Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи'

Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4986
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова В. С.

В статье определяется актуальность темы исследования, заключающаяся в необходимости воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма и гражданственности, правовой культуры и культуры межнационального общения. Раскрывается сущность процесса патриотического воспитания студентов как процесса формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Определяются цели и задачи на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи»

75 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Педагогика и психология образования

Н

’АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

УДК 371

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

Шилова В.С. ВОСПИТАНИЕ СТуДЕНТОВ:

сущность, цели и задачи

Шилова Вера Сергеевна,

доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии Естествознания Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Студенческая, 14, к. 1, г. Белгород, 308007, Россия;

E-mail: shilovs@bsu.edu.ru

Аннотация

В статье определяется актуальность темы исследования, заключающаяся в необходимости воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма и гражданственности, правовой культуры и культуры межнационального общения. Раскрывается сущность процесса патриотического воспитания студентов как процесса формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Определяются цели и задачи на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.

Ключевые слова: студенты; патриотизм; воспитание; патриотическое воспитание; цели и задачи патриотического воспитания.

Shilova V.S.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS:

THE ESSENCE, GOALS AND OBJECTIVES

Shilova Vera Sergeyevna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences Belgorod State National Research University, 14-1 Studencheskaya St., Belgorod, 308007, Russia;

E-mail: shilovs@bsu.edu.ru

Abstract

The author determins the relevance of the research topic as the need to educate students in the spirit of patriotism, civic consciousness, legal culture, and the culture of interethnic communication. The article reveals the essence of the process of patriotic education of students as a process of developing patriotic consciousness and behavior of the individual, the realization of its creative potential for the benefit of the Fatherland and people; the development and implementation of all essential powers of the person in the indicated direction, formation of a socio-ecological culture. The author also determins the goals and objectives at the strategic, tactical and operational levels.

Keywords: students; patriotism; education; patriotic education; goals and objectives of patriotic education.

№1 2015

76 Шилова В.С. | ш ш ТТАУЧНЫИ Нрезультат

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ:

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ — ощра'

Современная Россия, ее будущее нуждаются в гражданах-патриотах. Это вызывает, в свою очередь, необходимость специально организованной деятельности, специально подготовленных людей, целенаправленно осуществляющих формирование патриотических качеств личности. Такая деятельность должна охватывать все слои населения, все возрастные группы, независимо от профессиональной занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе. Отсюда цель настоящей работы - выявить сущность и определить задачи патриотического воспитания студентов. В связи с этим методы исследования включали в себя, прежде всего, теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию.

В результате была выявлена сущность исследуемого процесса. Патриотическое воспитание, на наш взгляд, представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа, планеты Земля, Космоса; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, их защите от различных посягательств.

В целом патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Кроме того, патриотическое воспитание - это не только разноплановый, но и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина России, верного своему Отечеству, готового выполнить свой общественный и конституционный долг.

Сущность патриотического воспитания подрастающего поколения, учащейся моло-

дежи позволяет сформулировать его главную цель и в условиях вуза. Она определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении традиций межнационального общения на основе равенства, дружбы и братства; в сплочении всех производительных сил на благо Родины; в защите Отечества от внешних и внутренних посягательств на его целостность; в оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям и жертвам, к подвигам во имя интересов Родины. Сегодня начинает возрождаться идея сильной, благополучной и процветающей России, народа глубокой духовности и тысячелетней культуры.

Эта идея - идея патриотизма - оформляется в цель жизни и деятельности российского общества, всех слоев населения, каждого гражданина, воплощается в процессе воспитания подрастающих поколений, молодежи и студентов. В связи с этим цель патриотического воспитания студентов вуза заключается в развитии патриотических чувств: любви к своей Родине, народу; преданности Отечеству; готовности к самореализации на благо общества, во имя интересов государства и его граждан. Цель достигается путем решения разноуровневых задач: стратегических, тактических, оперативных. Стратегические задачи:

- служение своему Отечеству и народу;

- бережное отношение к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности;

- воспитание любви к Российской армии, готовности вставать в ее ряды и отдавать свои силы на защиту ее и Родины;

- воспитание гуманизма, стремления отстаивать мир в своей стране и на планете в целом;

- усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении тысячелетней истории;

- усвоение и применение нравственных традиций российского народа и своего этноса;

- формирование правовой культуры студентов, способствующей укреплению пра-

серия Педагогика и психология образования

вового российского государства; становление и развитие правовых отношений граждан;

- усвоение опыта интернационального общения на основе уважения к правам и обязанностям граждан других государств;

- развитие и осознание чувства гражданского долга перед своей Родиной, своими родителями и детьми. Чувство долга должно стать внутренним критерием всех чувств, мыслей, деятельности;

- формирование действенной любви к Родине, стремление трудиться на ее благо;

- формирование общественных чувств и выработка навыков коллективной жизни;

- сохранение и соблюдение традиций боевой и трудовой славы своей страны и народа;

- борьба со всеми проявлениями национализма, шовинизма, сепаратизма, терроризма, нетерпимости к другим нациям и народностям; уважение их самобытности;

- преодоление узкоместнического понимания патриотизма, различных его интерпретаций;

- формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку. Тактические задачи:

- защита своей Родины, выполнение своих гражданских обязанностей и долга;

- ответственное отношение к своей учебе, овладению будущей профессией;

- изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России;

- изучение, охрана и восстановление культурного наследия российского народа; приумножение культурного богатства на благо Отечества;

- изучение и усвоение прав и обязанностей граждан России; нравственных норм и традиций своего народа, их дальнейшее приумножение;

- формирование у студентов чувства общности коренным интересам в борьбе за

мир, демократию, национальную независимость, социальный прогресс;

- формирование у студентов умения подчинять свое сознание и поведение идее долга перед Отечеством и народом;

- формирование у каждого студента чувства ответственности перед государством и народом; коллективом вуза, группы;

- развитие у студентов потребности активного участия в практической деятельности на благо России и ее народов;

- создание условий творческой самореализации студентов во имя процветания России;

- формирование трудолюбия, сознательности, дисциплинированности, ответственности; уважения к интересам государства, общества, каждого гражданина.

Оперативные задачи:

- активное служение делу демократии в России, социально-экономическому прогрессу;

- уважение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности;

- внесение посильного вклада в охрану и восстановление памятников природы и истории для настоящего и будущих поколений;

- обновление интернациональных традиций, преодоление национального зазнайства, кичливости, эгоизма и чванства;

- обогащение исторического наследия вуза новыми достижениями, духовными ценностями;

- создание обстановки нетерпимости к нарушениям студентами их обязанностей и трудовой дисциплины;

- единство и непреклонность требований всех воспитателей в лице преподавателей вуза, коллектива в целом;

- использование различного содержания и многообразия форм вовлечения студентов в деятельность, направленную на рост благосостояния страны;

- укрепление в сознании студентов чувства принадлежности к многонациональному российскому государству; народу России как древнейшей исторической общности людей, развивающейся на определенной

серия Педагогика и психология образования

территории - части Евразии; укрепление единства наций и народностей страны;

- формирование у студентов культуры межнационального общения;

- формирование у студентов представления о своей деятельности, в том числе и профессиональной, в контексте деятельности всего российского народа; укрепление экономической и оборонной мощи страны;

- укрепление у каждого студента чувства общенациональной гордости; потребности и умений в установлении деловых связей, сотрудничества во всех сферах народнохозяйственного комплекса с представителями других наций, этносов, слоев населения;

- создание атмосферы товарищества и благоприятных условий для адаптации студентов разных национальностей, места проживания, традиций.

Подытоживая, следует подчеркнуть, что сформулированные цели и задачи достигаются в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи, отдельных его направлениях: правовом. социально-экологическом, культуре межнационального общения, управленческом. Вместе с тем, особенности каждого из направлений требуют решения своих специфических задач, изучение которых - предмет дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон «Об образовании в РФ». М., 2012.

2. Конституция РФ. М., 2007.

3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993/1999.

4. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов. Учебное пособие. Белгород, 2010; 2011.

REFERENCES:

1. The Law “On Education in the Russian Federation”. M., 2012.

2. The Constitution of the Russian Federation. Moscow, 2007.

3. Russian Pedagogical Encyclopaedia. M.

1993/1999.

4. Shilova V. Patriotic Education of Students. Study Guide. Belgorod, 2010; 2011.

серия Педагогика и психология образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.