БИОЭТИКА
УДК: 378.183:378.096:616-053.2/5(57051) Код специальности ВАК: 14.02.05, 09.00.05
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КРАСНОЯРСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ПРОФ. В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО
М.Ю. Галактионова, Д.А. Маисеенко,
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Галактионова Марина Юрьевна - e-maii: [email protected]
Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление молодежи. В статье рассматриваются приоритетные направления по патриотическому воспитанию обучающихся старших курсов педиатрического факультета ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Раскрываются принципы организации воспитательного процесса в поликультурном образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, обучающиеся, медицинский университет.
Patriotic education, part of education in general, is a systematic and purposeful activity of state authorities and public organizations on formation of the Russian citizens of high patriotic consciousness, readiness to perform their civic duty and constitutional obligations. In this regard, significantly increased the role of educational institutions, youth organizations, within which there is spiritual and moral formation of young people. In article the priority directions on patriotic education of the studying older years of pediatric faculty of the Krasnoyarsk medical university of the prof. V.F. Voyno-Yasenetsky are considered. The principles of the organization of educational process in polycultural educational space of higher education institution reveal.
Key words: education, patriotism, students, medical university.
«То, что важно для воспитателя, должно быть развернуто перед ним как географическая карта или по возможности как план хорошо построенного города»
И.Ф. Гербарт
Сегодня современная ситуация в России характеризуется девальвацией духовных ценностей среди молодежи, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения.
Будущее России зависит от степени готовности современных молодых людей к достойным ответам на исторические вызовы, к защите интересов многонационального
государства. Только построенное на уважении к правам человека гражданское общество может стать надежным барьером на пути маргинализации и экстремизма [1, 2]. Трансформация всех сторон российской жизни в последние 15 лет болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере современной молодежи:
• СМИ своей информацией ежечасно отравляют сознание молодёжи, насаждая чуждые и вредные ориентиры;
• с экранов ТВ сходят жестокость, насилие, отстрелы и разборки рыночных конкурентов, праздная жизнь, надоевшая рекламу.
Это не что иное, как гуманитарный кризис.
В этих условиях очень важно воспитание гражданина-патриота, т. е. формирование у молодежи высокого
31
№ 5 (45) октябрь 2016 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ
Биоэтика
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Основная цель патриотического воспитания - создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности. Становление молодёжи, обладающей, способной проявить свои позитивные ценности и качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его устойчивого развития. Принципами патриотического воспитания являются [3]:
• принцип системного и организованного подхода, который предполагает постоянную, целенаправленную, скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию молодёжи в России;
• принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастной, социальной и других групп населения;
• принцип универсальности, основанный на использовании социально ценного опыта прошлых поколений и гордости за своих предков, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях;
• принцип учёта региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, коллективу и т. п.
Педагогический коллектив педиатрического факультета основными задачами патриотического воспитания считает:
• развитие общественной активности обучающихся, воспитание в них сознательного отношения к учебе, труду, к народному достоянию;
• расширение знаний о родном крае, городе, истории университета и факультета;
• воспитание гордости за героическое прошлое наших земляков, мотивирование молодых людей продолжить лучшие традиции;
• формирование ответственности за судьбу своей Родины, готовность к защите её интересов.
Для реализации этих задач используются разнообразные формы и методы учебной и внеаудиторной работы, которые отвечают следующим требованиям: быть значимыми, способными вовлечь в деятельность коллектив обучающихся; быть согласованными со всеми звеньями системы воспитания; способствовать развитию интересов и потребностей обучающихся, проявляющихся в патриотической деятельности.
Принято считать, что формирование патриотических чувств происходит в определённой последовательности: сначала следует воспитывать любовь к родителям, родному дому, затем к улице, деревне, городу, родному краю и, наконец, стране. Семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладывается фундамент нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности, является одним из основных объектов патриотического воспитания. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и Отечеству.
Традиционной является учебная олимпиада «Семья: традиции и семейные ценности». Молодые юноши и девушки представляют микромодель семьи со всеми ее элементами (сводом нормативных правил, традиций, элементами взаимоотношений и др.). Проведенное анкетирование во время олимпиады позволяет дифференцировать взгляды современной молодежи на сохранение семейных традиций, ценностей и воспитание культуры построения взаимоотношений.
Родным домом наши обучающиеся считают богатый своей историей медицинский университет, который ведет свое летоисчисление с 1942 года. История университета с момента создания связана с человеком с мировым именем профессором В.Ф. Войно-Ясенецким, который был в годы Великой Отечественной войны не только архиепископом Красноярской епархии, но и учил первых студентов нашего вуза, оставаясь при этом главным консультантом всех красноярских эвакогоспиталей. Здесь он собирал материалы из практики врачевания раненых, закончил свою знаменитую монографию «Очерки гнойной хирургии», которой в 1944 году была присуждена Сталинская премия. Востребованность этого уникального учебного пособия хирургами неоспорима и в наши дни. А десять лет назад произошло знаменательное событие: решением Минздравсоцразвития России № 2624 от 14.12.2007 г. и с благословения Патриарха Московского и Всея Руси университету было присвоено имя профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого - «Патриарха красноярской интеллигенции».
Во всем мире знают красноярскую хирургическую школу. Например, профессор А.М. Дыхно, который заведовал кафедрой госпитальной хирургии в 1951-1957 годах и воспитал целую плеяду талантливых врачей. Его ученики Н. Дралюк, А. Кокорина, В. Красовская, М. Архипенко,
A. Орлов занесены в мировую Медицинскую энциклопедию. В числе 500 известнейших медиков XX века - создатель педиатрической школы в Красноярске профессор Ж.Ж. Рапопорт.
Дни рождения вуза отмечаются интересными и торжественными вечерами, представлениями жизни и достижений своего факультета. К юбилейным датам проводятся тематические и творческие вечера с почетными ветеранами КрасГМУ, руководителями научных школ, ветеранами войн. Их тематика разнообразна: «Без прошлого нет настоящего», «Встреча поколений», «Две эпохи», «Песни военных лет», «В памяти нашей» и другие. Постоянными гостями подобных мероприятий являются наши ветераны: Л.А. Гульман, В.П. Красовская, А.П. Колесниченко,
B.Т. Манчук, Е.И. Прахин и многие другие, посвятившие педагогической работе и воспитанию молодежи в университете от 20 до 50 лет. В настоящее время многие наши выпускники, заканчивая университет, остаются в стенах своей А1та mater, но уже в ранге преподавателей.
Любовь к Родине не может быть абстрактной и начинается она всегда с душевной, нравственной привязанности к отчему краю. А красноярская земля - это край щедрой природы, богатый событиями истории. В университете нет, пожалуй, ни одной учебной группы, где бы ни проходили тематические часы об истории Красноярского края, города Красноярска. Девизом каждого мероприятия
32
№ 2 (47) май 2017 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ
Al
ЭдУД
Биоэтика
является: «Нет государства без истории, нет будущего без истории». При подготовке к Дню национальной культуры студенты собирают сохранившиеся народные обычаи, обряды, традиции, старинные песни, старинные причитания, представляют творческие номера и блюда национальной кухни.
Все это воспитывает в молодом поколении способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры и искусства, народного творчества, приобщает ребят к познанию и прекрасному чувству Родины. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «местная река своим течением должна вынести дитя из близлежащих окрестностей в обширное Отечество».
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [4] в нашем вузе воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся. И хотя все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но в нашей памяти живут и будут жить имена тех, кто ценой своей жизни отстоял нашу свободу и национальную независимость. Поэтому любому юноше, обдумывающему свою жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладевать обязательно, - это профессия защитника Отечества.
Значительными возможностями эмоционального воздействия на духовную сферу студентов обладают тематические вечера, различные конкурсы, викторины на военную и патриотическую тематику, встречи с участниками боевых действий. Тематика таких мероприятий носит обобщающий характер и отличается яркой выразительностью: «Памяти павшим», «Никто не забыт, ничто не забыто», «В жизни всегда есть место подвигам» и другие. Все это, несомненно, способствует воспитанию патриотизма, гуманности.
А личное общение молодых людей с участниками войны -это особая страница в воспитательном процессе университета. Так, в течение двух лет более 200 студентов и преподавателей КрасГМУ принимали участие в акциях «Бессмертная рота», «Бессмертный полк», «Бессмертная дивизия». Эти незабываемые встречи дают возможность почувствовать правду о войне, осознать ценности жизни, понять, что такое долг и честь гражданина России.
Во Всероссийском молодёжном военно-историческом квесте «За мной Россия», который проходил в мае 2016 года в 40 городах России, одна из десяти вузовских команд была представлена студентами педиатрического факультета, завоевавшими третье место на региональном этапе.
Уже в течение пяти лет в преддверии праздника Великой Победы проводится традиционный патриотический смотр «Георгиевская лента», где обучающиеся принимают активное участие в конкурсах художественного слова и
патриотической песни, постановках СТЭМ, графике, фотографии и публицистике на военную тематику.
Особую патриотическую направленность несут также ежегодные олимпиады, организованные сотрудниками кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО, а также военно-спортивные соревнования «Патриот», приобщающие молодежь к атмосфере армейской жизни, развивающие чувство ответственности, организованности. В программу данных мероприятий включены тематические этапы по строевой, огневой, тактической, физической подготовке и организации медицинской службы.
Бесспорно, что в воспитании патриотизма у современной молодежи невозможно обойтись без знаний истории Родины со всеми ее достоинствами и недостатками, без всяких прикрас и утрирования. Каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировосприятии. Сегодня изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается его прошлое, тревожит настоящее и настораживает неопределенное будущее.
Патриотизм сегодня - это не только воспитание готовности молодых людей защищать Родину, но и ответственность государственных политиков за наше социальное благополучие. Патриотизм сегодня - это ликвидация неравенства, выведение страны из гуманитарного кризиса.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе образования граждан России. [Д
ЛИТЕРАТУРА
1. Паршутина М.А. Патриотическое воспитание как основа социализации и профессионального самоопределения личности студента-медика. Вестник ГОУ ДПО ТО ИПК и ППРО ТО. Тульское образовательное пространство. 2015. № 3. С. 41-43.
Parshutina M.A. Patrioticheskoe vospitanie kak osnova socializacii i professional'nogo samoopredelenija lichnosti studenta-medika. Vestnik GOU DPO TO IPK i PPRO TO. Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo. 2015. № 3. S. 41-43.
2. Самигуллина В.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательной организации высшего образования. Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1 (111). С. 33-38.
Samigullina V.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovanija. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 4-1 (111). S. 33-38.
3 Томилина С.Н., Дорофеев А.М. Система патриотического воспитания курсантов морского вуза. Научный журнал КубГАУ. 2014. № 102 (08). С. 1-14.
Tomilina S.N., Dorofeev A.M. Sistemapatrioticheskogo vospitanija kursantov morskogo vuza. Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2014. № 102 (08). S. 1-14
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2011-2015 gody».
5. Сайт КрасГМУ. Доступно http://krasgmu.ru/index.php?page[common]=o rg&id=1&cat=history (дата обращения: 10.03.2017).
Sajt KrasGMU. Dostupno http://krasgmu.ru/index.php?page[common]=org &id=1&cat=history (data obrashhenija: 10.03.2017).
33 № 2 (47) май 2017 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ