подвигов дедов и прадедов для формирования ценностей мирной жизни в настоящем нашей Родины.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: деятельность учреждений дополнительного образования мотивирует учащихся к участию в различных мероприятиях, а также способствует становлению гражданского и патриотического сознания молодого поколения. В учреждении дополнительного образования работа с учащимися в рамках гражданско-па-триотического образования в большей мере ведется с целевой аудиторией от 14 до 17 лет. Педагоги Центра детского творчества ответили, что патриотизм — это любовь к Отечеству, Родине. Мероприятия, проводимые в стране, области, городе в рамках гражданско-патриоти-ческого воспитания, по оценке педагогов, являются эффективными. По мнению респондентов, государственные программы по воспитанию

чувства патриотизма должны реализовываться с дошкольного возраста. Наивысшей степенью влияния на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения являются личный пример и встречи с ветеранами.

Результаты исследования показали, что учащиеся учреждений дополнительного образования принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках граждан-ско-патриотического воспитания. Участие в гражданско-патриотических мероприятиях мотивирует молодежь, способствует формированию патриотического сознания. Занимаясь в учреждениях дополнительного образования, учащиеся целенаправленно вовлечены в мероприятия, акции, проекты, направленные на формирование гражданской позиции, так как имеется больше возможностей для самореализации.

Для повышения эффективности граж-данско-патриотического воспитания среди молодежи необходимо воспитывать патриотические чувства с детского возраста, проводить ежегодные областные встречи, форумы, конференции. В молодежной среде основным источником получения информации о происходящих событиях в стране является Интернет. Для того чтобы уменьшить негативное информационное воздействие на современную молодежь, снизить риск вовлечения молодежи в экстремистские группировки, необходимо контролировать информацию, транслируемую в СМИ и Интернете; наполнить досуг молодежи, усилить образовательную и информационную работу.

В целом можно сказать, что работа в центрах дополнительного образования ведется в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», педагоги активно сотрудничают с музеями, библиотеками, принимают участие во всероссийских конференциях, форумах, проектах и акциях. Сотрудники МБУ ДО ЦДТ отмечают эффективность мероприятий, проводимых в организации в рамках гражданско-патриотического воспитания, а также сами заинтересованы в реализации работы по этому направлению.

1. Валиева З. И. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. - 201 5. - № 05 (17). - URL: http:// nauka-rastudent.ru/17/2664/.

2. Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www. dmps-kuzbass.ru/polit/akt_mol/.

3. Информационное агентство России «ТАСС» [Электронный ресурс]. — URL: http://tass.ru/ obschestvo/3267314.

4. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства РФ от 30.12.201 5 № 1493.

5. Рассохина И. Ю., Браун О. А., Пфетцер С. А. Политическая социализация молодежи : учеб. пособие. — Кемерово, 2015. — C. 72.

6. Статистика общественных организаций Кемеровской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dmps-kuzbass.ru/polit/movement/.

7. Яницкий М. С. Отношение к своей стране и патриотическая направленность молодежи в контексте ее ценностной дифференциации // Психология отношений в постнеклассической парадигме : сб. ст. участников I Междунар. науч.-практ. конф. — Белово : Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово ; Велико-Тырново : Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2014. — С. 72-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК/UDC 316.61 Т. В. Шамовская, Г. П. Горбунова

T. Shamovskaya, G. Gorbunova

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

CIVIL IDENTITY IN THE STRUCTURE OF SOCIAL IDENTITY OF MODERN YOUNG PEOPLE

В статье рассматриваются проблемы становления и развития социальной и гражданской идентичности современной молодежи.

The article deals with the problems of formation and development of social and civil identity of modern young people.

Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, гражданская идентичность, социализация, самореализация, молодежь.

Keywords: identity, social identity, civil identity, socialization, self-actualization of young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.