Научная статья на тему 'Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности'

Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5623
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВИДЫ ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В., Рейма О. Я.

Патриотизм это сложное многоаспектное социокультурное явление. В последнее десятилетие проблема патриотизма рассматривается государством в контексте национальной безопасности России, важными видятся возрождение отечественных патриотических ценностей, возрастание социальной ответственности граждан, преодоление негативных явлений в обществе. Патриотические идеи занимали значительное место в творчестве многих русских просветителей и писателей, трудах философов, общественных деятелей, педагогов. В статье анализируются взгляды ученых на сущность понятия «патриотизм» как неотъемлемую часть духовно-нравственной направленности личности. В педагогических исследованиях патриотизм предстает в виде интегративного духовно-нравственного качества в структуре личности, где первое место занимает такое нравственное чувство, как ответственность перед Родиной. Патриотическое воспитание рассматривается как составная часть многогранного и целостного педагогического процесса формирования личности и определяется как деятельность, направленная на развитие патриотических чувств, мотивов и устойчивых норм поведения, формирования патриотических знаний, ценностей, качеств личности, необходимых человеку для успешной социализации. Наличие развитых патриотических чувств это показатель духовно-нравственного становления личности, сформиро-ванности ее ценностных ориентаций, мировоззренческих установок. Сегодня на уровне нормативно-правовых документов в качестве важнейшего условия успешности патриотического воспитания закрепляется необходимость организации работы по сохранению и возрождению традиционных ценностей национальных культур Российской Федерации. Воспитание и развитие патриотических чувств, приобщение личности к ценностям культуры русского народа являются одним из условий возрождения и сохранения духовно-нравственных и патриотических основ национального характера. Выделяя патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его неразрывную связь с другими аспектами воспитания: патриотическое воспитание пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.011

Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности

Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования;

О. Я. РЕЙМА - старший преподаватель кафедры пения и музыкального образования Вологодского государственного университета

Реферат

Патриотизм - это сложное многоаспектное социокультурное явление. В последнее десятилетие проблема патриотизма рассматривается государством в контексте национальной безопасности России, важными видятся возрождение отечественных патриотических ценностей, возрастание социальной ответственности граждан, преодоление негативных явлений в обществе.

Патриотические идеи занимали значительное место в творчестве многих русских просветителей и писателей, трудах философов, общественных деятелей, педагогов. В статье анализируются взгляды ученых на сущность понятия «патриотизм» как неотъемлемую часть духовно-нравственной направленности личности.

В педагогических исследованиях патриотизм предстает в виде интегративного духовно-нравственного качества в структуре личности, где первое место занимает такое нравственное чувство, как ответственность перед Родиной. Патриотическое воспитание рассматривается как составная часть многогранного и целостного педагогического процесса формирования личности и определяется как деятельность, направленная на развитие патриотических чувств, мотивов и устойчивых норм поведения, формирования патриотических знаний, ценностей, качеств личности, необходимых человеку для успешной социализации. Наличие развитых патриотических чувств - это показатель духовно-нравственного становления личности, сформиро-ванности ее ценностных ориентаций, мировоззренческих установок.

Сегодня на уровне нормативно-правовых документов в качестве важнейшего условия успешности патриотического воспитания закрепляется необходимость организации работы по сохранению и возрождению традиционных ценностей национальных культур Российской Федерации. Воспитание и развитие патриотических чувств, приобщение личности к ценностям культуры русского народа являются одним из условий возрождения и сохранения духовно-нравственных и патриотических основ национального характера.

Выделяя патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его неразрывную связь с другими аспектами воспитания: патриотическое воспитание пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Ключевые слова: личность в воспитательном процессе; патриотизм; виды патриотизма; патриотическое воспитание; национально-патриотические ценности; нравственные ориентации личности; ценностное отношение к Родине.

Patriotism as a social phenomenon and integrative property

of the individual

E. V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor, Member-correspondent of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education;

O. YA. REIMA - Senior Teacher of the Department of Singing and Music Education of the Vologda State University

Abstract

Patriotism is a complex multifaceted social phenomenon. In the last decade the problem of patriotism is regarded by the state in the context of national security of Russia, of importance is the revival of the national patriotic values, increase of social responsibility of citizens, overcoming of the negative phenomena in society.

Patriotic ideas occupied a significant place in the works of many Russian enlightners and writers, philosophers, public figures and teachers. The article analyzes the views of scientists on the essence of the concept «patriotism» as an integral part of spiritual and moral orientation of the individual.

In pedagogical researches patriotism is viewed as integrative of moral and spiritual feature in the personality structure, where the first place is occupied by moral feelings of responsibility towards the Homeland. Patriotic education is considered as an integral part of a multifaceted and holistic educational process of identity formation and is defined as a purposeful process aimed at the development of patriotic feelings, motives and sustainable norms of behavior, the formation of patriotic knowledge, values, personality features to successful socialization in the course of its inclusion in various activities. The presence of well developed patriotic feelings is an indicator of spiritual and moral formation of the personality, formation of values, attitudes, world outlook.

Today on the level of legal and regulatory documents as an essential condition for the success of patriotic education is determined the necessity of the organization of work on preservation and revival of traditional values of national cultures of the Russian Federation. Education and development of patriotic feelings, a personality to the values of culture of the Russian people is one of the conditions for the revival and safekeeping of moral and patriotic foundations of the national character.

Highlighting the patriotic education of independent educational work, it is necessary to note its inextricable link with other areas of education: patriotic education permeates, integrates them, is carried out in a holistic educational process.

Keywords: personality in the educational process; patriotism; types of patriotism; patriotic education; national-patriotic values; moral orientations of the person; the value attitude to the Motherland and Fatherland.

Вопросы патриотического воспитания личности всегда стояли в центре внимания отечественных мыслителей, общественных деятелей, педагогов, писателей, которые считали гражданственность и патриотизм духовно-нравственной основой жизни общества.

В современном российском обществе вопросы патриотического и гражданского воспитания личности приобретают особо важное значение по ряду причин: нарастание кризиса нравственности и морали, отсутствие консолидирующих ценностных ориентиров, усиление информационных войн, привычность в среде молодежи проявлений асоциального поведения и др. В последнее десятилетие проблема патриотизма рассматривается в контексте национальной безопасности России.

Для решения существующих проблем на уровне государственной политики разработан комплекс нормативно-правовых документов: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» и др. В них отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Реализация данных программ предполагает возрождение патриотических ценностей,

возрастание социальной ответственности граждан и преодоление негативных явлений в обществе.

Российское государство имеет многовековую историю и культуру, истоки которых лежат в традиционном земледельческом обществе. Отличительными качествами русского крестьянства всегда были созидательный труд, бескорыстие, добросердечие, открытость, преданность, любовь к родной земле, соборность, сила духа. История России - это история постоянных нашествий и войн, поэтому неслучайно в народном эпосе рождались былины о защитниках и хранителях Родины: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Вольге Всесла-вьевиче, Никите Кожемяке и др. Воспитание в Древней Руси мыслилось как воспитание защитника своего Отечества, а жизнь во благо страны представлялась высшей духовно-нравственной добродетелью. Древнерусские летописи не только рассказывали о трагических событиях истории, но и способствовали формированию у будущих поколений гордости за свою Отчизну, уважения к героическим подвигам русских воинов [1].

Во второй половине XVIII в. начинается развитие государственной образовательной системы, а одним из принципов воспитания личности становится воспитание добродетельного и благородного гражданина, стремящегося быть полезным обществу. Патриотические идеи занимали важное место в творчестве многих русских просветителей и писателей того времени (И. И. Бецкой, Н. И. Карамзин, Я. П. Козельский, А. П. Куни-цын, М. В. Ломоносов, А. А. Мусин-Пушкин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. М. Ястреб-цов и др.), которые считали, что воспитывать подрастающее поколение необходимо так, чтобы оно не страшилось пожертвовать ради Отчизны жизнью [9].

Большое внимание проблеме воспитания гражданственности и патриотизма уделялось в трудах философов, общественных деятелей, писателей и педагогов второй половины XIX - начала ХХ вв. (В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, В. И. Водовозов, В. В. Зень-ковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, В. С. Соловьев, В. Я.Стоюнин, К. Д.Ушинский,А.С.Хо-мяков и др.). Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «любовь к Родине - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [9, с. 234].

В начале XX в. происходит развитие идей гуманизма как в общественной сфере, так

и в образовательной системе. Повышение внимания к личности способствовало усилению гуманистического направления и в патриотическом воспитании. Так, согласно взглядам П. П. Блонского, гуманизм является мощным стимулом патриотических поступков каждодневного труда. Необходимо побуждать человека наблюдать за жизнью других людей и быть чутким к ним, развивать отзывчивость, сострадание к людям и стремление стать участником их жизни. Быть патриотом означало быть преданным своей стране до самоотвержения и сочетать в себе истинную любовь к Отечеству с любовью ко всему человечеству [3, с. 58-59]. При этом воспитатель «должен не проповедовать любовь к родине, а увлекательно исповедовать ее и доказывать ее делами, полными энергии и преданности» [7, с. 228].

После Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания личности приобрела особое значение. Среди педагогических исследований 50-60-х гг. XX в. выделяются работы И. С. Марьенко, М. А. Терентия, Ф. И. Хвалова, в которых теоретически обосновывается понятие советского патриотизма, разрабатываются практические рекомендации по формированию патриотического сознания личности в воспитательной работе, трудовых делах.

Особое значение в этот период имеют работы В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у детей и молодежи любовь к родной природе, родному слову, своей семье, культуре и истории, а также стремление к бескорыстному служению Отечеству в активной трудовой и общественной деятельности. Педагог писал о необходимости с ранних лет развивать в человеке «жажду стать настоящим патриотом», что «означает жить в мире нравственных ценностей и чувствовать себя сыном Отечества» [14, с. 20].

В 1970-80-х гг. разрабатываются различные аспекты гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи: их взаимосвязь с другими направлениями воспитательной работы, подготовка кадров в сфере патриотического воспитания и др. Во второй половине 1990-х гг. рассматриваемым вопросам в науке и практике уделялось значительно меньше внимания, что явилось результатом социально-политического и экономического кризиса в стране. В общественной жизни того времени идеи гражданственности и патриотизма были значительно политизированы, что привело к

появлению негативных оттенков в понятиях «патриотизм» и «патриот».

Обобщая сказанное, заметим, что традиционно патриотическая направленность сознания всегда была основополагающей чертой российского менталитета. После реформ 1990-х гг. стало возможным говорить об утрате этого исконно русского и российского качества и о проблемах патриотического воспитания в России.

Сегодня, рассматривая патриотизм как неотъемлемую часть духовно-нравственной направленности личности, педагоги считают необходимым переосмыслить его содержание в новых социально-экономических условиях. Так, И. Д. Лушников отмечает, что «сегодня в принципе решается вопрос: быть ли самому явлению патриотизма в России в обстановке многоликого отношения к нему и множественных враждебных проявлений к русскому народу и к России. Патриотизм превратился в социальную и педагогическую проблему, судьбоносную для страны» [10, с. 5].

По мнению современных ученых, патриотизм - это сложное многоаспектное социокультурное явление, которое рассматривается с позиций социологии, политологии, философии, педагогики как составляющую политико-правовой культуры, важнейшая духовно-нравственная и социальная ценность, личностное образование, проявляющееся в чувствах, сознании, поведении личности. В социально-философских исследованиях (Т. В. Беспалова, В. Г. Валуев, А. Н. Вырщиков, Н. В. Ипполитова, Д. А. Кар-манова, И. И. Кондрашин, М. Б. Кусмарцев, Е. С. Троицкий и др.) патриотизм рассматривается как социально-гуманистическое явление, общественно-исторический феномен, часть современной национальной идеи, объединяющей на духовной основе разные народности России.

В философской литературе по признаку объектной направленности на конкретное социокультурное пространство выстраивается типология форм патриотизма. Например, В. М. Хаустов выделяет следующие его виды: 1) российский (через освоение опыта, закрепленного в моральных нормах, обычаях, традициях, ценностях, осваиваются индивидуальные и групповые поведенческие программы); 2) государственный (существует в рамках единого политического пространства и направлен на общий объект - государство); 3) национальный (имеет базовой опорой национальную культуру, способствует пробуждению чувства любви

к Родине, национальной гордости, воспитанию национальных традиций); 4) конституционный (представляет собой готовность гражданина соблюдать конституционные законы, придерживаться общепринятой политики государства и выражает интересы электората в период избирательных кампаний) [17]. Е. С. Троицкий различает три типа патриотизма: 1) российский, формирующийся на базе общих интересов коренных народов России; 2) национальный - патриотизм одной нации; 3) местный (региональный) -привязанность к родному краю [15]. По мнению Т. В. Беспаловой, государственная и национальная формы патриотизма должны стать этапами патриотического воспитания: от знания народных традиций к уважению законов общества, государства [2].

Полагаем, что родные с детства места, близкие нам люди, особенности национального этикета, взаимоотношений, языка, традиций - все это условия проявления любви и привязанности к малой родине на всю жизнь. Социально-гуманистическая сущность патриотизма обнаруживается в признании достоинств и прав человека, до-бролюбии, взаимопомощи, социально значимой деятельности, естественном чувстве любви и привязанности, побуждающих к активным действиям на пользу Отечеству [5].

Представители политологического подхода (Т. В. Беспалова, А. А. Герасимова и др.) рассматривают патриотизм как основной компонент политико-правовой культуры личности, который проявляется в общественных делах, способствующих консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти, исполнению гражданских обязанностей [13]. При этом важно отметить, что многие исследователи подчеркивают неразрывную связь патриотизма с интернационализмом, культурой межнационального общения, воспитанием у личности нетерпимости к проявлению любых форм национальной ограниченности и шовинизма.

В педагогических исследованиях патриотизм рассматривается как интегративное духовно-нравственное качество в структуре личности (Ю. К. Бабанский, Л. В. Бай-бородова, И. Д. Лушников, М. И. Рожков, Л. Д. Столяренко, И. Ф. Харламов). Например, И. Ф. Харламов определяет его как «нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживаний своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых услови-

ях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [1б, с. 352]. И. Д. Лушников подчеркивает, что все стороны патриотизма взаимосвязаны, однако «на первое место надо ставить не психологическое чувство любви, которое легко может трансформироваться в другие чувства, а нравственное - ответственность перед Родиной как устойчивый результат воспитания» [10].

В современной педагогике патриотическое воспитание в основном рассматриваются как составная часть многогранного и целостного педагогического процесса формирования личности и определяется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, направленный на развитие патриотических чувств, мотивов и устойчивых норм поведения, формирование патриотических знаний, ценностей, качеств личности, необходимых человеку для успешной социализации [8].

Традиционно патриотическое воспитание подвергается осмыслению преимущественно в военно-историческом и гражданско-правовом ракурсе. Однако патриотизм не следует понимать только как явление, обусловленное определенными социально-экономическими, политическими и другими факторами. Неотъемлемой характеристикой этого феномена является наличие естественных основ, которые формируются независимо от условий, приведенных выше, и отражают духовный мир человека. В связи с этим понятие «Родина» следует понимать как инвариантную основу патриотизма, отражающую черту, присущую каждому народу, а понятие «Отечество» является вариативной характеристикой, отражающей особенности развития конкретного общества на определенном этапе его развития [4, с. 27-32].

В первую очередь наличие развитых патриотических чувств - это показатель духовно-нравственного становления личности, сформированности ее ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, которые заметно отличаются в национальных культурах различных этносов. В связи с этим народные традиции являются важным средством патриотического воспитания, приобщение к ним ставит индивида в активную субъектную позицию, позволяя формировать патриотическую культуру личности на уровне как сознания, чувств, так и деятельности.

Воспитательное значение этнокультурных традиций различных народов России,

вопросы народно-патриотического воспитания средствами фольклора, художественных промыслов представлены в различных этнопедагогических исследованиях (Н. В. Адаева, Е. Ю. Баймяшкина, И. И Ва-лиев, Э. В. Зауторова, Н. В. Машенцева, В. А. Николаев, В. Н. Шейко, Т. Я. Шпикалова и др). В них отмечается, что нравственные ценности (совесть, порядочность, нравственная чистоплотность, честь, правда) всегда входили в высший слой русской народной культуры, а также сочувствие чужой беде, стыд, покаяние. Именно в этих духовных ценностях концентрируется высокая нравственность и гражданская ответственность, через них формируется чувство патриотизма [6, с. 151-152].

На уровне нормативно-правовых документов в качестве важнейшего условия успешности патриотического воспитания на современном этапе закрепляется необходимость организации работы по сохранению и возрождению традиционных ценностей национальных культур Российской Федерации, воплощенных в местных диалектах, традициях, обычаях и верованиях, фольклоре, особенностях уклада жизни и представлениях об устройстве мира. Причем ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре [12]. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. система образования в воспитании патриотов должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России [11].

Формирование патриотизма осуществляется в процессе специально организованной педагогической деятельности, основанной на взаимодействии субъектов воспитания. Основная цель патриотического воспитания состоит в формировании патриотических чувств как интегративного качества личности, заключающего в себе национально-патриотические ценностные ориентации, знание и уважение народных традиций, героев, символов, ответственную гражданскую позицию, культуру межнационального общения и проявляющегося в социально ответственной деятельности на благо народа и страны. Выделяя патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо подчеркнуть его неразрывную связь с

другими направлениями данного процесса: патриотическое воспитание пронизывает, интегрирует их.

Основой содержания патриотического воспитания являются подлинные формы отражения и сохранения национальных духовных ценностей русского народа, имеющие историческую, педагогическую и патриотическую ценность, раскрывающие отношения человека с человеком, окружающей природой. Именно они позволяют сформировать ценностное отношение к Отечеству. Приобщение личности к освоению традиций и ценностей русской культуры позволяет наиболее эффективно решить комплекс педагогических задач: овладеть технологиями трансляции и создания национальных ценностей, существенно усилить позитивное

воздействие народных традиций в противовес негативным социальным тенденциям, воспитать любовь к России как большой Родине и преданность месту проживания как малой Родине, толерантность по отношению к другим народам.

Таким образом, сегодня феномен патриотизма осмысляется как интегративное социальное явление, которое не только характеризует жизнеспособность и развитие российского общества, но и является одним из важнейших факторов его выживания в современном мире. Воспитание и развитие патриотических чувств, приобщение личности к ценностям культуры русского народа выступает важнейшим условием возрождения и сохранения духовно-нравственных основ национального характера.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М., 1985. 363 с.

2. Беспалова Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2011. 50 с.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / сост. и вступ. ст. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская ; под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 1. 304 с.

4. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 27-32.

5. Ешев М. А. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Майкоп, 2010. 25 с.

6. Зауторова Э. В. Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 151-155.

7. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. 431 с.

8. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. Ша-дринск, 2005. 84 с.

9. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики : учеб. для студентов пед. ин-тов. М., 1982. 447 с.

10. Лушников И. Д. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И. Д. Лушникова. Вологда, 2004. 100 с.

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 08.11.2017).

12. Основы государственной культурной политики : указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/47325 (дата обращения: 08.11.2017).

13. Политология : энциклопедический словарь / общ. ред. и состав. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. 431 с.

14. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М., 1990. 288 с.

15. Троицкий Е. С. О русской идее. Очерки теории возрождения нации. М., 1994. 316 с.

16. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособие. М., 2003. 520 с.

17. Хаустов В. М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. 24 с.

Щ REFERENCES

1. Antologija pedagogicheskoj mysli Drevnej Rusi i Russkogo gosudarstva XIV-XVII vv. / sost. S. D. Babishin, B. N. Mitjurov [Anthology of pedagogical thought of Ancient Russia and Russian state XIV-XVII centuries; comp. S. D. Babishin, B. N. Mityurov]. Moscow, 1985. 363 р. (In Russ.).

2. Bespalova T. V. Patriotizm kak forma sociokul'turnoj identifikacii v konfliktnyh uslovijah rossijskogo perehodnogo obshhestva : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Patriotism as a form of socio-cultural identification in the conflict conditions of the Russian transitional society : abstract of diss. ... PhD. in Philosophy]. St. Petersburg, 2011. 50 р. (In Russ.).

3. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija : v 2 t. / sost. i vstup. st. M. G. Danil'chenko, A. A. Nikol'skaja; pod red. A. V. Petrovskogo [Selected pedagogical works : in 2 vols; compiled and introductory article by M. G. Danilchenko, A. A. Nikolskaya ; ed. by A. V. Petrovsky]. Moscow, 1979. Vol. 1. 304 р. (In Russ.).

4. Grevceva G. Ja., Ippolitova N. V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: istoricheskij aspekt [Education of youth citizenship and patriotism: historical aspect]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University. 2015. Iss. 6. Рр. 27-32. (In Russ.).

5.Yeshev M. A. Patriotizm kak cennostnyj orientir studencheskoj molodezhi : avtoref. dis. ... kand. sociolog. nauk [Patriotism as a valuable reference point of students : abstract of dissertation ... PhD. in Sociology]. Maikop, 2010. 25 р. (In Russ.).

6. Zautorova Je. V. Jetnokul'turnoe vospitanie detej sredstvami russkoj horovoj kul'tury v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija [Ethnocultural education of children by means of russian choral culture in institutions of additional education]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl pedagogical bulletin. 2017. Iss. 4. Рр. 151-155. (In Russ.).

7. Il'in I. A. Put' k ochevidnosti [The path to the evidence]. Moscow, 1993. 431 р. (In Russ.).

8. Ippolitova N. V. Patrioticheskoe vospitanie : ucheb. posobie po speckursu dlja studentov ped. in-tov [Patriotic education : a manual for special courses for students of pedagogical institutes]. Shadrinsk, 2005. 84 p. (In Russ.).

9. Konstantinov N. A., Medynskij E. N., Shabaeva M. F. Istorija pedagogiki : ucheb. dlja studentov ped. in-tov [History of pedagogics: textbook for students of pedagogical institutes]. Moscow, 1982. 447 p. (In Russ.).

10. Lushnikov I. D. Patriotizm kak pedagogicheskaja problema v sovremennoj Rossii [Patriotism as a pedagogical problem in modern Russia]. Problemy vospitanija patriotizma / pod red. I. D. Lushnikova - Problems of education of patriotism; ed. by I. D. Lushnikov. Vologda, 2004. 100 p. (In Russ.).

11. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.10.2000 № 751 [National doctrine of education in the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation from 04.10.2000 № 751]. Available at: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed 08.11.2017). (In Russ.).

12. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.12.2014 № 808 [Fundamentals of state cultural policy: decree of the President of the Russian Federation from 24.12.2014 № 808]. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/news/47325 (accessed 08.11.2017). (In Russ.).

13. Politologija: jenciklopedicheskij slovar' / obshh. red. i sostav. Ju. I. Aver'janov [Political science: Encyclopedic dictionary; ed. and comp. by Yu. I. Averyanov]. Moscow, 1993. 431 p. (In Russ.).

14. Suhomlinskij V. A. Kak vospitat' nastojashhego cheloveka (Jetika kommunisticheskogo vospitanija). Pedagogicheskoe nasledie / sost. O. V. Suhomlinskaja [How to educate a real human being (Ethics of Communist education). Pedagogical heritage; comp. by O. V. Sukhomlynskaya]. Moscow, 1990. 288 p. (In Russ.).

15. Troickij E. S. O russkoj idee. Ocherki teorii vozrozhdenija nacii [On the russian idea. Essays on the theory of the revival of the nation]. Moscow, 1994. 316 p. (In Russ.).

16. Harlamov I. F. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogics: textbook]. Moscow, 2003. 520 p. (In Russ.).

17. Haustov V. M. Patrioticheskoe vospitanie kak vedushhee napravlenie gosudarstvennoj molodezhnoj politiki : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [Patriotic education as the leading direction of the state youth policy : abstract of diss. ... PhD. in Politics]. Moscow, 2007. 24 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.