УДК 316
МОНАСТЫРСКИЙ Дмитрий Владимирович Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Роль патриотического воспитания в формировании гражданской идентичности, рассмотрение вопроса гражданственности неразрывно связаны с рассмотрением вопроса патриотизма. Вслед за словами о любви к родной земле должны следовать действия, подкрепленные волей и ответственностью за судьбу страны и народа. Патриотизм является одним из основных факторов формирования гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Патриотизм в структурном отношении состоит из трех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов. При формировании чувства патриотизма могут быть использованы различные теоретические подходы, а также различные трактовки понятия патриотизма. Это стоит учитывать при подготовке проекта решения проблемы формирования патриотизма. Нормальное самосознание гражданина новой России определяется как единство трех начал. В готовности гражданина совершать действия по защите свободы и национальных интересов своего Отечества, даже если ему самому угрожает смертельная опасность, и проявляется патриотическое сознание. Патриотизм является основополагающим моментом в объединении современного российского общества, при этом в условиях поликультурности общества способствует сохранению культурного своеобразия того самого общества. Формирование патриотизма осуществляется через слияние личности с духовной жизнью своего народа и проявляется через духовное творческое самоопределение, не исключая при этом личной автономии. Главным моментом при этом является переживание и осознание личного отношения к Отечеству, которое, являясь универсальной ценностью для всего народа, проявляется у каждой личности индивидуально. Рассматривая патриотизм как социокультурную ценность, видим, что он выступает системообразующей силой, способной сплотить общество, силой формирования идентичности. Одним из важнейших условий формирования патриотического сознания является осознание национальных интересов в соотношении с личными интересами. В патриотическом воспитании всех категорий граждан и формировании у них патриотического сознания необходим системный подход. Любовь к Родине воспитывается в меньшей степени громкими широковещательными лозунгами и призывами, а в большинстве своем достигается кропотливой работой с подрастающим поколением и доказывается конкретными делами и поступками. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества молодежи заинтересованной в мероприятиях и организациях патриотической направленности. На феде-
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-87-91
Dmitriy V. MONASTIRSKIY Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia [email protected]
PATRIOTIC EDUCATION AS THE FACTOR OF CIVIL IDENTITY FORMATION
The role of the patriotic education in the civic identity formation, consideration of the question of citizenship is inextricably linked with the consideration of the issue of patriotism. Following the words of love for his native land to follow the action, backed up by the will and the responsibility for the destiny of the country and the people. Patriotism is one of the major factors in the formation of civic identity, serves as a manifestation of «citizenship» and finds expression in activities for the benefit of the Fatherland. Patriotism structurally consists of three interrelated, interdependent in dialectical unity components. When forming patriotism can be used different theoretical approaches and different interpretations of the concept of patriotism. It should be taken into account when drafting the solution to the problem of formation of patriotism. Normal consciousness new Russian citizen is defined as a unity of three began. The willingness of the citizen to take actions to protect freedom and national interests of the Fatherland, even if he himself in mortal danger and manifested patriotic consciousness. Patriotism is fundamental in bringing contemporary Russian society, while in multicultural society helps to preserve the cultural identity of the society. Formation of patriotism is carried out through the fusion of personality and spiritual life of its people and is manifested through creative spiritual self without prejudice to the personal autonomy. The main point here is the experience and the awareness of personal attitude to the Fatherland, which, as a universal value for all the people, manifested in each person individually. Considering patriotism as a socio-cultural value we see that he favored a backbone force capable of rallying society, the power of identity formation. One of the most important conditions for the formation of patriotic consciousness is the realization of national interests in relation to personal interests. Formation of patriotic consciousness and patriotic education of citizens requires a systematic approach. The patriotic education of all categories of citizens and the formation of their patriotic consciousness requires a systematic approach. Love brought to Homeland less loud slogans and broadcast calls, and mostly achieved laborious work with the younger generation and proved concrete actions and actions. In recent years there has been a tendency to increase the number of young people interested in activities and organizations patriotic. At the federal and regional level, set up full-fledged legal framework in the field of patri-
ральном и региональном уровнях создана полновес- otic education of youth. ная нормативно-правовая база в сфере патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, гражданская иден- Keywords: patriotism, civil identity, formation,
тичность, формирование, патриотическое воспита- patriotic education, citizens, consciousness, Home-
ние, граждане, сознание, Родина, Отечество. land, Fatherland.
В настоящее время много внимания уделяется вопросам и роли патриотического воспитания в формировании гражданской идентичности. Данная проблема приобретает наибольшую актуальность в связи с обострившейся ситуацией на мировой геополитической арене.
Вопрос гражданственности неразрывно связан с патриотизмом, любовью к родной земле, то есть понятиями, наделенными священным смыслом. При этом вслед за указанными сакральными понятиями должны следовать действия, подкрепленные волей и ответственностью за судьбу страны и народа. То есть необходимо осознанное и грамотное, поднятое до уровня сознательного и активного выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга.
Необходимо отметить, что при всей имеющейся совокупности исследовательских и публицистических материалов о патриотическом воспитании его роль в формировании гражданской идентичности в полной мере не изучена, особенно на региональном уровне.
Цель статьи - изучить и показать роль патриотического воспитания в системе формирования гражданской идентичности как наиболее актуальной проблеме в условиях современной действительности, в том числе на региональном уровне.
Организация работы по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в современном Российском государстве, методы и средства патриотического воспитания, а также трудности, возникающие при этом, анализируются в работах Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова [1; 2]. Рассматривая результаты социологических исследований, носящих массовый характер, проведенных в различных регионах Российской Федерации под руководством член-корреспондента РАН В.Н. Кузнецова [3], и основываясь на них, авторы определяют значение и роль феномена «патриотизм» в консолидации общества и становлении новой российской идентичности [4].
Кроме того, в изучаемой социологической литературе представлена широкая палитра природы патриотизма. Патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [5].
Патриотизм является одним из основных факторов формирования гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.
Патриотизм в структурном отношении состоит из трех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов - патриотического отношения, патриотического сознания и патриотической деятельности [6].
Нормальное самосознание гражданина новой России обусловлено тем, что гражданин принадлежит: 1) к российскому народу, 2) к российскому обществу, 3) к мировому сообществу [7].
В готовности гражданина совершать действия по защите свободы и национальных интересов своего Отечества, даже если ему самому угрожает смертельная опасность, и проявляется патриотическое сознание.
Патриотизм является основополагающим моментом в объединении современного российского общества, при этом в условиях поликультурности общества способствует сохранению культурного своеобразия того самого общества.
В формировании патриотизма основополагающим является то, как человек осмысливает и переживает свое отношение к Отечеству. Ценность эта универсальна, но для каждого индивидуальна и может быть различна в своих конкретных проявлениях.
Понимание сути национальных интересов относительно своих собственных интересов является одним из важнейших условий формирования патриотического сознания гражданина. Только используя системный подход в формировании патриотического сознания и воспитании патриота, можно добиться результата.
Любовь к Родине воспитывается в меньшей степени громкими широковещательными лозунгами и призывами, а в большинстве своем достигается кропотливой работой с подрастающим поколением и доказывается конкретными делами и поступками, так, как это делали наши знаменитые предки: ученые, полководцы, путешественники, писатели, художники.
Ошибочно мнение, что в патриотических акциях и мероприятиях принимают участие преимущественно люди среднего и старшего поколения - как правило, ветераны труда, войны и военных конфликтов. Несомненно, ветераны всех возрастов нуждаются в «живом» общении с молодежью, ведь так можно не только передавать накопленный опыт и знания, но и сохранять юношеский задор, оптимизм и жизненные силы. А у молодежи, в свою очередь, есть возможность получить те знания и исторические факты, которые зачастую не всегда можно почерпнуть из учебников, книг, средств массовой информации и даже архивных материалов, «перелистать» малоизвестные страницы истории нашей Великой Родины. Особенно это актуально сейчас, когда со стороны Запада и даже наших ближайших соседей насаждается сильно искаженная информация о событиях Великой Отечественной войны и других страниц славной истории нашей Родины.
Вырастить морально здоровую молодежь возможно только основываясь на почитании собственной истории, традициях предыдущих поколений, уважении к их достижениям и подвигам. Подвигнуть людей на высокие дела невозможно без возрождения чувства национального достоинства и национальной гордости.
В 2001 г. была разработана первая Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России. На основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания в настоящее время принята очередная, уже четвертая Федеральная программа. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подготовлена с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса.
Значение патриотического воспитания как наиболее актуальной проблемы в условиях современной действительности, особенно на региональном уровне, подчеркивается разработкой и принятием нормативно-правовых документов, способствующих формированию патриотического сознания с учетом регионального компонента многонационального Донского края. В Ростовской области создана достаточно полновесная нормативная правовая база в сфере патриотического воспитания молодежи. В 2015 г. она дополнилась «Концепцией формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности» и «Концепцией патриотического воспитания молодежи в Ростовской области до 2020 года», в 2016 г. - Областным законом от 06.05.2016 № 528-ЗС «О патриотическом воспитании граждан в Ростовской области».
Увеличена сеть образовательных учреждений, в которых ведется подготовка по основам военной службы, - кадетские корпуса военного профиля, учебные пункты. Создана целая сеть кадетских корпусов. В целях улучшения качества работы военно-спортивных клубов действуют филиалы учреждений дополнительного образования военно-спортивной, патриотической направленности в муниципальных образованиях области, что помогло приблизить военно-спортивные, оборонно-спортивные клубы к месту жительства учащейся молодежи. Обеспечены условия для качественно новой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, организаторов и специалистов в области патриотического воспитания. Разработаны региональные методические материалы патриотического воспитания.
Совместно со средствами массовой информации результативно проводится пропаганда патриотического воспитания, любви к своему Отечеству.
Кроме того, в целях заинтересованности и привлечения большего количества граждан молодого возраста к проблемам патриотического воспитания, повышения эффективности современных форм и методов патриотической работы, а также в целях популяризации государственных символов Российской Федерации необходимо использовать современные информационные и интернет-ресурсы и применять инновационные (интерактивные) технологии в сфере патриотического воспитания молодежи.
Однако, основываясь на эмпирических данных региональных исследований, посвященных проблемам патриотического воспитания и гражданской идентичности молодежи Ростовской области, можно сказать, что уровень патриотизма современной молодежи достаточно высок, при этом молодежь Ростовской области дифференцирована по мотивации своей патриотичности и социальным механизмам ее формирования.
Донская молодежь консервативна, традиционна, однако она испытывает внушительный вакуум общих целей социального развития и серьезный дефицит положительных символов идентифицирования.
Выбор молодежи в отношении готовности служить Родине становится все более осторожным, а ее оценки - более прагматичными, что обусловлено процессами глобализации и неопределенностью социальных условий формирования патриотических установок [8].
Региональная идентичность развивается по собственной аксиологической логике, и важно понять эту закономерность развития. В условиях современных процессов трансформации российское общество еще не обрело аксиологическую устойчивость. Поэтому воздействие ценностей, норм и традиций на формирование региональной идентичности приобрело большое значение.
Сегодняшняя молодежь, являясь наследницей славы Великих Побед и открытий нашего народа, должна продолжать традиции, заложенные предками, необходимые для выхода из тяжелой ситуации и в наши дни. Опыт Великой Победы свидетельствует о том, что нам следует, прежде всего, опираться на себя, рассчитывая на свои собственные силы и внутренние духовно-нравственные ресурсы. Необходимо мощное движение, объединяющее всех граждан общей идеей. Эта идея и есть патриотизм. Она ориентирована на возрождение государственности, Отечества, как мировой Державы - ключевого геополитического игрока, а внутри страны - на социальную справедливость и свободу для каждой личности.
Система патриотического воспитания представляет собой многоуровневую структуру, имеющую свои цели и задачи. Решение поставленных задач осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, как органами государственной власти, так и общественными объединениями и средствами массовой информации. Однако она требует совершенствования и постоянного обновления, обусловленных изменениями, происходящими в различных сферах общества и соответствующих современным условиям.
Но, несмотря на все усилия государственных и общественных институтов, важную роль в этом процессе играет самовоспитание граждан. Начинать эту работу необходимо, прежде всего, с себя и своих близких, развивая активную гражданскую позицию и деятельно участвуя в массовой патриотической работе, проводимой государственными структурами, общественными движениями и организациями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования, - 2003. - № 2. - С. 42-51.
2. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования, - 1998. - № 3. - С. 93-106.
3. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. - М., 2004. - С 183.
4. Монастырский Д.В. Роль формирования патриотизма среди молодежи в технологической и социальной модернизации России // Гуманитарий Юга России. - 2016. - № 4. - С. 254-263.
5. Грицанова А.А. Энциклопедия социологии. - М., 2003.
6. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. - М., 1988.
7. Леонтьев А.А. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность). - М.: Смысл, 2001. - C. 51.
8. Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 2. - С. 58-76.
REFERENCES
1. Zubok Yu.A. Problemy sotsial'nogo razvitiya molodezhi v usloviyakh riska. [Problems of social development of youth in the conditions of risk]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches, 2003. No.2. Pp. 42-51.
2. Chuprov V.I. Molodezh' v obshchestvennom vosproizvodstve. [Youth in the social reproduction]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches, 1998. No.3. Pp. 93-106.
3. Kuznetsov V.N. Rossiyskaya ideologiya 21: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya formirovaniya rossiyskoy ideologii XXI veka. [Russian ideology 21: an experience of sociological research]. Moscow, 2004. P. 183.
4. Monastyrskiy D.V. Rol' formirovaniya patriotizma sredi molodezhi v tekhnologicheskoy i sotsi-al'noy modernizatsii Rossii [The role of the formation of patriotism among the youth in the technological and social modernization in Russia] Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarians of Southern Russia, 2016. No.4. Pp. 254-263.
5. Gritsanova A.A. Entsiklopediya sotsiologii. [Encyclopedia of Sociology]. Moscow, 2003.
6. Mirskiy R.J. Patriotizm sovetskogo cheloveka: internatsionalizm, grazhdanstvennost', trud. [The patriotism of the Soviet people: internationalism, citizenship, work]. Moscow, 1988.
7. Leontiev A.A. Deyatel'nyy um: (deyatel'nost', znak, lichnost'). [Active mind: (activities, sign, personality)]. Moscow: Smysl = Meaning, 2001. P. 51.
8. Barkov F.A., Serikov A.V., Chernous V.V. Patrioticheskoe soznanie molodezhi Rostovskoy oblasti. [Patriotic consciousness of the youth of the Rostov Region]. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarians of Southern Russia, 2013. No.2. Pp. 68-76.
Информация об авторе:
Монастырский Дмитрий Владимирович, соискатель, кафедра социологии, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
Получена: 03.04.2017
Для цитирования: Монастырский Д.В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 1. с. 87-91.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-87-91.
Information about the author:
Dmitriy V. Monastirskiy, Competitor, Department of Sociology, Southern Federal University,
Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Received: 03.04.2017
For citation: Monastirskiy D.V. Patriotic education as the factor of civil identity formation. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 1. Pp. 87-91. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-87-91. (in Russian)