УДК 37.035.4
Silkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTIC EDUCATION IN SECONDARY SCHOOLS AS A PRIORITY IN RUSSIAN EDUCATION. The education of a patriot at all times is a priority of the state, so the article highlights the urgency of this task through a focus on content components of the terms "a patriot" and 'patriotism", such as: emotional, intellectual, the requirement of motivational and activity. The basic directions of work with students in patriotic education are such as spiritual, moral, historical, political-legal, professional-action, psychological. The work clarifies the notion of "patriotism" and "patriot" that is a foundation of public and state systems, spiritual-moral basis of their viability and effective functioning. The article presents some positive experience of work on patriotic education with students of secondary schools, bachelor students of the faculty of safety of life at Herzen State Pedagogical University n.a. A. I. Herzen during their teaching practice through the use of various forms and methods in various events on patriotic education of schoolchildren.
Key words: patriot, patriotism, patriotic education, directions of patriotic education, forms of organization of educational activity on patriotic education.
О.В. Силакова, канд. пед. наук, доц. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Т.А. Спицына, канд. пед. наук, доц. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Воспитание патриота своей Родины во все времена являлось приоритетным направлением государства, поэтому в статье отмечена актуальность этой задачи через акцент на содержание компонентов понятий «патриот» и «патриотизм», Выявлены основные направления работы со школьниками в патриотическом воспитании (духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, профессионально-деятельностное, психологическое). Также уточнены понятия «патриотизм» и «патриот», что представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования. В статье представлены примеры мероприятий по патриотическому воспитанию, реализованные бакалаврами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена во время прохождения производственной (педагогической) практики, а также положительный опыт преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности по исследуемой проблеме
Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, направления патриотического воспитания, формы организации учебной деятельности по патриотическому воспитанию.
Патриотическому воспитанию молодёжи на протяжении всего исторического развития России отводилась одна из приоритетных задач, что подтверждено многочисленными примерами силы и отваги россиян на полях сражений, таких как победы наших предков на Чудском озере, Куликовом поле, изгнание чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, победа в Великой Отечественной Войне 1941 - 45 гг. и других сражениях и войнах (Афганистан, Чечня). Осознание этих побед и гордость за народ своей страны позволяют воспитывать у подрастающего поколения высокий моральный дух, героизм, мужество. В системе российского образования сформированы определенные направления, разнообразные формы, методические подходы и принципы патриотического воспитания учащихся, в том числе их готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите внутренних и внешних интересов России.
В стремительно меняющихся социально-экономических условиях развития общества наблюдалась экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей, что оказывает негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп населения страны, наблюдается тенденция снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотического восприятия. Как никогда, именно в наше время стали все более заметны постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма у подрастающего поколения, как важнейших и приоритетных задач российского образования.
Правовой основой патриотического воспитания в нашей стране является множество документов, но среди основных необходимо выделить следующие: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об образовании в РФ», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе»; «О днях воинской славы и памятных датах
России»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и др. Данная программа реализуется с 2011 г., ориентирована на все возрастные группы, подготовлена на основе накопленного за последние годы опыта, традициях патриотического воспитания граждан нашей страны, основанных на обеспечении российской гражданской идентичности, непрерывности учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование патриотического сознания [1]. Все многообразие мероприятий программы объединяется в следующие разделы: научно-исследовательское (научно-методическое) сопровождение патриотического воспитания; военно-патриотическое воспитание детей и молодежи; волонтерское движение; информационное обеспечение патриотического воспитания граждан; совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию. Говоря о необходимости патриотического воспитания населения в нашей стране целесообразно рассмотреть такие ключевые понятия «патриот», «патриотизм». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля термин «патриот» трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его» [2]. В целом, раскрывая понятие «патриотизм», можно трактовать его не только как любовь к Родине, но и уважение к своему государству, нации, президенту, армии. В словаре русского языка С.И. Ожегова патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [3, с. 400]. Обобщая различные точки зрения можно сказать, что патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Отечеству [2; 3; 4].
Анализируя различные подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» можно выделить его компоненты:
• эмоциональный (любовь к Родине, родным местам, родному языку, природе; уважение к героическому прошлому сво-
ей Родины, к обычаям и традициям народа; толерантное отношение к другим национальностям, их культуре);
• интеллектуальный (знание истории своей Родины; понимание и решение задач, стоящих перед страной; осознание своего патриотического долга; уважение и гордость за достоинство страны);
• потребностно-мотивационный (готовность и желание защищать Родину, служить ее интересам, умножать своим трудом достоинства страны; соблюдение и увеличение традиций, нравов и обычаев; верность своей Родине, стремление ставить общественные интересы выше личных);
• деятельностный (активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережное отношение к собственности, умении и готовности защищать страну).
Колоссальная роль в формировании патриотов своей страны отводится системе патриотического воспитания. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» прописано: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1, с. 8].
Проблемой реализации патриотического воспитания подрастающего поколения занимались многие ученые, педагоги, методисты, например такие как Л.И. Аманбаева, С.А. Алиева, В.И. Бачевский, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина, А.Н. Вырщиков, Т.А. Касимова, М.Б. Кусмарцев, Е.Ю. Жукова, Т.А. Касимова, В.С. Кузнецов, В.И. Лесняк, И.А. Пашкович и др. [4; 5; 6]. В исследованиях вышеперечисленных авторов представлены конспекты уроков, методические разработки проведения внеклассной и внеурочной массовой, индивидуальной работы учащихся по патриотическому воспитанию, планы экскурсий, военно-патриотических игр и др. Воспитание патриотизма рассматривается как обязательное условие возрождения России в качестве великой державы, основанное на изучении воинских традиций, истории, ценностях морали и нравственности. Под патриотическим воспитанием целесообразно понимать «скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию и развитию у граждан чувства преданности своему Отчеству, готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени» [4, с. 160].
В общеобразовательных учреждениях оно осуществляется по следующим основным направлениям:
- духовно-нравственное (осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров);
- историческое (осознание неповторимости Отечества, гордости, ответственности за происходящие в обществе, изучение истории, защиты России от внешних угроз);
- политико-правовое (понимание воинского, конституционного долга, основных положений концепции безопасности, правовых процессов);
- патриотическое (воспитание духовно-нравственных черт, формирующих гражданскую позицию личности, готовность к военной службе);
- профессионально-деятельностное (формирование ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; успешное выполнение служебных обязанностей);
- психологическое (воспитание психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, умение снять психологическую напряженность).
Выделенные направления могут быть эффективно реализованы в системе непрерывного патриотического воспитания. Большая роль в решении данного вопроса должна отводится подготовке будущих учителей, особенно преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим, особенно актуальным является вопрос необходимости методической подготовки бакалавров педагогических вузов по проблеме патриотического воспитания учащихся. Например, в рамках учебного плана бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, на факультете безопасности жизнедеятельности, разработаны и реализуются различные учебные дисциплины («Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности», «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», «Социальная безопасность личности, общества и Государства», «Гражданская оборона», «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них»), содержание которых предполагает формирование у бакалавров патриотизма, изучение современных методик, программ, технологий по патриотическому воспитанию; проведение исследований, направленных на разработку новых методических приемов по патриотическому воспитанию, а также умений и навыков реа-лизовывать столь важное направление в общеобразовательных учреждениях, в том числе во время прохождения производственной (педагогической) и летней практик в детских оздоровительных лагерях.
Так, среди заданий портфолио отчётной документации по итогам прохождения производственной практики бакалаврами 4 курса РГПУ им. А.И. Герцена, факультета безопасности жизнедеятельности, можно выделить следующее задание: изучить деятельность общеобразовательных учреждений по проблеме проведения работы патриотической направленности со школьниками, по гражданской обороне и допризывной подготовке.
В результате проведенного за последние три года анкетирования 520 учащихся в возрасте 13-17 лет, студенты выяснили, что для учащихся быть патриотом - это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны, хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах, что отражено в таблице 1 - Анкетирование учащихся ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга по патриотизму.
Как видно из таблицы 1, кадеты мотивированы на всестороннюю деятельность в направлении военно-патриотического воспитания, заинтересованы и готовы связать свою будущую профессию со службой в рядах ВС РФ, в том числе в службах
Таблица 1
Анкетирование учащихся ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга по патриотизму
Ol 1= ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ (%)
ШКОЛЬНИКИ - 390 человек КАДЕТЫ - 130 человек
1 Являетесь ли Вы патриотом своей страны? 78% - да 20 % - затрудняюсь ответить 2 % - нет 100% да
2 Что такое патриотизм? 69% - любовь к Родине 15% - верность Родине 16% -иной ответ (охрана природы страны, знание и гордость истории своей) 40% - любовь к Родине 35% - уважение и знание истории 25% - иной ответ (защита государственных границ и народа, охрана природы и недр)
3 Готовитесь ли Вы к службе в армии РФ? 54% - да 31% - не знают 15% - нет 57% - военные училища 43% - армия
МЧС и МВД. Большая половина учащихся школ (в основном мальчики, но были и девочки - 17 %) отвечали, что их интересует профессия военнослужащий. Однако, в личных беседах было выявлено, что из этого числа большинство респондентов имеют ввиду службу в армии по призыву, а профессия военного привлекает 15% респондентов. Из числа тех, кто ответил «не знаю», в основном были учащиеся 7 - 8 классов и многие отмечали, что так как они ещё не скоро окончат школу, то о таких вопросах серьезно не задумывались. Практически для большинства респондентов школьников и кадетов «патриотизм» - это любовь к Родине. Причем, многие из них осознают, что без знания истории своей страны патриотом быть сложно.
За время прохождения производственной (педагогической) практики бакалавры факультета безопасности жизнедеятельности анализировали учебные планы, программы, массовые мероприятия, планирование внеурочной, внеклассной деятель-
ности, принимали активное участие в разработке и проведении различных форм организации учебной деятельности по патриотическому воспитанию учащихся 5 - 11 классов. Проанализировав отчетную документацию, портфолио, выступления студентов на конференции по итогам прохождения практики, мы выделили следующие направления работы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена во время прохождения производственных (педагогических) практик на 3 и 4 курсах по развитию патриотизма у учащихся, которые представлены в таблице 2.
Проанализировав учебные планы, план работы преподавателя-организатора ОБЖ по допризывной подготовке, план учебно-воспитательной работы школы, содержание массовых мероприятий и другие документы, бакалавры пришли к выводу, что работа по военно-патриотическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях реализуется через работу школьных
Таблица 2
Направления работы по развитию патриотизма у подрастающего поколения
Направление Характеристика Примеры мероприятий в направлении
героико-историческое примеры героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи на тему: «Нет фашизму!», экскурсии в музеи воинской славы
героико-патриотическое насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.; - военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам сорта оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы (например, «Зарница», «Орлёнок»); кружки «Юный стрелок», «Патриот»; военно-спортивная игра «Один день в армии»
спортивно-патриотическое
военно-патриотическое - приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане, ?горячих точках? России к основным мероприятиям военно- патриотического воспитания; - организация поисковой работы; - совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения Уроки ОБЖ 9-11 классах, беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, ?круглые столы?, встречи с ветеранами различных войн и ВОВ, воинами запаса и военнослужащими. Игра-викторина, «А ну-ка мальчики», посвященная 23 февраля», Поисковые отряды. Экскурсии в военную часть, Военно-Морской музей, Крейсер «Аврора», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи и т.п.
- формирование знаний о природном и культурном наследии своей страны; - возрождение и обеспечение преемствен-ности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов; - Формирование знаний о национальных традициях, толерантности в многонациональном государстве Кружки «Юный краевед», «По тропинкам родного края». Экскурсии в краеведческий музей, музей Боевой славы и т.п..
историко-краеведческое
культурно-историческое
духовно-нравственное Изучение духовных ценностей и традиций России Кружки по культурологи и религиоведению
гражданско-патриотическое - развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриоти-ческую направленность личности, обладающей качествами гражданина -патриота Родины и спосо-бной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; - формировать патрио-тическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшес-твующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину и стремящегося к созиданию Уроки ОБЖ в 9-11 классах; Волонтерская и «тимуровская» работа; кружок «Юные защитники Отечества». «Познавательная викторина о российской армии», игра-викторина «Колесо безопасности»
социально-патриотическое
социально-политическое
музеев; кружков военно-технической и профессиональной подготовке; секций по прикладным видам спорта; организацию и проведение КВН, спортивных мероприятий прикладной направленности (медико-санитарной подготовке; прикладной физической подготовке; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры); организацию встреч с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, МВД, ГИББД, медицины; проведение туристических походов; научно-практических конференций среди учащихся разных классов, конкурсов-смотров, коллективных творческих дел совместно с родителями, олимпиад по ОБЖ и др.. Проведение данных мероприятий способствует расширению кругозора детей и подростков, формированию патриотизма, чувства приобщения к жизни страны и мирового сообщества, способствует развитию умений и навыков действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и социального характера.
Бакалавры также отметили, что во многих общеобразовательных учебных заведениях организуется игра «Зарница». Соревнования проходят по следующим видам: стрельба из пневматической винтовки; преодоление полосы препятствий; соревнование юных разведчиков, санитаров; метание гранаты на дальность; выпуск боевого листка. В своих отчетах студенты сообщают, что во многих школах ведется интересная работа по подготовке, сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. Учащиеся приносят рассказы, фотографии не только своих родных и близких людей, но и ветеранов микрорайона, где расположена школа. В некоторых учебных заведениях были опубликованы сборники материалов учащихся о родственниках, принимавших участие в ВОВ. Однако в большинстве учебных заведений старшеклассники писали сочинение на тему «Армия в жизни моей семьи».
Результаты опроса учащихся на констатирующем этапе педагогического эксперимента, полученные бакалаврами в рамках ряда выпускных квалификационных работ по тематике патриотического воспитания показали, что большой интерес проявляют учащиеся к работе поисковых клубов. В настоящее время движение поисковиков опирается в своей работе на постановление Правительства РФ № 551 от 24.06.2000 г. «Положение о военно-патриотических молодёжных и детских объединениях», в котором четко сформулировано понятие военно-патриотического объединения, определены его основные задачи, направления и формы деятельности. Одной из задач является участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества, а формами деятельности — поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества и участие в уходе за памятниками воинской славы [5; 6].
Библиографический список
В качестве примера факультативной деятельности военно-патриотической направленности по ОБЖ в общеобразовательных учреждениях в своих отчетах студенты отмечали следующие: «Начальная военная подготовка», «Военная история России» и др. Среди экскурсий по ОБЖ военно-патриотической направленности выделяли экскурсию в военную часть, Военно-Морской музей, Крейсер «Аврора», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи и др. Организация работы по патриотическому воспитанию предполагает выпуск различных тематических газет, плакатов («Вооружение армии», «Основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», «Военная форма одежды», «Строевая подготовка», «Уголок призывника», «Рода войск и звания» и др.). В некоторых школах Санкт-Петербурга патриотическая работа активно реализуется в работе школьных музеев с целью развития у учеников творческой самостоятельности и инициативы в реализации мероприятий патриотической направленности.
Во время прохождения производственной практики студентами разрабатывались и проводились различные массовые мероприятия. Например, для юношей старших классов организовывалась военно-спортивная игра «Один день из жизни солдата», цель которой заключалась в формировании навыков начальной военной подготовки, воспитании чувства патриотизма, товарищества, ответственности. Игра включала прохождение старшеклассниками следующих станций: «Подъем», «Полоса препятствий», «Записная книжка солдата», «Военный госпиталь», «Наряд вне очереди», «Стрельба». Большой интерес у учащихся вызвало участие в военно-патриотической викторине, посвященной «Великой Отечественной Войне» для учащихся 9 - 11 классов, цель которой заключалась в закреплении и расширении знаний учащихся по датам и событиям Великой Отечественной Войны.
Таким образом, в настоящее время в средних и высших учебных заведениях уделяется значительное внимание патриотическому воспитанию обучающихся. Общество вновь осознало потребность в необходимости более внимательного отношения к проблемам формирования, развития у молодежи гражданственности, духовности, любви к Родине, уважения к истории страны, готовности к служению и защите Отечества. Исходя из этого, система патриотического воспитания в образовательных учреждениях должна носить непрерывный, межпредметный характер, предполагающий разнообразие форм и методов обучения с целью формирования высоких нравственных качеств, общечеловеческих ценностей, понимания хода истории страны и особенностей ее развития на современном этапе, раскрытия духовных качеств нашего народа, выносливости, толерантности, силы воли, координации и точности движений, которые необходимы при прохождении военной службы.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2016; 5.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Цитадель», 1998.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. Москва ООО «А ТЕМП», 2006.
4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. Москва: ВАКО, 2011.
5. Абрамова В.Ю., Пономарева И.А. Формирование социально-личностных компетенций школьников во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». European Social Science Journal. 2014; № 4-2 (43).
6. Аманбаева Л.И. Гоажданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Диссертация ... доктора педагогических наук. Якутск, 2002.
References
1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody». OBZh. Osnovybezopasnosti zhizni. 2016; 5.
2. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: «Citadel'», 1998.
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. 4-e izd., dop. M.oskva OOO «A TEMP», 2006.
4. Kuznecov V.S., Kolodnickij G.A., Habner M.I. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: Metodika prepodavaniya predmeta: 5-11 klassy. Moskva: VAKO, 2011.
5. Abramova V.Yu., Ponomareva I.A. Formirovanie social'no-lichnostnyh kompetencij shkol'nikov vo vneklassnoj rabote po kursu «Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti». European Social Science Journal. 2014; № 4-2 (43).
6. Amanbaeva L.I. Grazhdanskoe vospitanie uchaschejsya molodezhi vnovyh social'nyh usloviyah. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2002.
Статья поступила в редакцию 26.09.17